Научная статья на тему 'ИЗ «МЕЩАНСКОГО МЫСЛИТЕЛЯ» В «НЕПОЗНАННЫЕ ГЕНИИ»: Я. В. АБРАМОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КОНЦА ХIХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА'

ИЗ «МЕЩАНСКОГО МЫСЛИТЕЛЯ» В «НЕПОЗНАННЫЕ ГЕНИИ»: Я. В. АБРАМОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КОНЦА ХIХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я. В. АБРАМОВ / ИСТОРИОГРАФИЯ / НАРОДНИЧЕСТВО / НАРОДНИКИ-КУЛЬТУРНИКИ / ТЕОРИЯ «МАЛЫХ ДЕЛ»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилова Е. И.

Статья посвящена истории изучения взглядов и деятельности известного идеолога правого народничества 80-90-х гг. ХIХ в. Я. В. Абрамова. Долгое время его имя ассоциировалось только с разработкой теории «малых дел» как ядра идеологии умеренно правого народничества. Устойчивый интерес к идейному наследию Абрамова пробудился только в 1990-е гг. на волне пересмотра отношения к сторонникам мирного общественного прогресса. А к настоящему времени из «второстепенного» писателя и публициста, каким считали Абрамова на рубеже ХIХ-ХХ вв., он уже дорос до «властителя дум» и «непознанного гения». Пытаясь разобраться в причинах данной метаморфозы, автор последовательно разбирает труды дореволюционных, советских и современных исследователей так называемой «абрамовщины» и приходит к выводу о том, что с самого начала отношение к Абрамову как теоретику «культурного» народничества было крайне идеологизированным и в его интеллектуальной биографии до сих пор много белых пятен. Особое внимание уделяется работам земляков Абрамова (Т. П. Агапкина, С. Я. Новак, В. В. Зверев, В. М. Головко и др.), которым удалось привлечь внимание современных исследователей к его идейному наследию. В заключении статьи определен круг вопросов, нуждающихся в дальнейшем изучении. И это не только пробелы в биографии народника-культурника, но и главный вопрос: был ли Абрамов «отцом» теории «малых дел» или его следует рассматривать как теоретика «великой культурной работы», на чем настаивают исследователи В. М. Головко и Г. Н. Мокшин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гаврилова Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM "THE PETERISTIC THINKER" TO "UNKNOWN GENIUS": ABRAMOV IN RUSSIAN HISTORIOGRAPHY OF THE END OF THE 19TH - BEGINNING OF THE 21ST CENTURY

The article is devoted to the history of research of views and activity of Y. Abramov, a well-known ideologist of right-wing populism in the 80-s - 90-s of the ХIХ century. For a long time his name has been associated only with the development of the theory of "small deeds " as the core of the ideology of moderate right-wing populism. A sustained interest in Abramov's ideological legacy was awakened only in the 1990s on the wave of revision of attitudes toward supporters of peaceful social progress. And by now Abramov has grown from a "minor" writer and publicist, as Abramov was considered to be at the turn of the 19th-20th centuries, to a "ruler of thoughts" and an "unknown genius". Trying to understand the reasons for this metamorphosis, the author consecutively examines the works of pre-revolutionary, Soviet and modern researchers of the so-called "Abramovshchina" and comes to the conclusion that from the very beginning the attitude to Abramov as a theorist of "cultural" populism was highly ideological and there are still many blank spots in his intellectual biography. Special attention is paid to the works of Abramov's countrymen (Agapkin, Novak, Zverev, Golovko and others), who managed to attract the attention of modern researchers to his ideological legacy. In the conclusion of article the circle of questions which need the further studying is defined. And these are not only the gaps in the biography of the populist-culturnik, but also the main question: was Abramov the "father" of the theory of "small deeds " or should he be regarded as a theorist of "great cultural work", as the researchers Golovko and Mokshin insist.

Текст научной работы на тему «ИЗ «МЕЩАНСКОГО МЫСЛИТЕЛЯ» В «НЕПОЗНАННЫЕ ГЕНИИ»: Я. В. АБРАМОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КОНЦА ХIХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Гаврилова Е. И.

(Воронеж)

УДК 94(47+57)

ИЗ «МЕЩАНСКОГО МЫСЛИТЕЛЯ» В «НЕПОЗНАННЫЕ ГЕНИИ»: Я. В. АБРАМОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВЕКА

Статья посвящена истории изучения взглядов и деятельности известного идеолога правого народничества 80-90-х гг. Х1Х в. Я. В. Абрамова. Долгое время его имя ассоциировалось только с разработкой теории «малых дел» как ядра идеологии умеренно правого народничества. Устойчивый интерес к идейному наследию Абрамова пробудился только в 1990-е гг. на волне пересмотра отношения к сторонникам мирного общественного прогресса. А к настоящему времени из «второстепенного» писателя и публициста, каким считали Абрамова на рубеже Х1Х-ХХ вв., он уже дорос до «властителя дум» и «непознанного гения». Пытаясь разобраться в причинах данной метаморфозы, автор последовательно разбирает труды дореволюционных, советских и современных исследователей так называемой «абрамовщины» и приходит к выводу о том, что с самого начала отношение к Абрамову как теоретику «культурного» народничества было крайне идеологизированным и в его интеллектуальной биографии до сих пор много белых пятен. Особое внимание уделяется работам земляков Абрамова (Т. П. Агапкина, С. Я. Новак, В. В. Зверев, В. М. Головко и др.), которым удалось привлечь внимание современных исследователей к его идейному наследию. В заключении статьи определен круг вопросов, нуждающихся в дальнейшем изучении. И это не только пробелы в биографии народника-культурника, но и главный вопрос: был ли Абрамов «отцом» теории «малых дел» или его следует рассматривать как теоретика «великой культурной работы», на чем настаивают исследователи В. М. Головко и Г. Н. Мокшин.

Ключевые слова: Я. В. Абрамов, историография, народничество, народники-культурники, теория «малых дел».

The article is devoted to the history of research of views and activity of Y. Abramov, a well-known ideologist of right-wing populism in the 80-s - 90-s of the Х1Х century. For a long time his name has been associated only with the development of the theory of "small deeds " as the core of the ideology of moderate right-wing populism. A sustained interest in Abramov's ideological legacy was awakened only in the 1990s on the wave of revision of attitudes toward supporters of peaceful social progress. And by now Abramov has grown from a "minor" writer and publicist, as Abramov was considered to be at the turn of the 19th-20th centuries, to a "ruler of thoughts" and an "unknown genius". Trying to understand the reasons for this metamorphosis, the author consecutively examines the works of pre-revolutionary, Soviet and modern researchers of the so-called "Abramovshchina" and comes to the conclusion that from the very beginning the attitude to Abramov as a theorist of "cultural" populism was highly ideological and there are still many blank spots in his intellectual biography. Special attention is paid to the works of Abramov's countrymen (Agapkin, Novak, Zverev, Golovko and others), who managed to attract the attention of modern researchers to his ideological legacy. In the conclusion of article the circle of questions which need the further studying is defined. And these are not only the gaps in the biography of the popul-ist-culturnik, but also the main question: was Abramov the "father" of the theory of "small deeds "

or should he be regarded as a theorist of "great cultural work", as the researchers Golovko and Mokshin insist.

