Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ САМАРСКОЙ - КУЙБЫШЕВСКОЙ - САМАРСКОЙ ШКОЛЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ'

ИЗ ИСТОРИИ САМАРСКОЙ - КУЙБЫШЕВСКОЙ - САМАРСКОЙ ШКОЛЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМАРСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / САМАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАТОРОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКОЛА УЧИТЕЛЕЙ-СЛОВЕСНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буранок Олег Михайлович, Игнашов Александр Викторович

В статье отмечаются важнейшие вехи истории высшего педагогического образования в Самаре: открытие Самарского учительского (затем - педагогического) института и Самарского университета; возникновение историко-филологического общества. Авторы вспоминают видных ученых, при непосредственном участии которых происходило становление самарской научно-методической школы учителей-словесников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF LITERATURE TEACHING METHODOLOGY IN SAMARA - KUYBYSHEV - SAMARA PERIODS

The paper observes the most important landmarks of higher pedagogical education in Samara when Samara Teachers’ Institute (later Pedagogical Institute) and Samara University were opened and the historical and philological community appeared. The authors reminisce the prominent scholars who contributed to Samara scientific and methodological school of teachers-philologists.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ САМАРСКОЙ - КУЙБЫШЕВСКОЙ - САМАРСКОЙ ШКОЛЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

УДК 378.126

ИЗ ИСТОРИИ

САМАРСКОЙ - КУЙБЫШЕВСКОЙ - САМАРСКОЙ ШКОЛЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ON THE HISTORY OF LITERATURE TEACHING METHODOLOGY IN SAMARA - KUYBYSHEV - SAMARA PERIODS

© 2021

О.М. Буранок, А.В. Игнашов O.M. Buranok, A.V. Ignashov

В статье отмечаются важнейшие вехи истории высшего педагогического образования в Самаре: открытие Самарского учительского (затем - педагогического) института и Самарского университета; возникновение историко-филологического общества. Авторы вспоминают видных ученых, при непосредственном участии которых происходило становление самарской научно-методической школы учителей-словесников.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование; Самарский учительский институт; Самарский университет; факультет подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования; научно-методическая школа учителей-словесников.

The paper observes the most important landmarks of higher pedagogical education in Samara when Samara Teachers' Institute (later Pedagogical Institute) and Samara University were opened and the historical and philological community appeared. The authors reminisce the prominent scholars who contributed to Samara scientific and methodological school of teachers-philologists.

Keywords: higher pedagogical education; Samara Teachers' Institute; Samara University; faculty of training and continuing education of mass education organizers; scientific and methodological school of teachers-philologists.

Высшее педагогическое образование в Самаре ведет свою историю с Самарского учительского института, открытого в октябре 1911 года [1]. Курс «История русской словесности» изучался в нем, скорее всего, по учебному пособию А.Д. Галахова, которое сохранилось в фундаментальной библиотеке нашего вуза [2].

В 1917 году Самарский учительский институт стал педагогическим институтом, куда с ноября того же года из-за голода в столицах стали приезжать видные ученые, в их числе известные филологи - академик В.Н. Перетц, профессора А.В. Багрий, С.Д. Балухатый, преподаватели В.П. Адриа-нова (будущая Адрианова-Перетц), А.С. Щеглова и др. При их непосредственном участии начал действовать семинар по русской филологии, заработало историко-филологическое общество; свою учебно-научную и просветительскую деятельность они продолжили в открывшемся в августе 1918 года Самарском университете, в который на правах педагогического факультета вошел педагогический институт.

В это труднейшее для страны время столичные ученые начали издавать «Ученые известия Самарского университета» [3].

К сожалению, долгие годы (после отъезда из Самары в 1922-1925 годах столичных ученых-литературоведов) курс «История русской словесности» читался спорадически, нерегулярно, часто преподавателями, которые не являлись методистами [4].

Один из них - интереснейшая личность, старший преподаватель Бенциан Эльевич Бобров (студенты и коллеги звали его Борис Ильич). После службы в рядах Красной Армии в 1921 году он поступил в Симбирский государственный университет, после закрытия которого вместе с сокурсниками был переведен в 1923 году в Воронежский университет, который закончил в 1926 году (лингвистическое отделение педфака). По воспоминаниям профессора И.В. Рогожиной, которая слушала у Б.Э. Боброва курс, он был знатоком русской литературы, читал не по учебнику, лекции были весьма самобытными, яркими. Семью ему заменяли факультет, кафедра:

толпами к нему в общежитие ходили студенты, у него была хорошая библиотека, которую он подарил вузу. Не удалось обнаружить каких-либо научно-методических работ Б.Э. Боброва. Русскую литературу XVIII века и курс методики литературы он преподавал в Куйбышевском пединституте в 1940-1942, 1944-1960 годах.

