Научная статья на тему 'К вопросу о месте и роли Я. В. Абрамова в народническом движении 1880-1890-х гг'

К вопросу о месте и роли Я. В. Абрамова в народническом движении 1880-1890-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
517
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / НАРОДНИКИ-КУЛЬТУРНИКИ / ТЕОРИЯ "МАЛЫХ ДЕЛ" / "КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшин Г. Н.

Статья посвящена видному народническому писателю и публицисту Якову Васильевичу Абрамову (1858-1906). Рассматриваются основные этапы его политической биографии. Устанавливается, что период наибольшей литературно-общественной активности Абрамова пришелся на середину 1880-х первую половину 1890-х гг., когда его популярность достигает всероссийского масштаба. Анализируется содержание предложенной Яковом Абрамовым культурнической программы общественных преобразований страны, а также его полемика с Н.В. Шелгуновым вокруг идеи нового «хождения в народ», на «культурную работу». Ставится вопрос о правомерности причисления Абрамова к авторам теории «малых дел». Выясняются обстоятельства возникновения и укоренения в отечественной историографии мифа об «абрамовщине» (второе название теории «малых дел»). Основное внимание в статье уделяется современным подходам к интерпретации общественной деятельности и идейного наследия Я.В. Абрамова. Первый из них озвучен в трудах В.И. Харламова и В.В. Зверева. В культурнической деятельности Абрамова они увидели попытку приспособления крестьянской общины к утвердившимся в стране капиталистическим порядкам. По мнению исследователей, это была неудачная ревизия социалистической доктрины народничества, закончившаяся оттеснением «культурников» на обочину русского освободительного движения. Второй подход получил развитие в трудах В.М. Головко главного современного «абрамоведа». Именно Головко принадлежит первая попытка представить Абрамова не как «ортодоксального» народника, живущего задачами сегодняшнего дня, а как идеолога «демократического просветительства», доказывавшего необходимость работы в народе в целях обеспечения мирного, постепенного социокультурного прогресса. Позиция Головко это хотя и крайняя, но вполне закономерная и давно назревшая реакция на «абрамовщину». Автор статьи также считает, что в народническом лагере Абрамов стоял ближе к широкому культурничеству С.Н. Кривенко, чем к крестьянофильскому народничеству И.И. Каблица. Однако в условиях новой политизации общества в царствование Николая II культурническая деятельность Абрамова была обречена на неудачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мокшин Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о месте и роли Я. В. Абрамова в народническом движении 1880-1890-х гг»

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

SOCIO-POLITICAL THOUGHT OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES

YAK 94(47).08"1 8" ББК 63.3(2)522-414.13

Г.Н. МОКШИН

G.N. MOKSHIN

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И РОЛИ Я.В. АБРАМОВА В НАРОДНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ 1880-1890-х гг.

TO THE QUESTION OF PLACE AND ROLE OF Y.V. ABRAMOV IN POPULIST MOVEMENT IN 1880-1890s

Статья посвящена видному народническому писателю и публицисту Якову Васильевичу Абрамову (1858-1906). Рассматриваются основные этапы его политической биографии. Устанавливается, что период наибольшей литературно-общественной активности Абрамова пришелся на середину 1880-х - первую половину 1890-х гг., когда его популярность достигает всероссийского масштаба. Анализируется содержание предложенной Яковом Абрамовым культурнической программы общественных преобразований страны, а также его полемика с Н.В. Шелгуновым вокруг идеи нового «хождения в народ», на «культурную работу». Ставится вопрос о правомерности причисления Абрамова к авторам теории «малых дел». Выясняются обстоятельства возникновения и укоренения в отечественной историографии мифа об «абрамовщине» (второе название теории «малых дел»).

Основное внимание в статье уделяется современным подходам к интерпретации общественной деятельности и идейного наследия Я.В. Абрамова. Первый из них озвучен в трудах В.И. Харламова и В.В. Зверева. В культурнической деятельности Абрамова они увидели попытку приспособления крестьянской общины к утвердившимся в стране капиталистическим порядкам. По мнению исследователей, это была неудачная ревизия социалистической доктрины народничества, закончившаяся оттеснением «культурников» на обочину русского освободительного движения. Второй подход получил развитие в трудах В.М. Головко - главного современного «абрамоведа». Именно Головко принадлежит первая попытка представить Абрамова не как «ортодоксального» народника, живущего задачами сегодняшнего дня, а как идеолога «демократического просветительства», доказывавшего необходимость работы в народе в целях обеспечения мирного, постепенного социокультурного прогресса. Позиция Головко - это хотя и крайняя, но вполне закономерная и давно назревшая реакция на «абрамовщину». Автор статьи также считает, что в народническом лагере Абрамов стоял ближе к широкому культурничеству С.Н. Кривенко, чем к крестьянофильскому народничеству И.И. Каблица. Однако в условиях новой политизации общества в царствование Николая II культурническая деятельность Абрамова была обречена на неудачу.