Keywords: Y. V. Abramov, historiography, populism, populists-culturniks, the theory of "small deeds".

DOI: 10.24888/2410-4205-2023-34-1-81-93

Известный писатель и публицист культурно-народнического направления Яков Васильевич Абрамов (1858-1906) до недавнего времени не пользовался большой популярностью ни у филологов, ни у народниковедов. А причина тому - не очень благовидная репутация основоположника теории «малых дел», которую создал ему Н. В. Шелгунов в самом конце 1880-х гг. Якобы, став публицистом право-народнической «Недели», Абрамов отказался от идейного наследия русских демократов 1840-1860-х гг., примирился с действительностью и превратился в идеолога мещанства (образно говоря, в «мещанского мыслителя»1). Данную мысль разовьет в начале XX века П. Б. Струве в заметке о Н. В. Шелгунове и его битвах с «абрамовщиной» [43, с. 24, 27]. В скором времени этот термин станет вторым названием теории «малых дел».

Понятно, что такие статьи не добавляли популярности Я. В. Абрамову, который на тот момент еще проживал у себя на родине в Ставрополе. От «абрамовщины» попытались отгородиться даже правые народники, когда в начале ХХ века взялись за написание истории «культурного» народничества. Так, Е. Д. Максимов - первый биограф С. Н. Кривенко, стремясь восстановить доброе имя своего покойного товарища, попытался доказать, что «культурническая» программа и тактика, которые этот публицист развивал в 1890-е гг. на страницах «Нового слова» и «Сына отечества» (где активно сотрудничал Абрамов), с так называемой теорией «маленьких дел» ничего общего не имеют [29, с. 294].

На рубеже XIX-XX вв., судя по статьям в тогдашней справочной литературе, Абрамов считался «второстепенным» писателем и публицистом, хотя и очень плодовитым. Однако пройдет сто лет и благодаря развитию отечественного народниковедения он уже дорастет до «властителя дум» и «непознанного гения» [45; 53]. Из всех народников-культурников 1880-1890-х гг. только Абрамов попал в «Российскую историческую энциклопедию» (как «отец» теории, давшей название целой эпохе - «малых дел») [52]. Ни И. И. Каблиц, ни С. Н. Кривенко не удостоились такой чести.

Задачи данной статьи - проследить эту удивительную метаморфозу и попытаться дать ей объяснение.

До 1917 года информацию о жизни и взглядах Абрамове можно было найти только в тогдашней справочной литературе. Например, в словаре С. А. Венгерова была помещена автобиография публициста и изложено его жизненное кредо: «энергическая» помощь народу в его «трудной борьбе с кулачеством и быстро нарождающейся... буржуазией» (в ущерб отодвигаемым на второй план общественно-политическим вопросам). Здесь же приводится наиболее полный перечень книг и статей Абрамова в различных печатных изданиях («Отечественные записки», «Слово», «Устои», «Неделя» и др.), свидетельствующий об устойчивом интересе народника к истории раскола, деятельности органов земского самоуправления и к жизни его родины - Северного Кавказа. Однако эти сведения доходят лишь до 1886 г.

[7].

Похожую характеристику Абрамова как общественного деятеля (но уже более идеологизированную) мы находим в статье А. Г. Фомина для «Нового энциклопедического сло-

* Я. В. Абрамов происходил из мещан г. Ставрополя-Кавказского. «Мещанский мыслитель» - название одного из его автобиографических рассказов. Однако Н. В. Шелгунов понимал под «мещанством» не городское сословие, а узость мышления, сосредоточенного на задачах текущего дня.

варя». По мнению автора, Абрамов является представителем чересчур одностороннего течения в народничестве, которое по его имени получило название «абрамовщина». Ее суть -отказ от «больших дел» (стремления к «пересозданию общественного строя») и сосредоточение внимания и энергии интеллигенции на «малых делах» и «тихой культурной работе», а именно: призыв «идти в учителя, земские врачи, бороться с кулачеством и т.п.» [46].

В других работах данного периода Абрамов упоминается вскользь, но тоже в основном в контексте критики теории «малых дел». Например, С. Венгеров, М. Миклашевский,

A. Потресов, делая анализ идеологической обстановки в российском обществе в 80-90-х гг. XIX в., указывали на теорию «малых дел» Абрамова как на отражение идейного кризиса народничества [8, с. 224; 30, с. 19; 39, с. 538].

Таким образом, еще с конца XIX в. Я. В. Абрамов позиционируется как основоположник теории «малых дел», провозглашенной им на страницах «Недели» и отражающей направление «серединной, умеренной, культуртрегирской интеллигенции» 1880-х гг. По замечанию М. Миклашевского, это направление лишь отчасти окрашено народничеством [30, с. 19]. Неслучайно в одной из статей о народничестве начала XX вв. будет замечено, что через Абрамова это направление незаметно сливается с консерватизмом [54]. «Либеральным» народником он станет уже в марксистской историографии.

После революции 1917 г. отношение в исторической литературе к Абрамову не поменялось, как и к тому течению народнической мысли, к которому он принадлежал. Признание «абрамовщины» маркером «вырождения» русского народничества, которое к концу 1880-х гг. окончательно утратило «здоровое политическое чутье», стало основой для забвения общественно-политических взглядов Абрамова в советской историографии. Чего только стоит реплика одного «маститого» литературоведа 1920-х гг. о том, что Н. В. Шелгунов, осуществивший «идейный разгром» идеологии «восьмидесятничества», пригвоздил Абрамова к «позорному столбу» [24, с. 12].

В 1920-1930-х гг. имя Абрамова упоминалось лишь в немногих трудах, в основном затрагивающих его биографию на рубеже 1870-1880-х гг. Мы имеем в виду статью о нем в словаре «Деятели революционного движения в России», где приводятся данные о преследовании Абрамова со стороны полиции и когда он был народником-пропагандистом, и когда стал легальным народническим публицистом. Кстати, опубликованная здесь фотография молодого Абрамова - чуть ли ни единственное его изображение [2, стб. 3]. Ценные материалы о связях Абрамова с народовольцами и поздними чернопередельцами представлены также в статье Б. И. Николаевского [36, с. 114]. И еще в сборнике статей по истории народничества Б. П. Козьмина впервые разбираются некоторые художественные и публицистические очерки Абрамова, опубликованные в начале 1880-х гг. в журнале «Устои» [25, с. 256278].

