Из опыта разработки электронных ресурсов средствами приложения Microsoft HTML Help Workshop
Иванна Андреевна Абрамова к.п.н., доцент кафедры информатики Омский государственный аграрный университет,
Институтская пл., 1, г. Омск, (3812)655266 [email protected] Ольга Михайловна Самохвалова к.п.н., доцент кафедры государственного муниципального управления и таможенного дела Омский государственный технический университет,
Пр. Мира, 11, г. Омск, (3812)606597 [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены особенности личностно ориентированной модели обучения в аспекте информатизации образования. Дано подробное описание интерфейса приложения Microsoft HTML Help Workshop и особенности разработки электронных ресурсов средствами этой программы. Материал, описывающий этапы реализации проекта, дополнен значительным количеством скриншотов, ориентированных на визуализацию излагаемой информации в помощь начинающему пользователю данного приложения. В заключении проанализированы некоторые методологические и технологические аспекты формирования содержания и структуры электронного образовательного ресурса.
In the article special features of individually oriented learning model in terms of informational support of education are considered. The detailed description of Microsoft HTML application interface, Help Workshop and peculiarities of electronic resources development by means of this program are given. The text concerning stages of project realization is supplemented by a significant amount of the screenshots focused on visualization of information provided in order to assist a beginning user of the application. Some methodological and technological aspects of this electronic educational resource content and structure development are analyzed in the conclusion.
Ключевые слова
личностно ориентированное обучение, информатизация образования, электронный ресурс, информационные технологии обучения, смешанное обучение
individually oriented education, informational support of education, electronic resources, information technologies in education, mixed training.
Введение
Процесс информатизации общества и динамически изменяющиеся условия профессиональной деятельности любого специалиста обуславливают наибольшую востребованность таких качеств выпускника вуза, как навыки самостоятельной и
исследовательской деятельности, умение общаться и работать в группе, стремление к самоактуализации.
При традиционной или знаниево-ориентированной парадигме образования характерным является передача преподавателем, как основным носителем знаний, существенных объемов информации обучаемым. Учащиеся при такой модели обучения пассивно осваивают заранее отобранную и систематизированную информацию. Соответственно, имея прочные базовые научные познания, такие выпускники зачастую не могут адаптироваться в современных условиях профессиональной деятельности, т.к. совершенно не готовы к самостоятельной работе и ответственности за принятые решения.
Вследствие этого образование, чутко реагируя на реальные потребности общества, начало постепенно перестраиваться на личностно ориентированную модель обучения. В данной модели студент является полноправным участником образовательного процесса. Это обусловлено ориентацией на увеличение объемов научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. При этом преподаватель не столько передает студентам какой-либо объем знаний для освоения, сколько помогает правильно организовать их учебную деятельность с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого. Таким образом, эффективное выполнение запланированных видов работ в большей степени зависит от навыков самостоятельной деятельности студентов.
Следует отметить, что в личностно-ориентированной парадигме наиболее важная роль отводится информационным технологиям. Так как на современном этапе развития основными источниками информации являются не печатные издания, которые не успевают отражать лавинообразный поток информации, а электронные ресурсы, в первую очередь Internet-источники. Кроме того, в настоящее время информационные технологии эффективно используются для организации и администрирования учебной деятельности.
Однако зачастую до сих пор информатизация учебного процесса оценивается только количеством офисной техники в образовательном учреждении. А
качественные показатели, отражающие эффективность использования
информационных технологий как инструмента для развития новых форм и методов обучения, остаются без должного внимания.
Вместе с тем, использование информационных технологий обучения позволяет интенсифицировать образовательный процесс и значительно повысить уровень восприятия информации студентами. Так как при только устном изложении теоретического материала преподавателем о каком-либо объекте у студентов возникает различная степень усвоения знаний. Это связано с неодинаковым уровнем сформированности их ассоциативного и аналитического мышления, а,
соответственно и, совершенно различным восприятием образной информации. Использование средств мультимедиа позволяет сформировать образы наиболее точные и соответствующие реальным процессам и явлениям. Возникновение таких информационных технологий обучения, привносящих прямую информацию в учебный процесс, вызвало необходимость разработки соответствующих педагогических технологий, ориентированных на индивидуализацию процесса обучения.
