Научная статья на тему 'Рок 60-70-х в Чехословакии: историографический и культурологический и коммуникационный аспекты'

Рок 60-70-х в Чехословакии: историографический и культурологический и коммуникационный аспекты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1830
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК / ROCK / МУЗЫКА / MUSIC / ЗВУКОЗАПИСЬ / RECORDING / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЧЕХОСЛОВАКИЯ / CZECHOSLOVAKIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Синеокий Олег Владимирович

Предметом публикации является анализ истории рок-культуры в Чехословакии с позиции развития социокультурных коммуникаций в период 19601970-х годов. Подробно освещены малоизученные страницы в истории чехословацкой бит-, попи рок-музыки. В данной статье впервые особое место отведено анализу чешской и словацкой школ рок-поэзии и «чехословацкого рок-языка». Автором предлагается структурная характеристика организации музыкальной звукозаписи (лейблов) в ЧССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROCK IN CZECHOSLOVAKIA IN 60-70’S: HISTORIOGRAPHICAL, CULTUROLOGICAL AND COMMUNICATIVE ASPECTS

The subject of this publication is the analysis of the history of the rock cul-ture in Czechoslovakia from the perspective of socio-cultural communications of the period (1960-1970’s). The author brings to light the lesser known pages of the history of Czechoslovak beat, pop and rock music. A special attention is paid to the analysis of the Czech and Slovak schools of rock poetry and the so-called «Czechoslovak Rock Language». The author gives a structural characteristic to the organization of musical sound recordings (labels) in Czechoslovakia.

Текст научной работы на тему «Рок 60-70-х в Чехословакии: историографический и культурологический и коммуникационный аспекты»

О. В. Синеокий

Запорожский национальный университет, Запорожье, Украина

РОК 60-70-х В ЧЕХОСЛОВАКИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ

Аннотация:

Предметом публикации является анализ истории рок-культуры в Чехословакии c позиции развития социокультурных коммуникаций в период 1960-1970-х годов. Подробно освещены малоизученные страницы в истории чехословацкой бит-, поп- и рок-музыки. В данной статье впервые особое место отведено анализу чешской и словацкой школ рок-поэзии и «чехословацкого рок-языка». Автором предлагается структурная характеристика организации музыкальной звукозаписи (лейблов) в ЧССР.

Ключевые слова: рок, музыка, звукозапись, культура, Чехословакия.

O. Sineokyj

Zaporizhzhya National University (ZNU), Zaporizhzhya, Ukraine

ROCK IN CZECHOSLOVAKIA IN 60-70'S: HISTORIOGRAPHICAL, СULTUROLOGICAL AND œMMUNICATIVE ASPECTS

Abstract:

The subject of this publication is the analysis of the history of the rock cul-ture in Czechoslovakia from the perspective of socio-cultural communications of the period (1960-1970's). The author brings to light the lesser known pages of the history of Czechoslovak beat, pop and rock music. A special attention is paid to the analysis of the Czech and Slovak schools of rock poetry and the so-called «Czechoslovak Rock Language». The author gives a structural characteristic to the organization of musical sound recordings (labels) in Czechoslovakia.

Key words: rock, music, recording, culture, Czechoslovakia.

Рок — это не только музыкальное направление, это малоизученный особый пласт молодежной коммуникации, средство общения, можно сказать — социально-информационное зеркало общества. Рок-культура является особым сектором аудиовизуальной культуры и представляет собой традицию, направленную на реализацию вечных ценностей. Рок-культура Восточной Европы меняла свою форму, но не изменяла извечных принципов. Если эстетичным стержнем западной рок-культуры стал ритм, то для восточноевропейской рок-концепции таким центром гравитации стало слово (текст песен). Язык является главной формой бытия восточноевропейской культуры, поэтому большей мерой рок-культура воплотилась в виде органичного синтеза поэзии и музыки.

Таким образом, можно допустить, что рок — это традиция, в основе которой лежат определенные знания и ценности, проверенные временем. Народные, национальные корни всегда оставались «общим коммуникативным каркасом» рока как мирового явления, поэтому это явление можно считать условным «мостом между культурами», то есть особой межкультурной медиакомму-никацией, что лишь подчеркивает актуальность проблемы исследования лингвокультурологического аспекта в истории развития чехословацкой рок-культуры.

Следует признать, что современный российский любитель популярной музыки весьма поверхностно знаком с историей рок-культуры в Чехословакии. Не будет особым преувеличением сказать, что во времена СССР советские меломаны также не обладали достаточной информацией о событиях в сфере рок-культуры, происходящих у наших братьев из «социалистического лагеря». Если публикации о Кареле Готте (несомненно, Карел Готт является наиболее известным в ХХ веке чехом и единственным певцом из стран бывшего соцлагеря, который завоевал успех за «железным занавесом» и до сих пор остается одним из популярнейших исполнителей неанглоязычной поп-музыки во всем мире), Хелене Вондрачковой, Марцеле Лайферовой и некоторых группах достаточно стабильно появлялись на страницах советских музыкальных журналов и газет, то весь яркий спектр чехословацкого рока в расширенном виде был известен не многим советским филофонистам.

