С.И. Баранова
Из опыта изучения изразцового декора церкви Николы Мокрого в Ярославле
© 2020
УДК 726.5.04:738.81(470.316-25) ББК 85.11
Поступила в редакцию 14.10.2020
Одной из важных сторон исследования изделий художественного ремесла, связанных с украшением архитектурных памятников, является определение подлинности отдельных изделий. Очень часто проблему аутентичности приходится решать на материале изразцов, использованных в декоре храмов. Среди таких случаев — знаменитые церкви Ярославля, которые, как писал в 1851 г. Сахаров, «сохранили более всех городов кафельные украшения» [Сахаров, 1851, С. 20].
Однако в настоящее время зачастую на древнерусских памятниках стоят не первоначальные изразцы, а более поздние реставрационные копии: принцип целостной реставрации и представление о возможности идентично повторить древнюю форму вели к замене древних элементов. То, что не все части древней облицовки непременно подлинные, историки архитектуры долго не осознавали.
Проследив этапы реставрации древнерусских памятников с изразцовым декором, можно утверждать, что начиная с XVIII в. в ходе ремонтных (в дальнейшем — и реставрационных) работ подлинные качества оригинального изразца удавалось имитировать. Такие копии важны для прямого изучения своих древних прототипов, а также для истории реставрации, архитектуры, искусства. Это ставит известные ограничения для их анализа, но его возможности достаточно широки в иконографии, композиционных приемах, положении в структуре декора, отчасти — в цветовом решении: «копии» оказываются достаточно достоверным источником [Баранова, 2010. С. 48-56; она же, 2007. С. 106-117].
«Копии» позволяют экстраполировать многие черты изразцового производства Нового времени в глубь Средневековья. Но, конечно, с определенной осторожностью, иначе исследователь рискует столкнуться с «подменой» из-
начальных комплексов их позднее произведенными копиями или вариациями, все-таки имеющими отличия от первоисточника.
Ясно, что требуется тщательно изучить каждый памятник с целью отделить копии от оригиналов. Трудности в том, что факт подобной замены, как правило, оставался неизвестным не только широкому кругу любителей старины, но и специалистам. В этой связи уместно напомнить короткое высказывание 1885 г. Н.В. Султанова о церкви Иоанна Предтечи в Ярославле: «До 1863 г. многие из этих изразцов выкрошились и были заменены в 1864 г. новыми), на что мы и считаем долгом обратить внимание будущих исследователей» [Султанов, 1885. С. 55]. К сожалению, это замечание, в особенности его заключительная часть, чрезвычайно актуально и сегодня, о чем свидетельствует исследование изразцового убранства церкви Николы Мокрого в Ярославле.
Храм Николы Мокрого с колокольней был построен на месте старого деревянного в 1665-1672 гг. Декор церкви Николы Мокрого сложился не сразу, а украшающие его изразцы — свидетельство нескольких строительных периодов: изразцовый декор церкви может служить маркером каждого из них. В первый строительный период (1665-1672) был возведен основной объем храма, украшенный терракотовыми изразцами, размещенными в углублении кирпичных ширинок, на галерее, идущей с трех сторон вокруг церкви, в нижних рядах. В 1670-е гг. были пристроены крыльца, достроена колокольня, которые были декорированы полихромными изразцами, поставленными в ширинки. Заключительным этапом создания изразцовых декораций храма стали изменения храмового комплекса, относящиеся к третьему строительному периоду 1690-х гг., когда ворота и западное крыльцо были объединены притвором, увенчанным небольшим восьмигранными шатром, богато декорированным полихромными изразцами и поливной черепицей. Тогда же была выполнена изразцовая отделка трех окон на апсиде храма 1.
Известно, что фасадные изразцы можно связать с датами постройки и перестройки зданий, а это существенный показатель датировки. Сопоставление внешнего вида здания со сведениями об изразцах позволяет говорить о том, что керамический декор являлся неотъемлемой частью сооружения, что, в свою очередь, приводит к мысли о синхронности кладки стен и установки на них изразцов, которые с помощью известкового раствора крепились румпами в гнезда кладки 2. Таким образом, можно считать, что с наибольшей точностью определить дату производства изразцов можно при их обнаружении in situ — на четко датированном памятнике. Их следует привязать ко времени строительства здания или известных ремонтов и перестроек.