Таким образом, возможность наполнения содержания электронного ресурса значительным объемом текстовой, графической и мультимедиа информации, позволяет создавать эффективные среды обучения. Однако это обуславливает и необходимость освоения специализированных приложений для разработчика. Одним из таких приложений является Microsoft HTML Help Workshop (MHHW). Это приложение позволяет разрабатывать электронные ресурсы даже пользователям, не имеющим профессиональных навыков в программировании и web-дизайне. При этом
созданный продукт имеет вид стандартной справки для Windows-приложений (рис.1).
Рис. 1. Окно готового электронного ресурса
Подобный ресурс имеет расширение *.chm и не требует для использования на ПК установки какого-либо специального программного обеспечения, так как для просмотра файлов с этим форматом используется стандартное средство распознавания, встроенное во все версии Microsoft Windows, начиная с версии '98/NT. При необходимости данное средство может быть просто скопировано на компьютер пользователя и размещено в папке windows\system32 в виде файла winhlp32.exe, который находится в свободном доступе на сайте разработчика. Немаловажным фактором является бесплатное распространение компанией Microsoft инструментального пакета приложения MHHW. Установочный дистрибутив данного продукта также находится в свободном доступе (http://msdn.microsoft.com).
Использование электронного ресурса, созданного в MHHW, основано на гипертекстовой технологии. Следует отметить, что данное приложение кроме HTML поддерживает также и такие компоненты как, ActiveX, Java, языки сценариев (JScript, и Microsoft Visual Basic Scripting Edition) и форматы изображений HTML (файлы *jpeg, *.gif, и *.png).
Предварительная подготовка материалов проекта
Предварительная подготовка материалов в виде разработки отдельных разделов, которые войдут в содержание электронного ресурса, может быть реализована в текстовом процессоре Microsoft Word. Однако, по возможности, лучше использовать какой-либо WYSIWYG-редактор, например Microsoft FrontPage. Это связано с особенностями качества воспроизведения контента отдельной страницы в готовом файле проекта *.chm.
Предварительно материал будущего электронного ресурса необходимо тщательно структурировать и, в случае работы в Microsoft Word, сохранить в отдельных файлах типа Веб-страница в одном файле (*.mht, *.mhtml). При этом, следует разбить весь материал на наименьшие структурные единицы: разделы и/или главы. Каждому элементу содержания создаваемого ресурса должен соответствовать отдельный файл. Кроме того, в отдельном файле следует сохранить и титульный лист. После чего можно переходить непосредственно к работе с MHHW.
При отборе содержания электронного пособия необходимо учитывать, что одна из функций преподавания - это преобразование научной информации в учебную. Кроме того, дидактическая обработка научной информации должна состоять, прежде всего, в структуризации и систематизации разрозненных данных,
содержащих общие признаки, детализируемые лишь при необходимости. Это обуславливает уменьшение объемов учебной информации по сравнению с научной и, соответственно, повышает эффективность усвоения студентами теоретического материала [3].
Реализация проекта средствами приложения Microsoft HTML Help Workshop
В работе с MHHW условно можно выделить несколько основных этапов: создание файла проекта, формирование средств навигации и компиляция проекта [1].
После запуска MHHW следует выполнить команду File ^ New. В появившемся диалоговом окне представлен список для выбора из нескольких возможных типов объектов:
- Project - новый проект (*.hhp), разрабатываемый при помощи мастера;
- Text - текстовый файл (*.txt);
- HTML File - web-страница (*.htm) для существующего проекта;
- Table of Contents - таблица содержания проекта (*.hhc);
- Index - предметный указатель проекта (*.hhk).
Для создания нового проекта выбирается первый тип - Project. В начальном окне мастера (рис.2) предлагается конвертация файлов существующего проекта. Соответственно при создании нового проекта это окно просто пропускается.