Яков Аронович Роткович (1909-1975). Выдающийся ученый-методист, словесник, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой советской литературы КГПИ. Родился в г. Вильно, окончил 2-й МГУ. В 1930 году, по окончании обучения, начал работать в Оренбурге преподавателем литературы на рабфаке, в 1931-1932 годах работал в Оренбургском татаро-башкирском аг-ропединституте. В сентябре 1931 года начал работать в Оренбургском педагогическом институте. В 1932 году направлен в аспирантуру Центрального научно-исследовательского программно-методического института, был приглашен профессором В.А. Малаховским на работу в Куйбышев.

С 1933 года Яков Аронович Роткович работал в КГПИ. В 1938-1975 годах заведовал кафедрой советской литературы и методики литературы. В 1934 году провел первое в советской методике литературы экспериментальное исследование относительной эффективности основных методов преподавания литературы, создал фундаментальный труд по истории преподавания литературы в советской школе. В 1954-1957 годах был заместителем ректора по научной работе. Был членом Ученой комиссии ГУВУЗа Министерства просвещения РСФСР, членом Головного Совета по литературоведческим наукам МВССО РСФСР, входил в состав Президиума Куйбышевского отделения Педагогического общества РСФСР. Организатор и бессменный председатель научного объединения литературоведов Поволжья, награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью К.Д. Ушинского и другими наградами.

Якову Ароновичу Ротковичу принадлежат труды по теории и истории методики преподавания литературы: о принципах анализа художественного произведения, о теоретических основах методики как педагогической дисциплины. Уже в кандидатской диссертации, посвященной методическому наследию В.Я. Стоюнина, определилось направление его научных исследований - история методики преподавания литературы. Еще в аспирантуре Я.А. Роткович принял участие в создании первых стабильных программ по литературе для средней школы - в 1932 году вышла в свет составленная им совместно с А.Я. Цинговатовым «Хрестоматия по литературе XIX века», затем выдержавшая семь изданий.

Статьи Я.А. Ротковича систематически публиковались в центральных педагогических и методических журналах СССР. В 1951 году в АПН РСФСР Роткович защитил докторскую диссертацию на тему «История преподавания литературы в средней школе (от середины XVIII века до 60-х годов XIX века включительно)», что по признанию московских и ленинградских коллег явилось событием в методической науке того времени. Небывалый случай -по итогам защиты в 1953 году была напечатана монография «Очерки по истории преподавания литературы в русской школе». Я.А. Ротковичем было опубликовано более 100 научных трудов [5-12].

Важные для понимания методики литературы слова Я.А. Ротковича передает его бывшая аспирантка, ныне доктор филологических наук, профессор Александра Николаевна Воробьева: «Яков Аронович постоянно подчеркивал, что методика преподавания литературы в школе - это не только система уроков, разработанная в соответствии с тематическими задачами, с учетом множества составляющих факторов (педагогических, психологических и т.д.), но это прежде всего знание и понимание самого материала преподавания, умение интерпретировать художественные тексты, постоянная практика анализа, которая должна трансформироваться в устойчивые навыки аналитического чте-

ния как одну из основ профессии учителя-словесника. Сначала - овладеть тем, что преподаешь, потом - тем, как с наибольшей пользой преподать» [13, с. 54].

Замечательно сказал доктор филологических наук, профессор Борис Александрович Ланин: «Наследие Ротковича можно определить одной фразой: до него фундаментальной истории преподавания литературы, истории методики попросту не существовало. Была лишь одна книга, написанная А.Н. Скафтымовым, замечательная, как все, что он писал» [14, с. 89].

Яков Аронович Роткович подготовил около 20 кандидатов наук. В числе его учеников были Надежда Алексеевна Бодрова и Лев Михайлович Сигал.

Надежда Алексеевна Бодрова (19292014). Родилась в г. Ново-Курске Оренбургской области, окончила Ленинградский педагогический институт им. М.Н. Покровского (1952 год), работала учителем в средних школах (1952-1965 годы), с 1965 года преподавала в КГПИ (СГСПУ). Кандидат педагогических наук, профессор, лауреат Губернской премии в области науки и культуры, она была награждена медалями «За трудовую доблесть», «Отличник народного Просвещения СССР» [15].