1 Устойчивая датировка последнего периода строительства сложилась во многом благодаря исследованию А.В. Суслова и С.С. Чуракова, в котором был сделан важный вывод о том, что западный притвор с изразцовым декором появился лишь в конце XVII в. [Суслов, Чураков, 1960].
2 Основными материалами для установки изразцов служили — глина для печей и известь для облицовки стен зданий.
ил. 1 Изразец терракотовый в декоре церкви Николы Мокрого в Ярославле, покрытый краской Фото 1914. Архив Филиппова. Публикуется впервые
fig. 1 Terracotta tiles in the decor of the Church of St. Nicholas Mokry in Yaroslavl, covered with paint Photo of 1914. From the Fillipov archive Published for the first time ил. 2 Изразцы в декоре церкви Николы Мокрого в Ярославле. Фото 2018
fig. 2 Tiles in the decor of the Church of St. Nicholas Mokry in Yaroslavl Photo of 2018
В 1915 г. ярославский житель, краевед К.М. Федоров красочно описывая изразцы церкви Николы Мокрого в заключение упоминает: «Внизу под окнами галереи... ряд изразцовых вставок, изображающих церковь-башенку, двуглавого орла, четырех скачущих всадников на конях, и ряд изразцов с цветочным рисунком»3.
Упомянутые без всяких цветовых характеристик, изразцы на стенах притворов церкви Николы Мокрого на первый взгляд значительно проигрывают на фоне богатейшего керамического полихромного убранства памятника. Их стилистическая неоднородность с другими изразцами храма, совершенно иная техника изготовления, а главное, внесенные в ходе ремонтно-реставрационных работ изменения порождают вопросы, связанные с проблемой воссоздания изначального облика памятника [ил- 2].
В настоящее время на галерее церкви находится сорок установленных в ширинках квадратных рамочных изразцов, покрытых краской, имитирующей коричнево-желтую глазурь, с размерами, не отличающимися постоянством: 17,2; 18,3; 18,4; 18,5 и 19 см. Один из них терракотовый, без следов закраски, поставленный на известковом растворе, со значительной утратой в центре сразу дает понять типологию всего комплекса. Перед нами так называемый красный изразец «большой руки», имеющий размер 18 х 18 см 4.
Главным назначением красных изразцов была облицовка печей. В полный состав изразцов для выкладки одной печи (т.н. печной набор) входи-
3 Федоров К.М. Изразцы ярославских церквей. 1915 г. Рукопись. Архив А.В. Филиппова. С. 6.
4 Название «красные» терракотовые изразцы получили благодаря Н.В. Султанову. Подробнее см.: [Султанов, 1895]. В дальнейшем это стало термином, относящимся к терракотовым рамочным изразцам. См., например, [Розенфельдт, 1961].
2
ли квадратные изразцы двух размеров, большой руки (около 20 см) и малой руки (около 14 см).
Выявленные архивные материалы и натурные исследования позволили проследить историю изменения этого комплекса. До начала XX в. каких-либо упоминаний о ремонтах, поновлениях, заменах керамического декора на церкви не встречается.
1914 г. известный исследователь русского изразца А.В. Филиппов, впервые осматривая архитектурные памятники в Ярославле, перечисляет памятники города, изразцовый декор которых закрашен или заштукатурен, среди которых: «1. Изразцы церкви Николы Мокрого — забелены и закрашены желтой краской»5 [ил- 1].
Речь идет о повсеместной в России практике закрашивания фасадных изразцов многочисленными слоями масляной краски. Н.В. Султанов терпимо относился к закраске изразцов, поясняя, что «подобное „варварство" может только возмутить всякого любителя художественной старины, что мы лично испытали при осмотре памятника. Но это „варварство" оказывается не только полезной, но даже просто необходимой мерой: изразцы местами до такой степени попортились и облупились, что оставлять их в таком виде было положительно невозможно» [Султанов, 1885. С. 30].
Чаще всего глазурованные изразцы закрашивались зеленой краской (некоторые сохранили ее до сих пор); заглянуть под эти слои — важная задача при их исследовании. В Ярославле Филиппов столкнулся с более сложным случаем-закраской терракотовых изразцов, удаление которой неизмеримо сложнее. Это закраска не помешала исследователю определить их уникальность. Он посчитал необходимым «обратить внимание на красные изразцы
5 Филиппов А.В. Рукопись «Реставрация и вандализм». 1914 г. Архив А.В. Филиппова.
