Рис. 5. Экспозиции историко-промышленного музея «Толчельня», р.п. Сузун, Новосибирская область
УДК 72.035
ББК Г371
А.П. Герасимов, г. Томск
Из истории создания Музея деревянного зодчества в городе Томске
Аннотация
В статье рассматривается история возникновения и формирования Музея деревянного зодчества в Томске с 1994 по 2005 г. Раскрывается первоначальная концепция развития постоянной экспозиции в особняке гражданского инженера А.Д. Крячкова.
Ключевые слова: деревянное зодчество, сохранение национального наследия, история музеев Сибири.
К 20-летию образования Музея деревянного зодчества в Томске
В России насчитывается около двадцати семи музеев деревянного зодчества. Для такой огромной страны, возможно, это и малое количество, но все они создавались с одной целью — сохранить наше историческое прошлое. Архитектурным наследием, которым обладают сибирские города Тобольск, Омск, Тюмень, Томск, Красноярск, Иркутск и др., необходимо дорожить. В исследованиях по деревянному зодчеству остается достаточно много невыяс-
ненных вопросов о его происхождении, этапах распространения, стилях и направлениях, что представляет большой интерес для исследователей, как в России, так и за рубежом.
В этом году «Музею деревянного зодчества» в Томске исполняется 20 лет. Путь, который музей прошел за это время, интересен как со стороны формирования самого музея, пополнения его коллекций, так и тех событий, которые происходили в течение этого срока.
Музей деревянного зодчества сформировался как филиал Томского областного художественного музея и предназначался для просвещения и духовного развития жителей нашего города и области. В своей работе филиал осуществлял следующие функции:
— проведение научно-исследовательских изысканий по вопросам градостроительства городов Томской области,
— изучение памятников архитектуры деревянного зодчества и их фотофиксация;
— изучение творчества сибирских архитекторов периода Х1Х-ХХ вв., прежде всего г. Томска, сбор архивных данных и документальных источников их жизни и деятельности;
— создание коллекции архитектурных фрагментов, их описание, научная паспортизация и хранение;
— организация научно-просветительской деятельности;
— создание постоянной экспозиции «Деревянное зодчество Томска и Томской области»;
— проведение временных выставок живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии, частных коллекций.
Важными сторонами деятельности музея являлись:
— разработка и проведение лекций по теории и истории русского и зарубежного искусства;
— проведение экскурсий по историческим местам и архитектурным памятникам Томска, по постоянной экспозиции музея, первый зал которой функционировал на втором этаже;
— разработка общеобразовательных программ с учетом интересов разных аудиторий: местных жителей и приезжих, россиян и иностранцев, интерпретация архитектуры для людей разных возрастных групп, интересов и способностей.
Были определены основные принципы и направления: тип музея — научно-исследовательский, профиль музея — искусствоведческий, направление музея — архитектурно-художественное.
Из истории создания музея и первых экспозиций. Музей деревянного зодчества основан в доме-особняке (бывшей усадьбе) архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова — памятнике архитектуры федерального значения. Кроме того, что уникально само здание, представляющее региональный модерн начала XX столетия, особняк архитектора — единственный в России, где располагается музей архитектуры.
В 1994 г. при Томском областном художественном музее был создан отдел для сбора и изучения деревянного декора и фотофиксации деревянных строений, который работал в одной из комнат мансардного помещения в доме архитектора по пр. Кирова, 7. На заседании научного реставрационно-художественного совета при комитете по культуре и туризму администрации Томской области (протокол №2 от 29 марта 1995 г.) было принято решение создать творческую группу для разработки научной концепции музея под названием «Музей истории и градостроительства г. Томска». В конце 1995 г. согласно приказу председателя комитета по куль-туре и туризму В.И. Щербакова №341 от 29.11.1995 г. отделу был присвоен статус филиала, а в декабре было утверждено название — «Музей деревянного зодчества». (№212 от 04.12.1995 г.)
