Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВВ. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО КОНЦЕРТА'

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВВ. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО КОНЦЕРТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исполнительство / интерпретациярепертуар / жанр / концерт / стиль / направление / performance / interpretation / repertoire / genre / concert / style / direction

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ибрагимов Сардор

в статье рассматриваются процессы формирования виолончельной литературы в культурологическом контексте. Становление тембрового и количественного инструментального компонента изучается в тесной связи с практикой музицирования в ретроспективе. Освещаются межжанровые взаимодействия, а также социокультурные аспекты, повлиявшие на развитие в частности жанра виолончельного концерта. В работе отслежены основные направления эволюции жанра виолончельного концерта в мировой музыкальной практике, отображены художественные и виртуозно-технические достоинства современного виолончельно-концертного репертуара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE CELLO REPERTOIRE AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES. THE EVOLUTION OF THE CELLO CONCERTO GENRE

the article examines the processes of cello literature formation in a cultural context. The formation of the timbre and quantitative instrumental component is studied in close connection with the practice of music making in retrospect. The article highlights inter-genre interactions, as well as socio-cultural aspects that influenced the development of the cello concerto genre in particular. The work traces the main directions of the evolution of the cello concerto genre in world musical practice, displays the artistic and virtuoso-technical advantages of the modern cello-concert repertoire.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВВ. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО КОНЦЕРТА»

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ! ВВ. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО КОНЦЕРТА

Ибрагимов С.

Ибрагимов Сардор - преподаватель, кафедра струнных инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются процессы формирования виолончельной литературы в культурологическом контексте. Становление тембрового и количественного инструментального компонента изучается в тесной связи с практикой музицирования в ретроспективе. Освещаются межжанровые взаимодействия, а также социокультурные аспекты, повлиявшие на развитие в частности жанра виолончельного концерта. В работе отслежены основные направления эволюции жанра виолончельного концерта в мировой музыкальной практике, отображены художественные и виртуозно-технические достоинства современного виолончельно-концертного репертуара. Ключевые слова: исполнительство, интерпретациярепертуар, жанр, концерт, стиль, направление.

FROM THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE CELLO REPERTOIRE AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES. THE EVOLUTION OF THE CELLO

CONCERTO GENRE Ibragimov S.

Ibragimov Sardor - Teacher, DEPARTMENT OF STRING INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the processes of cello literature formation in a cultural context. The formation of the timbre and quantitative instrumental component is studied in close connection with the practice of music making in retrospect. The article highlights inter-genre interactions, as well as socio-cultural aspects that influenced the development of the cello concerto genre in particular. The work traces the main directions of the evolution of the cello concerto genre in world musical practice, displays the artistic and virtuoso-technical advantages of the modern cello-concert repertoire.

Keywords: performance, interpretation, repertoire, genre, concert, style, direction.

XX столетие можно по праву считать «золотыми веком» в развитии виолончельного концерта. Широчайшая география, внушающее количество композиторов, невероятный охват и разнообразие стилевой палитры, бесконечное структурное варьирование — все свидетельствует о необычайно плодотворном и успешном периоде в истории виолончельного концерта.

Уже самое начало прошлого века, давшее целый новый пласт произведений для солирующей виолончели с оркестром, показало, что за этой разновидностью концертного жанра большое будущее. Появление в XX столетии крупнейших мастеров виолончельного искусства стало толчком к появлению небывалого дотоле интереса к виолончели как к инструменту больших художественных возможностей и к виолончельной литературе как к самобытной сфере композиторского творчества.

Как следствие, столь мощный поток первоклассных исполнителей настоятельно требовал от композиторов обширного репертуара, в том числе произведений крупной формы достаточно серьезного уровня сложности, рассчитанных на вместительные концертные залы. Предыдущие столетия оставили лишь небольшое число выдающихся виолончельных концертов. Шедеврами можно считать лишь несколько - это концерты Й. Гайдна, Р. Шумана, К. Сен-Санса (№ 1), Э. Лало, А. Дворжака, Тройной концерт Л. Бетховена и Двойной концерт Й. Брамса, также Вариации на тему рококо П.И.Чайковского.

Виолончель относится к числу инструментов, чьи художественные и виртуозные возможности были в полной мере оценены сравнительно поздно: композиторский интерес к ней возник на исходе романтической эпохи и в дальнейшем неуклонно нарастал. Этому способствовал расцвет исполнительского мастерства выдающихся виолончелистов, прежде всего, Пабло Казальса и Мстислава Ростроповича.

На исходе века исполнители-виолончелисты оказались в ситуации, кардинально противоположной той, что наблюдалась в начале столетия. Музыканты ощутили настоятельную необходимость разобраться в том разноликом материале, который хлынул на концертные сцены, они испытали потребность в определенных исходных ориентирах для формирования собственного репертуарного багажа, в осмыслении накопившегося музыкального материала, а также его систематизации и дифференциации.

Современный виолончелист располагает широкой репертуарной возможностью, с внутренней иерархией большого массива виолончельной музыки. Главной проблемой при выборе концертной либо конкурсной

программы считается разнородность концертной виолончельной литературы, созданной на протяжении XX и начала XXI века.