Приношу благодарность Е.А. Бобринской за возможность работы с архивом.
Вопросы для собирашя матергёловъ по исторм древне-русской керамики,
Отд'блъ I: ИЗРАЗЦЫ. ,
1. С» ««ГО оипнм» «дщдмг^ грццл-гчго*
г. Сия» '94») ¡ЧТИ«"* л«*имюн.
3. Кнпамсимк: печные «аепн «нупрсння» о4л<1шк-*а; гчружпая &дп»-(]Дднн. ' У' •'
*. Н4р«*чС*Ъ ^'; меирди идоднин /
Я. Терра титане ил <1 поливные?
6. Ип глкны "И»01 С- ЦВЫЯ! «рагиОИ, «ШЯйП?
7. Гь-Лп ДОН*»? ИЮ» ИУ<0Т1; *орна?
5 На ч<м> быйн поставлен**: на яэвдстн, гдинМ
9. Л-Ьпные. <гяадк>е. ин«01н(пыс?
10. Иэдвякръ й*пнн -»лансвуй, оброни!*.
11. Оггнснуты нзъ Фараы или выл'кпяепи огь ¡рул? Лрнр4залиеь^лй?
12. Форны н8рИ»1ИМЪ: П П
Илъ префим Англии«*)?
14, Рнсуъо« на Ди*4фсж4 в.-
15. ^отил* нэобряисНИ:
1С, Чксяо НрЯСОГЬ ; цк\.Гк фона , у ММ
17. Кто* и#*гь пр<е&МА*е»\<?
Характер* нраеагь л пвливъ: зляль, глазурь: доспись >-41*; ца * г по ^шк (я»н по
1) ЧАгп»9)рчь1ли крКчЦМн, пЫгмаурлыпл.
19. Ель/яи на поливЪ цеп (крайне^ чн^?
20. Сбграппйст* лдрв*иа 9 ; черепка ; попнш
£1. си^до» р<етавр»ц1м: вддчраеки иявдмииъ сгю<0150дь? с_гМогь «крзои или »аЗДани,
22- Гд* къ *ч1ст0"щ« «ИР»
а Не огтръ-гаончоп кцмлш г*п. не иъ Дрртип нвиятишагъ? Гдк?
2-1. Н* нлкепя-п* опнеамй, ф^гогра^Й иян зарниямгь? Ее« олуЗДнкавяны., то гд!1?
Вр<я« н Яй5ТВ ОПИ<(».
А. В.ФИЛНШПОвТ,
■ ОГИВ*, I. НР1Г11, Т,
ты.
ЯзЛ."|!|1!МИ
Вопросы для собирант матер1алов-ь no истории древне-руссной керамики.
Отд-Ьпъ !: ИЗРАЗЦЫ.
t с% UMrimttï nt-p-otrtjro
£ Bsii (-пи r«w} п«-р.-*ч« «s- "-i" ■ «грели-- ^ f ■
± Мтцнгг ( ■tWW* itCMi ннугрсн!-«« jChhuM' *. 'J?** *
tJrTTtA i*
•Ji - . ri!pJ3ii( ■ L TcppJIMDlM1
IM<! ПОЛИвпы*^
nnDaifi new**«
6. Mib и»*та- мряеивв fittiei?
7. Cc№K ЦОЯНН? Ихъ №»■«- t«fbU?
Ширм-И+Сящ, JÎ* М*4-fnx&i* tЛ*2.м ТДАХ^М* -
П НИГЧ«. iifMfnTV frtKHt^
9 Л|пжыг, гыдя)«.
m. Харякксръ п1г.ч цчадоу*. »Зрмн^П
11 Qirfli.ny^u изт. {Орни «па выл4пл<кн CPV Й"»' npMptaenntii-flH'ï—. 1Ï- Формы М«НЭЧ(НГЪ: I j □ 11 Н*ь лрйфяЯ* («таи iferypninj"? 14 Р^рт^Л it НЦИЭШ.ГЧ
15. ИЬтняи Hïi^piiii^R ЛрШрРНг
16. Ня(*в ИрЛСО*> ■—-m ; IIBtT"fc
17. Кма* ц«тъ пр«&чыт? -—
18 ХярС'ГСр-* "pocCjl Ь H 0©il!*V- >
"aa'ii«при« "и «pit«»! 19. E<Tt-J« M no mi»»! ч*** —-
3Q, CijifjinOiri. кфииа j
t; Г IHÏ/pfc poin
irtk «дедой па с-ЬлоА з*м*я по шктпой)
at. Mil
ив» piï«»etHJ" »».ум!'
ft Mid*.