В 1950-е годы, когда идеологическое давление на историческую науку несколько ослабло, возрождается изучение истории русского народничества, правда, в основном его левого, революционного крыла. Так, в монографии В. П. Крикунова, посвященной революционному движению на Северном Кавказе в конце 1870-х гг., впервые на архивных документах раскрывается участие в нем бывшего студента Медико-хирургической академии Якова Абрамова [26, с. 74-76].

С середины 1960-х гг. в работах Б. В. Банка, И. Г. Лиоренцевича, В. А. Твардовской,

B. Г. Xороса вновь поднимается вопрос о вкладе Абрамова в становление теории «малых дел» и в разработку правыми народниками новой программы деятельности интеллигенции в деревне, в условиях политической реакции 1880-х гг. При этом распространение данной теории по-прежнему трактуется как выражение идейного кризиса позднего народничества и его либерального перерождения [6, с. 86; 28, с. 113; 44; 50, с. 78].

Среди исследований 1960-1970-х гг., затрагивающих общественные взгляды Абрамова, стоит также отметить монографию Б. И. Есина о Н. В. Шелгунове, где рассматривает-

ся полемика между ним и Абрамовым по вопросу о главных задачах русской интеллигенции 1880-х гг. Автор, в частности, обращает внимание на вредный и антиобщественный характер выступлений Абрамова в защиту «светлых явлений» и «бодрых впечатлений», т.е. «малых дел» [15, с. 55].

Кардинальный пересмотр отношения к народникам-культурникам начался лишь с конца 1970-х гг. В 1980 г. молодой историк В. И. Харламов - ученик М. Г. Седова - защищает первую у нас в стране кандидатскую диссертацию, посвященную идеологии «малых дел» («недельного» народничества) и конкретно И. И. Каблицу (Юзову). И хотя без критики с позиции ленинских оценок народничества тогда обойтись было нельзя, Харламов, тем не менее, отказался признавать культурническую доктрину поздних народников, включая Абрамова, «реакционной», чисто «мелкобуржуазной» и, безусловно, «несоциалистической» (правда, с определенными оговорками) [47, с. 18]. По словам Б. П. Балуева, без этого труда В. И. Харламова уже нельзя представить себе изучение истории «либерального» народничества [5, с. 18].

В. И. Харламов одним из первых обратил внимание на то, что к числу основоположников теории «малых дел» следует относить не только Абрамова. Его знаменитая статья «Правда ли, что нет дела?» была опубликована в «Неделе» в августе 1885 г. Но теоретическое обоснование необходимости сосредоточения внимания интеллигенции на удовлетворении практических нужд народа было дано в той же «Недели» еще в начале 1880-х гг. в статьях И. И. Каблица. Опираясь на этот факт, историк назвал его «ведущим создателем» теории «малых дел» [49, с. 111-112]. Роль же Абрамова - это разработка конкретной программы деятельности интеллигенции в деревне, вытекающей из упомянутой выше теории [48, с. 169]. Кстати, именно Харламов в своих статьях конца 1980-х гг. снял с Абрамова клеймо «реакционера», открыв дорогу для дальнейшего изучения его идейного наследия В. В. Звереву, Э. В. Кемпинскому и С. Я. Новаку [34, с. 40].

В 1981 г. была защищена еще одна диссертация о народниках «Недели» - Т. М. Канаевой (тоже под руководством М. Г. Седова). Культурная работа в ней, как и у Харламова, оценивается как в целом прогрессивное явление. В то же время отмечается, что призывы публицистов «Недели», включая Абрамова, к переселению интеллигенции в деревню уводили значительную часть интеллигенции от непосредственной борьбы за освобождение народа [20, с. 14].

В 1989 г. в первом томе «Словаря русских писателей» публикуется первая подробная литературно-общественная биография Абрамова (с солидным списком источников и литературы), подготовленная тоже его землячкой - Т. П. Агапкиной [4].

Итак, большую часть советского периода идейное наследие Абрамова воспринималось как «отрыжка» эпохи реакции 1880-х гг. И лишь в 1980-е гг. появляются первые работы о легальном народничестве, в которых понятие «реакционность» (теории «малых дел» Абрамова) начинает заменяться на более нейтральное - «консерватизм». Однако марксистская идеология еще не позволяет советским исследователям относиться к Абрамову и другим представителям «культурнического» народничества более объективно.

Первым шагом на этом пути стала монография Б. П. Балуева об идеологах «либерального народничества» [5]. Хотя автор рассматривает их взгляды и деятельность с позиции классового подхода (как и все историки-марксисты), он опирается не на одни только ленинские цитаты, но и на обстоятельный анализ трудов самих народников-культурников. И они для Балуева больше не реакционеры, а скорее «заблудшие» общественные деятели, которые искренне желали благо своему народу. К сожалению, Абрамову в этой работе уделяется сравнительно мало внимания. Для Балуева он по-прежнему «отец» теории «малых дел».

Заметное оживление внимания исследователей к нашему публицисту наблюдается во второй половине 1990-х годов. В 1996 г. ставропольцы Э. В. Кемпинский и С. Я. Новак в

совместной статье впервые в отечественной историографии рассказывают читателям о неожиданной радикализации взглядов Абрамова в начале XX в. и о его неудачной попытке сделать «политическую карьеру», став депутатом I Государственной думы от Ставропольской губернии [23].

В 1997 г. в «Отечественной истории» С. Я. Новак публикует статью «Абрамов -пионер "теории малых дел"» (в то время он работал над кандидатской диссертацией о своем земляке, которую, к сожалению, так и не завершил). В ней даются достаточно подробные сведения о жизни Абрамова (детстве, обучении в гимназии и духовной семинарии, о становлении характера и мировоззрения будущего теоретика «культурнического» народничества и о начале его писательской карьеры в журнале «Отечественные записки»). Затрагивался также вопрос о причинах перехода публициста на более умеренные позиции в народничестве (в молодые годы Абрамов был близок к революционному подполью) и его сотрудничестве в газете «Неделя». [23; 37].

Еще одним исследователем 1990-х гг., который занялся изучением идейного наследия Абрамова, был другой его земляк - В. В. Зверев. В своей монографии, посвященной истории «реформаторского» народничества, он исследует основные проблемы, которые разрабатывались публицистом в период его сотрудничества с газетой «Неделя» (задачи и возможности интеллигенции по работе в провинции, экономические проблемы русской деревни, работа земских учреждений, социальная сфера жизни народа, помощь в организации здравоохранения и просвещения крестьянству), а также комплекс предложений Абрамова, вытекавших из анализа этих вопросов, которые, собственно, и составляли практическую программу теории «малых дел» [17]. Все эти вопросы автор изучает и оценивает с позиции новой интерпретации правого народничества - как идеологии радикальной модернизации России. Данный подход позволил в значительной степени «реабилитировать» Абрамова, как общественного деятеля, который знал, что действительно нужно народу [14], и привлечь внимание к изучению его взглядов др. исследователей (Г. Н. Мокшина, Б. Б. Сажина, В. В. Блохина).

