Научная статья на тему 'Из опыта организации проектной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования «Школа - вуз»'

Из опыта организации проектной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования «Школа - вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIFELONG EDUCATION / МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ / MOTIVATION TO STUDY CHEMISTRY / STUDENTS RESEARCH PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернобельская Галина Марковна, Борунова Елизавета Борисовна, Перевозчикова Надежда Валентиновна

В статье рассмотрена методика организации проектной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования. В качестве примера описа ны два учебно-исследовательских практико-ориентирован ных проекта, выполненные учащимися ГОУ СОШ № 1246 с углубленным изучением английского языка г. Москвы в сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернобельская Галина Марковна, Борунова Елизавета Борисовна, Перевозчикова Надежда Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ORGANIZING THE RESEARCH PROJECT ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN ACCORDING TO THE PROGRAM OF LIFELONG EDUCATION SCHOOL-UNIVERSITY

The article deals with the methods of organizing the research project activity at school according to the program of life-long education. Two research practicallyoriented projects carried out by the students of Moscow school No. 1246 in cooperation with Moscow State Pedagogical University are described

Текст научной работы на тему «Из опыта организации проектной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования «Школа - вуз»»

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА - ВУЗ»

ON ORGANIZING THE RESEARCH PROJECT ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN ACCORDING TO THE PROGRAM OF LIFELONG EDUCATION "SCHOOL-UNIVERSITY"

Г. М. Чернобельская, Е. Б. Борунова, Н. В. Перевозчикова

В статье рассмотрена методика организации проектной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования. В качестве примера описаны два учебно-исследовательских практико-ориентиро-ванных проекта, выполненные учащимися ГОУ СОШ № 1246 с углубленным изучением английского языка г. Москвы в сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ).

Ключевые слова: проектная деятельность школьников, непрерывное образование, мотивация к изучению химии.

В настоящее время в странах ЕС и его исполнительных структурах продолжается активное обсуждение «Меморандума непрерывного образования». Этот документ призван выработать всестороннюю стратегию непрерывного образования на личностном и институциональном уровнях во всех сферах общественной и частной жизни. Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., стал поворотным моментом в определении политики и практики Европейского Союза. Его выводы подтверждают, что Европа уже вступила в «эпоху знаний» со всеми вытекающими культурными, экономическими и социальными последствиями. Быстро меняются привычные модели образования, работы и самой жизни. Успешный переход к экономике и обществу, основанному на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь (^е1опд 1еагшпд). Учение длиною в жизнь в рамках Европейской стратегии занятости определяется как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции. В нашей стране внимание к развитию непрерывной системы образования отражено в программе модернизации российского образования.

Мы считаем, что в реализацию программы непрерывного образования на стадии «школа -вуз» может внести значительный вклад особым образом организованная проектная деятельность школьников. В течение последних трех лет подобная работа проводится в сотрудничестве

G. М. Chernobelskaya E. B. Borunova, N. V. Perevozchikova

The article deals with the methods of organizing the research project activity at school according to the program of life-long education. Two research practically-oriented projects carried out by the students of Moscow school No. 1246 in cooperation with Moscow State Pedagogical University are described.

Keywords: students' research projects, lifelong education, motivation to study chemistry.

ГОУ СОШ № 1246 г. Москвы и химическим факультетом МПГУ.

В современной школе, и в частности в обучении химии, метод проектов в последнее десятилетие внедряется очень широко. Появились авторские разработки методики использования проектной деятельности (А. Е. Маркачев, Т. А. Боровских, И. Н. Хачатрян и др.). Рассмотрена история возникновения и развития проектной методики в образовании, ее психологическое обоснование; выявлены классификация и типология проектов, изучены их влияние на познавательную деятельность и мотивацию учащихся, предлагаются подробные рекомендации по реализации конкретных проектов. Публикации по данной тематике регулярно появляются в журнале «Химия в школе» и других педагогических и методических изданиях.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Проектная деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задач; результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих исследователей.

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1 - выбор проблемы для исследования и погружение в проект;

2 - организация деятельности;

3 - осуществление деятельности;

4 - презентация результатов.

Конкретизируем содержание каждого из перечисленных этапов при организации проектной деятельности в рамках непрерывного образования «школа - вуз».

1. Выбор проблемы для исследования чаще всего осуществляется самим учащимся. В некоторых ситуациях школьник интересуется определенной тематикой, но конкретную тему проекта выбрать затрудняется. В этом случае мы предлагаем ознакомиться с подборкой статей из периодической печати, затрагивающих актуальные для населения проблемы, имеющие химические аспекты. Подборка материалов постоянно обновляется нами с использованием сети Интернет и периодических изданий. Хотелось бы обратить внимание на рубрики «Здоровье» и «Полезный выбор» в газете «Аргументы и факты» - почти еженедельно в них появляются статьи, которые можно использовать как во внеурочной деятельности по химии и биологии, так и на уроках. При использовании материалов из популярных новостных источников у школьников возникают дополнительные мотивы к проведению исследования - явная актуальность и практическая значимость проблемы, так как об этом пишут газеты, и возможность обсуждать проблему с родителями и знакомыми.