В 1970—1980-е гг. самое большое количество информационно-музыкальных материалов на русском языке в советских музыкальных журналах было от чехословацкой журналистки Й. Шварцовой. В целом же из исследований, посвященных истории рок-культуры в Чехии и Словакии, следует назвать работы следующих чешских и словацких авторов — M. Balák, T. Berka, L. Burlas, L. Dorüzka, Z. Drotárová, G. Gilányi, D. Hevier, M. Ja-slovsky, E. Jurnk, Y. Kajanová, O. Konrád, J. Kotek, J. Küda, J. Kyt-nar, V. Lindaur, D. Mácha, P. Macek, I. Mareková, E. Mikanová, L. Mokry, A. Opekar, J. Plocek, O. Rehák, M. Remesová, L. Rott, D. Suhajda, M. Titzlová, M. Tesar, V. Vlasák, J. Vlcek, M. Vobliza, J. Vondrák, J. Vyslouzil, F. Freso, J. Fukac и ряда других. В контексте исследуемой темы также отметим работы Т. Адорно, Д. Белла, Ж. Бодрияра, Г. Лассуэлла, Ж.-Ф. Лиотара, Г. Маркузе, Л. Ми-зеса, Т Петерсона, К. Поппера, Ф. Сиберта, Г. Фарбера, Г. Франке, Г. Фуко, С. Хантингтона, Г. Шиллера, В. Шрама и других зарубежных исследователей. Отдельное внимание уделим осмыслению результатов научных исследований британского эксперта в сфере коммуникации в области чешской и словацкой музыки проф. Г. Мелвилла-Месона [5]. В целом же в данном исследовании, следуя теории и истории социальных коммуникаций в культурологической перспективе, применяется методологический инструментарий ряда гуманитарных наук.

I. Основные события в истории раннего чехословацкого рока

На рубеже 1950-1960-х гг. чехословацкая музыкальная жизнь обогащалась главным образом за счет бурного развития полуама-торских музыкальных театров, так называемых «малых сцен». Это было своеобразным предчувствием грядущей волны рок-н-ролла, который с начала 1960-х гг. заполнил всю Чехословакию. Феномен «чешского гаража» занимает особое место в истории восточноевропейской бита-музыки. Формирование гаражного рока (англ. Garage rock) началось еще в конце 1950-х гг. под влиянием первых образцов рок-н-ролла и серфа. В 1960-е гг. молодые андеграундные группы, подражавшие британскому рок-н-ролльному звучанию, стали предтечей панк-рока [4].

В 1964 г. в Праге и Братиславе открываются университетские клубы, в которых создаются любительские бит-группы, в студен-

ческой среде рождаются новые формы взаимодействия любителей музыки. Именно в музыке молодежь ощутила возможность раскрепоститься от заложенной социалистическим обществом определенной закомплексованности. С позиции коммуникации важно то, что творческие поиски гаражных музыкантов отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района и т.п.).

В 1962 г. возникают первые словацкие самодеятельные бит-проекты — GATTCH (Али Беладич, Томаш Редей, Тоно Ланча-рич, Юрай Штефул) и THE BLUE FIVES (Петер Липа, Расто Вакха, Петер Корень, Федор Летняны, Мирослав Шебо). Уже в следующем году только в Братиславе действовало свыше 35 бига-битовых самодеятельных коллективов [8, с. 339].

Традиционно первой чешской «гаражной» группой считается OLYMPIC, основанный 11 ноября 1963 г. В 1963 г. в словацком городе Кошице была образована одна из первых местных бит-групп TORNÁDO; также в этот год были созданы братиславские группы SPUTNIK (SPUTNICI), NAUTILUS, BLUE STARS, THOMASTIC, THE PHANTOMS, THE STRINGS (STRUNY), THE BUTTONS, сформирована первая чехословацкая девичья бит-группа под названием GIRL ANGELS в составе Даны Виходиловой, Зазоры Ваг-неровой, Магды Хапшудовой, Адрианы Ковачиковой. В 1964 г. в Братиславе были созданы бит-группы KABINET 112, GALAXIA и NEUTRÓN (в 1965 г. переименована в SIRIUS). В этом же году ^тбл Danko основал в Кошице биг-бит-группу THE DEVIL.

В книге «Slovensky Bigbít» приводятся подробные сведения относительно таких легенд раннего словацкого биг-бита 1960-х гг., как KOMÉTA, JOLANA, TWIST CLUB, TAJFÚN, THE PHANTOMS, THE BEATMEN, THE SOULMEN, THE PLAYERS, PRÚDY, GUEOVf DOLNÍK, KABINET 112, MODUS, COLLEGIUM MUSICUM, BLUES FIVE, WE FIVE, GATTCH, ESPERANTO, THE BREAKERS, THE BEGGARS, THE DEVILS, SHRIUS, TIN SOLDIERS и некоторых других [8]. Однако среди многих чехословацких непрофессиональных бит-ансамблей того времени сложно отыскать тех, кому посчастливилось записать на студии хотя бы одну песню на пластинку.

