Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТНОЙ ОНЛАЙН-МАСТЕРСКОЙ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ УНИВЕРСИТЕТСКО-ШКОЛЬНОГО КЛАСТЕРА'

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТНОЙ ОНЛАЙН-МАСТЕРСКОЙ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ УНИВЕРСИТЕТСКО-ШКОЛЬНОГО КЛАСТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Е. Г., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л.

Представлена методика проведения курсов повышения квалификации в формате онлайн-мастерской, реализуемая в условиях применения Электронной Пермской Образовательной Системы. В частности, охарактеризованы цель, методология, особенности реализации проектного подхода в рамках обозначенных курсов, используемые технические и информационные средства, специально разработанный сайт для организации командной работы педагогов над созданием цифрового образовательного продукта. Приведены показатели эффективности результатов обучения для группы учителей математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Е. Г., Скорнякова А. Ю., Черемных Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТНОЙ ОНЛАЙН-МАСТЕРСКОЙ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ УНИВЕРСИТЕТСКО-ШКОЛЬНОГО КЛАСТЕРА»

УДК 372.851

Плотникова Е.Г., д-р пед. наук, проф.

НИУ ВШЭ - Пермь Скорнякова А.Ю., канд. пед. наук, доц., Черемных Е.Л., канд. пед. наук, доц.

ФГБОУВО «ПГГПУ» (Пермь, Россия)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТНОЙ ОНЛАЙН-МАСТЕРСКОЙ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ УНИВЕРСИТЕТСКО-ШКОЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Аннотация. Представлена методика проведения курсов повышения квалификации в формате онлайн-мастерской, реализуемая в условиях применения Электронной Пермской Образовательной Системы. В частности, охарактеризованы цель, методология, особенности реализации проектного подхода в рамках обозначенных курсов, используемые технические и информационные средства, специально разработанный сайт для организации командной работы педагогов над созданием цифрового образовательного продукта. Приведены показатели эффективности результатов обучения для группы учителей математики.

Ключевые слова: проектная мастерская, цифровой образовательный продукт, обучение математике, курсы повышения квалификации

Цифровая трансформация образования как одно из современных направлений его модернизации и развития невозможна без совершенствования ИКТ-подготовки педагогических кадров. Поэтому Министерством образования Пермского края была поставлена задача перед вузами региона организовать в сжатые сроки курсы повышения квалификации (КПК) учителей с целью совершенствования и получения ими новых компетенций, необходимых для применения цифровых технологий и инструментов в обучении, а также освоения Электронной Пермской Образовательной Системы (ЭПОС). В условиях «ковидных» ограничений взаимодействие преподавателей курсов и учителей должно было быть только дистанционным.

Для проведения курсов в качестве основного был выбран формат работы онлайн-мастерской. Так появилась программа КПК по математике «Управление качеством школьного образования: цифровые технологии и инструменты в деятельности современного учителя математики». В основу работы был положен проектный метод.

В результате освоения содержания курсов у педагога необходимо было сформировать следующие компетенции:

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-7); способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3); способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5).

Особое внимание при этом отводилось формированию:

знаний: о методологических основах использования цифровых технологий и инструментов при реализации образовательного процесса в современной школе; основах организации дистанционного обучения математике; видах, структуре, содержании дистанционных уроков по математике; приложениях для создания интерактивных автоматически проверяемых заданий;

умений: разрабатывать задания для дистанционного обучения математике; проектировать фонд оценочных средств для проведения аттестации с применением

информационных технологий; использовать возможности библиотеки «ЭПОС» в учебном процессе;

владения: технологией разработки интерактивных заданий по математике на основе интернет-сервисов и ресурсов.

В основу работы КПК был положен проектный метод, каждый учитель должен был принять участие в разработке цифрового образовательного продукта (ЦОП) и его апробации.

