Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ - ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В КАРАКАЛПАКСТАНЕ'

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ - ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В КАРАКАЛПАКСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / СЪЕЗД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пурханов Ю.Е.

В статье рассматриваются опыт подготовки педагогических кадров в Каракалпакстане, который имеет свою богатую историю. Первоначальный опыт подготовки педагогических кадров в Каракалпакском крае поборол трудный путь благодаря активным действиям и запросам местной интеллигенции и представителей джадитского течения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF PERSONNEL TRAINING - TEACHERS IN KARAKALPAKSTAN

The article considers the experience of training teachers in Karakalpakstan, which has a rich history. The initial experience of training teachers in the Karakalpak region has overcome the difficult path thanks to the active actions and requests of the local intelligentsia and representatives of the Jadite current.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ - ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В КАРАКАЛПАКСТАНЕ»

2. Лупадин В.М. Чернобыль: оправдались ли прогнозы? // Природа. - 1992. №9. - С. 22-24.

3. Старков В.Д., Мигунов В.И. Радиационная экология. Тюмень: ФГУ ИПП «Тюмень», 2003. ? 304 с.

4. www.zelife.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zelife.ru

5. hotrussia.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hotrussia.ru

УДК 13.00.01

Пурханов Ю.Е. ассистент

кафедра «Педагогики и психологии» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

Республика Узбекистан, г. Нукус ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ - ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В

КАРАКАЛПАКСТАНЕ

Аннотация

В статье рассматриваются опыт подготовки педагогических кадров в Каракалпакстане, который имеет свою богатую историю. Первоначальный опыт подготовки педагогических кадров в Каракалпакском крае поборол трудный путь благодаря активным действиям и запросам местной интеллигенции и представителей джадитского течения.

Ключевые слова: революция, интеллигенция, джадиты, съезд, педагогические кадры

Purkhanov Y.E.

Assistant of the Department of Pedagogy and Psychology Karakalpak

State University. Berdaha G. Nukus, Republic of Uzbekistan EXPERIENCE OF PERSONNEL TRAINING - TEACHERS IN KARAKALPAKSTAN Annotation

The article considers the experience of training teachers in Karakalpakstan, which has a rich history. The initial experience of training teachers in the Karakalpak region has overcome the difficult path thanks to the active actions and requests of the local intelligentsia and representatives of the Jadite current.

Keywords: revolution, intelligentsia, jadits, congress, Pedagogical staff.

Опыт подготовки педагогических кадров в Каракалпакстане имеет свою богатую историю. После октябрьской революции по требованию каракалпакской передовой интеллигенции в 1924 годы осуществилось разделение границ национальных территорий и наряду с индустриализацией страны велись большие работы по подготовке высококвалифицированных кадров, особенно по подготовке и повышению квалификации учителей.

В те годы в Амударьинской области были 41, а в Казахско-Каракалпакской автономной области были всего 13 учителей. Во время образования Каракалпакской автономной области здесь были всего 54 учителей, из них 53 имели только начальное образование. После образования Каракалпакской автономной области, в октябре 1924 года часть учителей назначены на руководящие должности областных и окружных организаций. Например, представитель левых джадитов Ержан Кожуров был единственным лицом, имеющим средне-специальное образование. Его избрали ответственным секретарем Исполнительного Комитета области на первом организационном съезде Каракалпакской автономной области. Касым Ауезов был назначен начальником отдела народного образования, а представителя джадитского движения Сейфулгабита Мажитова вызвали из Кунграда в столицу области для написания учебников на каракалпакском языке. [1:31]

Местные представители джадитов в интересах народа предъявили требования к новой системе. В марте 1924 года в РКП (б) ОКиздано 5-ое постановлениеРКП (б) ОК «О ведении работ среди сельских учителей». В постановлении рекомендовано местным партийным органам уделить должное внимание сельским учителям и вовлечения их в культурно-просветительские работы в сельских местностях.

На основании новых задач во всех округах Каракалпакской автономной области были проведены конференции учителей. На конференциях даны объяснения по профессиональным и общественным обязанностям учительских кадров в соответствии с требованиями новой системы. Например, в решении 1- Турткульской окружной конференции учителей, проведенной в декабре 1924 года указано: «Новый школьный учитель должен знать не только о строительстве нового, а всю систему нового. Он должен четко знать ежедневых задач Советского правительства, задач РКП, профсоюза, Союза молодежи. Без этого учитель никогда не сможет стать строителем новой жизни и сотрудником новой школы» [2:219].

Таким образом, возникла необходимость в подготовке педагогических кадров в Каракалпакстане в соответствии с требованиями нового общества практически с нуля. Эту задачу можно было решить тремя путями: созданием краткосрочных курсов, организацией педагогического техникума, обучением молодежи в средних и высших педагогических учебных заведениях других республик.