The article is dedicated to the populist writer and jounalist Yakov Vasilievich Abramov (1858-1906). It is established that the period of Abramov's greatest literary and social activity is the mid-1880s - the first half of the 1890s. In these years, his popularity reaches the all-Russian scale. The author analyzes the cultural program proposed by Yakov Abramov for the social transformation of the country, as well as his polemic with N.V Shelgunov around the idea of a new "movement in the people" and "cultural work". The article raises the question of the legitimacy of Abramov as the author of the theory of "small deeds". The circum-

stances of the emergence and implantation in the Russian historiography of the myth of the "abramovshina" (the second name of the theory of "small deeds") are elucidated.

The article focuses on modern approaches to interpreting social activities and ideological heritage of Ya.V Abramov. The first of them is voiced in the works of VI. Kharlamov and VV Zvereva. In the cultural activities of Abramov they saw an attempt to adapt the peasant community to the established capitalist order in the country. According to the researchers, this was an unsuccessful revision of the socialist doctrine of populism, which ended with the ousting of the "culturniks" to the sidelines of the Russian liberation movement. The second approach was developed in the works of VM. Golovko - the main contemporary "Abramoved". It was Golovko who made the first attempt to present Abramov not as an "orthodox" Narodnik, living present day tasks, but as an ideologist of "democratic enlightenment", who proved the necessity of working with the people in order to ensure the peaceful, gradual socio-cultural development of society. The position of Golovko is though an extreme, but quite natural and long overdue reaction to "abramovchina". The author of the article also believes that in Narodnik's camp Abramov stood closer to the broad cultural program of S.N. Krivenko, than to the extremely right-wing populist I.I. Kablitsa. However, in the conditions of the new politicization of society in the reign of Nikolay II, the cultural activity of Abramov was doomed to failure.

Ключевые слова: интеллигенция, народники-культурники, теория «малых дел», «культурная работа».

Key words: the intelligentsia, populists-culturniks, the theory of "small deeds", "cultural work", populists-culturniks, the theory of "small deeds", "cultural work".

Писатель, публицист и литературный критик Яков Васильевич Абрамов (1858-1906) принадлежит к числу видных теоретиков так называемого культурно-народнического движения 1880-1890-х гг. До недавнего времени имя этого общественного деятеля было известно только специалистам, а его вклад в развитие идеологии и практики позднего народничества по-прежнему вызывает сомнения и споры.

К сожалению, специальных исследований об Абрамове не так уж много [10, 11, 17, 20, 25]. Его основные труды, за исключением художественных произведений и нескольких популярных биографий, никогда не переиздавались, а о политической биографии писателя мы можем судить лишь по нескольким статьям в справочно-энциклопедической литературе [6, 7, 13, 28].

Яков Абрамов родился в октябре 1858 г. в семье мещанина г. Ставрополя-Кавказского. Учился в местной гимназии, где уже в подростковом возрасте у него обнаружились литературные способности. В 1875 г. из-за конфликта с «консервативными» наставниками он вынужден был перейти в Кавказскую духовную семинарию, где продолжил изучение курса общеобразовательных наук. Успешно завершив обучение в 1877 г., Абрамов некоторое время учительствовал в станице Петровской на Кавказе, после чего поступил в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако всего через год юноша оставляет учебу из-за ареста в августе 1878 г. по делу о распространении запрещенных книг, за что его и выслали на родину [5, с. 22].

Осенью 1879 г. уже в Ставрополе Абрамова в очередной раз привлекут к дознанию за хранение нелегальной литературы. А в июле 1880 г. за организацию кружка оппозиционно настроенной молодежи он будет на шесть недель подвергнут домашнему аресту [6, стб. 3]. В конце года Абрамову разрешат вернуться в столицу, установив за ним постоянный полицейский надзор.

Но сочувствие Абрамова революционным идеям не сделало из него революционера. В Петербурге талантливый юноша знакомится с известными писателями и публицистами народнического направления (Г.И. Успенский, В.М. Гаршин, Н.К. Михайловский, С.Н. Кривенко и др.), которые помогают ему найти себя в литературе. С 1881 г. начинается сотрудничество Абрамова в журналах «Слово», «Устои», «Дело» и «Отечественные записки», где он публикует серию очерков и рассказов из народной жизни. Особенно интересо-

вало бывшего семинариста положение современных раскольников и сектантов. Начинающего писателя высоко оценил М.Е. Салтыков-Щедрин, доверив ему в 1884 г. вести «внутреннее обозрение» «Отечественных записок» - самого передового демократического издания того времени.

