В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ “ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ”
Н.А.ВОЛГИНА, Ю.БУНЧУК, В.СТРУЧКОВА, Л.РОЗАНОВА,
А.НИСТРАТОВА, Н.ЧЕХОЕВА, М.АВСЯННИКОВ, Н.КОЗЛОВА, И.БАЙРАМКУЛОВ, М.АЛИЕВ, О.ДУДИК, А.ГРЕЧКО 1
Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. б, 117198, Москва, Россия
В статье рассматривается методика и опыт проведения семинарских занятий по курсу «Организация внешнеэкономической деятельности» по таким темам, как «Национальная компания в международной торговле», «Адаптация компании к деятельности на зарубежном рынке», «Субъекты международной торговли», «Маркетинговое исследование внешней среды». Статья состоит из введения лектора курса «Организация внешнеэкономической деятельности» и конкретных результатов семинарских занятий, которые подготовлены студентами 3 курса экономического факультета РУДН.
Курс “Организация внешнеэкономической деятельности” является логическим и непосредственным продолжением курса “Международные экономические отношения”, поскольку здесь рассматриваются вопросы поведения фирм на внешних рынках в условиях, складывающихся на уровне мировой экономики и международных экономических отношений. От макроуровня “Международных экономических отношений” студенты переходят к микроуровкю “Внешнеэкономической деятельности”, где главным объектом внимания становятся фирмы (как крупные, так и средние), ее зарубежные корпоративные стратегии и конкретные механизмы их осуществления и реализации. Особенностью курса является то, что вопросы внешнеэкономической деятельности рассматриваются в тесной взаимосвязи с правовым обеспечением этой деятельности, а также опираются на широкое использование международных документов, относящихся к практике исполнения внешнеторговых сделок. Так, если речь идет о базисных условиях поставки, то студенты знакомятся с ними, изучая “Международные правила интерпретации коммерческих терминов - ИНКОТЕРМС, 2000 г.”, разработанные Международной торговой палатой (МТП). При анализе возможностей выбора тех или иных условий платежа во внешнеторговом контракте студенты ориентируются на Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов - УОП 500 (UCP 500), публикация № 500; Унифицированные правила по инкассо, Публикация № 522 и пр. При изучении форм и методов выборов посредников во внешнеторговых операциях используется Типовой дистрибьюторский контракт МТП, монопольный импортер-дистрибьютор, публикация № 518 и Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений, публикация № 441 и пр. Еще одной особенностью преподавания курса “Организация внешнеэкономической деятельности” является широкое использование конретных примеров деятельности зарубежных фирм в России и российских фирм за рубежом с анализом основных направлений этой деятельности.
Курс “Организация внешнеэкономической деятельности читается на экономическом факультете РУДН уже в течение нескольких лет. За это время был накоплен определенный опыт как с точки зрения содержания, логики и структуры курса, так и с точки зрения методики преподавания его студентам. Структурно курс состоит из 16 тем и включает 108 часов аудиторных занятий, из которых 54 часа - лекции, и 54 часа - семинарские и практические занятия2. В данной статье представлены результаты проведения семинарских
1 Волгина Наталья Анатольевна - к.э.н., доцент кафедры международных экономических отношений, зам. декана экономического факультета РУДН, преподаватель курса “Организация внешнеэкономической деятельности”; Бунчук Юлия, Стручкова Варвара, Розанова Лилия, Нистратова Александра, Чехоева Наталья, Авсянников Михаил, Козлова Наталья, Байрамкулов Ислам, Алиев Мурат, Дудик Оксана, Гречко Андрей - студенты экономического факультета РУДН.
г Более подробно о содержании курса см.: Волгина Н А. Программа курса “Организация внешнеэкономической деятельности”. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 27 стр.
занятий по нескольким темам курса: тема 1. “Национальная компания в международной торговле: стимулы и риски выхода на мировой рынок”; тема 2. “Адаптация компании к деятельности на зарубежном рынке”; тема 3. “Субъекты международной торговли”; тема 4. “Маркетинговое исследование внешней среды. Источники экономической, коммерческой и торгово-политической информации”.
После лекций по теме 1. “Национальная компания в международной торговле: стимулы и риски выхода на мировой рынок”, где рассматриваются такие вопросы, как система международной торговли и ее объекты; предпосылки участия компаний во внешнеэкономической деятельности, стимулы для развития экспорта и импорта; способы и альтернативы выхода национальных компаний на внешние рынки; сложности и риски международной внешнеэкономической деятельности и по теме 2. “Адаптация компании к деятельности на зарубежном рынке”, где освещаются такие вопросы, как адаптация товара к продажам на внешнем рынке; разработка внешнеторговой ценовой стратегии; адаптация сбытовой стратегии фирмы, выбор каналов и методов сбыта; адаптация стратегии стимулирования товаров на зарубежных рынках, студенты получают практические задания, которые они должны подготовить дома и представить в качестве выступления на семинарском занятии.
Практическое задание к темам 1 и 2.
На основе текущей информации подготовить материал о деятельности западной компании на российском рынке по следующей схеме:
несколько слов о самой компании, о ее возникновении и основных направлениях деятельности:
этапы и способы проникновения на российский рынок:
маркетинговый комплекс компании на российском рынке: 4Р - product, price, place, promotion;
перспективы деятельности компании в России.
Поскольку на семинаре, который длится 3 академических часа, имеется возможность выслушать 4-5 и даже более таких презентаций, то результатом занятий является сравнение различных способов проникновения и закрепления западных компаний на российском рынке.
Ниже представлены различные варианты подготовки к практическим занятиям по указанным темам студентов 3 курса экономического факультета РУДН (весенний семестр 2000 г.).
АДАПТАЦИЯ КОМПАНИИ SONY К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ3
На конец 90-х годов капитал SONY оценивается в 416 млрд. иен, в компании работают 21 тыс. человек. В третьем квартале 1999 года объем продаж компьютерного оборудования фирмы SONY составил около 30% от общего оборота в 11,5 млрд. долл., объем продаж аудио- и видеотехники - 54%, из них 16% - для индустрии развлечений.
История компании
Имя SONY является синонимом изобретения выдающейся продукции - видеокамер, телевизоров, портативной аудиотехники, телефонов, полупроводников, компьютеров и компьютерной периферии высочайшего качества. В этих областях SONY предлагает непревзойденный выбор продукции высокого класса, как для дома, так и для профессионального использования. Изобретение, разработка, производство и внедрение на рынке новой, не имеющей аналогов продукции - это то, что SONY делает наилучшим образом, причем в самых разнообразных социальных и культурных условиях во всех уголках мира.
История компании берет свое начало еще с 1950, когда компания "Тоцуко" зарегистрировала новую торговую марку - SONY. Это слово было образовано от латинского sonus, что означает "звук". В 1958 году вся компания стала называться SONY.
, В 1951 году появилась модель магнитофона для домашнего пользования - "тип Н". За "типом Н" последовал усовершенствованный "тип Р". В 1954 году произошло
революционное для SONY событие: было заключено с американской компанией Bell Labs лицензионное соглашение на использование нового изобретения - полупроводниковых транзисторов. Это дало мощнейший толчок созданию целой серии малогабаритных устройств. В 1957 году SONY вывела на рынок первый карманный радиоприемник. Компания создала первый транзисторный телевизор (1959 г.), первый телевизор на жидких кристаллах (1962 г.), первый видеомагнитофон (1964 г.). В последующие три десятилетия малогабаритность и высокое качество продукции стали визитной карточкой SONY.
Изобретение в 1968 году первого кинескопа SONY Trinitron принесло новый стандарт качества изображения в дома телезрителей всего мира. В 1991 году был сделан первый шаг к созданию плоского телевизионного кинескопа - SONY выпускает кинескоп Super Trinitron. В 1997 году, выпустив серию телевизоров FD Trinitron WEGA, фирма достигла своей цели. Серия моделей WEGA обеспечивает точность, чистоту и ясность, отвечающую требованиям будущего.
Маркетинговый комплекс SONY на российском рынке
В последнее десятилетие компания с 50-летним стажем существования значительно расширила сферу своей деятельности, ориентируясь на происходящие изменения в мире. Для многих логотип SONY стал основной причиной, побуждающей приобретать продукцию этой компании. И на сегодняшний день из всех производителей бытовой электроники только компания SONY получает огромные дивиденды от использования своей торговой марки. Во многом, это обусловлено непрерывной работой, направленной на повышение имиджа компании, а именно созданием исключительных по своей привлекательности товаров и обеспечением высокого качества своей продукции.
