История
History
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.056.021.202104.333-355
В. С. Лунин
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: [email protected]
Из истории возникновения и деятельности Мордовского рабочего факультета (1929-1939 гг.)
Введение. В 1920-1930-е гг. в СССР был накоплен значительный опыт довузовской подготовки молодежи, некоторые элементы которого сохраняют актуальность до сегодняшнего дня. В отечественной исторической науке особое внимание уделялось анализу феномена рабочих факультетов (рабфаков), сыгравших в нашей стране огромную роль в формировании советской интеллигенции. Однако на региональном уровне до настоящего времени нет ни одного специального исследования, в котором бы всесторонне рассматривались вопросы возникновения и деятельности Мордовского рабочего факультета (рабфака). В статье предпринята попытка заполнить частично это своеобразное «белое пятно» в новейшей историографии истории и культуры мордовского края и народа. Материалы и методы. Основную источниковую базу проведенного исследования составили материалы фондов Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ), большинство сведений из которых вводится в научный оборот впервые. Методологической основой анализа собранного фактического материала послужили как общенаучные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), так и специальные исторические методы: описательный (идеографический), историко-генетический, проблемно-хронологический, исто-рико-системный. Результаты исследования. Выявлены причины создания Мордовского рабочего факультета как основной формы довузовской подготовки в Мордовии в 1930-х гг.; показана динамика его студенческого контингента; проанализировано состояние учебного процесса и внеучебной работы на рабфаке; рассмотрены характерные черты материального положения, повседневной жизни и быта мордовских студентов-рабфаковцев. Заключение. Создание Мордовского рабочего факультета в конце 1920-х гг стало адекватным ответом на острую жизненную потребность молодой мордовской государственности в собственных кадрах высшей квалификации. При всех минусах и недочетах в деятельности рабфак стал основной «кузницей абитуриентов» из рабочих и крестьян для высшей школы Мордовии, своеобразным «предтечей» подготовительного отделения и факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва.
© Лунин В. С., 2021
Ключевые слова: образование, среднее образование, высшее образование, высшее учебное заведение, университет, довузовская подготовка, рабочий факультет, интеллигенция, мордовская молодежь, Мордовский автономный округ, Мордовская автономная область, Мордовская АССР, Мордовия.
Для цитирования: Лунин В. С. К истории возникновения и деятельности Мордовского рабочего факультета (1929-1939 гг.) // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2021. - Т. 21. - № 4. - С. 333-355. DOI: 10.15507/2078-9823.56.021.202104.333-355.
Valery S. Lunin
National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia), e-mail: [email protected]
From the History of Establishment and Activities of the Mordovian Working Faculty (1929-1939)
Introduction. In the 1920s and 1930s, the USSR accumulated significant experience in pre-university training for young people, some elements of which remain relevant to this day. In domestic historical science, special attention was paid to the analysis of the phenomenon of workers' faculties, which played a huge role in our country in the formation of the Soviet intelligentsia. However, at the regional level, to date, there is not a single special study, which would comprehensively consider the issues of the emergence and activities of the Mordovian workers' faculty. This article attempts to partially fill this kind of "white spot" in the latest historiography of the history and culture of the Mordovian region and people. Materials and Methods. The main resource base of the study was made up of materials from the funds of the Central State Archives of the Republic of Mordovia (CSA RM), most of which are introduced into scientific circulation for the first time. The methodological basis for the analysis of the collected factual material was both general scientific research methods (analysis, synthesis, induction, deduction, etc.) and special historical methods: descriptive (ideographic), historical-genetic, problem-chronological, historical-systemic. Results. The author reveales the reasons for the creation of the Mordovian workers' faculty as the main form of pre-university training in Mordovia in the 1930s, shows the dynamics of its student body; analyzes the state of the educational process and extracurricular work at the workers' faculty; gives the characteristic features of the financial situation, everyday life and life of Mordovian students-workers of the faculty. Conclusion. The creation of the Mordovian Workers' Faculty at the end of the 20s of the last century was an adequate response to the urgent vital need of the young Mordovian statehood for its own highly qualified personnel. With all the minuses and shortcomings in its activities, the workers' faculty has become the main "forge of applicants" from workers and peasants for the higher school of Mordovia, a kind of "forerunner" of the preparatory department and the faculty of pre-university training and secondary vocational education of Ogarev Mordovia State University.
Keywords: education, secondary education, higher education, higher educational institution, university, pre-university training, working faculty, intelligentsia, Mordovian youth, Mordovian Autonomous Region, Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic, Mordovia.
For citation: Lunin V. S. From the History of Establishment and Activities of the Mordovian Working Faculty (1929-1939). Gumanitarian : aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2021; 21(4): 333-355 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.056.021.202104.333-355.
Введение
С конца XX в. в развитии общего отечественного образования произошел ряд радикальных перемен, вызванных распадом СССР и демонтажем советского общественно-политического и социально-экономического строя. К числу этих перемен чаще всего относят обновление на основе идей плюрализма содержания всего образовательного процесса, становление инновационных технологий обучения с преимущественной направленностью на личностно ориентированные аспекты, введение независимой системы контроля учебных достижений на основе Единого государственного экзамена (ЕГЭ), обеспечение справедливого и равного доступа школьников к качественному образованию независимо от места их проживания и т. д.
Однако уже сегодня хорошо видно, что не все эти инновации оказали благотворное влияние на повышение качества образования и, следовательно, достижение одной из главных стратегических целей Национального проекта «Образование»: «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»1. На этом фоне особенно тревожной тенденцией является увеличение разрыва между знаниями, умениями и навыками, получаемыми учащимися в рамках государственных образовательных стандартов среднего образования, и требованиями, предъявляемыми к абитуриентам высших учебных заведений. По данным ВЦИОМ, в 2018 г. почти % (72 %) опрошенных считали, что школьных знаний недостаточно для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в желаемый вуз [5]. Как полагают некоторые современные отечественные социологи, введе-
ние ЕГЭ в 2001-2009 гг. стало фактором ухудшения качества подготовки и знаний учащихся в современных российских условиях [20]. В последние годы все большее число абитуриентов демонстрируют низкий образовательный уровень, скоропалительный, необоснованный выбор профессии. По данным анкетирования студентов I курса МГУ им. Н. П. Огарёва, проведенного в декабре 2016 г., более 60 % первокурсников гуманитарных специальностей и более 70 % - естественно-научных и технических направлений не представляют себе четко будущую профессиональную деятельность [18]. Между тем неудовлетворенность выбранной специальностью может привести к серьезному морально-психологическому кризису в жизни молодого человека, сопровождаться потерей у него интереса к продолжению образования и совершенствованию себя как личности.
В этой ситуации существенно возрастают роль и значимость довузовской подготовки учащихся, целью которой являются не только диагностика и углубление знаний по изучаемым общеобразовательным дисциплинам, но и обеспечение профессиональной ориентации и психологической адаптации учащихся к условиям обучения в высшей школе [13, с. 5]. Преодоление дидактического барьера между школой и вузом выдвигается в настоящее время в число приоритетных задач в области повышения качества подготовки специалистов - одной из главных стратегических целей Национального проекта «Образование».
Как и в других развитых странах, в России за более чем два столетия накоплен разнообразный опыт в довузовской подготовке учащихся, формировавшийся в конкретно-исторических условиях и отражавший стратегические цели развития российского
Паспорт Национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. - URL: http://do.sev.gov.ru/images/ document/Pasport_naciona_proekta_Jbrazovanie_compressed.pdf. - Загл. с экрана.
Андрей Михайлович Чурин - первый директор Мордовского рабочего факультета / . Здание МоРдовскогораоочего Andrey Mikhailovich Churin - the first director факУльтета /BuiUmg of h M^ovian of the Mordovian Working Faculty _Working l^aUty_
государства и общества. Всестороннее и объективное изучение этого опыта представляется актуальной задачей как с научной, так и общественно-практической точки зрения, ибо, как отмечал еще в XVIII в. немецкий философ-просветитель И. Г. Гер-дер, именно из истории мы черпаем тот опыт, на основе которого «...образуется самая живая часть нашего практического ума» [Цит. по: 12, с. 9].
