Научная статья на тему 'Из истории выборов в Воронежской области'

Из истории выборов в Воронежской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
311
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селянин В. Е., Матвеев В. П.

Статья посвящена истории региональных выборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории выборов в Воронежской области»

ИЗ ИСТОРИИ ВЫБОРОВ

В.Е.Селянин, В.П. Матвеев Из истории выборов в Воронежской области

Вторая половина XVIII в. характеризуется в исторической литературе как время разложения феодальных и вызревания в недрах феодальной системы новых буржуазных отношений, достигших уже определенной степени зрелости1. Происходившие изменения в экономике сказывались и на положении сословий, и на их взаимоотношениях, и на отношении к государственной власти. Вместе с тем, дворянство оставалось господствующим сословием, монопольно владевшим основным средством производства - землей. Дворянство являлось собственником половины всего крестьянского населения, строило свое хозяйство на основе внеэкономического принуждения, хотя его политическое положение в этот период значительно изменилось. В 1775 г. Екатерина II издала «Учреждения для управления губерний». Этим законодательным актом она решила многие задачи. Прежде всего, она укрепила государственный аппарат, создав местную политическую организацию дворянского класса как опоры самодержавия. Это, пожалуй, и была одна из основных причин, вызвавших саму губернскую реформу.

Губернская реформа 1775 г., закрепила в России, в том числе - и в Воронежской губернии, создание сословных органов дворянства в рамках уезда и губернии, но их законодательная инициатива и влияние на центральное правительство были ничтожны. К тому же они контролировались администрацией, а их выборные представители вливались в общегосударственную бюрократическую иерархию, становясь «винтиками государственной машины, местными полицейскими органами»2.

Об этих недостатках при подготовке реформы засвидетельствовали в своих наказах депутаты Уложенной комиссии в 1767 г.

Анализируя наказы депутатов, можно выделить следующую всесословную тенденцию: «представленные в комиссии 1767 г. сословия настойчиво и единодушно заявили желание ведать свои дела своими выборными»3. Полагаем, здесь явно пробивается стремление сомкнуться в сословные общества, устроиться корпоративно. Так, в городских наказах выражается желание, чтобы «городские головы временно установленные для выбора депутатов в комиссию, стали постоянной должностью и избирались «вообще всеми гражданами»4. «Учреждения для управления губерний» - первое и важнейшее звено в цепи реформ местного управления, проведенных Екатериной II. Вслед за ними на протяжении десятилетия были изданы и другие крупные законы. Наиболее значительные - «Устав благочиния» (1782 г.), «Жалованная грамота городам» (1785 г.) и др. Бесспорен тот факт, что «Учреждения о губерниях» стали тем фундаментом, на котором строилось все местное управление и суд. Это подтверждает и то, что «Учреждения о губерниях» оказались документом большой исторической прочности, соответствующим потребностям государства. В основе своей они действовали до реформ второй половины XIX в., а в определенной мере - и до революции 1917 г.

В ходе реформы Воронежская губерния, как и каждая губерния, получила административно-полицейские устройство. В губернии его представляли губернатор, губернское правление и приказ общественного призрения, в уезде -земский исправник (капитан), нижний земский суд и городничий. В государственном архиве Воронежской области имеется «Болтированный список»5 Задонского уездного предводителя дворянства6.

Задонскаго Уездного Господину Воронежскому

Предводителя дворянства Губернскому Предводителю дворянства

22 февраля 1825. Вследствие отношения Вашего от 12-го февраля

№ 21 №164 изготовлено с балтированного списка о Г.Г.

дворянах настоящее трёхлетие в должности избиравшихся, копию при сём препроводить честь имею.

Предводитель дворянства

(подпись) Андрей Викулин

БОЛТИРОВАННЫЙ СПИСОК копия

По Задонскому уезду о всех Г.Г. дворянах, болтированных в уездные судьи заседатели онаго суда земские исправники заседатели земского суда и депутаты дворянского собрания (без даты) января дня 1825 года.

