20.2. ИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО
ОПЫТА АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ РОК-ГРУППЫ (TRADEMARK A BAND'S NAME) КАК УСТОЙЧИВОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПРАВОВОГО ФРЕЙМА
Cuнеокий Олег Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры журналистики, факультет журналистики.
Место работы: Запорожский национальный университет, Украина.
olegwsineoky@rambler.ru
Аннотация: Предметом публикации является научное описание юридических приёмов, используемых адвокатами при защите фирменного наименования рок-группы. Актуальность темы публикации обусловлена наличием существенных противоречий в практическом решении вопросов совпадения названий рок-групп в мировом музыкальном бизнесе, а стало быть, юридической неопределённостью брендового сегмента индустрии звукозаписи. Особое место занимает ретроспективный анализ судебного опыта и договорных особенностей в музыкальном бизнесе на примерах ряда известных рок-групп. Теоретическим стержнем, вокруг которого группируются методологические основы исследования, является концепция права интеллектуальной собственности. Приоритетами выступают общеметодологические подходы к анализу социальных явлений: конкретно-исторический и описательный методы, сравнительный, диалектико-системный, структурно-функциональный анализы. Изучение международного опыта по защите фирменного наименования рок-группы позволило оценить относительную устойчивость музыкально-правового фрейма «Trademark A Band's Name» (название группы как товарный знак).
Ключевые слова: музыка, индустрия звукозаписи, интеллектуальные права, рок-группа, торговая марка, брен-довое название, товарный знак.
FROM INTERNATIONAL ADVOCATORY EXPERIENCE FOR THE PROTECTION OF A ROCK BAND'S TRADE NAME AS A STABLE MUSICAL-LEGAL FRAME
Sineokyj Oleg V., PhD, associate professor
Work place: Zaporizhia National University, Ukraine.
olegwsineoky@rambler.ru
Annotation: The subject of the publication is the scientific description of the legal methods used by lawyers in the protection of a trade name of a rock band. The relevance of the publication of the topic due to the presence of significant discrepancies in the practical matters of coincidence of names of rock bands in the world music business, and therefore legal uncertainty branded segment of the recording industry. A special place is a retrospective analysis of judicial experience and contractual characteristics of the music business in the examples of a number of well-known rock bands. The theoretical core around which are grouped the methodological bases of research is the concept of intellectual property rights. The priorities are the general methodological approaches to the analysis of social phenomena: the concrete historical and descriptive methods, comparative, dialectical systemic, structural and functional analyzes. The study of international experience in the protection of a trade name of a rock band allowed us to estimate the relative stability of the musical and legal frame «Trademark A Band's Name». Keywords: Music, Recording Industry, Intellectual Property Rights, Rock Band, Brand Name, Trademark.
Во всем мире чрезвычайно остро стоит проблема защиты объектов интеллектуальной собственности от противоправных посягательств. Данной теме посвящено большое количество статей, диссертаций, монографий.
Некоторые исследователи (А.Н. Батутин, М.Ю. Бондарев, А.Х. Гацолаева, Д.В. Молчанов, Б.Л. Терещенко, П.А. Филиппов и др.) рассматривают вопросы уголовно-правовой охраны интеллектуальной собственности в целом. Некоторые предложения уже реализованы на практике.
Отдельно следует выделить блок юридической литературы по проблематике авторского права (Е.А. Позднякова и др.) и интеллектуальных прав (О.А. Рузакова, М.С. Дашян, И.А. Зенин, И.А. Близнец, О.А. Городов и др.), в т.ч. на произведения искусства (А.Г. Матвеев и др.). Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе создания и использования аудиовизуальных произведений и музыкальных фонограмм, выступало предметом исследований О.Ю. Волкова, Е.А. Звегинце-вой, О.В. Кондаковой, А.О. Радоминовой, О.С. Тучковой и других российских авторов. Стало быть, изучение дискурса интеллектуальных прав небезынтересно, перспективно и не утрачивает свою актуальность в фонограмм-ном пространстве.