В 1885 г. в жизни Абрамова происходит важный поворот. Он неожиданно переходит в газету «Неделя» и переключается на социально-экономическую тематику. Причины появления писателя в главной цитадели ортодоксального народничества, где долгое время верховодил известный интеллигентофоб И.И. Каблиц-Юзов, доподлинно неизвестны. Есть версия, впервые высказанная Б.И. Николаевским, что Абрамов действовал в унисон с новой доктриной радикальной интеллигенции, изложенной в брошюре «Опыт обоснования программы народников» (1884 г.) [22, с. 114]. Отвергая политический террор, отживший свой век, ее авторы, среди которых был и Абрамов, видели успех социализма в опоре на трудящиеся массы, для чего интеллигенции требовалось вернуться в деревню и сосредоточиться на просвещении народа.

Первые статьи Абрамова в «Неделе» («Правда ли, что нет дела?», «Еще о наших специалистах», «Стоит ли работать в деревне?») появились летом 1885 г. Их цель заключалась в том, чтобы убедить городскую интеллигенцию, страдающую от безработицы, заняться культурной работой в провинции. Развернувшаяся по этому поводу полемика между «Неделей» и другими органами печати вызвала широкий общественный резонанс. Она же побудила Абрамова дополнить свою программу деятельности интеллигенции в деревни указанием конкретной точки приложения ее сил - органы земского самоуправления. На этот счет им была написана целая книга «Что сделало земство и что оно делает» (СПб., 1889) - первое обстоятельное исследование данного вопроса, опровергающее расхожее мнение об упадке современного земства.

Успех пропаганды Абрамовым необходимости и возможности культурно-просветительской деятельности в деревне (о чем свидетельствовали рост тиража «Недели» с 8 до 15 тыс. экз.) вызвал резкую критику в его адрес со стороны Н.В. Шелгунова. Именитый шестидесятник всерьез опасался, что на призывы Абрамова к новому «хождению в народ» могут откликнуться сто тыс. интеллигентов, что неизбежно отвлечет их от выполнения другой важной общественной задачи: борьбы за расширение политических прав и свобод. Именно статьи Шелгунова на рубеже 1880/90-х гг. создадут Абрамову репутацию главного теоретика «малых дел» («восьмидесятничества»), якобы защищающего интересы нарождающегося мещанства [19].

Интересно, что статьи Абрамова выражали общую позицию «Недели» и не были подписаны. Видимо, поэтому он не мог отвечать Шелгунову от собственного имени, да и не очень-то хотел, справедливо считал эти обвинения надуманными. Так или иначе, но от продолжения полемики о новых задачах русской интеллигенции Абрамов отказался. В 1890 г., на пике общероссийской популярности, он внезапно возвращается вместе с семьей в г. Ставрополь.

На своей малой родине Абрамов продолжит занятие публицистикой, посылая корреспонденции в ту же «Неделю» и др. столичные издания. По-прежнему будет много писать о пользе «культурной работы» для возрождения российской глубинки [1; 2; 3, с. 98, 247], все больше проникаясь интересами провинциального общества. Новым направлением его деятельности станет педагогика. С 1890 г. и до конца жизни Абрамов будет ввести хроники народных школ и библиотек в журнале «Русская школа».

С 1895 г. Абрамов четыре раза избирается гласным Ставропольской городской думы, редактирует несколько провинциальных газет, добивается открытия в городе новых учебных заведений и т.д. Последний всплеск его недюжинной энергии пришелся на годы первой русской революции, когда, по свидетельству местных жандармов, он становится руководителем «всех антиправительственных проявлений» в городе и в ноябре 1905 г. представляет Ставрополь на съезде земских и городских деятелей в Петербурге, где обсуждалось отношение общества к правительству [23, с. 82]. Однако на выборах

в Первую государственную думу в марте-апреле 1906 г. избиратели Абрамова прокатили, после чего он отходит от общественной деятельности и вскоре умирает от неизлечимой болезни.

Итак, период наибольшей литературно-общественной активности Абрамова, когда она достигает «всероссийского масштаба», приходится на середину 1880-х - первую половину 1890-х гг. Это время преобладания в освободительном движении идей правого (легально-реформаторского) народничества. Его фланги, как известно, определяли Н.К. Михайловский и И.И. Каблиц-Юзов, отстаивающие соответственно политическую и социальную концепции преобразований страны. А вот установить место Абрамова в легально-народническом лагере не так-то просто. С возрождение аполитизма он, как мы уже знаем, эволюционировал «слева направо»: от «Отечественных записок» к «Неделе», в которой во второй половине 1880-х гг. образовал особое культурно-народническое течение, с легкой руки П.Б. Струве именуемое «абрамовщиной» [26, с. 27].

В современной литературе под «абрамовщиной» принято понимать теорию «малых дел», поскольку именно Абрамов был ее автором. Данная точка зрения окончательно утвердилась в середине 1960-х гг. после появления соответствующей статьи в «Советской исторической энциклопедии» [27]. До этого сам термин «малые дела» не имел широкого распространения в отечественном народниковедении. В начале 1980-х гг. ее попытался оспорить первый исследователь «культурного» народничества В.И. Харламов. По мнению историка, главным создателем теории «малых дел» (идеологии «неделизма») следовало считать Каблица-Юзова, давшего ей социологическое обоснование: необходимость согласования содержания и темпов общественных преобразований с уровнем развития народа. А Яков Абрамов был всего лишь ее талантливым популяризатором [31, с. 100, 111-112].

