ИЗ ИСТОРИИ ЗЕМЕЛЬНО-ВОДНОЙ РЕФОРМЫ В ЗЕРАВШАНСКОЙ ОБЛАСТИ
© Аскаров М.Э.1
Андижанский государственный университет, Республика Узбекистан, г. Андижан
В статье на основе исторических источников освещаются ход и последствия земельно-водных реформ, проведенных Советами в 20-30-х годах ХХ века в Узбекистане.
Ключевые слова декрет, сельское хозяйство, дехкан, вакф, реформа.
В годы независимости проводится большая работа по переосмыслению событий 1920-1930-х гг. в истории Узбекистана, критическому изучению процессов данного периода, объективному освещению разных «социалистических изменений», проведенных Советской властью. Как утверждал Президент И.А. Каримов: «Нельзя победить народ, знающий свою историю и получающий от нее духовную энергию, мы должны восстановить свою подлинную историю, вооружить и перевооружить нашу нацию этой историей» [1, с. 25].
Одно из подобных политических явлений, наблюдавшееся в тот период в республике - реформа 1925-1929 гг. Она вобрала в себе несколько противоречивых процессов, их анализ с позиций сегодняшнего дня является важной задачей исторической науки.
После национального государственного размежевания в Средней Азии в качестве одного из приоритетных факторов развития сельского хозяйства в Узб ССР, был избран путь широкомасштабного развития аграрной реформы. Необходимость ее осуществления требовала острота возникших проблем. Ибо в крае сохранялось безземелье. К 1925 г. каждые 13 хозяйств из 100 не имели посевных площадей. Безземельные и имеющие землю до 2 десятин хозяйства составляли 71,8 % [3, с. 84]. В этот период в узбекских кишлаках бедные дехкане составляли подавляющее большинство населения. В 1925 г. дехкан-середняков было в 2-3 раза меньше, чем малоимущих дехкан. В 1926 году в Зеравшанской и Ферганской областях 52 % хозяйств имели землю площадью менее одной десятины. Хозяйства, имеющие меньше 2 десятин земли, составляли в Зеравшанской области 54 %, а в Ташкентской и Самаркандской областях - 42 % [12, с. 1].
Стратегия и тактика предстоящей земельно-водной реформы в Узбекистане были утверждены на II съезде Компартии Узбекистана (ноябрь 1925 г.). Как было особо подчеркнуто в решениях съезда, земельная реформа должна
1 Старший научный сотрудник-соискатель кафедры «История Узбекистана».
была обеспечить такие условия: «Отношения частной собственности должны были подчинены влиянию государственной социалистической экономики». Съезд агитировал к «началу национализации земель и вод на территории Уз ССР, ликвидации группы крупных хозяйств, пользующихся землей». Площади мелких хозяйств, обрабатываемые без фактического привлечения наемной рабочей силы и чайрикёров (издольщиков, работавших на чужой земле чужими орудиями и получавших часть урожая), были объявлены прикрепленными к ним земельными нормами.
Согласно идеологическим указаниям II съезда компартии Узбекистана, 2 декабря 1925 г. на чрезвычайной сессии Центрального Исполнительного комитета УзССР был принят декрет «О национализации земель и вод». В нем были намечены условия изъятия земель и этапы аграрной реформы. В этом декрете, развившем принятые ранее решения ТАССР и БНСР «О национализации земель и вод», было подчёркнуто, что «вся земля, леса, воды, ископаемые богатства на территории УзССР считаются государственной собственностью УзССР». Согласно декрету была предусмотрена конфискация хозяйств «помещичьего типа», имеющих более 50 десятин земли в Ташкентской и Самаркандской областях, хозяйств, имеющих 40 десятин земли в Ферганской области. Хозяйства, имеющие более 7-10 десятин земли, подлежали сокращению.
Проведение земельно-водной реформы в Узбекистане было осуществлено поэтапно. Если первый этап был проведен в 1925-1926 гг. в Ферганской, Ташкентской, Самаркандской областях, то второй этап был проведен в Зеравшанской области в 1926-1927 гг. Это мероприятие было осуществлено на основании декрета ЦИК УзбССР «О земельно-водной реформе в Зерав-шанский области» от 16 декабря 1926 г.
Зеравшанская область была основана в центральной части Бухары, примыкающей к Республике Узбекистан (на месте нынешних Бухарской и Навоийской областей), накануне реформы сельское население Зеравшан-ской области испытывало безземелье и недостаток земли. Например, в 1926 г. у 3 % хозяйств земли не было вообще, 25 % хозяйств имели земли до 1 десятины, а 14 % хозяйств - от 1 до 1,5 десятин. Как видим, 42 % из всех хозяйств, т.е. 42469 хозяйств не имели земли или имели её в крайне малых площадях. В их распоряжении было всего 12,4 % всех орошаемых земель области. Безземельные и малоимущие землю дехкане также не были достаточно обеспечены сельхозинвентарем и рабочим скотом. Например, 25671 хозяйство из 42469, признанных безземельными или малоземельными, не имело рабочего скота, в то же время в 7505 хозяйствах не было также сель-хозинвентаря.
