СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ НАУКИ
В КАРАКАЛПАКСТАНЕ
Утебаев Тажибай Тилеумуратович
старшый научный сотрудник-сойскатель Нукуского государственного педагогического института, Республика Узбекистан, г. Нукус
E-mail: [email protected]
FORMATION AND DEVELOPMENT OF PEDAGOGICS IN
KARAKALPAKSTAN
Utebaev Tajibay Tileymuratovich
senior scientific researcher of Nukus State Pedagogical Institute Republic of
Uzbekistan, Nukus
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются основные вопросы и проблемы образования, становление и развитие педагогической науки в Каракалпакстане. Обзор ведется в хронологическом порядке. Представлены имена тех ученых, которые изучали, рассматривали и пытались ответить на вопросы в области теории и истории педагогики в свою эпоху. Дан краткий анализ ведущих периодов педагогической мысли этого времени.
ABSTRACT
This article deals with the main points and problems of education, formation and development of pedagogics in Karakalpakstan. Survey is done in chronological order. There given the names of scholars, who raised, reviewed and tried to give answers to the questions on the issues of the theory and history of pedagogics at their times. A brief analysis of leading periods of pedagogic ideas of our time is also presented in the work.
Ключевые слова: Педагогическая наука; история педагогики; становление; развитие; Народное образование; научно-методический труд; анализ; проблемы образования; информация; воспитание.
Keywords: Pedagogics; history of pedagogics; formation; development; Public Education; scientific-methodologic work; analysis; problems of education; information; upbringing.
Педагогическая наука, как наука начала формироваться в Каракалпакстане в начале ХХ в. Исследования в этом направлении начались осуществляться в жизнь после того, как были открыты общеобразовательные школы, начальные средне специальные педагогические учебные заведения. Первый научно-методический труд, написанный в соавторстве с К. Ауезовым, находит место в введении «Букваря» (Алифбе,1925 г) известного просветителя-педагога С. Маджитова. Здесь, наряду с методами обучения «Букваря», даётся множество мнений по теории педагогики, воспитанию учеников, этике педагога и т. д. [1, с. 3].
Ликвидация неграмотности, всеобщее обучение, осуществление культурной революции органически связаны с подготовкой научных, технических, педагогических и воспитательных кадров. Поэтому уже в восстановительный период подготовки учителей в Каракалпакии уделялось большое внимание. В 1925 г. на краткосрочных учительских курсах обучалось 104 учителя аульных школ.
Для повышения знаний учителей необходимо было организовать в Каракалпакии педагогические техникумы. Они были открыты 1924—1925 учебном году. Людей с семилетним образованием в Каракалпакии можно было пересчитать на пальцах и потому в первые годы педагогический техникум, а качестве студентов принимали выпускников школ 1 ступени.
Большие трудности наблюдались в постановке учебно-воспитательного процесса, так как багаж знаний учащихся был слишком мал. С целью исправления этого недостатка при техникуме были созданы подготовительные курсы. Первый выпуск педагогического техникума состоялся в 1929 г.
Большой размах получила подготовка педагогических и воспитательных кадров в период осуществления всеобщего обязательного начального обучения и перехода к всеобщему семилетнему обучению в годы предвоенных пятилеток. Наряду с различными курсами по подготовке учителей увеличивалось число
специализированных педагогических учебных заведений, поэтому из года в год расширялся учительский состав.
В 1927 г. в целях подготовки квалифицированных педагогических кадров командировал на учёбы в различные ВУЗы и техникумы за пределы республики 96 человек, в этом числе 36 каракалпаков, 27 казахов, 11 узбеков, 4 туркмена, 9 русских, 5 представителей других национальностей. Общее количество направленных на учёбу в средние высшие учебные заведения братских республик до 1927 г. составляло 478 человек, их них каракалпаков — 225, казаков — 129, узбеков — 74, других национальностей — 50. Большинство студентов училось в Москве, Ташкенте, Оренбурге, Казани, Алма-Ате. В 1928 г. в Каракалпакию возвратились 30 человек.
В 1928—29 учебном году в Каракалпакии насчитывалось уже 210 квалифицированных учителей, в числе которых были Досумов Я., Урумбаев Ж., Халинеев К., Германов К., Умаров Х., Булешев У. и др. Многие из них и теперь успешно трудятся в республике. Кроме того, в Каракалпакию приезжают десятки педагогов из братских республик страны.
На 1 января 1933 г. учителей с высшим образованием насчитывалось только 20, со средним 85, с низшим 645. Перед республикой стала задача подготовить педагогов в специализированных средних и высших учебных заведениях, без чего невозможно было осуществить всеобщее обучение.
Учительский институт начал свою работу в 1934году. Это первое в Каракалпакстане высшее учебное заведение. Оно занимается подготовкой педагогических кадров. В 1944 г. он преобразуется в педагогический институт. Этот институт сыграл большую роль не только в подготовке учителей, но и в развитии педагогической науки в Каракалпакстане.
Следует отметить то, что в формировании и развитии педагогической науки в Каракалпакстане большую роль сыграли также и просветители-поэты, как Бердах, Кунхожа, Ажинияз, Отеш, Омар, Аяпберген, С. Мажитов, Х.А. Ахметов [4, с. 25—26].
