RYCHKOV Aleksandr Vasil'yevich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of National History Department. SPIN-code: 1204-4102 AuthorlD (RSCI): 739433
Address for correspondence: [email protected]
For citations
Rychkov A. V. What kind of history to study at university // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2018. No. 1. P. 82-85. DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-82-85.
Received 01 February 2018. © A. V. Rychkov
УДК 371.385.5
DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-85-90
М. И. МАШКАРИН
Омский государственный технический университет, г. Омск
ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ
Статья посвящена анализу опыта организации написания студентами первых курсов ОмГТУ письменного домашнего задания на тему «Мои родные в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». В работе показывается, что традиционный подход, существующий во многих вузах, по написанию рефератов на различные темы по истории России на основе прочитанной литературы, в условиях господства на информационном поле Интернета окончательно устарел. В этих условиях для формирования по истории России компетенций у студентов необходимо вырабатывать умения выявлять необходимые для изучения исторические проблемы, умение организовать сбор материалов для раскрытия темы, осуществлять анализ материалов и его структуризации, делать правильные обобщающие выводы.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сибирь, фронт, тыл, труд, колхозы, совхозы, село, фабрики, заводы, студенты, рефераты, домашнее задание, семья, ветераны, архивы, компетенции.
Преподавание отечественной истории в высших учебных заведениях России находится в серьёзном кризисе. Об этом достаточно чётко говорилось на Первом Всероссийском съезде преподавателей истории в вузах России, прошедшем 16—17 ноября 2017 года на базе Московского авиационного института (Национальный исследовательский университет), делегатом которого был автор данной статьи. В объективности такой оценки не приходится сомневаться, ибо организатором прошедшего съезда были не только Общероссийское общественное объединение преподавателей истории в вузах России (председатель — доктор исторических наук, профессор МАИ В. С. Порохня), Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации, а также Министерство образования и науки Российской Федерации, которое профинансировало проведение съезда.
В своём выступлении на съезде профессор В. С. Порохня обстоятельно проанализировал состояние преподавания истории в вузах и отметил,
что, несмотря на колоссальный духовно-нравственный потенциал изучения истории, даже в преподавании истории Великой Отечественной войны есть масса проблем [1, с. 4 — 41].
Выступая на съезде, ректор МАИ академик РАН М. А. Погосян, ссылаясь на сентябрьские 2017 года исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, отметил «тревожную ситуацию»: 96 % опрошенных твёрдо уверены, что отечественную историю знать необходимо, при этом только 3 % оценили свои исторические познания как «очень хорошие», в плохом знании истории признались более половины респондентов. И далее он подчеркнул: «Знание и понимание основных вех в истории своей страны, главные исторические события в выбранной профессиональной сфере — это не только общеобразовательные компетенции (Выделено авт.), необходимые для успешной социализации молодого поколения. Это важная составляющая основы, на которой выстраивается понимание причинно-следственных связей, формируются системное мышление и системный подход,
А. П. Погосян обратил особое внимание на преподавание истории в вузах, в МАИ в том числе, как на важную роль в духовно-нравственном воспитании студенческой молодёжи и особенно выделил периоды героической борьбы наших предков за независимость Отечества. При этом он обратил пристальное внимание на период Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков в 1941 — 1945 гг. [2, с. 60 — 63].
Примерно такие же подходы высказывали и другие участники съезда, среди которых были в основном не рядовые преподаватели, а ректоры вузов, деканы факультетов исторического, гуманитарного профиля, заведующие кафедрами, доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты. И абсолютное большинство их обращало внимание на необходимость через различные формы и методы работы в процессе преподавания истории «вооружить» студентов компетенциями, при помощи которых они смогли бы реализовать себя в профессиональной, общественной деятельности и личной жизни. При этом, не вдаваясь в дискуссию о компетенциях в образовании [3], лишь отмечу, что при их формировании в преподавании истории в вузах особое место должны иметь не только и не столько лекционные и семинарские занятия, но и другие самые различные формы и методы работы — написание письменных домашних заданий, дискуссии, посещение музеев, участие в дискуссионных круглых столах и т. д.