Нормативно-правовое поле, касающееся музыкальной сферы и регулирующее смежные вопросы в индустрии звукозаписи, с одной стороны, является узкоспециализированным. Однако, с другой стороны - правовая охрана объектов интеллектуальной собственности в сфере музыкальной индустрии осуществляется на основе общих принципов авторских и смежных с ним прав1. В этой связи юридическое сопровождение звукозаписы-
1 Матвеев А.Г. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства : учебник / А.Г. Матвеев. Пермь : Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2015. С. 5.
вающих проектов в западном шоу-бизнесе было востребовано ещё с начала 1960-х гг.
Однако проблемы определения места и функций адвокатов, которые специализируются на юридическом сопровождении музыкальных проектов, упреждении и досудебном урегулировании социально-правовых конфликтов, возникающих в сфере музыкальной шоу-индустрии практически не исследованы. В 1998 г. вступил в силу один из важнейших международных норма-тивних документов - «Закон об авторском праве в цифровую эпоху» (Digital Millennium Copyright Act). С этого времени в зарубежном праве уже чётко выделяется множество различных направлений юридического сопровождения субъектов музыкальной деятельности, важнейшим из которых является защита фирменного наименования рок-группы.
По общему правилу, корпоративный бренд - это общей визуальной уникальности конкретной компании звукозаписи за счёт установленного набора знаков и символов. В музыкальной индустрии это восприятие исполнителя - рок-группы, точнее её названия и фонографической продукции с указанием определённого наименования, является товарным знаком (брендом). Одним из факторов успешного продвижения фонографической продукции для каждой рок-группы является её оригинальное название (имя). Создание модели оптимального взаимодействия между участниками рок-группы является одной из центральных социально-коммуникативных проблем в данном секторе музыкальной деятельности.
Особым уровнем правовой конфликтности характеризуются такие этапы как выбор и динамика использования названия группы. Право на имя означает право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно2.
Данный аспект, именуемый в практике рок-менеджмента, как «Trademarking Band's Name» (название группы как торговая марка), нуждается в особой юридической защите, поскольку нередко приводит к конфликтным ситуациям в музыкальном бизнесе - когда под одним названием одновременно существует несколько музыкальных коллективов (проектов); либо один из бывших участников известной рок-группы, к тому времени распавшейся, не имея прав на конкретное название, под которым группа ранее добилась популярности, создаёт новый проект под этим же брендом (или с незначительными изменениями)3. Анализ практики свидетельствует о том, что базовые оригинальные названия рок-групп состоят, как правило, из одного (на-
2 Моргунова Е.А. Авторское право: учебное пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. М. : Норма, 2008. 288 с.
3 Hopkins D.M. Counterfeiting Exposed: Protecting Your Brand and Customers / David M. Hopkins, Lewis T. Kontnik, Mark T. Turnage. Publisher: Wiley; 1 edition (March 14, 2003). 304 p.
пр., QUEEN, SLADE и др.), двух (напр., DEEP PURPLE, URIAH HEEP и др.) или трёх (напр., QUICKSILVER MESSENGER SERVICE, CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL и др.) слов, реже - четырёх (напр., MANFRED MANN CHAPTER THREE, THE CRAZY WORLD OF ARTHUR BROWN и др. ). В последних двух случаях параллельно может использоваться аббревиатура (напр., BRMC - BLACK REBEL MOTORCYCLE CLUB, PFM - PREMIATA FORNERIA MARCONI и др.), причём как с точками (напр. C.C.S., B.T.O. и др.), так и без (напр., ELO, UFO и др.). Хотя встречаются и экзотические варианты, содержащие большее количество компонентов речи, в частности, - включая предлоги (напр., BIG BROTHER AND THE HOLDING COMPANY, FRANKENSTEIN DRAG QUEENS FROM PLANET 13 и др.). Использование в названии группы артикля «THE» регламентировано скорее не правилами английского языка, а данью бит-традиции. Тем более, что одна и та же группа может в некоторых случаях использовать этот артикль при написании, а иногда - опускать (напр., THE ROLLING STONES I ROLLING STONES). Исключения составляют THE BEATLES и некоторые подобные варианты, в которых использовавние артикля является строгим правилом бренда и торговой марки. Иногда названия групп просто сокращают - как с официальной перерегистрацией, так и неофициально (например, первое - от GRAND FUNK RAILROAD до GRAND FUNK, а второе - CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL до просто КРИДЕНС). В целом, в управлении индустрией звукозаписи рок-музыки наработан определённый опыт разрешения многообразных правовых проблем, связанных с названием группы.
