Научная статья на тему 'Из опыта реализации инклюзивного образования младших школьников с нарушениями слуха'

Из опыта реализации инклюзивного образования младших школьников с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / INCLUSIVE EDUCATION / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / CHILDREN WITH HEARING DISORDER / ТЬЮТОР / TUTOR / КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / COCHLEAR IMPLANTATION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубарева Виктория Евгеньевна

Рассматриваются результаты опроса педагогов, практикующих инклюзивную форму обучения детей с нарушениями слуха. Представлен анализ сложностей, с которыми сталкиваются педагоги в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубарева Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficulties of Inclusive Education of Children with Hearing Disorder

The article deals with the results of the survey of e

Текст научной работы на тему «Из опыта реализации инклюзивного образования младших школьников с нарушениями слуха»

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИИ

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2014. Т. 10. С. 76-79

Серия «Психология»

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 159.9:37.015.3

Из опыта реализации инклюзивного образования младших школьников с нарушениями слуха

В. Е. Бубарева

Иркутский государственный университет E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются результаты опроса педагогов, практикующих инклюзивную форму обучения детей с нарушениями слуха. Представлен анализ сложностей, с которыми сталкиваются педагоги в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: инклюзивная форма обучения, дети с нарушениями слуха, тьютор, кохлеарная имплантация, компетентность.

На сегодняшний день система образования претерпевает кардинальные изменения на всех ее уровнях. Одним из противоречивых нововведений является внедрение инклюзивной формы обучения в образовательный процесс.

Инклюзивное образование подразумевает под собой полное включение детей с разными возможностями во все аспекты образовательного пространства. Характерной особенностью инклюзивного обучения является не исправление и изменение отдельного ребенка, а адаптация социальной среды под возможности данного ребенка. В более широком понимании инклюзия в образовании рассматривается как определенный шаг или ступень к гуманизации общества.

Для создания подобной «безбарьерной среды» требуется не только финансовая платформа, но и в первую очередь изменение в профессиональном мышлении и сознании всех участников образовательного процесса. В свое время Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования, поэтому введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является на современном этапе основной задачей всей системы коррекционной помощи [1]. В настоящее время данное направление стало более реальным для детей с нарушениями слуха благодаря кохлеарной имплантации - высокоэффективному методу реабилитации глухих детей. Кроме того,

как отмечает М. Л. Любимова, инклюзивное образование детей с нарушениями слуха способствует получению адаптивных навыков и метакомпетенций в общественной среде, которые необходимы для эффективной социализации [2].

Целью данного этапа исследования является выявление рисков (сложностей) инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.

Для достижения поставленной цели проводился опрос среди практикующих инклюзивную форму обучения педагогов начальных классов для детей с нарушениями слуха г. Иркутска. Общее количество педагогов составило 15 человек. Учителям предлагалось указать, с какими трудностями им приходится сталкиваться в процессе своей деятельности.

Опыт данных учебных заведений демонстрирует множество сложностей, которые встречают на пути все участники образовательного процесса. Так, многие из педагогов (86 %) указывают на отсутствие у них знаний в области специальной педагогики и психологии. Данная трудность педагогов выражается в вопросе: как работать с разными детьми и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому? В связи с этим появляется необходимость повышения квалификации педагогических работников (обмен опытом по реализации инклюзии разных регионов РФ), а также постоянного внедрения в инклюзивную практику методических разработок реализации инклюзии.

Вторым по частоте ответов (66 %) из указанных трудностей педагоги называют отсутствие адаптированных программ обучения (методического обеспечения). На наш взгляд, данная трудность связана в первую очередь с тем, что инклюзивная образовательная практика в России находится на экспериментальном этапе внедрения и поэтому достаточно ограничена в наличии методических разработок и является неустойчивой. В большей степени ресурсом для преодоления данной сложности будет являться профессиональный поиск педагогических работников.

Недостаточная готовность родителей сопровождать образовательный процесс своего ребенка или неадекватное оценивание возможностей своего ребенка (как правило, завышенное) - еще один из непростых моментов, на который указывают 53 % опрошенных педагогов, практикующих инклюзивную форму обучения. Решить данную проблему помогут школьный психолог или тьютор, которые могут повысить психологическую компетентность родителей.