Действительно, в публикациях Абрамова очень мало теоретических обобщений и его концепция общественных преобразований не получила развернутого изложения. А то, что писал о взглядах народника-восьмидесятника Н.В. Шелгунов, - в основном плод его собственных размышлений в пылу острой идейной борьбы. Однако переломить сложившуюся традицию по-прежнему очень сложно. Особенно после публикации в 1997 г. в журнале «Отечественная история» статьи С.Я. Новака: «Я.В. Абрамов - пионер "теории малых дел"», прочно закрепившей миф об «абрамовщине» теперь уже в российской научной и учебной литературе [23].

Рассмотрим основные подходы к интерпретации общественной деятельности и идейного наследия Абрамова более подробно. Условно говоря, их три.

Первый подход обоснован проф. МПГУ В.В. Зверевым (кстати, земляком нашего героя) в середине 1990-х гг. В капитальной монографии по истории и идеологии «реформаторского» народничества Якову Абрамову, как теоретику его правого (культурнического) крыла, посвящена специальная глава. Автор впервые реконструирует программу «малых дел», выделив в ней две основные сферы: экономическую и социальную [14, с. 280-294]. Помимо разработки этой программы важная заслуга Абрамова, по мнению Зверева, заключалась в постановке вопроса о необходимости нового деполитизирован-ного «хождения в народ» на «культурную работу». Однако широкой поддержки у демократической интеллигенции данная программа не получила (в основном из-за сложности ее реализации), уступив место борьбе за политические свободы [13, с. 8].

Отдавая должное культурнической практике народничества, необходимости заботы интеллигенции о непосредственных нуждах народа, Зверев (а до него Харламов), увидел в этой деятельности отказ от надежд на минование Россией капиталистической фазы. Причем немалый вклад в ревизию социалистической доктрины народников 1860-1870-х гг. внес лично Я. Абрамов, который одним из первых признал факт утверждения в стране капита-

лизма и необходимость приспособления крестьянской общины к капиталистическим порядкам [14, с. 276-277].

Итоговый вывод Зверева звучит неутешительно: Я.В. Абрамов и его предшественники (П.П. Червинский и И.И. Каблиц) отстаивали почвеннический вариант прочтения народничества, поскольку все они в той или иной степени идеализировали патриархальное крестьянство и его устои и недооценивали особой (руководящей) роли в преобразованиях страны свободолюбивой русской интеллигенции [15, с. 93]. Понятно, почему в 1890-е гг. народники-культурники оказались в стороне от магистральной линии развития русского освободительного движения.

Позиция Зверева нашла отражение не только в его научных трудах о народничестве, но и в многочисленных энциклопедических статьях, в том числе и об Абрамове. И все-таки отлучение теоретиков «малых дел» от продолжателей социалистической традиции в России в настоящее время поддерживают далеко не все исследователи.

Второй подход получил развитие в трудах филолога, проф. Ставропольского университета В.М. Головко, организатора и вдохновителя «Абрамов-ских чтений» (с 2008 г.) и нескольких коллективных сборников, посвященных выяснению роли Абрамова в истории общественной мысли России [12, 32]. Именно Головко принадлежит первая попытка представить своего земляка не как ортодоксального народника, живущего задачами сегодняшнего дня, а как идеолога «демократического просветительства», утверждавшего необходимость работы в народе в целях обеспечения мирного, постепенного социокультурного прогресса. Правда доказывается это не очень убедительно. По утверждению исследователя, приверженцы теории «малых дел» (И.И. Каблиц, С.Н. Кривенко, В.П. Воронцов) рассматривали проблемы народной жизни «с опорой на самобытные социальные институты русской деревни», «с учетом моральной природы русского крестьянства, то есть в свете теории „почвы"», тогда как Абрамов никогда не апеллировал к общине и «почве». Он якобы вообще не разделял народнических иллюзий и был гораздо ближе к либеральному культурничеству И.С. Тургенева, Л.А. Полонского, К.Д. Кавелина, чем к правым народникам [9].

Очевидно, что позиция Головко - это хотя и крайняя, но вполне закономерная и давно назревшая реакция на «абрамовщину» (напомним, что большинство народниковедов продолжают использовать этот термин для обозначения теории «малых дел», а это тоже крайность, пусть и не такая явная). Однако для реабилитации Абрамова, видимо, требуется другая система доказательств, основанная на сопоставлении понятий «малые дела» и «культурная работа». Ведь еще В.И. Харламов замечал, что культурничество народников шире пресловутой теории «малых дел» [29, с. 110].

