Научная статья на тему 'Из опыта работы с одарёнными детьми по программе "Будущее Алтая"'

Из опыта работы с одарёнными детьми по программе "Будущее Алтая" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / PUPILS / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIES / PEDAGOGICAL TECHNIQUES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузюра Т.А., Насонов А.Д., Хаустова Г.А.

Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование таких учебных действий, которые предоставляют школьникам возможность как к саморазвитию, так и к самосовершенствованию. Особый интерес представляют такие учебные действия, которые способствуют созданию условий и представлению возможностей для предметной творческой деятельности. В статье рассматривается проблема формирования интеллектуального потенциала школьника в процессе его научно-исследовательской деятельности. Проводится анализ работы с одарёнными детьми в рамках программы «Будущее Алтая». Обобщается опыт этой работы в сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE EXPERIENCE WITH GIFTED CHILDREN WITHIN THE PROGRAM “THE FUTURE OF ALTAI”

One of the most important tasks of modern education is forming of such educational activities that provide students with an opportunity for self-development and self-improvement. Those educational actions that facilitate creative object-oriented activity are of particular interest to the researchers. It is considered that the problem of forming pupils’ intellectual potential in the process of their scientific-research activities should be taken into accounted very seriously. The analysis of ARCITW work is given within the framework of the program “The Future of Altai”. The experience of this work is generalized in rural areas.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы с одарёнными детьми по программе "Будущее Алтая"»

создает условия для получения ими опыта конструктивного взаимодействия.

В последнее время в республике, как и в целом по Российской Федерации, значительно увеличилось количество детей, нуждающихся в специальном педагогическом внимании: сироты, инвалиды, дети из многодетных семей, дети-жертвы войн, дети-беженцы, беспризорные, безнадзорные и др. Такие дети нуждаются в особом внимании, заботе, улучшении бытовых условий жизни, разнообразия досуга, общения, которые помогут им в полноценном развитии с другими детьми. Для успешной интеграции их в полноценное сообщество всех детей, необходимыми условиями являются: защита прав и интересов со стороны государства; ослабление негативных последствий влияния социальной среды; создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами дезадаптации. Согласно существующему законодательству в Республике Дагестан накоплен определенный опыт организации работы по решению конкретных проблем детства в Республике

Библиографический список

Дагестан, в ходе реализации республиканской целевой программы «Дети Дагестана», в которой отражено социальное, экономическое, демографическое положение детей, затронуты вопросы по улучшению их жизни с учетом особенностей и специфики республики.

Таким образом, качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей - это важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций [4]. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, организации для них различных форм образования, усиления взаимодействия семьи и школы как совершенно особого вида педагогической деятельности, требующего специальных психолого-педагогических знаний, такта, терпимости.

1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей./ М., 2000.

2. Волков Г.Н., Арсалиев Ш.М.Х. Этнопедагогические ценности, тенденции и прогнозы. Известия Чеченского государственного педагогического института. 2009; 2: 28 - 44.

3. Магомедова З.Ш. Педагогическое сопровождение в нравственном становлении личности. Педагогическое образование и наука. 2013; 1: 132 - 135.

4. Дзюба Т.А. Этнопедагогическое исследование в контексте культуры. Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. 2003; 1; Т. 1: 177 - 182.

References

1. Astashova N.A. Uchitel': problema vybora i formirovanie cennostej./ M., 2000.

2. Volkov G.N., Arsaliev Sh.M.H. 'Etnopedagogicheskie cennosti, tendencii i prognozy. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2009; 2: 28 - 44.

3. Magomedova Z.Sh. Pedagogicheskoe soprovozhdenie v nravstvennom stanovlenii lichnosti . Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013; 1: 132 - 135.

4. Dzyuba T.A. 'Etnopedagogicheskoe issledovanie v kontekste kul'tury. Nauchno-informacionnyj vestnik doktorantov, aspirantov, studentov. 2003; 1; T. 1: 177 - 182.