В 1965 г. участниками групп FONTANA, PRA-BE и KOMETY была сформирована бит-группа THE MATADORS. Как говорят,

их соперничество с OLYMPIC напоминало соперничество THE BEATLES и THE ROLLING STONES в Англии [9]. Исполняли преимущественно свой авторский материал и кавер-версии известных биг-бит-хитов на английском языке. Примером может стать альбом THE MATADORS (1969), ставший одним из первых экспортных «гаражных» альбомов, изданных по ту сторону «железного занавеса». На «Супрафоне» эта группа с 1966 по 1969 г. записала два сингла и два EP (в версиях «моно» и «стерео»), материал которых представляет в основном синтез немного переиначенного британского бита и американского рок-н-ролла. В связи с недостатком оригинальных отечественных обложек альбома, значительная часть тиража была распространена в различных версиях оформления конвертов, в том числе и закрашенных черным цветом. Экспортный вариант был изготовлен в 1970 г. Именно участники THE MATADORS, позднее в Мюнхене создали знаковый интернациональный прог-джаз-рок-проект EMERGENCY.

В 1965 г. в Братиславе возникают THE BEATMEN, FLYING STARS и вторая девичья бит-группа DOMINIK/HONEY GIRLS. В 1966 г. словацкая столица стала городом, который подарил следующие бит-группы - THE NUMBERS, FRIENDS, DISPLAY-MEN, THE HOOKS, ASTON, TRHACI ASFALTU (WE FIVE). Одной из первых словацких бит-групп, которые исполняли песни на английском языке, стала THE SOULMEN, просуществовавшая с 1967 по 1968 г. Данная группа вместе с THE BEATMEN (с 1964 по 1966 г.) являются наиболее значащими единицами в раннем словацком биг-бите. В 1967 г. были созданы братиславские бит-группы LOST GENERATION, THE MEDIATING FOUR и THE CORN STEEP [4], а чешский музыкант Милан «Мейл» Главс основал THE UNDERTAKERS.

В 1968 г. чехословацкий гитарист и композитор Радим Хла-дик (Radim Шаёнк), его называли «чешский Эрик Клептон», основал прог-группу BLUE EFFECT, также известную как M. EFEKT и MODRY EFEKT. Pavel Váne и Zdenek Kluka в Брно создали группу под названием PROGRESS ORGANIZATION (PROGRES 2). В 1969 г. вышел в свет первый миньон THE BLUE EFFECT (MODRf EFEKT, и позже M. EFEKT), впоследствии ставших признанными лидерами чехословацкой джаз-роковой сцены. Следует заметить, что в творчестве многих чехословацких

исполнителей (Sally Sellingova, George & BEATOVENS, Marta Ku-bisová, FLAMENGO, THE MATADORS, OLYMPIC, JUVENTUS, REBELS, FIVE TRAVELLERS, ATLANTIS, THE BEATMEN, MODUS, FRAMUS FIVE, Hana Zagorová, SPEAKERS, Jaromir Mayer, SYNKOPY 61, BLUESMEN, Pavel Sedlá ek & THE COLOUR IMAGES, Marie Rottrová & FLAMINGO, BEATINGS, PROGRESS ORGANIZATION, FORTUNA и др.) присутствовали элементы психоделии.

Выдающийся органист Marián Varga (Мариан Варга) получил популярность в 1969 г. после выхода альбома Zvoñte Zvonky группы PRÚDY, записанного в декабре 1968 г. совместно с Паво-лом Хаммелом на чехословацком радио в Братиславе. В 1970 г. он основал фьюжн-группу COLLEGIUM MUSICUM, что стала наилучшим словацким проектом прогрессивного рока за всю историю массового рекординга. К середине 1970-х гг. Marián Varga заслуженно получил репутацию «чехословацкого Кита Эмерсона» [7]. Вместе с тем нужно заметить, что COLLEGIUM MUSICUM не был аналогом больших британцев — EMERSON, LAKE & PALMER. COLLEGIUM MUSICUM - всегда был национальным словацким рок-продуктом высшего качества. Выпускник юридического факультета Братиславского университета Павол Хаммел с 1972 г. посвятил себя сольному творчеству как гитарист, вокалист и продюсер, записывая грампластинки преимущественно на братиславском лейбле «Opus».

Весной 1968 г. инициатору курса реформ Александру Дуб-чеку (Alexander Dubcek) удается облегчить ярмо диктатуры: цензура печати, произвол судов и полиции уходят в прошлое. В людях пробуждается новое чувство свободы коммуникации, и они распевают чешскую версию песни Боба Дилана «Время изменений» (англ. «The Times They Are A-Changin'», чешск. «Casy se mení»). По словам пражской журналистки Тамары Реймановой (Tamara Reimannova), в то время каждый стал даже дышать иначе. Первым прорывом мировой рок-музыки к Чехословакии стал исторический концерт в пражском зале Люцерна в мае 1969 г. американской серф-группы THE BEACH BOYS, которая посвятила свою песню «Breaking Away» реформатору А. Дубчеку, находившемуся в аудитории. Никакое другое музыкальное произведение не передает того социального настроения, как

песня «Молитва о Марте» (чешск. «Modlitba pro Martu») в исполнении певицы Марты Кубышевой (Marta Kubisová). Именно эта композиция стала гимном движения за реформы 1968 г. в Чехословакии. По словам Нелли Павласковой, «свобода умирала медленно, но она еще жила и опровергала миф о том, что Пражская весна, свобода, расцвет культуры, искусств и самосознания народа умерли в полночь 21 августа 1968 г.»1.