Автор данной статьи придерживается той же точки зрения. Наш подход основывается на изучении вклада Я.В. Абрамова в развитие идеологии культурного народничества 1880-1890-х гг. На наш взгляд, ее эволюция шла от теории «малых дел» И.И. Каблица (культурничества в узком смысле слова -прямой реакции на террористическую деятельность народовольцев) к разработке Я.В. Абрамовым конкретной программы культурно-просветительской деятельности интеллигенции в деревни, а уже от нее - к учению С.Н. Кривен-ко об «органической (широкой) культурной работе», направленной на мирный и постепенный переход к народно-социалистическому строю (по мере создания социальных и политических предпосылок) [18].

Перевести отвлеченные культурнические идеи на язык практических формул и увлечь ими демократическую интеллигенцию (чем, собственно, и занимался Абрамов в «Неделе») - это была очень сложная и важная идейно-тактическая задача. По сути, речь шла о создании социальной базы для реализации культурнической стратегии народнической интеллигенции, альтернативной концепции политической демократизации страны Н.К. Михайловского и его многочисленных единомышленников.

В начале 1880-х гг. данную задачу попытался решить близкий друг и единомышленник Иосифа Каблица Леонид Оболенский. Он первым призвал интеллигенцию к «мелкой», серой и будничной работе для народа «ради куска хлеба» [24, с. 242-243, 245]. И потерпел неудачу, ибо, как и Каблиц, слишком часто обвинял интеллигенцию в «холопской» лени, трусости и нежелании делать «черную работу». Эти ошибки хорошо усвоил Абрамов. Вы не найдете у него даже намека на недоверие к интеллигенции и уж тем более обвинений в том, что она может быть худшим врагом народа. Нет у него и уничижительного понятия «малые/маленькие дела». В ставшем хрестоматийным высказывании публициста о том, что «из этих маленьких дел слагается жизнь миллионов» (чем не обоснование теории «малых дел»?!), вообще-то имелись в виду судебные дела [4, стб. 1716].

Главная заслуга Абрамова как теоретика культурного народничества как раз и заключалась в создании положительного образа нового типа интеллигента - «культурного» и «социального» работника (врача, учителя, технолога, агронома, статистика). К сожалению, влияние публицистики Абрамова на этот процесс изучено недостаточно, в том числе и по причине анонимности большинства его статей в газете «Неделя» второй половины 1880-х гг. Еще сложнее установить, нашел ли призыв Абрамова к новому походу интеллигенции в деревню сочувствие в сердцах «трудовой» интеллигенции («умственного пролетариата»). Но сам факт значительного увеличения числа земских служащих во второй половине 1880-х - начале 1890-х (в литературе на этот счет существуют термины: «хождение в земство» и «второе хождение в народ» [8, с. 4; 30, с. 178]) позволяет нам предположить, что так оно и было.

Остается выяснить, почему с начала 1890-х гг. влияние Абрамова на умы демократической интеллигенции начинает снижаться, а сам он был вынужден оставить Петербург. Помимо личной обиды для этого шага были и объективные причины.

Современные исследования показывают, что в народническом лагере Абрамов стоял гораздо ближе к широкому культурничеству Кривенко, чем к крестьянофильскому народничеству Каблица. По крайней мере, его нельзя заподозрить в пренебрежительно-враждебном отношении к «идейной» русской интеллигенции и ее «великой» культурно-просветительской миссии [16, с. 44; 21, с. 210]. Проблема, однако, не в том, какие идеалы исповедовал сам Абрамов, а в той откровенно аполитичной программе «малых дел», которую он защищал на страницах «Недели» в 1885-1899 гг. Могла ли эта программа стать реальной альтернативой новой волне политизации, захватившей русское общество с началом царствования Николая II?

Увы и ах! В этом вопросе мы вынуждены согласиться с мнением тех историков, которые считают, что успешной реализации культурнической деятельности народников препятствовала фатальная незавершенность политических преобразований России. А значит, главная задача народнического движения на данном историческом этапе заключалась в борьбе за расширение политических прав и свобод. Однако культурно-просветительская работа в массах была так же необходима. Помимо заботы о насущном положении народа она развивала самосознание народа и готовила его к восприятию политических лозунгов радикальной русской интеллигенции.

Литература

1. Абрамов, Я. Культурная работа [Текст] / Я. Абрамов // Сын Отечества. -1898. - № 60. - 4 марта.

2. Абрамов, Я. Малые и великие дела [Текст] / Я. Абрамов // Книжки «Недели». - 1896. - № 7. - С. 214-227.

3. Абрамов, Я.В. Наши воскресные школы : их прошлое и настоящее [Текст] / Я.В. Абрамов. - СПб. : Тип. М. Меркушева, 1900. - 352 с.

4. [Абрамов, Я.В.] Преувеличенные обвинения [Текст] // Неделя. - 1885. -№ 49. - Стб. 1713-1716.

5. Абрамов Яков Васильевич [Текст] // Венгеров, С. Критико-биогр. словарь русских писателей и ученых : в 6 т. - СПб. : Семеновская Типо-Литография (И. Ефрона), 1889. - Т. 1. - С. 21-23.