Статья поступила в редакцию 01.03.17

УДК 37.04

Kuzyura T.A., Deputy Director, Altai Regional Centre of Information-Technical Work (ARCITW) (Barnaul, Russia), Е-mail: nasonov211@mail.ru

Nasonov A.D., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), Е-mail: nasonov211@mail.ru

Khaustova G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), Е-mail: nasonov211@mail.ru

ABOUT THE EXPERIENCE WITH GIFTED CHILDREN WITHIN THE PROGRAM "THE FUTURE OF ALTAI". One of the most important tasks of modern education is forming of such educational activities that provide students with an opportunity for self-development and self-improvement. Those educational actions that facilitate creative object-oriented activity are of particular interest to the researchers. It is considered that the problem of forming pupils' intellectual potential in the process of their scientific-research activities should be taken into accounted very seriously. The analysis of ARCITW work is given within the framework of the program "The Future of Altai". The experience of this work is generalized in rural areas. Key words: pupils, scientific-research activities, pedagogical techniques.

Т.А. Кузюра, заместитель директора, Алтайский краевой центр информационно-технической работы (АКЦИТР), г. Барнаул, Е-mail: nasonov211@mail.ru

А.Д. Насонов, канд. физ.-мат. наук, проф., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, Е-mail: nasonov211@mail.ru

Г.А. Хаустова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, Е-mail: nasonov211@mail.ru

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ПРОГРАММЕ «БУДУЩЕЕ АЛТАЯ»

Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование таких учебных действий, которые предоставляют школьникам возможность как к саморазвитию, так и к самосовершенствованию. Особый интерес представляют такие учебные действия, которые способствуют созданию условий и представлению возможностей для предметной творческой деятельности. В статье рассматривается проблема формирования интеллектуального потенциала школьника в процессе его научно-исследовательской деятельности. Проводится анализ работы с одарёнными детьми в рамках программы «Будущее Алтая». Обобщается опыт этой работы в сельской местности.

Ключевые слова: школьники, научно-исследовательская деятельность, педагогические технологии.

Прогресс цивилизации в значительной мере зависит от деятельности высокоодаренных людей. Поэтому одной из важных задач государственной политики является выявление и целенаправленная поддержка одаренных, способных, талантливых людей, начиная с дошкольного возраста. В программном документе «Наша новая школа» акцентируется внимание на необходимости создания «как специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят».

В нашем крае система работы с одаренными детьми признана одной из составляющих государственной образовательной политики [1-3].

Программа «Будущее Алтая» возникла в Алтайском крае в 1995 году на базе Алтайского краевого центра информационно -технической работы (АКЦИТР).

В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми наша принципиальная позиция в том, что мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех детей и работаем с ними в контексте парадигмы. Сущность ее в том, что одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам - успех в деятельности. Главным принципом нашей работы с детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.

Эта задача реализуется посредством включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность. При этом, система мероприятий по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся охватывает всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления [4; 5].

Одним из основных направлений деятельности программы «Будущее Алтая» является научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми. Объектом этой работы являются учителя, осуществляющие руководство учебно-исследовательской работой школьников. Начало работы с учителями начинается в начале учебного года.

В конце сентября - начале октября месяце в стенах Алт-ГПУ проходят лектории для педагогов края по теме «Актуальные проблемы науки и техники. Организация работы с одарёнными учащимися». На этих лекториях перед слушателями выступают ученые ведущих вузов края, а так же педагоги школ края. Где они подробно останавливаются на таких актуальных проблемах, как:

1. Этапы научно - исследовательской работы

2. Как оформить исследовательскую работу

3. Защита исследовательского проекта

4. Перспективные направления в исследованиях школьников

5. Методы исследования и их использование в школьных научно - исследовательских работах.

6. Дают анализ исследовательских проектов, представленных на конкурс в прошлые годы и т.д.