Уроженец Первой Чехословацкой Республики, известный британский драматург и критик Том Стоппард (англ. — Tom Stoppard, чешск. — Tomás Straussler), в 2006 г. написал пьесу «Rock'n'Roll»

[2], сюжет которой разворачивается вокруг социально-коммуникационного значения рок-н-ролла в Чехословакии между 1968 и 1989 гг. Основной конфликт разворачивается между чешским фанатом рока студентом Яном, испытавшем дома в 1968 г. преследования за свои прогрессивные мысли, и его английским преподавателем марксизма — профессором Кембриджского университета, который верит в социалистические идеалы [2]. Кстати, на премьере спектакля в Лондоне присутствовали Вацлав Гавел и Мик Джаггер. Своеобразным «героем» — символом сопротивления тоталитарному режиму в драме показана чешская андеграунд-группа THE PLASTIC PEOPLE OF THE UNIVERSE (PPU), основателем которой был Milan «Mejla» Hlavsa. Уже позднее именно арест в декабре 1976 г. участников этой группы спровоцировал создание «Хартии 77» (Charta 77), чем с января 1977 г. фактически началось в ЧССР возрождение новой волны диссидентского движения.

Чешский и словацкий андеграунд в конце 1960-х гг. — это 200—300 интеллектуалов, в основном с высшим образованием

[3], многие из них принадлежали к движению или специфической субкультуре так называемых «маничек» (так в Чехословакии называли молодых людей, которые носили длинные волосы). По словам Иржи Пеликана (Jirí Pelikán), в 1968 г. — директора чехословацкого телевидения, именно в период «Пражской весны» впервые в странах социализма телевидение трансформировалось в медиаинструмент демократии — теперь все эфирные программы выходили без какой-либо цензуры. Позднее творчество чешско-американского кинорежиссера Ми-

1 Программа о судьбе чехословацкого искусства после августа 1968-го.

лоша Формана обрело мировое признание. Он — автор кинофильма «Полет над гнездом кукушки» (1975), создание которого было также навеяно подавлением революционных событий 1968 г. «Пражская весна» (чешск. Prazské jaro, словац. Prazská jar) не прошла бесследно для формирования репертуара музыкальной индустрии ЧССР, поскольку существенное ослабление цензуры и возможность организации частных предприятий при снижении государственного контроля над производством пластинок закончились. С начала 1970-х гг., уже исходя из новой политической ситуации, значение приобрели пластинки идеологического характера.

В 1969 г. Jozo Ráz, Juraj Farkas, Vaso Patejdl и Zdeno Baláz в Братиславе основали проект ELÁN, который в 1980-е гг. стал одной из наиболее популярных рок-групп Чехословакии, фактически породив социальный феномен «эланомании» (по типу «битломании»). В 1969 г. выпущен дебютный альбом пражской группы FRAMUS FIVE (иногда отмечают FRAMUS FIVE + Michal Procop) — одной из главнейших единиц в истории чешской рок-музыки. В 1971 году был выпущен экспортный вариант пластинки с другой обложкой под названием Blues In Soul. Второй альбом «Mesto ER» (1971) был запрещен в Чехословакии, и, как следствие, группа по политическим мотивам прекратила существование.

В 1973 г. на концерте THE PLASTIC PEOPLE OF THE UNIVERSE произошло столкновенье публики с пьяными милиционерами, а в 1974 г. властью выявлено и жестко сорвано подпольное выступление PPU, проходившее в городе Ческе-Бу-деёвице [2]. На базе группы MAHAGON, запрещенной властью Чехословакии из-за несоответствия социалистическому образу жизни, в 1975 г. был создан мощный рок-проект KATAPULT. В 1976 г. на чехословацкой музыкальной сцене появилась группа PRAZSKY VYBÉR (основатель Michael Kocáb).

С середины 1970-х г. в странах Восточной и Центральной Европы была хорошо известна словацкая соул-диско-группа BRAÑO HRONEC SOUND. Особый колорит выступлениям предоставляло шоу двух красавиц с именем Ева (точнее — Эва) — Мазиковой и Ко-столанивой. Наиболее известными релизами этого коллектива стали пластинки Srdecny Pozdrav (1974) и I Wanna Dance Bump (1978), при-

чем последняя — на английском языке. Звездами чехословацкого женского рока 1970-х г. были Ota Petrina и Petra Jan .

Важное место в чехословацкой поп-музыке занимает актриса и певица Eva Pilarová (Эва Пиларова). Она победила в конкурсе «International Intervision Song Contest», проходившем в 1967 году в Братиславе, и стала по опросу чехословацких читателей четырехкратным победителем «Золотого соловья» в категории певиц. Отметим дуэт брата и сестры Hana a Petr Ulrchovi, которыми в 1960-х — начале 1970-х г. в сопровождении групп ATLANTIS и VULKAN было записано множество оригинальных песен в стиле бит и психоделический рок. Еще одним бит-дуэтом Martha a Ten 1970-х г. из Моравии, благодаря хорошим композиторам и продюсерам было создано множество оригинальных хитов. Королева чешского фолк-рока Зузана Наварова записывалась с группой КОА. Немного уступали пальму первенства по количеству хитов кумиры чехословацкой молодежи 1970-х г. — Vaclav Neckár и Jirí Schelinger (умер в 1981 г. в тридцатилетнем возрасте), которыми, без сомнения, был сделан существенный вклад в чешскую поп- и рок-музыку.