Особое внимание было уделено привлечению молодежи, окончивших джадитские школы вновь организуемым в те времена краткосрочным курсам подготовки учителей.

Созданы два вида краткосрочных курсов: первый - для переподготовки учителей во время летних каникул, второй - с более длинным сроком для молодежи, не являющимися учителями и работавшими в союзе молодежи, также для молодежи, имеющих определенный уровень образования. В связи с этим, местные партийные и комсомольские органы

направили молодых людей из числа своих сотрудниковна курсы подготовки учителей. В результате, ряд учителей джадитского начала пополнялись членами партии и комсомола. Такие курсы имели большое значение в удовлетворении растущих потребностей в учителях начальных школ и школ сельской местности. К примеру, летом 1924 года на курсах подготовки и переподготовки учителей, организованных в городе Турткуль, около 50 человек получили педагогическое образование (2). Курсанты были приняты из числа молодежи, работающих учителями. Среди них были правые джадиты, а также представители старой мусульманской школы. Некоторые из них были приняты рекомендациями партийных и комсомольских органов.

По требованию местной интеллигенции, особое внимание было уделено на переподготовку сельских учителей. В программу обучения были внедрены общеобразовательные дисциплины, начальная подготовка и правильное понимание политического течения.

В отчете областного отдела народного образования от 19 января 1925 года были указаны недостатки в работах педагогических курсов, в частности; «если говорить об уровне получения специальности учителя, хотя требовались от многих из них на курсах лишь ликвидировать свою неграмотность, научитьсябегло читать и писать, научиться выполнять четырех вычислительных операций арифметики. Несмотря на это, благодаря усиленной работе молодежи над собой, курсы дали положительных результатов. Обучение в те времена велось на том языке, каким владеет учитель. Позже по требованиям местной интеллигенции обучение начало вестись на каракалпакском языке. [2:224].

Несмотря на то, что среди лекторов и курсантов были представители правых и левых джадитов, также верующих, на курсахвероисповедание как дисциплина не существовало. Вместо этого велись атеистические работы, а это привело к уходу части курсантов, бросив обучение.

Раньше в местных старых школах педагогика, особенно методика обучения не изучалась как дисциплина, теперь в учебный план были внедрены методики обучения букваря и правописания, элементарная педагогика, методика обучения арифметики, что значительно повысило интерес у слушателей к профессии педагога. Общеобразовательные дисциплины начали преподаваться в большом масштабе. Большинство выпускников этих курсов с первых же лет после образования Каракалпакской автономной области активно участвовали в открытии сельских школ, также в ведении новой политики правительства. Несмотря на это, некоторые учителя пропагандировали идеи джатиства в качестве понятий национальной независимости. Образование Каракалпакской автономной области создали благоприятные возможности для местной интеллигенции в деле поднятия уровня образования народа и развития экономики. По требованию местной интеллигенции в 1925 году на 1-ом организационном съезде Совета Каракалпакской автономной области принято решение о расширении сети школ. В этих целях в первую очередь

требовалось подготовить кадров-учителей, служащих в интересах народа. Для развития сети школ предстала необходимость в подготовке новых учителей и в этих целях, на съезде на основаниидоклада отдела народного образования принята нижеследующая резолюция:

«В работах, проводимых в сфере народного образования Каракалпакской автономной области имеются препятствия, связанные в основном с недостаточностью интеллигенции среди народа, со слабой подготовленностью имеющихся учителей, поэтому съезд считает необходимой мерой - создания четырехмесячных курсов переподготовки учителей для имеющегося состава учителей, также для части хорошо подготовленной молодежи. Съезд также считает необходимым обучить этих кадров и направить их в школы» [2:229].

В июне 1926 года открылись летние курсы переподготовки учителей, для этого предварительно были выделены средства на основании постановления областного Исполнительного комитета. Своевременно были выполнены работы по приему 100 человек на педагогические курсы и по распределению их по округам, создана приемная комиссия. Специальный инспектор Народного комиссариата образования Казахстана Чинтасов руководил курсом и читал лекции. Для чтения лекции на курсах были вовлечены преподаватели педагогического техникума и передовая интеллигенция области. Первоначальный опыт подготовки педагогических кадров в Каракалпакском крае поборол трудный путь благодаря активным действиям и запросам местной интеллигенции и представителей джадитского течения. Такие достижения и недостатки подготовки кадров -учителей тех времен сегодня оценивается как исторический опыт и имеет определенное значение.

Использованные источники:

1. У.Алеуов, К,.Сейтмуратов. K,оракалпоFистонда жадитчилик хдракати ва СейфулFабит Мажидов. - Тошкент.- «Фан»,2010. 128 бет.

2. Ж.Урумбаев. Очерки истории школ Каракалпакстана. «К,аракалпакстан», 1974.583 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.