Кишлаки в Узбекистане также отличались тем, что были разделены на своеобразные мелкие и разрозненные участки. Мелкие дехканские хозяйства были сосредоточены в основном на орошаемых малых территориях, по
большей части в Ферганской долине, Ташкентской, Зеравшанской и Хорезмской областях. 25 % земельных участков дехканских хозяйств в Ферганской долине были расположены в соседних кишлаках. Половина этих земель находилась на территории сел другой волости. В среднем, в Зеравшанской области на 1 хозяйство приходилось 2,5 земельного участка, в Хорезмской -1,5. Такая форма земельной собственности также порождала определенные трудности.
С января 1927 года начались практические работы по проведению реформы в Зеравшанской области. Для общего руководства по проведению реформы была создана Центральная комиссия под руководством председателя бюро ВКП(б) ЦК Средней Азии И.А. Зеленского, в составе А. Икрамо-ва, В. Иванова и Ф. Ходжаева.
Для идейно-организационного обеспечения реформы, кроме партийно-государственной комиссии, на местах были созданы областные, уездные, волостные комиссии. Перед началом реформы во всех уездах и селах области была активно развернута агитационно-пропагандистская работа. Во всех местах состоялись собрания членов союза «Кушчи», специальные сельские собрания, на них были созданы содействующие реформе ячейки, состоящие из активных чайрикёров, батраков, безземельных дехкан. При их содействии были составлены списки хозяйств всех категорий, установлено число нуждающихся в земле, были учтены «лишний» рабочий скот и подлежащий к принудительному изъятию сельхозинвентарь в «не трудящихся» хозяйствах.
В результате развертывания работ по агитации, пропаганде, а также широкого привлечения многочисленных бедных и безземельных дехкан в начале февраля 1927 года в области реформа была почти завершена. В период реформы в Зеравшанской области у 1072 хозяйств была полностью отнята земля. Из этих хозяйств 76 были «помещичьего типа», 95 были хозяйствами бывших эмирских чиновников, а 901 владело землей сверх нормы, пользуясь наемным трудом, сами не обрабатывали землю. У этих хозяйств вместе с землей были конфискованы рабочий скот и сельхозинвентарь.
У 2369 хозяйств области были отняты «лишние» земли, а также у них для раздачи безземельным дехканам были скуплены по строгим ценам находящиеся в их распоряжении и считавшиеся «сверх нормы» рабочий скот и сельхозинвентарь.
В земельном фонде, организованном для распределения безземельным и малоземельным хозяйствам за счет конфискованных и разделённых земель накопилась 19810,75 десятин земли. 8914,80 десятин земли этого фонда составили конфискованные, а 10895,95 - разделённые земли. В то же время в этот земельный фонд прибавилось 9679,61 десятин земли из других источников. Из этих земель 5884,87 десятины были из фонда государственного земельного имущества (ГЗИ), 31,5 десятин из вакфных земель, 3504,93 десятин бесхозных земель, 97,81 десятин земель, отобранных у эмигрантов,
160,5 десятин были из других источников. А также в фонд перераспределения были присоединены 6359 десятин новоосвоенных земель.
В целом, в земельный фонд, созданный для распределения безземельным и малоимущим земли дехканам, поступило 35849,36 десятин земли. Вместе с этим в этот фонд прибавились 412 голов конфискованного и 1883 голов скупленного рабочего скота. Кроме этого, в фонде находилось 574 конфискованных плуга, серпа и другого сельхозинвентаря для распределения бедным дехканам.
В результате проведенной земельно-водной реформы в Зеравшанской области была распределена земля 9800 хозяйствам за счет конфискованных, а 1449 хозяйствам - за счет вновь освоенных земель. В период реформы 316 хозяйств, получивших землю, были объединены в 27 сельских артелей.
Из 9800 хозяйств, получивших землю за счет конфискованных площадей, 5546 составили безземельные чайрикёры, 2374 - малоимущие земли дехкане, 1622 - батраки, 285 - другие мелкие хозяйства.
Несмотря на то, что земельно-водная реформа в Зеравшанской области была проведена по образцу и подобию процессов, проведенных в Ферганской, Ташкентской, Самаркандской областях, в ней имелись и некоторые специфические особенности. Из истории известно, что население Бухары было относительно набожным, а влияние духовенства на население было ощутимым. Во время реформы советское правительство, опасаясь резкого сопротивления населения во главе с духовенством против конфискации вакфных земель, решило прикрепить данные земли за теми хозяйствами, которые ими пользовались. В этом и состояло отличие реформы, проведенной в Зерав-шанской области, от реформ в Ферганской, Ташкентской и Самаркандской областях. В земельный фонд по распределению безземельным дехканам в Зеравшанской области, поступило крайне мало вакфной земли. Ибо основная часть вакфных земель были прикреплены за вакфоимущими дехканами. В этой области в земельный фонд были введены только культурно-просветительские вакфные земли, которыми не пользовались труженики-дехкане. В Ферганской области вакфных земель, переданных государственному земельному фонду, было сравнительно больше. А между тем вакфных земель в Зеравшанской области, располагавшей самыми плодородными землями Бухарской республики, по сравнению с Ферганской областью было достаточно больше. Например, если вся зарегистрированная вакфная земля в Ферганской области составляла 31593 десятины, т.е. 189558 танабов (мера площади, различная в разных районах; от 0,15 до 0,5 гектара), вакфные земли на территории Бухарской республики составляли 488265 танабов, из них 27037 танабов были культурно-просветительскими вакуфными землями.