Музей открылся для посетителей 25 ноября 1996 г. первой экспозицией, посвященной 120-летию со дня рождения архитектора А.Д. Крячкова. Необходимо отметить, что большую помощь при создании первой экспозиции, посвященной выдающемуся гражданскому инже-
260
неру-архитектору А.Д. Крячкову, оказал декан архитектурного факультета Томского архитектурно-строительного университета Валерий Геннадьевич Залесов.
Экспозиция, посвященная деревянной архитектуре Томска, открылась 3 сентября 1997 г. В ней были показаны элементы архитектурных деталей деревянных домов, характеризующие этапы развития деревянного зодчества. Экспозиция была построена по историко-хро-нологическому принципу и частично включала в себя следующие темы: эволюция развития деревянного зодчества в Томске, конструктивные особенности деревянного дома, этапы перерастания крестьянского жилища в усадьбу городского типа, типология деревянных строений и особенности городской усадьбы (особняка, купеческого и доходного домов). Впервые раскрывался вопрос подверженности деревянной городской архитектуры стилевым направлениям: барокко, классицизму, эклектике и модерну.
В 1998 г. открывается выставка «Русская горница» и коллекция чугунного литья Г.П. Бурцева, впоследствии переданная в дар музею. В 1999-2001 гг. формируется первый зал постоянной экспозиции. В сентябре 2002 г. к нему присоединяется зал с воссозданным макетом Томской крепости первой половины XVII в. (автор В.А. Коковихин) и акварельными работами писателя и исследователя Томской старины В.Д. Славнина.
На всем протяжении существования музея в нем проходили временные выставки художников, архитекторов, студентов Томского государственного архитектурно-строительного университета, народных мастеров, показывались собрания из частных коллекций.
Характеристика фондового собрания. Концепция любого музея прежде всего разрабатывается с перспективой развития и связана с его деятельностью, спецификой и направленностью фондового собрания, то есть его коллекции.
Поводом для создания коллекции Музея деревянного зодчества послужила проблема сохранения культурного наследия Сибири и, в частности, города Томка с его исторически сложившимися зонами деревянной застройки. Общественность и сотрудники областного художественного музея столкнулись с проблемой безвозвратной утраты деревянных зданий и их резьбы, которая представляла несомненную ценность для истории развития города — истории его архитектуры.
Коллекция музея с самого начала стала формироваться по нескольким направлениям и определилась по видам материала, отвечающего в большей степени архитектурно-художественному направлению. Одновременно встал вопрос исследования орнамента, его связи с конструктивными особенностями самих здании и историей градостроительства.
На 1999 г. фонд составлял 3259 единиц хранения. Архитектурная коллекция — 159 ед. хр. — содержала элементы экстерьера деревянных зданий Томска периода XIX — начала XX вв. Деревянный орнамент представлен наличниками, пилястрами, солярными знаками, элементами карнизов, фризов, балясинами и т.д. Сбор коллекции происходил с разбираемых и сгоревших домов исторических зон города — Воскресенской горы, Песков, Болота, Верхней Елани, Нижней Елани, Юрточной горы, Уржатки, Кирпичей, Татарской слободы.
Развитие деревянной архитектуры шло параллельно с каменным строительством, поэтому деревянная резьба, первоначально как народная, широко применялась архитекторами города и отразила все стилистические направления XIX-XX вв. — барокко, классицизм, эклектику и модерн. Коллекция отличалась многообразием содержания орнамента и включала следующие виды: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный (в единственном числе). По технике исполнения резьба представлена самой древней — глухой, а также объемно-накладной, сквозной, прорезной, точением. Архитектурная коллекция музея на тот момент времени не имела аналогов в России.
Коллекция этнографии (237 ед. хр.) содержала предметы середины XIX — первой полови-
261
ны XX в., которые принадлежали горожанам различных социальных групп.