В ходе нашей работы несколько учеников 9-го и 10-го классов выказали заинтересованность проблемами, связанными с химическим составом и эффективностью медицинских препаратов. В результате беседы нами было выяснено, что на интерес к данной тематике повлияла ориентация на будущую профессию, общение в семье и материалы периодической печати об обилии фальсификаций медикаментов. После ознакомления с имеющимися подборками материалов были выбраны проблемы, связанные с использованием биологически активных добавок; антацидных препаратов; потенциальным вредом жевательной резинки. Была также изучена проблема, связанная с правилами приема медикаментов, а именно чем следует запивать таблетки, и не наносим ли мы себе вред, запивая лекарства чаем или соками.

В результате проблематизации определяют цель и задачи проекта - поиск способа или способов решения проблемы проекта, выдвигаются гипотезы, формулируется тема (название) будущего текста проекта.

2. Организация деятельности

На этом этапе мы проводили две групповые консультации учащихся для ознакомления их с методами научного исследования и рекомендациями по проведению информационного поиска в литературе и сети Интернет. При организации поиска информации нужно стимулировать учащихся как можно активнее пользоваться не только источниками информации на родном языке, но и англоязычными. При подготовке к экспериментальной проверке гипотез учащихся мы рекомендовали им ознакомиться с информацией, приведенной на сайтах http:// www.chymist.com и http://chemistry.about.com, в некоторых случаях - осуществить выбор методики химического эксперимента и ее перевод на русский язык. Вторая груп-

повая консультация была посвящена ознакомлению с особенностями оформления текста исследовательской работы, основными чертами научного стиля речи, целесообразностью использования рисунков, фотографий, диаграмм, таблиц. Также были даны рекомендации по подготовке докладов и оформлению презентаций.

В то же время проводились индивидуальные консультации для планирования каждого из ученических исследований. Индивидуальные консультации, в особенности планирование экспериментальной части работы, проводились с участием преподавателей химического факультета МПГУ.

3. Осуществление деятельности

На этом этапе работы над проектом очень важна самостоятельность школьников. После проведения информационного поиска и написания теоретической части работы (анализа найденной информации) учащиеся проводили окончательное планирование эксперимента и знакомились с аналитическими методами, необходимыми для его проведения. Функции учителя в данном случае - наблюдатель и консультант. В то же время дистанционные консультации по редактированию уже подготовленного текста и подготовке к эксперименту проводились сотрудниками химического факультета при помощи электронной почты и программы Бсуре.

Практическая часть большинства проектов выполнялась на базе лабораторий химического факультета МПГУ, полностью или частично. В основном это объясняется интересом школьников к экспериментальным методам, выходящим за рамки возможностей школьной лаборатории. Учащиеся познакомились на практике с такими методами аналитической химии, как тонкослойная хроматография, титрование, гравиметрия, фотометрия. Работа школьников в лаборатории всегда проводилась в присутствии учителя химии и одного из сотрудников факультета.

4. Презентация результатов

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащегося кратко излагать свои мысли, логически связно и аргументировано выстраивать сообщение, вырабатывать структурированную манеру изложения материала, использовать различные формы наглядности.

В нашем случае все учащиеся оформляли текст своей работы, готовили доклады и соответствующие компьютерные презентации. Желающие также писали научные статьи по теме своей работы, с аннотацией на английском языке и списком ключевых слов. Каждая работа получила экспертную оценку специалиста-химика (отзыв), работающего в вузе.

Семь проектов по химии, выполненные учащимися ГОУ СОШ № 1246 с углубленным изучением английского языка в тесной взаимосвязи с химическим факультетом МПГУ, были представлены на X и XI Всероссийских научно-практических студенческих конференциях «Глобальные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды» (г. Москва), че-

тыре из них удостоены дипломов 1-й и 3-й степени. Эти ученические проекты также представляли Северо-Восточный округ г. Москвы на Всероссийской выставке работ молодых ученых «Шаг в будущее» в 2010 г.

Рассмотрим подробнее методику организации работы учащихся при выполнении проектов «БАД: правда или профанация?» и «Охота за грибами». Оба проекта по своему типу являлись индивидуальными, исследовательскими, долгосрочными, межпредметными (химия, биология, английский язык, ИКТ, ОБЖ).

Проект 1. «БАД: профанация или польза?»

