Научная статья на тему 'Из истории создания в Крыму в первой половине XIX В. Сети государственных начальных учебных заведений'

Из истории создания в Крыму в первой половине XIX В. Сети государственных начальных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
785
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАВ / УЧИЛИЩЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX В

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Громова Н.Ф.

В статье на основе архивных материалов рассматривается история становления в Крыму в первой половине XIX в. государственной системы народного образования. Автор обращается к проблеме создания начальной школы и на конкретных примерах из истории открытия уездных и приходских училищ анализирует особенности этого процесса, отмечает наиболее характерные трудности, рассматривает главные источники финансирования и поступления средств в учебные заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории создания в Крыму в первой половине XIX В. Сети государственных начальных учебных заведений»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ УДК 373.3(091)+18(477.75)

Громова Н.Ф.

К.и.н., доцент кафедры истории России Таврической академии КФУ имени В.И.Вернадского

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ В КРЫМУ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. СЕТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЧАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В статье на основе архивных материалов рассматривается история становления в Крыму в первой половине XIX в. государственной системы народного образования. Автор обращается к проблеме создания начальной школы и на конкретных примерах из истории открытия уездных и приходских училищ анализирует особенности этого процесса, отмечает наиболее характерные трудности, рассматривает главные источники финансирования и поступления средств в учебные заведения.

Ключевые слова: устав, училище, государственная система народного образования, первая половина XIX в.

В апреле 1783 г. Екатерина II подписала Манифест о включении Крыма в состав России, а в феврале 1784 г. — указ об учреждении Таврической области [1, с.217]. Сразу же после этого здесь начались преобразования в экономической, социальной, культурной сферах, призванные уравнять развитие вновь присоединенных территорий с другими регионами страны.

Не обошел этот процесс и народное образование. В соответствии с действовавшим в России с 1786 г. положением о народных училищах [2, с.384] в Симферополе, как административном центре Таврической области, в 1793 г. было открыто главное народное училище (четырехклассное, всесословное, для детей обоего пола). Разместилось училище в доме, который был передан приказом общественного призрения в его собственность и ранее принадлежал полковнику Д. В. Лесли. В статусе главного училище проработало 4 года, а в 1797 г. его преобразовали в двухклассное малое народное училище, так как после смерти Екатерины II Таврическая область была упразднена, Крым включен в состав Новороссийской губернии, а Симферополь стал лишь небольшим уездным городком [4, д.57, л.1,2,4].

Начало XIX века привнесло в образовательную сферу существенные изменения и нововведения: в 1802 г. было образовано Министерство просвещения, территория России разделена на учебные округа (по числу университетов), в 1804 г. принят учебный Устав, закреплявший главные звенья государственной системы народного образования. Согласно этого Устава низшим звеном школ, находившихся в подчинении у Министерства просвещения, становились приходские училища, которые открывались, главным образом, в заштатных городах и селениях из расчета одно училище на один церковный приход. Задекларированная в Уставе цель приходских училищ заключалась в том, чтобы «...доставить детям земледельческого и других состояний сведения, им приличные, сделать их в физическом и нравственном отношениях лучшими, дать им точные понятия о явлениях природы и истреблять в них суеверия и предрассудки, действия коих столь вредны их благополучию, здоровью и состоянию» [3, с.4].

Вторым звеном образовательной системы объявлялись уездные училища (в уездных городах), которые, вместе с приходскими, выполняли функции начальной школы и служили ступенью для следующего вида учебных заведений — гимназий. Гимназии открывались в губернских городах и играли роль средней школы. Высшую ступень в

системе учебных заведений заняли университеты, на которые, помимо образовательных задач, возлагались еще и функции учебно-методических центров учебных округов.

Устав 1804 г. носил весьма прогрессивный характер, так как объявлял российскую школу общедоступной для всех сословий и устанавливал преемственность в обучении всех звеньев образовательной системы. Так, в университет можно было поступить зная курс гимназии, в гимназию — на базе уездного училища, в уездное училище — освоив программу приходского (такая преемственность была несколько нарушена новым учебных уставом 1828 г., который делал более самостоятельными все звенья образовательной системы и независимыми друг от друга их программы обучения).

Воссозданная в 1802 г. Таврическая губерния, наряду с еще 11 губерниями, была включена в состав Харьковского учебного округа, центром которого стал открытый в 1804 г. Харьковский университет (с 1833 г. Таврическую область передали в Новороссийский учебный округ [1, с.345]). Образованный при университете Училищный комитет во главе с профессором Антоном Дюгартом [4, д.896, л.85-86] был призван координировать процесс создания на территории округа учебных заведений, подведомственных министерству просвещения, оказывать им учебно-методическую помощь, контролировать и направлять деятельность губернских органов образования. Именно так, через учебные округа, российское министерство просвещения проводило на местах государственную политику в области образования в первые десятилетия XIX в.

Непосредственными исполнителями этой политики в губерниях становились Дирекции училищ. В губернском городе Симферополе, например, была создана Дирекция училищ Таврической губернии. Ее первыми директорами стали Федор Заставский, проработавший на этом посту до начала 40-х годов, и сменивший его Александр Самойлов [4, д.23, л.7-8].