Звезда чешского рок-н-ролла начала 1960-х г. Miki Volek начинал солистом группы OLYMPIC [6]. Покинув группу в 1966 г., он продолжал оставаться преданным рок-музыке до конца своих дней. Кумир молодежи 1960-х г. умер в 1996 г. вследствие употребления алкоголя и наркотиков.

В 1969—1970 г. выступления чехословацкой поп-рок-группы GOLDEN KIDS транслировались телеканалами ФРГ. В будущем карьера этой супергруппы была остановлена из-за политического запрета на концертную деятельность Марты Кубышевой. Остальные члены группы Václav Neckár и Helena Vondrácková в скором времени начали сольную карьеру. К «золотому фонду» чехословацкого бита относят и ряд других исполнителей, прежде всего таких, как Karel Cernoch с группой JUVENTUS, а также Petr Novák и его группу George & BEATOVENS.

Таким образом, чехословацкой школе поп-музыки, в целом сформировавшейся к концу 1970-х гг., была присуща яркая полистилистика (арт-рок, джаз-рок, поп-рок, хард-рок, диско и др.), то есть стилистическая разнородность, возникшая в результате применения определенных технических приемов. Куль-

минацией в развитии рок-культуры Чехословакии стало преобразование ее в многоуровневую, но единую коммуникационную линию. Открытое подражательство западным образцам (не путать с интерпретацией) в рок-контенте ЧССР наблюдалось на минимальном уровне. Так длилось до тех пор (в 1960—1970-е гг.), пока рок был в конфронтации по отношению к официальной ау-дивизуальной культуре, рассчитанной исключительно на потребление (до середины 1980-х гг.).

С середины 1980-х гг. увлечение рок-музыкой в Чехословакии принимает еще более массовый характер.

II. О языке рока в Чехии и Словакии

Лингвокультурологическое направление в нашем исследовании состоит в определении способов и средств воплощения «языка» рок-культуры в содержание фразеологизмов, используемых в текстах песен. Общеизвестно, что фразеологизмы соотносятся с культурными традициями. Особенности функционирования языка в современной массовой коммуникации, или медиасфере, представленной печатными, аудивизуальными и сетевыми медиа, являются предметной областью науки медиалингвистики. Большинство рок-групп — итальянских, испанских, французских, немецких, скандинавских и т.п. — исполняли рок-композиции на английском языке, и в этом не было ничего странного: это было вызвано как соображениями внешними, даже, исключительно коммерческими (участники АВВА в свое время утверждали, что, если бы они пели на шведском языке, то и успех их был органичен сугубо национальными рамками), так и качествами, присущими року. Дело в том, что ритмическая структура английского языка больше всего отвечает ритмической структуре рок-музыки (напомним, что рок возник в англоязычной стране, правда, причина его появления отнюдь не лингвистического характера).

Владимир Власак (Vladimir Vlasak), работавший в 1980-е гг. редактором главного чехословацкого музыкального журнала «Melodie», в книге «Ceskoslovenska Rockova Poezie 1959—1989» [10] представил практически полную палитру чехословацкой рок-поэзии. Лингвокультурологический анализ «рок-языка ЧССР» позволяет определить заключенные в аксиологических фразеологизмах ценности и антиценности. Изучение семантики текстов

чехословацких музыкальных композиций в стиле «рок» удостоверил преобладание драматургии лирического типа. В частности, тематика вербальных текстов чехословацких рок-поэтов систематизирована в такие типы, как философский, поучительный, любовный, описательный [10]. Нужно заметить, что в целом палитра рок-текстов ЧССР дополняет этот перечень историческим, экологическим, антивоенным и морально-этическими типами. Ценности и антиценности репрезентируются чешскими и словацкими фразеологизмами, культурный фон которых проявляется через специфику культуры и традиций народа, через культурную память, что следует из исследования, проведенного Е.А. Андреевой в отношении немецких фразеологизмов [1, с. 15].

Таким образом, социолингвистические концепции «чехо-славизма» (собственно, как и «югославизма») нашли определенное отражение в «языке рока». Процентное соотношение исполнения рок-песен на национальных языках и английском за последние пять лет резко изменилось в сторону резкого увеличения доли последнего. Особенно это характерно для исполнителей «металлических» и «хард-прогрессивных» направлений рока. Однако, с позиции теории и практики коммуникации, данный тренд не всегда находит социальную поддержку среди слушателей (коммуникантов). Эта интересная тема может стать предметом отдельного исследования, тем более, что в антологию впервые включены некоторые поэты, работавшие в «чехословацком подпольном рок-пространстве», что доселе остается практически не изученным явлением.

В рамках же предмета настоящей публикации особый интерес представляет послесловие «Zakladni tendence v ceskem roc-kovem textovani» [10, с. 378—382], написанное Алешем Опекарем (Ale^ Opekar), начинающим рок-журналистом, в виде статьи еще в 1988 г. (ныне — профессор кафедры музыковедения факультета искусств Масарикова университета в Брно). Автор утверждает приоритет чешских текстов в национальной популярной музыке как основную коммуникативную тенденцию языковой палитры чехословацкого рока.