Методология процесса обучения строилась на соблюдении следующих принципов:

• целевой ориентации, предполагающего обучение слушателей по критериям уровня образования и опыту практической деятельности, и постановку целей развития и совершенствования цифровых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности учителей как менеджеров образования; освоение ими цифровых технологий и инструментов для достижения качественных результатов школьного образования в контексте новых требований;

• мотивации, предполагающем понимание слушателями целевых ориентиров национального проекта «Образование», Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», направленного на внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы образовательных организаций, современных требований к цифровизации начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также требований ФГОС;

• персонализации обучения, предполагающего определение формата построения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций и построения процесса повышения уровня цифровых компетенций в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учителей, уровнем сформированности цифровых компетенций и цифровой среды в образовательных организациях;

• разноуровневого построения программы повышения квалификации с предоставлением учителю возможности разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута, выбора содержания и способов освоения дополнительной образовательной программы, тьютора, проблематики деятельности сетевой проектной команды;

• практической направленности процесса обучения, которая предполагает обязательное закрепление теоретического материала упражнениями, кейсами, деловыми играми и т.п.;

• про- и интерактивности процесса обучения, который опирается на использование современных проактивных технологий, методов обучения, посредством организации работы сетевых онлайн-команд, проведения рефлексивного анализа разнотипных ридеров и кейсов, решения компетентностно ориентированных и ситуационных заданий, активного освоения технологий цифровизации образования.

Приведем описание методики проведения КПК в формате онлайн-мастерской. Учителя математики (55 человек) были разбиты на 9 проектных команд по 6-7 человек в соответствии с выбранной ими темой для разработки ЦОП. К каждой команде был прикреплен преподаватель-тьютор.

Работа в Кластере включала три вида взаимодействия: лекционные, практические занятия и самостоятельное обучение с применением ДОТ.

Для обеспечения дистанционного взаимодействия всех участников курсов был разработан специализированный сайт Университетско-школьного кластера https://clusterhse.ru/ (рис.) как форма обратной связи со слушателями. Его особенностями являются:

• возможность эффективно организовать проектную онлайн-деятельность педагогических команд по разработке и апробации цифровых образовательных продуктов, направленных на цифровую трансформацию образовательного процесса в современной школе;

• автоматический веб-учет эффективности деятельности преподавателей и учителей проектных онлайн-мастерских «Университетско-школьного кластера»;

• постоянно действующие и оптимальные по навигации форумы онлайн-мастерских и локальные форумы сетевых проектных команд на сайте;

• возможность размещения и обмена файлами, содержащими образовательные разработки участников Кластера.

Рис. 1. Сайт университетско-школьного кластера

В рамках разработки ЦОП слушатели программы должны были пройти пять этапов работы (табл. 1), каждый из которых завершался определенной контрольной точкой.

Этапы разработки ЦОП

Таблица 1.

п/п Наименование контрольной точки Содержание работы учителя при выполнении КТ

1 Аннотация предлагаемых к разработке ЦОП - анализ существующих ЦОП; - выбор актуальной темы предлагаемого к разработке ЦОП; - подбор цифровых ресурсов для разработки ЦОП; - планирование этапов разработки ЦОП; - работа на платформе Кластера

2 Паспорт ЦОП и его предметное содержание - разработка паспорта ЦОП; - подбор предметного содержания ЦОП; - работа с образовательными цифровыми ресурсами; - подготовка первичного варианта ЦОП; - работа на платформе Кластера

3 Апробация ЦОП - межкомандная перекрестная проверка подготовленного ЦОП; - доработка ЦОП; - оформление ЦОП в соответствии с требованиями «Библиотеки ЭПОС»; - работа на платформе Кластера

4 Презентация и защита ЦОП - презентация и защита ЦОП; - межкомандная дискуссия по результатам разработки ЦОП; - работа на платформе Кластера

5 Публикация материалов ЦОП - рефлексия по итогам деятельности; - передача материалов ЦОП для размещения в «Библиотеке ЭПОС»

Помимо разработки ЦОП групповая дистанционная практическая работа в составе проектных команд предполагала решение следующих задач:

- закрепление и совершенствование знаний, навыков и компетенций, полученных на стартовом уровне на групповых практических занятиях;

- формирование навыков подготовки текстовой составляющей информации учебного и методического назначения для размещения в различных информационных системах;

- совершенствование навыков поиска источников информации и образовательных ресурсов в сети Интернет;

- самоконтроль освоения программного материала.

С целью организации самостоятельного освоения участниками теоретического и практического содержания программы курсов, а также организации внутрикомандного взаимодействия по созданию цифрового образовательного продукта, командой тьюторов был разработан комплекс заданий для каждой проектной команды. Например:

Задание. Изучите материалы [1], [2], [3], материалы видео https://www.youtube.com/watch?v=cpJFIwxk4zI, пользуясь интернет-поиском, найдите также дополнительные материалы по теме «Модель смешанного обучения «Гибкая модель» и ее применение в образовательном процессе». Ответьте на вопросы: каковы отличительные особенности данной модели от других моделей смешанного обучения? Каковы особенности ее применения в обучения математике? Определите ключевые этапы разработки сценария урока с элементами смешанного обучения по данной модели и подготовьте краткое сообщение для следующего очного семинара.