6. Абрамов Яков Васильевич [Текст] // Деятели революционного движения в России. Биобиблиографич. словарь. Т. 2. Семидесятые годы. Вып. 1. - М. : Всесоюз. о-во полит. каторжан и ссыльно-поселенцев, 1929. - Стб. 2-3.

7. Агапкина, Т.П. Абрамов Яков Васильевич [Текст] / Т.П. Агапкина // Русские писатели, 1800-1917 : биогр. словарь. - М. : Большая рос. энциклопедия, 1989. - Т. 1. - С. 12-13.

8. Веселовский, Б. К вопросу о классовых интересах в земстве [Текст]. Вып. 1 / Б. Веселовский. - СПб. : Общественная польза, 1905. - 164 с.

9. Головко, В.М. Габитус Якова Абрамова как просветителя и писателя [Текст] / В.М. Головко // Экскурсия в мир литературы Ставрополья. - Ставрополь : Изд-во Ставропольск. гос. ун-та, 2008. - С. 298-307.

10. Головко, В.М Яков Абрамов : самоактуализация в художественном творчестве [Текст] / В.М. Головко. - Ставрополь : Изд-во Ставропольск. гос. ун-та, 2008. - 178 с.

11. Головко, В.М. Яков Васильевич Абрамов. Мировоззрение. Метод. Поэтика [Текст] : учеб. пособие / В.М. Головко. - М. : Флинта, 2015. - 303 с.

12. За лучшую будущность России : к 150-летию со дня рождения Якова Васильевича Абрамова, общественного деятеля, публициста, критика : био-библиогр. материалы [Текст] / сост. В.М. Головко, Э.В. Кемпинский, М.В. Агаркова. - Ставрополь : СГКУНБ им. М.Ю. Лермонтова, 2008. - 62 с.

13. Зверев, В.В. Абрамов Яков Васильевич [Текст] / В.В. Зверев // Общественная мысль России XVIII - начала XX века : Энциклопедия. - М. : РОССПЭН, 2005. - С. 7-8.

14. Зверев, В.В. Реформаторское народничество и проблема модернизации России. От сороковых к девяностым годам XIX в. [Текст] / В.В. Зверев. - М. : Уникум-Центр, 1997. - 372 с.

15. Зверев, В.В. Эволюция народничества : «теория малых дел» [Текст] /

B.В. Зверев // Отечественная история. - 1997. - № 4. - С. 86-94.

16. Касторнов, С.Н. Народники-реформисты о социальных и общественно-политических проблемах России второй половины XIX - начала ХХ вв. Сравнительный анализ [Текст] : дис. ... канд. ист. наук / С.Н. Касторнов. - Орел, 2002. - 310 с.

17. Кемпинский, Э.В. Общественно-политическая деятельность Я.В. Абрамова в конце XIX - начале XX вв. [Текст] / Э.В. Кемпинский, С.Я. Новак // Страницы истории России : межвуз. сб. науч. ст. - Ставрополь : Изд-во Ставропольск. гос. ун-та, 1996. - С. 32-39.

18. Мокшин, Г.Н. Основные этапы истории культурного народничества [Текст] / Г.Н. Мокшин // Вестник РУДН. Сер. История России. - 2016. -№ 2. - С. 20-29.

19. Мокшин, Г.Н. Я.В. Абрамов и Н.В. Шелгунов в спорах о задачах русской интеллигенции 1880-х гг. [Текст] / Г.Н. Мокшин // НаукаПарк. - 2016. -№ 8 (49). - С. 47-51.

20. Мокшин, Г.Н. Что такое «абрамовщина»? (К истории одного мифа о Я.В. Абрамове) [Текст] / Г.Н. Мокшин // НаукаПарк. - 2015. - № 10 (40). -

C. 24-28.

21. Мокшин, Г.Н. Эволюция идеологии легального народничества в последней трети XIX - начале XX вв. / Г.Н. Мокшин. - Воронеж : Научная книга, 2010. - 299 с.

22. [Николаевский, Б.И.] Иванов, Б. Н.Л. Сергиевский как историк «Партии русских социал-демократов» (1884-1887 гг.) [Текст] / Б. Иванов // Каторга и ссылка. - 1931. - № 1. - С. 59-122.

23. Новак, С.Я. Я.В. Абрамов - пионер «теории малых дел» [Текст] / С.Я. Новак // Отечественная история. - 1997. - № 4. - С. 80-85.

24. [Оболенский, Л.Е.] N.N. Возможно ли работать только для прогресса [Текст] / N.N. // Мысль. - 1880. - № 12. - С. 236-245.

25. Петренко, Д.И. Остросоциальная публицистика Я.В. Абрамова (18581906) : актуальные проблемы общественной жизни Российской империи на

рубеже веков [Текст] / Д.И. Петренко, Н.С. Бондарева // Научный диалог. -2017. - № 7. - С. 58-69.

26. Струве, П. На разные темы [Текст] / П. Струве // Мир Божий. - 1901. - № 6. -С. 23-27.