Недавно журнал “Эксперт”4 опубликовал рейтинг репутации зарубежных компаний, работающих в России. В номинации “самый привлекательный бренд” первое место заняла марка SONY. Причем . SONY оказалась не просто первой, она заметно опередила других крупных производителей аудио- и видеотехники. Ее основная стратегия - развитие передовых технологий и их реализация в качественных, доступных и популярных товарах.
Марка SONY завоевала высокую репутацию на российском рынке еще в 60-70 -е годы через систему “Березок”. Однако, она была очень плохо представлена по сравнению с другими брэндами: ее объемы продаж на советском рынке заметно отставали от Hitachi, Philips или Panasonic.
Структура продаж аудио- и видеотехники в московской рознице (июль -август ________________________________1999г.) в %_________________
Щ Samsung ■ Sony □ Panasonic
■ Philips □ JVS В другие
Реклама.
Начиная с 90-ых годов SONY, проводила достаточно сдержанную рекламную политику на российском рынке. И хотя сегодня бюджет ее намного вырос, все равно, по оценкам специалистов, японская компания тратит на рекламу меньше, чем ее конкуренты. Причину же своей популярности представители компании видят в том, что их продукция рассчитана на динамичных, стильных людей, выбирающих высокое качество и престижный брэнд.
Ценовая политика.
После кризиса 17 августа, в отличие от других фирм-конкурентов, которые начали снижать цены и корректировать ассортимент в сторону более дешевого товара, SONY
4 Most admired, most respected. Рейтинг зарубежных компаний, работающих в России // Эксперт, № 42, 8 ноября 1999, с.64-69
сделала все наоборот - не снизила цены и увеличила присутствие в ассортименте дорогих престижных позиций, дающих наибольшую норму прибыли. Для сбыта менее престижных товаров, например магнитол, применялся следующий маркетинговый ход: покупайте ’’балалайку” по старой высокой цене и получайте вторую бесплатно.
Результат превзошел все ожидания: объемы продаж дорогой видео- и аудиотехники с маркой SONY сегодня выше до кризисных показателей. Это можно объяснить тем, что число богатых клиентов, ориентированных на престижное потребление, после кризиса практически не уменьшилось. Раньше эту аудиторию SONY делила с другими брэндами, но демпинговая гонка и удешевление ассортимента нанесли имиджу конкурентов урон, и обеспеченные покупатели стали все чаще предпочитать SONY. Такое нестандартное поведение было свойственно этой компании практически с самого начала ее существования.
Новая продукция
В настоящее время из-за жесткой конкуренции и вялого спроса SONY столкнулась с падением доходов от своего основного бизнеса - производства аудио- и видеоаппаратуры. В то же время доходы от продаж компьютерной продукции, такой как накопители на гибких дисках и приводы CD-ROM, дисплеи и полупроводники, постоянно растут.
Сегодня SONY готовится к выпуску новой продукции - телевизор с возможностями компьютера. Это изменит и круг конкурентов, и круг покупателей. Если сейчас основные конкуренты это такие фирмы, как Panasonic, Samsung, Hitachi, Philips, JVC, то скоро SONY придется вступить в борьбу с такими компаниями, как Microsoft, Dell.
Аналитики полагают, что решение, принятое SONY, свидетельствует о признании того факта, что главенствующая тенденция в электронной индустрии - это интеграция в ПК аудио, видео, средств связи и вычислений, спрос на которые переживает сейчас грандиозный всплеск. Еще не приняты решения относительно типа, цены, сбыта и планов производства домашних ПК, но, возможно, новая модель будет иметь оптический дисковод следующего поколения на базе стандартного DVD (цифрового видеодиска), а необычный привод CD-ROM.
Источники информации: журнал “Эксперт”, www.sony.ru.
АДАПТАЦИЯ КОМПАНИИ «ИКЕА» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РОССИЙСКОМ PbIHKEs
История компании
Когда пятьдесят лет назад шестнадцатилетний швед Ингвар Кампрад зарегистрировал компанию «Икеа», он начал с продажи карандашей и ручек по каталогам. Поднакопив денег, в 1958 году он купил местную мебельную фабрику и открыл на ее территории первый магазин. Дела пошли настолько хорошо, что уже через пять лет Кампрад открыл такой же магазин в Норвегии, потом построил огромный магазин, больше чем на 45 тысяч квадратных метров, в Стокгольме, еще через четыре года - Дании, в 1973 году - в Швейцарии... Только в прошлом году магазины «Икеа» открылись в Пекине, Осло, Мадриде, Бристоле, Дортмунде, Чикаго, Будапеште и Вене. Всего в прошлом году магазины компании посетили 196 млн. человек. Темпы роста бизнеса стабильно составляют 15-20 % в год. Оборот компании в прошлом году составил почти 8 млрд. долларов (оборот всей российской деревообрабатывающей промышленности равен 1,3 млрд. долларов). Кроме 157 магазинов в концерн входят 28 производственных предприятий - лесопилки и мебельные фабрили в Швеции, Канаде, Германии, Латвии, Польше, Украине, Венгрии и Болгарии. Все это принадлежит нидерландскому фонду Stichting Ingka Foundation. А управлением концерна занимается датская компания Ikea International A/S, в чью компетенцию входят вопросы маркетинга и логистики.
Маркетинговый комплекс компании в России
В подмосковных Химках 22 марта 2000 г. открылся первый в России мебельный магазин шведской компании «Икеа». Он мог бы открыться уже года два назад, но московские торговцы мебелью реально представляли себе какой угрозой окажется для них такой конкурент, и эти самые торговцы два года уговаривали правительство Москвы вставлять
палки в колеса шведской мебельной торговле. Например, «Икеа» хотела построить мост, чтобы легко можно было выехать из потока машин, двигающихся в Шереметьево. Но правительство мост строить запретило. Правительство само любит строить мосты. А поскольку цены на мебель в «Икеа» ниже общегородских на порядок, то и свою автомобильную развязку они построили бы на порядок дешевле. И на что тогда правительству было бы питаться? В конце концов, мост строить запретили.
При входе в магазин каждому выдают большую желтую сумку, путеводитель по магазину, листок покупателя, карандаш и сантиметр. Без этих приспособлений купить что-либо в магазине нереально. Основной торговый зал - гигантская выставка из 52 интерьеров гостиных, столовых, кухонь, спален, рабочих кабинетов и детских комнат.
Адаптация товара к российским условиям (PI: product)
Как уже говорилось ранее, «Икеа» занимается мебелью, но не только. Также там можно приобрести посуду, оформление для стен, шторки, светильники, кстати самые дорогие из них стоят 50 долларов, карнизы и еще огромное количество других приятных вещей. Основная черта товаров - недорого, но качественно! Причем 10% всех товаров производится в России. На сегодняшний день «Икеа» инвестировала в российские мебельные и текстильные фабрики около 20 млн. долларов. Однако «Икеа» намерена за три года довести долю российских товаров в ассортименте своих магазинов до 30% , для этого шведы собираются разместить в России в два раза больше заказов и потратить на это около 50 млн. долларов.
Формирование ценовой политики (Р2: price)
Основное преимущество магазина - цены. Они непривычно низки, если иметь еще в виду европейское качество предлагаемого товара. Каталоги магазина, распространившиеся по Москве с быстротой эпидемии гриппа, - самое популярное чтение последних дней. Люди передают их друг другу и рассматривают в них кружку за 15 рублей, ночник за 129 рублей, 100 штук греющих свечей за 99 рублей, диван-кровать за 2899 рублей и набор бокалов для красного вина за 146 рублей. Большое впечатление производит фраза, напечатанная на обложке каталога: «Цены в рублях действительны до 15 августа» или “Цены действительны до 31 декабря”. Держать низкие цены «Икеа» удается, потому что это не магазин, собственно говоря, а склад. Ты сам выбираешь мебель, сам записываешь на бумажку номер ряда и номер полки, сам потом с полки снимаешь разобранный какой-нибудь шкаф, волочешь его к машине, грузишь, привозишь домой, собираешь, то есть «Икеа» фактически включает вас в свой производственный процесс и экономит на обслуживающем персонале, на компактности склада, на материалах, на сборке. Еще такие низкие цены удается держать за счет экономии на перевозке. Мебель транспортируется в разобранном виде, а следовательно, занимает намного меньше места, чем собранная. Зато «Икеа» не экономит на дизайне. В итоге получается стильная мебель за «две копейки».