Историко-культурную ценность для музея представляла коллекция копий документов губернских и городских архитекторов Томской губернии конца XIX — начала XX в.: П.П. Ба-рановича, П.Ф. Федоровского, К.К. Лыгина, В.Ф. Оржешко, А.И. Лангера и др. Особенно выделялся фонд архитектора А.Д. Крячкова (ок. 500 ед. хр.).
Коллекция произведений живописи и графики составляла 16 единиц и была представлена работами самодеятельных художников и студентов Томского государственного архитектурно-строительного университета.
Фотофонд и фонд негативов состояли из фотографий деревянных и каменных построек Томска.
Фонд письменных источников (882 ед. хр.) включал копии архивных документов — проектов деревянных построек, документов по истории градостроительства Томска XIX-XX вв.
История комплектования фондов. Первый этап комплектования архитектурной коллекции относится ко времени формирования музея и охватывает три года (1994-1996 гг.). Из экспедиций, совершаемых сотрудниками Томского художественного музея, стали поступать декоративно-конструктивные элементы с домов города. К ним относятся: аттик, наличник, пилястры, часть рустованной обшивки дома по ул. Кузнецова, 13. Построенный по типовому проекту в середине XIX столетия, дом являлся образцом позднего классицизма; в то же время ав-тор проекта использовал в его оформлении народные мотивы, включив в конструкцию аттика солярный знак, а в плоскость надоконной доски цветочные розетки. С переулка Песочного, 36, поступил наличник дома (1830-1850-х гг. постройки) с глухой скобчатой резьбой и орнаментом в виде люнета. Одновременно стали поступать наличники и пилястры домов, датируемых второй половиной XIX в. (ул. Дзержинского, 21, 1892 г.; ул. Татарская, 9, ул. Загорная, 17, ул. Нахановича, 12, ул. Шишкова, 13); началом XX столетия — два наличника с ул. Свердлова, 41. В 1994 г. свою коллекцию деревянного орнамента передал томский художник Г.П. Бурцев.
Второй этап комплектования связан с периодом открытия филиала и первых экспозиций музея (1996-1998 гг.). В это время в фонд музея поступило около 40 экспонатов: деревянный декор периодов классики и эклектики с домов пер. Нечевского, 20 (первая половина XIX в.) и ул. Обруб, 2 (вторая половина XIX в.). Модерн был представлен экспонатами с домов по ул. Соляная, 6 и пер. Батенькова, 14. Кроме того, коллекция пополнилась дарами жителей Томска.
Третий этап комплектования относится к 1999-2000 гг., 2002-2004 гг. и насчитывает 70 элементов деревянного декора (наличники, фрагменты фризов, карнизов, солярных знаков). Это дома середины XIX в.: пр. Фрунзе, 16/1 (дом Хромова), пр. Ленина, 3; второй половины XIX в. — дома с пр. Ленина, 123/1, ул. Бакунина, 10; конца XIX в. — с ул. Киевской, 61, и ул. Карташова, 20 и т.д.
Концепция филиала включала научное проектирование постоянной экспозиции. Современное музейное проектирование предполагает постепенное освобождение музейного дела (и прежде всего экспозиционно-выставочной деятельности) от жестких методологических рамок, которые задавались ранее и за которые музей не имел права выходить в своей деятельности.