Обзор литературы
В отечественной исторической науке процесс зарождения, становления и развития довузовской подготовки в России не становился предметом специального системного анализа и лишь вскользь затрагивался в фундаментальных трудах по истории высшей школы, формированию и эволюции российского студенчества (В. Г. Кинелев, А. Е. Иванов, Ф. А. Петров, Т. Э. Петрова и др.). Исключение составляет феномен рабочих факультетов (рабфаков) в СССР - основной формы подготовки молодых рабочих и крестьян к учебе в высших учебных заведениях в 1920-1930-х гг.
С середины 1950-х гг. с привлечением широкого круга исторических источников ему посвящен ряд монографических и диссертационных исследований, научных и публицистических статей (В. И. Бессонова, Н. М. Катунцева, Л. А. Шилов, Т. М. Яро-шевская). Именно рабочие факультеты как специфические советские образовательные учреждения некоторые авторы (О. В. Власова, А. Ф. Кривоноженко) рассматривают как главных предшественников современных факультетов довузовской подготовки - одного из важнейших звеньев системы непрерывного образования в Российской Федерации.
Данная историографическая ситуация нашла отражение и в развитии исторической мысли на региональном уровне. Вопросы становления и развития довузовской подготовки рассматриваются исследователями, как правило, на примере деятельности местных рабочих факультетов в 19201930-е гг. [4; 6; 19].
Не являются исключением и историки Мордовии, однако деятельность Мордовского рабфака в 1929-1939 гг. не ста-
Первый выпуск Мордовского рабочего факультета / The first graduation from the Mordovian Working Faculty
новилась предметом их специального анализа. Отдельные, небольшие по содержанию сюжеты этой темы освещены в работах В. С. Ивашкина, Н. А. Крисановой и Г. А. Куршевой, посвященных проблемам становления среднего и высшего образования, формирования интеллигенции Мордовии в условиях социалистической модернизации в СССР [7, с. 76, 84; 9, с. 37-41; 11]. Скупые и очень разрозненные факты приводятся в энциклопедической статье Е. Г. Осовского, а также в юбилейных изданиях по истории Мордовского государственного университета и его отдельных факультетов (институтов) [8, с. 21, 23, 27, 29, 32; 14, с. 11-12, 83, 272-275; 15, с. 6; 16, с. 49].
Материалы и методы
Основную источниковую базу проведенного исследования составили материалы Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ), хранящиеся в фондах Мордовского рабочего факультета (рабфака) (Р-10), Мордовского окриспол-кома (Р-149), Мордовского облисполкома (Р-238), отдела народного образования Мордовского облисполкома (Р-297), Министерства просвещения МАССР (Р-464), Мордовского государственного педагогического института им. А. И. Полежаева (Р-546), Мордовского областного Комитета ВКП (б) (Р-269-П, Р-296-П, Р-326-П). При подготовке данной статьи было изучено око-
Второй выпуск Мордовского рабочего факультета. 1931 г. / The second graduation from the Mordovian Working Faculty. 1931
ло 100 архивных дел, большинство сведений из которых вводится в научный оборот впервые. Ко второй, но значительно меньшей по объему группе источников относятся материалы из опубликованных сборников документов о развитии среднего и высшего образования, культурного строительства в СССР и Мордовской АССР, а также фотоматериалы из личных дел студентов и преподавателей рабфака.
Методологической основой анализа собранного фактического материала послужили как общенаучные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), так и специальные исторические методы: описательный (идеографический), истори-ко-генетический, проблемно-хронологический, историко-системный. Все многообразие современных методов и принципов
исторического познания было направлено на то, чтобы воспроизвести изучаемый объект всесторонне, непредвзято, без политической и идеологической ангажированности, т. е. таким, каким он существовал на самом деле, в объективной исторической реальности. Как утверждал видный российский историк XIX в. с мордовскими корнями М. Н. Петров (1826-1887), главным качеством любого служителя Клио всегда должен быть «.голос строгой и смелой истины» [17, с. 190].
Результаты
Создание в 1928 г. мордовской национальной автономии потребовало для различных сфер ее жизнедеятельности специалистов не только средней, но и высшей квалификации. В основной отрасли экономики округа - сельском хозяйстве - в то
время насчитывалось лишь 105 агроработников с высшим и средним специальным образованием, хотя по заданиям первого пятилетнего плана (1928-1932 гг.) таких специалистов требовалось 1 645 [7, с. 72].
Особенно сложной в конце 1920-х гг. выглядела ситуация с кадрами мордовской национальной интеллигенции. В 1929 г. в промышленности Мордовского автономного округа не было ни одного инженера-мордвина, в сельском хозяйстве лишь 5,7 % всех специалистов были из мордвы, в образовательных учреждениях - 18,0 % учителей. На 500-тысячное мордовское население приходилось лишь семь врачей мордовской национальности [7, с. 72]. Фактически отсутствовали подготовленные специалисты из мордвы для колхозов и совхозов, создаваемых в те годы на основе разворачивающейся массовой коллективизации крестьянских хозяйств.
Следует отметить, что предпринятые Советским государством в 1920-е гг. меры по формированию мордовской национальной интеллигенции не дали в полной мере должного результата. В 1929 г. на мордовских отделениях Ульяновского, Нижегородского и Самарского рабфаков, а также на рабфаках других вузов страны обучались около 430 студентов-мордвинов [1, с. 74, 77]. Однако после завершения учебы они поступали в различные вузы нашей страны, а после их окончания, как правило, оставались за пределами исторической родины.
С большим трудом заполнялись места, предоставляемые Комитетом национальностей (Комнацем) Наркомпроса РСФСР для внеконкурсного поступления в вузы мор-
Группа студентов и преподавателей Мордовского рабочего факультета. 1930 г. / A group of students and teachers of the Mordovian Working Faculty. 1930
довской молодежи. Так, в 1925/26 учебном году для нее было забронировано 136 мест в различных вузах, а принято было лишь 67 чел. [7, с. 66]. Одной из главных причин невыполнения этой плановой государственной разнарядки являлся, на наш взгляд, очень низкий уровень жизни родителей, которые весьма часто не могли обеспечить финансово обучение детей за пределами своего домохозяйства2.
Финансирование различных форм довузовской подготовки мордовской, в основном крестьянской по социальному происхождению молодежи было крайне низким или совсем отсутствовало. Этот факт, в частности, был зафиксирован в резолюции планового совещания Средне-Волжского облоно от 31 января 1929 г. по итогам обследования состояния народного образования в Мордовском округе3. Кроме материальных затруднений, получению высшего образования за пределами Мордовии в пре-
Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). - Ф. Р-146. - Оп. 2. - Л. 59-61. Там же. - Ф. Р-149. - Оп. 1. - Д. 235. - Л. 52 об.
2
Группа студентов I курса с преподавателями. 1933 г. / A group of 1st year students with their teachers. 1933
стижных отечественных вузах препятствовал социально-культурный фактор. Как показали итоги Всесоюзной переписи населения 1926 г., общая грамотность на территории мордовского края составляла 27,5 %, в то время как в Среднем Поволжье - 36,4, а в РСФСР - 44,14. Еще ниже грамотность была у мордовской части населения уездов, позднее вошедших в состав Мордовского автономного округа. У женщин, например, она была чуть выше 5 %5.
В то время в самом зачаточном состоянии у мордвы находилась система средних общеобразовательных школ повышенного типа, окончание которых открывало дорогу в высшие учебные заведения. В 1928 г. в Мордовии были только три такие шко-
4 ЦГА РМ. - Ф. Р-238. - Оп. 1.- Д. 425. - Л. 27.
5 Там же.
лы, и все они находились в городах [10, с. 127-128].
По расчетам В. С. Ивашкина, в конце 1920-х гг. в Мордовском автономном округе один специалист с высшим образованием приходился на 26 860 чел. мордовского населения [7, с. 66]. Это был один из самых низких показателей среди народов Среднего Поволжья.