Не каждый педагог из сельской местности может посетить наш лекторий на базе АлтГПУ, поэтому организаторы программы «Будущее Алтая» и ученые алтайских вузов выезжают в районы края для активизации работы с одаренными школьниками. Цель - выявление, поддержка и развитие интеллектуального потенциала детей из сельской местности. Процесс этот непростой и трудоемкий, но необходимый, ведь история показывает, что истинные таланты часто бывают из сельских глубинок. Удалось создать стабильную систему методических консультационных семинаров для сельских педагогов по вопросам методики и практики руководства учебно-исследовательской деятельностью школьников [5; 6].

Благодаря такому тесному сотрудничеству с экспертами и методистами программы «Будущее Алтая» сельские учащиеся добиваются очень высоких результатов на краевых и Всероссийских конкурсах. Если 2014 году из 12 медалей, полученных участниками программы «Будущее Алтая» в заочном Всероссийском конкурсе «Первые шаги» 11 завоевали представители г. Барнаула, то в 2015 году из 12 медалей - 9 получены участниками из других школ края. Эта статистика подтверждает тот факт, что программа предоставляет каждому вполне реальный шанс включиться в исследовательскую работу и говорит о значительных интеллектуальных и творческих резервах, сосредоточенных в сельских районах. Нельзя не отметить результативность работы программы «Будущее Алтая» по привлечению к исследовательской и научной деятельности ребят из малых городов и

сельских районов Алтайского края на Всероссийском уровне в очном формате. Так участников на научную конференцию «Шаг в будущее» в 2015 году из 14 - 9 были из сельской местности. Олимпиада «Созвездие» в 2015 году - из 10 участников края - 8 представителей села. Нельзя не отметить, что большую организационную работу на селе оказывают районные председатели комитетов по образованию, на территории которых проводятся данные мероприятия.

Как правило, в ноябре месяце на базе школ г. Барнаула проходят установочные сессии юных исследователей и выставка исследовательских работ учащихся. Школьники из всех городов и районов края выступают перед учеными со своими научно-исследовательскими проектами. Каждый участник установочной сессии получает методические рекомендации и предложения экспертов по наиболее перспективному направлению развития каждого научного исследования, необходимый перечень первоисточников по углублению и расширению знаний по теме исследования.

Итогом большой инновационной научно - методической работы Центра можно считать успехи на Всероссийских и Международных конкурсах. А также успешная подготовка участников Всероссийского форума «Шаг в будущее» к предметной олимпиаде. Настоящий исследователь должен хорошо ориентироваться не только в своем проекте, но и должен знать область науки, к которой его тема относится. Поэтому в рамках Всероссийского форума «Шаг в будущее» проходит научно - образовательная олимпиада. По условиям мероприятия каждому участнику нужно продемонстрировать знания по таким образовательным предметам как математика, физика, история, биология, химия и умение грамотно написать сочинение. В этой связи, с 2009 года экспертный совет программы «Будущее Алтая» в течении трех месяцев осуществляет индивидуальную подготовку участников к предметной олимпиаде.

И, наконец, основное крупное мероприятие, ежегодно реализуемое программой «Будущее Алтая» - краевая научно-практическая конференция школьников и молодежи. Эта конференция традиционно является итоговым мероприятием, проводимым программой «Будущее Алтая» в течение учебного года.

Педагогические инновации рассматриваются здесь как целенаправленные изменения, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом, поэтому с 2009 года все поступившие на конференцию работы проходят этап рецензирования и отбора исследовательских работ участников конкурса «Будущее Алтая» экспертами краевой программы.

В течение недели на базе КЦИТР эксперты (ученые вузов) рецензируют работы, которые поступают на краевую итоговую конференцию. В 2014 году на участие в конкурсе были заявлены 826 работ, но по результатам рецензирования, из них были отобраны 580.

Важной задачей современного образования России является сохранение и развитие творческого потенциала человека, чему эффективное взаимодействие вузов и УДОД может успешно содействовать.

