ISSN 2078-9823
УДК 37014 D0I: 1015507/2078-9823.040.017.201704.043-062
Р. А. Шепелев
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОРДОВСКОЙ АССР (по материалам научно-исследовательской экспедиции Научно-исследовательского педагогического института национальностей 1935 г.)
Статья посвящена рассмотрению и исследованию такого важного и актуального в настоящее время вопроса, как развитие школьного образования в национальных окраинах России. Автор с объективных позиций описывает и констатирует факты состояния школьного образования в 1930-е годы, основываясь на фактических данных, приведенных научно-исследовательской экспедицией Научно-исследовательского педагогического института национальностей 1935 г, которая была проведена в молодой республике - Мордовской АССР
Состояние и развитие школьного обучения и воспитания рассматриваются автором с различных позиций этого вопроса, чтобы дать объективную картину национальной школы того времени В итоге на поверхности оказываются как позитивные, так и негативные стороны школьной политики 1930-х гг Автор обстоятельно подходит к таким сторонам школьного дела, как: во-первых количественный охват детей обучением в школе, их социального происхождения, уровня вовлечения учащихся в общественные организации (октябристов и пионеров), их половой и возрастной состав, а во-вторых, уровень качества обучения в школе, т. е. успеваемость школьников, второгодничество и отсев (исключение или вывод из состава из школы), ориентированно-личностный подход к учащимся. По этой проблеме важно то, что автором не только приводятся количественные показатели, но и вскрываются основные причины негативных явлений школьного и бытового содержания, а также указываются пути и способы искоренения и исправления многих ошибок и просчетов в школьной политике.
Ценность данной статьи состоит главным образом в том, что приведенные в ней фактические официальные данные (при большей доле вероятности, используемые впервые) могут оказать помощь исследователям этой темы, а также помочь в изучении истории Мордовской республики Материал, который показывает способы и методы повышения качества и эффективности обучения, будет полезен учителям сельских школ.
Кроме того, эта работа может дать пример настоящим и будущим реформаторам в области школьной политики, которые обратят внимание на историю отечественной школы, а не западной. Опыт создания советской системы образования необходимо изучать, чтобы совершенствовать современное школьное образование и не совершать ошибок прошлого.
Ключевые слова: всеобщее начальное образование, школьное образование, количество учащихся, качество обучения, успеваемость и неуспеваемость, второгодничество и отсев, национальная и мордовская школа, мокшанские и эрзянские школы.
Для цитирования: Шепелев Р. А. Из истории школьного образования Мордовской АССР (по материалам Научно-исследовательской экспедиции научно-исследовательского педагогического института национальностей 1935 г.) // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2017. - Т. 17, № 4. - С. 43-62.
© Шепелев Р. А., 2017
R. A. Shepelev
LomonosovMoscov State University, Moskva, Russia, e-mail: [email protected]
FROM THE HISTORY OF SCHOOL EDuCATION OF THE Mordovian ASSR (materials of the expedition of the Research Pedagogical Institute of Nationalities, 1935)
The article is devoted to the consideration and study of important and topical issue at present as the development of school education in the national Borderlands of Russia. The author with the objective position describes and states the facts of the school education of the last century in 30 years, based on actual data, given the research expedition of the Scientific research of the pedagogical Institute of nationalities of1935, which was held in the young Republic - Mordovian ASSR.
The state and development of school education and education are considered by the author with the various positions on this issue to give an objective picture of the national school of the time. In the end, on the surface are both positive and negative aspects of school policy in 1930-ies. The author thoroughly suited to such parties of school business as: first, the quantitative enrolment of children in school, their social background, level of involvement of pupils in public organizations (Octobrists and pioneers), their sex and age composition, and secondly, the level of quality of schooling, etc, the students, repetition and dropout - elimination or withdrawal from the school, focused personal approach to students. On this issue it is important that the author gives not only quantitative indicators, but also reveal the main reasons of the negative phenomena not only school, but also household contents, and identifies ways and means to address and correct many of the mistakes and miscalculations in the school policy.
The value of this article lies mainly in the fast that there are actual official data (for greater certainty, user for the first time) can provide undeniable help to researchers of this topic, as well as work can serve as a great help in the study of local history in the Mordovian Republic. The material, which shows the ways and methods of improving the quality and efficiency of training required for teachers of rural schools. In turn, this work can give an example to present and future reformers in the area of school policy that will pay attention to your domestic school, not the West And the experience of the creation of the Soviet education system the best in the world, need to learn in order to improve modern schooling and not to make the mistakes of the past, and to take and develop only the best.
Keywords: universal primary education, school education, number of pupils, quality of teaching, academic performance and academic failure, grade repetition and dropouts, and the Mordovian national school, Moksha and Erzya school.
For citation : Shepelev R. A. From the history of school education of the Mordovian ASSR (materials of the expedition of the Research Pedagogical Institute of Nationalities, 1935). Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Humanitarian : actual problems of the humanities and education. 2017. 17. No. 4. Р. 43-62.
Введение изучая историю школьного образования в
В настоящее время школьное образо- начале становления и развития советской вание переживает сложный период после власти в нашем государстве, приходишь к краха советской модели общества и госу- выводу об актуальности данной тематики. дарства и пересмотра важных принципов Если 1920-е гг. в школьном образовании в советской системы образования в целом. основном преобладают количественные по-Школьное образование по сей день под- казатели, т. е. создание разветвленной сети вергается реформированию и поиску опти- школ, строительство новых зданий, вовле-мальных, но не всегда качественных моде- чение в учебу неграмотного и малограмот-лей обучения и воспитания. В свою очередь, ного населения, то в 1930-е гг. начинается
период осмысления сущности школьного образования, его роли и значения для того общества. Ввиду этого период 1930-х гг. весьма схож с настоящим этапом развития школьного обучения по некоторым критериям и тенденциям, связанным прежде всего со стремлением получить твердые и качественные знания, ориентированные на запросы современного общества. Эти два периода истории школы можно назвать -Периодом исканий школы, т. е. поиска своей сущности и назначения. Поэтому, на наш взгляд, изучение школьного образования 1930-х гг. представляет не только историографический интерес. Мы должны вновь обратиться к опыту наших соотечественников и предшествовавших поколений, чтобы избежать повторения ошибок прошлого, необдуманного прожектерства и чрезмерного консерватизма, непродуманных реформ и неапробированных нововведений.
Объектом данного исследования является школьная система образования Мордовской АССР в середине 1930-х гг.
Целью работы являются системный анализ функционирования начальной школы в Мордовии в середине 1930-х годов и выявление достоинств и недостатков в обучении и воспитании.