Харьковский училищный комитет, приступив к выполнению своих обязаностей, уже с 1805 г. занялся вопросом создания в Таврической губернии, в том числе и в Крыму, государственных начальных учебных заведений. Прежде всего надо было преобразовать в соответствии с уставом 1804 г. Симферопольское малое народное училище в уездное. Такая работа затянулась на несколько лет: был проведен большой ремонт училища и его расширение за счет двух флигелей, в 1807 г. назначен штатным смотрителем князь Дмитрий Горчаков, утвержден список учителей — в основном, выпускников Харьковского университета и гимназии [4, д.2, л.12].

Торжественное открытие Симферопольского двухклассного уездного училища состоялось 19 мая 1809 г. При нем был создан нижний класс, осуществлявший начальную подготовку детей по программе приходского училища. А в 1810 г. при Симферопольском уездном училище было еще открыто и татарское отделение для обучения детей крымскотатарского населения [4, д.23, л.1].

Создание в Крыму новых уездных училищ зависело от ряда обстоятельств, главное из которых заключалось в сборе подписей у жителей, согласных с открытием в их городах учебных заведений и готовых отчислять денежные средства на их строительство и обустройство. В Крыму, где в первые десятилетия XIX в. православное население еще не преобладало, а местные национальные общины создавали и поддерживали свои традиционные школы и не всегда соглашались на открытие русскоязычных учебных заведений, процесс сбора подписей довольно часто затягивался на годы.

Но, тем не менее, в августе 1811 г. состоялось открытие второго в Крыму после Симферополя уездного училища в Феодосии. Большая заслуга в этом деле принадлежала градоначальнику С.М.Броневскому. Дом, в котором разместилось училище, являлся не его собственностью, а нанимался за 400 рублей у отставного капитана Миркалова. Здание, первоначально неприспособленное к проведению учебных занятий, требовало от городских властей дополнительных вложений [4, д.23, л.135-137].

В уездном городе Евпатории, где среди жителей большинство составляли крымские татары, караимы, армяне, городская дума в течение почти 5 лет предпринимала усилия по сбору подписей, необходимых для открытия учебного заведения. В результате, лишь в октябре 1815 г. евпаторийское уездное училище начало свою работу в приобретенном для него общественном доме, который еще долгое время ремонтировали и приводили в соответствие с требованиями.

Следующее крымское уездное училище появилось лишь через 13 лет после евпаторийского в портовом городе Севастополе. Оно было торжественно открыто в апреле 1828 г. в удобном здании, безвозмездно переданном училищу его смотрителем, чиновником Морозовым.

Городская дума Керчи лишь к концу 20-х годов успешно завершила предварительную работу, нашла в центре города двухэтажный каменный дом, подходящий для учебных занятий и наняла его у надворного советника Бибикова за 400 рублей. В этом доме в августе 1830 г. началась работа керчинского уездного училища.

На долгие годы растянулся процесс создания училища в Перекопском уезде. Многократные попытки собрать в городе Перекопе нужное число подписей не заканчивались успехом. И лишь после того, как богатый местный купец М. Кобец пожертвовал свой дом на образовательные цели в соседнем городке Армянский Базар, училище в Перекопском уезде было торжественно открыто в июне 1834 г. Городское общество на собранные деньги приобрело для двух отделений учебного заведения необходимую мебель и учебные принадлежности.

При большинстве созданных в Крыму в первой половине XIX в. уездных училищ были открыты, как и при симферопольском, нижние классы, выполнявшие в этом случае роль приходских училищ. В то же время появились в Крыму и самостоятельные приходские училища. Процесс подготовки и открытия их происходил по тому же сценарию, что и уездных училищ.

Самое первое из них было создано в заштатном городе Симферопольского уезда — Бахчисарае. Несмотря на то, что большинство населения города составляли крымские татары, местное христианское общество сумело добиться согласия на открытие русскоязычного учебного заведения и отчисление на его содержание ежегодных сумм из городского бюджета. На собранные надзирателем училища И. Гозадиновым благотворительные средства был построен новый дом, в котором 9 мая 1812 г. и было открыто приходское училище.

В Карасубазаре, другом заштатном городе Симферопольского уезда, такое же училище было открыто в октябре 1825 г. Оно разместилось в доме, принадлежавшем греческой церкви. Городские власти вынесли решение направлять ежегодно на содержание училища из местного бюджета по 700-900 рублей и, кроме того, передали в его собственность недвижимость в городских торговых рядах: 4 лавки, магазин и пекарню, приносившие училищу более чем 600 рублей дополнительного дохода [4, д.470, л.18].

Примечательно, что процесс создания государственных начальных учебных заведений затронул не только города, но и сельскую местность, правда в гораздо меньшей степени. Так, по решению сельского общества Ишуни (Перекопский уезд) в 1842 г. было открыто приходское училище для государственных крестьян [4, д.406, л.70].