27. Твардовская, В.А. «Малых дел теория» («абрамовщина») [Текст] / В.А. Твардовская // Советская историческая энциклопедия. - М. : Гос. науч. изд-во «Советская энциклопедия», 1965. - Т. 8. - Стб. 980.

28. Фомин, А. Абрамов Яков Васильевич [Текст] / А. Фомин // Новый энциклопедический словарь. - СПб. : Тип. АО Брокгаз-Ефрон, 1915. - С. 76-78.

29.Харламов, В.И. О периодизации истории либерального народничества в России (Постановка вопроса, литература, задачи изучения) [Текст] / В.И. Харламов // Проблемы истории СССР. - М. : Изд-во МГУ, 1979. - Вып. 10. - С. 101-117.

30. Харламов, В.И. Публицисты «Недели» и формирование либерально-народнической идеологии в 70-х - 80-х годах XIX в. [Текст] / В.И. Харламов // Революционеры и либералы России : сб. ст. - М. : Наука, 1990. - С. 163-185.

31. Харламов, В.И. Теория «малых дел» Юзова в оценке читателей-современников [Текст] / В.И. Харламов // Из истории общественно-политической мысли России Х1Х в. : межвуз. сб. науч. тр. - М. : Прометей, 1990. - С. 93-112.

32. Я.В. Абрамов в истории культуры и общественной мысли России [Текст]. -Ставрополь : Изд-во СКФУ ; ИД «ТЭСЭРА», 2013. - 296 с.

References

1. Abramov Ja. Cultural work // Syn Otechestva [Son of the Fatherland], 1898, no 60, 4 marta. (in Russian)

2. Abramov Ja. Small and Great Deeds. Knizhki «Nedeli» [The Books "Of the Week"], 1896, no 7, pp. 214-227. (in Russian)

3. Abramov Ja.V Nashi voskresnye shkoly : ih proshloe i nastojashhee [Our Sunday Schools: their past and present]. St. Petersburg, 1900, 352 p.

4. [Abramov Ja.V] Exaggerated accusations. Nedelja [A week], 1885, no 49, pp. 1713-1716. (in Russian)

5. Abramov Yakov Vasilievich // Vengerov, S. Kritiko-biogr. slovar' russkih pisatelej i uchenyh : v 6 t. [Critical biogr. dictionary of Russian writers and scientists: in 6 vol.]. St. Petersburg, 1889, vol. 1, pp. 21-23. (in Russian)

6. Abramov Yakov Vasilievich // Dejateli revoljucionnogo dvizhenija v Rossii. Bio-bibliografich. slovar'. t. 2. Semidesjatye gody, vyp. 1 [The leaders of the revolutionary movement in Russia. Bibliographic. dictionary. Vol. 1. 2. The Seventieth Years. Issue 1]. Moscow, 1929, pp. 2-3. (in Russian)

7. Agapkina T.P. Abramov Yakov Vasilievich // Russkie pisateli, 1800-1917 : biogr. slovar [Russian writers, 1800-1917: biogr. dictionary]. Moscow, 1989, vol. 1, pp. 12-13. (in Russian)

8. Veselovskij B. K voprosu o klassovyh interesah v zemstve [To the question of class interests in the zemstvo]. St.-Peterburg, 1905, vol. 1, 164 p.

9. Golovko VM. Gabotus Yakov Abramov as an educator and writer // Jekskursija v mir literatury Stavropol'ja [Excursion to the world of literature of the Stavropol region]. Stavropol', 2008, pp. 298-307. (in Russian)

10. Golovko VM. JakovAbramov : samoaktualizacija v hudozhestvennom tvorchestve [Yakov Abramov: self-actualization in artistic creation]. Stavropol', 2008. 178 p.

11. Golovko VM. Jakov Vasil'evich Abramov. Mirovozzrenie. Metod. Pojetika : ucheb. posobie [Yakov Abramov. Worldview. Method. Poetics. Textbook. Allowance]. Moscow, 2015, 303 p.

12. Za luchshuju budushhnost' Rossii : k 150-letiju so dnja rozhdenija Jakova Vasil'evicha Abramova, obshhestvennogo dejatelja, publicista, kritika : biobib-liogr. Materialy [For the best future of Russia: to the 150th anniversary of the birth of Yakov Vasil'evich Abramov, public figure, publicist, critic: bio-bibliographer. materials] / eds. VM. Golovko, Je.V. Kempinskij, M.V Agarkova. Stavropol', 2008, 62 p. (in Russian)

13. Zverev VV Abramov Yakov Vasilievich // Obshhestvennaja mysl' Rossii XVIII -nachala XX veka : Jenciklopedija [Public thought of Russia XVIII - early XX century: Encyclopedia.]. Moscow, 2005, pp. 7-8. (in Russian)

14. Zverev VV Reformatorskoe narodnichestvo i problema modernizacii Rossii. Ot sorokovyh k devjanostym godam XIX v. [Reformer Populism and the Problem of

Modernization of Russia. From the forties to the nineties of the XIX century]. Moscow, 1997, 372 p.