В 2000-е гг. имя Абрамова появляется уже не только в вузовских, но и в школьных учебниках по истории России [27; 51].

Современные народниковеды не без основания доказывают, что только с обращением к практической, созидательной деятельности на ниве народного просвещения, здравоохранения, подъема общего благосостояния народа, к чему так настойчиво призывал Абрамов, значительная часть интеллигенции превратилась в созидательную общественную силу. Наибольшее развитие эта идея получила в диссертациях С. Н. Касторного и Г. Н. Мокшина [21; 31]. Их работы, где немалое место уделено анализу общественно-политических взглядов Я. В. Абрамова, безусловно, являются ценным вкладом в изучение истории народнической мысли 1880-1890-х гг.

Новый этап современной историографии Абрамова можно начать с 2008 года, когда на родине публициста в г. Ставрополе прошли первые научные «Абрамовские чтения». Инициатором данного мероприятия стал доктор филологических наук В. М. Головко - автор первой монографии и первого учебного пособия об Абрамове как писателе [10; 11]. Под редакцией Головко в 2008 г. были изданы биобиблиографические материалы, а в 2013 г. большой сборник научных трудов, специально посвященные Абрамову [16; 56]. Между прочим, в упомянутом сборнике были опубликованы хранящиеся в Государственном архиве Ставропольского края документы о жизни и деятельности Абрамова, обнаруженные его ведущим археографом Е. Б. Громовой [13].

В настоящее время изучением народнического наследия Абрамова занимаются ученые из Ставрополя, Москвы, Орла, Ростова-на-Дону, Воронежа и др. российских городов. Исследуются темы, связанные с публицистикой Абрамова [38], с разрабатываемой им исто-

рией раскола [42], с деятельностью органов земского самоуправления [22], вопросом о воскресных школах [19] и мн. др.

В 2020 г. в Ставрополе под редакцией В. М. Головко вышла коллективная монография, целиком посвященная творческому наследию Абрамова как мыслителя, писателя и публициста. В ней, в частности, впервые опубликованы ранние драматургические опыты Абрамова, а также материалы служебного расследования по его «делу» в Кавказской духовной семинарии, где он учился. Есть в монографии и глава, в которой ставится вопрос об особенностях «культурного» народничества Абрамова, который никогда не считал себя теоретиком «малых дел», и его вкладе в развитие народнического движения в 80-90-е гг. XIX в. [12; 40].

Таким образом, в последние годы Я. В. Абрамов вошел в круг самых изучаемых писателей и публицистов правого народничества. Регулярно проводятся всероссийские «Аб-рамовские чтения» (в Ставрополе). Переизданы многие его художественные произведения и некоторые важные статьи [1; 55]. Г. М. Мокшиным составлен биобиблиографический указатель Абрамова [3]. В первую очередь, это, конечно, заслуга его земляков во главе с проф. Северо-Кавказского федерального университета В. М. Головко, а также поддержавших эту инициативу современных историков правого народничества (В. В. Блохин, Г. Н. Мокшин, Б. Б. Сажин и др.).

Однако вклад мыслителя и общественного деятеля в развитие идеологии позднего народничества, на наш взгляд, изучен все еще недостаточно.

Дело в том, что до сих пор основные усилия ученых были сосредоточены на анализе деятельности Абрамова в газете «Неделя». Другие же аспекты его политической биографии 1870-1890-х гг. исследованы сравнительно мало. Целый ряд вопросов остается открытым. Так, до сих пор не решен вопрос об участии Абрамова в движении революционного народничества конца 1870-х гг. (был ли он вообще революционером, как считали в Департаменте полиции?). Практически не изучено сотрудничество публициста в журнале «Отечественные записки» первой половины 1880-х гг., а также не установлены обстоятельства последующего перехода Абрамова с левого фланга легального народничества в газету «Неделя» - цитадель умеренно правого народничества, где до него активно сотрудничал И. И. Каблиц -главный тогдашний «народолюб» и «интеллигентофоб». Нет четкого ответа и на вопрос о причинах неожиданного возвращения Абрамова на свою малую родину в мае 1890 г. и содержании его культурно-просветительской деятельности в 90-е гг. XIX в., включая период постоянного проживания в Петербурге с конца 1896 до лета 1899 гг.

Остается открытым и самый важный вопрос - является ли Абрамов «отцом» теории «малых дел» 1880-1890-х гг.? Или он все-таки был идеологом «великой культурной работы», как считают В. М. Головко и Г. Н. Мокшин, и так называемая «абрамовщина» - это миф [35]?

Вообще, стоит заметить, что Я. В. Абрамов был необыкновенно деятельным человеком. В одном из неопубликованных писем В. Г. Черткову за 1896 г. он сообщал, что за свою жизнь (а на тот момент ему было всего 38 лет) перепробовал самые различные профессии. «Я, - пишет публицист, - сидел в кабаке, торговал в лавочке, ездил по степям с гуртами волов и отарами овец, занимался банковским делом, управлял имением, занимался садоводством, был сотрудником газет и журналов, работал наборщиком и корректором в типографиях, служил приказчиком на фабрике, занимался исследованием экономического быта населения в качестве земского статистика, был народным учителем, ораторствовал в думе в качестве гласного, выступал в качестве защитника по уголовным процессам, занимался подпольною адвокатурою и т.д., и т.п.» [41, л. 14].

К сожалению, до настоящего времени не предпринималось обобщающего исследования, которое свело бы вместе все основные факты жизни и деятельности интересующего нас народника. В итоге даже по вопросу о месте и роли Я. В. Абрамова в народническом

движении последней трети XIX по-прежнему существует множество различных, в т.ч. и взаимоисключающих, мнений. Так, одни историки говорят о типологической близости Абрамова к Каблицу (Юзову), как идеологу «Недели», и исключают их обоих из продолжателей социалистической традиций традиции [18, с. 93]. Согласно другой точке зрения, Абрамов был гораздо ближе к «либеральному культурничеству» И. С. Тургенева, Л. А. Полонского и К. Д. Кавелина, чем к правым народникам «почвеннической» формации (И. И. Каб-лиц, В. П. Воронцов, С. Н. Кривенко), т.к. не разделял их общинных иллюзий [9]. Третьи доказывают, что Абрамов всегда оставался верен заветам народников 1870-х гг. и рассматривал культурную работу как деятельность по подготовке почвы для постепенного перехода к более совершенному общественному строю, основанному на принципах народнического (крестьянского) социализма [32, с. 13].