Развитие каналов сбыта (РЗ: place)
Поскольку магазин «Икеа» находится за городом (это в несколько раз снижает стоимость занимаемой земли, что позволяет компании выигрывать за счет аренды), то от станций метро «Планерная» и «Речной вокзал» ходят бесплатные автобусы. В самом магазине два этажа. На первом - специальная комната, где можно оставить детей, чтобы те играли в куче надувных мячиков. На втором - специальный ресторан фаст-фудовского характера. Шведская кухня: мясные шарики в брусничном варенье...
Стратегии стимулирования (Р4: promotion)
На рекламном щите нарисован каталог мебельной фирмы «Икеа» и написано, что этот каталог является самой популярной в мире книгой после Библии. И действительно, даже в новом супер популярном молодежном английском фильме «Бойцовский клуб» этот каталог выступает в качестве символа буржуазности и вещизма. «Я листал каталоги «Икеа» и размышлял: «Какой столовый сервиз наиболее соответствует моей индивидуальности?» («Бойцовский клуб», реж. Девид Финчер, 1999 ). Шведская фирма очень популярна во всем мире и ассоциируется не только с низкими ценами, но и отменным качеством своих товаров.Так, может быть, уединившись дома с диваном-кроватью за 2899 рублей и бокалами для вина за 146 рублей наши соотечественники внесут и свою лепту в рекламную компанию фирмы, утверждающей, что каждый десятый европеец «сделан на ее кровати».
Перспективы деятельности в России
«Икеа» собирается через три года добиться только от одного своего магазина ежегодного оборота в 50 миллионов долларов! А в течение десяти лет планируется открыть еще четыре аналогичных магазина в Москве и два в Санкт-Петербурге. Кроме того получит дополнительный толчок бизнес, не связанный с мебелью. Дело в том, что 53 га земли вокруг химкинского магазина отведены под огромный круглосуточный торговоразвлекательный комплекс из 200-250 магазинов и увеселительных заведений. На его строительство «Икеа» потратит еще 60 млн. долларов, которые надеется окупить за счет взимания арендной платы.
Источники информации: журнал “Афиша” № 6 от 27 марта 2000 г., журнал “Эксперт” № 13 от 3 апреля 2000 г.
АДАПТАЦИЯ КОМПАНИИ NESTLE К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ6
Этапы проникновения Nestle на российский рынок
Завоевание России компанией Nestle началось в начале 90-х годов, в результате удалось добиться воистину всенародного признания ее торговых марок.
1992 год - компания Nestle купила первый пакет акций (11,2%) известной самарской кондитерской фабрики “Россия”.
1995 год - Nestle довела свою долю в пакете акций самарской фабрики “Россия” до 93%.
1996 год - компания приобрела контрольный пакет акций фабрики по производству мороженого в Жуковском. Также через “Россию” был куплен и контрольный пакет акций самарской фабрики АО “Кондитер”.
1997 год - фабрики “Россию” и “Кондитер” объединили в АО “Кондитерское объединение “Россия”.
январь 1998 года - Nestle приобрела пакеты еще двух фабрик - АО “Алтай” в Барнауле и АО “Камская” в Перми.
июнь 1998 года - Nestle приобрела АО “Хладпрродукт” в Тимашевске Краснодарского края, комбинаты которого позволяют выпускать помимо мороженого еще и замороженные овощи-фрукты.
1999 год - компанией Nestle введены новые линии в Самаре и Жуковском, где начато производство бульонных кубиков Maggi.
Маркетинговый комплекс компании Nestle на российском рынке
Product (продукт)
Хотя в 1999 году, как и восемь лет назад, фабрикой выпускается примерно 120 кондитерских брэндов - брэнд, как говорится, брэнду рознь. Большинство торговых марок, которые выпускались в советское время, были разработаны технологами заводов-конкурентов. От этих марок пришлось отказаться - чтобы покупатель не путал продукцию фабрики с изделиями конкурентов. По мере того как с производства исчезали старые торговые марки, технологи “России” стали вспоминать о собственных разработках шоколада. Стали помогать с рецептами и коллеги из Nestle.
Постепенно из 120 торговых марок, которые выпускались до прихода иностранцев, осталось лишь несколько (например, шоколад “Сказочный мир”, который фабрика эксклюзивно производит уже не один десяток лет). Число наименований продуктов вернулось к прежней отметке 120, однако это уже другие брэнды. Чтобы у покупателя формировалось четкое представление о продукции самарской фабрики, решили разработать фирменный логотип в виде церковной маковки, которым украсили упаковку выпускаемого шоколада.
Наибольших усилий потребовало создание новых торговых марок. Главными стали “Ш.О.К.” и батончик Nuts. Выпуская эти брэнды, Nestle осваивала совершенно новые сектора рынка. Вскоре фабрика “Россия” начала производство еще семи новых брэндов. В
й Материал подготовлен Лилией Розановой, Александрой Нистратовой и Натальей Чехоевой, студентками групп ЭЭ-303 и ЭЭ-302.
их числе белый шоколад “Восторг” (появился в августе 1998), горький пористый шоколад “Совершенство” (появился осенью 1999).
Расширяя спектр продукции и количество потенциальных потребителей, Nestle специально для российского рынка разработала два принципиально новых продукта -гранулированные растворимые напитки Ricory и Nescafe Montego. Напитки с добавлением цикория и карамели, предназначенные для потребителей с низким уровнем достатка, выведены на рынок в сентябре 1999 года.
Place (позиционирование на рынке)
Успех швейцарской компании на российском рынке очевиден - продукция Nestle присутствует на прилавках практически всех магазинов, количество торговых марок растет.
Основными направлениями работы на российском рынке является продвижение кофе и сладостей. Главная марка Nestle в России - это кофе Nescafe, который занимает примерно 45% российского рынка. Также компания имеет сильные позиции с шоколадной продукцией, произведенной на фабрике “Россия”. Если до начала кампании марки фабрики “Россия” занимали долю рынка, практически равную нулю, то к концу кампании доля рынка достигала 15% столичного рынка шоколада.
Этот результат был достигнут благодаря политике компании по освоению новых рынков, которая заключается в том, чтобы развивать там производство не с нуля, а с использованием уже существующих заводов, которые выпускают продукцию, наиболее отвечающую вкусам местного населения (сегодня примерно 80% оборудования, на котором выпускается продукция фабрики, - новое. Например, установили голландскую линию “Дайвис” стоимостью долл. 1,7 млн. по производству какао-порошка. Новое оборудование занимает в 2 - 3 раза меньше площади, в то время как его производительность в 5-6 раз выше), а также во многом благодаря продуманной рекламной кампании (об этом далее).
Price (ценовая политика)
Надо отметить, что возникли некоторые трудности при поиске информации о ценовой политике компании, однако на основе имеющихся данных с уверенностью можно сказать, что цены на продукцию компании Nestle сопоставимы с ценами конкурентов-производителей и соответствуют уровню цен на аналогичную продукцию на отечественном рынке.
Promotion (стимулирование)
Nestle постоянно позиционирует себя как российская компания. Перед тем как ввести новые брэнды, Nestle тщательно изучает вкусовые предпочтения россиян. И непременно использует традиционно русские мотивы не только в названиях торговых марок, но и в рекламе.
Конец 1998 года на российском рекламном рынке прошел под знаком Nestle. Корпорация в самый разгар кризиса развернула сразу несколько крупных рекламных кампаний, за что и была удостоена журналом Marketing Russia звания “Рекламодатель года”. По оценочным данным, реальный объем затрат компании на рекламу в России в 1998 году составил около долл.20 млн. Кстати, если говорить о рекламе, которая сопровождала работу Nestle, то четыре года назад практически все ролики, которые демонстрировались в России, снимались за границей. Сегодня большинство клипов - как и других креативных работ - выполняются российскими специалистами.
Идейный вдохновитель - коммерческий директор Бернар Меньер - считает, что ставку надо делать на российскую молодежь, поскольку именно эта возрастная группа (дети и подростки) являются основными потребителями продукции, а также на рекламу товаров, которые производятся внутри России. Этой рекламной тактике и придерживается компания.
Так, например, хорошо всем известные, рекламные ролики брендов Nestle с участием молодых людей - Nescafe, Nesquick, Ш.О.К. и др. Кроме того, Nestle является главным спонсором кинофестиваля для детей в Артеке, который проводился в течение трех лет. Таким образом, компания старается организовывать события, которые ассоциировались бы с хорошими моментами в жизни детей и подростков. Кстати, все реализованные проекты были придуманы сотрудниками маркетингового отдела Nestle, но воплощались потом другими агентствами. Можно с уверенностью сказать, что компания Nestle одной из первых стала уделять значительное внимание российской молодежи.