По общим итогам проведенной в Узбекистане 1925-1929 гг. земельно-водной реформы можно заключить, что одним из первых мероприятий Советской власти в сфере перестройки узбекских сел были меры по коллекти-
визации земли. Как это было в других отраслях экономики, данная акция тоже была осуществлена посредством превращения частной собственности в государственную, однако здесь она была дополнена такой системой ведения хозяйства, что эта система упростила единоличное управление центра аграрным сектором. Вместе с тем политика классово-идеологического подхода к стратегии аграрных изменений не позволила широкое использование имеющихся возможностей земельной реформы. В частности, если оно ударило по сохранившимся «феодально-патриархальным отношениям», то не могло полностью обеспечить землей всех безземельных и малоземельных дехкан. В процессе реформы маломощные хозяйства получили всего 10 % от отнятых 474893 десятин земельного фонда. Слой бедных и после реформы составлял большинство, точнее, 37,6 % общих дехканских хозяйств. Основная часть конфискованных земель была передана колхозам и совхозам. В период реформы в Узбекистане было создано 522 колхоза.
Земельно-водная реформа, т.е. национализация земли и водных ресурсов, послужила материальной основой для дальнейших изменений в сельском хозяйстве. После завершения реформы слой зажиточных дехкан резко сократился и достиг показателя всего 1,4 %. Это были в основном дехкане, имеющие 5-10 десятин земли, и вместе с этим недостаточно обеспеченные рабочей силой, скотом и сельхозинвентарём.
В процессе реформы экономические возможности арендования земли заметно снизились. Антиагитационная политика по отношению к аренде земли с классовой стороны привела к тому, что она фактически начала отмирать. Целью проведения Компартией реформы не было обеспечение бедных дехканских хозяйств и улучшение их экономического состояния. Ее основной целью прежде всего было развитие в селе форм коллективного хозяйствования которая была материальным основанием «социалистического социального строя».
Список литературы:
1. Каримов И.А. Без исторического прошлого нет будущего. - Ташкент: Шарк, 1998. - С. 56.
2. «Новая история Узбекистана». Книга вторая «Узбекистан в эпоху советской колонизации». - Ташкент: Шарк, 2010. - С. 686.
3. Голованов А.А. «Дехканство Узбекистана: эволюция социального положения 1917-1937 гг.». - Ташкент: Фан, 1992. - С. 160.
4. «Два года работы правительства Узбекской Советской Социалистической Республики 1926-1927-1928 гг.». - Самарканд, 1928. - С. 178.
5. Джамалов О.Б. Социально-экономические предпосылки сплошной коллективизации сельского хозяйства в Узбекистане. - Госиздат УзбССР, 1950. - С. 172.
6. Кунакова Л.З. Земельно-водная реформа в Узбекистане (19251929 гг.). - Фрунзе: «Мектеп», 1967. - С. 198.
7. Материалы статистико-экономического исследования сельского хозяйства Зеравшанской области 1926 года. - Старая Бухара, 1926. - С. 368.
8. Социалистическое переустройство сельского хозяйства в Узбекистане (1917-1926 гг.): Сборник документов. - Ташкент: Изд АН Уз ССР, 1962. -С. 681.
9. ЦГА РУз 86-фонд. 1-список, дело № 4360, 294 лист.
10. ЦГА РУз 90-фонд. 1-список, дело № 23, 1 лист.
11. ЦГА РУз 90-фонд. 1-список, дело № 324, 57 лист.
12. ЦГА РУз 90-фонд. 1-список, дело № 368, 15 лист.
13. ЦГА РУз 90-фонд. 1-список, дело № 368, 16 лист.
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИОГРАФИИ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: ВКЛАД КАФЕДРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
© Бурков В.Г.1
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
В статье анализируется опыт изучения российско-казахстанских межгосударственных отношений, накопленный профессорско-преподавательским составом кафедры международных отношений на постсоветском пространстве Санкт-Петербургского государственного университета. Приводится краткий анализ научных работ преподавателей кафедры, опубликованных в 2000-2010-е гг. Делается вывод о существенном вкладе коллектива кафедры в развитие современных централь-ноазиатских исследований.
Ключевые слова Российская Федерация, Центральная Азия, Казахстан, внешняя политика, дипломатия, интеграция, историография, научная школа.
Изучение проблематики российско-казахстанских отношений учеными-международниками из Санкт-Петербурга началось в середине 1990-х гг. Первой организацией, в которой соответствующие исследования стали проводиться на регулярной основе, является Факультет международных отно-
1 Заведующий кафедрой Международных отношений на постсоветском пространстве, доктор исторических наук, профессор.