Как оказалось, причины этого глубинны и через 20 лет после распада ЧССР данный тренд весьма недвусмысленно трансформировался в слоган «Cestina versus anglictina» (Чехия против ан-

глийского). Единого чехословацкого языка, как известно, не существовало, однако чехи и словаки без труда понимали друг друга, используя в коммуникации каждый свой родной язык. Чешские поп-исполнители и рок-группы записывали пластинки с песнями преимущественно на чешском языке (62,1%), а словацкие — соответственно на словацком (30%), что практически не влияло на показатели в общем топ-рейтинге хитов. Тем не менее несколько чехословацких рок-групп все же выпустили от одного до нескольких релизов различных форматов на английском языке — THE MATADORS, OLYMPIC, ELÁN и некоторые др. (2,8%). Карел Готт в своих альбомах и на концертах достаточно часто использовал немецкий (1%) и русский (2%) язык, а Хелена Вон-драчкова с успехом исполняла отдельные песни (иногда дуэтом совместно с Марылею Родович) на польском языке (1,1%). Заметим, что такие певицы, как Hana Hegerová и Judita Cefovská пели хиты на нескольких иностранных языках, принимали участие в международных фестивалях и конкурсах, имели репутацию шансон-певиц в категории «Pop Stars of Prague». И в завершении следует заметить, что словацкая бит-группа THE BACKWARDS (Dalibor Stroncer, Miroslav Dzunko, Frantisek Suchansky, Daniel Skorvaga) из Кошице сегодня считается наилучшей в мире трибьют-группой по исполнению песен THE BEATLES на английском языке.

III. О чехословацкой грамзаписи

Во времена социализма на территории Чехословакии действовало три основные фирмы грампластинок — «Supraphon», «Opus» и «Panton».

В послевоенный период «Supraphon» был реорганизован в государственное предприятие (1949), потом — в производственную компанию «Gramofonové závody — Supraphon» (1961), затем — в государственное издательство «Supraphon n.p.» (1969), которое стало к тому времени большим издательским домом, публиковавшим таблицы популярности, музыкальные рейтинги и книги о музыке; к началу 1970-х гг. этот издательский дом фактически стал синонимом всей чешской индустрии звукозаписи. В 1969 г. компания получила статус независимого издателя «Supraphon пр.». До конца 1960-х гг. каталог компании активно пополнялся исполнителями биг-бита, рок-н-ролла. Одними из

первых чехословацких бит- и рок-групп, изданных в 1965-1968 гг. под лейблом «Supraphon» стали такие миньоны: OLYMPIC -Nebu te Kùzlata//Mary (1965), THE MATADORS - Snad Jednou Ti Dám//Malej Zvon, Co Mám (1966), THE MATADORS - Hate Everything Except Of Hatter (1967), OLYMPIC - Dej Mi Na Klín Oci Unaveny//Nejím A Nespím (1967) - причем с обложкой в двух версиях, PRÚDY - Tam V Massachussets//Spievam Si Piese (1968), FLAMENGO - Co Skryvás V Ocích//Zavrazdil Jsem Lásku (1968), PRÚDY - Cierna Ruza//Zaklína Hadov (1968), OLYMPIC - Z Bílé Cernou//Zbytecná Holka (1968) [493]. Первым диском с записью рок-музыки, который был выпущен вскоре после событий «Пражской весны» 1968 г., стал BLUE EFFECT - Fénix//Stroj Na Nic (1969). Интересно, что полноценный альбом OLYMPIC -¡Zelva был выпущен в 1968 г. в четырех версиях. Оригинальной обложки альбома для упаковки всех изготовленных грампластинок не хватило, значительная часть тиража была распространена в наспех напечатанных «Супрафоном» конвертах с другим оформлением. Хотя в маркетинговой политике «Супрафона» качеству упаковки грампластинки уделялось особое внимание. Фактически, конверт превращался в функциональную часть грампластинки, содержащей запоминающееся визуальное оформление и важную информацию. Так постепенно в культурной жизни Чехословакии «Supraphon» стал играть значительную роль, в сущности, став культурным центром страны. В 1980-е гг. «Супрафон» стала первой из компаний грамзаписи социалистических стран, которая практиковала нестандартную практику: одновременный выпуск двух вариантов одной пластинки - на родном языке (в данном случае это был чешский или словацкий) и на английском.