Welcome to the new protect wizard This wizard
е- will help you to create a new HTML Help protect
mL T his wizard can convert an easing V/mHelp
, Л i (.hpj) project It will convert the RTF lies to
HTML files, the crit file to an .Hie fie. and the
? 9 1 hpj file to an hhp file. Select the check box
Hi 9 * ?*'? ’ below if you are converting an erastna protect
1*3 ' , P Convert V/inHelp protect
| Далее > | Отмена |
Рис. 2. Окно мастера создания проектов New Project
В следующем диалоговом окне мастера (рис. 3а) необходимо указать раздел и имя создаваемого проекта. При этом файл лучше всего сохранять в папке, содержащей все остальные файлы проекта. После нажатия на кнопку Browse... появляется диалоговое окно Открыть, в котором следует выбрать папку-ресурс и в поле Имя файла ввести название создаваемого объекта (рис.Зб).
New Project — Destination
Specify the name ol your project file, and where you would like it to be created.
, % b'-i'i ».Vl
< Назад | Далее > | Отмена |
а) б)
Рис. 3. Диалоговое окно мастера создания проектов New Project-Destination
Появившееся далее диалоговое окно предназначено для конкретизации типов заранее подготовленных файлов проекта. Поля HTML Help table of contents (.hhc) и HTML Help Index (.hhk) служат соответственно для создания файлов содержания и предметного указателя. Для возможности добавления файлов, содержащих основные разделы ресурса, необходимо установить флажок в поле HTML file (.htm) (рис.4).
New Project — Existing Files
If you have already created lies that you wart to include in you project, specify them below:
Г HTML Нф table of contents (.hhc) Г HTML Нф index (.hhk)
17 jHTMLflest-htmj
< Назад I Далее >
Рис. 4. Диалоговое окно мастера создания проектов New Project-Existing Files
В следующем окне мастера необходимо поочередно добавить, используя кнопку Add..., все файлы, содержащие материал разделов пособия, начиная с файла титульного листа (рис.5).
New Project -- HTML Files
Specify whereyour htm lies are located:
Add.. I Bernove I
< Нагая I Далее > | Отмена
New Project — HTML Files
Specify where youi .htm files ate located
0. Title, mht 0.1. mht 0.2. mht
0.3L.mht
1.mht
1.1. mht
1.2. mht
1.3. mht
< Назад | Далее > | Отмена
а) б)
Рис. 5. Диалоговое окно мастера создания проектов New Project-HTML Files
После завершения работы мастера - свойства и содержание файла проекта будут отображаться в левой панели на вкладке Project, которая является основной (рис.6). Сразу после создания проекта на этой вкладке располагается два базовых раздела. Раздел [OPTIONS] предназначен для общих настроек разрабатываемого электронного ресурса, а в разделе [FILES] отображаются названия файлов-ресурсов, содержащих отдельные части проекта.
Рис.б. Вкладка Project
Для настройки основных параметров разрабатываемого электронного ресурса, необходимо нажать кнопку Change project options (изменение свойств проекта). В появившемся диалоговом окне (рис. 7) в поле Title вкладки General вводится название проекта, которое впоследствии будет отображаться в строке заголовка конечного файла. В поле Default file (файл по умолчанию), используемого для указания ресурса, содержащего титульный лист, автоматически отображается название файла, который был первым добавлен при формировании содержания проекта. При необходимости файл можно заменить, выбрав другой в ниспадающем списке этого поля.
Рис. 7. Диалоговое окно Options
Переход на вкладку Contents позволяет сформировать новое или отредактировать уже существующее содержание, которое будет использоваться при навигации по готовому ресурсу. После первичной активации этой вкладки появляется диалоговое окно (рис. В), в котором предлагается выбрать один из пунктов Create a new contents file (создать новый файл содержания) или Open an existing contents file (открыть существующий файл содержания). После установки переключателя в первом поле и нажатия кнопки ОК, в появившемся окне следует указать папку, в которой будет размещаться данный ресурс. Как указывалось выше все файлы проекта лучше всего сохранять в одной и той же папке.