В 1965 году, услышав на одной из педагогических конференций выступление Надежды Алексеевны, заведующий кафедрой советской литературы Куйбышевского педагогического института Яков Аронович Рот-кович был так поражен, что тут же пригласил учительницу работать в институт. В 1967 году Н.А. Бодрова защитила кандидатскую диссертацию по теме «Методика организации и проведения уроков внеклассного чтения в старших классах средней школы». В 1986-1993 годах Н.А. Бодрова возглавляла кафедру советской литературы и методики преподавания литературы. Ее методику преподавания литературы коллеги с укором часто называли «рецептурной». На наш взгляд, если рецепт помогает, это хороший рецепт. Книги Надежды Алексеевны Бодровой помогали многим поколениям самарских учителей-словесников [16-18].

В соответствии с постановлением Правительства в 1975 году в Куйбышевском государственном педагогическом институте был создан факультет подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования, на котором кафедру научных основ управления школой возглавил кандидат педагогических наук Лев Михайлович Сигал [19 ; 20]. Кафедра занималась повышением квалификации руководителей образовательных учреждений различных видов и типов Куйбышевской области и нескольких областей Поволжья.

Данный сборник посвящен памяти Ирины Викторовны Рогожиной, ее жизни и творчеству. Поэтому мы не освещаем в данной статье ее научно-педагогическую деятельность, скажем только несколько слов.

Ирина Викторовна Рогожина (19472018). Кандидат педагогических наук, профессор. Выпускница историко-филологического факультета КГПИ им. В.В. Куйбышева, обучалась в аспирантуре у профессоров Я.А. Ротковича и В.Г. Маранцмана, успешно защитила кандидатскую диссертацию в РГПУ им. А.И. Герцена. Более сорока лет Ирина Викторовна работала на нашем факультете, пройдя путь от ассистента до профессора, на протяжении пяти лет была деканом факультета. Ирина Викторовна Рогожина - учитель-словесник, ученый-методист, известный не только в Самарской области, но и в России [21].

Светлана Дмитриевна Колова, кандидат педагогических наук, доцент, в 20152018 годах работала на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы филологического факультета СГСПУ.

В 1990 году Светлана Дмитриевна закончила факультет русского языка и литературы Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевь-ева, очную аспирантуру МГПИ по направлению «Теория и методика обучения (литература)». В 1999 году в Институте национальных проблем образования (г. Москва) ею была защищена диссертация по проблеме изучения современной русской про-

зы о войне на национальных отделениях педвузов.

В поле научных интересов С.Д. Ко-ловой - проблемы методики преподавания литературы: культурологический подход к обучению литературе в современном образовательном пространстве, проблемы реализации компетентностного подхода в филологическом образовании, продуктивные технологии в литературном образовании. Доцент С.Д. Колова разрабатывает вопросы реализации практико-ориентированного подхода к обучению студентов-филологов, специфики филологической подготовки будущего учителя-словесника. В результате этих изысканий в 2006-2008 годах ею были опубликованы статьи в ведущем российском методическом журнале «Литература в школе» [22 ; 23].

В научном активе С.Д. Коловой более 130 опубликованных научных работ, из которых 6 монографий и учебных пособий, 6 статей в журналах ВАК и Web of Science. Данные научные и учебно-методические труды относятся преимущественно к области исследования теории и методики обучения литературе, а также к сфере изучения актуальных вопросов развития теории словесности и особенностей ее преподавания. Светлана Дмитриевна имеет опыт преподавания филологических предметов в общеобразовательной школе и педагогическом лицее № 26 г.о. Саранска, активно занималась подготовкой научных сообщений и уроков студентов - участников Всероссийского студенческого фестиваля «Учитель словесности» (г. Москва, МПГУ), участвовала в Первом съезде Общества русской словесности под председательством Патриарха Московского Кирилла (Москва, 2016 год). Светлана Дмитриевна осуществляла профессиональную подготовку студентов-филологов и практикующих учителей Самары по актуальным для современного образования темам: «Технология написания итогового сочинения» (2016 год), «Системно-деятельностный подход к обучению литературе» (2017 год).

Светлана Дмитриевна Колова совместно с профессором, доктором педагогических наук, доктором филологических наук Олегом Михайловичем Буранком принимала участие в обсуждении содержания «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» на заседании Самарской Губернской думы.