Не смогла кардинальным образом решить проблему формирования кадров народной интеллигенции в мордовском крае и практика направления сюда наркоматами и ведомствами РСФСР выпускников иногородних вузов. Они с большим трудом «добирались» до мордовской глубинки. Как известно, в основном это были инженер-
но-технические и медицинские работники. В 1929 г. из медицинских институтов Саратова, Самары, Казани и других городов сюда были направлены 34 врача [7, с. 75]. Однако этого количества было явно недостаточно для того, чтобы, например, победить в мордовском крае такую социальную болезнь, как трахома, которой только по официальным данным в то время было поражено более 60 % мордовского населения6.
Непростая кадровая ситуация наблюдалась во второй половине 1920-х гг. в народном образовании Мордовии. Профессиональный уровень школьных учителей был крайне низким. Около 70 % из них имели только среднее и низшее образование, около 80 % не имели специального педагогического образования, до 25 % являлись выходцами из бывших привилегированных сословий - торговцев, чиновников, офицеров и т. д.7 [10, с. 112].
Особенно остро нехватка высококвалифицированных учительских кадров ощущалась в сельской глубинке, где разворачивалась борьба с неграмотностью. Например, в 1929 г. в школе крестьянской молодежи с. Новые Выселки Ачадовского района вместо требуемых шести педагогов работали только трое8.
Как видно из вышеизложенного, в конце 1920-х гг. в Мордовии возникла объективная необходимость не только в развитии высшего образования, но и в усилении довузовской подготовки молодежи. Без решения в кратчайшие сроки этих взаимосвязанных задач невозможно было успешно осуществлять глубокую социалистическую модернизацию различных отраслей народного хозяйства, здравоохранения, культуры
и образования Мордовского автономного округа.
Когда и у кого впервые возникла мысль
0 создании самостоятельного Мордовского рабочего факультета как особого общеобразовательного учреждения для подготовки к поступлению выходцев из рабоче-крестьянских семей, особенно мордовской национальности, сказать трудно. Архивные материалы свидетельствуют, что уже на
1 Окружной конференции ВКП (б) (1-3 августа 1928 г.) делегат Бойков (инициалы неизвестны) в ответ на критику первого секретаря Средне-Волжского обкома ВКП (б) М. М. Хатаевича о слабо поставленной в Мордовии агрономической работе говорил
0 недостаточном числе студентов мордовских отделений Ульяновского, Нижегородского и Самарского рабфаков и необходимости, по примеру Татарской Республики и Чувашии, организации для мордвы собственного рабочего факультета9.
Учитывая высокую потребность молодой мордовской государственности в высококвалифицированных кадрах различных отраслей народного хозяйства и культуры,
1 февраля 1929 г. Президиум Средне-Волжского облисполкома поставил перед Народным комиссариатом просвещения РСФСР вопрос о развертывании в Мордовском автономном округе рабфака путем объединения «нацменотделений» при Самарском и Ульяновском рабфаках10. В связи с этим в марте того же года в Саранске были организованы двухмесячные курсы по подготовке рабочих, батраков и бедноты из мордвы для поступления на рабфак11.
27 апреля 1929 г. Президиум Средне-Волжского областного исполнительного
6
7
8
9
10 11
ЦГА РМ. - Ф. Р-149. - Оп. 4. - Д. 20. - Л. 55.
Там же. - Л. 49, 55, 62, 68.
Там же. - Ф. Р-146. - Оп. 2. - Д. 54. - Л. 65.
Там же. - Ф. 326-П. - Оп. 1. - Д. 2. - Л. 44а.
Там же. - Ф. Р-149. - Оп. 1. - Д. 235. - Л. 428.
Там же. - Л. 445.
Третий выпуск Мордовского рабочего факультета / The 3rd graduation of the Mordovian Working Faculty
комитета, принимая во внимание большую потребность мордовской автономии в педагогических, медицинских и агрономических кадрах, признал необходимым «.. .открытие в Саранске Мордовского рабфака»12.
Решение о создании самостоятельного Мордовского рабфака было поддержано 3-4 мая 1929 г. некоторыми участниками II Съезда Советов Мордовского округа, в частности делегатом Алышиным13.
Мордовский рабочий факультет начал учебную деятельность в сентябре 1929 г.,
получив почетное звание «имени Х-летия КИМА»14. Первым заведующим и организатором факультета стал А. М. Чурин (1889-?), уроженец с. Дубенки, выходец из мордовской крестьянской семьи, выпускник Казанской учительской семинарии, воспитанник М. Е. Евсевьева15 [16, с. 49].
По достаточно противоречивым сведениям, на I курс дневного отделения Мордовского рабфака было принято 107 слушателей, причем не только из Мордовии, но и из-за ее пределов, прежде всего
ЦГА РМ. - Ф. Р-149. - Оп. 1. - Д. 235. - Л. 445 (оборот).
Там же. - Оп. 4. - Д. 20. - Л. 120.
КИМ - Коммунистический интернационал молодежи, с 1919 по 1943 г. - международная молодежная организация, секция Коммунистического Интернационала (Коминтерна).
ЦГА РМ. - Ф. 326. - Оп. 1. - Д. 7. - Л. 65 ; 6 июня 1931 года А. М. Чурин был утвержден проректором по учебной работе Мордовского аграрно-педагогического института. - ЦГА РМ. - Ф. Р-238. - Оп. 1. -Д. 425. - Л. 247 ; Ф. 326-П. - Оп. 1. - Д. 884. - Л. 3.
12
13
14
15
Пензенской и Нижегородской областей [7, с. 75-76; 11]. Согласно правилам приема, студентами факультета могли стать люди не моложе 18 лет, по происхождению принадлежавшие к рабочим и крестьянам и проработавшие непосредственно перед поступлением на рабфак в качестве наемных рабочих на промышленных, транспортных и сельскохозяйственных предприятиях не менее трех лет в возрасте от 18 до 20 лет; не менее четырех лет - в возрасте от 20 до 25 лет и не менее шести лет - в возрасте от 25 до 30 лет. Крестьяне, занимавшиеся непосредственно перед поступлением на рабфак земледельческим трудом без эксплуатации наемного труда, принимались на рабфак на тех же основаниях, что и рабочие.
Члены ВКП (б) из рабочих и крестьян, не имевшие по возрасту полноценного производственного стажа, принимались на рабфак с производственным стажем, в который включался размер партийного стажа16.
Как правило, поступающие на рабфак лично писали заявление и предоставляли необходимые документы (свидетельство о рождении, справки о состоянии здоровья, социальном положении и происхождении). В анкете абитуриента необходимо было не только представить информацию о личных данных (фамилия, имя, отчество, год и место рождения, национальность, какое учебное заведение окончил, место последней работы и др.), но и ответить на такие необычные для нашего времени вопросы, как «политическая подготовка», «выписываешь ли какие газеты и читаешь ли их», «в каких политических партиях состоял прежде»17.
Вступительные (приемные) испытания проходили по основным общеобразователь-
ным предметам (русский язык, математика, физика, химия, география, политграмота) в объеме учебной программы семилетней школы. Их принимали специальные испытательные комиссии во главе с преподава-телями-предметниками18. Кроме того, как и ранее при поступлении на мордовские отделения иногородних вузов, выходцы из мордвы должны были обладать умением читать и писать на мордовском языке, читать и объясняться на русском языке19.
Заявления и результаты приемных испытаний рассматривала и утверждала факультетская приемная комиссия (до 7 чел.), в которую, помимо директора и завуча, входили представители от профсоюзных, партийных, комсомольских организаций, преподавателей и студентов рабфака20.
Для гарантированного обеспечения поступления на рабочий факультет выходцев из рабоче-крестьянских семей в большинстве регионов использовалась практика направления их на учебу через соответствующие рекомендации партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. Некоторые современные исследователи (В. В. Фурсова, Д. Х. Хананова) полагают, что такие абитуриенты поступали на факультет независимо от знаний и оценок в документе об их образовании. В Мордовии, как свидетельствуют архивные материалы, такие прецеденты также были, но не носили массового характера.