»длодчи.
tnct^fl^? <Ftie»> мчрасм
Я. tie КТ|КЬч*0ТО*-0| ЛЦ414М r*T* DM фФЬ"» »V nfyy* M. Ht n^TCt-flJ U''' 'TU' .W^P-»?'* HJll ИрИСОЧХГ»? E(
¿L? u^Snf^TMfùâA
i*U X , K*À. t [s-/^
H 4trto DIHC* ^
f^'HM-r « феиёА 1i.ffJL.'Uiq .
паяятнлйкгъ? Га»?
< IKi^Î'1ПК<1 ПЙП1|<
ил. 3, 4 Филиппов А.В. Анкеты с зарисовками терракотовых изразцов в декоре церкви Николы Мокрого в Ярославле. 1916. Архив Филиппова. Публикуется впервые
fig. 3, 4 Filippov A.V Questionnaires with sketches of terracotta tiles from the decor of the Church of St. Nicholas Mokry in Yaroslavl. 1916. From the Fillipov archive Published for the first time
4
ил. 5 Воронов В.А. Зарисовки терракотовых изразцов в декоре церкви Николы Мокрого в Ярославле. 1921. Архив Филиппова. Публикуется впервые
fig. 5 Voronov V.A. Sketches of terracotta tiles in the decor of the Church of St. Nicholas Mokry in Yaroslavl. 1921. From the Fillipov archive. Published for the first time
второй половины XVII в. в Ярославле (ц. Николы Мокрого и в Коровниках)...»6. В 1916 г. А.В. Филиппов фиксирует изразцы в своих анкетах, из которых в его архиве сохранилось три с упоминанием: «Находятся в наружной облицовке церкви. Часть изразцов закрашена холодным способом в желтый цвет поверх известковой забелки»7 [ил- 3' 4].
В августе 1921 г. Филиппов вновь осматривает изразцовый декор церкви Николы Мокрого, пострадавший в 1918 г. после обстрела города, и составляет рекомендации для дальнейшей реставрации. Состояние декора церкви оставляет благоприятное впечатление, и он пишет: «В целом, изразцовая и черепичная керамика пострадала меньше, чем у ц. Богоявления, необходимо и вполне ее восстановить»8. Однако в перечисленных рекомендациях отсутствуют работы по терракотовым изразцам.
Но Филиппов не оставляет их без внимания. По его поручению в том же году В.С. Воронов зарисовал их и составил описания; «37 шт. помещаются в больших ширинках по нижней части галереи, идущей вокруг летнего храма — с северной, южной и западной сторон». Далее В.С. Воронов пишет: «Изразцы (из красной обожженной глины) в настоящее время (1921 г., январь) закрашены желто-коричневой краской, которой окрашен весь храм в недавнее время; под слоем этой краски можно различить следы предпоследней окраски храма — белой, известковой.
Хорошо сохранившихся изразцов немного. часть из них не сохранилась совершенно; часть же осталась в попорченных слабых рельефах.
Изразцы квадратные, одномерные от 17,2 см до 19 см с небольшими отступлениями; все имеют плоские неширокие (2 см) рамки-ободки и уплощенный рельеф с углублением фона. Характер рисунка частью своеобразно примитивен (композиции с архитектурными строениями и человеческими фигурами. частью же отличаются условно-декоративной лепкой, свойственной поливным изразцам XVII в. Характерной особенностью почти всех изразцов является присутствие на четырех углах трилистников-цветков»9 [ил- 5].
В 1938 г. рисунки двух изразцов (с изображением всадника и с изображением четырех всадников) были впервые опубликованы в первом выпуске книги А.В. Филиппова «Древнерусские изразцы XV-XVII вв.» с упоминанием о закраске [Филиппов, 1938. Вып. 1]. Оставшаяся часть зарисованных изразцов была подготовлена к публикации во втором выпуске издания
6 Филиппов А.В. Рукопись. Архив Филиппова.