Несмотря на то что в настоящее время в ОмГТУ на преподавание курса «История России» выделяется всего лишь 36 часов аудиторных занятий — 9 лекций и 9 семинаров, при составлении основных образовательных программ (ООП) чисто исторические компетенции обрастают и многими другими «сопутствующими» гуманитарными и даже окологуманитарными компетенциями, спущенными сверху, имеющими настолько расплывчатое, аморфное, безбрежное содержание, которое якобы можно беспроблемно «прицепить» к предмету «История России».
Так, среди реальных исторических компетенций в настоящее время имеются вполне логичные компетенции:
— способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
— способность понимать движущие силы и закономерности исторического и социального процессов, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
— способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире для формирования гражданской позиции и развития патриотизма;
— способность применять знания истории, философии, иностранного языка, экономической теории, русского языка делового общения для организации инновационных процессов.
Сюда же в настоящее время «приписаны» и такие «исторические» компетенции, которые можно присовокупить к любой гуманитарной или чисто технической программе. Например, такие как «способность к самоорганизации и самообразованию; способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой граж-
данский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма; способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования; осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; способность использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности; владение компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления); способность к познавательной деятельности; владение компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности)». И, наконец, по мнению разработчиков компетенций история должна вырабатывать «способность к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках межличностного и межкультурного взаимодействия», а также «владение письменной и устной речью на русском языке, способность использовать профессионально-ориентированную риторику, владение методами создания понятных текстов, способность осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков».
Такие обширные требования к получению результата в итоге преподавания истории появились задолго до появления теории и практики общепрофессиональных компетенций, хотя, безусловно, их формирование и оценивание проявлялось в других формах и методах учебно-методической работы.
Так, автор данной статьи ещё четверть века назад отказался от написания рефератов, которые рекомендовались и рекомендуются до сих пор во многих вузах для написания студентами на основе рекомендованной литературы — «Киевская Русь», «Реформы Петра Первого», «Восстание декабристов», «Гражданская война в России», «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», «Поднятие целины», и т. д. и т. п. Уже тогда было очевидно, что студенты, проявляя самый минимум «творчества», переписывали из одной, максимум 2 — 3-х книг материал, и представляли свой так называемый реферат. И после устного или письменного отчёта в учебной группе или перед преподавателем благополучно забывали даже основные положения «своего труда». Во многих вузах, несмотря на то, что студенты практически стопроцентно скачивают подобные вышеуказанным рефераты из Интернета, до сих пор не отказались от совершенно устаревшей практики написания письменных домашних заданий.
Первые попытки отказа от написания традиционного реферата автор данной работы предпринял в начале 90-х годов прошлого века, а с 1995 года, полувекового юбилея великой Победы над гитлеровской Германией, эта практика стала всеобъемлющей.
Всем студентам все эти годы в самом начале семестра предлагалось написать работу на одну тему: «Мои родные в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». При этом студенты получали консультации по всем этапам работы над таким
письменным домашним заданием — от содержания титульного листа до структуры работы, заключения и списка источников и литературы. При этом название работы предполагало написание разных по структуре глав: «Мои родные — на фронте», «Мои родные в тылу», «Подвиги моего деда И. И. Иванова на фронте», «Моя бабушка К. И. Сидорова — фронтовая медсестра» и т. д.
В процессе работы над написанием такого сочинения студенты учились тому, чего нет ни в лекциях, ни на семинарах. При сборе материала для написания работ многие студенты впервые узнавали, что в их семьях, семьях их родных и близких имеются домашние архивы — письма, фотографии, почётные грамоты, благодарственные письма, газетные вырезки, «похоронки» с фронта, наградные документы и сами награды — и боевые, и трудовые.
Многие начинающие биографы своих родных и близких вообще впервые узнавали о своих предках — героях, ковавших победу и на фронте, и в тылу! При этом следует заметить, что еще 10 лет назад, и тем более 20, такая работа студентами делалась легче, быстрее, так как в то время ещё были живы многие фронтовики и труженики тыла, ковавшие победу над фашизмом, которые могли рассказать о том периоде своей боевой и трудовой жизни, пояснить какие-либо интересные детали о событиях того периода.
