Научная статья на тему 'Из истории начальных учебных заведений Крыма в первой половине XIX века: учащиеся и учителя приходских и уездных училищ'

Из истории начальных учебных заведений Крыма в первой половине XIX века: учащиеся и учителя приходских и уездных училищ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
690
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЯ / УЧАЩИЕСЯ / УЧИЛИЩА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Громова Н.Ф.

В статье на основе архивных материалов рассмотрено положение учителей и учащихся приходских и уездных училищ Крыма в период становления на полуострове системы государственного образования. На конкретных примерах автор анализирует численные показатели учащихся, особенности их распределения по классам, половозрастной состав учеников. Уделено внимание качественной характеристике контингента учителей крымских начальных школ, их социальному происхождению, уровню образования, степени материальной и финансовой обеспеченности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории начальных учебных заведений Крыма в первой половине XIX века: учащиеся и учителя приходских и уездных училищ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ УДК: 908: 373.3 «18» (477.75)

Громова Н. Ф.

к. ист. н., доцент кафедры истории России Таврической академии КФУ имени В. И. Вернадского

ИЗ ИСТОРИИ НАЧАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КРЫМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: УЧАЩИЕСЯ И УЧИТЕЛЯ ПРИХОДСКИХ И УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩ

В статье на основе архивных материалов рассмотрено положение учителей и учащихся приходских и уездных училищ Крыма в период становления на полуострове системы государственного образования. На конкретных примерах автор анализирует численные показатели учащихся, особенности их распределения по классам, половозрастной состав учеников. Уделено внимание качественной характеристике контингента учителей крымских начальных школ, их социальному происхождению, уровню образования, степени материальной и финансовой обеспеченности.

Ключевые слова: учителя, учащиеся, училища.

FROM THE HISTORY OF PRIMARY SCHOOLS IN CRIMEA IN THE FIRST HALF OF XIX CENTURY: STUDENTS AND TEACHERS OF CHURCH AND DISCTRICT

SCHOOLS

Author examined on the basis of archival material position of teachers and students in primary schools of the Crimea in the first half of the century. The paper paid attention to the characteristics of quantitative and qualitative changes that have occurred in teacher and student collectives.

Key words: teacher, student, school.

После присоединения Крыма к России в 1783 году начался процесс создания государственных учебных заведений. Согласно школьного Устава 1804 года, структура государственной системы образования включала 4 звена учебных заведений: приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты [3, с. 6]. Два первых звена выполняли роль начальной школы, создавались соответственно в заштатных и уездных городах, а их учебные программы служили основой для средней школы [1, с. 385]. Устав 1828 года усовершенствовал структуру, придав каждому звену системы более самостоятельный характер, убрав зависимость их учебных программ друг от друга.

К середине XIX века в крымских городах были открыты 6 уездных училищ: симферопольское (1809 г.), феодосийское (1811 г.), евпаторийское (1815 г.), севастопольское (1828 г.), керченское (1830 г.), перекопское (1834 г.), и 8 приходских [2, с. 345]. Документы и материалы, хранящиеся в фондах государственного архива Республики Крым, дают возможность не только проследить историю создания на полуострове государственных школ, становление и развитие в них учебно-воспитательного процесса, но и составить представление о контингенте учащихся и учителей приходских и уездных училищ.

Школьное образование в Российской империи не было обязательным. Родители, желавшие отдать ребенка на обучение в государственную школу, подавали прошение в приходское училище или уездное (если при нем было открыто нижнее отделение, выполнявшее функции приходского училища). Прием детей в школу осуществлялся не один, а, чаще всего, два и даже три раза в год. Поэтому приходские классы и нижние отделения уездных училищ делились на соответствующее число разрядов учащихся — в зависимости

от времени поступления детей в школу и степени их подготовки. Основные же классы уездных училищ (два по Уставу 1804 года и три по Уставу 1828 года) были безразрядными, сюда поступали дети, освоившие программу приходской школы.

