УДК 373:821.161.1
ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Л. АНДРЕЕВА «РАССКАЗ О СЕМИ ПОВЕШЕННЫХ»
FROM THE EXPERIENCE OF GIVING A LESSON ON L. ANDREYEV'S STORY "THE SEVEN WHO WERE HANGED"
© НА. Борзова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© N.A. Borzova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье дан анализ структуры и содержания урока внеклассного чтения по произведению Л. Андреева «Рассказ о семи повешенных». Рассмотрены методические приемы актуализации проблематики рассказа, изучения его идейно-художественного содержания.
The paper analyzes the structure and content of the lesson on home reading the subject of which is L. Andreyev' story "The Seven Who Were Hanged". The author shares her methodological techniques of foregrounding the theme of the story and studying its message and focus.
Ключевые слова: урок внеклассного чтения; урок-беседа; рефлексия; психологизм; нравственно-философская проблематика.
Keywords: lesson on home reading; lesson-conversation; reflection; psychologism; moral and philosophical
issues.
Перед современным образованием стоит важная задача - разностороннее развитие личности обучающегося, его духовно-нравственное воспитание. Задача преподавателя на современном учебном занятии - быть помощником, советчиком, а не демонстратором ролевых функций. Для достижения этой задачи инструментом преподавателя может стать проведение урока в нетрадиционной форме. Основной идеей такого занятия становится идея свободного урока, свободного от страха и предоставляющего свободу выбора на основе принципа уважения личности другого.
К нетрадиционным формам урока мы отнесли урок-беседу, в основе которого лежит диалог. На таком уроке обучающиеся под руководством преподавателя учатся выявлять нравственную проблематику и идейно-художественное своеобразие произведения,
анализировать и интерпретировать художественный текст.
В данной статье предлагается опыт проведения урока-дискуссии по произведению Леонида Андреева «Рассказ о семи повешенных» на тему «Терроризм: преступление и наказание». Урок проводился на I курсе для обучающихся технических специальностей ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж».
Здесь следует отметить, что, согласно программе по литературе для средних специальных учебных заведений, писатель Андреев не изучается, но его произведения предлагаются для самостоятельного прочтения вне программы. Однако в обзорных лекциях по истории литературы конца XIX - начала XX вв. творчество Леонида Андреева ставится в один ряд с изучаемыми современниками - И. Буниным, А. Купри-
ным. Соглашаясь с К. Чуковским, который не раз называл Леонида Андреева «величайшим и огромнейшим русским писателем» [8, с. 209], мы считаем, что нельзя обходить стороной изучение творчества писателя, оставившего значимый след в русской литературе.
При подготовке к подобному уроку обучающимся задается опережающее домашнее задание - самостоятельно прочитать повесть Л. Андреева «Рассказ о семи повешенных». Некоторым ребятам предлагается подготовить доклады об истории написания повести, другим - составить портретные характеристики героев.
Выбор произведения не случаен. В наши дни проблема терроризма вновь приобретает животрепещущий характер. Здесь стоит отметить, что подавляющее большинство участников в массовых беспорядках экстремистской направленности последних лет - это именно подростки 14-15 лет, ко -торыми руководили более старшие «товарищи»: беспорядки в центре Москвы 11 декабря 2010 г. на Манежной площади, на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 г. В Санкт-Петербурге 14 сентября 2013 г. во время матча «Зенита» с грозненским «Тереком» фанаты питерского клуба сожгли флаг Чеченской республики.
Современная молодежь - одна из наиболее незащищенных социальных групп. Трансформация духовно-нравственных и семейных ценностей, обострение межнациональных конфликтов, насилие на экране и наркомания вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, негативно влияя на подрастающее поколение и молодежь. Все это - благоприятная почва для распространения экстремизма в молодежной среде. Вот и в повести Андреева террористы «были очень молоды: старшему из мужчин было двадцать восемь, младшей из женщин всего девятнадцать» [1, с. 378].
Урок-дискуссия с элементами анализа и рефлексии художественного текста,
пожалуй, лучшая форма для изучения выбранного произведения. Дискуссия проходит в свободной форме, роль преподавателя сводится к тому, чтобы направлять ее в нужное русло.
Во вступительной части урока ученикам предлагается выступить с докладами о времени создания произведения, его месте и значении в творчестве автора.
«Рассказ о семи повешенных» был посвящен Льву Николаевичу Толстому и прозвучал в свое время как «горячий протест» против смертной казни, покрывшей всю страну виселицами [4]. Рассказ впервые напечатали в альманахе «Шиповник», одним из ведущих сотрудников которого Андреев являлся вплоть до большевистского переворота 1917 г.
Леонид Николаевич торжественно встретил Февральскую революцию. Он даже допускал насилие ради «высоких целей», во имя народного блага и свободы [5].
Но уже в сентябре 1917 г. напишет, что «завоеватель Ленин ступает по лужам крови» [2]. В своих «Воспоминаниях» В. Вересаев отмечает, что Андреев не мог принять диктатуру большевизма «ни единым атомом души» [7].
Позднее творчество писателя отличается сочетанием характерной для реализма манерой письма с использованием символических образов. Доминирующая тема в его произведениях совпадает с революционным настроем, которым Андреев был охвачен накануне и во время революции 1905-1907 гг. В письме к Горькому Чуковский указывал на то, что, делая в литературных портретах «психологические выводы», Андреев изучает «и творчество, и жизнь своих персонажей» [9, с. 158].