Автор данной статьи призывает исследователей не переходить из крайности в крайность. Очевидно, что Яков Абрамов, хотя и оказался на обочине русского освободительного движения, не был ни «мещанским мыслителем», ни «властителем дум», а тем более «гением». Не стоит отлучать Абрамова ни от умеренно правого народничества, ни от продолжателей социалистической традиции 1860-1870-х гг., т.к. отстаиваемая публицистом центристская позиция как раз и была призвана примирить всех тех общественных деятелей, кто желал работать на благо своего народа, во имя его лучшего будущего. Ведь через широкую «культурную работу» в деревне, по мнению не только Якова Васильевича, но и того же С. Н. Кривенко, и Е. Д. Максимова, и многих других их современников, можно было не только улучшить повседневную жизнь простого народа, но и создать почву для осуществления идеала более справедливого общественного устройства. И не их вина, что в конце XIX в. так называемая передовая русская интеллигенция окончательно развернулась от идеи мирного общественного прогресса с постепенным вовлечением в него основного населения страны в сторону подготовки радикальных политических переворотов и социальных экспериментов над собственным народом.

Список источников и литературы

1. Абрамов, Я. В. (2017). В поисках за правдой: сб. рассказов. Ставрополь; Кемерово: Технопринт. 192 с.

2. Абрамов Яков Васильевич (1929) // Деятели революционного движения в России. Биобиблиографический словарь. Т. 2. Семидесятые годы. Вып. 1. Москва: ВопКисп. Стб. 23.

3. Абрамов Яков Васильевич: биобиблиографический указатель (1880-2017 гг.) (2017). Воронеж: Издат. дом ВГУ. 212 с.

4. Агапкина, Т. П. (1989). Абрамов Я. В. // Русские писатели. Биографический словарь. 1800-1917. Москва: БРЭ. Т. 1. С. 12-13.

5. Балуев, Б. П. (1995). Либеральное народничество на рубеже Х^-ХХ веков. Москва: Наука. 267 с.

6. Банк, Б. В. (1969). Изучение читателей в России (XIXв.). Москва: Книга. 262 с.

7. Венгеров, С. А. (1889). Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т. 1. Санкт-Петербург: Семеновская Типо-Литография. С. 21-23.

8. Венгеров, С. А. (1914). Этапы неоромантического движения. Ст. вторая // Русская литература XX века. (1890-1910). Кн. 6. Москва: Мир. С. 1-116.

9. Головко, В. М. (2008). И. С. Тургенев - Л. А. Полонский - Я. В. Абрамов: концепция для эволюционного развития общества как феномен интеллектуальной истории // Неизвестный Тургенев: мат-лы междунар. конф. Вып. 1. Орел: ОГУ. С. 3-10.

10. Головко, В. М. (2008). Яков Абрамов: самоактуализация в художественном творчестве. Ставрополь: СГУ. 180 с.

11. Головко, В. М. (2015). Яков Васильевич Абрамов. Мировоззрение. Метод. Поэтика: учеб. пособие. Москва: Флинта. 303 с.

12. Головко, В. М. (2020). «Дело Абрамова» в Кавказской духовной семинарии (на материалах архивных разысканий) // Идейно-творческое наследие Я. В. Абрамова в историко-культурной парадигме реформаторского народничества. Ставрополь: СКФУ. С. 84-103.

13. Громова, Е. Б. (2013). Я. В. Абрамов: документальная память // Я. В. Абрамов в истории культуры и общественной мысли России [сб. ст.]. Ставрополь: СКФУ. С. 224-249.

14. Данилова, Е., Зверев, В. (1995). Отец теории малых дел знал, что делать // Общая газета. № 42. С. 9.

15. Есин, Б. И. (1977). Н. В. Шелгунов. Москва: Мысль. 176 с.

16. За лучшую будущность России: к 150-летию со дня рождения Якова Васильевича Абрамова, общественного деятеля, публициста, критика: биобиблиографические материалы (2008). Ставрополь: СГКУНБ. 62 с.

17. Зверев, В. В. (1997). Реформаторское народничество и проблема модернизации России. От сороковых к девяностым годам XIXв. Москва: Уникум-Центр. 366 с.

18. Зверев, В. В. (1997). Эволюция народничества: «теория малых дел» // Отечественная история. № 4. С. 86-94.

19. Зверев, В. В. (2016). Я. В. Абрамов и воскресные школы // НаукаПарк. № 8. С. 3039.

20. Канаева, Т. М. (1981). Газета «Неделя» в общественном движении пореформенной России (1875-1893 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва. 15 с.

21. Касторнов, С. Н. (2002). Народники-реформисты о социальных и общественно-политических проблемах России второй половины XIX - начала ХХ вв. Сравнительный анализ: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Орел. 23 с.

22. Касторнов, С. Н. (2019). Я. В. Абрамов о роли земства в подъеме благосостояния народа // Народники в истории России: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. Воронеж: Истоки. С. 212-222.

23. Кемпинский, Э. В., Новак, С. Я. (1996). Общественно-политическая деятельность Я. В. Абрамова в конце XIX- начале XX вв. // Страницы истории России: межвуз. сб. науч. ст. Ставрополь: СГУ. С. 32-39.

24. Коган, П. С. (1929). Очерки по истории новейшей русской литературы. Т. 4. Москва; Ленинград: Госиздат. 420 с.

25. Козьмин, Б. П. (1933). От «Девятнадцатого февраля» к «Первому марта»: очерки по истории народничества. Москва: ВопКисп. 289 с.

26. Крикунов, В. П. (1958). Революционные разночинцы на Северном Кавказе. Нальчик: Кабардино-Балкарское кн. изд-во. 144 с.

27. Левандовский, А. А. (2006). История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений. 2-е изд. Москва: Просвещение. 303 с.

28. Лиоренцевич, И. Г. (1978). Социологические теории народничества // Социологическая мысль в России. Ленинград: Наука. С. 107-195.

29. [Максимов, Е. Д.] Слобожанин, М. (1908). Черты из жизни и деятельности С. Н. Кривенко // Минувшие годы. № 5-6. С. 278-296.

30. [Миклашевский, М. П.] Неведомский, М. (1911). 80-ые - 90-ые годы в нашей литературе // История России в XIX в. Т. 9. Санкт-Петербург: Изд. т-ва бр. Гранат. С. 1116.

31. Мокшин, Г. Н. (2010). Идейная эволюция легального народничества во второй половине XIX- начале XXвв.: автореф. дис. ... докт. ист. наук. Саратов. 42 с.

32. Мокшин, Г. Н. (2018). К вопросу о месте и роли Я. В. Абрамова в народническом движении 1880-1890-х гг. // Вестник Сургутского гос. пед. ун-та. № 3. С. 9-17.