В первой половине XIX века самым большим по числу учащихся было Симферопольское уездное училище с работавшим при нем нижним отделением. В 1812 году в нем обучалось 79 детей, в 1832 году — 146, в 1849 году — 131 [5, д.728, л. 128, 137, 139, 142-143]. Крупными были также Керченское и Феодосийское училища, а вот в Евпаторийском и Севастопольском число учащихся никогда не превышало 40.

Учебные Уставы, по которым строилась работа образовательной системы, провозглашали бессословный характер российских школ, хотя с самого начала XIX века в уездных училищах преобладали учащиеся привилегированных сословий. Примером могут служить училища в Симферополе (за 1812 г.) и Керчи(за 1831 г.) [5, д.23, . 23, 27-28, 88-89; д. 333, л. 324]:

Сословия Симферопольское училище Керченское училище

Дворяне 17 (21,5%) 21 (20%)

Обер-офицеры 32 (40,5%) 26 (24%)

Купцы 2 (2,5%) 4 (4%)

Разночинцы 17 (21,5%) 9 (8%)

Мещане 10 (12,5%) 37 (34%)

Духовенство 1 (1,5%) 1 (1%)

Крестьяне - 5 (5%)

Иностранцы - 4 (4%)

Всего учащихся 79 (100%) 107 (100%)

С конца 30-х годов в Симферопольском училище наметилась тенденция к увеличению среди учащихся числа детей дворян (до шестидесяти и более процентов), что было связано, прежде всего, с ростом в столице губернии числа жителей привилегированных сословий [5, д. 769, л. 72].

Прием детей в начальную школу не ограничивался также возрастными рамками. Чаще всего детей отдавали на обучение в 7-9 лет, хотя были и исключения, когда среди учеников приходских училищ встречались великовозрастные. Так, в 1812 году в нижнем отделении Симферопольского уездного училища в общей массе детей 7-13 лет числился один 16-летний. В основные классы уездного училища такие дети обычно не попадали.

Интересную картину можно было наблюдать в распределении учащихся начальной школы по признаку пола детей. Примечательно, что уставные документы, регулировавшие организацию работы российских школ, не ограничивали прием девочек ни в приходские, ни в уездные училища. Но в реальной жизни положение было несколько иным. Во всех приходских училищах Крыма девочки и мальчики числились среди учащихся примерно в равных пропорциях. А в Перекопском училище в 1834 году открыли даже отделение для обучения девочек, что было весьма необычным явлением для первой половины XIX века [5, д. 371, л. 48]. Другая ситуация складывалась в уездных училищах. Родители неохотно отдавали в них своих дочерей, предпочитая частные школы, пансионы или традиционное домашнее обучение. Поэтому в Крыму лишь в Симферопольском уездном училище в первой половине XIX века можно было встретить среди учащихся детей обоего пола. Но при этом на долю девочек приходилось не более 10-15 процентов. Например, в 1812 году в двух классах училища обучалось 67 мальчиков и 12 девочек [5, д. 23, л. 19]. Положение усугублялось отсутствием в России до 60-х годов XIX века женского среднего образования, что не давало возможности девушкам, даже в случае завершения ими курса уездного училища, продолжить обучение в средних учебных заведениях.