You have not yet associated a table of contents (. hhc] file with this project. You can either create a new contents file, or specify an existing file.
Create a new contents file f" Open an existing contents file
| OK | Cancel |
Рис.8. Диалоговое окно Table of Contents Not Specified
На появившейся вкладке для добавления отдельных пунктов содержания используются две кнопки: Insert a heading (добавление раздела) и Insert a page (добавление страниц, входящих в раздел). Кроме того, для изменения уровней и положения разделов и страниц используются, расположенные здесь же, кнопки со стрелками. Работа по добавлению раздела или страницы является идентичной. После нажатия соответствующей кнопки появляется диалоговое окно Table of Contents Entry (вход содержания) (рис.9). В поле Entry title (заголовок входа) вводится название раздела или страницы, которое будет отображаться в содержании проекта. Для добавления соответствующего этому разделу файла, используется кнопка Add. А после добавления файла его название отображается в ниже расположенном поле Files/URLs and their information types (файлы/URL и их типы информации).
Table of Contents Entry 0®
I Gene«al | Advanced ]
Entry title: Available information types:
1 Add... | Edit... | Remove |
| Files/URLs end (hail irVormetion types:
4ltemate URL:
. Add/EdiL. |
| OK | Отмена
Table of Contents Entry 0S
General | Advanced | E n»iy Jitle Available .information types:
|Предисловие Add.. Edit... Remove Files/URLs arid their infomation types:
Alternate URL: Add/EJit... |
OK | Отмена |
а) б)
Рис. 9. Диалоговое окно Table of Contents Entry
Кнопка Contents properties (свойства содержания) открывает диалоговое окно, предназначенное для настройки параметров содержания (рис. 10). В этом окне на вкладке General происходит настройка символов, которые будут отображаться в качестве значков, обозначающих разделы содержания. По умолчанию в поле Use folders instead of books (использовать папки вместо книг) установлен флажок, задающий в качестве используемого символа значок с изображением папки. Снятие флажка в этом поле приведет к тому, что в качестве используемого символа будет отображаться значок с изображением книги. Кроме этого, можно использовать собственное заранее подготовленное изображение. Для этого следует установить флажок в поле Use custom images from a file (использовать заказные изображения из файла) и, используя активировавшуюся после этого кнопку Browse, указать путь к ресурсу картинки.
Рис.10. Диалоговое окно Table of Contents Properties
Создание предметного указателя происходит на вкладке Index. Для добавления ключевых слов и соответствующих им фрагментов текста используется кнопка Insert a keyword (вставка ключевого слова). При этом порядок выполняемых действий аналогичен ходу работы при формировании содержания.
Заключительным этапом является окончательная доводка и компиляция проекта. На этом этапе следует установить параметры окна электронного ресурса, а также набор кнопок, который будет появляться на его инструментальной панели. Для этого следует на вкладке Project щелкнуть по кнопке Add/Modify Window definitions (создать/изменить параметры окна) и в появившемся диалоговом окне Add a New Window Type (создание нового типа окна) ввести название пользовательского типа создаваемого окна ресурса. Используя соответствующие вкладки появившегося диалогового окна Window Types (типы окна) происходит настройка дополнительных элементов. Следует отметить, что данная процедура не является обязательной.
После выполнения всех вышеуказанных действий можно приступить к формированию единого chm-файла, в котором в сжатом виде будут храниться все файлы проекта. Щелчок по кнопке Compile HTML file (компилировать файл HTML), которая расположена на основной панели инструментов, приведет к компиляции всех ресурсов проекта. Вся информация о результатах процесса будет отображена на правой панели окна, а готовый электронный ресурс появится в папке проекта.