Ппаралельно с вопросами приобретения имени в индустрии звукозаписи находятся проблемы утраты права на имя и переименования рок-групп (Renamed Band). При этом, с позиции права интеллектуальной собственности, последнее может быть добровольным и принудительным.
Многие версии коллективов, возникающие после важных изменений в оригинальном составе, стараются включать в новый вариант имени группы базовую часть своего изначального названия (одно-два слова), тем самым как бы подчёркивая свою связь с истоками проекта-первоисточника. После распада базовой оригинальной группы либо ухода из неё какого-либо заметного участника паралельно с одним «настоящим вариантом» вполне могла существовать и иная модификация этого же музыкального коллектива, но с рядом других компонентов. Иногда разные версии названия представляли соответственно разные периоды группы, как бы приходя на смену друг другу. Так, в частности, в истории звукозаписи рок-музыки стойко заняли свои места две постверсии BACCARA - Mayte Mateo's BACCARA и María Mendiola's BACCARA, две постверсии T. REX - Mickey Finn's T. REX и Bill Legend's T. REX, две постверсии BAY CITY ROLLERS - THE ROLLERS и NEW ROLLERS, две постверсии SANTA ESMERALA - Jimmy Goings & SANTA ESMERA-
LA и THE NEW SANTA ESMERALDA (with Leroy Gómez) и
др.
В различных пост-версиях многих рок-групп при создании производных от оргинального названия достаточно часто к основному названию присоединяется англ. слово «featuring» (т.е. «с участием») и добавляются фамилии соответствующих участников либо фамилия центрального учасника выносится в начало нового варианта названия и увязывается с базовой частью знаком принадлежности «...'s + ...». Иногда лейблы по собственной инициативе добавляют имя известного музыканта в заголовок релиза как фронтмена. Подобная практика «переименования постфактум» порочна, поскольку группы ретроспективно дополняется оригинальное имя, как правило, - с ориентацией на будущие творческие заслуги одного из участников (например, названия BIG BERTHA featuring Cozy Powell и Cozy Powell's BIG BERTHA, а также John Sloman's LONE STAR (и ряд подобных, активно используемых современными производителями фонографической продукции) никогда не использовались и юридически не закреплены.
Можно привести ряд примеров по поводу «владельцев названия группы»: WHITESNAKE - Дэвид Ковердейл, FOREIGNER - Мик Джонс, BOSTON - Том Шольц, RAINBOW - Ритчи Блэкмор, URIAH HEEP - Мик Бокс и др.
Достаточно длительное время продолжался судебный спор между бывшим фронтменом QUEENSRYCHE Джеффом Тейтом и этой же группой, но с новым вокалистом, по поводу использования бренда QUENSRYCHE. Одним из вариантов разрешения данного конфликта было подписание соглашения о том, что одной из сторон будет использоваться наименование QUEENSRYCHE, а второй -OPERATION: MINDCRIME.
Были юридические тяжбы и между лейблами «Independiente» и «Domino Records», с одной стороны, и группой GUNS N'ROSES - с другой, а также компанией «EMI» и PINK FLOYD4. По истечении более, чем четверти века, Роджер Уотерс признал ошибочность подачи им искового заявления в суд на PINK FLOYD. В 1985 г. в суде он заявил: «PINK FLOYD больше не существует» - на это ему категорически возразили, пояснив, что «Pink Floyd» является не просто названием группы, а торговой маркой, причём - с определённой коммерческой стоимостью. Безосновательное же прекращение существования торговых марок противоречит английскому законодате-
5
льству .