Сейчас, когда фронтовиков и тружеников тыла почти не осталось, об их боевых и трудовых заслугах рассказывают родные послевоенного поколения. Впрочем, в рамках реализации этого проекта особо стоит и тема «Военное детство моих родных и близких» — как правило, не только босоногое и трудовое, но и полуголодное.
При этом следует заметить, что при написании такой работы возникают и довольно деликатные моменты. Когда «вдруг» оказалось, что у ребят немецкой национальности дедушки и бабушки, а сейчас прадедушки и прабабушки работали, как правило, после ликвидации Республики немцев Поволжья в августе 1941 года и высылке немцев в Казахстан и Сибирь, в «трудовых лагерях», приходится вместе разбираться в этой исторической трагедии, что да, была такая несправедливость к народу-труженику, но наши советские немцы вместе со всеми народами Советского Союза ковали победу над фашизмом и вместе радовались общей великой Победе! И, получив вот такое методическое указание, многие ребята немецкой национальности делали и делают великолепные работы, впервые увидев «тяжёлые» документы о своих родных и близких периода Великой Отечественной войны.
В то время, когда ещё не было ксероксов, принтеров и сканеров, студенты делали фотокопии различных документов, фотографий и т. д. и помещали их в приложение, которое значительно обогащало написанную работу. В настоящее время практически все студенты умеют помещать в приложение любые материалы, в том числе и в цветном исполнении.
Для более качественного выполнения работы лучшие студенты, как правило, достаточно умело используют не только свои семейные документы, но и включают материалы из краеведческой исторической литературы и даже из фундаментальных трудов по истории Великой Отечественной войны.
Большую помощь в настоящее время оказывают различные Интернет-издания, по которым можно
разыскать, в случае необходимости, своих родных, близких, погибших на фронтах войны, пропавших без вести, а также вернувшихся домой победителями.
Особое место в этом перечне занимает сайт Министерства обороны России «Подвиг народа». Зная фамилию, имя отчество, год рождения, место призыва своего родного человека можно узнать о том, какими орденами и медалями был награждён родной человек, и даже прочитать его наградной лист. Как правило, знакомство с деталями подвига родного человека производит на студентов совершенно неизгладимое впечатление, ярко проявляется их чувство гордости за своих родных и близких, чувство благодарности к ним, ко всем участникам Великой Отечественной войны и ощущение сопричастности к той Великой общей Победе над ненавистным врагом!
В процессе работы у студентов вырабатываются совершенно очевидные исторические компетенции — умение собирать исторические источники и группировать их, анализировать, строить структуру работы, делать правильные выводы и обобщения. Появляется и желание более глубоко знать не только историю своей семьи, биографии родных и близких, но историю регионов, где жили их предки, но и всего Отечества.
Многие студенты, в частности факультета гуманитарного образования ОмГТУ, написавшие сочинения «Мои родные в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», продолжили изучение этой проблемы и в дальнейшем подготовили научные работы, которые представляли не только на университетские, региональные, но и на всероссийские и международные конференции, и становились победителями и призёрами на этих научных форумах. Начав с изучения истории своей семьи, они продолжили изучать материалы, относящие к периоду Великой Отечественной войны, по истории районов, где жили они сами, их родные и близкие. Другие изучали этот вопрос не в территориальном плане, а в проблемном — женщина-сибирячка в годы войны, военное детство, вклад казахов-омичей в разгром фашизма, поэты военного времени и другие [4-20].
Студенты, которые в процессе учёбы усвоили исторические компетенции, показывают, как правило, хорошие и отличные результаты не только в овладении предметом «История России», но и другими дисциплинами своего профиля бакалавриата или специалитета. Наблюдение за их последующей профессиональной деятельностью показывает, что освоение ими исторических компетенций помогло им стать в дальнейшем компетентными профессионалами, высококвалифицированными, интеллигентными специалистами, востребованными на рынке труда в самых различных сферах.
Библиографический список
1. Порохня В. С. Мы историю отстояли, наша задача — добиться её стабильного преподавания в вузах России // Первый Всерос. съезд преподавателей истории в вузах России. Москва, 16-17 ноября 2017 года. Материалы съезда / под общ. ред. В. С. Порохни М.: Наука, 2017. С. 22-59.