При планировании рекламного бюджета компания использует гибкий подход: рекламный бюджет Nestle всегда связан с продажами. С одной стороны, он определяется тем, каково потребление продуктов, с другой,- долей компании на рынке. В зависимости от этого и осуществляются вложения в рекламу.
АДАПТАЦИЯ КОМПАНИИ BMW К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ7
В 1916 году было основано предприятие под названием Bayerische Flugzeugwerke AG, сокращенно BFV. В 1917 году создается Bayerische Motorenwerke GmbH, которое в 1918 году перерегистрируется в акционерное общество.
BMW является транснациональным концерном, представленным в 130 странах. Его мировой успех покоится на трех "китах": понимании, что прогресс не может стоять на месте, творческом стремлении найти сегодня решение проблем будущего и способности мыслить и действовать глобально. Баварский автопроизводитель не изменил своим принципам, принимая решение об организации совместного производства в России, о чем впервые было публично объявлено на Женевском автосалоне 1998 года. Проекты, которые начинает осуществлять BMW, действительно впечатляют: открывая в России дочернее предприятие, концерн приступает к совместному производству автомобилей высокого класса на одном из российских заводов и параллельному созданию по всей стране широкой сети автосалонов и центров технического обслуживания, технологическое и сервисное обеспечение которых будет отвечать жестким мировым стандартам.
В течение следующих трех лет в рамках этих проектов BMW намерен инвестировать в общей сложности 125 миллионов немецких марок, что повышает статус его инициативы до государственного уровня и открывает новый этап в развитии российско-германских экономических отношений.
Подписанные в Москве весной 1999 года договоры с российскими компаниями "Автотор" и "Витал" охватывают две обширные сферы: сборку автомобилей и организацию общенациональной дилерской сети с развитой сбытовой программой.
Адаптация товара к российским условиям
Производственный цикл будет налажен на базе Калининградского автомобильного завода "Автотор". На первом этапе новое предприятие будет выпускать седаны BMW 5-й серии, а впоследствии и внедорожники Land Rover Defender.
Партнеры досконально изучили предпочтения российских покупателей с целью определения наиболее популярных среди россиян легковых автомобилей и остановили свой выбор на последних моделях BMW 523i и 528i. По свидетельству экспертов, они являются одними из лучших седанов, относящихся к категории так называемого верхнего среднего класса.
Стоит отметить, что клеймо "Made in Russia" на автомобилях BMW и Land Rover гарантирует максимальный комфорт в российских условиях. Дело в том, что, начиная проект, концерн BMW провел сезонные испытания своих автомобилей в нашей стране. В ходе тщательных проверок специалисты установили в конструкции машин слабые места, которые выявились при проверке российскими дорогами и бездорожьем в зимний и летний периоды. Составленный подробный перечень необходимых изменений был полностью учтен при разработке технологической схемы производства автомобилей.
Ценовая политика
Предпочтение, отданное "Автотору" перед другими отечественными предприятиями, было обусловлено не только высокой степенью подготовленности его производственной базы и квалификации сотрудников, но также наличием единственного в России закона "Об особой экономической зоне", предоставляющего налоговые послабления производителям на территории Калининградской области, снижение таможенных пошлин. Помимо привлекательного законодательного обеспечения в регионе есть незамерзающий морской порт, существует развитая транспортная инфраструктура и открыт прямой выход в Европу, что в совокупности позволит значительно сократить себестоимость выпускаемой здесь продукции. Таким образом, автомобили, собранные на заводе "Автотора", составят
серьезную конкуренцию импортным - не уступая им в качестве, они будут на 20 процентов дешевле своих немецких и английских аналогов.
Развитие каналов сбыта
Для организации общенациональной дилерской сети с развитой сбытовой программой в России создаются две компании: "BMW Russland", выполняющая управленческие функции, и "BMW Russland Trading", ответственная за всю оперативную деятельность концерна на территории нашей страны. Уставный капитал "BMW Russland Trading" в размере 10 миллионов немецких марок будет полностью оплачен BMW AG, так что это предприятие станет выступать в роли дочерней структуры концерна, а в "BMW Russland", помимо германской стороны, примет участие холдинг "Витал", доля которого составит 25 процентов.
Непосредственной реализацией седанов и внедорожников займется новая дочерняя структура BMW с основным офисом в Калининграде и отделением в Москве. С созданием дочерней структуры список стран, в которых баварский концерн имеет собственные сбытовые фирмы, увеличится до 22. Реализация машин калининградской сборки в обозримом будущем будет осуществляться только на внутреннем рынке, но в дальнейшем речь может идти и о поставках "наших" BMW и Land Rover на экспорт.
Именно с этой целью с помощью новообразованной сбытовой компании BMW будет в первую очередь развивать свою дилерскую сеть, которая в настоящее время состоит из 17 дилеров в крупнейших городах России. А в Москве будет построен центральный склад запасных частей.
Стратегии стимулирования
Предлагая такие известные марки автомобилей, как BMW, Rover, MG, Mini и Land Rover, концерн ведет активную борьбу за лидерство на мировом рынке, и бесспорно достиг в этом заметных успехов. Одним из секретов любви покупателей к этим автомобилям является то, что BMW постоянно стремится обеспечить самый высокий уровень обслуживания своих клиентов. Этого удается достичь, увеличивая возможности автомобилей при сохранении разумных цен и предлагая первоклассный сервис.
Компания осознает, что ее клиенты предъявляют к автомобилям BMW особые требования как при покупке автомобиля, так и при его обслуживании. А так как компания может самостоятельно формировать и контролировать все процессы, от сборки и до работы с клиентами, то она создает все условия, необходимые для оптимального обслуживания 120 тысяч владельцев автомобилей BMW в России. BMW действует под таким девизом: «Если клиент доволен, то его следующий автомобиль снова будет BMW».
Перспективы деятельности в России
BMW первым из западных автомобилестроительных предприятий, обеспечивающих высочайшее качество мирового уровня, приходит в Россию.
По заявлению доктора Хорста Тельчика, почетного члена Правления BMW AG, представлявшего на церемонии подписания соглашений концерн, BMW приходит в Россию не для того, чтобы "снять сливки", а из-за доверия к здешнему рынку и уверенности в способностях русских рабочих и инженеров, которые вольются в многонациональную семью BMW.
В качестве доказательства имеющегося потенциала продаж новых и подержанных машин, с одной стороны, и важности соответствующего обслуживания клиентов, с другой, представители BMW приводят следующие данные: за последние пять лет через официальных дилеров в России было продано около 4500 новых автомобилей, а общий парк автомобилей BMW по всей стране в настоящее время составляет приблизительно 120 тысяч единиц.
С началом сотрудничества с баварским концерном у "Автотора" появились заманчивые перспективы постепенно превратиться из сборочного предприятия в автомобильный завод с полным циклом производства. И, как показывает пример с автопредприятием в ЮАР, которое в 1972 году стало первым объектом крупных зарубежных инвестиций BMW и с тех пор переросло в полноценный завод, это вполне осуществимо.
Источники информации:\умчу.Ьпт.сот, www.bmw.ru.