Основой источниковедческой базой исследования служат материалы научно-исследовательской экспедиции Научно-исследовательского педагогического института национальностей (НИПИН), хранящиеся в Научном архиве Российской академии образования. Очень важно, что данная экспедиция являлась независимой, поэтому собранные разносторонние сведения из различных источников были объективными и в большей мере достоверными, чем официальные сведения местного масштаба, т. е. сведения РОНО, районных и республиканских властей, местной периодической печати, официальные отчеты, показатели которых нередко завышались. Перед комиссией стояла важная задача тщательно изучить
накопившиеся достоинства и недостатки, выявить их сущность и показать пути, методы и способы исправления негативных явлений или полной ликвидации существующих просчетов в школьной политике.
Методы
Основой исследования является нарративный метод, т. е. в статье описываются результаты работы и приведенные данные о начальных школах научно-исследовательской экспедиции НИПИН, которые в свою очередь дают четкие представления о сложившейся школьной системе образования. Также к методам исследования относятся системно-структурный метод, так как он предполагает рассмотрение главных задач: 1) вычленение элементов, которые входят в систему школьного образования и влияют на ее прогрессивное функционирование и позитивную результативность; 2) анализ характера отношений между элементами, аспектами школьного обучения и воспитания (горизонтальные и иерархические), и внутренней структуры; 3) изучение взаимодействия системы с внешней средой и окружающим миром. В данной работе были использованы и общенаучные методы, например логический (анализ и синтез). Применение данных методов исследования позволяет отслеживать по каждому аспекту проблемные стороны вопроса, а в последующем их объединение дает возможность сделать выводы более объемного значения.
Результаты
Итак, в 1920-е гг. советской властью уже была проделана огромная работа по развертыванию большой сети школ, полному охвату всего детского контингента школьного возраста обучением, что по сравнению с царским временем, особенно для национальных и отдаленных от центра районов, в том числе для молодой Мордовской республики, было прорывом.
Однако независимо от достижений существовало немало нерешенных проблем, связанных прежде всего с качеством об-
учения и воспитания молодого поколения. Центральным руководством страны была поставлена задача повысить качество обучения, особенно в сельской школе. Ввиду этого весной 1935 г. была организована научно-исследовательская экспедиция НИПИН, которую возглавляли Ф. Ф. Совет-кин и Н. Э. Августинович, видные деятели советской педагогики.
На территории Мордовской АССР в 1935 г. имелось 1 072 школы, в том числе 825 начальных и 238 неполных средних и средних школ, с общим числом учащихся 171 480 человек. В том числе существовали 99 мордовских неполных средних школ. Наряду с этим примерно вдвое большее количество мордовских школ имелось вне Мордовской АССР, где проживало большинство мордовского населения, и дети мордвы обучались в мордовских школах, как и в Мордовской АССР, на родном языке [4, л. 1]. Однако подчеркивалось, что большие количественные показатели далеко не везде соответствовали качественным результатам. И итоги работы школ Мордовии наглядно показывали, что учащиеся слабо знают все учебные предметы, особенно слабую подготовку имели ученики всех классов начальной и средней школы, не исключая 10-й класс, по родному и русскому языкам. Учащиеся невыразительно читали, плохо владели общепринятым родным литературным языком, плохо говорили по-русски, неграмотно писали, часто не знали наизусть никаких образцов художественной литературы ни на родном, ни на русском языке. Ввиду этого отмечались большой процент неуспеваемости и, как следствие этого, большое количество отсева и второгодничества учащихся.
Участники московской экспедиции проводили научные наблюдения над работой 12 мордовских школ (в общей сложности 63 класса и 2 099 учащихся). Наблюдения проводились в двух районах, расположенных в разных концах Мордовской АССР и
значительно отличавшихся как хозяйственным укладом, так и, особенно, культурно-бытовыми условиями, а именно: в Дубен-ском районе, где компактно проживала преимущественно мордва-эрзя, и в Зубово-Полянском, с наиболее густым населением из мордвы-мокши. В обоих районах для изучения вопросов неуспеваемости, отсева и второгодничества было взято по одинаковому количеству школ. В результате экспедиционных наблюдений был получен материал для выводов по шести эрзянским школам (35 классов и 1 146 учащихся), и по шести мокшанским школам (28 классов и 953 учащихся).
Во-первых, исследования касались состава учащихся с распределением их по полу, возрасту, социальному положению и по принадлежности к пионерской организации. Собранные данные и сведения научной экспедиции наглядно свидетельствуют, что подавляющее большинство учащихся -дети колхозников (табл. 1). Это объяснялось прежде всего тем, что обследованием были охвачены исключительно сельские школы в таких районах, где, нет промышленных предприятий, совхозов и где следовательно, обучались дети колхозников -1 497 человек и единоличников - 478, дети интеллигенции и служащих - 116 и почти нет рабочих - 2 человека. Соотношение детей колхозников и единоличников, естественно, совпадает с соотношением коллективизированного и частного секторов в сельском хозяйстве Мордовии.
Сравнительно незначительное преобладание числа обучающихся мальчиков над числом девочек при одинаковом количестве их в составе населения показывало на позитивные изменения в области школьной политики и на большие достижения в деле вовлечения девочек-мордовок в школу, а также на окончательное завоевание советской школой определенного авторитета в глазах мордовского населения. По сравнению с 1920-ми гг., когда число обучающих-
Таблица 1
Состав учащихся по полу и социальному происхождению [4, л. 44-45]
ТаЬ1е 1
The composition of students by gender and social origin
Школа / The school Количество классов / The Number of classes Всего учащихся / All students Мальчики / Boys Дево-чочки / Girls Рабочие / Workers Колхозники / Collective farmens Единоличники / Individual farmens Служащие и др. / Employees and others
Дубенская образцовая начальная/ Dubenskaya exemplary elementary 9 293 134 159 2 181 67 43
Атяшевская неполная средняя/ Atyashevskiy Junior high 4 128 59 69 116 10 2
Атяшевская кустовая/ Atyashevskiy Bush 4 151 67 84 140 7 4
Атяшевская поселковая/ Atyashevskiy township 4 95 54 41 32 6 57
Батушевская начальная/ Batuszewska elementary 6 196 117 79 150 45 1
Поводи-мовская/ Povodimovska 8 283 152 131 250 28 2 и 3
Анаевская / Anaevska 6 173 96 77 167 6
Крюковская / Kryukov 4 64 28 36 64
Подля-совская/ Podlesovskaya 3 136 85 61 54 80 2 проч.