Следует отметить и такую особенность начальной школы, как неравномерное распределение детей по классам. Самое большое число учащихся приходилось на приходские классы, а также нижние отделения уездных училищ, где всегда числилось больше половины всех учеников. Так, в уездном училище Симферополя в 1812 году из 79 учащихся обучались в нижнем отделении 47, в 1 классе — 16, во 2 классе — 16. В уездном училище Феодосии в 1832 году 113 учащихся были распределены следующим образом: в нижнем отделении — 83, в 1 классе — 18, во 2 классе — 12. Объяснить такое положение можно тем, что в приходские училища и нижние отделения принимали всех детей, родители которых подавали об этом прошение. Однако многие родители стремились обучить ребенка лишь грамоте и самым необходимым для него знаниям, что и предусматривала программа приходского училища, а дальнейшее обучение не входило, чаще всего, в планы семьи. Но и не все дети, учившиеся в основных классах уездных училищ, успешно заканчивали курс и получали об этом свидетельство. Очень велико было число детей, выбывавших из начальных учебных заведений посреди учебного года — иногда до 30 процентов и более от всего контингента учащихся. Например, в 1833 году из трех классов Керченского уездного училища, где числилось 74 учащихся, ушли до завершения учебного года 17 детей. В 1852 году в Симферопольском училище из 1-3 классов выбыло 12 детей. Число выбывших детей до окончания учебного года из всех начальных учебных заведений Крыма достигало в 1838 году 31%, в 1846 году — 22% [5, д. 406, л. 71] . Иногда детей отчисляли по инициативе училищ по причине пропусков занятий, неуспеваемости, за плохое поведение. Но довольно часто детей забирали из школ родители по собственному желанию, мотивируя это недостатком средств в семье, бедностью, невозможностью прилично одеть и обуть ребенка для посещения учебного заведения. Еще одной причиной, дававшей родителям повод забрать ребенка из училища до окончания курса обучения, было требование о предоставлении в учебное заведение документа государственного образца о рождении ребенка. Но в первой половине XIX века у многих родителей, особенно в селах, заштатных провинциальных городах на руках имелись лишь выписки из церковных книг о крещении детей. А этого было недостаточно, чтобы выпускнику уездного училища выдали свидетельство об окончании учебного заведения.

Недовольство родителей учащихся вызывало и постоянное повышение оплаты за обучение (оплата за обучение в государственных учебных заведениях России была введена с 1819 года) [1, с.387]. Суммы, по современным понятиям, были небольшими, но для многих жителей крымских городов представляли значительную часть их семейных бюджетов. К середине XIX века большинство горожан перестал удовлетворять уровень и объем знаний, которые были предусмотрены программами уездных училищ. Их выпускники, желавшие получить среднее образование, не могли поступить в гимназии без дополнительной подготовки с репетиторами. Все чаще стали звучать и претензии, которые высказывались по поводу отсутствия в уездных училищах специальных отделений, классов, курсов, где учащиеся во внеурочное время могли бы получить навыки какого-либо ремесла, полезного в условиях городской жизни [2, с. 346].

Решение назревших в начальной школе проблем затянулось на долгие годы. Лишь в 1872 году государственные власти преобразовали трехклассные уездные училища в так называемые Городские училища с 6-летним сроком обучения, более расширенной учебной программой, приблизившей их к средней школе.

Изменения, происходившие в начальных учебных заведениях Крыма в первой половине XIX века, касались не только учащихся, но и тех, кто организовывал и осуществлял учебный процесс. Еще в начале XIX века Крым в составе Таврической губернии был подключен вместе с еще 10 губерниями к Харьковскому учебному округу, учебно-методическим центром которого стал созданный в 1804 году Харьковский университет. Учебно-методический комитет при университете курировал работу всех учебных заведений в своем округе через губернские дирекции училищ. И в Симферополе в

1811 году была создана Таврическая губернская дирекция училищ, которая в 1833 году перешла в подчинение вновь созданному Новороссийскому учебному округу с центром в Одесском университете [1, с. 408]. Первым директором училищ Таврической губернии стал Федор Петрович Заставский, из духовного сословия, получивший образование в Киевской духовной академии и Санкт-Петербургской учительской семинарии, имевший опыт педагогической работы в Новороссийском (Одесском) главном народном училище и Екатеринославской гимназии. На посту директора Ф. П. Заставский проработал до начала сороковых годов. За свой вклад в дело становления и развития народного образования Федор Петрович был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. С его именем связано создание в Симферополе губернской гимназии, большинства приходских училищ и всех крымских уездных училищ [4, с. 15].

Дирекция училищ направляла и контролировала работу начальных учебных заведений в Крыму. Непосредственно ей были подотчетны исправники приходских училищ и смотрители уездных. Первым смотрителем Симферопольского училища был назначен через Харьковский учебный округ князь Дмитрий Петрович Горчаков. С тридцатых годов в уездных училищах появились еще и почетные смотрители, которые выбирались на 3 года из числа наиболее влиятельных благотворителей училищ.