Проектирование экспозиции в мемориальном комплексе или здании всегда имело определенные трудности. Дом-особняк сибирского архитектора А.Д. Крячкова по своей объемно-пространственной структуре и оформлению фасадов сам обладает архитектурной и художественной ценностью. Целью постоянной экспозиции является интеграция прошлого в настоящего, сохранение архитектурного наследия Сибири и активизация мышления и воображения посетителя. В музее предполагалось дать целостную картину развития архитектуры, в частности, деревянного зодчества, как неотъемлемой слагаемой русского искусства. Сюжетная коллизия, потенциально заложенная в музейный предмет, неотрывно связана с определенными событиями жизни общества и города. Поэтому постоянная экспозиция
262
должна разворачиваться как единое целое: мемориальная усадьба архитектора — история градостроительства города — деревянное зодчество — деревянный декор как основа художественного творчества в русском искусстве (рис. 1-5). При этом деревянное зодчество должно быть показано по этапам своего развития, первоначально как народное, постепенно перерастающее в профессиональную архитектуру с ее историческим развитием и стилистическими направлениями, то есть в совокупности основных черт и признаков архитектуры данного времени и данного периода, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон. Возник вопрос, по какому принципу строить будущую музейную экспозицию?
Экспозиция, созданная в подлинном пространстве дома-особняка, построенного архитектором по собственному проекту, имеет особое значение. Дом архитектора — главный экспонат и полноценный «музейный предмет». Поэтому наиболее приемлемым принципом является комплексно-тематический, состоящий из:
1) мемориального комплекса, посвященного жизни и деятельности архитектора А.Д. Кряч-кова;
2) комплекса, посвященного зарождению и развитию деревянного зодчества Томской губернии.
В свою очередь, на основе принципов научности и предметности второй комплекс должен был сохранять историко-хронологический порядок и искусствоведческие принципы развития архитектуры в России.
Важнейший вопрос в проектировании музейной экспозиции — выбор метода проектирования. Фонды музея, представленные в основном элементами декоративного убранства деревянных домов, не дают полного представления о ее ценности. Поэтому предлагался му-зейно-образный метод построения экспозиции, где недостаточно аттрактивные экспонаты, дополненные научно-вспомогательным материалом и музейным оборудованием, создадут необходимое эмоциональное воздействие. Одновременно необходимо использовать другие способы для выявления сведений об экспонатах, их связь с конструктивными особенностями зданий и первоначальной средой, с документальными сведениями — архивными документами (проектами, планами, чертежами), то есть должна быть решена проблема художественной образности и научного содержания экспозиции. Частично используемый образно-сюжетный метод дает синтез элементов архитектуры, живописи и дизайна. Кроме того, сюжетно-экспо-зиционная зона должна охватывать все помещения музея, включая вспомогательные: фойе, коридоры, лестничные площадки. Экспозиция должна быть многоуровневой, рассчитанной на глубокое и неоднократное прочтение.
Предложения к тематической структуре постоянной экспозиции. Городская усадьба как основа градостроительства города (XIX — начало XX в.). Мемориальный комплекс — усадьба архитектора А.Д. Крячкова — представляет собой объемно-пространственную композицию, в которую входят дом-особняк, амбар (завозня), архитектура малых форм. Инте-рьерная композиция, расположенная в трех залах 1-го этажа (гостиная, спальня, кабинет), объединяет экспонаты, научно-вспомогательный материал и включает разные типы музейных источников: вещественные, письменные, изобразительные.
Разделы экспозиции:
1. Деревянное зодчество. Выделение данного раздела необходимо для формирования у посетителей первичного представления о дереве как строительном материале, о происхождении первых деревянных жилищ, о конструктивных особенностях сруба.
2. Оборонное строительство в Сибири. Крепость на Томи как форпост дальнейшего освоения сибирских земель.
3. Происхождение орнамента и его истоки в деревянном зодчестве Томска. Древнерусская мифология и орнамент. Влияние европейской культуры, культур северных и среднеазиатских народов на формирование «томского деревянного стиля».
4. Переустройство планировочной структуры города на регулярную основу. Начало градостроительства. Архитектура Томска XVIII — первой половины XIX вв., формирование усадьбы как ячейки градостроительства. «Типовые и образцовые» проекты деревянных домов и применение их в Томске. Строгость орнамента эпохи классицизма.