Довольно долгое время отсутствовали русскоязычные учебные заведения на Южном берегу Крыма, территория которого первоначально входила в состав Симферопольского уезда. Большинство жителей здесь — крымские татары, которые посылали своих детей на обучение в национальные мектебы. Но в 1837 г. был образован Ялтинский уезд, а Ялта получила статус уездного города, которому полагалось иметь уездное училище. Однако малочисленность христианского населения среди местных жителей позволила городу претендовать лишь на приходское, начавшее свою работу с

1842 г. Городское общество наняло для училища небольшой двухэтажный дом и приняло решение выделять на его содержание ежегодно из татарского сбора по 326 рублей серебром [4, д.728, л.118].

В некоторых крымских городах приходские училища создавались наряду с уездными. Это происходило в тех случаях, если при уездных училищах не было нижних классов. Так, инициатором появления в Севастополе в 1833 г. такого училища было местное греческое общество. В Армянском Базаре под одной крышей с уездным училищем нашлось место не только для приходского училища, но и для особого отделения для обучения девочек [4, д.371, л.48]. А в пригороде Керчи — Еникале, училище, открытое в 1847 г., посещали дети рабочих метеллургического завода.

Число самостоятельных приходских училищ в Крыму в первой половине XIX в. увеличилось не только за счет открытия новых учебных заведений, но и в результате преобразования двух нижних классов Евпаторийского и Керчинского уездных училищ в отдельные приходские училища.

Весьма примечательно, что при всех открывавшихся в Крыму начальных учебных заведениях сразу же создавались школьные библиотеки. Они пополнялись, прежде всего, учебниками и учебно-методическими пособиями, которые присылались из учебного округа. Но, кроме этого, в библиотеки попадали путем целенаправленных закупок и за счет пожертвований произведения художественной и научно-популярной литературы. Здесь можно было найти полное собрание сочинений М. В. Ломоносова в 3-х томах, комедии Д. И. Фонвизина, «Описания народов в 4-х частях света», «Краткую географию» и др.[4, д.331,л.12-13]. Разнообразно были представлены также издания периодической печати — журналы («Академический месяцеслов», «Новороссийский календарь», «Журнал министерства просвещения», «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Горный журнал», «Живописное обозрение», «Библиотека для чтения», «Сын Отечества», «Маяк», «Московитянин», для детей — «Звездочка» и др.), а также газеты («Московские ведомости», «Таврические губернские ведомости», «Харьковские известия» и др.) [4, д.663, л.190]. Фонды школьных библиотек в первые десятилетия XIX в. были еще небольшими. Так, к середине 30-х годов они насчитывали книг в Симферопольском училище 141 том, Керчинском — 162, Феодосийском — 365, Евпаторийском — 199, Севастопольском — 132. В библиотеке Карасубазарского приходского училища в это время было собрано 113 томов книг [4, д.346, л.8].

Заслуживает внимания и такой аспект рассматриваемой проблемы, как финансирование начальных учебных заведений. Средства на существование уездных и приходских училищ поступали из разных источников. Уездные училища находились на частичном государственном обеспечении, получая из государственной казны ежегодные пособия, размер которых регулировался действовавшими учебными уставами и имел тенденцию к повышению (по Уставу 1804 г. — 1250 рублей, по Уставу 1859 г. — 2500 рублей). Небольшая часть средств поступала от приказа общественного призрения. Эти государственные средства можно было расходовать лишь на определенные цели, главным образом, на выплату жалования учителям и чиновникам. Повседневные же нужды (ремонт помещений, покупка оборудования, мебели, книг, командировки учителей, награды ученикам и пр.) покрывались, в основном, за счет отчислений из городских доходов. Особенно важен этот источник был для приходских училищ, так как, в отличие от уездных, они не получали никакой поддержки из государственной казны и полностью зависели от местных бюджетов. Такая система государственного финансирования негативно влияла на темпы открытия новых уездных и приходских училищ и на их распространение в крымских городах и уездах. Поэтому особое значение приобретала благотворительная деятельность населения, за счет которой в учебных заведениях собирались иногда значительные суммы. Например, в 1836 г. только почетные смотрители внесли в пользу Феодосийского уездного училища 400 руб., Керчинского — 200 руб.,

Севастопольского — 125 руб., Евпаторийского — 25 руб. ассигнациями и 14 руб. серебром [4, д.406, л.74]. Поддержка со стороны местного населения была очень важна для становления учебных заведений и свидетельствовала об укреплении их положения в общей системе народного образования России.

Таким образом, в Крыму к середине XIX в. была создана сеть начальных учебных заведений, представленная из 6 уездных и 9 приходских училищ. Эти учебные заведения, находясь под контролем Министерства просвещения, являлись составной частью государственной системы народного образования. Для русскоязычного населения полуострова приходские и уездные училища были, зачастую, единственными центрами просвещения и культуры в первые десятилетия XIX в.

Список источников и литературы

1. Крым от древности до наших дней / Под ред. Э.Б.Петровой. Симферополь, 2010. -656с.

2. Россия: энциклопедический словарь. Л.:Лениздат, 1991. — 922с.

3. Козырев А.В. Воспитание и образование в России в первой половине XIXв. Ставрополь, 1948.

4. Госархив Республики Крым (ГАРК). Ф.100 (Дирекция училищ Таврической губернии). Оп.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.