Промзинская / Prominska 4 187 131 56 79 108
Журавкинская / Zhurakivska 7 226 121 105 101 123 1 и 1
Печевская / Pekevska 4 167 81 86 163 4
Итого / Total 63 2099 1125 974 2 1 497 478 122
Таблица 2
Состав учащихся по принадлежности к пионерской организации и возрасту [4, л. 45-45]
Table 2
The composition of the student boby at the facilities of the pioneer organization and age
Школа / The school Пионеры / Pioneers Октябристы / Oktober Неорганизованные / Disorganized 8 лет / eyars 9 10 11 12 13 14 15
Дубенская образцовая начальная/ Dubenskaya exemplary elementary 66 23 71 53 49 27 11 3
Атяшевская неполная средняя/ Atyashevskiy Junior high 42 23 21 27 13 2
Атяшевская кустовая/ Atyashevskiy Bush 12 47 24 27 28 13
Атяшевская поселковая/ Atyashevskiy township 42 40 29 14 20 17 11 3 1
Батушевская начальная/ Batuszewska elementary 51 145 16 69 42 33 26 8 2
Поводи-мовская/ Povodimovska 83 64 34 39 47 12 4
Анаевская / Anaevska 66 105 2 12 42 53 41 22 3
Крюковская / Kryukov 44 19 1 15 11 7 16 4 9 2
Подлясовская / Podlesovskaya 65 71 33 8 25 36 14 16 4
Промзинская / Prominska 32 37 46 32 25 12 2
Журавкинская / Zhurakivska 143 83 43 37 30 45 36 20 13 2
Печевская / Pekevska 34 133 37 37 33 31 13 15 1
Итого / Total 445 164 448 420 412 426 317 288 131 40 5
ся девочек в мордовских школах по отношению к числу обучающихся мальчиков было ничтожно мало.
Так, по официальным данным в 1927/1928 учебном году по Краснослобод-скому и Беднодемьяновскому районам Мордовской АССР (тогда Мордовский округ) число девочек в мордовских школах не превышало 10-12 % от общего числа учащихся [4, л. 5]. Хотя обследования экспедиции не касались этих районов, но общая картина все же показательна. После таких удручающих результатов был проведен целый комплекс мероприятий по привлечению к обучению в школу девочек, и положение прогрессивно улучшилось.
Что же касается возрастного состава, то в этом отношении в мордовских начальных школах как в мокшанских, так и эрзянских имелось большое число переростков, которые задерживались здесь потому что неоднократно оставались на второй год в тех или иных классах, либо не были охвачены своевременно школой и обучением и поступили сюда будучи переростками (табл. 2).
В числе обследованных 2 099 учащихся начальной школы имеются: 288 учащихся в возрасте 12 лет, 131 - 13 лет, 40 - 14 лет, 5 -15 лет. Всего 464 переростка, что составляет 22 % к общему числу обучающихся в школе детей.
Одним из основных показателей плохой работы мордовских школ является большой процент учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки по тем или иным предметам (табл. 3, часть 1).
Из официальных данных школ видно, во-первых, что средний процент учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки, а следовательно, являющихся неуспевающими не только по одному, но и по нескольким предметам, очень велик и составляет 12 к общему числу учащихся. В некоторых школах этот процент поднимается до еще большей цифры, как, например, в Батушев-ской эрзянской школе - 18, а в Крюковской
мокшанской школе - 19. Даже в самой благополучной в этом отношении и на то время Анаевской начальной мокшанской школе процент неуспевающих составляет 5.
При почти одинаковй численности мальчиков и девочек в составе учащихся процент неуспевающих среди мальчиков значительно выше: у мальчиков - 7 (156 учеников), у девочек - 5 (104 ученика).
Объяснить эту несколько большую неуспеваемость среди мордовских девочек нельзя ничем иным, как разве только несколько иным отношением к девочке в мордовской семье, где к ней, начиная с раннего детства, предъявляются более строгие требования, и то, что мальчикам прощается, ей грозит строгим наказанием и взысканием [4, л. 7].
Далее в табл. 3 (часть 1) показана довольно выразительная цифра значительно большей неуспеваемости детей единоличников - 16 % (77 неуспевающих из 478) против 12 % неуспевающих детей колхозников (177 неуспевающих из общего числа 1 497 детей). Эти цифры, очевидно, говорят об организованности колхозников и понимании ими роли обучения и образования. К тому же в семье единоличника более часто нужда заставляла отвлекать детей на всевозможные хозяйственные и полевые работы, что мешало учебе.
Чрезвычайно любопытную картину дает возрастной состав неуспевающих: 8 лет -8 %, 9 лет - 11, 10 лет - 17, 11 лет - 13, 12 лет - 11 %, 13 лет - 20, 14 лет - 22, 15 лет - 20 % [1, л. 8]. Прежде всего, зе-метим сравнительно небольшой процент неуспевающих в возрасте 8 и 9 лет. Это исключительно ученики 1-го и 2-го классов.
Легкая и достаточно посильная программа 1-го и 2-го классов, где учились дети этих возрастов, использовала еще мало дифференцированный подход к детям в смысле выявления их успеваемости по отдельным предметам - все эти компоненты дают сравнительно высокие показатели успеваемости.