Число учителей в начальных школах регулировалось учебными Уставами и специальными Положениями о штатах. В соответствии с Уставом 1804 года в двухклассных уездных училищах с открытыми при них нижними отделениями предусматривались кроме смотрителя еще 4 штатных учителя. Учителя закреплялись за классами и проводили в них занятия по всем дисциплинам. Учителей языков нанимали на работу в училища, как правило, сверх штата. Вот как выглядел в 1812 году самый первый состав учителей Симферопольского уездного училища [5, д.346, л. 15]:

— 1-й класс — Кутепов Михаил Петрович, 33-х лет, из дворян, образование получивший в Харьковском главном народном училище;

— 2-й класс — Крицинин Александр Семенович, 22-х лет, из купцов, обучавшийся в Харьковской гимназии и университете;

— Нижнее отделение — Жуков Тимофей, 20-ти лет, из дворян, образование — Харьковская гимназия;

— Русско-татарский класс (открыт при училище в 1810 году) — Тарханов Константин Алексеевич, из обер-офицеров, 20-ти лет, образование — Харьковская гимназия;

— Учитель татарского языка (сверх штата) — Абдур Разан Эфенди, 30 лет, из духовного сословия, образование- Бахчисарайское медресе.

В первые два десятилетия XIX века в Симферопольском и некоторых других уездных училищах Крыма работали учителя, получившие образование в Харькове. Но со временем школы полуострова стали пополняться выпускниками Таврической губернской гимназии и крымских училищ. Так, в Перекопском уездном училище в начале тридцатых годов двое из пяти учителей закончили учебные заведения Крыма: Т. Маевский — Керченское уездное училище, И. Умбетов — училищное отделение для татар при гимназии в Симферополе [5, д. 355, л. 152]. Однако, на протяжении всей первой половины XIX века, в крымских начальных учебных заведениях работали в большинстве учителя, прибывшие из других губерний России. Например, в 1836 году в Керченском училище коллектив преподавателей был представлен учителями, приехавшими из Слободской Украины, из Херсонской, Екатеринославской, Полтавской губерний, из польских земель. Это в полной мере отражало общую картину переселенческого движения в Таврическую губернию.

В некоторых крымских училищах довольно часто можно было встретить учителей из иностранцев. В первую очередь это касалось портовых городов, где было больше жителей иностранного происхождения и где острее ощущалась потребность в людях, знающих иностранные языки. В Феодосийском уездном училище, например, четверо из шести

учителей, работавших здесь в 1812 году, были из иностранцев: штатный смотритель А. Шнель, учитель Анастасий Ландопуло из Константинополя, учитель Хаджи Бедрос Боридуз Оглы — турецкоподданный армянин, учитель Фридрих Вико.

Важные перемены в работе учителей начальных учебных заведений Крыма произошли в середине тридцатых годов XIX века, когда школы перешли на работу по новому учебному Уставу 1828 года. Так, уездные училища стали трехклассными и число учителей в них вместо четырех увеличилось до восьми. В штатном составе училищ теперь полагались: 3 учителя наук (русского языка, истории и географии, арифметики и геометрии), 1 учитель рисования и черчения, 1 — греческого языка, 1 — иностранных языков, 1 — Закона Божьего, 1 — нижнего отделения. Кроме этого изменения коснулись и работы учителей в классах. Учителя стали преподавать лишь закрепленные за каждым учебные дисциплины вместо проведения всех уроков в одном классе. Вот, например, список учителей Керченского уездного училища за 1836 год, составленный в соответствии с требованиями Устава 1828 года [5, д. 331, л. 30]:

— Штатный смотритель — титулярный советник Ф. Ф. Бурдуков, из обер-офицеров, 44 лет;

— Законоучитель — священник С. Старужницкий, духовного сословия, 28 лет;

— Учитель русского языка — губернский секретарь Р. И. Петров, духовного сословия, 28 лет;

— Учитель истории и географии — С. М. Машкалов, из дворян, 26 лет;

— Учитель арифметики и геометрии — А. Ф. Яворский, из дворян, 25 лет;

— Учитель греческого языка, по совместительству — французского и итальянского — К. Куппа ;

— Учитель нижнего отделения — С. И. Птоломей, из иностранцев.