2. Погосян М. А. Преподавание истории в рамках инженерного образования: задачи формирования образовательной среды // Первый Всерос. съезд преподавателей истории в вузах России. Москва, 16-17 ноября 2017 года. Материалы съезда / под общ. ред. В. С. Порохни. М.: Наука, 2017. С. 59-63.
3. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование. 2012. 416 с. ISBN 978-5-906015-01-3.
4. Лютая В. И. Подвиг женщины-сибирячки в тылу в период Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.) // Семья и общество: историческое наследие и современность (Году семьи посвящается): тезисы докладов IX Областного конкурса студенческих работ по гуманитарным наукам, 29 мая 2008 г. Омск, 2008. С. 32-35.
5. Машкарин М. И., Лютая В. И. Молодёжь Сибири в годы Великой Отечественной войны (по материалам студенческих рефератов) // ВЛКСМ — молодёжное братство: доклады Все-рос. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию со дня образования Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи, 29-30 октября 2008 г. Омск, 2008. С. 203-210.
6. Гуливатенко А. П. Черлакцы в Великой Отечественной войне // «Час мужества пробил...»: материалы Всерос. моло-дёжн. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящённой 70-летию начала Великой Отечественной войны. Омск: Полиграфический центр КАН, 2011. С. 147-149.
7. Давыденко Е. А. Седельниковцы: вклад в Победу (19411945 гг.) // «Час мужества пробил. »: материалы Всерос. молодёжн. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию начала Великой Отечественной войны. Омск: Полиграфический центр КАН, 2011. С. 149-152.
8. Мацукевич Т. Ю. Где сибиряки - там победа: тарчане в Великой Отечественной войне // «Час мужества пробил.»: материалы Всерос. молодёжн. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию начала Великой Отечественной войны. Омск: Полиграфический центр КАН, 2011. С. 165-168
9. Оразбаева Д. С. Омичи тюркского происхождения в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.): вклад в Победу // «Час мужества пробил.»: материалы Всерос. молодёжи. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию начала Великой Отечественной войны. Омск: Полиграфический центр КАН, 2011. С. 168-171.
10. Сазонов В. С. Мои родные в Великой Отечественной войне // «Час мужества пробил.»: материалы Всерос. молодёжн. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию начала Великой Отечественной войны. Омск: Полиграфический центр КАН, 2011. С. 347-350.
11.Челяева О. С., Челяева К. С. Великая Отечественная война в судьбе наших родных // «Час мужества пробил.»: материалы Всерос. молодёжн. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию начала Великой Отечественной войны. Омск: Полиграфический центр КАН, 2011. С. 360-363.
12. Оразбаева Д. С. Герои-омичи тюркского происхождения: вклад в Победу в Великой Отечественной войне (19411945 гг.) // «Моя семья, мой край, моё Отечество: наследие и современность»: тезисы докладов XIII Областного конкурса студенческих работ по гуманитарным наукам, 22 мая 2012 г. Омск, 2012. С. 37-39.
13. Оразбаева Д. С. Омичи-казахи в боях за Родину в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Россия и Казахстан: исторический опыт сотрудничества и перспективы интеграции: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 12 мая 2014 г. / ОмГТУ. Омск, 2014. С. 56-59.
14. Сагитов Р. М. Поэтическое творчество Джамбула Джа-баева периода Великой Отечественной войны: вклад в По-
беду // «Эхо русского народа»: Отражение истории России XX века в поэтическом и песенном творчестве: материалы Всерос. молодёжн. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 25 апреля 2013 г. / ОмГТУ. Омск, 2013. С. 61-63.
15. Сагитов Р. М. Не имеем права забыть: Великая Отечественная война в творчестве Касыма Аманжолова // «Эхо русского народа»: отражение истории России XX века в поэтическом и песенном творчестве: материалы II Междунар. мо-лодёжн. науч.-практ. конф., 25 апреля 2014 г. / ОмГТУ. Омск, 2014. С. 96-100.
16. Сагитов Р. М. Казахская литература периода Великой Отечественной войны: творчество патриотов и защитников многонационального Отечества // Россия и Казахстан: исторический опыт сотрудничества и перспективы интеграции: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 12 мая 2014 г. / ОмГТУ. Омск, 2014. С. 76-79.