33. Мокшин, Г. Н. (2020). Основы культурного народничества Я. В. Абрамова // Идейно-творческое наследие Я. В. Абрамова в историко-культурной парадигме реформаторского народничества. Ставрополь: СКФУ. С. 104-115.

34. Мокшин, Г. Н. (2019). Современная литература об идеологе культурного народничества Я. В. Абрамове // Народники в истории России: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. Воронеж: Истоки. С. 39-49.

35. Мокшин, Г. Н. (2015). Что такое «абрамовщина»? (к истории одного мифа о Я. В. Абрамове) // НаукаПарк. № 8. С. 24-28.

36. [Николаевский, Б. И.] Иванов, Б. (1931). Н. Л. Сергиевский как историк «партии русских социал-демократов» (1884-1887 гг.) // Каторга и ссылка. № 1. С. 59-122.

37. Новак, С. Я. (1997). Я. В. Абрамов - пионер «теории малых дел» // Отечественная история. № 4. С. 80-85.

38. Петренко, Д. И., Бондарева, Н. С. (2017). Остросоциальная публицистика Я. В. Абрамова (1858-1906): актуальные проблемы общественной жизни в Российской империи на рубеже веков // Научный диалог. № 7. С. 58-69.

39. Потресов, А. (1909). Эволюция общественно-политической мысли в предреволюционную эпоху // Общественное движение в России в начале XX в. Т. 1. Санкт-Петербург: Общественная польза. С. 538-640.

40. Раннее литературно-художественное творчество Я. В. Абрамова (публикация, вступительная статья, комментарии В. М. Головко) (2020) // Идейно-творческое наследие Я. В. Абрамова в историко-культурной парадигме реформаторского народничества. Ставрополь: СКФУ. С. 11-49.

41. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 552. Оп. 1. Д. 104. 14 л.

42. Сажин, Б. Б. (2017). Проблема старообрядчества в публицистике Я. В. Абрамова // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. № 19. С. 27-33.

43. Струве, П. (1901). На разные темы // Мир Божий. № 6. С. 23-27.

44. Твардовская, В. А. (1965). «Малых дел теория» («абрамовщина») // Советская историческая энциклопедия. Т. 8. Москва: СЭ. Стб. 980.

45. Тульская, Е. (2011). Здания, окружающие нас...: забытый всеми «властитель умов» // Династия - недвижимость. 24 июня.

46. Фомин, А. (1915). Абрамов Я. В. // Новый энциклопедический словарь. Т. 1. Санкт-Петербург: Тип. АО Брокгауз-Ефрон. С. 76-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47. Xарламов, В. И. (1980). Из истории либерального народничества в России в конце 70-х - начале 90-х годов XIXвека: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Москва. 18 с.

48. Xарламов, В. И. (1990). Публицисты «Недели» и формирование либерально-народнической идеологии в 70-х - 80-х годах XIX в. // Революционеры и либералы России. Москва: Наука. С. 163-185.

49. Xарламов, В. И. (1990). Теория «малых дел» Юзова в оценке читателей-современников // Из истории общественно-политической мысли России XIX в. Москва: Прометей. С. 93-112.

50. Xорос, В. Г. (1972). Народническая идеология и марксизм. Москва: Наука. 176 с.

51. [Цимбаев, Н. И.] (2006). Народничество [Гл. 26. § 2] // История России XVIII-XIX веков. Москва: Эксмо. С. 668-681.

52. Цыганкова, Л. А. (2011). Абрамов Яков Васильевич // Российская историческая энциклопедия: в 18 т. Т. 1. Москва: ОЛМА Медиа Групп. С. 40.

53. Чаблин, А. (2008). Непознанный гений: ученые СГУ выводят из небытия великие имена Ставрополья // Открытая газета. № 51. 24-31 дек.

54. [Южаков, С. Н.] [1904]. Народничество // Большая энциклопедия. Т. 13. Санкт-Петербург: Просвещение. С. 658.

55. Я. В. Абрамов (2011) // Опальные русские писатели открывают Кавказ. Антология: в 3 т. Т. 3. Ставрополь: СГУ. С. 11-171.

56. Я. В. Абрамов в истории культуры и общественной мысли России [сб. ст.] (2013). Ставрополь: СКФУ. 296 с.

References

1. Abramov, J. V. (2017). V poiskah zapravdoj: sb. rasskazov [In Search of the Truth: Collected Stories]. Stavropol, Kemerovo, Tehnoprint. (in Russian).

2. Abramov Jakov Vasil'evich (1929). [Abramov Yakov Vasilyevich] in Dejateli revolju-cionnogo dvizhenija v Rossii. Biobibliograficheskij slovar', t. 2. Semidesjatye gody, 1. Moscow, VopKisp, 2-3. (in Russian).

3. Yakov Vasilyevich Abramov: bibliographical index (1880-2017) (2017). [Abramov Yakov Vasilyevich: bibliographical index (1880-2017)]. Voronezh, Izdat. dom VGU. (in Russian).

4. Agapkina, T. P. (1989). Abramov J. V. [Abramov Y. В.] in Russkie pisateli. Biografi-cheskij slovar'. 1800-1917. Moscow, BRE, Т. 1. (in Russian).

5. Baluev, B. P. (1995). Liberal'noe narodnichestvo na rubezhe Х1Х-ХХvekov [Liberal Populism at the Turn of the Twentieth and Twentieth Centuries]. Moscow, Nauka. (in Russian).

6. Bank, B. V. (1969). Izuchenie chitatelej v Rossii (XIXv.) [The Study of Readers in Russia (nineteenth century)]. Moscow, Kniga. (in Russian).

7. Vengerov, S. A. (1889). Kritiko-biograficheskij slovar' russkih pisatelej i uchenyh. T. 1 [Critical and Biographical Dictionary of Russian Writers and Scholars. Т. 1] St. Petersburg, Seme-novskaja Tipo-Litografija, 21-23. (in Russian).

8. Vengerov, S. A. (1914). Jetapy neoromanticheskogo dvizhenija. St. vtoraja [Stages of the neo-romantic movement. Art 2] in Russkaja literatura ХХ veka. (1890-1910). Kn. 6. Moscow, Mir, 1-116. (in Russian).

9. Golovko, V. M. (2008). I. S. Turgenev - L. A. Polonskij - J. V. Abramov: koncepcija dlja jevoljucionnogo razvitija obshhestva kak fenomen intellektual'noj istorii [I. S. Turgenev - L. A. Polonsky - Y. V. Abramov: A Concept for the Evolutionary Development of Society as a Phenomenon of Intellectual History] in Neizvestnyj Turgenev, mat-ly mezhdunar. konf., 1. Orel, OSU, 3-10. (in Russian).