Почти все абитуриенты Мордовского рабфака проходили приемные испытания и, что особенно важно заметить, далеко не все их успешно преодолевали. Основная причина - не «чуждое» социальное происхождение учащихся, а их откровенно слабые
16 ЦГА РМ. - Ф. 326-П. - Оп. 1. - Д. 884. - Л. 65.
17 Там же. - Ф. Р-10. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 134, 184.
18 Там же. - Д. 11. - Л. 163 об.
19 Там же. - Ф. 326-П. - Оп. 1. - Д. 884. - Л. 68.
20 Там же. - Ф. Р-10. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 163, 163 об., 209 об., 216, 224.
знания на вступительных экзаменах. Так, летом 1937 г. из 367 допущенных к ним на 180 вакантных мест не смогли пройти испытания 185 чел., в том числе по русскому языку - 93, математике - 102, географии -66, политграмоте - 39, физике - 69, химии -14 чел.21 В 1938 г. на основании заключения приемной комиссии было отказано в приеме 92 абитуриентам рабфака22.
С каждым новым учебным годом число обучающихся на Мордовском рабфаке увеличивалось. Уже осенью 1930 г. насчитывалось 12 учебных групп, 5 из которых (около 140 чел.) обучались по «сельскохозяйственному уклону», т. е. на агрономическом отделении23. По-видимому (точно сказать нельзя из-за отсутствия достоверных сведений), в том же учебном году на факультете было создано вечернее отделение, на котором слушатели учились без отрыва от производства. В результате в 1932/33 г. на Мордовском рабфаке обучались уже более 400 студентов. Удельный вес студентов из «коренного населения» (мордвы-мокши и мордвы-эрзи) на дневном отделении составил 61,3 %24.
В первой половине 1930-х гг. в силу различных причин с трудом проходил набор девушек мордовской, особенно мокшанской, национальности25. В результате постановлением СНК МАССР от 25 июня 1936 г. были организованы республиканские курсы по подготовке мокшанок и эрзянок к поступлению на рабфак. Заведующим этих курсов и распорядителем кредитов был назначен преподаватель родного языка и литературы И. П. Кривошеев26.
21 ЦГА РМ. - Ф. Р-10. - Оп. 1. - Д. 33а. - Л. 11.
22 Там же. - Л. 229 об., 230.
23 Там же. - Ф. Р-146. - Оп. 2. - Д. 54. - Л. 90.
24 Там же. - Ф. Р-546. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 45.
25 Там же. - Л. 135 об.
26 Там же. - Л. 135.
27 Там же. - Ф. Р-10. - Оп. 1. - Д. 9. - Л. 15 об.
28 Там же. - Д. 33а. - Л. 4.
29 Там же. - Д. 11. - Л. 164.
30 Там же. - Л. 229 об.
Сначала при формировании учебных групп национальность студентов учитывалась слабо, и они с этой точки зрения выглядели «многолико». Однако начиная с весны 1931 г. администрация факультета произвела перегруппировку: студенты из мордвы-мокши сосредоточивались в одной группе, а студенты из мордвы-эрзи - в другой27.
Анализируя сведения, приведенные в табл. 1, следует прежде всего отметить относительную достоверность тех из них, которые относятся к фактическому выполнению плановых заданий на Мордовском рабфаке. Дело в том, что они взяты из официального отчета дирекции, в котором не исключена возможность приукрашивания реального положения дел. Об этом свидетельствуют другие архивные материалы. Согласно статистической сводке о составе студентов Мордовского рабфака от 1 апреля
1937 г., на дневном и вечернем отделениях обучалось не 637 чел., как приводилось в директорском отчете, а только 49528. Выпущено было не 186 студентов дневного отделения, а 17029. Приказом от 28 августа
1938 г. на I курс дневного отделения были зачислены не 120 чел., как это предусматривалось планом приема, а 12530.
Не подлежит сомнению, что ко второй половине 1930-х гг. престиж рабфака в глазах молодежи Мордовии значительно вырос. Если летом - осенью 1929 г. наблюдались значительные трудности с формированием контингента абитуриентов, то уже во время приемной кампании 1937/38
Таблица 1
Контингент студентов Мордовского рабфака в 1936/37 учебном году* /
Table 1
The contingent of students of the Mordovian Working Faculty in the 1936/37 academic year
Форма обучения / Form of study С отрывом от производства / Out of production Без отрыва от производства / On the job
по плану / according to plan фактически / in fact по плану / according to plan фактически / in fact
Прием (всего) / Acceptance (total) 120 120 90 91
Число обучающихся (всего) / Number of students (total) 517 517 120 120
Учебные группы (всего) / Study groups (total) 18 18 4 4
Выпуск (всего) / Graduation (total) 186 186 90 90
* Составлена по: ЦГА РМ. - Ф. Р-10. - Оп. 1. - Д. 33. - Л. 8 ; Д. 33а. - Л. 2, 4.
Таблица 2
Состав студентов I курса дневного отделения Мордовского рабфака в 1937/38 учебном году*
Table 2
Composition of 1st year full-time students Mordovian Working Faculty
in the 1937/38 academic year *
По полу / By gender Национальность / Nationality Социальное происхождение / Social origin Партийность / Party membership
Всего / Totally происхождение / Social origin партийность / Party membership мокшане / Moksha эрзяне / Erzya русские / Russians иные национальности / Other nationality из рабочих / from workers из колхозников / from collective farmers из служащих и иных соц. категорий / From employees and other social categories члены ВКП (б) и кандидаты в члены ВКП (б) / members of the CPSU (b) and candidate members of the CPSU (b) члены ВЛКСМ / Komsomol members беспартийные / non-party
185 139 46 48 57 79 1 29 136 20 3 55 97
* Составлена по: ЦГА РМ. - Ф. Р-10. - Оп. 1. - Д. 33а. - Л. 11.
учебного года конкурс достигал 2 чел. на место31.
В то же время нельзя не признать, что значительное увеличение контингента студентов Мордовского рабфака не всегда соответствовало уровню его материально-технической базы, порождало значительную
31 ЦГА РМ. - Ф. Р-10. - Оп. 1. - Д. 33а. - Л. 11.
перегрузку в работе преподавателей и в конечном счете отрицательно сказывалось на качестве учебно-воспитательного процесса.
С начала 1930-х гг., когда был взят курс на форсированное строительство социализма во всех сферах народного хозяйства и культуры, «второе дыхание» приобрел классовый под-
ход к комплектованию студенческого коллектива Мордовского рабфака. Все рабфаковцы, утаившие или исказившие истинное социальное положение родителей, как правило, стали попадать в категорию «злостных» и исключались с факультета с предъявлением через суд иска о денежной компенсации в сумме, потраченной на их обучение и выплату госу-
32
дарственной стипендии32.
Как видно из табл. 2, дневное отделение Мордовского рабфака во второй половине 1930-х гг., впрочем, как и в начале десятилетия, имело достаточно ярко выраженное «мужское лицо». Это вполне соответствовало аналогичным показателям рабочих факультетов как в СССР в целом, так и в отдельных его регионах (например, в Верхнем Поволжье) [4]. Можно предположить, что девушкам, особенно из сельской местности, психологически было значительно труднее порвать с традиционным крестьянским укладом жизни и приспособиться к нелегкому студенческому быту в городских условиях того времени.
Почти половина мордовских студентов-рабфаковцев дневного отделения, как это видно из табл. 2, являлись представителями русского населения. Еще внушительнее -до 90 % - оно было представлено среди студентов вечернего отделения, в основном жителей Саранска33.
На 1 января 1938 г. на факультете обучались всего 420 студентов, 152 из которых являлись выходцами из мордвы-эрзи, 94 - из мордвы-мокши, 174 - принадлежали к иным национальностям, преимущественно русским34. Отметим почти полное отсутствие среди рабфаковцев татарской молодежи.