Переход к предметному способу обучения в уездных училищах был позитивным явлением в истории начальной школы. Он значительно облегчил работу учителей, дал им возможность повышать свой культурный уровень и профессионализм, заниматься самообразованием, а это, несомненно, повлияло на качество обучения детей.

Работавшие в учебных заведениях преподаватели считались государственными служащими. В соответствии с учебными Уставами и штатными расписаниями они получали фиксированную заработную плату, которая в первой половине XIX века имела тенденцию к увеличению. Так, по Уставу 1804 года заработная плата составляла: директора училищ Таврической губернии — 800 рублей (в год), смотрителя уездного училища — 300 рублей, учителя в основных классах уездного училища — 250 рублей, учителя нижнего отделения и учителя приходского училища — 200 рублей. Кроме зарплаты учителя могли также получать так называемые «квартирные» деньги. Они выплачивались в том случае, если училище не предоставляло учителю казенную квартиру и ему приходилось нанимать жилье. Директор училищ получал 150 рублей «квартирных» в год, смотритель уездного училища — 120 рублей, учителя — 90 рублей [5, д. 346, л. 34].

Штатное расписание 1828 года предусматривало повышение заработной платы с учетом принятой в уставных документах градации учителей: учитель Закона Божьего — 500 рублей, учителя наук — 625 рублей, учитель древних языков (греческого и латинского) — 600 рублей, учитель чистописания и рисования — 200 рублей, штатный смотритель училища — 750 рублей [5, д. 346, л. 19, 32]. Зарплату учителям уездных училищ выплачивали, как правило, регулярно, деньги на эти цели поступали из государственной казны. А вот «квартирные» довольно часто задерживали, так как их можно было брать только из сумм, собранных самими училищами в качестве оплаты за обучение, в виде пожертвований и пр. Так, с 1830 года до конца 1833 года учителя Симферопольского училища получали лишь зарплату, а «квартирные» им в течение четырех лет не выплачивали из-за недостатка в училище денежных средств [5, д.355, л.652]. В аналогичном положении находились и

приходские училища, финансирование которых осуществлялось полностью из местных бюджетов и за счет благотворительности. Возникавшие по этой причине материальные и финансовые затруднения у учителей могли негативно отражаться на желании работать в школе. Иногда довольно длительное время оставались незаполненными школьные вакансии. Даже в столице Таврической губернии в Симферопольском уездном училище в 1833/1834 учебном году более трех месяцев не было учителей математики, русского и латинского языка. Но, тем не менее, учебный процесс никогда по подобным причинам не прерывался.

Таким образом, в Крыму, как и в других российских регионах, в первой половине XIX века происходило становление государственного начального образования. Русскоязычное население полуострова получило возможность отдавать своих детей в приходские и уездные училища, которые являлись всесословными и не ограничивали прием учащихся половозрастными рамками. Позитивные сдвиги в работе начальных школ Крыма могли быть достигнуты лишь при постоянном улучшении количественных и качественных показателей состояния учительских кадров. Эти показатели свидетельствуют о постепенном увеличении в приходских и уездных училищах Крыма числа учителей, дают представление об их происхождении, социальном положении, уровне подготовки. Несмотря на материальные, финансовые, профессиональные трудности, неизбежно возникавшие в условиях становления и развития школьного образования, учителя начальных учебных заведений Крыма выполняли свой просветительский долг, способствуя повышению культурного уровня населения полуострова.

Литература

1. Россия: Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. — 922 с.

2. Крым от древности до наших дней /Под ред. Э.Б. Петровой. Симферополь: ИД «ЧерноморПРЕСС»; Феодосия: ИД «Коктебель», 2010. — 656 с.

3. Козырев А.В. Воспитание и образование в России в первой половине XIX в. Ставрополь, 1948.

4. Русские в истории Тавриды: материалы научно-практической конференции. Симферополь: ООО ПЦ «Московский мост», 2003. — 274 с.

5. Госархив РК (ГАРК). Ф. 100 (Дирекция училищ Таврической губернии), оп. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.