Московский научно-исследовательский институт сыграл большую роль в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации. Из первых студентов и аспирантов этого института: покойные доктора наук Досумов Я.М., Урумбаев Д.А. и доцент Тимашева Р.Т. и др. способствовали и послужили причиной открытия кафедры Педагогики и психологии при КК Госпединституте. После войны были организованы Республиканский институт усовершенствования учителей и Каракалпакский филиал Узбекского Научно-исследовательского института педагогических наук (УзНИМПИ).
В 50—60 годах 20 столетия в Республике проводились научные исследования по различным вопросам теории и истории педагогики, психологии и методике обучения частных наук, немедленно осуществляли составление учебников и учебных пособий для учащихся общеобразовательных школ приложившим большие усилия развитию педагогической науки в Республике Узбекистан и Каракалпакстан проф. Н.А. Урумбаев. Он с 1936 г. до конца своей жизни работал заведующим кафедрой методики начального обучения и директором Каракалпакстанского филиала Узбекского Научно Исследовательского института педагогики.
В последующие годы появилось в свет множество трудов доктора педагогических наук профессора Н.А. Урумбаева по методике преподавания русского языка в каракалпакских школах [1, с. 10].
В конце 80-х начале 90-х гг. в Узбекистане и Каракалпакстане усилились тенденции суверенизации, проявившиеся в различных сферах жизни общества. Условия для обретения независимости стали формироваться со второй половины 80-х годов.
Среди учебных заведений Каракалпакский государственный университет занимает достойное место не только в Каракалпакстане, но во всем Узбекистане.
На основе договоров преподаватели университета ведут совместные работы с зарубежными вузами и НИИ: с Мичиганским университетом (США), Боннским и Кильским университетами, Институтом Гёте (Германия), Центром
Комебер по работе с компьютерами, Азиатским институтом развития и культуры (Южная Корея), Московским государственным университетом, Институтом физиологии имени И.П.Павлова (Россия), Институтом кибернетики им. В.М. Глушкова, Институтом математики, Киевским национальным университетом (Украина), Национальным университом Кыргызстана, Национальным университетом Казахстана.
В 2012 г. В КГУ работали 567 преподавателей, из них 39 доктор наук и профессора, 3 академик, 212 кандидатов наук и доцента.
Университетская наука развивалась в тесном сотрудничестве со многими вузами и НИИ стран СНГ и Республики Узбекистан [2, с. 32].
Нукуский государственный педагогический институт был организован 14 сентября 1990 года. С первоначальным контингентом студентов 2271 человек, из них 1477 дневного и 794 заочного отделения, где работали 116 преподавателей и 17 человек технического персонала.
1993 г. В НГПИ функционировало уже семь факультетов и заочное отделение, 39 кафедр. На этих кафедрах работал два академика, девять докторов и 89 кандидатов наук, девять профессоров и 27 доцентов.
На современном этапе развития Нукусский государственный педагогический институт поддерживает связи с Институтом биоэкологи ККО АН РУз, Узбекским НИИ педагогических наук, КГУ, Узбекским ГИФК, Узбекским университетом мировых языков, национальным университетом Узбекистана, ТашГПУ, СамГУ, Ташкентской медицинской академией, Институтом этнологии и антропологии РАН. О. Доспанов ведет НИР совместно с Таразским институтом Республики Казахстан, преподаватели факультета физики и математики ведут научные исследования совместно с Актюбинским филиалом Казахстанской транспортной академии. А. Курбанбаев участвовал в Международной комплексной экспедиции по изучению современного состояния акватории Аральского моря.
В 2007 г. НГПИ заключил договор с Институтом литературы и культуры им. М. Ауезова Министерства науки и образования Республики Казахстан по
повышению квалификации профессорского-преподавательского состава, созданию учебной литературы для подрастающего поколения и по совместным научным исследованиям.
В последнее время Нукусский государственный институт с каждым годом пополняется молодыми учеными. Профессорско-преподавательский состав института состоит из 17 докторов и 98 кандидатов наук различных отраслей науки [5, с. 23].
Сегодня история Узбекистана переживает новое рождение. В условиях независимости, когда идёт активный процесс возрождения духовности общества рост его национального самосознания и национальной гордости «историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства» имеют огромное значение [3, с. 34].
Последние годы в нашей республике с растёт ряд молодых ученых, изучающих педагогику. В республике Каракалпакстан на 2014 год имеется 4 доктора педагогических наук и 58 кандидатов педагогических наук.
Список литературы:
1. Алеуов У., Утебаев Т. Каракалпакстанда педагогика илминиц кэлиплесиуи хам раужланыуы: учеб. пособие. Т.: Фан ва технологиялар, 2007. — 128 б.
2. Гарезсизлик жылларында: учеб. пособие. Т.: Фан ва технологиялар, 2011. — 202 с.
3. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI в. угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т.: Шарк, 1997. — 134 с.
4. Урумбаев Ж. Очерки истории школы Каракалпакстана (1810—1967 гг.). Н.: Каракалпакистан, 1973. — 583 с.
5. Уразбаева Р. История образования в Каракалапакстане (последняя четверть XIX начало XXI в.). Т.: «УА^! КА8НЯ», 2011. — 272 с.