Таблица 3
Неуспеваемость по официальным данным школ по половому, социальному составу и принадлежности к пионерской организации (часть 1) [4, л. 46]
Table 3
Academic failure according to formal schools by gender, social and belonging to the pioneer organization
Школа / The school Число учащихся / The number of students Число неуспевающих / The number of under achieving Неуспевающие, % / Under achieving, % Мальчики / Boys Де-воч-ки / Girls Колхозники / Collective farmens Един-лични-ки / Indivi dualfarmens Служащие / Emplo yees Пионеры и октябри-сты / Pioneers and October Неор-ганизо-ванные / Disor ganized
Дубенская образцовая Начальная / Dubenskaya exemplary elementary 296 36 12 23 13 23 11 2 5 31
Атяшевская неполная средняя/ Atyashevskiy Junior high 128 9 7 7 2 8 1 9
Атяшевская кустовая/ Atyashevskiy Bush 151 15 10 9 6 15 15
Атяшевская поселковая/ Atyashevskiy township 93 13 13 8 5 8 1 4 3/2 8
Батушевская начальная/ Batuszewska elementary 196 36 18 16 20 31 5 8 28
Поводи-мовская / Povodimovska 283 34 12 21 13 26 8 5 29
Анаевская / Anaevska 173 9 5 5 4 9 7 окт. 2
Крюковская / Kryukov 64 12 19 4 8 12 5/7
Подля-совская/ Podlesovskaya 136 10 7 7 3 7 3 10
Промзинская / Prominska 187 33 18 27 6 1 32 33
Журавкинская / Zhurakivska 226 25 11 17 8 9 16 11 14
Печевская / Pekevska 167 28 17 12 16 28 28
Итого / Total 2 099 260 12 156 104 177 77 6 37/16 207
Таблица 3
Неуспеваемость по официальным данным школ по возрасту и учебным предметам и по количеству предметной неуспеваемости (часть 2) [4, л. 46]
Table 3
Academic failure according to formal schools by age and school subjects and number of subject failure
Школа / The school 8 лет / years 9 10 11 и 12 13 и 14 Родной язык / Native langua ge Русский язык / Rus. lang guage Математика / Mat them. Ествоз-наниеи обще-ствоз-нание / Science and Social science Гео -гра-фия / Geog raphy Неуспевающие по количеству предметов
1 2 3 >4
Дубенская образцовая Начальная / Dubenskaya exemplary elementary 3 3 7 10/7 5/1 19 21 22 6/5 8 14 11 5 6 по 5
Атяшевская неполная средняя / Atyashevskiy Junior high 4 2 2/1 7 6 5 4
Атяшевская кустовая/ Atyashevskiy Bush 2 2 5/4 2 7 4 10 2 общ. 10 3 2
Атяшевская поселковая/ Atyashevskiy township 3 1 3 1/1 4 10 1 2 8 3 1 1
Батушевская начальная/ Batuszewska elementary 8 9 10 3/5 1 21 21 25 4/10 10 10 12 9 5
Поводимовская / Povodimovska 6 4 8 6/9 1 11 23 20 1/2 1 20 7 6 1
Анаевская / Anaevska 2 2 3 0/2 4 9 9 3/5 3 7 2
Крюковская / Kryukov 3 4 3 0/2 12 5 13 10/5 5 2 1 2 7 по 6
Подлясовская / Podlesovskaya 4 5 2/ 1 5 3 6 1/1 2 5 2 3
Промзинская / Prominska 3 7 13 2/4 4 12 18 9 общ. 33
Журавкинская / Zhurakivska 9 0/4 7/4 9 28 23 2 4 8 2 6 9
Печевская / Pekevska 3 10 7 2/0 2/4 22 28 19 15/17 6 6 3 2 17
Итого / Total 33 48 72 38 / 33 35 110 171 171 43 41/56 88 81 43 48
*Один учащийся в Журавкинскойшколе в возрасте 15 лет.
Итак, из общего числа отстающих по всем предметам (592 неудовлетворительные отметки): родной язык - 20 %, русский язык - 30, математика - 30, обществознание - 8, естествознание и география - по 6 %. Распределение по количеству предметной неуспеваемости (260 неуспевающих): 64 % - неуспеваемость по 1 и 2 предметам, 36 % - по 3 и более.
Иная картина наблюдается у 10-леток, резкий скачок по неуспеваемости - до 17 %. В чем же причина этого, на первый взгляд необычного, явления? 10 лет - это возраст ученика 3-го класса. Причина подобного явления, в первую очередь, кроется в усложнении программы обучения 3-го класса. Вместо чтения, письма, элементарных занятий по начальной арифметике и образовательных бесед во 2-м классе, программа в 3-м классе расчленяется на отдельные дисциплины и ставит детей перед рядом новых трудностей умственного труда и усердности занятий. Затем в третьих классах пропедевтические занятия разговорными уроками по русскому языку сменяются уже более систематической работой по изучению элементарной грамматики русского языка, что создает определенную и значительную нагрузку в программе обучения. В свою очередь третий класс являлся последним классом перед выпускным, и требования к учащимся здесь, естественно, несколько повышались, так как в четвертый класс учителя старались переводить лишь определенно подающих надежды на благополучное окончание школы.
Этим же обстоятельством, т. е. некоторым отбором в 3-х классах объясняется значительно более низкий процент неуспевающих в следующих возрастах - 13 % у 11- летних и 11 % у 12-летних, т. е. детей, преимущественно обучающихся в четвертых классах.
Далее идет вполне понятная большая неуспеваемость у учащихся 13, 14 и 15 лет, обучавшихся в начальной школе в таком возрасте. Это были дети, которые неоднократно оставались на второй год в одном и том же классе, из-за чего они не могли окончить школу в нормальном школьном возрасте, и те, кто в позднем возрасте пошел в школу, но таковых меньшинство. Кроме того, в этом возрасте подросток является весьма ценной рабочей силой в хозяйстве, вследствие чего его постоянно отвлекают
от школы на выполнение всевозможных хозяйственных задач.
В табл. 3 (часть 2) наглядно показано, как распределяется неуспеваемость учащихся по отдельным предметам. Из общего числа 592 неудовлетворительных отметок, которые имеются у 260 неуспевающих учащихся, неудовлетворительную отметку по русскому языку имеет 171 учащийся (или 66 % от всех неуспевающих), по арифметике такое же число, по родному языку - 110 учащихся (42), по естествознанию - 43 (17) и по географии - 41 ученик (16 %). Это процентное соотношение ясно указывает на то, какие из школьных дисциплин мордовской школы являются основными виновниками неуспеваемости - русский язык и арифметика, несколько меньший процент ошибочности по родному языку говорит не о том, что с этой дисциплиной дело обстоит благополучнее, чем с двумя первыми а, скорее, о том, что в преподавании и оценивании знаний по родному языку учителя мордовских школ проявляют больший либерализм, так как в подавляющем большинстве они сами плохо владеют основами мордовской грамматики и, особенно, орфографии и относятся к ответам учащихся (как в устных ответах, так и в письменных работах) снисходительно. И этот участок работы, несомненно, является более отсталым [4, л. 11].
Таким образом, по материалам экспедиции с полной достоверностью можно судить о двух положениях: во-первых, что успеваемость в обследованных школах чрезвычайно низкая, а во-вторых, неуспеваемость приходится главным образом на русский и родной языки и арифметику, т. е. на основные предметы курса начальной школы. Очевиден и вывод: у учащихся мордовских школ крайне низкий уровень владения «основами наук».