АДАПТАЦИЯ КОМПАНИИ LEXMARK К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ®
Компания Lexmark International
Фирма Lexmark International, Inc (США) была создана в 1991 году на базе подразделения IBM по разработке и производству средств информатизации (Information Products Division), которое было преобразовано в независимую компанию. Компания Lexmark International является акционерной: её акции принадлежат таким фирмам, как Clayton, Dubilier & Rice, Inc., Deutshe Bank, Banque Nationale de Paris, IBM, а также другим инвесторам и частным лицам. С ноября 1995 года акции Lexmark International котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Штаб-квартира фирмы находится в Лексингтоне. Численность сотрудников корпорации составляет более 7500 человек. Фирма Lexmark International является международной компанией. Её филиалы расположены в 150 странах мира. Фирма Lexmark International обладает мощной научно-исследовательской базой, доставшейся в наследство от IBM и позволяющей осуществлять разработки, которые обеспечивают ей положение одного из технологических лидеров в отрасли. В частности, в 1991 году Lexmark первой в мире создала лазерные принтеры с реальным разрешением 600x600 точек на дюйм. С 1994 года Lexmark удерживает первенство по выпуску лазерных принтеров с реальным разрешением 1200x1200 точек на дюйм. Фирма постоянно работает в области создания новых технологий для совершенствования качества и производительности своих продуктов. Важным направлением научных исследований является химия красителей. Большое внимание уделяется разработкам в области создания новых более эффективных и экологически чистых красителей для печатающих устройств. Фирма Lexmark - стабильно и динамично растущая компания. За шесть лет самостоятельной работы фирма существенно увеличила свой оборот. В 1998 г. он составил более 3 млрд. дол, что на 20% больше дохода за 1997 г., который составил 2,5 млрд. дол. На принтеры и комплектующие приходится 81% всего оборота. Lexmark производит весь спектр принтеров: лазерные, матричные и струйные. В настоящее время Lexmark имеет главный производственный центр в городе Лексингтон (Lexington) штат Кентукки; другие производственные центры располагаются в городах; Боулдер штат Колорадо(Воик1ег, Colo.); Хуарец, Мексика (Juarez, Mexico); Росит, Шотландия (Rosyth, Scotland); Орлеан, Франция (Orleans, France) и Сидней, Австралия (Sydney, Australia). Решения Lexmark установлены во многих организациях по всему миру. Из 500 крупнейших компаний и банков мира 300 используют принтеры Lexmark. Наиболее крупными заказчиками являются: Chase Manhattan Bank, Citibank, Swiss Credit Bank, Deutsche Bank, Lloyds Bank, Midland Bank, General Electric, Coca-Cola, Pegeot, Rover, France Telecom и многие другие.
История вхождения на российский рынок
Фирма Lexmark начала свою работу в России в 1994 году. Официальным представителем Lexmark в странах СНГ является фирма Компюмарк, которая осуществляет продажу и техническую поддержку продуктов Lexmark на территории стран СНГ и Прибалтики. Хотя эта компания находится на российском рынке уже более 6 лет, ее продукция заняла только определенную часть нашего рынка, которая в большей степени принадлежит развитым компаниям. Эта техника высоко технологична и очень качественная. Принтеры Lexmark являются более дорогостоящими, чем принтеры представленные другими фирмами, но качество принтеров Lexmark не вызывает сомнения. С 1997 года компания Lexmark вышла на принципиально новый уровень присутствия в России и странах СНГ - более 17% рынка струйных принтеров и около 8% рынка лазерных принтеров принадлежит Lexmark. Сегодня можно смело говорить о широкомасштабном присутствии компании в России и странах СНГ, и вхождение Lexmark в тройку ведущих компаний на рынке принтеров. (Hewlett Packard, Epson)
Маркетинговый комплекс компании в России
Адаптация товара к российским условиям (PI - Product)
Продукция Lexmark представлена на российском рынке матричными, струйными и лазерными принтерами, а также различными приложениями к ним. Lexmark является одним из ведущих производителей матричных принтеров._Они более специализированы для печати многослойных бланков, готовых форм, отличаются высочайшей надежностью, хорошей скоростью и экономичностью. Матричные технологии Lexmark находят широкое применение в банковской и офисной печати, они полностью удовлетворяют требованиям промышленных предприятий. Струйные принтеры_Ьехтатк применяются на небольших предприятиях, в офисах, домашней работе, т.е. везде, где необходима цветная печать с низкой себестоимостью и хорошим качеством. Эти принтеры отличаются качественной печатью при достаточно высокой скорости, надежностью и простотой в эксплуатации, а также элегантным дизайном. Лазерные принтеры Lexmark отличаются исключительным качеством печати, высокой скоростью и надежностью. В их число входят модели персонального, офисного и сетевого классов. Lexmark является одним из немногих обладателей собственной лазерной технологии, что позволяет фирме постоянно быть среди технологических лидеров, контролировать качество своей продукции и поддерживать конкурентоспособные цены. Лазерные принтеры Lexmark используются как в качестве персональных на каждом рабочем столе, так и в качестве сетевых. Благодаря собственным научно - техническим разработкам фирма Lexmark смогла создать уникальные лазерные принтеры, качество печати которых превосходит все существующие аналоги. Так, существующие принтеры постоянно обновляются на базе научно-исследовательского центра, то обновляется и ассортимент представленный на российском рынке, что позволяет нашим покупателям выбрать тот товар, который ему действительно необходим.
Ценовая политика (Р2 - Price)
На российском рынке Lexmark стремится проводить гибкую ценовую политику. Хотя принтеры Lexmark являются более дорогостоящими, фирма старается сделать все, чтобы ее продукция стала более доступной для покупателя. Например, предоставляются различные скидки постоянным покупателям.
Развитие каналов сбыта (РЗ - Place)
Фирма Lexmark работает как на вертикальных, так и горизонтальных рынках. На вертикальных рынках она разрабатывает и предлагает решения в области печати для банков, финансовых компаний, промышленных предприятий, предприятий розничной торговли, предприятий транспорта, офисных решений, художественно - оформительской деятельности. Lexmark в России налаживает быстро развивающуюся сеть дилеров и дистрибьюторов: на настоящий момент это около 300 компаний. Для гарантийного и послегарантийного обслуживания продукции Lexmark в Москве создан сервисный центр, открыты сервисные центры в Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах. Продажа продукции Lexmark на территории стран СНГ осуществляется только через дилеров и дистрибьюторов. Для работы с крупными заказчиками и по комплексным решениям было создано специальное подразделение.
Перспективы деятельности в России
Принтеры фирмы Lexmark выбрали для себя такие российские организации, как Сбербанк Санкт-Петербурга, Токобанк, Инкомбанк, Федеральная служба занятости, Налоговая служба РФ. Названия этих компаний говорят сами за себя. Так как принтеры Lexmark более технически приспособлены для работы с более сложными операциями, поэтому они используются на тех фирмах, где услуги обычного принтера недостаточны. Поэтому, можно считать, что именно своей уникальностью принтеры Lexmark будут продолжать свой нелегкий путь в деле завоевания российского рынка. Проводя маркетинговую политику, Lexmark обеспечивает своим пользователям всю необходимую поддержку для качественной и доступной печати.
Источники информации: www.lexmark.ru,www.lexmark.com
После лекций по теме 3. “Субъекты международной торговли”; где рассматривается фирма в качестве основного субъекта внешнеэкономической деятельности и ее организационно-правовые формы: единоличное предприятие, объединения лиц и
объединения капиталов, а также специфика континентальной Европы (полное и коммандитное товарищества, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество), Англии (партнерства и компании) и США (партнерства и корпорации), студенты получают практические задания сравнить формы организации бизнеса на примере частных и публичных компаний в Англии, а также товариществ, обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ в Германии. Как известно, форма организации бизнеса партнера играет важную роль при заключении внешнеторгового контракта, поскольку в различных случаях право подписания контракта, ответственность по обязательствам фирмы ложится на различных субъектов. Ниже представлены результаты семинарских занятий по данной теме.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФИРМ ПО ПРАВОВОМУ ПОЛОЖЕНИЮ В ГЕРМАНИИ’
Правовая форма Частное предприятие Объединение лиц Объединение капиталов
полные товарищества коммандитные товарищества общества с ограниченной ответственностью акционерные общества
Законодательная база §§1-104 торгового кодекса §§ 105-160 торг ового кодекса §§ 161-177 торгового кодекса закон об ООО закон об АО
Участники (их минимальное число) владелец (1) товарищи (2) полные товарищи (1) и коммандитисты (п акционеры (2) акционеры (5)
Минимальный размер уставного капитала четко не определен четко не определен четко не определен 50 тысяч немецких марок 100 тысяч немецких марок
Содержание устава Данные о фирменном наименовании и местонахождении .организации, предмете деятельности, размере уставного капитала Данные о фирменном наименовании и местонахождении организации, предмете деятельности, размере уставного капитала, размере каждого пая (взноса) Данные о предмете деятельности, фирменном наименовании и месте нахождения общества, представительстве, размере уставного капитала, номинальной цене, количестве и видах акций, порядке избрания в состав правления, способе публикаций данных об обществе
Принятие решений самостоятель- ное простым большинством голосов на общем собрании в зависимости от количества и видов акций
Ответственность личная, неограниченная ответственность общая субсидиарная ответственность всех товарищей неограниченная ответственность товарищей и ограниченная размерами вкладов коммандитистов косвенная и ограниченная ответственность всех акционеров размерами вкладов
Налогообложение каждый участник выплачивает подоходный налог; ставка налога зависит от величины дохода (22-56%) из прибыли выплачивается налог с корпораций
Заемный капитал достаточно высокая кредитоспособность благодаря неограниченной ответственности заемщиков относительно невысокая кредитоспособность из-за ограниченной ответственности заемщиков кредитоспособность выше благодаря тому, что риск кредитора меньше
Органы управления управление фирмой осуществляется самим предпринимателем управление может осуществляться любым из участников товарищества управление может осуществляться только полными това рищами руководство фирмы, наблюдательный совет, собрание акционеров правление, наблюдательны й совет, собрание акционеров
Отчетность менее строгая форма финансовой отчетности. Необязательная ревизорская проверка в акционерном обществе обязательно ведение книг, фикси-рующих сделки, публикация ежегодного годового отчета, баланса, счета прибылей и убытков, отчета правления. Обзятельная проверка ревизорами годового отчета, утверждение его общим собранием
Распределение прибыли Согласно договору или в зависимости от доли участия в капитале по решению собрания акционеров и по предложению правления
Доля предприятий и занятых в общем числе предприятий и занятых в Германии 91% всех предприятий и 35% всех занятых 5,8% всех предприятий и 24,8% всех занятых 1,8% всех предприятий и 15% всех занятых 0,1% всех предприятий и 18,5% всех занятых
Источники информации: Гражданское право зарубежных стран. Под ред. В.Васильева. - М., 1989, Einf hrung in die Fremdsprache der Betriebswirtschaft/ Goethe-Institut, 1989.
