Научная статья на тему 'Из опыта внедрения технологии проблемно-ориентированного обучения (PBL) в условиях сельской малокомплектной школы'

Из опыта внедрения технологии проблемно-ориентированного обучения (PBL) в условиях сельской малокомплектной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сунгатуллин М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта внедрения технологии проблемно-ориентированного обучения (PBL) в условиях сельской малокомплектной школы»

ИЗ ОПЫТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (PBL) В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Знания - дети удивления и любопытства.

Луи де Бройль

В статье раскрыты некоторые особенности проблемно-ориентированного обучения. Представлен

опыт создания «Школы Превосходства» в

Большеметескинской средней общеобразовательной школе имени Фатиха Хусни

Тюлячинского муниципального района РТ.

Ключевые слова: проблемное обучение, методический коучинг, педагогические технологии.

В целях повышения профессиональной компетентности педагогов и создания центров лидерства по методической работе во всех муниципальных районах Республики Татарстан в рамках реализации совместного проекта с сингапурской компанией Educare Cooperative Limited "Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» на базе общеобразовательных школ были созданы 50 «Школ Превосходства». Суть проекта заключалась в том, что педагогические коллективы этих школ будут активно внедрять инновационные программы, передовые методики и технологии в обучении.

В течение 2014 года школы прошли обучение по различным направлениям педагогических технологий, успешно применяемых в Сингапуре: CL -кооперативное обучение, CT - критическое мышление, PBL - проблемно-ориентированное обучение, технологии, способствующей мозговой деятельности, ЕС - обогащенная программа. В Тюлячинском муниципальном районе «Школой Превосходства» стала Большеметескинская средняя общеобразовательная школа имени Фатиха Хусни.

Целями создания «Школ Превосходства» явились:

- развитие педагогического мастерства учителей через повышение квалификации и консультирование;

- фокусирование внимания педагогов на передовых методиках преподавания, основанных на фундаментальных знаниях, для воспитания и развития успешных учеников XXI века;

М.М. Сунгатуллин

- поддержка продуктивного профессионального взаимодействия учителей и школ для создания новых обучающих ресурсов и тем самым повышение успеваемости учащихся, а также создание культуры профессионального обмена, реализация поставленных целей в преобразовании системы образования таким образом, чтобы Республика Татарстан была признана центром педагогического мастерства и её школы считались лучшими в Российской Федерации.

В течение 2014-2015 учебного года директор школы и два заместителя, а также учителя, наиболее мотивированные в овладении технологией проблемно-ориентированного обучения, прошли обучение в городе Казани. Представители компании Educare проводили несколько тренингов для учителей школы имени Фатиха Хусни.

В начале 2015 года совместно со специалистами Сингапура в школе прошел методический коучинг, в ходе которого учителя показали открытые уроки, открытые заседания методических служб. Работа учителей, их стремление к новому была высоко оценена специалистами Educare.

В своей работе я хочу раскрыть некоторые особенности проблемно-ориентированного обучения и проблемы, возникшие в ходе реализации проекта. Изучая историю зарубежной и отечественной педагогики, а также беседуя с учителями-«аксакалами», было выяснено, что технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Основоположником проблемного обучения был американский философ, психолог и педагог Дж . Дьюи (1859-1952 ). Он основал в 1894 году в Чикаго опытную школу. По Дьюи, условиями успешности являются:

- проблематизация учебного материала («знания - дети удивления и любопытства»);

- активность ребёнка (знания должны усваиваться с « аппетитом»);

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом и т.д.

В 1923 году в СССР были попытки реализации «комплекс - проектов» на основе лабораторно-бригадного метода. Однако в 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены.

В 70-80-е годы XX века в советской педагогике состоялась еще одна попытка возрождения проблемного обучения. Наиболее успешным теоретиком и практиком в этой области был Махмутов Мирза Исмаилович - академик АПН СССР (1978г.), академик-секретарь АН Татарстана (1996г.). Он развил теорию методов проблемно-развивающего обучения в общеобразова-

тельной школе и профессиональной школе. За монографию «Современный урок» (М., 1985) он удостоился премии имени Н.К.Крупской.

По Махмутову, проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню сложности проблемы, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

В современной теории проблемного обучения различают два типа проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат - у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации -акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи.

Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

В январе 2015 года в составе делегации директоров «Школ Превосходства» мне посчастливилось побывать на стажировке в Сингапуре в рамках совместного проекта Минобрнауки Республики Татарстан и Сингапурской компании Educare. Во время стажировки посетили многие школы, в том числе школы, которые работают с применением технологии проблемно-ориентированного обучения, были встречи с педагогами, учениками.

Стажировка помогла мне ответить на вопрос, чем же отличается методика, предложенная Сингапурской компанией, от идей вышеназванных предшественников. Главное отличие PBL - ориентирование не на решение проблемной ситуации, а на решение большой проблемы. Этим оно больше сближается с идеями Дж. Дьюи. В отличие от проблемной ситуации, которая решается на одном конкретном уроке, на решение проблемы по PBL отводится не один урок, а 3-4 урока.

1-й урок - анализ проблемы, подбор групп (команд), нахождение возможных путей решения, распределение ролей.

2-3-й уроки - обсуждение, фасилитация, поиск наиболее рациональных путей решения, подготовка проекта.

4-й урок - презентация и защита готовых проектов.

Внедряя PBL в своей школе, мы сразу же столкнулись с рядом проблем:

1. PBL подразумевает групповую работу учащихся. Многое, что заложено в проблеме, решается во внеурочное время. В Большеметескинской школе контингент учащихся собран из многих деревень, поэтому организовывать совместную работу учащихся во внеурочное время не всегда удается.

2. В отличие от России, в Сингапуре в большинстве школ преобладает модульное обучение. Ученики в течение дня изучают один предмет. В начале дня ученикам дается проблема, а к концу учебного дня они уже предлагают готовый проект. Это очень повышает эффективность таких уроков.

3. PBL в Сингапуре внедряется в течение многих лет. Все учебники, лабораторные базы и другие ресурсы ориентированы на эту технологию.

4. Студенты педагогического вуза этой страны изучают эту технологию, стажируются в ведущих школах, работающих по этому направлению, и приходят в школы, зная азы работы PBL. Это - гарантия успеха.

Исходя из этого, можно сделать вывод: полностью переходить на обучение по технологии РБЬ в Большеметескинской школе невозможно. Но для организации эффективной проектной деятельности учащихся, усиления их самостоятельности и мотивации в учебе лучше РБЬ ничего не придумаешь. Поэтому было принято решение - в рабочих программах по каждому предмету предусмотреть 1-2 урока по технологии РБЬ, особенно расширить его применение в кружковой и во внеклассной деятельности учащихся.

Литература

1. Идеи Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа // Т.В.Цирлина. На пути к совершенству. М.: Сентябрь, 1997.

2. Махмутов М.И. Проблемное обучение . М.: Педагогика, 1975.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.