Известен ряд случаев, когда «владельцы» по различным договоренностям передавали право на полноценное использование оригинального названия своего детища (SENSATIONAL ALEX HARVEY BAND). Порой наблю-
4 Знаменитую рок-группу обвинили в плагиате: Две звукозаписывающих компании требуют от музыкантов Guns N' Roses 1 миллион долларов // НТВ 07.10.2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ntv.ru/novosti/177473/?fb#ixzz3olTiTzqQ.
5 Роджер Уотерс: Юридический урок // InRock. 2013. № 5. С. 8.
даются и парадоксы. Так, например, в 2011-2012 гг. бывшие участники голландской группы VANDENBERG Берт Хееринк, Дик Кемпер и Йос Зомер выдвигали судебный иск против Адриана Ванденберга - основателя и фронтмена данного официально и фактически уже не существующего проекта с требованием использовать его фамилию в своей дальнейшей музыкальной деятельности как бренд. Иск был отклонён. В целом же в рок-бизнесе судебные споры в области права на название происходят достаточно часто (QUENNSRYCHE, RATT, L.A. GUNS, HAWKWIND, THE DOORS и др.), в результате чего, как правило, появляется несколько коллективов с близкими названиями. Например, Andy Scott's SWEET, Steve Priest's SWEET, Brian Connolly's SWEET (последняя группа до сих пор продолжает существовать, но уже скорее в статусе «трибьют-бэнда» в память о Брайэне Коннолли, который в 1997 г. умер). Нечто подобное случилось и с «реюнионом» T. REX - детищем яркого глэм-рокера 1970-х гг. Марка Болана, погибшего в ДТП в 1977 г. Семья умершего в 2003 г. Микки Финна - второго соосно-вателя T.REX (юридические права на оригинальное название были ранее приобретены и данные о новом собственнике составляют адвокатскую тайну), в 2008 г. благословила на использование музыкантами, с которыми Финн пытался с 1998 г. воссоздать версию T.REX, имени MICKY FINN'S T. REX, полагая, что «это желание Микки».
В судебных спорах по использованию оригинального названия кем-либо из участников группы за всю её историю на музыкальном поле звукозаписи имеет значение статус музыкантов, стоявших у истоков образования той или иной группы, которая со временем добилась популярности, но в другом составе. В качестве примера можно привести американскую глэм-метал-группу Y&T, которая начинала свою рок-карьеру со статуса безымянного кавер-бэнда в 1972 г. Первый состав Y&T в сочинении оригинальных композиций не принимал никакого участия. Однако уже с 1974 г. с подачи менеджера Херби Герберта (Herbie Herbert) и по инициативе лидера - гитариста и вокалиста Дэйва Мэникетти (Dave Meniketti) группа в изменённом составе стала записывать собственные песни, большинство из которых в секторе «хард-энд-хэви» быстро стали успешными хитами. В этой связи вряд ли, например, тех же - Боба Гарднера (Bob Gardner), Уэйна Ститцера (Wayne Stitzer) и Гэри Мендонка (Gary Mendonca), стоявших у истоков создания кавер-группы и соответственно работавших в ней только в 1972-1973 гг., следует считать имеющими право на использование наименования Y&T.
Сложная комбинация наблюдается и в ситуации с двумя SKID ROW: первая - ирландская блюз-роковая группа, представляющая проект, созданный Брэндэном Шилсом с участием Фила Лайнотта (в будущем - основатель уже упомянутой выше THIN LIZZY) и Гэри Мура, и просуществовавший с 1967 по 1972 гг.; вторая - яркий
представитель американской версии «Hair-Glam-Metal», - создана в 1986 г., а в следующем году права на название SKID ROW были выкуплены у Гэри Мура. В музыкальном плане новые американские SKID ROW, несмотря на приобретённое название, не позиционировали себя как правопреемников и продолжателей традиций оригинальной ирландской группы. Брэндэном Шилсом высказывалось недовольство в связи с окончательным решением по использованию названия SKID ROW. Он сожалеет, что этот вопрос с ним даже не обсуждался и что теперь ему «не нравится группа, которая украла их имя». В 1999 г. состоялся «реюнион» американских SKID ROW в новой версии (без первого фронтмена Себастьяна Баха), разумеется под тем же названием. С 2005 г. Брэндэн Шилс несколько раз выступал со своей возрождённой ирландской группой под вывеской «BRUSH» SHIELS SKID ROW. Двух участников оригинального ирландского состава Фила Лайнотта и Гэри Мура нет в живых. С 2013 г. между заинтересованными сторонами ведутся переговоры по поводу использования названия на переиздании ранее не выпускавшихся архивных записей ирландской группы.