Лета Число баллов

избираем не избираем

В Уездные судьи

Надворный советник кавалер Иван Семёнович Либеновский 48 16 12

Майор Фёдор Ефимович Халяпин 60 7 21

Титулярный советник Николай Кондратьевич Истомин 30 17 11

Порутчик Пётр Никитич Уваров 44 44 -

Губернский секретарь Арсений Антонович Рингель 31 19 9

В заседатели Уездного суда

Губернский секретарь Алексей Дмитриевич Бунин 38 13 15

Губернский секретарь Пётр Фёдорович Рукин 30 21 7

Губернский секретарь Арсений Антонович Рингель 31 22 6

Коллежский регистратор Дмитрий Петрович Гужин 41 18 10

В земские исправники

Титулярный советник Николай Кондратьевич Истомин 30 21 7

Штабс-капитан Николай Петрович Стерлегов 35 17 11

Коллежский секретарь Василий Яковлевич Кузьмин 46 15 13

Губернский секретарь Пётр Фёдорович Рукин 30 16 12

Губернский секретарь Арсений Антонович Рингель 31 22 6

В заседатели Земского суда

Капитан Степан Петрович Всеволодский 46 14 14

По переболтировке

12 16

Коллежский секретарь Василий Яковлевич Кузьмин 46 23 5

Поручик Тимофей Никитич Показов 4 7 4 14

Губернский секретарь Николай Фолимонович Ярдов 37 14 14

По переболтировке

17 11

Коллежский регистратор Дмитрий Петрович Гужин 41 14 14

14-го класса Алексей Фёдорович Голоушев 26 21 7

В Депутаты Дворянского собрания

Поручик Владимир Алексеевич Викулин 31 19 10

Губернский секретарь Егор Архипович 32 19 9

Губернский секретарь Владимир Андреевич Воронов 38 14 14

Прапорщик Лев Алексеевич Веневитинов 48 17 11

Подлинный за подписанием Г.Г. Уездного дворян предводитель дворянским Задонского уезду при болтировке бывшем

( подписи)

До реформ 60-70-х годов Х1Х в. понятие «выборное право» в основном может быть отнесено лишь к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы формировались исключительно на основе цензового представительства. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» императрицы Екатерины II (1785 г.) дворяне получили право объединяться в общества и собрания. Для членов дворянских собраний вводились возрастной, имущественный и социальный цензы: в «дворянское общество» допускались лица благородного происхождения, владеющие

у

поместьем, достигшие 25 лет и в чине не ниже обер-офицерского7. В государственном архиве Воронежской области мы встретили интереснейший документ.

«Я, нижепоименованный, обязуюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием в том, что хочу и должен при предлежащем выборе Воронежской губернии в присутственные места чиновников по чистой моей совести и чести, без пристрастия и собственной корысти, ещё меньше по дружбе и вражде, выбирать из моих собратьев таких, которых я нахожу способнейшими и от которых я надеюсь, что они в возлагаемом на них деле окажут себя верными подданными Его Императорского Величества усердными сынами отечества, и согражданами ревнительными о общем благе во исполнение высочайшей воли Его Императорского Величества, ежели я же при семь выборе инако поступлю, то подвергаю себя, как нерадивый о пользе и благе всего отечества, в котором и мои собственные заключается в нынешней жизни всеобщему своих сограждан презрению, а в будущей пред Богом и судом его страшным ответу.

В заключении же сия моя клятва о беспристрастном выборе чиновников целую слова и крест спасителя моего. Аминь!

Правящий должность Губернского предводителя Дворянства».

Николай I также уделял большое внимание вопросам укрепления позиций первого сословия империи, дворянства, как важнейшей опоры трона. Процесс постепенного экономического оскудения дворянства давал себя знать по мере разложения крепостной системы. В этой связи самодержавие стремилось

упрочить положение высших и средних слоев помещиков, жертвуя интересами экономически слабевших, а потому казавшихся и политически ненадежными представителей дворянства.

Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию в выборах на дворянские общественные должности только тех помещиков, которые имели в пределах губернии не менее 100 душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Для того чтобы затруднить проникновение в дворянскую среду выходцев из «податных состояний», в 1845 г. был издан закон, в соответствии с которым на военной службе потомственное дворянство приобреталось лишь по достижении старшего офицерского чина, а на гражданской - чина V, а не VIII класса, как это практиковалось раньше.

Интересен документ о предоставлении избирательных прав дворянам

Воронежского уезда, не имеющим своей собственности.