17. Деркунская С. А. «Нынче мы в ответе за Россию.»: Великая Отечественная война глазами Александра Твардовского // «Эхо русского народа»: отражение истории России XX века в поэтическом и песенном творчестве: материалы III Междунар. молодёжн. науч.-практ. конф., 28 апреля 2015 г. / ОмГТУ. Омск, 2015. С. 49-52.
18. Тулупова Е. И., Машкарин М. И. Отражение подвига народа в песнях Марка Бернеса // «Эхо русского народа»: отражение истории России XX века в поэтическом и песенном творчестве: материалы III Междунар. молодёжн. науч.-практ. конф., 28 апреля 2015 г. / ОмГТУ. Омск, 2015. С. 126-129.
19. Тулупова Е. И. Отражение Великой Отечественной войны в творчестве К. М. Симонова // «Эхо русского народа»: отражение истории России XX века в поэтическом и песенном творчестве: материалы III Междунар. молодёжн. науч.-практ. конф., 28 апреля 2015 г. / ОмГТУ. Омск, 2015. С. 129-132.
20. Шакирзянова Е. И. Своеобразие военной темы в творчестве Александра Твардовского // «Эхо русского народа»: отражение истории России XX века в поэтическом и песенном творчестве: материалы III Междунар. молодёжн. науч.-практ. конф., 28 апреля 2015 г. / ОмГТУ. Омск, 2015. С. 142-146.
МАШКАРИН Михаил Иванович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Отечественная история», декан факультета гуманитарного образования. БРНЧ-код: 8240-7423 ЛиШогГО (РИНЦ): 695290 Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
Машкарин М. И. Из опыта формирования исследовательских компетенций при самостоятельной работе студентов в процессе изучения истории России // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 1. С. 85-90. БОН 10.25206/2542-0488-2018-1-85-90.
Статья поступила в редакцию 29.01.2018 г. © М. И. Машкарин
UDC 371.385.5
DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-85-90
M. I. MASHKARIN
Omsk State Technical University, Omsk, Russia
FROM THE EXPERIENCE OF FORMING RESEARCH COMPETENCE IN INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN PROCESS OF STUDYING HISTORY OF RUSSIA
The article describes the analysis of the experience of organizing a written homework assignment on the topic «My relatives in the Great Patriotic War of 1941 — 1945» by the students of the first courses of OmSTU. The paper shows that the traditional approach, which exists in many universities, on writing essays on various topics on the history of Russia on the basis of the literature read has become obsolete under the prevalence of the Internet.
In these conditions, in order to form competencies for students in the study of the history of Russia, it is necessary to develop the skills to identify the historical problems necessary for studying, the ability to organize the collection of materials for the disclosure of the topic, to analyze the materials and structure it, and draw correct general conclusions.
Keywords: Great Patriotic War, Siberia, front, rear, labor, collective farms, state farms, village, factories, factories, students, essays, homework, family, veterans, archives, competences.
References
1. Porokhnya V. S. My istoriyu otstoyali, nasha zadacha — dobit'sya eyA stabil'nogo prepodavaniya v vuzakh Rossii [We have defended our history, our task is to achieve its stable teaching in Russian universities] // Pervyy Vseros. s"yezd prepodavateley istorii v vuzakh Rossii. The First All-Russia Congress of History Teachers in Russian Universities. Moscow: Nauka Publ., 2017. P. 22-59. (In Russ.).
2. Pogosyan M. A. Prepodavaniye istorii v ramkakh inzhenernogo obrazovaniya: zadachi formirovaniya obrazovatel'noy sredy [Teaching history in the framework of engineering education: the tasks of forming an educational environment] // Pervyy Vseros. s"yezd prepodavateley istorii v vuzakh Rossii. The First All-Russia Congress of History Teachers in Russian Universities. Moscow: Nauka Publ., 2017. P. 59-63. (In Russ.).
3. Efremova N. F. Kompetentsii v obrazovanii. Formirovaniye i otsenivaniye [Competence in education: Formation and Evaluation]. Moscow: National Education Publ. 2012. 416 p. ISBN 978-5-906015-01-3. (In Russ.).