Иногда конфликтные ситуации урегулируются иначе. Так, в 1996 г. по инициативе Джона Сайкса была возобновлена деятельность по названием THIN LIZZY с участием Скотта Горэма, Брайана Дауни и Даррена Уортона (никто из них не стоял у основания группы, а входили в последний перед распадом и смертью Фила Лайнотта состав). Воссозданная группа получила право на использование названия THIN LIZZY, причём право играть в ней в любое время получили абсолютно все бывшие участники THIN LIZZY. Однако ситуация продолжала оставаться щекотливой и дабы не заострять внимание многих почитателей, не желавших воспринимать THIN LIZZY без Филла Лайнотта, Скоттом Горэмом было принято компромиссное и вполне корректное решение о том, что в концертных выступлениях данный бренд может быть использован и далее - при исполнении песенного наследия с неоспоримым вкладом Лайнотта, но из уважения к его памяти без включения в трек-листы записей нового материала, а запланированный студийный альбом с новым материалом следует выпускать под иным наименованием. Оригинальный барабанщик THIN LIZZY Брайан Дауни (Brian Downey) даже не захотел далее гастролировать в поддержку нового альбома, и его заменил Джимми Де Грассо (Jimmy DeGrasso). В результате на базе THIN LIZZY, к 2012 г. превратившегося по сути в концертирующий трибьют-проект, Горэмом и Уорвиком с участием других музыкантов создана группа BLACK STAR RIDERS, хотя и являющаяся музыкальным правопреемником THIN LIZZY, но без использования этого названия («Без Фила нет Lizzy»6), что существенно раскре-
6 Импалер В.Скотт Горэм (BLACK STAR RIDERS, THIN LIZZY): Не ради славы / В. Импалер // InRock. 2013. № 3. С. 12-14.
постило музыкантов - вне рамок THIN LIZZY добавило им больше свободы в творчестве, сохранив основы прежнего звучания. Таким можно говорить о существовании особой категории групп, созданных достаточно известными музыкантами в рамках продолжения или возобновления традиций известного рок-бренда, но, руководствуясь юридическими соображениями, под другим названием.
Из-за проблем в юридической плоскости при расхождении понимания по поводу использования названия группы нередко действовало по две группы с одинаковыми базовыми названиями (иногда были преднамеренно созданы точные копии, иногда это были т.н. «случайные совпадения названий групп»).
В индустрии звукозаписи рок-музыки достаточно распространены т.н. «спин-офф-бэнды» (Spin-off bands). В рок-лексике так называют побочные проекты (side-project - «сайд-проект»), созданные бывшими, как правило, малоизвестными учасниками нескольких знаковых музыкальных проектов, игравших в работе своих групп второстепенные роли. Таким образом, «сайд-проект» и «спин-офф-бэнд» соотносятся между собой как целое и часть. «Спин-офф-бэнды» не отождествляются с категорией «супергруппы», а являются альтернативным вариантом, поскольку отталкиваются не от «звёз-дности» имён участников (персональный рейтинг-аспект), а от известности соответствующих групп как успешных брендов (групповой бизнес-аспект). «Спин-офф-бэнды» могут существовать как параллельно с т.н. «материнскими группами», так и продолжать творческую деятельность в автономном режиме - например, после распада последних. Наличие связи названий «спин-офф-бэндов» с именами «материнских групп» могут содержать юридические конфликты.