Воронежского Его Превосходительству

Уездного Предводителя Господину

Дворянства Воронежскому Губернскому

ч. 10 января 1831 г. Предводителю Дворянства

№ 12

При прошедших выборах по Воронежскому Уезду допущены были приговорами по Воронежскому Уезду дворянства к балтированию такие дворяне, кои за собою не имеют имений, а только за жёнами их и именно: майоры Фёдор Иванович Фаленберх, Викентий Иосифович Величко, штаб капитан Адам Антонович Бартольд, порутчик Антон Игнатьевич Дирельдман, 9-го класса Алексей Иванович Сухомлинов, да вновь по тем же правилам имеют быть допущенными: коллежский асессор Пётр Никитич Тростянский, майор Степан Николаевич Юнеев, титулярный советник Никонор Семёнович Дегтярёв, штаб - капитан Борис Иванович Навольт, порутчик Фёдор Михайлович Бельг(ч)ин, но как в Указе Правительствующего Сената 1817-го года января 16 изображено: что по жениным имениям дозволено допускать к выборам по обоюдному согласию, как действительного Дворянства губернии, так и их собственного, а по сему точному смыслу Указа Правительствующего Сената считаю недостаточным, по таковому предмету положение Дворянства одного Уезда, я имею честь представить Вашему Превосходительству о предложении

Дворянству целой Губернии на счёт согласия оного к подтверждению права вышепоименованных Дворян Воронежского Уезда к допущению участвовать по выборам и на сие покорнейше прошу Ваше Превосходительство в разрешении снабдить предписанием.

Предводитель Дворянства князь Кайгутов

Своеобразной преградой возраставшим домогательствам на дворянское звание, в том числе - и на избирательные права дворян, стал Манифест 10 апреля 1832 г. Им были созданы институты «потомственных почетных граждан» (к ним относились крупные предприниматели, ученые, дети личных дворян и т.п.) и «почетных граждан» (низшие чиновники, выпускники высших учебных заведений). Все они получали и некоторую часть дворянских привилегий. Это, по мысли правящих кругов, должно было уменьшить желание «неблагородных» элементов добиваться получения дворянства.

Для укрепления материальной базы первого сословия в 1845 г. Николай I создал институт заповедных наследственных имений (майоратов). Они не подлежали дроблению и, составляя собственность дворянского рода, переходили по наследству к старшему сыну.

В своих воспоминаниях видный русский общественный деятель, основатель научной генеалогии, Л.М. Савелов рассказывает о том, как проходили выборы губернского предводителя в городе Воронеже:

«Выборы губернского предводителя в Воронеже производились с большой торжественностью, происходили, они обычно вечером, при полном освещении, что придавало нашему красивому колонному залу особую торжественность. Дворяне располагались по уездам, между колоннами, не расходясь до окончания баллотировки. Посреди стоял вдоль зала большой губернский стол, на одном из узких боков стола, ближайшем к портрету Государя стоял губернский предводитель, на противоположном, лицом к губернскому предводителю, секретарь дворянства, который громко и раздельно читал список лиц, имеющих право баллотироваться в губернские предводители (все бывшие губернские и уездные предводители).

Первым было произнесено имя С.М. Сомова как состоявшего губернским предводителем в данную минуту. Раздались аплодисменты, Сомов поклонился, предложил воронежскому уездному предводителю занять его место и удалился из зала. Без шума стали подходить к избирательному ящику уезды, и затем, возвращались на свои места.

Начался подсчет шаров, когда количество шаров перевалило за 1/2, раздались аплодисменты, но несколько уездов молчали, скоро избирательные (шары) были посчитаны, их оказалось немногим больше половины. У сторонников Сомова появилось опасение, что выборы будут сорваны на кандидате, которому или переложат (шары), и Сомов окажется вторым, или же забаллотируют. Сомов вернулся в зал, раскланялся, стал на свое место и объявил перерыв, прося уездных предводителей на совещание. Совещались мы довольно долго, но ни к каким результатам не пришли, так как никому рисковать быть забаллотированным не хотелось. Опять разошлись по уездам, опять чтение списка, все отказываются. Опять перерыв, опять совещание, на этот раз более удачное, соглашается баллотироваться бирюченский предводитель Всеволод Вячеславович Шидловский. Опять мы на своих местах, опять чтение все того же списка. Когда секретарь произносит имя В.В. Шидловского, раздаются аплодисменты в некоторых уездах, Шидловский встает, делает поклон и выходит из зала.