Также следует отметить, что собрав сведения и ознакомившись с работой школ, экспедиция по прибытии в Москву состави-
Таблица 4
Причины неуспеваемости, лежащие в определенной степени вне школы [4, л. 47]
Table 3
The causes of school failure, lying to some extent outside of school
Школа / The school Пропуски / Omis sions Опоздания / Tar diness Болезнь / Thed isease Плохая подготовка / Poor training Низкий интерес к работе / Low Interest in work Домашние работы / Home work Плохая дисциплина / Poor discipline Плохие домашние условия / Poor Home con ditions Слабая подготовка / Poor training
Дубенская образцовая Начальная / Dubenskaya exemplary elementary 25 2 4 3 5 3 9 6
Атяшевская неполная средняя / Atyashevskiy Junior high 5 7 2
Атяшевская кустовая/ Atyashevskiy Bush 10 5 4 1 4 1
Атяшевская поселковая/ Atyashevskiy township 7 5 4 1 1 2
Батушевская начальная/ Batuszewska elementary 15 13 6 1 1
Поводимовская / Povodimovska 12 8 5 5 10 4
Анаевская / Anaevska 9 9
Крюковская / Kryukov 4 3 5
Подлясовская / Podlesovskaya 7 1 2
Промзинская / Prominska 13 8 3 15
Журавкинская / Zhurakivska 10 15
Печевская / Pekevska 2 7 19
Итого / Total 119 2 22 47 10 49 10 54 15
В перечне причин неуспеваемости, лежащих в определенной степени вне школы, особое место занимают пропуски учащихся - 36 %, затем идут плохие домашние условия - 16 %, домашние работы - 15, плохая подготовка - 14, незаинтересованность и плохая дисциплина - по 3, слабая подготовка - 5, болезни - 7, опоздания - 0,6 %.
ла подробный отчет. Результаты, особенно о низкой успеваемости по русскому и родному языкам, были удручающими. Школам Мордовской АССР была поставлена задача в кратчайший срок исправить ситуацию. В итоге уже в декабре 1935 г. в молодую республику вновь была отправлена комиссия из Москвы для проверки, и было проведено выборочное обследование мордовских школ для выяснения орфографических навыков в них. В частности, проверялись 3-и и 4-е классы на знание русского языка в Атяшевской начальной, Коноваловской неполной средней, Дубенской образцовой начальной и Поводимовской неполной средней школах. Из результатов проверки было видно, что в третьих классах 4 мордовских школ из 180 учащихся 71 написал диктант без ошибок (т. е. 39,4 %), 50 учеников на «хорошо», с 1-2 ошибками - 27,7, на «посредственно» - 13,9, «плохо» - 7,0 и «очень плохо» - 12,0 %. Причем отмечалось, что большинство плохих работ - в Коновалов-ской школе, где преподавание велось на родном языке [3, л. 1-3]. Но это тема отдельной статьи.
Также мордовским школам, как и другим национальным, НИПИН отводит особое место - они имеют важное значение Для мордовских школ разрабатываются новые и совершенствуются старые программы по русскому языку. В частности, активно критикует предложенную программу по русскому языку профессор Афанасьев и предлагает варианты по ее улучшению [2, л. 1-10 об.]. Это также тема отдельного исследования.
Причин неуспеваемости в мордовских школах много, и они естественным образом распадаются на две большие группы: одни из них находятся вне школы, в быту мордовской деревни, другие же, и, несомненно, более существенные, гнездятся в самой школе, в плохой организации ее работы.
Анализируя причины первого порядка и пытаясь дать им некоторое цифровое выра-
жение, мы пришли к некоторым выводам, что большой процент неуспеваемости учащихся объясняется плохой посещаемостью школы. Из 330 случаев неуспеваемости у 119 учеников были длительные пропуски уроков - 36 % всех случаев неуспеваемости (табл. 4).
На втором месте стоит такая причина, как плохие домашние условия, не способствующие нормальной организации домашних занятий школьника и не дающие возможности дома готовить уроки (16 % случаев). Далее в числе причин неуспеваемости одинаковое место занимают отвлечение школьников разными домашними работами и недостаточная подготовка их к прохождению курса (15 %). Следующей причиной является незаинтересованность работой (т. е. учебой), болезни и другие занимают сравнительно малое место по сравнению с перечисленными.
Таким образом, главными из причин, лежащих вне школы, до известной степени объективными, выступают пропуски, плохая организация домашних занятий и слабая подготовка учащихся к прохождению соответствующего курса обучения.
В свою очередь членами Московской экспедиции были установлены «виновники» плохой неуспеваемости мордовских школьников. Они же, ознакомившись с плохими бытовыми условиями работы названных мордовских школ, предлагали соответствующие методы борьбы с этими причинами. Представители комиссии высказывают следующее: «Всматриваясь ближе в вопрос о пропусках учащимися уроков, мы видим, что во многих случаях пропуски уроков объясняются отнюдь не злой волей учеников, а самими условиями их работы. Так, многие ученики школ Зубо-во-Полянского района жалуются на то, что в дурную погоду они физически не могут попасть в школу, так как живут от школы в 5-7 километрах, а между тем Зубово-По-лянский РИК и РОНО не принимают мер к
Таблица 5
Отсев учащихся из школы и причины этого
(по данным Зубово-Полянского района Мордовской АССР) [4, л. 49]
Table 5
Dropout rates from school and the reasons for this (according to the Zubovo-Polyansk region, the Mordovian Autonomous Soviet socialist Republic)
Школа / The school Число учаща-щихся / The number of students Число отсеявшихся / The Number of females dropped out Отъезд семьи / The Departure of the family Смерть, болезнь / Death the disease Число выбывших / The number of emig rants Неуспеваемость и нежелание учится/ Undera Chieving and unwillingness to leam Работа / Work Плохие бытовые условия/ Poor living conditions Число отсеявшихся / The number of females dropped out
Анаевская / Anaevska 173 8 6 6 2 2
Подлясовская / Podlesovska 136 6 3 3 3 3
Крюковская / Kryukov 64 12 2 2 10 10
Промзинская / Prominska 187 10 10 10
Журавкинская / Zhurakivska 226 27 23 4 27
Печевская / Pekevska 167 16 8 3 11 2 / 3 5
Итого / Total 953 79 52 7 59 4 / 3 3 10 20 / 2%
тому, чтобы организовать школьные интернаты или общежития, Сельсоветы же не заботятся о том, чтобы, при отсутствии таких учреждений, организовать систематический подвоз учащихся в школу» [4, л. 13].