Заключение
Использование информационных технологий обучения способствует эффективной интенсификации процесса обучения. Однако, при этом и обуславливает расширение видов деятельности преподавателя: от консультирования, тьюторинга, мониторинга до овладения навыками разработчика электронных образовательных ресурсов. Следует отметить, что результативность образовательного процесса типа blended learning (смешанное обучение), основанного на интеграции традиционного, электронного обучения и самообучения, в значительной мере зависит от качества используемых информационных технологий [2]. При этом, учебный процесс, базирующийся на активном использовании студентами электронных ресурсов, способствует развитию коммуникативных способностей, навыков интерпретации, анализа и оценки медиатекстов. Качественно разработанные электронные образовательные ресурсы являются катализатором перехода к личностно ориентированному обучению. Их использование в учебном процессе позволяет
повысить уровень мотивации обучающихся к освоению дисциплины и создает благоприятные условия для реализации познавательного потенциала личности.
Посредством внедрения электронных образовательных ресурсов происходит преодоление ряда существенных противоречий, характерных для традиционной системы обучения. Среди наиболее существенных и типичных для системы высшего образования можно выделить противоречие между абстрактным характером преподаваемой учебной информации и реальным предметом предстоящей профессиональной деятельности, а также между общепринятой исполнительской позицией обучаемого и требуемой инициативной позицией специалиста [1]. Преодоление этих противоречий способствует целевой ориентации высшего профессионального образования на конечный результат обучения и тем самым обуславливает ориентацию на компетентностную модель подготовки. Т.е., когда знание является реальным отражением действительности, процесс трансформации личности обучающегося в личность специалиста, а соответственно и формирование у нее соответствующих социальных качеств и установок, происходит еще на этапе обучения в вузе.
При разработке электронного образовательного ресурса следует учитывать, что он должен быть направлен на дифференциацию учебного процесса, способствуя индивидуальной образовательной траектории каждого конкретного студента. Т.е. чтобы студенты, неуспевающие полностью усвоить учебный материал на занятиях, смогли его более детально проработать дома, используя электронное пособие. Соответственно это будет способствовать их успешной адаптации в конкретной научной сфере. Как уже отмечалось выше, в отличие от печатных источников, являющихся носителями только теоретического материала, содержание электронного образовательного ресурса могут включать как текстовая и графическая, так и мультимедийная информация на фоне соблюдения общих принципов системности изложения. Это позволяет эффективно реализовывать практическую составляющую учебного процесса, направленную на формирование умений и навыков, необходимых для изучения конкретной дисциплины. Визуализация этапов учебной деятельности на основе внедрения в пособие видеороликов, презентаций, звукового сопровождения, предоставляет возможность получения образной информации, которая усваивается и воспроизводится значительно лучше, чем текстовая. Кроме того, это способствует интеграции образования с производством, так как позволяет моделировать производственные ситуации в рамках учебной деятельности студентов.
Однако следует учитывать, что чем совершеннее электронный образовательный ресурс, тем больше знаний и труда в него вложено. Поэтому сам преподаватель должен в полной мере иметь представление о прогрессивных технических и программных инновациях, дающих возможность предоставлять и обрабатывать учебную информацию различных типов и, соответственно стремиться к повышению собственного уровня информационной компетентности.
Подробно описанное в статье приложение MHHW является эффективным и надежным средством для создания электронных ресурсов, которые могут быть широко использованы в учебных целях. Это обусловлено тем, что разработчику предоставляется широкий спектр возможностей не только по визуализации информации, но и ее структурированию на основе применения нелинейной гипертекстовой технологии, что позволяет конечному пользователю свободно перемещаться между темами и понятиями.
Разработанный в этом приложении электронный ресурс, может быть эффективно использован в качестве поддержки как теоретической, так и технологической составляющих любой методической системы обучения. Кроме того, использование подобных электронных ресурсов способствует формированию единой информационной образовательной среды учебного заведения.
Литература
1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М. : Изд.центр «Академия», 2005. - 192 с.
2. Лапчик, М.П. E-learning как неизбежность [Текст] / М.П. Лапчик // Математика и информатика : межв. сб. научн. трудов. Ежегодник. Вып. 9 [отв. ред. М.П. Лапчик] -Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. - С.198-202.
3. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество / Ю.Г. Фокин. - М. : Изд.центр «Академия», 2002. - 224 с.