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ЧАСТНОЙ И ПУБЛИЧНОЙ КОМПАНИИ В АНГЛИИ’"
Частные компании (Plc)
Общие черты
1. Правовое положение
Публичные компании (Ltd)
Акционерные компании являются правовыми субъектами, созданными для осуществления коммерческой или производственной деятельности, и имеющие капитал, разделенный на акции, которыми владеют ее члены. Создание компаний и условия их работы определяются Законами о компаниях 1948 г., которые предоставляют соответствующие права и накладывают ограничения. Главной чертой акционерной компании является то, что она представляет собой юридическое лицо, отдельное от своих акционеров и способное действовать от своего имени.
К отличительным чертам акционерного общества относят следующие признаки:
- Закон исключает ответственность акционеров перед кредиторами акционерного общества за пределами капиталовложений, произведенных в акции;
- акционерное общество существует бессрочно: его судьба не зависит от изменения состава акционеров;
- акции, выпускаемые акционерным обществом, являются товаром;
- акционерное общество наделено широкими полномочиями по получению долгосрочных облигационных
»аймов у банков, иных финансовых учреждений.________________________________________________________________
2. Порядок регистрации
Закон о компаниях_______________________________________________________________________________________
_________Регистрация компаний происходит согласно Законодательству о компаниях от 1948 г.___________________
Учредительные документы_________________________________________________________________________________
В Англии от учредителей акционерного общества требуется составление двух документов: меморандума и внутреннего регламента компании.
Меморандум регулирует внешние отношения компании, определяет цель ее деятельности, наименование, местонахождение органа управления, размер номинального капитала, размер паев и другие основные данные. Устав подписывается учредителями и представляется на регистрацию в соответствующие государственные органы.
Внутренний регламент регулирует внутренние отношения пайщиков (акционеров), директоров и управляющих в области управления компанией: порядок распределения и передачи паев, изменения размера капитала, совершения займов, проведения собраний, голосование, назначение директоров и т. д. Законы Англии считают внутренний регламент самостоятельным документом, хотя и выполняющим вспомогательные функции по отношению к уставу.
В названии компаний должны присутствовать слова "с ограниченной ответственностью”, что означает обязательства акционеров по долгам компании ограничены теми средствами, которые они заплатили за свои акции, плюс некоторая сумма, не выплаченная по их акциям.
Создание общества предполагает наличие уставного капитала, а также регистрацию общества в торговом реестре после проверки выполнения требований законодательства по процессу создания и регистрации. Факт регистрации подлежит обязательной публикации._______________________________________________________________
3. Структура управления ________________________________________________________________________________
Великобритания относится к числу стран с двухзвенной структурой органов, совет директоров (в Р1с - не
менее двух человек, в Ltd может быть один человек) и общее собрание акционеров.
Учредители назначают первоначальные составы правления директоров (наблюдательных советов) акционерного общества и там, где это необходимо, проводят учредительные собрания подписчиков на акции. Акционеры контролируют компанию путем реализации своего голоса на ежегодных собраниях и путем выбора совета директоров, в функции которого входит управление работой компании Членом совета директоров не может быть юридическое лицо, член совета директоров может избираться на любой срок.
В Англии широко развита система делегирования полномочий, принадлежащих правлению директоров, назначаемым директорам-распорядителям и создаваемым комитетам. Данные лица и комитеты и осуществляют руководство всеми текущими делами компании.
Правление директоров остается ответственным за выработку общей политики в области управления компанией. С него не снимается и ответственность за проведение контроля за действиями директоров-распорядителей, комитетов правления директоров и управляющих компании.
Относительно общего собрания акционеров в Англии свои правила. Независимо от его доли акций каждый член собрания акционеров имеет один голос, если внутренний регламент компании не предусматривает иного положения. Т.о. к основным органам акционерного общества относят: собрание акционеров, правление директоров (административный совет), наблюдательный совет и ревизоров.
Различия
1. Уставный капитал
К частным компаниям не предъявляется никаких требований в отношении наличия минимального капитала. Публичная компания должна иметь выпущенный акционерный капитал не менее 50 тыс. ф. ст., прежде чем ей будет разрешено заниматься своим бизнесом. В английских публичных компаниях основной капитал называется паевым, а не акционерным, их члены могут быть держателями паев и облигаций.
Подписка
Частные компании не могут привлекать публику к подписке на свои паи и облигации, право передачи паев ограничено. Публичная компания может предложить свои акции по публичной подписке, и если эти акции будут удовлетворять требованиям фондовой биржи, они могут быть зарегистрированы.
2. Поивлечение дополнительного капитала
Частным компаниям не разрешается дополнительно продавать свои акции или долговые ценные бумаги на открытом рынке. Ценные бумаги публичных компаний могут свободно обращаться на открытом рынке.
3. Количество участников
В частных компаниях количество участников может составлять от 2 до 50 человек. Публичные компании могут быть созданы, если число акционеров достигло 7 человек.
4. Финансовая отчетность
К частным компаниям предъявляются менее жесткие требования по публикации отчетности, чем к публичным, а т.н. "освобожденная частная компания" и вовсе не должна предоставлять баланс о доходах и расходах в гос. органы. Публичная компания, согласно Закону о компаниях, обязана вести книги, в которых фиксируются все совершаемые сделки, ежегодно публиковать проспекты своей деятельности, включая баланс и счет прибылей и убытков, отчет правления.
5. Распределение прибыли
Частные компании распределяют прибыль с меньшими ограничениями. Порядок распределения прибыли определяется уставом и советом директоров К публичным компаниям предъявляют строгие ограничения на распределение прибыли. Решение вопроса о том, какая часть прибыли подлежит эаспредслению в качестве дивиденда, принадлежит совету директоров. Их решение, доведенное до сведения акционеров, не подлежит отмене.
6. Налогообложение
Для частных компаний предусмотрено освобождение от полной ставки корпоративного налога и установлена сокращенная, которая на 1992 год составила 25%, как и основная ставка подоходного налога. В публичных компаниях взимают налог с дохода компании, состоящего из прибыли, рассчитанной в соответствии с принципами подоходного налогообложения, и прироста капитала.
Тема 4. “Маркетинговое исследование внешней среды. Источники экономической, коммерческой и торгово-политической информации” знакомит студентов с методиками проведения рыночного и фирменного исследования и систематизирует важнейшие источники получения информации для таких исследований: это - общеэкономическая информация (публикации ООН, ОЭСР, ГАТТ/ВТО, МВФ, МБРР, ЮНКТАД и других международных организаций, национальных экономических институтов развитых стран), информация по товарным рынкам (публикации отраслевых комитетов международных или региональных общеэкономических межправительственных организаций - ЕЭК ООН, ЮНКТАД, ФАО, МАГАТЭ; международных исследовательских групп, ассоциаций и учреждений), информация о мировых ценах (публикации международных бирж, аукционов и организаторов торгов, публикации ООН, ЮНКТАД, данные таможенной статистики отдельных стран), фирменная информация (монографические исследования, публикации в периодической печати, годовые и балансовые отчеты фирм о своей деятельности,
проспекты, буклеты и каталоги рекламного характера, фирменные справочники и др.). В качестве практического задания студенты должны найти и представить на семинаре ту или иную информацию, относящуюся к сфере внешнеэкономической деятельности, которую можно найти в сети ИНТЕРНЕТ. Ниже представлены варианты подготовки некоторых студентов к подобному семинарскому занятию.