Как видно из табл. 2, по социальному происхождению почти 75 % студентов имели крестьянские корни, что объясняется очень низкой долей рабочего класса в социальной структуре предвоенной Мордовии (менее 1 % населения). Поэтому можно сказать, что название «рабочий факультет» именно в нашей республике имело скорее условный характер, отражавший стремление властей создать в кратчайшие сроки народную интеллигенцию из рабочих и крестьян.
Важно заметить, что количественный и качественный состав студентов Мордовского рабфака в течение каждого учебного года не оставался неизменным. В силу различных объективных и субъективных причин значительное число обучающихся (в некоторые годы - до 40 %) покидало стены альма-матер35. Причем, как свидетельствуют сохранившиеся статистические сведения тех лет, больше всего студентов покидали стены рабфака не из-за неуспеваемости, а по болезни и, скорее всего, из-за материальных затруднений36. В 1935/36 учебном году именно по этой причине 28 студентов рабфака не явились к началу занятий и были отчислены37.
Во время учебы на Мордовском рабфаке студенты изучали девять основных общеобразовательных дисциплин: русский язык, литературу, математику, физику, химию, биологию (с 1936 г. - естествознание), историю (с 1936 г. - историю народов СССР и новую историю), иностранный (немецкий) язык, географию. Преподавание осуществлялось на основе разработанных в конце 1920-х гг. московскими специалистами Главпрофобра и Наркомпроса рабочих программ для «культурно-отсталых нацмен
32 ЦГА РМ. - Ф. Р-10. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 20, 20 об., 24, 24 об. ; Д. 9. - Л. 9, 9 об., 14-16, 29, 29 об., 33 об., 44, 48.
33 Там же. - Д. 33а. - Л. 7.
34 Там же. - Л. 22.
35 Там же. - Л. 132.
36 Там же. - Л. 1.
37 Там же. - Д. 11. - Л. 88.
Студенты Мордовского рабочего факультета. 1930 г. Students of the Mordovian Working Faculty. 1930
Сырескин Алексей Фролович. 1936 г Селиверстова Евдокия Ивановна. 1937 г. Смолькин Егор Трофимович. 1937 г Кадяев Иван Андреевич. 1937 г. Сурков Николай Иванович. 1937 г. Смолин Михаил Федорович. 1934 г. Суслов Степан Семенович. 1933 г. Глухов Николай Осипович. 1937 г. Кульков Никифор Николаевич. 1937 г.
10. Канайкин Трофим Семенович. 1937 г.
11. Сухорукова Елизавета Александровна. 1933 г.
12. Савенко Федор Андреевич. 1937 г.
13. Разуваева Клавдия Гавриловна. 1937 г.
с нормальным четырехлетним курсом обучения». Главная их особенность состояла во введении изучения родного языка и культуры и, помимо этого, в некотором видоизменении соотношения между количеством времени, предоставляемом остальным предметам [1, с. 79].
Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки и мордовская литература изучались в объеме 34-36 ч в год в течение четырех лет как на дневном, так и на вечернем отделении и на каждом курсе входили в пере-
38 ЦГА РМ. - Ф. Р-10. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 21, 159.
чень обязательных переводных испытаний (письменно и устно)38.
Преподаватели и студенты Мордовского рабфака в основном использовали учебники и учебные пособия, предназначенные для старших классов общеобразовательных школ. «Рабфаковские» пособия в 1930-е гг. фактически отсутствовали. Попытки использования некоторыми преподавателями вузовских учебников и материалов (например, по физике) также не получили поддержки. Дирекция предписывала преподавателям строго
придерживаться установленных Наркомпро-сом программ для рабфаков и проводить всю работу «.. .по рекомендованным стабильным учебникам для средней школы»39.
Очень мало достоверной информации о формах и методах преподавания учебных дисциплин на Мордовском рабфаке. Протоколы заседаний предметных комиссий, по-видимому, не велись, поэтому в местных архивах они отсутствуют. Лишь по некоторым косвенным свидетельствам можно достаточно уверенно полагать, что здесь не «прижились» тесты и лабораторно-бри-гадный метод обучения, которые в конце 1920-х - начале 1930-х гг. попытались внедрить многие отечественные вузы и рабфаки [1, с. 83-85, 106-111]. На основании Постановления ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» на Мордовском рабфаке применялась традиционная классно-урочная система проведения занятий, для которой были характерны наличие стабильных учебных групп, объяснение нового материала по темам рабочей программы, проверка домашних заданий, наличие журналов текущей успеваемости каждого студента (достаточно хорошо сохранились в ЦГА РМ. - В. Л.) и т. д.
Нельзя не отметить, что были попытки использования и таких методов преподавания, которые в какой-то степени должны были адаптировать рабфаковцев к будущей учебе в вузе. В частности, в приказе директора рабфака от 2 марта 1934 г. особо обращалось внимание на необходимость усиления применения лекции как одного из методов учебной работы, по преимуществу на старших курсах, строя методику ее проведения в зависимости от уровня подготовки группы, содержания учебного материала
и наличия оборудования, с использованием, по возможности, иллюстративного матери-ала40.
Руководство Мордовского рабфака старалось оперативно реагировать на партийные указания в области совершенствования школьного и высшего образования. После принятия 15 мая 1934 г. Постановления СНК и ЦК ВКП (б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» дирекция Мордовского рабфака уже 8 июня того же года отреагировала на него специальным приказом. Во-первых, преподавателям-историкам предписывалось сократить «сухие» социологические объяснения исторического процесса и сделать основной упор на изложение учащимся в историко-хронологической последовательности сведений о важнейших исторических явлениях и исторических деятелях41. Во-вторых, отмечалась необходимость преподавателям-филологам «разгрузить материал по литературе от излишней политизации, социологических и экономических данных, используя такие лишь в необходимом объеме», обратив особое внимание на раскрытие особенностей личности писателя, усвоение важнейших дат его жизни и творчества, понимание художественных достоинств произведения и т. д.42
В целом уровень учебно-методической работы на факультете в 1930-е гг. оставался крайне низким. Одной из главных причин являлось отсутствие руководства и методической помощи рабочему факультету со стороны Мордовского педагогического института, который в те годы находился в стадии становления. Предпринятые советом института меры по исправлению сложившегося положения (введение в состав директората заведующего рабфаком, а в совет рабфака - директора института, заме-
39 ЦГА РМ. - Ф. Р-10. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 3.
40 Там же. - Л. 11 об.
41 Там же. - Л. 25.
42 Там же. - Л. 25 об.
348
том 21, № 4, 2021
стителя директора по учебной части и т. д.) не дали должного результата43.
После ультралевацкой педагогики первых лет советской власти, когда экзамены в образовательных учреждениях отменялись, в 1932 г. в СССР был возрожден один из методов «старой» (дореволюционной) школы, а именно экзамены, переименованные, правда, в испытания. В традициях того времени они должны были проходить не только при учителях, но и в присутствии родителей и представителей рабочих коллективов.
Преподаватели Мордовского рабфака старались принципиально подходить к оцениванию знаний слушателей, не делая при этом скидок на их социальное и национальное происхождение или партийность. Например, в 1934/35 учебном году в группе «А» I курса дневного отделения (26 чел.), традиционно формировавшейся из наиболее подготовленных абитуриентов, оценку «очень хорошо» (по нынешним меркам -«отлично») на переводных экзаменах по русскому языку и литературе получили 4 чел., по истории - 2 чел., по математике и биологии таковых вообще не оказалось44.
Аналогичные результаты были зафиксированы в ведомостях выпускных испытаний. Так, в 1934/35 учебном году в группе «А» IV курса дневного отделения (25 чел.) оценки «хорошо» и «отлично» по русскому языку получили 4 чел., литературе - 10, химии - 6, физике - 9, истории ВКП (б) - 5 чел.45
Как видно из вышеприведенных фактов, большинство студентов-рабфаковцев Мордовии демонстрировали крайне слабые знания практически по всем изучаемым учебным дисциплинам. Очевидно, что это создавало
серьезные проблемы при их дальнейшем обучении в вузах и в конечном счете приводило к низкому уровню профессиональной подготовки как специалистов различных областей народного хозяйства и образования.