10. Golovko, V. M. (2008). Jakov Abramov: samoaktualizacija v hudozhestvennom tvor-chestve [Yakov Abramov: Self-Actualization in Artistic Creation]. Stavropol, SGU. (in Russian).

11. Golovko, V. M. (2015). Jakov Vasil'evich Abramov. Mirovozzrenie. Metod. Pojetika: ucheb. posobie [Yakov Vasilyevich Abramov. Worldview. Method. Poetics: textbook]. Moscow, Flinta. (in Russian).

12. Golovko, V. M. (2020). «Delo Abramova» v Kavkazskoj duhovnoj seminarii (na mate-rialah arhivnyh razyskanij) ["The Abramov Case at the Caucasian Theological Seminary (based on archival research)] in Idejno-tvorcheskoe nasledie Ja. V. Abramova v istoriko-kul'turnoj paradigme reformatorskogo narodnichestva. Stavropol, SKFU, 84-103. (in Russian).

13. Gromova, E. B. (2013). J. V. Abramov: dokumental'najapamjat' [Y. V. Abramov: Documentary Memory] in J. V. Abramov v istorii kul'tury i obshhestvennoj mysli Rossii [sb. st.]. Stavropol, SKFU, 224-249. (in Russian).

14. Danilova, E., Zverev, V. (1995). Otec teorii malyh del znal, chto delat' [The father of small deeds theory knew what to do] in Obshhaja gazeta, 42, 9. (in Russian).

15. Esin, B. I. (1977). N. V. Shelgunov [Н. V. Shelgunov]. Moscow, Mysl'. (in Russian).

16. Za luchshuju budushhnost' Rossii: k 150-letiju so dnja rozhdenija Jakova Va-sil'evicha Abramova, obshhestvennogo dejatelja, publicista, kritika: biobibliograficheskie materially (2008). [For the Better Future of Russia: 150th Anniversary of the Birth of Yakov Vasilievich Abramov, Public figure, Publicist, Critic: Bibliographical Materials]. Stavropol, СГКУНБ. (in Russian).

17. Zverev, V. V. (1997). Reformatorskoe narodnichestvo i problema modernizacii Rossii. Ot sorokovyh k devjanostym godam XIX v. [Reformist Populism and the Problem of Russia's Modernization. From the Forties to the Nineties of the 19th Century]. Moscow, Unikum-Centr. (in Russian).

18. Zverev, V. V. (1997). Jevoljucija narodnichestva: «teorija malyh del» [The Evolution of Populism: the "theory of small deeds] in Otechestvennaja istorija, 4, 86-94. (in Russian).

19. Zverev, V. V. (2016). Ja. V. Abramov i voskresnye shkoly [Y. V. Abramov and Sunday Schools] in NaukaPark, 8, 30-39. (in Russian).

20. Kanaeva, T. M. (1981). Gazeta «Nedelja» v obshhestvennom dvizhenii poreformennoj Rossii (1875-1893 gg.) [The Week newspaper in the social movement of post-reform Russia (1875-1893)] (doctoral dissertation abstract). Moscow. (in Russian).

21. Kastornov, S. N. (2002). Narodniki-reformisty o social'nyh i obshhestvenno-politicheskih problemah Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala ХХ vv. Sravnitel'nyj analiz [Populists-reformists on the Social and Socio-Political Problems of Russia in the Second Half of the Nineteenth and Early Twentieth Centuries. Comparative Analysis] (doctoral dissertation abstract). Orel. (in Russian).

22. Kastornov, S. N. (2019). J. V. Abramov o roli zemstva vpod#eme blagosostojanija na-roda [Y. V. Abramov on the role of the zemstvo in raising the welfare of the people] in Narodniki v istorii Rossii, mezhvuz. sb. nauch. tr., 3. Voronezh, Istoki, 212-222. (in Russian).

23. Kempinski, E. V., Novak, S. Y. (1996). Obshhestvenno-politicheskaja dejatel'nost' Ja. V. Abramova v konce XIX - nachale XX vv. [The social and political activities of Y. V. Abramov in the late nineteenth and early twentieth centuries] in Stranicy istorii Rossii, mezhvuz. sb. nauch. st. Stavropol, SGU, 32-39. (in Russian).

24. Kogan, P. S. (1929). Ocherkipo istorii novejshej russkoj literatury. T. 4 [Essays on the History of Modern Russian Literature. Т. 4]. Moscow, Leningrad, Gosizdat. (in Russian).

25. Kozmin, B. P. (1933). Ot «Devjatnadcatogo fevralja» k «Pervomu marta»: ocherki po istorii narodnichestva [From the Nineteenth of February to the First of March: Essays on the History of Populism]. Moscow, VopKisp. (in Russian).

26. Krikunov, V. P. (1958). Revoljucionnye raznochincy na Severnom Kavkaze [Revolutionary Dissenters in the North Caucasus]. Nalchik, Kabardino-Balkarskoe kn. izd-vo. (in Russian).

27. Lewandowski, A. A. (2006). Istorija Rossii, XIX vek: ucheb. dlja 8 kl. obshheobrazova-tel'nyh uchrezhdenij. 2-e izd. [History of Russia, the nineteenth century: textbook for eighth grade of secondary schools. 2nd ed]. Moscow, Prosveshhenie. (in Russian).

28. Lorentsevich, I. G. (1978). Sociologicheskie teorii narodnichestva [Sociological theories of Populism] in Sociologicheskaja mysl' v Rossii. Leningrad, Nauka, 107-195. (in Russian).

29. [Maximov, E. D.] Slobozhanin, M. (1908). Cherty iz zhizni i dejatel'nosti S. N. Kriven-ko [Traits from the life and work of S. N. Krivenko] in Minuvshie gody, 5-6, 278-296. (in Russian).

30. [Miklashevsky, M. P.] Nevedomsky, M. (1911). 80-ые - 90-ые годы в нашей литературе [The 80s and 90s in our literature] in История России в XIX в. Т. 9. St. Petersburg, Izd. t-va br. Granat, 1-116. (in Russian).

31. Mokshin, G. N. (2010). Idejnaja jevoljucija legal'nogo narodnichestva vo vtoroj polo-vine XIX- nachale XX vv. [The Ideological Evolution of Legal Populism in the Second Half of the Nineteenth and Early Twentieth Centuries] (doctoral dissertation abstract). Saratov. (in Russian).

32. Mokshin, G. N. (2018). K voprosu o meste i roli Ja. V. Abramova v narodnicheskom dvizhenii 1880-1890-h gg. [On the Place and Role of Ya. V. Abramov in the Populists movement of the 1880s and 1890s.] in Vestnik Surgutskogo gos. ped. un-ta, 3, 9-17. (in Russian).