7 В архиве Филиппова сохранились документы с названием «Вопросы для собирания материалов для древнерусской керамики», которые сам исследователь называл анкетами. Филипповские анкеты — результат многолетнего (1913 — начало 1950-х гг.) сбора материалов по различным «отделам»: изразцам, черепице и кирпичам с тщательными зарисовками.
8 Филиппов А.В. Рукопись. Архив Филиппова.
9 Воронов В.С. Красные изразцы. Церковь Николая Мокрого в Ярославле 1672 г. 12 рисунков с текстом, декабрь 1920 — январь 1921 г. Рукопись. Архив Филиппова.
6 7
ил. 6, 7 Филиппов А.В. Зарисовки терракотовых изразцов из декора церкви Николы Мокрого в Ярославле. Архив автора. Оригинальный рисунок публикуется впервые
fig. 6, 7 Filippov A. V. Sketches of terracotta tiles from the decor of the Church of St. Nicholas Mokry in Yaroslavl. From the author's archive. The original drawing is published for the first time
«Древнерусские изразцы» с упоминанием: «Рисунок изразца издается впервые» [ил- 6, 7]. К сожалению, второй выпуск, подготовленный в 1941 г., не был осуществлен и стал доступен лишь спустя много лет в электронной версии 10. Таким образом, в двух выпусках были объединены зарисовки изразцов церкви, которые являются свидетельством первой фиксации уникальных изразцов.
В 1976 г. пять изразцов из декора церкви Николы Мокрого были опубликованы известным исследователем русского изразца С.А. Маслихом в книге «Русское изразцовое искусство XV-XIX века» в разделе «Красные изразцы», с упоминанием: «Изразцы не сохранились» [Маслих, 1976] 11. Они совпадают с изображениями А.В. Филиппова и В.С. Воронова.
Наличие терракотовых красных изразцов в ширинках церкви подтверждает и более поздняя, но единственная специальная публикация о ярославских изразцах, опубликованная в 1956 г. Н.В. Вороновым и Н.Б. Блохиной. В ней описываются сюжеты красных изразцов, среди которых и зафиксированные А.В. Филипповым и В.С. Вороновым изображения двуглавого орла, группы всадников, человека с копьем и секирой, скачущего на льве. Заметим, что авторы упоминают об изразцах лишь на западной и южной галерее церкви, тогда как фиксация 1921 г. отмечает их наличие и на северной стороне [Воронов, Блохина, 1956. С. 114-116].
10 Макет выпуска сохранился в архиве архитектора Т.М. Меняевой и появился в 2003 г. в Интернете. См.: [Филиппов, 1938. Вып. 2].
11 Эти материалы С.А. Маслиха хранятся в фонде обмеров ГНИМА им. А.В. Щусева.
Таким образом, нанесенная еще до революции закраска изразцов (А.В. Филиппов упоминает о желтой закраске, из-под которой сквозила известковая забелка при каждом осмотре памятника в 1915, 1916, 1921 и 1938 гг.) скрыла их истинный облик, а памятник утратил редкое свидетельство раннего архитектурного приема.
В 2009 г. в значительной степени утраченные изразцы были заменены новыми, воспроизводившими в глазури цвет закрашенных ранее изразцов. Сопоставление находящихся в настоящее время на памятнике и зафиксированных в документах изразцов вынуждает признать не только изменение в типологии вставок, но и утрату некоторых сюжетов. В первую очередь это изразец с двуглавым орлом — одно из самых распространенных изображений на красных изразцах — его нет в зарисовках А.В. Филиппова и С.А. Маслиха, что, видимо, объяснялось плохой сохранностью (об этом в 1921 г. упоминал В.С. Воронов), а в дальнейшем полной утратой. Также отсутствуют зафиксированные всеми исследователями изразцы с четырьмя всадниками и некоторые другие. В свою очередь, в составе комплекса появились изразцы с не упомянутыми ранее изображениями.
Не удалось восполнить и приведенные в документах свидетельства о не-сохранившихся изображениях на лицевых пластинах изразцов: попытки найти более ранние фиксации утраченных изразцов оказались пока безуспешны.