Олег Михайлович Буранок (1951 г.р.) -один из ведущих в стране методистов в области изучения в вузе русской литературы XVIII века, доктор педагогических наук, доктор филологических наук, профессор, с 1990 года заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы, в 1989-2012 годах -проректор по научной работе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ныне - Самарский государственный социально-педагогический университет). В 1997 году Олег Михайлович Бура-нок в МПГУ защитил докторскую диссертацию по педагогике на тему «Научно -методические основы изучения русской литературы XVIII века в вузе».

Среди более 200 научных работ Олега Михайловича центральное место занимают более 15 книг (монографии и учебные пособия), посвященных узловым вопросам истории русской литературы и методики изучения литературы в вузе [4 ; 24-39].

«Учебные пособия О.М. Буранка вносят вклад в развитие методики преподавания литературы в высшей школе. Его учебно-методический комплекс по русской литературе XVIII века признан одним из образцовых, по нему изучают эту дисциплину во всех вузах страны» [40, с. 4].

Олег Михайлович Буранок - создатель авторитетной научной школы. Он подготовил 15 кандидатов педагогических наук и двух докторов педагогических наук. С 1996 года Олег Михайлович - председатель бюро Зонального объединения литературоведов Поволжья.

Признание заслуг Олега Михайловича Буранка в науке выразилось в избрании его действительным членом Академии педагогических и социальных наук, он вклю-

чен в состав экспертной комиссии Рособр-надзора по аттестации и аккредитации вузов. За годы плодотворной работы Олег Михайлович Буранок награжден Почетными грамотами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Самарской области, Самарской Губернской Думы, знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», медалью Русской Православной Церкви Сергия Радонежского первой степени, медалью К.Д. Ушинского. В 2017 году Олегу Михайловичу Буранку было присвоено по-

четное звание «Заслуженный деятель науки Самарской области». Научная деятельность профессора О.М. Буранка продолжается, многие его планы ждут своего воплощения.

Самарская научно-методическая школа учителей-словесников широко известна в России и за пределами нашей страны: о ее создателях пишутся статьи, защищаются кандидатские и докторские диссертации. Опираясь на труды этой школы, развивают новые методические технологии во многих регионах России, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге.

* * *

1. История Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (1911-2011) : юбилейное издание, посвященное 100-летию вуза / отв. ред. И.В. Вершинин. Самара : ПГСГА, 2011. 413 с.

2. Галахов А.Д. История русской словесности, древней и новой : учебное пособие. В 2 т. Т. 2. От Карамзина до Пушкина. 3-е изд. СПб. : Тип. Морского мин-ва, 1894. 489 с.

3. Ученые известия Самарского университета. Вып. 1. Самара : Тип. Губернского земства, 1918. 42 с.

4. Буранок О.М. Научно-методические основы изучения русской литературы ХУШ века в вузе : дис. в виде научного доклада ... д-ра пед. наук. М., 1997. 43 с.

5. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / сост. д-р пед. наук проф. Я.А. Роткович. М. : Учпедгиз, 1956. 415 с. : портр.

6. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы : историко-методические очерки. М. : Учпедгиз, 1959. 358 с.

7. Роткович Я.А. Н.Г. Чернышевский как учитель-словесник // Литература в школе. 1949. № 6. С. 45-57.

8. Роткович Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе. М. : АПН РСФСР, 1953. 352 с.

9. Роткович Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в советской школе : пособие для учителей. М. : Просвещение, 1965. 360 с.

10. Роткович Я.А. История преподавания литературы в школе как область научного исследования // Вопросы русской и зарубежной литературы : сборник статей. Куйбышев : КГПИ, 1962. С. 31-48.

11. Роткович Я.А. Актуальные вопросы преподавания литературы и методическое наследство // Творческие вопросы преподавания русского языка и литературы. Куйбышев : [Б. и.], 1966. С.3-22.

12. Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. 2-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1976. 335 с.

13. Воробьева А.Н. «Учитель, перед именем твоим.» // Самарские филологи: Яков Аронович Роткович / отв. ред. О.М. Буранок. Самара : СГПУ, 2009. С. 49-62.

14. Ланин Б.А. Современные подходы к изучению литературы // Проблемы современного образования. 2011. № 3. С. 88-93.

15. Карасев В. Учитель, открывающий магию слова // Самарские судьбы. 2010. № 1. С. 136-139.

16. Бодрова Н.А. Творчество А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой в школьном изучении. Самара : СИПКРО, 1994. 124 с.

17. Бодрова Н.А. Роман М.А. Шолохова в выпускном классе. Самара : [Б. и.], 1997. 73 с.