4. Lyutaya V. I. Podvig zhenshchiny-sibiryachki v tylu v period Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.) [The feat of the woman-Siberians in the rear during the Great Patriotic War (1941-1945)] // Sem'ya i obshchestvo: istoricheskoye naslediye i sovremennost' (Godu sem'i posvyashchayetsya). Family and society: historical heritage and modernity (the Year of the Family is dedicated). Omsk, 2008. P. 32-35. (In Russ.).
5. Mashkarin M. I., Lyutaya V. I. Molodezh' Sibiri v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (po materialam studencheskikh referatov) [The youth of Siberia during the Great Patriotic War (based on student essays)] // VLKSM — molodezhnoye bratstvo. VLKSM is a youth brotherhood. Omsk, 2008. P. 203-210. (In Russ.).
6. Gulivatenko A. P. Cherlaktsy v Velikoy Otechestvennoy voyne [The Charlatans in the Great Patriotic War] // «Chas muzhestva probil...». «The hour of courage struck...». Omsk:
Poligraficheskiy tsentr KAN Publ., 2011. P. 147-149. (In Russ.).
7. Davydenko E. A. Sedel'nikovtsy: vklad v pobedu (1941 — 1945 gg.) [Sedelnikovtsy: contribution to victory (1941 — 1945)] // «Chas muzhestva probil...». «The hour of courage struck...». Omsk: Poligraficheskiy tsentr KAN Publ., 2011. P. 149 — 152. (In Russ.).
8. Matsukevich T. Yu. Gde sibiryaki — tam pobeda: tarchane v Velikoy Otechestvennoy voyne [Where Siberians — there is a victory: Tarchane in the Great Patriotic War] // «Chas muzhestva probil.». «The hour of courage struck.». Omsk: Poligraficheskiy tsentr KAN Publ., 2011. P. 165—168. (In Russ.).
9. Orazbayeva D. S. Omichi tyurkskogo proiskhozhdeniya v Velikoy Otechestvennoy voyne (1941 — 1945 gg.): vklad v Pobedu [Omsk of Turkic origin in the Great Patriotic War (1941 — 1945): contribution to the Victory] // «Chas muzhestva probil.». «The hour of courage struck.». Omsk: Poligraficheskiy tsentr KAN Publ., 2011. P. 168—171. (In Russ.).
10. Sazonov V. S. Moi rodnyye v Velikoy Otechestvennoy voyne [My relatives in the Great Patriotic War] // «Chas muzhestva probil.». «The hour of courage struck.». Omsk: Poligraficheskiy tsentr KAN Publ., 2011. P. 347 — 350. (In Russ.).
11. Chelyayeva O. S., Chelyayeva K. S. Velikaya Otechestvennaya voyna v sud'be nashikh rodnykh [The Great Patriotic War in the fate of our relatives] // «Chas muzhestva probil.». «The hour of courage struck.». Omsk: Poligraficheskiy tsentr KAN Publ., 2011. P. 360 — 363. (In Russ.).
12. Orazbayeva D. S. Geroi-omichi tyurkskogo prois-khozhdeniya: vklad v Pobedu v Velikoy Otechestvennoy voyne (1941 — 1945 gg.) [Heroes-Omsk of Turkic origin: contribution to the Victory in the Great Patriotic War (1941 — 1945)] // «Moya sem'ya, moy kray, moye Otechestvo: naslediye i sovremennost'». «My Family, My Land, My Fatherland: Heritage and Modernity». Omsk, 2012. P. 37 — 39. (In Russ.).
13. Orazbayeva D. S. Omichi-kazakhi v boyakh za Rodinu v period Velikoy Otechestvennoy voyny (1941 — 1945 gg.) [Omsk-Kazakhs in the battles for their Motherland during the Great
Patriotic War (1941 — 1945)] // Rossiya i Kazakhstan: istoricheskiy opyt sotrudnichestva i perspektivy integratsii. Russia and Kazakhstan: historical experience of cooperation and prospects for integration. Omsk: OmSTU Publ., 2014. P. 56-59. (In Russ.).