После «реюионона» в оригинальном составе супергруппы ASIA, 9 мая 2006 г., Джон Пейн, Джефф Даунс, Джон Уэттон, Карл Палмер и Стив Хоу заключили юридическое соглашение по разделению прав на название. Согласно контракту Джон Пейн мог продолжать свою карьеру, которая длилась 15 лет в качестве бас-гитариста и лидер-вокалиста в группе ASIA, но используя название «ASIA featuring John Payne». Кроме того, всем «спин-офф-бэндам» с участием Джона Пейна в предоставлено право исполнять песни из всей истории группы ASIA, разумеется кроме записанных в воссоединённом составе в будущем (т.е. в данном пункте контракта охвачен период с 1981 по 2005 гг.).
Реорганизация рок-группы понимается как проведение ревизии в составе (Revised Bands). Массив всех воз-рожённых групп (в т.ч. реорганизованных, воссозданных, воссоединённых), которые творчески отталкиваются от базисных основ определённого и ранее существовавшего музыкального проекта в обобщённом значении предлагается считать «ривайл-группами» (Revival Bands). В литературе данный термин уже некоторое время ис-
пользуется, однако ввиду отсутствия определения трактуется достаточно произвольно.
Таким образом, в звукозаписи рок-музыки под термином Spin-off Bands (от англ. Spin-off - «раскручивание», сокр. от Commercial Spin-off - «Коммерческая раскрутка» + band) понимается новая группа, являющаяся производной по отношению к другой (или другим), существующей либо ранее существовавшей музыкальной группе и использующая популярность последней. По общему правилу, «спин-офф» уделяет особое внимание чему-то, что не было центральным в оригинальном проекте, либо кому-то, кто не был центральной фигурой базового музыкального проекта.
Начиная с 1997 г. юридические сложности по использованию логотипа разворачивались и в связи с многочисленными «реинионами» американской хэви-метал-группы RATT (истоки возникновения группы уходят в 1973 г.), что в начале 2000-х гг. привело к появлению сразу нескольких постверсий - RATT Featuring Stephen Pearcy и RATTBASTARDS, а также нескольких разных коллективов под названием RATT. В июне 2015 г. Бобби Блотзер (Bobby Blotzer) сформировал ещё одну параллельную постверсию под вывеской Bobby Blotzer's RATT EXPERIENCE. Данная ситуация вызывает крайнее недовольство всех заинтересованных лиц, потому судебный спор в стане RATT не закончен.
В 1998 г. музыкальные разногласия между членами BARCLAY JAMES HARVEST привели фактически к расколу оригинальной группы на две производные - «Barclay James Harvest Through the Eyes of John Lees» с участием двух основателей Джона Лииса (John Lees) и Стюарта «Вулли» Вольстенхольма (Stuart «Woolly» Wolstenholme), в 2006 г. название было немного модифицировано на «John Lees' Barclay James Harvest». А два других участника оригинального состава Лес Холройд (Les Holroyd) и Мел Притчард (Mel Pritchard) с 2001 г. для своих записей использовали наименование «Barclay James Harvest featuring Les Holroyd». В современном музыкальном бизнесе это один из немногих примеров, когда при разделении хорошо известной группы основанной в 1966 г., до юридического конфликта дело не дошло: проблемы с использованием названия и правом на исполнение бэк-каталога BARCLAY JAMES HARVEST с помощью адвокатов урегулированы заключением между основателями «дружеского соглашения».