Между тем фасадное использование красных изразцов является редким приемом в русской архитектуре: Ярославль, скорее, исключение. Изразцы на церкви Николы Мокрого не были первым и ранним опытом подобного использования изразцов в Ярославле. Четыре красных рамочных изразца «малой руки» (около 14х14 см), вставленных по два в вертикальные ширинки 12, были установлены также на церкви Иоанна Златоуста в Коровниках: по два на каждом из боковых фасадов в тех частях здания храма, которые одновременны его постройке (1649-1654). На двух из них изображение единорога; на двух других изображен растительный мотив. Эти изразцы были зафиксированы А.В. Филипповым [Филиппов, 1938. Вып. 1. С. 62] [ил- 8] и в 1921 г. В.С. Вороновым13 [ил- 9] одновременно с «николомокринскими», а позднее Н.В. Вороновым и Н.Б. Блохиной [Воронов, Блохина, 1956. С. 114-115] и С.А. Маслихом [Маслих, 1976].
От красных изразцов на церкви в Коровниках изразцы из церкви Николы Мокрого отличает не только больший размер, но и характер изображения, обрамленного более тонкой плоской рамкой, — более реалистический и художественный, в том числе и надписями. Это особенность терракотовых изразцов была успешно использована и в другом варианте. Рельефы красных изразцов стали повсеместно покрываться зеленой глазурью, изготовляясь
12 В настоящее время из четырех изразцов сохранилось лишь два: с единорогом и с растительным мотивом, рельеф которого полностью утрачен. Два других утрачены.
13 Воронов В.С. Красные изразцы. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле г. 2 рисунка с текстом, декабрь 1920 — январь 1921 г. Рукопись. Архив Филиппова.
. и.Фа.1« 11ЛФ1П.
■ w""», " T.
. lMtNUHDHp
Вопросы для собирания материале Bis по исторш древне-руссной иераыини,
Отд-Ьлть I: ИЗРАЗЦЫ.
¿¿AjinJtà ,4-tffefy, i riUMrfi-nj*..г.
1 НАнРГО £ &АЛЛ/СЯ i^'»¿'¿кчцУ .^р.ин^гр .H^LB-^HTtfJ
É 0 1> ь (HJ К гфь^ [HKipohHC HJ н J < '. "[.!»" в^ря pu и н
■3.
ВПУТР^НПИШ
4. WHWtjfer, : ""ЧИПА* керагн^
5-, 1гррд-:ат*Е1/с к«* гипн*ные9 В. Иг», гинны много ufcîj крц.юН, caution? 7, C*th-fcH Hifc. «f»**"?
y
8. На челг -Эилл пкчшяы tia ниип1 uiHttrrt., »unrt? S. Лупяыд. Г*>A4«, **оопиеиы€9
1С -ÎÏPin hbifr, OfipfH.mija. Hjrypj." ьЧиЗ"?
11 П|ц'Ч1иц ¡"¡-i —— ИЯН вьдкплсли Ofh Лряркимквп*''?
12. Фврици HjpaiuMV |fj D □
13. Un, профкпн [eu г! ^¡игурние)?
1*. FVijwStn. «a »¡ччм™ $ i^iÀtyl rrrtr.
IS- rtairiflU H406p*W«rllR; S
16. Число нрасокъ . ; uni,п. çona —— , узора ""~
»7. Ka«eft iip«etlifti<x*'? —
IË- Хвраатер~ь мряизкъ * лаам*> г.изур*. рнощ^ ■Еима.ч.н по ОЪюЯ зтплл (.inn по- nctrccfi)
а} -^щгчвуркн")* «рама*«, •) палглалуроыпл. -— Ccrh-ait ПЙ wiHti ч«кь («p»n«J? потен»'? — 2С. Сокр4НН«Ти «ЗрДЛиД Vf^WWA^ t "И^МИ — : MIHiu _
2!. *1»ii ресювраш-' холадпьтч сдособсичъ? <*t4/WL ia«pi«n н»н аэб^пкк
H, Где VTKÎ ЛвО^Ой^С
23. fie всгрЪчакися-пн пэроэц* rfcïi* и* г* .груглк-ь ЮНПиитТ fili
it "»Mrtw^ УНЧШ'.*, <югогра»Ш нам «яувалмыь^, w tuf?