Начинается процедура баллотировки затем подсчеты. Уездам, которые поддерживали Сомова, показалось, что избирательных уже больше 1/2, раздались аплодисменты, когда подсчитали неизбирательные, то оказалось, что шары поделились поровну, причем в числе избирательных были 2 шара Шидловского, тогда раздались аплодисменты противников Сомова. Шидловский, услыхав дважды аплодисменты, решил, что прошел и сияющий влетает в зал, и радостно раскланивается, тут его хватает за фалды его двоюродный брат Сергей Шидловский и говорит: «Садись, забаллотирован». На Сомова было жаль смотреть в эту минуту. Он стоял бледный, с подергивающимся от злобы лицом. Положение осложнялось. Опять перерыв, опять совещание, во время которого кто-то сказал, что Шидловский не избран, но невыдержанный Алисов резко заметил: «Не неизбран, а забаллотирован».

Опять разошлись по уездам, не придя ни к чему, но Сомову казалось, что он нашел выход.

Но получилось не совсем то, что ожидал Сергей Михайлович. Опять чтение списка, и при упоминании имени А.Н. Сомова раздались аплодисменты в уездах, с предводителями которых Сомов, видимо, успел поделиться своим планом. Сергей Михайлович сейчас же заявил: «Баллотируется сенатор А.Н. Сомов! Господа дворяне Воронежского уезда». На это приглашение поднимается И.Т. Алисов и просит перерыва для обсуждения предложенного кандидата. Перерыв тянется весьма недолго, и мы вновь занимаем свои места. Сомов опять провозглашает: «Господа дворяне Воронежского уезда». Поднимается Алисов, оглядывается на свой уезд, все сидят. Сомов меняется в лице и повторяет приглашение, но повторяется то же самое, тогда он берет уездный список и читает: «Гвардии полковник И.Т. Алисов», тот встает и громким голосом заявляет: «Дворяне Воронежского уезда не считают возможным приступить к баллотировке сенатора А. Н. Сомова, не имея на это его согласия», после чего поворачивается и покидает зал, за ним уходит весь уезд. Тоже проделывают уезды: Землянский (Воронежский и Землянский - самые большие по количеству голосов), Нижнедевицкий (уезд Сомова) и Коротоякский, остальные баллотировали. Каждый раз, когда какой-нибудь уезд уходил, уезды, поддерживавшие Сомова, усердно шикали, так что шум в зале стоял невероятный. Ушла почти половика всех дворян. Л.Н. Сомов был, конечно, избран, хотя и было несколько черных шаров, но выборы были незаконными, так как требуется избрание двух кандидатов одинаковым количеством участников. Ушедшие уезды решили обжаловать выборы в Сенат, что и было исполнено... Выборы были, конечно, отменены, но Сенат, все же, упрекнул ушедших предводителей в незаконном способе выражения своего несогласия, которое должно быть выражаемо только посредством шаров, но это не всегда возможно, как было и в данном случае. На экстренном собрании был избран Николай Илиодорович Шидловский, лучший из предводителей, с которыми мне приходилось работать. Умный, дельный, прекрасно председательствовавший, всегда корректный, он был вполне на своем месте, и воронежское дворянство много потеряло, заменив его А.И. Алехиным» .

Однако, несмотря на цензовый характер и ограничения, вносившиеся правительством в избирательное законодательство, выборы органов земского и городского самоуправления сыграли огромную роль в общественно-политической жизни России. Участие в выборах значительной части населения страны способствовало его приобщению к общественной деятельности, местному управлению. Сама избирательная практика, атмосфера вокруг выборов свидетельствовали о глубоких сдвигах в сознании и социальной психологии российского обывателя. Земские и городские выборы, деятельность гласных в немалой степени подготовили население России к участию в думских выборах9.

1 Аврех А.Я. Русский абсолютизм и его роль в утверждении капитализма в России. М., 1968. С. 37.

2 Федосов И.А. Просвещенный абсолютизм в России // Вопросы истории. 1970. № 9. С. 45.

3 Алексеев А.С. Русское государственное право. М., 1897. С. 303.

4 Сборник русского исторического общества. М.: Русская панорама, 2004. Т. 4. С. 331.

5 Здесь и далее сохранены язык и стиль оригиналов.

6 Здесь и далее даны извлечения из документов Государственного архива Воронежской области (Ф. И-29).

7 Веденеев Ю.А., Богодарова Н.А. Очерки по истории выборов и избирательного права. Калуга -М., 1996. С. 270271.

8 Савелов Л.М. Из воспоминаний. 1892-1903. Воронеж: Петровский сквер, 1996. С. 85-88.

9 Веденеев Ю.А., Богодарова Н.А. Указ. соч. С. 274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.