Вторая фирма звукозаписи под названием «Danton» («Па-нтон») была основана в 1958 г. в Праге как издательская компания, которая специализировалась на выпуске национальной музыки современных чешских композиторов. Вначале «Canton» действовал в статусе дочерней компании относительно головной фирмы ЧССР - «Супрафона», но с 1967 г. получил юридический статус самостоятельной фирмы звукозаписи (лейбла). Репертуар грампластинок под маркой «Panton» включал таких современных чешских композиторах классической музыки, как Bohuslav Martinu, Petr Eben, Jaroslav Jezek, Mark Kopelent, Miloslav Kabelác,

Ilya Hurník, Vaclav Trojan, Ian Lucas, George Deer, Alois Haba и многих других. В 1970-е г. «Canton» начал постепенно отходить от узкой специализации в сфере классической чешской музыки, навязанной ему «Супрафоном». Значительно расширился каталог музыкальных стилей — кантри, фолк, соул, джаз и джаз-рок, что способствовало развитию музыкальной культуры в Чехословакии. Нужно отметить такие чехословацкие коллективы, которые виртуозно исполняли джаз-рок и близкие к нему блюз и фьюжн - RANGERS, BLUE EFFECT, PROGRES 2, SYNKOPY 61, FRAMUS, STROMBOLI, ABRAXAS и некоторые другие, преимущественно записывались на «Пантоне».

Звукозаписывающая фирма «Opus» была основана 1 января 1971 г. сначала в качестве словацкого филиала «Супрафона». Первенцем нового лейбла стала грампластинка с записью симфонической музыки современного словацкого композитора Ильи Зельенки. Первым рок-релизом стала дебютная пластинка словацкой прог-рок-группы COLLEGIUM MUSICUM. Авторские композиции музыкантов вызвали беспокойство членов Центрального комитета культуры в Праге. Коммунистические лидеры ЧССР этот музыкальный проект считали слишком националистическим. В результате «Опусу» и далее было разрешено выпускать альбомы словацких авторов и музыкантов, но лейбл все равно оставался под контролем из Праги. Это отражалось на замечаниях по поводу оформления обложек, которые чаще всего представляли загадочные и поэтические коллажи. В 1973 г. «Opus» выпускает первую долгоиграющую пластинку Эвы Костоланивой. На протяжении 1970-х гг. из-за отсутствия собственной студии звукозаписи, запись мастер-лент проводилася в студии Пезенского замка, расположенного в юго-западной Словакии у подножия Малых Карпат.

Но производственная база «Опуса» была минимальной. В процессе нашего исследования удалось выяснить, что некоторые грампластинки фирмы «Опус» в 1970-е — первой половине 1980-х гг. печатались в СССР - на производственных площадях и при технической поддержке Апрелевского завода грампластинок. «Opus» выпускал не только грампластинки и компакт-кассеты, но и ноты, литературу по вопросам музыки, поскольку информационно-издательская деятельность была одним из ключевых

направлений фирмы. Различные жанры были представлены на «Опусе» приблизительно в таких пропорциях: 4О% - классическая музыка, 3О% - эстрадно-популярная, а 3О% - народная музыка, литературные и детские записи. Заметим, что лейблом «Оpus» были записаны практически все чехословацкие релизы рок-группы ELÁN. Следует отметить, что именно ЕЛАН установили своеобразный тиражный рекорд - 4ОО ООО экз. пластинок.

Нельзя не отметить тот факт, что во времена социализма в ЧССР пластинки выпускались еще двумя фирмами звукозаписи.

Фирма грамзаписи «Slovart Records» (иногда указывается название «Slovart Music, s.r.o.») была основана в 1969 г. как составная часть чехословацкой фирмы заграничной торговли и в основном занималась отношениями в области культуры (международный обмен и торговля книгами, пластинками, организация концертов и выставок). С 1987 г. под маркой «Slovart Records» выпускались грампластинки собственного производства. Из исполнителей, произведения которых были изданы на материальных носителях фирмой «Slovart Music, sro» можно назвать Vladimír Godár, Miro Bázlik, Roman Berger, Ivan Parík, Amaral Vieira, György Kurtág, Peter Zagar.

Интересна следующая история. Осенью 1968 г. в г. Брно был создан первый чехословацкий по своей сути инди-лейбл (то есть независимый, но такой термин в то время еще не использовался) под названием «Discant». Целью его создания в период политической напряженности была помощь моравским музыкантам, чтобы иметь возможность записывать и продвигать на фонографический рынок собственные грампластинки. Главным инициатором создания новой фирмы звукозаписи стал радиожурналист Jan Simon Fiala. Сначала фирма называлась «Tritón», но со временем название было изменено на «Discant». Творческо-произ-водственная деятельность началась в мае 1969 г., проходила целиком легально в соответствии с действующими правовыми нормами. Планировалось, что в будущем компания станет официальным музыкальным издателем молодежной организации ССМ и будет выпускать до 5ОО ООО грампластинок в год. Но таких мощностей в наличии еще не было.

В августе 1969 г. Jan Simon Fiala ушел в отставку с поста президента компании. С сентября по декабрь 1969 г. временным ди-

ректором был руководитель производства Petr Bilek. Одной из основных причин ликвидации указанной фирмы звукозаписи было то, что в бывшей Чехословакии на тот момент действовало три компании по производству грампластинок и все они были расположены на территории Чехии и Моравии. Отсюда в связи со стабилизацией состояния экономики в государстве на Пленуме Коммунистической партии ЧССР 16 декабря 1969 г. Густавом Гусаком были провозглашены решения относительно создания в Братиславе фирмы «Opus» для публикации грампластинок с записями преимущественно словацких исполнителей, что на практике означало ликвидацию компании «Discant». В феврале 1970 г. издательская деятельность была прекращена, а продажа грампластинок длилась до полного исчерпания запасов — до июня 1970 г. Но участники компании «Discant» не теряли надежду на восстановление деятельности.