Цр<Х* FT ht* ril (лц ч.
it3élV(jJ
ил. 8 Филиппов А.В. Анкета с зарисовками терракотового изразца в декоре церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. 1916 Архив Филиппова. Публикуется впервые
fig. 8 Filippov A.V A questionnaire with sketches of a terracotta tile in the decor of the Church of St. John Chrysostom in Korovniki 1916. From the Fillipov archive Published for the first time
8 а
8
зачастую в одной мастерской (об этом свидетельствуют капли зеленой глазури на терракотовых изделиях). Эти поздние изразцы зачастую буквально, полностью или отдельными своими пластическими элементами нашли свое повторение в муравленых изразцах сооружений города, а также Ростова и Бо-рисоглебска [Кривоносов, 2005]. Однако некоторые из них сохраняют сходство и с московскими изделиями, например изразец с четырьмя всадниками, что характерно для многих региональных версий изразцового производства.
Важным было и то, что уже в начале изучения отмечалось местное производство красных изразцов из церкви Иоанна Златоуста и Николы Мокрого, о чем свидетельствовала тождественность найденных изразцов керамическому декору этих храмов. О его существовании в XVII в. свидетельствуют археологические находки в Ярославле 1896 г. в Коровниках на глубине 1,8 м стопок изразцов, «что привело исследователей к выводу, что найдены остатки древнего изразцового завода» [Воронов, Блохина, 1956. С. 113].
Следует прежде всего отметить, что Ярославль в отношении красно-изразцового производства не является каким-либо исключением среди других городов средней полосы России. Получив популярность в Москве, они широко распространились на периферии Московского государства, а их роль в русской культуре чрезвычайно велика.
Уникальная серия терракотовых изразцов на церкви Николы Мокрого заставила еще раз поставить вопрос о способах проверки аутентичности изразцового декора на других памятниках. Исследование, проведенное на его фасадах, показывает, что выявление следов реставрации изразцов требует сосредоточенных усилий. Даже сам факт таких реставраций зачастую приходится устанавливать с помощью натурного изучения, поскольку в литературе, как правило, нет систематически подобранных сведений о них.
Публикуя эти материалы, мы руководствуемся не только их перспективностью для будущих исследований, но и необходимостью использования в ходе грядущей реставрации церкви Николы Мокрого в Ярославле.
Литература
Баранова С.И. К вопросу о копиях в изразцовом декоре памятников архитектуры Москвы XVII века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2010. № 1. С. 48-56. Баранова С.И. К вопросу о подлинности изразцового декора памятников архитектуры
Москвы XVIIв. // Архитектурное наследство. 2007. № 48. С. 106-117. Воронов Н.В., Блохина Н.Б. Ярославские изразцы. Краеведческие записки. Вып. 1. Ярославль, 1956. С. 113-132. Кривоносов В.Т. Изразцовый декор ростовской и борисоглебской архитектуры //Сообщения Ростовского музея / Ред. совет В.В. Зякин [и др.]. Ростов, 2005. Вып. 15. С. 296-306.
Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М.: Изобразительное искусство, 1976. 271 с.
Розенфельдт Р.Л. Красные московские изразцы / Памятники культуры: Исследования и реставрация. М., 1961. Т. 3. С. 228-241.
Сахаров И.П. Записка для обозрения русских древностей. СПб.: Тип. Якова Трея, 1851. 80 с.
Султанов Н.В. Древнерусские красные изразцы. М., 1895.
Султанов Н.В. Изразцы в древнерусском искусстве // Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной. СПб.: [Изд. А. Прохоровым], 1885. Т. 4. 63 с.
Суслов А.И. Ярославль. М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву, архитектуре и строит. материалам, 1960. 276 с.
Филиппов А.В. Древнерусские изразцы. Вып. 1: XV-XVII вв. М.: Изд-во Всесоюз. акад. архит., 1938. 90 с.
Филиппов А.В. Древнерусские изразцы. Вып. 2: Изразцы XVII в. М., 1938. [Электронный ресурс] // РусАрх: Электронная научная библиотека по истории древнерусской архи-тектурьШ!^: http://www.rusarch.ru/Filippov1.htm
Название статьи
Из опыта изучения изразцового декора церкви Николы Мокрого в Ярославле
Сведения об авторе
Баранова Светлана Измаиловна — доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, Российский государственный гуманитарный университет; ГСП-3, 125993, Российская Федерация, г. Москва, Миусская пл., д. 6. svetlanbaranova@yandex.ru
Аннотация
Статья посвящена малоизвестному фрагменту изразцового декора церкви Николы Мокрого в Ярославле, украсившему храм в первый строительный период (1665-1672). Закраска и замена редких терракотовых изразцов в ходе многочисленных реставраций и ремонтов памятника изменили типологию, а в ряде случаев и изображение на лицевых пластинах. Обращение к истории их создания, сделанное на основе ранее неизвестных материалов из архива А.В. Филиппова, дает новую информацию о редком архитектурном приеме в декорировании изразцами древнерусских памятников.