Действительно, данный вопрос об улучшении домашних условий для занятия детей не составлял никакого непреодолимого препятствия. Здесь было достаточно учителю приложить руки и провести даже небольшую массовую работу с родителями, как дело бы приняло совершенно иной оборот. Члены экспедиции наблюдали за результатами прекрасной работы школ в Саранском и Ичалковском районах Мордовии. И был сделан вывод: достаточно было районному руководству и школам уделить специальное внимание этому вопросу и провести соответствующую работу с колхозниками, как
домашние условия школьников изменились коренным образом. Здесь было принято истинно новаторское решение, некий пример социального договора. А именно большое число колхозников, которые в первую очередь были заинтересованы в успешной учебе своих детей, выдало школе обязательство. Вот образец данного обязательства:
«Я, гражданин с. Ичалок, Мордовской АССР, Семен Николаевич Названов обещаю школе содействовать в обучении и комвоспитании моих детей: Пети, Мани и Михаила, для чего беру на себя следующие обязательства: 1) ежедневно к 8-30 утра посылать детей в школу чистыми и опрятными; 2) ежедневно проверять выполнение ими уроков и состояния книг и тетрадей; 3) устроить дома специальный уголок школьника с отдельным столиком, книж-
ной полкой и вешалкой. Выделить для ученика особое полотенце, приобрести мыло, зубную щетку и порошок; 4) в определенное время укладывать детей спать; 5) при малейшем заболевании сообщать об этом школе и врачу; 6) поощрять вступление детей в пионерский отряд и содействовать им выполнять поручения пионерского отряда, аккуратно выписывать для детей газеты школьников и пионеров (детские журналы «Пионерская правда», «Будь готов», «Колхозные ребята», «Пионерэнь вайгель»); 7) аккуратно посещать родительские собрания и советоваться с учителями по вопросам коммунистического воспитания. К сему: Бригада № 6, улица 1-Мая, № дома 11. С. Названов» [4, л. 14].
В итоге пусть даже не все перечисленные в этом документе обязательства будут выполнены со скрупулезной точностью. Важно не это, а то, что подобные документы стали действовать на колхозника на подсознательном уровне - он должен выполнять данные им обещания. А также до-
кумент показывает, как школа вошла в быт простого обывателя с требованием определенного культурного минимума и убедила в его необходимости. Школа становится важным институтом общественного и социального прогресса. Дело школы в дальнейшем глубже внедрить эти требования в жизнь и тем самым в корне ликвидировать такие причины школьной неуспеваемости, как плохие домашние условия и отвлечение учеников от занятий всевозможными домашними или хозяйственными работами. В результате более чем на 30 % снизится число учащихся, не посещающих школу.
Так обстояло дело с сугубо внешними причинами неуспеваемости, основные же причины неуспеваемости - в полной мере внутренние, и, несомненно, они лежали в самой школе, а конкретно в самом учителе, в его слабой общеобразовательной и педагогической квалификации, профпригодности и вследствие этого часто совершенно неудовлетворительной организации его работы, педагогической деятельности.
Таблица 6
Отсев учащихся из школы и причины этого (по классам в 6 школах Атяшевского
и Дубенского районов Мордовской АССР) [4, л. 48]
Table 6
Dropout rates from school and the reasons for this
(Classes in 6 schools Atelescope and Dubno districts of the Mordovian ASSR)
Класс / The class Число учаща-щихся / The number of students Число отсеявшихся / The Number of females dropped out Отъезд семьи The / Departure of the family Смерть, болезнь / Death the disease Число выбывших / The number of emig rants Неуспеваемость и нежелание учится / Undera Chieving and unwillingness to leam Работа / Work Плохие бытовые условия / Poor living conditions Число отсеявшихся / The number of females dropped out
1 366 37 23 2 25 7 3 2 12
2 364 21 15 2 17 1 4 5
3 92 39 23 3 26 4 8 1 13
4 97 36 20 5 25 3 4 1 10*
Итого / Total 919 133 81 12 93 15 19 2 40 / 4%
* В 4-м классе двое учащихся не желают учиться.
На низком уровне стоял вопрос подготовки профессиональных педагогических кадров для школ. Органы народного образования в течение ряда лет не уделяли должного внимания подбору педагогических кадров, и школы укомплектовывались в значительной мере самотеком, среди мордовского учительства получилась большая «засоренность». В школе работали в качестве учителей люди, которые не имели ни малейшего представления о педагогике, сами плохо читали, а писали с большим количеством грубых орфографических ошибок (их письмо конкурировало с письмом отсталого ученика 2-го или 3-го класса обычной начальной школы) [4, л. 15].
В результате аттестационные комиссии Наркомпроса Мордовии пришли к заключению о выводе из школ отдельных районов до 30 % учителей и необходимости их замены более соответствующим своему назначению учителями. Ситуация же с кадрами школы была крайне удручающей. Из 1 687 учителей-мордвы начальных школ 509 человек (30 %) сами не имели законченного образования за неполную среднюю школу. В обследованных экспедицией школах у небольшого числа учителей встречались анкеты, где отмечались квалификация и тракториста с 3-го курса рабфака (Подлясовская школа) и счетовода 2-го курса авиатехникума (Крюковская школа) и т. п. Будучи людьми малограмотными они не стремились повысить образовательный уровень и мало работали над собой. Ни один учитель в обследованных школах не участвовал в языковедческих конференциях, где вырабатывались правила мордовской грамматики и орфографии, никто из них не читал и не имеет решений этих конференций, хотя те печатались своевременно в методическом журнале Мордовского Наркомпроса и на русском, и на родном языке. Как же эти люди могут успешно работать в национальной мордовской школе и научить детей грамотно писать на родном языке, когда сами
не имеют понятия об орфографии языка? [4, л. 18-19].
Несомненно, после аттестации осталось большое число таких учителей (за неимением других), поэтому их надо было вовлечь в систему постоянного обучения - очного и заочного. Наркомпросам и районным отделам требовалось обеспечить рост учителей, а не только формально охватить их сетью обучения. Также необходимо было навести в школах порядок и дисциплину, поскольку во многих наблюдались беспорядок и небрежность. Оперативно решался вопрос с дисциплиной самих учителей. Показательным в этом отношении является приказ заведующего Кадошкинским РОНО, в котором он констатирует ряд фактов о поведении учителей, дискредитировавших свой авторитет в глазах учащихся и их родителей: здесь и беспробудная пьянка, и драки, и бесконечные склоки в учительских коллективах, и все это на глазах учащихся. Следствия такого поведения в быту - пропуски уроков, систематические опаздания на уроки и, как правило, явка на уроки без плана и без подготовки к ним. На какое качество обучения можно рассчитывать в такой ситуации? [4, л. 20].
В свою очередь органы народного образования вплотную должны были заняться удовлетворением насущных нужд школ. Так, учительница Зубово-Полянской школы Оленина пишет, что на 80 учащихся 5-7-х классов неполной средней школы имеются 1 хрестоматия и 3 грамматики Шапиро [4, л. 20]. Какую успеваемость могла обеспечить даже самая талантливая учительница при подобном обеспечении школы? Таким образом, необходимо было в школе не только починить печи и подвести вовремя дрова, нужно было помочь создать нормальные условия для самого педагогического процесса.
Также негативно был поставлен процесс вовлечения учащихся в общественные и пионерские организации. Из табл. 2 и 3 (часть 1) видно, что процент охвата уча-
щихся по некоторым школам очень низкий. Это в первую очередь связано с недостаточной работой учителей и комсомольцев. В свою очередь октябрятские и пионерские организации могли активизировать учащихся на повышение качества учебы самих учащихся, поддержанию дисциплины и на многие позитивные стороны организованной жизни школы.