Предварительная тема: «Следует ли верить рекламе биологически активных добавок?»

Вопросы к теме:

1. Какие вещества относятся к биологически активным добавкам (БАД)?

2. Чем БАД отличаются от лекарств?

3. Как классифицируют БАД?

4. Какое действующее вещество входит в состав биологически активной добавки «Капилар»?

5. Каково химическое строение и физиологическое действие данного вещества на организм человека?

6. Как можно проверить экспериментально, содержится ли действующее вещество в данном препарате?

7. Какой качественный метод химического анализа наиболее подходит для выявления содержания в препарате действующего вещества?

8. В чем заключается метод тонкослойной хроматографии?

Сфокусированная тема: «Состав и свойства некоторых биологически-активных добавок».

Задачи проекта: провести информационный поиск по проблеме биологически активных добавок; выяснить, для чего используются БАД и чем они отличаются от лекарств; ознакомиться с классификацией БАД; выяснить, какое химическое вещество содержится в БАД «Капилар»; познакомиться с методом анализа химических веществ с помощью тонкослойной хроматографии; экспериментально исследовать несколько образцов «Капилара» с целью определить, во всех ли из них присутствует заявленное действующее вещество.

Информационная работа по проекту заключалась в изучении информации о биологически активных добавках, содержащейся в научно-популярной литературе, периодической печати и глобальной сети Интернет на русском и английском языках; осуществлении направленного поиска информации в глобальной сети Интернет на русском и английском языках с целью выяснения состава препарата «Капилар» и ознакомления со свойствами действующего вещества в его составе; изучение теоретического обоснования и экспериментальной методики проведения анализа органических веществ при помощи тонкослойной хроматографии (ТСХ).

Экспериментальная работа выполнялась на базе кафедры органической химии МПГУ и включала в себя практическое определение содержания действующего вещества

дигидрокверцетина (ДГК) в образцах таблеток и крема «Капилар», произведенных разными фирмами. На первом этапе эксперимента проводилось отделение действующего вещества (ДГК) от остальных компонентов препарата. В случае таблеток проводилось измельчение их в ступке, экстрагирование действующего вещества, отделение раствора ДГК от нерастворимого носителя (крахмала или микроцеллюлозы) фильтрованием. В случае крема образец сначала был обработан несколькими растворителями, не растворяющими ДГК, с целью удаления из образца воды, жиров и отдушки; затем проводилась экстракция ДГК и фильтрование полученного раствора. На втором этапе эксперимента было проведено исследование полученных растворов методом ТСХ с использованием пластинок БМо! и раствора химически чистого ДГК как свидетеля. Экспериментальная работа выполнялась в лаборатории органической химии МПГУ Консультантом при выполнении эксперимента был доцент кафедры органической химии МПГУ, кандидат химических наук А. М. Коротеев. По результатам эксперимента были получены интересные результаты - не во всех исследованных образцах препарата было зафиксировано наличие действующего вещества (ДГК).

Презентация результатов заключалась в оформлении текста проекта; подготовке доклада и компьютерной презентации; выступлении с докладом перед одноклассниками в ходе «Недели естественных наук» в школе и на научно-практической студенческой конференции в апреле 2010 г.

Проект № 2. «Охота за грибами»

Предварительная тема: «Насколько безопасно в связи с современной экологической обстановкой использовать в пищу съедобные грибы?»

Вопросы к теме:

1. Что представляют собой грибы с точки зрения биологии?

2. Какие грибы классифицируются как съедобные?

3. Какие вредные вещества аккумулируются съедобными грибами?

4. Аккумулируют ли тяжелые металлы те грибы, которое общественное мнение считает «чистыми», в частности белые грибы?

5. Помогает ли предварительное отваривание грибов удалить из них тяжелые металлы?

6. Каково соотношение содержания тяжелых металлов в образцах грибов, собранных в Московской области и вдали от мегаполисов?

7. Превышает ли содержание в исследуемых грибах тяжелых металлов ПДК?

8. Какой метод целесообразно использовать при подготовке образцов грибов к исследованию на содержание тяжелых металлов?

9. В чем заключается аналитический метод инверсионной вольтамперометрии?

Сфокусированная тема: «Определение содержания тяжелых металлов в образцах белых грибов».

Задачи проекта: изучить информацию о грибах в научно-популярной литературе; собрать грибы одного и

того же вида в ближнем Подмосковье и вдали от мегаполиса; подготовить пробы для химического анализа на содержание тяжелых металлов; ознакомиться с методом определения массовой концентрации веществ в растворе при помощи инверсионной вольтамперометрии; провести экспериментальное определение массовой концентрации тяжелых металлов в пробах грибов; определить, способствует ли предварительное отваривание грибов удалению из них тяжелых металлов.