Одной из последних попыток спасти свое существование стал политически мотивированный выпуск пластинок с голосом В.И. Ленина. Еще одной попыткой стало сотрудничество с новообразованной фирмой «Opus» путем преобразования «Discant» в отдельный отдел братиславского лейбла. Работа по такому организационно-структурному преобразованию была отложена до сентября 1970 г. Однако словацкие коллеги не проявляли интереса к подобной реорганизации, надеясь в будущем на автономность «Опуса» от чешских издателей пластинок. В итоге осенью 1970 г. фирма «Discant» была окончательно закрыта. Таким образом, фонографическая продукция под данной маркой изготовлялась и реализовывалась в период с мая 1969-го по июнь 1970 г. в виде 7" синглов и EP в основном с записями местных исполнителей.

С 1989 г. количество небольших фирм и средних компаний, выпускающих фонографическую продукцию (виниловые пластинки и кассеты, а чуть позже компакт-диски) в Чехословакии (с 1993 г. — соответственно в Чехии и Словакии), резко возросло, достигнув 210 участников, и может составлять предмет дополнительных публикаций2.

2 Одна из наших статей, посвящанная подробному анализу истории лейбла «Супрафон» включена в Википедию как источник (см.: Ы1р://ги^к1реё1а. ощ^1к1/8иргарИоп).

Согласно произведенным нами расчетам, во времена социализма в Чехословакии на один субъект национальной индустрии звукозаписи приходилось около 74 285,7 граждан, что по плотности составляет второе место среди бывших стран соцлагеря, уступая пальму первенства лишь югославским производителям фонографической продукции.

Таким образом, подводя общие итоги исследования, можно суммировать, что рок-музыка в Чехословакии была неофициальным центром специфической социокоммуникативной системы, вокруг чего в условиях социализма сформировались разнородные молодежные субкультуры. Так рок-музыка стала звуковым фоном поколения 1960-1970-х гг. Этот процесс как следствие научно-технической модернизации бытовой культуры больших городов ЧССР был дополнен уже в 1980-е г. расширением доступа к западной музыке. В последнее время в музыкальной литературе активно используется термин «Západocesky Rock» (западно-чешский рок), к которому относят ряд современных исполнителей уже новой формации. Исследование данного вопроса является перспективным направлением дальнейших культурологических исследований в данной сфере.

Список литературы References

1. Андреева Е.А. Лингвокультурологический аспект немецких аксио-логических фразеологизмов // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 32 (213). Вып. 48: Филология. Искусствоведение. С. 11—16.

Andreeva E.A. Linguistic and cultural aspects of German axiological phra-seologisms / E.A. Andreeva //Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo univer-siteta. 2010. № 32 (213). Vol. 4: Philology. Arts. P. 11-16.

Andreeva E.A. Lingvokul'turologicheskij aspect nemeckikh frezeologiz-mov / Е.А. Andreeva // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo univer-siteta. 2010. № 32 (213). Filologiya. Iskusstvovedeniye. Vyp. 48. S. 11-16.

2. Стоппард ЛРок-н-ролл. М., 2011.

Stoppard T. Rock'n'Roll. М., 2011.

3. Слесаренко А.В. Чеський андеграунд 70—80-х роыв ХХ ст.: юто-рико-культурний аналiз // Фiлоcофiя. Педагогiка. Сусшльство. [зб. наук. праць Рiвненcького державного гуманггарного унiверcитету]. 2011. Вип. 1. С. 296-305.

SlesarenkoA.V. Czech Underground in 70-80's (XX century): a historical and cultural analysis / A.V. Slesarenko // Philosophy. Pedagogics. Society. [Works of Rivne State Humanitarian University]. 2011. Vol. 1. P. 296-305.

Slesarenko A.V. Ches'kyj andegraund 70-80-kh rokiv XX st.: istoriko-kul'turnyj analiz / A.V. Slesarenko // Filosofiya. Pedagogika. Suspil'stvo. [zb. nauk. prac' Rivnens'kogo derzhavnogo gumanitarnogo universitetu]. 2011. Vyp. 1. S. 296-305.

4. Berka T. Rockova Bratislava. Bratislava: Slovart, spol. s r.o., 2013.

5. Czech Music: The Journal of the Dvorak Society / [Graham Melville-Mason (Ed.)]. Volume 20, 1997—1998.

6. Janda P. Davno. Praha: Ikar, 2011.

7. Jaslovsky M. Collegium musicum. Bratislava, 2007.

8. Jurik L. Slovensky bigbit. Bratislava, 2008.

9. Opekar A. The Matadors: Beatova aristokracie z Prahy. Praha, 2007.

10. Vlasak V. Ceskoslovenska Rockova Poezie 1959-1989. ^^dete^^ XYZ, s.r.o., 2010.

Данные об авторе:

Синеокий Олег Владимирович — профессор кафедры журналистики Запорожского национального университета, кандидат юридических наук, доцент (Запорожье). E-mail: [email protected])

Data about the author:

Sineokyj O.V. — PhD in Law, professor, Department of Journalism, Zapo-rizhzhya National University (ZNU), Ukraine. E-mail: [email protected])

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.