В целом, мордовское учительство с большим энтузиазмом отдавалось своему делу. Учительская молодежь внимательно прислушивалась к старшим товарищам и воспринимала опыт. Члены экспедиции наблюдали отличную работу юных комсомольцев, учителей Батушевской школы С. Г. Сюваткина и С. К. Евдокимова. Вот как описывается их работа: «Весь секрет их успеха заключается в том, что во-первых, что они любят школу и детей и с сердцем отдаются своему делу, а во-вторых, что эти молодые комсомольцы постоянно консультируются у более опытных педагогов Данилкиной А. Д. и Додоновой М. М., которые в свою очередь не страдают спецчванством и в необходимых случаях не считают за труд дойти до соседнего села Атяшева и проконсультироваться у такого мастера педагогического дела, как учительница Атяшевской начальной школы Суровцевой А. А» [4, л. 21].
Такие мастера в Мордовии были, а РОНО в свою очередь необходимо было найти их и организовать работу так, чтобы в максимальной степени использовать их мастерство на повышение успеваемости и общего качества работы мордовских школ.
В НИПИН в Москве к вопросу подготовки педагогических кадров также относились весьма серьезно. Она активно велась еще в 1920-е гг., хотя, по всей видимости, недостаточно эффективно [1, л. 1-16].
Следующими важными проблемами школьной политики были второгодничество и отсев. Между этими негативными явлениями имеется прямая взаимосвязь.
Дело в том, что отсеявшиеся из первых и вторых классов дети, через год вновь вовлекаются в школу, попадая при этом в большинстве случаев в те же самые классы, из которых они выбыли в прошлом году и становясь второгодниками, хотя школа, может быть, и не числит их таковыми. Таким образом, отсев увеличивает в школе число второгодников. И все же подобные факты можно признать более благополучными, чем случаи безвозвратного ухода из школы, что наблюдалось чаще среди 12-14-летних подростков. Старшие ученики, прекратив учебу, быстро перерастали предельный возраст начальной школы и, не имея возможности для поступления в среднюю школу, находились под угрозой остаться в положении недоучек, а в итоге уходили работать.
Встречались также обратные случаи, когда ученики, особенно старшего возраста, оставшись на второй год в одном из последних классов школы, бросали учебу и устраивались на работу. В данном случае оставление на второй год вызывало увеличение отсева.
Из приведенных выше данных видно, что в общее число отсевов (см. табл. 5 и 6) включены данные естественной убыли, т. е. отъезда, болезни или смерти учащихся. Учащиеся, которые вследствие тех или иных причин уезжали со своими семьями, вероятнее всего, возвращались в школу на новом местежительства. Таким образом, настоящий отсев был равен лишь 2 и 4 от общей численности учащихся (соответственно по районам), т. е. отрицательным явлением в жизни школы. Однако, как мы уже упоминали выше, некоторые учащиеся все же возвращались в школу, т. е. оставались на второй год.
В сведениях московской экспедиции указано, что число мальчиков и девочек, подлежавших отсеву, примерно одинаковое, по сословно-классовому составу наблюдалось такое же равновесие.
Основными же причинами настоящего отсева учащихся в большей мере бытовые условия: загрузка учеников работой дома или вне дома, затем в нисходящем порядке вследствие слабой успеваемости, плохой бытовой обстановки, недисциплинированности и нежелания учиться. Все эти причины в результате вызывают пропуск учебных занятий и, как следствие, неуспеваемость, которая заканчивалась уходом из школы. Причем последний пункт занимал последнее место, а следовательно, учащиеся были заинтересованы в учебе, и это является наиважнейшим фактором успешной учебы в школе. Наибольший же процент отсева относился к 3-м и 4-м классам, где учащиеся постарше и в большей степени были загружены работой. Особенно это наблюдалось в 4-й четверти (по наблюдениям экспедиции), когда начинались весенне-полевые работы на селе. Члены экспедиции лично наблюдали, что некоторые учащиеся из Атяшевской неполной средней школы, из Дубенской образцовой и Поводимовской школ работали пастухами [4, л. 26-27].
В результате особенно учителям требовалось особенно бдительными в этом деле и не упускать из-под контроля ни одного ученика. Ситуация с отсевом и второгодничеством не имела угрожающих размеров и вполне могла быть решена в позитивную сторону. Учителям было необходимо постоянно посещать родителей, проводить с ними беседы. Активную помощь в этом могли оказывать пионеры и комсомольцы. Несомненно, опорой должны были стать и местные общественные организации, чтобы полностью искоренить такое негативное явление, как отсев из школы.
В вопросе второгодничества члены экспедиции также провели работу и собрали сведения от учителей, обследованных школ Мордовии. При анализе собранных данных общее число второгодников составило 11 % от общего числа учащихся. Наибольшее же число второгодников приходилось на по-
следние классы начальной школы, т. е. подростков 13-14 лет. В этом случае всплывает та же причина отставания в учебе, о которой говорилось выше, - бытовые условия жизни мордовской крестьянской семьи.
Члены экспедиции особенно отмечали неудовлетворительную учебу октябряи и пионеров, что отмечалось как негативное явление. Хотя существовала тенденция к снижению с каждым годом обучения числа второгодников из октябристов и пионеров, и это свидетельствовало о росте их сознательности по мере перехода в старшие классы.
Причем многие учащиеся некоторых школ оставались на второй год не единожды, и в итоге почти для 5 % учеников этих школ курс начального обучения составлял 6, в некоторых случаях 7 лет, особенно это наблюдалось в мокшанских школах [4, л. 31-32].
Причины второгодничества все также сводились в большинстве случаев к пропуску занятий (в основном из-за болезней и работы, меньше по причинам «нежелание учится», «плохие бытовые условия» и «переезд»).
Члены экспедиции провели опрос среди учащихся в 9 четвертых и 7 третьих классах 6 эрзянских школ. В своих высказываниях ученики сообщали о том, в каких классах они были оставлены на второй год и по каким причинам это произошло, а также о том, как они учатся в настоящее время. В общем собранные сведения подтвердили предыдущие выводы исследователей. Из ответов выяснилось, что 74 из 377 учеников оставались на когда-либо на второй год. В результате число второгодников составило 28 % среди четвероклассников и 14 % среди третьеклассников. Причем на второй год они в основном оставались во 2-м и 3-м классах. Из причин второгодничества учащиеся указывают те же, что и в официальных данных школ. Большинство также за мальчиками, так как они были более загру-
жены сельскохозяйственными работами и имели больше пропусков весной и осенью, когда пахали в поле, боронили, пасли скот. К этим работам привлекались и дети 9-10 лет. По их словам, им приходилось опаздывать к началу учебного года на месяц и даже больше. Многие ученики жаловались на очень тяжелые условия и по отношению к школе ставили их родители. Девочки также задерживались родителями, но больше на работы по дому: нянчить ребенка, убирать скотину, домовничать в отсутствие матери, осенью - на уборку картошки, весной - на работе в огороде. Однако продолжительность пропусков девочек намного ниже, чем у мальчиков [4, л. 33-35].