В основу «Рассказа...» легла вполне реальная история участников «Летучего боевого отряда Северной области», которые, вооруженные бомбами, отправились на совершение террористического акта против великого князя Николая Николаевича
Н.А. Борзова
и министра юстиции Щегловитова. Полиция, по наводке Азефа, подготовила террористам ловушку. В назначенное время из здания суда вместо Щегловитого вышли какие-то дамы, и полиция не стала арестовывать заговорщиков, дав им уйти. Весь «отряд» был взят с поличным на следующий день на конспиративной квартире. Все участники были казнены на Лисьем носу в ночь с 17 на 18 февраля 1908 г. [11].
По мотивам повести Андреева в 1909 г. был снят фильм, режиссером которого стал П. Чардынин. Фильм не сохранился (был изъят из проката в декабре 1928 г. как недоброкачественный в художественном и идеологическом отношении). Белогвардейская контрразведка арестовала П. Чардынина за постановку «революционной» картины [10].
На следующем этапе урока обучающимся предлагается вспомнить основные эпизоды повести, назвать героев и охарактеризовать их в момент близости смертного часа. Рассказы ребят сопровождаются электронной презентацией, где на экран выведены основные цитаты, характеризующие героев «Рассказа...».
Сначала мы обсуждаем «жертву» покушения - тучного министра, оставшегося один на один со своим переживанием после того, как ему сообщили о готовящемся преступлении. Переживаемое персонажем ожидание предстоящей смерти дает возможность понять, что страшна не сама смерть, а знание о ней, о ее неизбежности в конкретный день и час.
Далее мы проводим сравнительный анализ состояний «жертвы» и «палачей», ведь для заключенных Андреев подготовил самое тяжелое испытание перед смертью -ее ожидание.
Обучающиеся вслух зачитывают отрывки из повести о каждом из террористов. Ребята отмечают, что, создавая свои образы семи осужденных, Андреев выступает тонким мастером психологического портрета, подхватывая мастерство своего куми-
ра Ф.М. Достоевского. Об этом факте упоминал Л. Троцкий, указывая, что центром художественного внимания Андреева является «индивидуальная душа» в такие переломные моменты, когда «повседневные настроения освещены заревом ... ужаса» [6].
Таким «заревом» освещает Андреев трупы террористов, сложенные в ящик и отправленные «по той же дороге, по которой сами, живые, пришли сюда» [1, с. 435].
Автор, не смущаясь, соединяет ужас с радостью, смерть с жизнью, момент, когда заключенных везут на казнь, - с поездкой на праздник, неминуемую смерть - с чем-то «необыкновенным, что сейчас произойдет» [1, с. 425].
Заключительным этапом урока становится поиск ответа на вопрос: какую позицию занимает автор и на чьей он стороне? Здесь важно выслушать всех ребят, сформировавших свое мнение. Однако важным остается заключительное слово преподавателя. Уместно привести цитату Д. В. Фило-софова: «После "Рассказа" Андреева в мире что-то изменилось. Как будто бы любви стало больше, а зло мира стало еще нестерпимее» [7]. Андреев в своем произведении не призывает к полному отказу от насилия и наказания, но само настроение повести как бы подтверждает его неприемлемость. Вся картина финальной сцены становится более ужасающей после заключительной фразы «Так люди встречали восходящее солнце» [1, с. 435]. Здесь отражается противоречие жизни и смерти, все безумие, творимое людьми. Насилие над человечеством не подлежит оправданию, оно противоречит жизни, а значит, и законам природы.
Использование на занятии фронтальной формы учебной работы дает возможность преподавателю вовлечь большую часть группы в активную деятельность. Приоритетом такого занятия становится самостоятельность обучающихся в поиске решения учебно-познавательных задач на основе диалогового взаимодействия.
Литература
1. Андреев Л.Н. Повести и рассказы. Куйбышевское книжное издательство, 1981. 512 с.
2. Андреев Л.Н. VENI CREATOR // Русская воля. 1917. 15 сентября.
3. Вересаев В.В. Литературные воспоминания. Леонид Андреев. URL : www.velib.com/ book.php?author=v_315_1 (дата обращения: 20.11.2014).
4. Розенфельд Б. К истории создания Леонидом Андреевым «Рассказа о семи повешенных». TERRA NOVA. URL : www.muzause.net /2006_17_04 (дата обращения: 20.11.2014).
5. Ромашевский Д. Леонид Андреев. URL : www.proza.ru/2014/10/08/877 (дата обращения: 10.11.2014).
6. Троцкий Л. О Леониде Андрееве. URL : www.azlib.ru/a/ andreev_l_n/text_0520.shtml (дата обращения: 10.11.2014).
7. Философов Д.В. Рассказ о семи повешенных. Московский еженедельник. 1908. Июнь, № 23. С. 54-57. URL : www.dugward.ru/libry/filosofov/filosofov_ rasskaz_o_semi.html (дата обращения: 10.11.2014).
8. Чуковский К.И. Собрание сочинений : в 15 т. М. : Терра-Книжный Клуб, 2001. Т. 6. Чуковский К. - Горькому М. (1920 г.) // Вопросы в литературе. 1972. № 1. С. 158.
9. URL : www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/12524/annot (дата обращения: 09.10.2014).
10. URL : www.terroristica.info/node/528 (дата обращения: 09.10.2014).
Сведения об авторе
Борзова Надежда Александровна, аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: Россия, 443090, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.
Телефон: 224-26-85.