International Business Resources On The WWW htip://ciber.bus.msu.edu/busres.htmn
В настоящее время происходит всеобщий процесс глобализации и интернационализации современного мирового хозяйства, переход к новому уровню многосторонних экономических взаимоотношений. И, очевидно, что на ускорение этих процессов в мировых масштабах радикальное воздействие оказывает развитие всеохватывающей системы связи и информации, формирование качественно новых условий международного общения. Своевременный доступ к достоверной информации является залогом успеха.
К источникам достоверной информации, безусловно, можно отнести сайт Мичиганского Университета MSU-C1BER (Michigan State University - Center for International Business Education and Research) International Business Resources On The WWW, который можно найти в Интернете по адресу: http://ciber.bus.msu.edu/busres.htm.
Этот сайт предоставляет своим пользователям полезную и необходимую информацию для продуктивного участия во внешнеэкономической деятельности и, в частности, в международной торговле товарами и услугами.
Сайт включает в себя огромное количество ссылок, которые, в свою очередь, содержат еще больший объем информации. Перечислим только некоторые из них:
News/Periodicals - International, включает такие периодические издания как Financial Times, Business Week - Global Business, Euromoney, Euroweek и еще более 50 изданий различных стран, в том числе и восемь российских;
Journals, Research Papers and Articles: включает тематические журналы, научные и исследовательские работы и статьи;
Regional or Country Specific Information’, под этим названием представлено несколько страниц, содержащих информацию как в целом по миру, так и по отдельным регионам (General, Africa, Asia and Oceania, Europe, Central and South America, North America);
Statistical Data and Information Resources: включает статистические данные и другую полезную информацию Мирового Банка (МБРР), ООН, ЮНКТАД, ВТО, ЮНЕСКО, World Resources, ОЭСР и др.;
Government Resources: источники информации правительств различных стран,
министерств, палат, департаментов;
International Trade Information: один из наиболее важных источников информации для участников международной торговли; содержит полезные сведения для экспортеров-новичков, глоссарий условий международной торговли, сайт ИНКОТЕРМС, Центра Международной Торговли ЮНКТАД и ВТО (Juris International), библиотеку Международного Торгового Права; также включает сайт SICE, на котором представлены полные тексты торговых соглашений, включая соглашения НАФТА, МЕРКОСУР, КАРИКОМ, ГАТТ и др.; официальные сайты ГАТТ, включая Генеральное соглашение по торговле услугами, НАФТА, МЕРКОСУР, ООН; отдельная информация по развивающимся рынкам представлена на сайте Big Emerging Markets; информацию о любой стране мира, о торговых организациях можно найти через ссылку Tradeport; Export Hotline содержит отчеты по 78 странам, включающие статистические данные, деловую жизнь этих стран, выбираете страну и отрасль, которая Вас интересует и получаете всю необходимую информацию, в том числе и по России; на Trade Compass публикуется ежедневная полезная информация для всех участников международной торговли; особенного внимания заслуживает сайт World Trade Centers Association Online (WTCA), на котором представлено более 300 торговых организаций и центров из более, чем 100 стран мира; торговые палаты всех стран мира можно найти здесь - IBNet Chamber of Commerce Directories, и еще больший объем полезной информации - на сайте Международной Торговой Палаты World
Chambers Network (WCN); проблема коррупции при заключении внешнеторговых сделок является темой страницы Transparency International;
International Trade Leads: сайт, на котором представлено огромное количество ссылок, касающихся непосредственно поиска партнеров по всему миру, заключения контрактов купли-продажи конкретных товаров и услуг, поиск и размещение объявлений, различные способы доставки через транс-экспедиторские фирмы, возможности выхода на международные рынки и расширение деятельности компании; эту информацию и еще многое другое можно найти через ссылки The Import-Export Bulletin Board (The IEBB), DigiLead International Trade Lead System, BCTN Bulletin Board, Trade Weekly - World Business Network, International Business Forum, TradeExpress International, World Trade Markets (WTM), Wold Trade Resources и многое другое;
Company Directories and Yellow Pages’, на этой странице можно найти сведения о деятельности любой компании в любой стране мира (Corporate Information); Wright Research Center предоставит детальный финансовый отчет 18000 компаний; The Fortune Global 500 познакомит Вас со списком 500 наиболее доходных компаний и предоставит информацию по каждой из них; investoraccess.com - отдельная страница для инвесторов; более 6000 агентств по исследованию рынка из 100 стран можно найти на сайте International Directory of Market Research Agencies; в том числе в алфавитном порядке перечислены страны, деятельность на рынке которых интересует пользователя;
International Trade Shows and Business Events: этот сайт позволит пользователю найти информацию о конференциях, семинарах, международных выставках и компаниях и организациях, принимающих в них участие;
Mailing List: здесь деловые люди обмениваются информацией и профессиональным опытом, участвуют в различных форумах, находят новых партнеров для совместной успешной деятельности в будущем;
Culture and Travel: деловой этикет, соответствующие для каждой страны формы корреспонденции, список официальных и религиозных праздников страны-партнера, в том числе с указанием нерабочих дней; обычаи и традиции страны-партнера; код и время; также информация об отелях, аренде транспорта, визовом и паспортном режиме - все эти сведения можно получить на этой странице;
Various Utilities and Useful Information: перевод тестов, научных и технических терминов, фраз и аббревиатур на официальные европейские языки; обменные курсы 164 валют; системы доставки грузов и их отслеживание; энциклопедии и словари доступны каждому пользователю;
Other Indexes of Business Resources: на этой странице авторы собрали дополнительные источники информации с указанием на не менее важные сайты других поисковых систем;
Referring Sites: с информацией о правительственных организациях, агентствах, университетах, о всевозможных курсах познакомит Вас данная страница; печатные издания делового мира, сайты компаний и личные страницы знаменитых персон, таких как Гарри Фонтейна, Роберта Форда, Джона Макдонелла и др.; в заключении авторы предоставили список еще более 30 самостоятельных поисковых систем.
Сегодня информация - это время, а время, как известно, - это деньги - прибыль или убыток. И поскольку прибыль является более предпочтительным результатом деятельности каждого индивида, компании, организации, то и своевременный доступ к достоверной информации - необходимое условие достижения поставленной цели.
Web-сайт электронного еженедельника «ВЭД СЕГОДНЯ», http://www.rinet.ru/~acsmru/ft/weekly/ (сокращенный адрес - http://www.foreign.da.ru)12
Электронный еженедельник «ВЭД СЕГОДНЯ» выпускается AVEC publishers с 1998 года при поддержке ACSM Group, обеспечивающего маркетинг проекта, и ISPRiNet, осуществляющего размещение информации в сети Интернет.
AVEC Publishers использует только информацию, полученную из организаций-первоисточников таких, как APEC, ADFIAP, BIS, CBSS, Duff & Phelps, Fitch IBCA, FAO, ISO, IATA, ICC, IMF, IIF, IMO, IRU, III, ISI, Merill Lynch, Moody's, OECD, OPEC, SIORA,
Standard & Poor's, Thomson Financial, UNC1TRAL, UNCTAD, UNESCAP, WIPO, World Bank, WCO, WTO (Tourist), WTO (Trade), ГТК РФ, МИД РФ, МНС РФ, Минторг РФ, Минтранс РФ, Минфин РФ, Минэкономики РФ, ММВБ, НАТБ, ТПП РФ, ВЭК, ЦБ РФ и др. Данные информационных агентств, СМИ на данном сайте не расмещаются.
Материалы еженедельника используются ведущими агентствами новостей и СМИ России и СНГ. Периодичность обновления материалов еженедельника - не реже одного раза в неделю.
