ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2008/5
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ В МУХОРШИБИРСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
А.В. Рычков
В статье говорится об опыте работы пи управлению системой социальной защиты населения в Мухор-шибирском районе Республики Бурятия.
FROM AN OPERATIONAL EXPERIENCE ON MANAGEMENT OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION IN MUHORSHIBIRSK AREA OF REPUBLIC OF BU R Y ATI A
A.V. Rychkov
In the article management by social pr oled ion of the population in Muhorshibirsk área from an operationai ex-perience of the author is comidered.
Социальная защита - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Преобразования на новом этапе развития страны ставят перед социальной политикой важные задачи - защиту прав и законных интересов граждан, повышение уровня и качества жизни людей, обеспечение действенной социальной помоиш.
Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях во многом определяется качеством ее организации и управления.
Возрастает значение профессионального управления социальной работой, которое направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.
Организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов услуг социально незащищенным слоям населения в Мухоршибирском районе Республики Бурятия осуществляет филиал Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения», который в своей работе основывается на общепризнанные принципы и нормы международного права, законодательство Российской Федерации и Республики Бурятия, нормативные правовые акты, устанавливающие основы правового регулирования в области социальной политики. В его структуру входят:
- сектор предоставления социальных гарантий;
- клиентская служба;
- сектор контрольно-ревизионной работы;
- сектор организационно и кадровой работы;
- финансово-экономический сектор;
- отделения социальной помощи на дому;
- специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому.
Филиал РГУ «Центр социальной поддержки населения» осуществляет свою деятельность в непосредственном взаимодействии с другими комитетами, управлениями, отделами, муниципальными службами, общественными организациями. Со специалистами взаимодействующих организаций, учреждений проводятся заседания круглого стола, семинары, совещания.
Для проведения разъяснительной работы по предоставлению установленных законодательством социальных гарантий, по вопросам социальной защиты населения специалисты используют местное телевидение, газету «Земля Мухоршибирская». информационные и методические стенды в филиале, организациях-поставщиках и сельских поселениях района. Результатом проделанной работы являются своевременное назначение и оказание мер социальной поддержки льготным категориям населения, выплата детского пособия семьям, имеющим низкий среднедушевой доход семьи, ежегодное увеличение числа граждан, получивших звание «Ветеран труда», а также увеличение числа льготников, воспользовавшихся правом на бесплатное санаторно-курортное лечение.
Сделать доступным социальное обслуживание, качественное и своевременное предоставление всего комплекса социальных услуг гражданам, проживающим в отдаленных от районного центра населенных пунктах, позволило внедрить такую форму работы, как выездной прием граждан. Для более высокой эффективности работы, специалисты филиала ведут постоянную работу с главами сельских поселений, которым направляется информация о времени проведения выездною приема, включаю-
A.B. Рынков. Из опыта работы по управлению социальной защитой населения в Мухоршибирском районе Республики Бурятия
щая социальный паспорт поселения, справку об оказанной помощи гражданам, начисленных выплатах. Совместная работа с органами местного самоуправления дает положительные результаты. По итогам проведенного приема составляется аналитическая справка, которая доводится до населения.
Особое место в организации работы занимают планирование и четкий контроль. Для воздействия на персонал применяются следующие методы:
- ежемесячное подведение итогов работы;
- проведение анализа допущенных ошибок при назначении пособий, компенсаций, субсидий;
- заслушивание специалистов по выполнению должностных обязанностей;
- ежемесячное проведение анализа исполнительской дисциплины;
- проведение индивидуальных собеседований руководителя с работниками.
Специалисты секторов еженедельно предоставляют отчет о проделанной работе и план на предстоящую неделю. По итогам прошедшего года проводится рабочее совещание с анализом работы секторов. Организована и регулярно проводится техническая учеба специалистов. На базе отделений социальной помощи на дому около 10 лет функционирует «Школа социального работника».
С 2005 г. проводится конкурс профессионального мастерства социальных работников службы социальной помощи на дому «Лучший социальный работник». Главная задача - оценить профессиональные навыки и мастерство социальных работников, показать перспективы социального обслуживания на примере лучших социальных проектов, отражающих инновационные подходы в социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов. По итогам республиканского конкурса 2007 г. почетное второе место присуждено социальному работнику нашего филиала. Специалисты филиата принимают активное участие в мероприятиях, организованных Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия (спортивные спартакиады, конкурсы художественной самодеятельности, семинары). Для повышения уровня эффективности работы и внедрения инновационных методов специалисты филиата ежегодно выезжают в другие районы республики.
В целях обмена опытом накапливается видеотека собственных материалов и фотографий, содержащие информацию о семинарах, отчетных собраниях, культурно-массовых мероприятиях, а также учебные пособия на примерах работы структурных подразделений.