Стремясь повысить качество учебного процесса, руководство Мордовского рабфака прилагало особые усилия по поддержанию высокой дисциплины среди обучающихся. В ЦГА РМ сохранилось большое количество приказов дирекции рабфака о наложении различных административных взысканий (предупреждения, выговоры, строгие выговоры и т. д.) на тех, кто нарушал установленные правила обучения и поведения. Кроме того, иногда фактам нарушения мордовскими рабфаковцами учебной дисциплины придавался политический оттенок: они рассматривались как проявления «мелкобуржуазной распущенности и расхлябанности»46.
В 1930-х гг. на Мордовском рабфаке практиковалась и такая «негуманная» по меркам либеральной педагогики мера укрепления дисциплины, как оставление неуспевающего студента («хвостиста») на второй год или даже перевод на курс ниже47. В 1938 г., например, 11 студентов III курса, имевшие три и более задолженности без уважительных причин, были оставлены на второй год48.
Не менее жестко руководство факультета относилось к общественно-политическому умонастроению студентов. В том случае, когда оно расходилось с официальной идеологией, противоречило внутренней и внешней политике правящей коммунистической партии, принимались самые суровые меры, вплоть до исключения из учебного заведения49.
43 ЦГА РМ. - Ф. Р-546. - Оп. 1. - Д. 10. - Л. 33, 218.
44 Там же. - Ф. Р-10. - Оп. 1. - Д. 14. - Л. 1, 2.
45 Там же. - Д. 10. - Л. 2, 3.
46 Там же. - Д. 11. - Л. 18.
47 Там же. - Л. 47, 56 об., 58, 77, 145, 145 об., 146-148, 169, 169 об., 170.
48 Там же. - Л. 214.
49 Там же. - Л. 17 об., 18, 48, 71, 155, 171, 171 об. ; Д. 27. - Л. 21.
Пресекая политическое инакомыслие среди студентов-рабфаковцев, факультетское руководство в то же время всячески старалось улучшить их материальное положение. Архивные материалы свидетельствуют, что почти все (от 86 до 100 %) рабфаковцы в Мордовии получали стипен-дию50. Ее средний размер в начале 1930-х гг. составлял 31 руб., а затем постепенно увеличился до 68 руб.51
Начиная с 4-го квартала 1933 г. на Мордовском рабфаке была введена система дифференцированной выплаты стипендий. По данным за декабрь 1934 г., все рабфаковцы были разделены на три группы. К первой группе, со стипендией до 55 руб. в месяц, были отнесены те из них, кто имел оценки «очень хорошо» («отлично») по четырем основным дисциплинам (математика, русский язык, физика и химия) и не более трех оценок «удовлетворительно», если выполнял большой объем общественной работы внутри рабфака. Вторая группа студентов, со стипендией 52 руб. в месяц, не должна была иметь неудовлетворительных оценок. Третья группа, со стипендией от 48 до 50 руб., могла иметь неудовлетворительные оценки по одной из дисциплин по уважительной причине. Четвертая и пятая группы, имевшие три-четыре неудовлетворительные оценки, могли иметь стипендию до 44 руб. 25 коп.52
Особой материальной поддержкой пользовались так называемые ударники, т. е. студенты, которые учились на «отлично» и «хорошо». Как правило, их кандидатуры сначала выдвигались на групповых собраниях, затем рассматривались на заседаниях специальной стипендиальной комиссии, решения которой утверждались дирекци-
ей рабфака. За успехи в учебе и активное участие в общественной жизни студентам-ударникам назначалась повышенная стипендия сроком на одну четверть. В ноябре 1938 г. ее размер был равен 72 руб.53 Для сравнения: стипендии студентов педагогического института в 1936/37 учебном году составляли от 110 до 149 руб. [2, с. 99].
В 1930-е гг. на факультете были апробированы некоторые формы внеучебной работы, актуальные и сегодня. Известно, что в 1936 г. здесь работало семь студенческих кружков: литературный (45 чел.), драматический (18 чел.), музыкальный (12 чел.), физкультурный (12 чел.), хоровой (30 чел.), стрелковый (51 чел.), противовоздушной и противохимической обороны (ПВХО) (46 чел.)54.
Особо следует отметить успешную работу литературного кружка, которым руководили преподаватели родного языка и литературы И. П. Кривошеев и Л. С. Кав-таськин. В разные годы в работе кружка принимали участие будущие известные мордовские писатели и поэты: В. Виард (Ардеев), Ф. С. Дурнов, С. И. Родькин, П. И. Левчаев, Ф. С. Атянин, П. К. Любаев.
Воспитательная работа на Мордовском рабфаке проводилась, по-видимому, без какого-либо плана, утвержденного директором или советом факультета. Перечень проводимых мероприятий в этой сфере образовательного процесса в 1930-е гг. выглядел очень скромно. В единственном сохранившемся до наших дней отчете о культурно-массовой работе за 1937/38 учебный год отмечалось, что силами преподавателей было прочитано пять научно-популярных лекций (о Шота Руставели, Н. А. Некрасове, покорении Северного полюса и др.), проведены четыре вечера с художественной
ЦГА РМ. - Ф. Р-10. - Оп. 1. - Д. 33. - Л. 8 ; Д. 33а. - Л. 22, 132.
Там же. - Д. 47. - Л. 51 об. ; Д. 49. - Л. 30.
Там же. - Д. 9. - Л. 158 ; Д. 11. - Л. 53, 53 об.
Там же. - Д. 31. - Л. 91.
Там же. - Д. 33 а. - Л.136.
350
том 21, № 4, 2021
50
51
52
53
54
частью, посвященных важнейшим революционным событиям в истории нашей страны, представлены две театральные постановки («Пограничники» и «Волочаевские дни»). Студенты всех курсов в этом году дважды коллективно посещали кинотеатр, выпустили 11 номеров факультетской стенгазеты, в том числе на мокшанском языке55.
Одной из важнейших форм участия рабфаковцев в общественной жизни страны было приобретение ими различных государственных облигаций. Только в 1936 г. студенты I курса дневного отделения приобрели десятирублевые облигации 4-го «Займа Второй пятилетки» на сумму 3 600 руб., студенты II курса - на 3 445, студенты III курса - на 2 358, студенты IV курса -на 1 830 руб.56 Таким образом, в 4,8 млрд руб., собранных в ходе этой кампании по всей стране на проведение социалистической модернизации народного хозяйства и всей социально-культурной сферы, была и маленькая частица средств мордовских рабфаковцев.
Большое внимание уделялось физическому воспитанию студентов. Кроме традиционных уроков физкультуры по учебному расписанию, с 1931 г. приказом директора на факультете были введены две физкультурные оздоровительные зарядки до начала учебных занятий: утренняя - с 7:20 до 7:40 (с 1 декабря 1933 г. - с 8:00 до 8:15) и дневная (после 4-го урока) - с 12:00 до 12:30 (с 19 декабря 1935 г.)57. Отметим, что далеко не все рабфаковцы отнеслись к этому виду внеучебной работы с энтузиазмом. Более того, в декабре 1933 г. в одном из приказов дирекции даже констатировалось, что «у
55 ЦГА РМ. - Ф. Р-10. - Оп. 1. - Д. 33а. - Л. 66.
56 Там же. - Д. 30. - Л. 10-35.
57 Там же. - Д. 9. - Л. 15 ; Д. 11. - Л. 94, 121, 159.
58 Там же. - Л. 159 об., 163.
59 Там же. - Д. 33а. - Л. 22 об.
60 Там же. - Д. 4. - Л. 6 об.
61 Там же. - Ф. Р-546. - Оп. 1.- Д. 1. - Л. 45 об.