14. Sagitov R. M. Poeticheskoye tvorchestvo Dzhambula Dzhabayeva perioda Velikoy Otechestvennoy voyny: vklad v Pobedu [Poetry of Jambul Jabaev of the Great Patriotic War: Contribution to the Victory] // «Ekho russkogo naroda»: Otrazheniye istorii Rossii XX veka v poeticheskom i pesennom tvorchestve. «Echo of the Russian people»: Reflection of the history of Russia in the 20th century in poetic and songwriting. Omsk: OmSTU Publ., 2013. P. 61-63. (In Russ.).
15. Sagitov R. M. Ne imeyem prava zabyt': Velikaya Otechestvennaya voyna v tvorchestve Kasyma Amanzholova [We have no right to forget: The Great Patriotic War in the works of Kasim Amanzholov] // «Ekho russkogo naroda»: Otrazheniye istorii Rossii XX veka v poeticheskom i pesennom tvorchestve. «Echo of the Russian people»: Reflection of the history of Russia in the 20th century in poetic and songwriting. Omsk: OmSTU Publ., 2014. P. 96-100. (In Russ.).
16. Sagitov R. M. Kazakhskaya literatura perioda Velikoy Otechestvennoy voyny: tvorchestvo patriotov i zashchitnikov mnogonatsional'nogo Otechestva [Kazakh literature of the Great Patriotic War period: creativity of patriots and defenders of the multiethnic Fatherland] // Rossiya i Kazakhstan: istoricheskiy opyt sotrudnichestva i perspektivy integratsii. Russia and Kazakhstan: historical experience of cooperation and prospects for integration. Omsk: OmSTU Publ., 2014. P. 76-79. (In Russ.).
17. Derkunskaya S. A. «Nynche my v otvete za Rossiyu...»: Velikaya Otechestvennaya voyna glazami Aleksandra Tvar-dovskogo [«Today we are responsible for Russia ...»: The Great Patriotic War through the eyes of Alexander Tvardovsky] // «Ekho russkogo naroda»: Otrazheniye istorii Rossii XX veka v poeticheskom i pesennom tvorchestve. «Echo of the Russian people»: Reflection of the history of Russia in the 20th century in poetic and songwriting. Omsk: OmSTU Publ., 2015. P. 49-52. (In Russ.).
18. Tulupova E. I., Mashkarin M. I. Otrazheniye podviga naroda v pesnyakh Marka Bernesa [Reflecting the heroism of the people in the songs of Marc Bernes] // «Ekho russkogo naroda»: Otrazheniye istorii Rossii XX veka v poeticheskom i pesennom
tvorchestve. «Echo of the Russian people»: Reflection of the history of Russia in the 20th century in poetic and songwriting. Omsk: OmSTU Publ., 2015. P. 126-129. (In Russ.).
19. Tulupova E. I. Otrazheniye Velikoy Otechestvennoy voyny v tvorchestve K. M. Simonova [Reflection of the Great Patriotic War in the works of K. M. Simonov] // «Ekho russkogo naroda»: Otrazheniye istorii Rossii XX veka v poeticheskom i pesennom tvorchestve. «Echo of the Russian people»: Reflection of the history of Russia in the 20th century in poetic and songwriting. Omsk: OmSTU Publ., 2015. P. 129-132. (In Russ.).
20. Shakirzyanova E. I. Svoyeobraziye voyennoy temy v tvorchestve Aleksandra Tvardovskogo [The originality of the military theme in the work of Alexander Tvardovsky] // «Ekho russkogo naroda»: Otrazheniye istorii Rossii XX veka v poeticheskom i pesennom tvorchestve. «Echo of the Russian people»: Reflection of the history of Russia in the 20th century in poetic and songwriting. Omsk: OmSTU Publ., 2015. P. 142-146. (In Russ.).
MASHKARIN Mikhail Ivanovich, Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor of National History Department, Dean of Humanitarian Education Faculty.
SPIN-code: 8240-7423 AuthorlD (RSCI): 695290.
Address for correspondence: [email protected] For citations
Mashkarin M. I. From the experience of forming research competence in independent work of students in process of studying history of Russia // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2018. No. 1. P. 85-90. DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-85-90.
Received 29 January 2018. © M. I. Mashkarin