15. Zverev, VV Evolution of Narodism: "Theory of Small Affairs" // Otechestvennaja istorija [National history], 1997, no. 4, pp. 86-94. (in Russian)

16. Kastornov S.N. Narodniki-reformisty o social'nyh i obshhestvenno-politicheskih problemah Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala XX vv. Sravnitel'nyj analiz : dis. ... kand. ist. nauk [Populists-reformists on the social and socio-political problems of Russia in the second half of the nineteenth and early twentieth centuries. Comparative analysis: dis. ... cand. east. science]. Orel, 2002, 310 p.

17. Kempinskij Je.V., Novak S.Ja. Social and political activity Ya.V Abramov in the late nineteenth and early twentieth centuries // Stranicy istorii Rossii: mezhvuz. sb. nauch. st. Stavropol' [Pages of the history of Russia: interuniversity sat. sci. art.], 1996, pp. 32-39. (in Russian)

18. Mokshin G.N. The main stages of the history of cultural Narodism // Vestnik RUDN. Ser. Istorija Rossii [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Ser. Russian history], 2016, no 2, pp. 20-29. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Mokshin G.N. Ya.V Abramov and N.V Shelgunov in the debate about the tasks of the Russian intelligentsia of the 1880s. // NaukaPark [Science Park], 2016, no 8 (49), pp. 47-51. (in Russian)

20. Mokshin G.N. Chto takoe «abramovshhina»? (K istorii odnogo mifa o Ja.V. Abramove) [What is "Abramovshchina"? (To the history of a myth about Ya.V. Abramov)] // NaukaPark [Science Park], no 10 (40), pp. 24-28.

21. Mokshin G.N. Jevoljucija ideologii legal'nogo narodnichestva v poslednej treti XIX - nachale XX vv. [Evolution of the ideology of legal populism in the last third of the nineteenth and early twentieth centuries.]. Voronezh, 2010, 299 p.

22. [Nikolaevskij B.I.] Ivanov B. N.L. Sergievskij kak istorik «Partii russkih social-demokratov» (1884-1887 gg.) [N.L. Sergievsky as a historian of the "Party of Russian Social Democrats" (1884-1887 gg.)] // Katorga i ssylka [Katorga and link], 1931, no 1, pp. 59-122.

23. Novak S.Ja. Ja.V. Abramov - pioner «teorii malyh del» [Ya.V Abramov is a pioneer of the "theory of small businesses"] // Otechestvennaja istorija [Domestic notes], 1997, no 4, pp. 80-85.

24. [Obolenskij L.E.] N.N. Is it possible to work only for progress?. Mysl' [Think], 1880, no 12, pp. 236-245. (in Russian)

25. Petrenko D.I., Bondareva N.S. Ostrosotsialnaya publicism Ya.V Abramova (1858-1906): Actual Problems of Public Life of the Russian Empire at the Turn of the Century // Nauchnyj dialog [Scientific dialogue], 2017, no 7, pp. 58-69. (in Russian)

26. Struve P. On different topics // Mir Bozhij [The World of God], 1901, no 6, pp. 23-27. (in Russian)

27. Tvardovskaja V.A. "Minor Affairs Theory" ("Abramovshchina") // Sovetskaja is-toricheskaja jenciklopedija [Soviet Historical Encyclopedia]. Moscow, 1965, vol. 8, p. 980. (in Russian)

28. Fomin A. Abramov Yakov Vasilievich // Novyj jenciklopedicheskij slovar' [New Encyclopedic Dictionary]. St. Petersburg, 1915, pp. 76-78.

29. Harlamov VI. On the Periodization of the History of Liberal Populism in Russia (Statement of the Problem, Literature, Study Problems). Problemy istorii SSSR [Problems of History of the USSR]. Moscow, 1979, vol. 10, pp. 101-117. (in Russian)

30. Harlamov VI. Publicists of "Week" and the formation of the liberal-populist ideology in the 70s - 80s of the XIX century // Revoljucionery i liberaly Rossii : sb. st. [Revolutionaries and liberals of Russia, sat. art.]. Moscow, 1990, pp. 163185. (in Russian)

31. Harlamov V.I. Teorija «malyh del» Juzova v ocenke chitatelej-sovre-mennikov [The theory of "small business" Yuzov in the evaluation of readers-contemporaries] // Iz istorii obshhestvenno-politicheskoj mysli Rossii XIX v. : mezhvuz. sb. nauch. tr. [From the history of socio-political thought in Russia XIX century. Interuniversity sat. sci. tr.]. Moscow, 1990, pp. 93-112. (in Russian)

32. Ja.V. Abramov v istorii kul'tury i obshhestvennoj mysli Rossii [Ya.V Abramov in the history of culture and social thought in Russia]. Stavropol', 2013, 296 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.