большинства студентов отношение к этому мероприятию безразлично, что подтверждается большим числом отсутствующих на утренней зарядке»58.
Свыше 80 % студентов дневного отделения Мордовского рабфака проживали в общежитиях. В 1937 г. они занимали 1 553 м2, что составляло более 70 % всей жилой площади, принадлежавшей данному учебному
59
заведению59.
Условия проживания в студенческих общежитиях в то время были очень далеки от каких-либо понятий о комфорте. Приведем пример. 29 января 1931 г. приказом директора рабфака А. М. Чурина завхозу предписывалось «.в срочном порядке сменить солому в матрасах из расчета 3 снопа на матрас; заготовку соломы произвести за счет студентов; матрасы отдать в стирку и хорошо после стирки проутюжить за счет рабфака»60.
Областная контрольная комиссия - РКИ в декабре 1932 г. обследовала Мордовский рабфак и констатировала неудовлетворительное материально-бытовое положение студентов, отсутствие снабжения промтоварами, одеждой, низкое качество питания, отсутствие прачечной и культурно-бытового обслуживания61.
Антисанитарное состояние многих комнат общежитий (грязь, пыль), плохое отопление в зимнее время года иногда приводили к возникновению на факультете различных инфекционных заболеваний [9, с. 38].
Болезни, бытовая неустроенность, чрезвычайно сложное семейное положение с точки зрения уровня жизни - все это, как отмечалось выше, ежегодно приводило к
значительному оттоку студентов с Мордовского рабфака. Несмотря на все трудности, с 1930 по 1939 г. состоялось девять выпусков мордовских рабфаковцев, составивших основной костяк студенчества Мордовии в предвоенные годы.
В конце 1930-х гг. значение рабфака как особой формы довузовской подготовки молодежи Мордовии стало падать, что было обусловлено целым рядом объективных причин. Одной из главных среди них стало значительное укрепление в республике сети средних общеобразовательных и специальных учебных заведений. В конце 1939 г. в городах и городских поселках Мордовской АССР количество средних школ по сравнению с концом 1920-х гг. выросло в 6 раз (с 3 до 18), в сельской местности - в 102 раза [10, с. 127-128]. Кроме того, в республике функционировало 18 техникумов, в которых число обучающихся за 1930-е гг. возросло почти в 2 раза, достигнув, по разным данным, от 5,3 до более чем 6,0 тыс. чел. [7, с. 83]. Как и в дореволюционный период, именно средние школы и средние специальные учебные заведения стали основными «поставщиками» абитуриентов для высших учебных заведений.
В 1939 г. Мордовский рабфак завершил десятилетнюю историю. Важно заметить, что с инициативой о его ликвидации и одновременном превращении в среднюю школу выступил Совнарком Мордовской АССР. 29 июля 1939 г. Наркомпрос РСФСР в своем распоряжении признал эту просьбу-инициативу обоснованной и приказал разместить учащихся I и II курсов по средним учебным заведениям республики. Учебные здания рабфака передавались этим
распоряжением Наркомпросу Мордовской АССР, а все остальное имущество и здания общежитий с оборудованием - педагогическому институту62. За трудоустройство преподавателей рабфака отвечало Главное управление вузов Наркомпроса РСФСР63.
Заключение
Можно отметить, что создание Мордовского рабочего факультета стало, на наш взгляд, адекватным ответом на острую жизненную потребность молодой мордовской государственности в собственных кадрах высшей квалификации. За очень короткий по меркам исторического времени срок, в непростых материально-бытовых условиях он сумел подготовить, по нашим подсчетам, для различных высших учебных заведений более 1 200 юношей и девушек из рабоче-крестьянской среды, в том числе мордовской национальности64, у которых в дореволюционный период практически не было шансов получить высшее образование. Не все мордовские рабфаковцы были «серой массой», с трудом поддающейся обучению и демонстрирующей только удовлетворительные знания. Среди них было немало трудолюбивых, способных молодых людей, настоящих самородков, ставших впоследствии известными в нашей республике педагогами, писателями, учеными.
Деятельность Мордовского рабфака позволила значительно снизить «кадровый голод» в различных областях жизнедеятельности Мордовской АССР. В 1940 г. в республике уже насчитывалось 1 379 специалистов с высшим образованием, в том числе инженеров -156, экономистов - 63, агрономов - 96, врачей - 201, ветврачей - 103, педагогов - 651, других специалистов - 109 чел.65
62 ЦГА РМ. - Ф. Р-464. - Оп. 1. - Д. 246. - Л. 1.
63 Там же.
64
По мнению Е. Г. Осовского и Г. А. Куршевой, Мордовский рабфак подготовил около 500 юношей и девушек для продолжения образования в высшей школе [10, с. 4; 16]; Н. А. Крисанова эту цифру снизила до 400 чел. [9, с. 41].
65 ЦГА РМ. - Ф. Р-662. - Оп. 5. - Д. 278. - Л. 206.
С другой стороны, не следует игнорировать негативные явления в деятельности Мордовского рабфака, связанные прежде всего с гипертрофированным классовым принципом отбора его слушателей. Социальная дискриминация учащейся молодежи приводила к тому, что от обучения в вузах отсекалась значительная часть способной молодежи из служащих, интеллигенции, «социально чуждых» слоев населения Мордовии и тем самым ограничивались их возможности в выборе жизненного пути. К тому же жесткие административные меры по отношению к тем, кто скрывал или пытался скрыть «нетрудовое» происхождение, неприятие и подавление
идеологического инакомыслия способствовали развитию в преподавательской и студенческой среде страха, доносительства, карьеризма и др. Эти нездоровые морально-психологические явления наблюдались в работе и других рабочих факультетов в СССР [3].
Очевидно, что при всех минусах и недочетах Мордовский рабочий факультет стал основной кузницей абитуриентов из рабочих и крестьян для высшей школы Мордовии, своеобразным предтечей подготовительного отделения и факультета довузовской подготовки и среднего профессионального образования Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва.
Библиографический список
1. 10 лет строительства рабфаков : сборник статей. - М. ; Л. : Госиздат, 1929. - 190 с.
2. Арсентьев Н. М., Раслова Н. В. Создание исторического факультета и его деятельность (1931-1939 гг.) // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2015. - № 1 (29). - С. 94-105.
3. Валуев Д. В. Социальная дискриминация в системе образования в первые десятилетия советской власти (на примере смоленских вузов) [Электронный ресурс]. - URL: https:// cyberleninka.ra/article/n/sotsialnaya-diskriminatsiya-v-sisteme-obrazovaniya-v-pervye-desyatiletiya-sovetskoy-vlasti-na-primere-smolenskih-vuzov. - Загл. с экрана.
4. Волобуева М. М. Деятельность рабфаков Верхнего Поволжья в конце 1920-30-х гг. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7deyatelnost-rabfakov-verhnevolzhya-v-kontse-1920-30-h-godah/viewer. - Загл. с экрана.
5. ВЦИОМ узнал мнение россиян о качестве школьного образования [Электронный ресурс]. -URL: https://yandex.ru/news/instory/VCIOM_uznal_mnenie_rossiyan_o_kachestve_shkolnogo_ obrazovaniya--a8b12640a3a0aedc25f806bcdd0f05b5 ). - Загл. с экрана.
6. Горбушина Е. И. К истории развития рабочих факультетов в Волго-Вятском регионе в 19201930-е гг. [Электронный ресурс]. - URL: httpsY/cyberleninka.ra/artide/n/k-istorii-razvitiya-rabochih-fakultetov-v-volgo-vyatskom-regione-v-1920-1930-e-gg. - Загл. с экрана.
7. Ивашкин В. С. Формирование советской интеллигенции в Мордовии (1917-1941). -Саранск : Мордовское книжное издательство, 1972. - 158 с.
8. Истина в слове: прошлое и настоящее Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева / Н. М. Арсентьев [и др.] ; под ред. Н. М. Арсентьева. - Саранск : Издательский центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2014. - 480 с.