Ключевые слова
Изразец, копия, церковь Николы Мокрого, Ярославль, закраска изразцов, реставрация.
Title
On some studies of the tiled decor of the St. Nicholas the Wet (Mokry) Church in Yaroslavl Author
Baranova, SvetlanaI. — Doctor of Historical Sciences, Ph.D. in Art History, Russian State University for the Humanities; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, GSP-3, 125993. svetlanbaranova@yandex.ru
Abstract
The article is dedicated to a fragment of tiled decor from the St. Nicholas the Wet (Mokry) Church in Yaroslavl, which adorned the temple during the first construction period (16651672). During numerous restorations and repairs of the monument the rare terracotta tiles
had been painted over and replaced, changing their typology and in some cases the image on the obverse plates as a result. It was possible to reconstruct the history of their creation through the previously unknown documents from the archive of A.V. Filippov, which provided new information on a rare architectural technique used in decorating ancient Russian tiled monuments.
Keywords
Tile, copy, church of St. Nicholas the Wet (Mokry), Yaroslavl, painting over tiles, restoration.
References
Baranova S.I. On Copies in Tile Decorations of Moscow Architecture in the 17th Century. De-korativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaia sreda. Vestnik MGHPA (Decorative Art and Object-Spatial Context. Bulletin of the Moscow State Stroganov Academy of Industrial and Applied Arts). 2010, no. 1, pp. 48-56 (in Russian).
Baranova S.I. On the Issue of Authenticity in Tile Decoration of Moscow 17th-Century Architecture. Arhitekturnoe nasledstvo (Architectural Heritage). 2007, no. 48, pp. 106-117 (in Russian).
Filippov A.V. Drevnerusskie izraztsy (Old Russian Tiles). Issue 2: Tiles of the 17th Century. Moscow, 1938. URL: RusArh: Elektronnaya nauchnaya biblioteka po istorii drevnerusskoj arhitektury: http://www.rusarch.ru/filippov1.htm (in Russian).
Filippov A.V. Drevnerusskie izraztsy (Old Russian Tiles). Issue 1:15'h-17th Centuries. Moscow, Izdatel'stvo Vsesoyuznoj akademii arhitektury Publ, 1938. 90 p. (in Russian)
Krivonosov V.T. Tile Decoration in Borisoglebsk and Rostov Architecture. Soobshcheniia Rostovskogo muzeia (Reports of Rostov Museum). Rostov, 2005, no. 15, pp. 296-306 (in Russian).
Maslih S.A. Russkoe izraztsovoe iskusstvo XV-XIX vekov (Russian Art of Tiles: 15th-19th Centuries). Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ., 1976. 271 p. (in Russian).
Rozenfel'dt R.L. Red Moscow Tiles. Pamiatniki kul'tury: Issledovaniia i restavratsiia (Monument of Culture. Research and Restoration), vol. 3. Moscow, 1961, pp. 228-241 (in Russian).
Saharov I.P. Zapiska dlia obozreniia russkih drevnostej (Notes to Review Russian Antiquities). Saint Petersburg, Tipografiia Iakova Treya Publ., 1851. 80 p. (in Russian)
Sultanov N.V. Tiles in Old Russian Art. Materialy po istorii russkih odezhd i obstanovki zhizni narodnoj (Research on History of Russian Clothes and Everyday Life). Saint Petersburg, Izd. A. Prohorovym Publ., 1885, vol. 4. 63 p. (in Russian)
Suslov A.I. laroslavl' (Yaroslavl). Moscow, Gos. izdatelstvo literatury po stroitelstvu, arhitek-ture i stroitelnym materialam Publ., 1960. 276 p. (in Russian)
Voronov N.V., Blohina N.B. laroslavskie izraztsy. Kraevedcheskie zapiski (Tiles of Yaroslavl. Ethnographic Notes), no. 1. Iaroslavl', 1956, pp. 113-132 (in Russian).