18. Бодрова Н.А. «Еще не раз вы вспомните меня И весь мой мир, волнующий и странный...». Учащимся о жизни и творчестве Н.С. Гумилева. Самара : [Б. и.], 1998. 238 с.

19. Сигал Л.М. Семинарские занятия по литературе в старших классах средней школы : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Куйбышев, 1965. 16 с.

20. Сигал Л.М. Проблемы преподавания литературы в трудах прогрессивных русских методистов конца XIX - начала XX вв. : курс лекций. Куйбышев : КГПИ, 1986. 54 с.

21. Рогожина И.В. Выявление авторской позиции в процессе школьного анализа эпического произведения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1989. 15 с.

22. Колова С.Д. Реминисценция и аллюзия как компоненты культурологического анализа художественного текста. На материале школьного анализа произведения современной литературы // Литература в школе. 2008. № 7. С. 42-45.

23. Колова С.Д. Простые и вечные истины в военной прозе В.И. Дегтева // Уроки литературы. 2006. № 5. С. 3-6.

24. Буранок О.М. Предисловие // Подготовка практических психологов для системы образования в Самарской области : метод. разработки для руководителей и методистов высшей школы, органов образования. Самара : СамГПИ, 1992. С. 3.

25. Буранок О.М. Программа по русской литературе XVIII века для филологического факультета и факультета журналистики педуниверситетов // Литературоведение и методика преподавания литературы в их связях и специфике. Самара : СамГПУ, 1994. С. 23-40.

26. Буранок О.М. Программа «Русская культура XVIII века» для курса «Мировая художественная культура» // Литературоведение и методика преподавания литературы в их связях и специфике. Самара : СамГПУ, 1994. С. 40-43.

27. Буранок О.М. Научно-методический комплекс «вуз - гимназия» и перспективы его развития // Научно-методический комплекс «педуниверситет - гимназия»: Опыт, проблемы, перспективы. Самара : СГПУ, 1994. С. 3-4.

28. Буранок О.М. Альтернативная программа по литературе: Опыт, проблемы, перспективы // Литературоведение и методика преподавания литературы в их связях и специфике : материалы науч.-практ. конференции. Самара : СамГПУ, 1994. С. 22-23.

29. Буранок О.М. Русская литература XVIII века. М. ; Самара : СамГПУ, 1995. 369 с.

30. Буранок О.М. Методика изучения русской литературы XVIII века в вузе. М. : СамГПУ, 1997. 224 с.

31. Буранок О.М. Историко-функциональное изучение литературного произведения на занятиях по русской литературе XVIII века в школе и вузе // Содержание образования и становление ноосферы : материалы летней сессии Академии пед. и социал. наук. М. ; Самара : СамГПУ, 1998. С. 300-303.

32. Буранок О.М. Формирование филологической культуры учителя-словесника // Образование и культура : материалы всерос. науч.-практ. конференции. Самара, 1998. С. 36-40.

33. Буранок О.М. Культурологический принцип изучения русской литературы XVIII века в вузе // Изучение литературы и методики ее преподавания в вузе : сборник статей. Самара : СамГПУ, 1998. С. 3-18.

34. Буранок О.М. Русская литература XVIII века : учебно-методический комплекс для студ. филологических специальностей. М. : Наука : Флинта, 1999. 392 с.

35. Буранок О.М. Читательский дневник как одна из форм организации самостоятельной работы студентов при изучении русской литературы XVIII века // Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе на современном этапе : материалы XXVI зональной науч.-практ. конференции литературоведов Поволжья. Пенза ; Самара : СамГПУ, 1999. С. 56-58.

36. Буранок О.М. Методические проблемы изучения русской литературы XVIII века в вузе // Профессиональная подготовка будущего учителя в процессе обучения в вузе : материалы всерос. науч.-практ. конференции. Самара : СамГПУ, 2000. С. 60-68.

37. Буранок О.М. Русская литература XVIII века : учебно-методический комплекс для студ. филологических специальностей. Изд. 2-е. М. : Наука : Флинта, 2002. 392 с.

38. Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Петровская эпоха: Творчество Феофана Прокоповича : учебное пособие. М. : Наука : Флинта, 2003. 296 с.

39. Буранок О.М. Я.А. Роткович как исследователь русской литературы XVIII века // Самарские филологи: Яков Аронович Роткович. Самара : СГПУ, 2009. С. 138-146.

40. Луков Вл. А. Буранок Олег Михайлович - ученый-филолог и педагог // Проблемы изучения русской литературы XVIII века : межвуз. сборник научных трудоа. Вып. 15. СПб. ; Самара : Ас Гард, 2011. С. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.