Следующий важный фактор, который играет роль во второгодничестве, - неуспеваемость. Но он не столь значительный: из 74 второгодников лишь 18 учеников были неуспевающими, т. е. не усвоившими программу обучения, остальные же 56 усваивали программу успешно. По сведениям педагогов, большинство бывших второгодников в своей массе нормальные дети, вполне способные к усвоению программного учебного материала и могли бы при более благоприятной бытовой обстановке переходить из класса в класс беспрепятственно [4, л. 36].
Таким образом, второгодничество в мордовских школах играло еще значительную роль и составляло по всем классам всех школ в среднем 11 %. Главными причинами второгодничества является неуспеваемость, ввиду пропуска занятий учащимися, которых в свою очередь задерживалироди-тели на работах. Учителя обращались за помощью в сельсовет и правление колхоза. На родительских собраниях поднимался данный вопрос, обсуждался его с родителями. Рекомендовалось по примеру Ичалковского района вызывать родителей на заключение соцобязательств с внесением с них в первую очередь пунктов относительно содействия своевременному и бесперебойному
посещению их детьми школы. Также было необходимо пробуждать в детях жажду знаний, воспитывать понимание необходимости и пользы учения, развивать волю к преодолению трудностей на примере известных личностей в истории и современности.
Обсуждение
На постсоветском пространстве сегодня ведется дискуссия среди историков, педагогов и политиков о содержании и результатах школьного обучения. В отношении некоторых аспектов весьма сомнительны выводы многих историков постсоветского периода: во-первых, о стремлении советской школы лишь к количественным показателям, т. е. стремление к большому охвату обучением детей приводило к ухудшению качества обучения. В своей работе мы пришли к выводу, что на качество обучения детей обращается огромное внимание, а причины некачественного и неудовлетворительно обучения устранялись всевозможными усилиями, методами и способами; во-вторых, при стремлении к коллективному обучению детей упускалась индивидуальность каждого ученика (в настоящее время на этот фактор и огромный пласт обучения и воспитания делается особый акцент), это отнюдь не так. В советской школе был ярко выражен ориентированно-личностный подход к учащимся, и учителя в школе по данному вопросу активно работали с каждым учеником, его родителями, отслеживали его положение, уровень жизни, выясняли причины его проблем в учении и боролись за их устранение. Заключение
Таким образом, комплексно проанализировав материалы, приведенные экспедицией, достоверно можно свидетельствовать о многих факторах и аспектах развития системы народного образования, в частности сельской школы, в середине 1930-х гг. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- в середине 1930-х гг. сложилась прочная система начального школьного образования в Мордовии;
- работа начальной школы широко и всесторонне охватывала все слои населения, независимо от пола, национальности, социального и имущественного происхождения;
- в начальной школе мордовской республики как в эрзянских, так и в мокшанских школах существовали несколько важных негативных аспектов, касавшихся работе школы, - это неуспеваемость, второгодничество, отсев учащихся, привлечение в общественные организации;
- причины негативных явлений в школе тщательно отслеживались, предлагались пути и методы решения проблемных
сторон школьного обучения и общественной работы учителей;
- начальная школа в 1930-е гг. в общем и целом стала важной и неотъемлемой частью общества, его важной ячейкой и первичной ступенью социализации детей.
Следовательно, уроки прошлых поколений в плане осуществления строительства новой советской школы очень важны на современном этапе реформирования школы. Необходимо учитывать успехи и просчеты прошлого, чтобы не совершать подобных ошибок в настоящем и будущем.
Хотелось бы закончить статью словами великого историка В. О. Ключевского: «История не учительница, а надзирательница, наставница жизни: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
Библиографический список
1. Научный архив Российской академии образования (Научный архив РАО). - Ф. 14. -Оп. 1. - Д. 1. Сведения института о подготовке научно-педагогических кадров для национальных меньшинств за 1929-1932 гг.
2. Научный архив РАО. - Ф. 14. - Оп. 1. - Д. 10. Афанасьев «Анализ программы по русскому языку для Мордовской школы» (1935 г).
3. Научный архив РАО. - Ф. 14. - Оп. 1. - Д. 100. Таблицы выборочного обследования знаний учащихся мордовских школ по русскому языку (1936 г.).
4. Научный архив РАО. - Ф. 14. - Оп. 2. - Д. 8. Августинович «Неуспеваемость, отсев и второгодничество в Мордовских школах» (1935 г.).
References
1. Nauchnyj arhiv Rossijskoj akademii obrazovanija (Scientific Archive of the Russian Academy of Education). F. 14. Op. 1. D. 1. Svedenija instituta o podgotovke nauchno-pedagogicheskih kadrov dlja nacional'nyh men'shinstv za 1929-1932 gg. (In Russ.)
2. Nauchnyj arhiv RAO. F. 14. Op. 1. D. 10. Afanas'ev «Analiz programmy po russkomu jazyku dlja Mordovskoj shkoly» (1935 g.). (In Russ.)
3. Nauchnyj arhiv RAO. F. 14. Op. 1. D. 100. Tablicy vyborochnogo obsledovanija znanij uchashhihsja mordovskih shkol po russkomu jazyku (1936 g.). (In Russ.)
4. Nauchnyj arhiv RAO. F. 14. Op. 2. D. 8.Avgustinovich «Neuspevaemost', otsev i vtorogodnichestvo v Mordovskih shkolah» (1935). (In Russ.)
Поступила в редакцию 17июля 2017г.
Сведения об авторе
Шепелев Роман Александрович - соискатель кафедры общественных движений и политических партий Исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Область научных интересов: историческое краеведение Поволжья, народное образование 1920-1930-х гг. Автор 2 монографий, религиоведческой программы «История религий России» для средних школ. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7004-5779.
Тел.: 8(903)609-67-22
E-mail: [email protected]
Submitted 17.07.2017.
About the author
Shepelev Roman A. - applicant of the department of public movements and political parties of historical of Lomonosov Moscow state University. Research interests: historical ethnography of the Volga region, education 1920-1930-ies. The author of two monographs; the religious program «Historian religions of Russia» for higher school. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7004-5779 Tel.: 8(903) 609-67-22 E-mail: [email protected]