Руководство филиала уделяет внимание вопросу подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, так как степень эффективности социальной работы напрямую зависит от уровня подготовки специалистов, ее осуществляющих. На современном этапе научно-технического прогресса социальный работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Поскольку большую часть жизни составляет профессиональная деятельность, то и развитие личности зависит от того, какие условия созданы, какова система персонажа, где человек работает. Важным средством в развитии персонала является система профессионального обучения и повышение квалификации катров.
Для качественного социального управления и социального обслуживания руководителем филиала совместно с преподавателями социально-психологического факультета Бурятского Государственного университета были организованы краткосрочные выездные курсы для специалистов по программе «Особенности организации управления и администрирования в социальных службах». Занятия на курсах были предусмотрены для всех категорий специалистов. Лекции преподавателей БГУ прослушали 32 работника. Были приложены усилия, чтобы все специалисты имели возможность повысить квалификацию, подняться на новую профессиональную ступень, при этом сотрудники обучались без отрыва от работы. Заметно повысился рост профессионального мастерства, качество трудовых отношений, социальная устойчивость.
Штат специалистов филиала РГУ «Центр социальной поддержки населения» по Мухоршибир-скому району состоит из 24 человек. Уровень образования достаточно высок, 75% специалистов имеют высшее образование, еще 5 специалистов в настоящее время обучаются заочно в высших учебных заведениях.
Коллектив филиала можно считать стабильным коллективом. Основным фактором, сдерживающим увольнение персонала, является заработная плата и материальное стимулирование, выплачиваемое в виде различных доплат, надбавок и единовременных вознаграждений. Эти доплаты позволяют обеспечивать индивидуальный подход с учетом опыта работника, профессионального мастерства напряженности, эффективности труда, количественных и качественных результатов. Надбавки играют роль стимуляторов к достижению высоких показателей. Необходимо отметить, что от разумной
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2008/5
пропорциональности размеров доходов по труду во многом зависит отношение работника к выполнению своих обязанностей, его заинтересованности в результатах труда. Но для того чтобы получать высокую заработную плату, нужно, чтобы каждый специалист соразмерно представлял ответственность за порученный участок работы и четко выполнял возложенные на него функциональные обязанности. Таким образом, основными путями повышения эффективности районной системы управления социальной защитой населения, выступают повышение качества кадрового потенциала и организационно-административное переустройство. В последнем случае обеспечивается более целенаправленная деятельность структурных подразделений единой системы социальной защиты, своевременный контроль реализации непосредственных мер и оперативное внедрение новых форм работы с населением.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ДЕТЕЙ НА ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ С.Г. Ефимов, Л.К. Санхядова
В статье идет речь об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Республике Бурятия.
MAINTENANCE OF CHILDRÊN'S RIGHTS ТО REST AND 1MPROVEMENT IN REPUBLIC OF BURYAT1A: RESULTS AND PROSPECTS S.G. Efimov, L.K.. Sankhyadova
Maintenance of children's rights to rest and improvement in Republic of Buryatia, its prospects are examined in this article.
Обеспечение прав детей является одним из условий устойчивого развития общества и его жизнеспособности в настоящем и будущем. В Республике Бурятия сложилась система работы организации и проведения отдыха и оздоровления детей и подростков.
Основные права ребенка на отдых и оздоровление гарантированы «Декларацией прав ребенка», Федеральным законом № 170-ФЗ, внесшим дополнения в Федеральный закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и законом Республики Бурятия № 1751-Ш от 7 июля 2006 г. «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Республике Бурятия». Данные законодательные акты закрепили правовой статус системы отдыха и оздоровления детей и определили ответственность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
Федеральные законы № 24-ФЗ и № 131 -ФЗ отнесли к полномочиям муниципальных образований не только «организацию отдыха детей в каникулярное время», но и «организацию и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью», а также «организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении, муниципальном районе и городском округе».
Одним словом, законодательством Российской Федерации четко распределены полномочия в сфере детского отдыха на федеральном, региональном уровнях и уровне муниципального образования вплоть до поселения. Каковы же результаты деятельности органов законодательной, государственной власти и муниципальных образований Республики Бурятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление в 2007 г.? Управление республиканской сферой отдыха и оздоровления детей ежегодно закрепляется системой подзаконных актов: распоряжениями Правительства РБ, ведомственными распоряжениями, распоряжениями глав органов местного самоуправления.
Организация отдыха детей в прошлом году была направлена на выполнение распоряжения Правительства Республики Бурятия от 5 апреля 2007 г. N 214 «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков», которым была установлена межведомственная ответственность между организаторами этой работы.
Социально значимым результатом работы по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков является достижение в 2007 г. 90%-но го охвата детей от 7 до 18 лет всеми формами организованного отдыха, т.е. более 153 тыс. детей. Индикатор «Степень охвата мероприятиями по круглогодичному оздоровлению детей», определенный «Программой социально- экономического развития Республики Бурятия на 2004-2007 годы» выполнен.