На страницах представленного сайта можно найти следующую информацию:
• свежие новости ВЭД со всего мира, которые регулярно публикуются в ленте новостей информационной службы InfoArt;
• новости российского и международного законодательства в сфере ВЭД; тексты внешне экономических документов;
• статьи и прогнозы экспертов относительно ВЭД;
• ссылки на web-сайты российских и международных экономических организаций;
• список специализированной литературы российских и зарубежных издательств;
• анонсы различных выставок и прочих мероприятий, относящихся к сфере ВЭД;
• важнейшие показатели российской экономики и внешней торговли (денежная масса, валютные резервы ЦБ, основные внешнеторговыепартнеры, основные статьи внешней торговли, внешняя задолженность, банковские кредиты, конвертируемые ценные бумаги, кредиты Всемирного Банка и МВФ, внешний долг федерального правительства, прямые иностранные инвестиции в Россию и из России, место стран в международной торговле и международном туризме, кредитный рейтинг (DCR Eurobonds / LTFCO В- / ССС, Fitch IBCA FCST(LT) С(ССС), Moody's GBFC / GBLC ВЗ / Caa2 , Moody's BNLT / BDLT B3 / Caal, Standard & Poor LCST(LT) / FCST(LT), C(CCC+) / SD(SD), Thomson BankWatch SRR ССС), рейтинг открытости экономики (IEF), политические, финансовые, экономические риски, сводный показатель экономической свободы (EFR), человеческого развития (HDI), коррумпированности (CPI) и конкурентоспособности (Gray Area Dynamic));
• межбанковский (interbank) курс любой из 164-х валют на любую дату, начиная с 1990 года (с 1970 года для основных валют),
• дискуссионный форум (BBS), который предоставляет возможность разместить свое сообщение по ВЭД и ознакомиться с ранее размещенными сообщениями и многое другое.
Доступ к материалам еженедельника совершенно свободен.
На данном сайте можно подписаться на бесплатную рассылку по электронной почте всех новостей ВЭД, всех выпусков "Мировая экономика: глобальные тенденции развития" и сообщений об обновлении разделов.
ОБЗОР САЙТА WWW.ECONOMIST.COM13
Осуществляя внешнеэкономическую деятельность, важно владеть надежной, своевременной и достоверной информацией о процессах, происходящих в мировой экономике. На мой взгляд, сайт www.economist.com является идеальным источником для получения подобной информации, ведь на нем освещаются основные экономические и политические события. Сайт содержит ценные аналитические обзоры, дающие представление об экономической ситуации во всем мире. Отдельное место занимают статьи о конкретных странах и экономических регионах.
Данный сайт является электронным аналогом известного журнала The Economist. В электронном виде журнал поддерживает широкоизвестная организация The Economist Group, которая является авторитетным источником информации в вопросах международной торговли и политики.
Сайт обновляется еженедельно. Последний номер находится в свободном доступе в течение недели. Затем номер переходит в Archive, доступ к которому обеспечивает регистрация на сайте. Краткие выдержки новостей можно получать по почте абсолютно бесплатно.
Количество и способ предоставления информации поражает своей уникальной ценностью и качеством. На сайте можно найти мировые информационные новости, и наряду с тем, богатые аналитические обзоры.
Направление CURRENT ISSUE отражает информацию, содержащуюся в текущем номере. Здесь можно найти мировые финансовые, экономические и политические новости, а также статьи об экономических и социальных проблемах в отдельных регионах и странах. А также информацию по приоритетным отраслям экономики, выделяющихся масштабами на мировом уровне.
И тем не менее, наиболее привлекательными остаются направления SURVEYS и FOCUS.
В раздел SURVEYS включены все обзоры, начиная с 1995 года по следующим направлениям: обзоры стран, финансовые и экономические, отраслевые, обзоры по остальным тематикам и отдельно расположены готовящиеся к публикации обзоры. К примеру, обзор мировой торговли за 1998 год рассказывает о деятельности ВТО и достигнутых результатах организации за 50 лет существования. А обзор о финансовых центрах раскрывает причины изменения роли мировых товарных бирж, расположенных в Лондоне, Нью-Йорке и Токио. При выборе конкретного обзора в левой части окна появляется список статей близких по содержанию.
В разделе FOCUS все статьи сгруппированы по тематике. Вся структура представлена в виде иерархического дерева, что упрощает пользование разделом и поиск необходимой информации. Льстит то, что статьи, посвященные российской экономике, выделены в отдельный раздел.
В завершении следует отметить, что www.economist.com является уникальным источником для получении информации об изменениях, происходящих в мировой экономике, торговле, финансах и политике. Информация, бесспорно, представляется профессионально и качественно, о чем свидетельствует мировой успех журнала The Economist, который издается с 1843 года и, как показало время, является авторитетнейшим информационным источником.
ФИНАНСОВАЯ СЕТЬ CNNFN14
Одним из способов выхода национальной компании на внешний рынок является осуществление международных инвестиций, в основном портфельных. Речь ниже как раз и пойдет об этом направлении деятельности, а конкретнее о тех возможностях, которые предоставляют финансовые информационные сети на пути осуществления инвестиций.
Самым известным бесплатным сервером, предоставляющим информацию для инвестора, является сайт, принадлежащий корпорации CNN и расположенный по адресу http://www.cnnfri.com. Это так называемая финансовая сеть CNN (CNN Financial Network). Содержание начальной страницы сайта ежедневно обновляется в соответствии с мировыми событиями, но главные элементы остаются постоянными.
При подключении к серверу CNNfn на компьютер пользователя загружается основной баннер страницы, который содержит текущие значения индексов DJIA (Dow Jones Industrial Average), NASDAQ, Standard&Poor’s e500 и текущую доходность бондов (государственных обязательств). Значения индексов обновляются с интервалом примерно в 3-5 минут.
Для получения котировок по интересующим компаниям достаточно ввести в поле STOCK QUOTE на основном баннере тикер-символы интересующих компаний. Следует отметить, что если запрос генерируется во время работы рынка, то котировки предоставляются с задержкой в 15-20 минут. В то время когда рынки закрыты, отображаются цены закрытия, а текущие котировки не доступны.
Информации, полученной по запросу котировок, очевидно, будет недостаточно для инвестора. Ему необходимо получить больше фундаментальных данных об интересующей корпорации. Для этого на сайте существует ссылка COMPANIES COMPANY SEARCH, которая приводит к интерактивной странице с бизнес-профилем исследуемой компании. Бизнес-профиль компании включает в себя массу полезных сведений, в числе которых
краткое описание деятельности компании, ее основные параметры— полное название, адрес, телефон, тикер-символ, биржа, на которой торгуются ее бумаги, число работающих, количество акционеров и количество акций (всего), имена топ-менеджеров компании и ее основные финансовые показатели. Эти сведения помогут инвестору составить представление о компании и оценить перспективность вложения средств в ее акции.
В интерактивном поле данной страницы можно ввести любой тикер-символ и получить бизнес-профиль интересующей компании. Также здесь можно запросить информацию об основных конкурентах компании, документах, представляемых в государственные органы, мнениях аналитиков и многом другом. Эта информация будет очень полезна, но, поскольку она попадает в информационное агентство с некоторой задержкой и необходимыми порциями, то представляется небесполезным продолжить знакомство с компанией на ее собственном официальном сервере во Всемирной Паутине (там информация и новости о компании обновляются быстрее).
Еще одним полезным ресурсом сети CNNfh является возможность просмотра текущих новостей, которые могут оказать существенное влияние на рынок. Попасть на эту страницу можно, проследовав по ссылке NEWS IN BRIEF на главной странице CNNfn.
Хотелось бы отметить, что описать все возможности сервера не представляется возможным, поэтому в заключение краткого описания финансовой сети CNNfh хотелось бы обратить внимание на ссылку INDUSTRY WATCH на начальной странице. Путь по этой ссылке приводит на страницу наблюдения за отраслями, на которой расположен структурированный каталог статей и пресс-релизов, относящихся к различным отраслям экономической деятельности. Здесь же можно произвести поиск компаний в отрасли и получить их характеристики.
Дополнительно хотелось бы отметить, что главным достоинством сервера CNNfn являются его достаточно высокая оперативность и широта информационного обзора.
ON THE EXPERIENCE OF CONDUCTING WORK-SHOPS ON THE COURSE “ORGANIZATION OF FIRM’S EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY”
N.A.VOLGUINA, PH.D.(ECONOMICS),
Y.BUNCHUK , V.STRUCHKOVA, L. ROZANOVA, A.NISTRATOVA, N.TCHEKHOEVA, M. AVSIANNIKOV, N. KOZLOVA, I.BAIRAMKULOV,
M. ALIEV, O.DOUDIC, A.GRETCHKO ANDREI - STUDENTS Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia
The article is devoted to the methodology and experience of conducting work-shops of the course @organization of firm’s external economic activity”, especially on the themes “National company in the international trade”, Company’s adaptation to world markets”, Types of business organizations”, “Market research”. The article consists of the lecturer’s introduction and actual results of work-shops, prepared by the students.