Задание. Пользуясь интернет-поиском, найдите пример цифрового образовательного продукта, который может использоваться в смешанном (очном, дистанционном) обучении математике. Критически оцените возможность применения данного продукта в учебном процессе (соответствие требованиям ФГОС, возрастным особенностям обучающихся, техническим характеристикам и др.). Также проанализируйте, насколько эффективным может быть его использование в обучении. Охарактеризуйте необходимые учителю навыки для создания, разработки подобного цифрового образовательного продукта, соотнесите их с уровнем собственных ИКТ-компетенций.

Результаты выполнения заданий и проделанной работы отражались тьюторами в «Таблице результативности» на сайте Кластера.

При организации дистанционной работы и проведении консультаций в режиме онлайн использовались: система видеоконференцсвязи на основе платформ Microsoft Teams (https://teams.microsoft.com/), Zoom, Вебинар.ру, которые поддерживают возможность демонстрации текстовых материалов и презентаций, аудио- и видеоконтента, а также тестов, проверяемых заданий, заданий для совместной работы.

Кроме этого, для создания и размещения ЦОП применялись: онлайн конструктор тестов, опросов, кроссвордов Online Test Pad; онлайн-конструктор для создания мультимедийных интерактивных упражнений LearningApps.org; библиотека электронных материалов (Библиотека ЭПОС). Также не ограничивалась возможность применения участниками проектных команд самостоятельно освоенных других цифровых инструментов и платформ.

Итоговая аттестация работы проектных команд предполагала защиту методической разработки, оценка которой производилась слушателями курсов в соответствии с критериями, отраженными в онлайн-карте оценки качества ЦОП:

• актуальность ЦОП, соответствие требованиям ФГОС общего образования, целевым образовательным ориентирам и требованиям к цифровизации школьного образования;

• методическая новизна: представление опыта применения цифровых технологий и инструментов в деятельности современного учителя, в преподавании отдельного модуля, темы образовательной программы или нескольких отдельных модулей, тем;

• оптимальность содержания ЦОП, соответствие основной идее опыта;

• соответствие заявленным возрастным особенностям обучающихся;

• продуктивный характер содержания ЦОП, направленный на создание обучающимися продуктов деятельности, деятельностно-развивающий характер разработки;

• оригинальность представленного материала, творческий характер работы;

• новизна структурирования (использование цифровых и/или электронных инструментов и сервисов, интерактивность, проблемность);

• стиль презентации ЦОП: доступность, наглядность, системность и последовательность в изложении материала;

• познавательная и практическая ценность для пользователей Библиотеки ЭПОС;

• возможность применения ЦОП в собственной педагогической практике.

Эффективность проведенного обучения была подтверждена тем, что все ЦОПы

прошли модерацию перед размещением на платформе ЭПОС и получили положительное экспертное заключение, а также сравнением результатов диагностического и итогового тестирований (табл. 2) по выявлению сформированности ИКТ-компетенций учителя.

Таблица 2.

Результативность освоения цифровых компетенций проектными командами онлайн-

мастерской «Математика»

Средний процент качества сформированности цифровых компетенций Критерий 1. Уровень цифровой грамотности Критерий 2. Уровень сформированности ИКТ-компетенций Критерий 3. Уверенно используют цифровые технологии

Входной Итоговый Прирост Входной Итоговый Прирост Входной Итоговый Прирост Входной Итоговый Прирост

9,3% 2,5% 1 3,2% 6 1,7% 2,5% 0,7% 5,3% 7,7% 2,4% 6,9% 0,2% 1 3,3%

Статья написана в рамках реализации инновационного сетевого проекта «Университетско-школьный кластер»: цифровая перезагрузка» в 2021-2023 годах»(развитие цифровых компетенций педагогов общеобразовательных

организаций Пермского края).

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Н.В. Шаг школы в смешанное обучение [Текст]: монография / Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. - М.: Буки Веди, 2016. - 280 с.

2. Смешанное обучение: возможности и риски. Организация образовательного процесса по технологии на основе моделей смешанного обучения» [Текст]: сб. материалов / Сост. Аверкова М.А. - Пенза, 2020. - 44 с.

3. Смешанное обучение. Использование прорывных технологий для улучшения школьного образования [Текст]: монография / М. Хорн, Х. Стейкер Х. - Сан-Франциско: Wiley, 2015. - 308 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.