Такое же количество учителей (53 %) отмечают недостаточную подготовленность ребенка с нарушениями слуха к получению образования в массовых классах. Уровень актуального развития ребенка с нарушениями слуха в большинстве случаев не попадает в зону ближайшего развития, на которую ориентирована образовательная программа, так как общее начальное образование характеризуется высокой степенью интеллектуализации детей. В связи с этим встает вопрос о сроках обучения и сложностях обучения детей с нарушениями слуха в одном темпе с нормально развивающимися сверстниками.

Опыт Московского региона России по внедрению инклюзии в массовые школы показал, что для всех участников образовательного процесса разноуровневое обучение будет эффективным (в интеллектуальном плане), если рас-

78

В. Е. БУБАРЕВА

хождение в психическом развитии детей не превышает один шаг (уровень). В противном случае появляется необходимость создания разноуровневых программ обучения (от программ повышенного уровня до коррекционно-развивающих, которые помогают компенсировать недостатки развития) [3]. Таким образом, ребенок с нарушениями слуха должен быть максимально компенсирован в области языкового и психического развития, чтобы более эффективно влиться в общеобразовательную среду школы.

Половина опрошенных респондентов (46 %) выделяют недостаточный уровень своей психологической готовности к реализации инклюзивного образования без ущерба для своего здоровья и здоровья обучающихся. Кроме того, 33 % педагогов отметили отсутствие дополнительных специалистов (тьюторов) на базе образовательного учреждения, которые должны сопровождать ребенка с особыми образовательными потребностями. Вследствие этого в ситуации определенных сложностей семья вынуждена получать помощь отдельных специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога) частным образом за пределами школы.

По результатам опроса можно отметить высокий уровень толерантности и эмпатии к детям с нарушениями слуха со стороны сверстников и их родителей, так как ни в одном случае не были выявлены педагогами сложности с коммуникациями и эмоциональным отношением в классе. Данный факт выступает положительным моментом в становлении инклюзивной формы обучения и способствует созданию адаптивного образовательного пространства.

Проведенный опрос показал, что инклюзивное образование не в достаточной мере отвечает тем требованиям, которые выдвигаются государством к данной форме образования. Это связано с тем, что для достижения успешного обучения ребенку с нарушениями слуха необходимо быть максимально развитым и приближенным по уровню психического развития к детям без нарушений; кроме того, должны быть внедрены специальные образовательные стандарты, по которым будет оцениваться ребенок с нарушениями слуха. Из проведенного опроса нами выявлено, что почти в половине случаев специальные образовательные стандарты отсутствуют, так же как и отсутствует профессионально-личностная готовность педагогов осуществлять инклюзивное образование.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что современный этап развития инклюзивного образования характеризуется большим количеством проблем и противоречий, которые требуют от общества открытого профессионального диалога, конструктивного обсуждения, поиска ресурсов и учета имеющегося опыта.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей : собр. соч. В 6 т. Т. 5 / Л. С. Выготский ; под ред. Т. А. Власовой. - М. : Академия, 1983. - 368 с.

2. Инклюзивное образование : сб. науч. ст. / под ред. Т. Н. Гусева. - М., 2010. -

С. 68-74.

3. Шипицина Л. М. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации / Л. М. Щипицина, Л. П. Назарова. - СПб. : Детство-Пресс, 2001. - 63 с.

Известия Иркутского государственного университета 2014. Т. 10. Серия «Психология». С. 76-79

Difficulties of Inclusive Education of Children with Hearing Disorder

V. Y. Bubareva

Abstract. The article deals with the results of the survey of educators practicing inclusive education of children with hearing disorder. Analysis of difficulties faced by educators in this case is presented.

Keywords: inclusive education, children with hearing disorder, tutor, cochlear implantation, competence.

Бубарева Виктория Евгеньевна Bubareva Viktoria Yevgenievna

аспирант Postgraduate

Иркутский государственный университет Irkutsk State University 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003

e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.