5. Деревянная архитектура Томска второй половины XIX в. Типологические и стилевые особенности деревянных строений периода эклектики. «Русский стиль» в оформлении фасадов. Орнамент как основной акцент доходных домов, источники его мотивов.
6. Особенности «нового стиля» в архитектуре города начала XX в. Модерн в деревянной архитектуре и его основные направления. Разнообразие объемно-пространственных решений в строительстве особняков и общественных зданий Томска.
7. Перспективы развития деревянного строительства в сибирском регионе XXI в. Экология и жизнедеятельность человека. Данный раздел является завершающим в постоянной экспозиции и должен воздействовать на эмоциональные чувства посетителя, на его сопричастность к природе.
8. Открытое фондохранение коллекции музея деревянного зодчества.
9. Временные выставки. Организация выставок: проектов зданий современных архитекторов и студентов архитектурного факультета Томского государственного архитектурно-строительного университета, произведений живописи и графики томских художников, народных мастеров. Данная деятельность поможет сделать более насыщенной и яркой жизнь музея [1].
В настоящее время «экспозиции музея размещаются на втором этаже и в мансарде, где находится шесть изолированных комнат, ведущих в коридор. Фонд музея включает более 200 экспонатов основной части и 300 объектов временного хранения. В основе экспозиций лежат редчайшие фрагменты домов: карнизы, пилястры и многие другие объекты резного декора и внутренних интерьеров. Также здесь можно найти коллекцию чугунного печного литья» [2].
«В залах музея представлена экспозиция в форме последовательного рассказа об истории деревянного строительства и развития архитектурного декора. В основе экспозиций лежит коллекция «Музея деревянного зодчества». Это многочисленные деревянные фрагменты домов, в основном наличники окон, пилястры, карнизы и другие образцы резного декора. Вниманию посетителей предлагаются выставки работ мастеров по художественной обработке дерева...» [3].
В заключение необходимо заметить, что со временем изменяются не только определенные концепции развития музеев, но и люди, которые их создают. В дальнейшем «Музей деревянного зодчества» развивался, но получил статус «отдела Томского областного художественного музея с экспозицией «деревянного декора». Надеемся, что музей будет усовершенствоваться и дальше.
Список использованных источников
1. Герасимов А.П. Научная концепция постоянной экспозиции музея деревянного зодчества // Теория и практика развития в художественных музеях Сибири. Материалы региональной научно-практической конференции (5-10 октября 2004 г.). — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. — С. 33-39.
2. URL: www/101hotels/ru/man/cites/Tomsk.
3. Сайт отдела Томского областного художественного музея - Музея деревянного зодчества [Электронный ресурс]. — URL: artmuseumtomsk.ru/page/137.
Рис. 1. Дом усадьбы гражданского инженера А.Д. Крячкова, пр-т Кирова, 7 (бывшая ул. Садовая, 5): а) Снимок из фонда Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГАХА. ФК. Оп. 1. Л.
18. Ф. 2; б) Фотография автора. 2015 г.
Рис. 2. План полуподвала с разметкой музейных зон. Выполнен автором
ТТ -И А Н Г-го ЭТА Е А
ВЫХОД
Спальня.
Раздел I.
Мемориальные комнаты
А.Д.Крячкова,
Г
Научно-
просветительский отпел,
1
ЗАД
временных выставок.
К .Д.Кюлчков и ег>о совпеменники , Иасмянивя экспозиция членов Томского пАпгрол В в диоитаяк-й худо-чес г* .
Кабинет.
Начало осмотра
Зпроядение деве важного зодчестич ня Рус*
Конструктивнее основу
дерявяиного дона.
Основание т.Томска. Символик« и мифе тогя и дере в я и ком дека}*»
Рис. 3. План 1-го этажа с разметкой музейных зон. Выполнен автором
Рис. 4. План 2-го этажа с разметкой музейных зон. Выполнен автором
п л * н н а с р. Р д и
Рис. 5. План мансарды с разметкой музейных зон. Выполнен автором