В 2002 г. бывшими участниками первой в истории австралийского рока супергруппы LITTLE RIVER BAND Бибом Бёртлзом, Гленном Шорроком и Грэмом Гоблом созданное софт-рок-трио представлялось на концертах THE ORIGINAL LITTLE RIVER BAND или THE VOICES OF LITTLE RIVER BAND. Выступления анонсировались как реюнион с исполнением раннего материала. В результате возник правовой конфликт по поводу использования названия LITTLE RIVER BAND, который в середине 2005 г. пришлось урегулировать во внесудебном порядке: заключено со-
глашение, согласно которому трио BIRTLES SHORROCK GOBLE получает право рекламирования своей связи с LITTLE RIVER BAND, но выступать под этим именем прав нет. Бёртлз и Гобл были разочарованы таким юридическим решением, и как ответ записали песню «Someone's Taken Our History» (Кто-то взял нашу историю). После этого, вплоть до 2015 г., они безуспешно пытались наложить запрет на исполнение группой с новыми участниками, которая сегодня называется LITTLE RIVER BAND, песен авторства Birtles-Briggs-Goble-Shorrock. В юридической практике рока процесс получил название «We Two Pty Ltd.».
Близкая история произошла с известной британской рок-группой WISHBONE ASH. Мартин Тёрнер (один из создателей в 1969 г. WISHBONE ASH) в 2004 г. организовал свою собственную группу под названием MARTIN TURNER'S WISHBONE ASH, в работе которой эпизодически принимал участие ещё один из учредителей - Тед Тёрнер. Однако использование имени WISHBONE ASH было осуществлено без согласия и против воли третьего основоположника данной группы как музыкальной единицы - Энди Пауэлла, выступающего с группой под неизменённым названием. MARTIN TURNER'S WISHBONE ASH сделал повторную запись альбома Argus, записанного в 1972 г. оригинальной группой, которая вышла в свет в 2008 г. под названием Argus: Through The Looking Glass. В результате рассмотрения судебного иска по интеллектуальной собственности с целью пресечения использования названия MARTIN TURNER'S WISHBONE ASH, инициированного Энди Пауэллом, Тёрнер спор проиграл: ему больше не разрешено использовать своё имя в названии группы, хотя он имеет право ссылаться на то, что является одним из четырёх первоначальных членов WISHBONE ASH. В подаче апелляции в феврале 2014 г. ему было отказано. Дело получило название «Andrew Powell V Martin Turner». В результате Мартин Тёрнер был вынужден провести ребрендинг, в результате которого родился баннер с кратким описанием содержания его шоу - «Martin Turner Plays the Music of Wishbone Ash». Такой вариант судом допускался. В 2015 г. группа выпустила полностью оригинальный новый студийный альбом Written in the Stars подписанный как Martin Turner, founding original member of WISHBONE ASH. Годом ранее вышел Blue Horizon - 24-й студийный альбом WISHBONE ASH (состав под руководством Энди Пауэлла).
Заметим, что следует разграничивать категории «Владелец названия группы» и «Владелец названия альбома». Таким образом, множество комбинаций-повторений существует в одной плоскости (названия, групп, альбомов, композиций), так и на разных уровнях: совпадение названия одной группы с наименованием альбома другой, имени релиза одного исполнителя с названием песни другой группы и т.п. Во многих случаях подобные поворения вызывают лишь критические за-
мечания либо осуждение поклонников в отсутствии индивидуальности, но иногда становятся предметом юридических конфликтов и последующих за ним судебных разбирательств. Как видно из примеров, нередко в индустрии рок-музыки возникают разноуровневые совпадения: например, название песни одной группы совпадает с названием альбома другого музыканта; наименование альбома полностью копирует имя другой группы - или наоборот группы названа в честь определённого релиза другого коллектива. Отдельно следует акцентировать внимание на «случайном совпадении названий групп» - особенно широко это явление было распространено в малоизвестных музыкальных проектах регионального уровня.
В целом же, анализ юридической практики в данном секторе звукозаписи рок-музыки свидетельствует о том, что при возобновлении деятельности группы одно из центральных мест имеет реализация права на название.
Из изложенного материала следует, что право на название рок-группы носит сложный юридически обязывающий характер. Правовая культура является системообразующим фактором развития коммуникационных моделей рок-группы, определённое количество которых сложилось в музыкальной индустрии. Рок-група - это и есть бренд, торговая марка, без которой музыканты не смогли бы собрать людей на концерт или продать пластинку с никому не известным названием. После смен в составе рок-группа как бизнес-музыкальная единица продолжает функционировать - в одних случаях под старым оригинальным названием, в других - под изменённым, но узнаваемым брендом, а в третьих - под совершенно новым именем.