На сегодняшний день программа «Будущее Алтая» эффективно взаимодействует с высшими учебными заведениями. Взаимодействие осуществляется посредством проведения совместных мероприятий. Так, например, на базе АлтГПУ организуется лекторий для педагогов края «Актуальные проблемы современной науки и техники. Организация работы с одаренными учащимися». После лектория каждому слушателю выдается свидетельство о прохождении курсов повышения квалификация работников образования. На базе АлтГТУ им. И.И. Ползунова проходит открытая итоговая научно - практическая конференция «Будущее Алтая». Таким образом, осуществляется активное участие преподавателей вузов в работе с одаренными детьми. Совместными усилиями программы «Будущее Алтая» и преподавателей вузов разрабатываются программы развития одаренных детей, обеспечивается их поддержка. За счет этого происходит качественное улучшение студенческого состава в плане одаренности.

С 2005 года создан научно - консультативный совет программы «Будущее Алтая», в который входят проректора вузов края и председатели экспертных советов секций - ученые из состава вузов края. Возглавляет совет проректор по научной работе АлтГПУ, доктор социологических наук, профессор Наталья Александровна Матвеева.

На заседания научно-консультативного совета (НКС) краевой программы для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая» выносятся вопросы по итогам работы и проблемам краевой программы «Будущее Алтая» в прошедшем учебном году и перспективам дальнейшего развития краевой программы «Будущее Алтая» на новый учебный год. По решению НКС награждаются организаторы окружных мероприятий в рамках программы «Будущее Алтая» благодарностью за организацию работы с учащимися в районах края и развитие краевой программы для одаренных школьников и молодёжи «Будущее Алтая».

Результат большой инновационной деятельности педагогических коллективов видится в успехах учеников. С 1998 года на базе КЦИТР создан УКП (учебно-консультационный пункт). Деятельность УКП направлена на реализацию главной цели - организовать силами профессорско-преподавательского состава вузов краевого центра консультации для учащихся и методическую помощь руководителям научно - исследовательских работ школьников. Эти консультации продолжаются в течении четырёх месяцев. В индивидуальном порядке на занятиях УКП претендентов на участие в общероссийских конкурсах учат умению логически правильно научным языком доложить о технологии и результатах своего исследования, помогают в оформлении пакета материалов, необходимых для представления на конкурс. Кроме того, 2009 года ввели в практику предварительную защиту. Предварительная защита лучших работ школьников является подготовительным мероприятием к участию алтайских делегаций во Всероссийских, Международных конкурсах и Олимпиаде «Созвездие». Чаще всего предварительная защита лучших исследо-

Библиографический список

вательских работ школьников по программы «Будущее Алтая» проходит с привлечением учёных вузов края на базе таких вузов, как АлтГТУ им. И.И. Ползунова, АлтГУ, АлтГПУ

Кроме того, исследовательские работы школьников прошедшие предварительную защиту, по предложению экспертных советов секций ежегодно публикуются в изданиях вузов края. На базе кафедры «Химическая техника и инженерная экология» АлтГТУ им. И.И. Ползунова выпущен сборник содержащий тезисы докладов лучших научно - исследовательских работ школьников по направлениям физика, техника, астрономия, экология и биология, в сборнике Алтайского государственного университета, в вестники Алтайского государственного педагогического университета опубликованы работы по истории.

Все перечисленное - это костяк мероприятий, инициируемый и поддерживаемый программой «Будущее Алтая» в течение года. Вокруг этих крупных проектов реализуется множество локальных инициатив, как на уровне отдельных школ, так и на уровне муниципальных образований. Следует также отметить, что упомянутые проекты нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Именно благодаря их взаимосвязи, благодаря комплексному подходу удается сохранить главные наработки прошлых лет, генерировать и реализовывать новые идеи, привлекать к себе внимание общественности и государства.

Таким образом, работа с одарёнными детьми направлена на будущее. Программа «Будущее Алтая» дает возможность молодым и одаренным проявит свои способности, реализовать идеи и войти во взрослую жизнь успешными, востребованными современным обществом людьми.

1. Насонов А.Д., Хаустова Г.А., Кузюра Т.А. Оценка творческой работы, как один из этапов в организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Психодидактика высшего и среднего образования, Часть 2, Барнаул: АлтГПУ, 2014: 320 - 322.