33. Mokshin, G. N. (2020). Osnovy kul'turnogo narodnichestva J. V. Abramova [Fundamentals of Cultural Populism Y. V. Abramova] in Idejno-tvorcheskoe nasledie J. V. Abramova v istoriko-kul'turnoj paradigme reformatorskogo narodnichestva. Stavropol, SKFU, 104-115. (in Russian).

34. Mokshin, G. N. (2019). Sovremennaja literatura ob ideologe kul'turnogo narodnichestva J. V. Abramove [Modern Literature on the Ideologist of Cultural Populism, Y. V. Abramov] in Narodniki v istorii Rossii, mezhvuz. sb. nauch. tr., 3. Voronezh, Istoki, 39-49. (in Russian).

35. Mokshin, G. N. (2015). Chto takoe «abramovshhina»? (k istorii odnogo mifa o J. V. Abramove) [What is "Abramovshchina"? (To the history of a myth about Y. V. Abramov)] in NaukaPark, 8, 24-28. (in Russian).

36. [Nikolaevsky, B. I.] Ivanov, B. (1931). N. L. Sergievskij kak istorik «partii russkih so-cial-demokratov» (1884-1887 ¿¿.) [H. L. Sergievsky as a historian of the "Party of Russian Social-Democrats" (1884-1887)] in Katorga i ssylka, 1, 59-122. (in Russian).

37. Novak, S. Y. (1997). J. V. Abramov -pioner «teorii malyh del» [Y. V. Abramov - Pioneer of the Theory of Small deeds] in Otechestvennaja istorija, 4, 80-85. (in Russian).

38. Petrenko, D. I., Bondareva, N. S. (2017). Ostrosocial'naja publicistika J. V. Abramova (18581906): aktual'nye problemy obshhestvennoj zhizni v Rossijskoj imperii na rubezhe vekov [The Ostrosocial Publicism of Y. V. Abramov (1858-1906): topical problems of social life in the Russian Empire at the turn of the century] in Nauchnyj dialog, 7, 58-69. (in Russian).

39. Potresov, A. (1909). Jevoljucija obshhestvenno-politicheskoj mysli v predrevoljucionnuju jepo-hu [The Evolution of Social and Political Thought in the Pre-Revolutionary Era] in Obshhestvennoe dviz-henie v Rossii v nachale XX v. T. 1. St. Petersburg, Obshhestvennaja pol'za, 538-640. (in Russian).

40. Rannee literaturno-hudozhestvennoe tvorchestvo J. V. Abramova (publikacija, vstupitel'naja statja, kommentarii V. M. Golovko) (2020). [The Early Literary and Artistic Work of Ya. V. Abramov (publication, introductory article, comments by V. M. Golovko)] in Idejno-tvorcheskoe nasledie J. V. Ab-ramova v istoriko-kul'turnoj paradigme reformatorskogo narodnichestva. Stavropol, SKFU, 11-49. (in Russian).

41. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv literatury i iskusstva (RGALI). F. 552. Op. 1. D. 104. (in Russian).

42. Sazhin, B. B. (2017). Problema staroobrjadchestva v publicistike J. V. Abramova [The Problem of Old Believers in the Publicism of Y. V. Abramov] in Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Politologija. Religiovedenie, 19, 27-33. (in Russian).

43. Struve, P. (1901). Na raznye temy [On various topics] in Mir Bozhij, 6, 23-27. (in Russian).

44. Tvardovskaya, V. A. (1965). «Malyh del teorija» («abramovshhina») ["Small deeds Theory" ("Abramovshchina")] in Sovetskaja istoricheskaja jenciklopedija, t. 8. Moscow, SE, 980. (in Russian).

45. Tulskaya, E. (2011). Zdanija, okruzhajushhie nas...: zabytyj vsemi «vlastitel' umov» [Buildings Surrounding Us...: The Forgotten "Ruler of Minds"] in Dinastija - nedvizhimost', 24 ijunja. (in Russian).

46. Fomin, A. (1915). Abramov J. V. [Abramov Y. V.] in Novyj jenciklopedicheskij slovar', t. 1. St. Petersburg, tip. AO Brokgauz-Efron, 76-78. (in Russian).

47. Kharlamov, V. I. (1980). Iz istorii liberal'nogo narodnichestva v Rossii v konce 70-h - nachale 90-h godov XIX veka [From the History of Liberal Populists in Russia in the late 1970s and early 1990s] (doctoral dissertation abstract). Moscow. (in Russian).

48. Kharlamov, V. I. (1990). Publicisty «Nedeli» i formirovanie liberal'no-narodnicheskoj ideologii v 70-h - 80-h godah XIX v. [Publicists of "The Week" and the formation of the liberal-populist ideology in the 1970s-80s of the 19th century] in Revoljucionery i liberaly Rossii. Moscow, Nauka, 163-185. (in Russian).

49. Kharlamov, V. I. (1990). Teorija «malyh del» Juzova v ocenke chitatelej-sovremennikov [Yu-zov's Theory of "Small deeds" as Evaluated by Contemporaries] in Iz istorii obshhestvenno-politicheskoj mysli Rossii XIX v. Moscow, Prometej, 93-112. (in Russian).

50. Khoros, V. G. (1972). Narodnicheskaja ideologija i marksizm [Populist Ideology and Marxism]. Moscow, Nauka. (in Russian).

51. [Tsimbaev, N. I.] (2006). Narodnichestvo [Гл. 26. § 2] [Populism (Ch. 26. § 2)] in Istorija Ros-sii XVIII-XIX vekov. Moscow, Jeksmo Publ., 668-681. (in Russian).

52. Tsygankova, L. A. (2011). Abramov Jakov Vasil'evich [Abramov Yakov Vasilyevich] in Ros-sijskaja istoricheskaja jenciklopedija, v 18 t., t. 1. Moscow, OLMA Media Grupp, 40. (in Russian).

53. Chablin, A. (2008). Nepoznannyj genij: uchenye SGU vyvodjat iz nebytija velikie imena Stavro-polja [Unrecognized genius: scientists of the Stavropol State University bring from oblivion the great names of Stavropol] in Otkrytaja gazeta, 51. (in Russian).

54. [Yuzhakov, S. N.] [1904]. Narodnichestvo [Populism] in Bol'shaja jenciklopedija, t. 13. St. Petersburg, Prosveshhenie, 658. (in Russian).

55. J. V. Abramov (2011). [Y. V. Abramov] in Opal'nye russkie pisateli otkryvajut Kavkaz. Antolo-gija, v 3 t., t. 3. Stavropol, SGU, 11-171. (in Russian).

56. J. V. Abramov v istorii kul'tury i obshhestvennoj mysli Rossii (sb. st.) (2013). [Y. V. Abramov in the History of Culture and Social Thought in Russia (collected articles)]. Stavropol, SKFU. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.