Большинство из проанализированных выше вопросов не могло быть урегулировано без помощи адвокатов, которые сегодня вялются весьма важным звеном в современной музыкальной индустрии, постепенно превратившись в одну из самых влиятельных групп. Стало быть, адвокат не только является центральной фигурой в юридическом сопровождении процесса организации производства фонографической продукции, но и принимает участие в управлении процессом создания фонограмм (процесс «юридического очищения» композиций, названия проекта, дизайна обложки и т.п.).
В изложенном выше материале показаны некоторые примеры успешной работы адвокатов, специализирующихся на решении различных юридических проблем, возникающих в музыкальной сфере. Гизер Батлер (Geezer Butler) отмечает, что больше всего он сожалеет «об отсутствии у BLACK SABBATH своего юриста ещё в начале карьеры»7. Таким образом, название группы представляет собой товарный знак и относительно устойчивую структуру, предлагаемую нами для удобства
7 Эллиот П. Тяжёлая ноша. Тяжёлые вопросы тяжёлым рокерам: Гизер Батлер о ножах., (интервью) / П. Эллиот // Classic Rock. 2014. № 6 (125). С. 98.
называть «музыкально-правовой фрейм» (англ. Frame -«кадр», «рамка»). Использование данного фрейма является весьма тонким и деликатным правовым вопросом, который даже в судебном порядке решается неодинаково, что подчёркивает наличие в данном вопросе достаточно сложных стандартов и правил. Список литературы:
1. Импалер В.Скотт Горэм (BLACK STAR RIDERS, THIN LIZZY): Не ради славы | В. Импалер || InRock. 2013. № 3. С. 12-14.
2. Матвеев AT. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства : учебник / AT. Матвеев. Пермь : Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2015. 444 с.
3. Моргунова E.A. Aвторское право: учебное пособие / E.A. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. М. : Норма, 2008. 288 с.
4. Роджер Уотерс: Юридический урок // InRock. 2013. № 5. С. 8.
5. Эллиот П. Тяжёлая ноша. Тяжёлые вопросы тяжёлым рокерам: Гизер Батлер о ножах. (интервью) | П. Эллиот || dassic Rock. 2014. № б (125). С. 98.
6. Hopkins D.M. Counterfeiting Exposed: Protecting Your Brand and Customers | David M. Hopkins, Lewis T. Kontnik, Mark T. Turnage. Publisher: Wiley; 1 edition (March 14, 2003). 304 p.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Из международного опыта адвокатской деятельности по защите фирменного наименования рок-группы (Trademark A Band's Name) как устойчивого музыкально-правового фрейма» (автор Синеокий О.В.) Предмет исследования, рассмотрен автором с позиций современных научных воззрений и четко определен. Методология исследования, используемая автором, позволяет сделать выводы, представляющие определенный научный интерес. Публикация может вызвать большой интерес у читательской научной аудитории. Можно говорить о научной новизне данной работы, поскольку, налицо существенная степень дополнения, преобразования и конкретизации научных знаний. Aвтор излагает мысли в статье в строго научном стиле. В статье дан краткий, но достаточный для понимания научных проблем обзор работ других исследователей по схожей тематике.
Новизна проведённого исследования заключается также в том, что исследовательский материал иллюстрируется примерами из музыкального бизнеса с выведением юридической составляющей в соблюдении интеллектуальных прав на название группы. Все выводы, сделанные в статье, хорошо обоснованы. Мысли автора изложены в строгой логичной последовательности и ясно сформулированы. Таким образом, ознакомившись со статьей «Из международного опыта адвокатской деятельности по защите фирменного наименования рок-группы (Trademark A Band's Name) как устойчивого музыкально-правового фрейма» (Синеокий О.В.), полагаем на основании положительной оценки рекомендовать указанную работу к публикации в научном периодическом издании. Профессор кафедры истории и теории государства и права Запорожского национального университета, доктор юридических наук
Л.Г. Удовика