9. КрисановаН. А. Высшая школа Мордовии 1931-1956 гг.: (Формирование научно-педагогических кадров). - Саранск : Издательство Мордовского университета, 2002. - 220 с.
10. Куршева Г. А. Общество, власть и образование в условиях модернизации в СССР: конец 1920-х - 1930-е гг. - Саранск : НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2007. - 368 с.
11. Куршева Г. А. Развитие региональной системы среднего образования как условие модернизации в 1930-х годах (на примере Мордовии) [Электронный ресурс]. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-regionalnoy-sistemy-srednego-obrazovaniya-kak-uslovie-modernizatsii-v-1930-h-godah-na-primere-mordovii. - Загл. с экрана.
история
12. Лихтенштейн Е. С. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Книга первая. - М. : Знание, 1976. - 219 с.
13. Ломшин М. И., Красильникова Н. В. Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования. - Саранск : Издательство Мордовского университета, 2019. - 124 с.
14. Мордовский государственный университет : 75 лет / сост.: Н. М. Арсентьев, И. В. Бахлов, Э. Д. Богатырев [и др.]. - Саранск : Издательство Мордовского университета, 2006. - 365 с.
15. Мордовский университет : (Историко-хроникальный очерк). - Саранск : Издательство Мордовского университета, 1992. - 160 с.
16. Осовский Е. Г. Мордовский рабочий факультет // Мордовия : энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. кол.: А. И. Сухарев (гл. ред), В. А. Юрчёнков (зам. гл. ред.), П. П. Кузнецов (отв. секретарь) [и др.] - Саранск : Мордовское книжное издательство, 2003-2004. - Т. 2 : М-Я. - 2004. -С. 49.
17. Иетров М. Н. Новейшая национальная историография в Германии, Англиии Франции. Сравнительно-библиографический обзор. - Харьков : Типография Харьковского университета, 1861. - 390 с.
18. Иопова Л. А., Фадеева И. М., Юрлова Е. М. Профессиональные и социальные факторы, определившие выбор вуза первокурсником [Электронный ресурс] // Огарёв-Online. - 2017. - № 5 (94). - URL: https://cyberleninka.ra/article/nprofessionalnye-i-sotsialnye-faktory-opredelivshie-vybor-vuza-pervokursnikami. - Загл. с экрана.
19. Сергачев И. А. История создания и деятельность рабочих факультетов в вузах Центрального Черноземья (1919-1930 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук [Электронный ресурс]. -Воронеж, 2006. - URL: https://www.dissercat.com/content/istoriya-sozdaniya-i-deyatelnost-rabochikh-fakultetov-v-vuzakh-tsentralnogo-chernozemya-1919. - Загл. с экрана.
20. Фолова Е. В., Рогач О. В. Качество среднего образования в современных российских условиях: социологический анализ [Электронный ресурс] // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kachestvo-srednego-obrazovaniya-v-sovremennyh-rossiyskih-usloviyah-sotsiologicheskiy-analiz. - Загл. с экрана.
References
1. 10 years of construction of workers' faculties: Coll. of articles. Moscow, 1929, 190 p. (In Russ.).
2. Arsentyev N. M., Raslova N. V. Creation of the Faculty of History and its activities (1931-1939). Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2015; 1(29): 94-105. (In Russ.).
3. Valuev D. V. Social discrimination in the education system in the first decades of Soviet power (on the example of Smolensk universities). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnaya-diskriminatsiya-v-sisteme-obrazovaniya-v-pervye-desyatiletiya-sovetskoy-vlasti-na-primere-smolenskih-vuzov. (In Russ.).
4. Volobueva M. M. Activity of workers' faculties of the Upper Volga region in the late 1920s - 30s. [Electronic resource]. URL: httpsY/cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-rabfakov-verhnevolzhya-v-kontse-1920-30-h-godah/viewer. (In Russ.).
5. VTsIOM learned the opinion of Russians about the quality of school education [Electronic resource]. - URL: https://yandex.ru/news/instory/VCIOM_uznal_mnenie_rossiyan_o_kachestve_ shkolnogo_obrazovaniya--a8b12640a3a0aedc 25f806bcdd0f05b5). (In Russ.).
6. Gorbushina E. I. On the history of the development of workers' faculties in the Volga - Vyatka region in 1920-1930. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-razvitiya-rabochih-fakultetov-v-volgo-vyatskom-regione-v-1920-1930-e-gg. (In Russ.).
7. Ivashkin V. S. Formation of the Soviet intelligentsia in Mordovia (1917-1941). Saransk, 1972, 158 p. (In Russ.).
8. Truth in the word: the past and the present of the History and Sociology Institute of Ogarev Mordovian State University / ed. N. M. Arsentyev. Saransk, 2014, 480 p. (In Russ.).
9. Krisanova N. A. Higher School of Mordovia 1931-1956: (Formation of scientific and pedagogical personnel). Saransk, 2002, 220 p. (In Russ.).
10. Kursheva G. A. Society, power and education in the conditions of modernization in the USSR: late 1920 - 1930. Saransk, 2007, 368 p. (In Russ.).
11. Kursheva G. A. Development of the regional system of secondary education as a condition for modernization in the 1930s (on the example of Mordovia) [Electronic resource]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-regionalnoy-sistemy-srednego-obrazovaniya-kak-uslovie-modernizatsii-v-1930-h-godah-na-primere-mordovii. (In Russ.).
12. Lichtenstein E. S. A Word about Science. Aphorisms. Sayings. Literary quotes. Book one. Moscow, 1976, 219 p. (In Russ.).
13. Lomshin M. I., Krasilnikova N. V. Pre-university training of students as a means of developing the regional system of continuous education. Saransk, 2019, 124 p. (In Russ.).
14. Mordovian State University. 75 years / Ed. N. M. Arsentyev, I. V Bakhlov, E. D. Bogatyrev and al. Saransk, 2006, 365 p. (In Russ.).
15. Mordovia University: (Historical-Chronicle Essay). Saransk, 1992, 160 p. (In Russ.).
16. Osovskiy E. G. Mordovian working faculty. Mordovia: encycl.: In 2 v. / Ed. A. I. Sukharev, 2003 - 2004. Vol. 2. Moscow, 2004, p. 49. (In Russ.).
17. Petrov M. N. The latest national historiography in Germany, England, France. Comparative-bibliographic review. Kharkov, 1861, 390 p. (In Russ.).
18. PopovaL. A., FadeevaI. M., YurlovaE. M. Professional and social factors that determined the choice of a university by a freshman. Ogarev-Online = Ogarev-Online. 2017; 5(94) [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-i-sotsialnye-faktory-opredelivshie-vybor-vuza-pervokursnikami. (In Russ.).
19. Sergachev I. A. History of the creation and activity of working faculties in the universities of the Central Black Earth Region (1919-1930). Cand. Sci. (Hist.) Dissertation. Voronezh, 2006 [Electronic resource]. URL: https://www.dissercat.com/content/istoriya-sozdaniya-i-deyatelnost-rabochikh-fakultetov-v-vuzakh-tsentralnogo-chernozemya-1919. (In Russ.).
20. Folova E. V., Rogach O. V. The quality of secondary education in modern Russian conditions: sociological analysis. Materials of Afanasyev's readings. 2017. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-srednego-obrazovaniya-v-sovremennyh-rossiyskih-usloviyah-sotsiologicheskiy-analiz. (In Russ.).
Поступила 23.07.2021.
Сведения об авторе
Лунин Валерий Семенович - кандидат исторических наук, доцент, преподаватель ВКК факультета довузовской подготовки и СПО ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: дореволюционная историография всеобщей истории, история исторического образования в Мордовии. Автор более 80 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7723-1355.
E-mail: [email protected]
Submitted 23.07.2021.
About the author
Valery S. Lunin - Candidate of History, Associate Professor, Lecturer, Faculty of Pre-University Training and Higher Professional Education, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: pre-revolutionary historiography of universal history, the history of historical education in Mordovia. The author of more than 80 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7723-1355.
E-mail: [email protected]