Информационная работа по проекту заключалась в изучении информации о грибах, содержащейся в научно-популярной литературе, периодической печати и глобальной сети Интернет на русском и английском языках; осуществлении направленного поиска информации в глобальной сети Интернет на русском и английском языках с целью выяснения, какие вредные вещества аккумулируются грибами; ознакомлении с разными методами извлечения тяжелых металлов из ткани гриба, а также с основными принципами инверсионной вольтамперометрии.

Экспериментальная работа выполнялась на кафедре физической и аналитической химии МПГУ.

Грибы представляют собой самостоятельное царство живых организмов, имеющих признаки как растений, так и животных. Мир организмов, традиционно называемых грибами, огромен: сейчас описано около 70 тыс. видов, что составляет примерно двадцатую часть от их истинного числа. Экспериментальное исследование проводилась на образцах белого гриба (Boletus edulis). Этот гриб относят к съедобным грибам, очень хорошим. Именно этот вид грибов выбран для анализа, так как общественное мнение приписывает аккумуляцию тяжелых металлов в основном другим грибам - съедобным низкого качества или условно съедобным, а белый гриб многие считают «чистым». Изучены образцы, полученные из грибов, собранных в Тверской области, и грибов, собранных в лесах Шатурского района Подмосковья, где летом часто возникают лесные пожары. Все грибы произрастали в смешанных лесах на торфяных почвах, но подмосковные грибы - недалеко от автомобильной магистрали (300-500 м от дороги).

Приготовление проб для анализа требовало от учащегося извлечение тяжелых металлов из ткани гриба в виде соответствующих ионов. Были использованы два способа приготовления проб.

I способ

Образцы грибов массой приблизительно по 100 г поместили в термостойкие колбы, добавили по 150 мл дистиллированной воды и вываривали в течение 3 часов при 100°С, добавляя дистиллированную воду по мере выкипания. Отвар фильтровали через бумажный фильтр, объем фильтрата доводили до 100 мл.

II способ

Образцы грибов массой приблизительно по 10 г измельчили и сушили в течение 12 часов при 100-120°С. По разнице в массах образца до и после высушивания определяли содержание влаги (воды).

Высушенные образцы грибов подвергли озолению в муфельной печи при 550°С. Полученную золу растворили

в концентрированной азотной кислоте. Используя дистиллированную воду, доводили объем раствора до 100 мл. При озолении получен белый пепел с легким зеленоватым оттенком, что, вероятно, объясняется присутствием соединений меди. При растворении в азотной кислоте получен прозрачный бесцветный раствор.

Исследование содержания в подготовленных пробах меди, цинка, свинца и кадмия проводилось при помощи инверсионно-вольтамперометрического измерения концентрации ионов тяжелых металлов в растворе. Использовался автоматический анализатор ТА-4 с хлорсеребря-ными и ртутными электродами и программное обеспечение «Анализ» версия 2.01.

Презентация результатов заключалась в оформлении текста проекта и его портфолио; подготовке доклада и компьютерной презентации; выступлении на научно-практической студенческой конференции в апреле 2011 г., написании статьи с аннотацией на английском языке.

Все проекты, выполненные учащимися в рамках программы непрерывного образования «школа - вуз», неизменно получали высокую оценку со стороны экспертов и на конференциях ученических научных работ. Сами учащиеся проявляли заинтересованность и инициативу в ходе проведения исследований и впоследствии выражали желание снова участвовать в проектной деятельности. Четверо учащихся, в последние два года работавшие над проектами, успешно поступили в МХТИ и ММА им. Сеченова. Следует отметить, что подобная деятельность не только повышает мотивацию к исследовательской работе по химии, но и готовит школьника к учебе в вузе, знакомя с организацией исследования и оформлением его результатов согласно требованиям высшего учебного заведения. Задействован и принцип опережающего обучения - школьники получают навыки работы с приборами и использования химических методов анализа, недоступных в обычной школьной лаборатории.

Проектная деятельность по химии в рамках программы непрерывного образования «школа - вуз» способствует формированию исследовательской, информационной и коммуникативной компетентности учащихся, а также профессиональных компетенций в сфере будущей специальности, то есть создает предпосылки для успешного обучения в вузе и дальнейшей работы. Следует рекомендовать школам и вузам искать возможности для осуществления подобного сотрудничества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коренман Я. И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов: в 4 кн. М.: КолосС, 2005.

2. Учебно-исследовательские проекты по химии. Содержание и реализация / Т. А. Боровских, А. Е. Маркачев, Г. М. Чернобельская. М.: Чистые пруды, 2009. 32 с.

3. Хачатрян И. Н. Мотивация проектной деятельности школьников // Химия в школе. 2006, № 6. С.52-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.