2. Информационно-методический бюллетень. Под редакцией Н.М. Чумаковой. Барнаул: КЦИТР, 2016; № 1.

3. Насонов А.Д., Голубь П.Д., Руденко Н.Г., Кузюра Т.А. Роль центра информационно-технической работы при организации научно-исследовательской деятельности сельской молодежи. Информация и образование: границы коммуникаций. Горно-Алтайск, 2013: 293 - 294.

4. Голубь П.Д., Овчаров П.Д., Насонов А.Д. Научно-образовательные аспекты зарождения научного знания. Проблемы профессионально-технологического образования. Курск, 2014: 34 - 41.

5. Сортыяков Е.Д., Насонов А.Д. Организация научно-исследовательской деятельности школьников на базе исследовательской лаборатории. Развивающее образование 21 века. Горно-Алтайск, 2003: 173.

6. Насонов А.Д., Абдуразаков М.В., Сортыяков Е.Д., Сортыякова В.М. Межпредметный подход при организации научно-исследовательской деятельности школьников. Психодидактика высшего и среднего образования. Барнаул: АлтГПУ, 2012; Часть 2,: 102 - 103.

References

1. Nasonov A.D., Haustova G.A., Kuzyura T.A. Ocenka tvorcheskoj raboty, kak odin iz 'etapov v organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti uchaschihsya. Psihodidaktika vysshego isrednego obrazovaniya, Chast' 2, Barnaul: AltGPU, 2014: 320 - 322.

2. Informacionno-metodicheskijbyulleten'. Pod redakciej N.M. Chumakovoj. Barnaul: KCITR, 2016; № 1.

3. Nasonov A.D., Golub' P.D., Rudenko N.G., Kuzyura T.A. Rol' centra informacionno-tehnicheskoj raboty pri organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti sel'skoj molodezhi. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij. Gorno-Altajsk, 2013: 293 - 294.

4. Golub' P.D., Ovcharov P.D., Nasonov A.D. Nauchno-obrazovatel'nye aspekty zarozhdeniya nauchnogo znaniya. Problemy professional'no-tehnologicheskogo obrazovaniya. Kursk, 2014: 34 - 41.

5. Sortyyakov E.D., Nasonov A.D. Organizaciya nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti shkol'nikov na baze issledovatel'skoj laboratorii. Razvivayuschee obrazovanie 21 veka. Gorno-Altajsk, 2003: 173.

6. Nasonov A.D., Abdurazakov M.V., Sortyyakov E.D., Sortyyakova V.M. Mezhpredmetnyj podhod pri organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti shkol'nikov. Psihodidaktika vysshego i srednego obrazovaniya. Barnaul: AltGPU, 2012; Chast' 2,: 102 - 103.

Статья поступила в редакцию 10.03.17

УДК 378.016:741

Paznikov O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia),

E-mail: opaznikov@mail.ru

DRAWING TRAINING IN IT'S FORMING MEANING. In this article the researcher considers the role and importance of teaching drawing in a professional artistic education for students of a Pedagogical Institute of Buryat State University. The work identifies a set inherent in forming functional characteristics, educational tools, methods and techniques. The research presents a differential analysis and characteristics of educational and creative types of drawing, explains features of the content, equipment and organization of lessons by the artistic activities. The author describes some lessons on life drawing, creative illustrative activity, etc. Innovative character of the drawing education is defined by including materials for developing education of Buryat regional cultural element in its contents - object for life drawing, folklore motives, plot theme from the area of natural, cultural, social environment. Along with the methodology of drawing teaching in conditions of group lessons the researcher tells about an individual approach to fulfilling pedagogic work with students. In the process of drawing teaching much attention is paid to the theoretical and practical development of laws and rules in fine arts, developing skills of drawings life sketches, of working based on memory, representation, or imagination. An artistic image is understood as a result of the educational creative activities of students in drawing class.

Key words: training, developing, training drawing, creative drawing, life drawing, drawing on representation, illustrative activity, expressive means, regional cultural element.

О.И. Пазников, канд. пед. наук, доц., Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ,

Е-mail: opaznikov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.