В XX веке было создано свыше тысячи сочинений концертного жанра для виолончели с оркестром. Лишь немногие из них постоянно востребованы в исполнительской и педагогической практике. Между тем, многие концертирующие виолончелисты испытывают потребность в обновлении и расширении своего репертуара.

В первые десятилетия к этому жанру, как правило, обращались приверженцы романтической традиции. Таковы сочинения Д. Поппера (1900), К. Сен-Санса (1902), Ю. Кленгеля (1901), Ю. Рёнтгена (1909), Я. Сибелиуса (1915), Ф. Тьерио (1914, 1915, 1916, 1917) и многих других авторов. Среди приверженцев романтического направления было немало композиторов-виолончелистов (в их числе Л.В. и М.Л. Ростроповичи). В середине столетия виолончель интенсивно использовалась в концертных сочинениях неоклассического плана; впоследствии этот инструмент занял важное место также в авангардных композициях.

Виолончельная литература, созданная в XX веке, богата жанровыми разновидностями концертных сочинений. Помимо виолончельных концертов классического направления, в ней множество произведений типа Concerto grosso, а в последней трети столетия - концертных сочинений для виолончели и инструментального ансамбля, написанных по индивидуальному композиторскому замыслу.

В первой трети XX века сочинения для солирующей виолончели с оркестром приобретают различный жанровый облик: помимо традиционных концертных циклов, создаются одночастные композиции поэмного плана, часто - с программным подтекстом.

Одним из интереснейших неоклассических сочинений стал Концерт для виолончели и камерного оркестра Э. Тоха ор. 35 (1924), посвященный голландскому исполнителю-виртуозу Морицу Франку и вскоре опубликованный в издательстве Schott (1925). Ясно выраженный ' Интересной особенностью цикла этого американского композитора была первая медленная часть Сюиты, написанная в жанре Сарабанды, 12 неоклассический стиль недвусмысленно сближает это произведение с музыкой П. Хиндемита.

Второй этап пополнения виолончельно-концертного репертуара формально ограничивается следующими тремя десятилетиями прошлого века (1930-1960). Этот исторический период событийно сопоставим с тем, что происходило в мире в начале столетия: в центре его также возвышается грозный силуэт мировой войны, события которой на протяжении многих лет осмысливались большинством художников в разных странах мира. Концепционная глубина, конфликтная драматургия и стилистические искания в большой мере свойственны многочисленным виолончельно-концертным композициям этого периода.

Во второй трети XX века все настойчивее начинают заявлять о себе авторы, чьи виолончельно-концертные произведения явно тяготеют к новым, авангардным формам выражения. Начиная с 1930-х годов, 12-тоновые композиции для виолончели с оркестром создают ученики А. Шёнберга и А. Веберна. В частности, немец В. Циллиг в Концерте для виолончели и духового оркестра (1934) и американец Г. Шуллер (Шаллер, Schuller) в своем Виолончельном концерте (1945) использовали 12-тоновое письмо. Немецкий композитор Б.А. Циммерман в одночастном Концерте для виолончели с камерным оркестром (1953) прибегает к серийности, стараясь сохранить при этом лирическую трактовку партии солиста.

Поколения композиторов, заявившие о себе после I960 года, не утратили своего интереса к жанру виолончельного концерта. Произведения, написанные ими для солирующей виолончели с оркестром, вобрали в себя всю широту стилевого диапазона, которая в полной мере характеризует музыкальное искусство конца XX века в целом.

В конце столетия не прекращало своего развития фольклорное направление. Последние десятилетия XX века были отмечены появлением достаточно большого количества произведений с участием солирующей виолончели, написанных в жанре Concerto grosso. Композиторы, приверженные неоклассицизму, создавали также сюиты, партиты, дивертисменты (в том числе с участием солирующей виолончели), отдавая дань барочной системе жанров.

Целый пласт виолончельной музыки второй половины XX века был создан благодаря Ростроповичу. этот выдающийся музыкант проявлял колоссальную активность в деле продвижения новых виолончельных сочинений на концертную эстраду. Чрезвычайно результативно оказалось его общение с Шостаковичем, который привлек многих своих учеников и единомышленников к сочинению виолончельных концертов. Безусловно, вторая половина XX века с точки зрения развития виолончельного исполнительства и концертного репертуара проходила под знаком Ростроповича. Однако с его уходом «эра Ростроповича» не закончилась, поскольку этот мастер оставил после себя многочисленных учеников. Среди них - блистательная виолончелистка и выдающийся педагог Н.Н. Шаховская, чей талант также вдохновил многих композиторов на создание специально для нее предназначенных сочинений виолончельно-концертного жанра.

Современная практика показывает, что авторы виолончельнооркестровых композиций, тяготеющие к обновленному музыкальному языку, как правило, стремятся уйти от традиционных жанровых определений, давая своим сочинениям оригинальные названия. В последние десятилетия XX века было создано огромное количество таких произведений. Однако в опусах подобного рода сохраняются исконные для концертного жанра принципы: разделение музыкантов (и тембровое, и функциональное) на сольных и ансамблевых исполнителей.

Список литературы /References

1. Асафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке. Л.: Музыка, 1981. 216 с.

2. Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. М.: Классика-ХХ1, 2003. 256 с.

3. Павловский А. Виолончельные концерты, посвященные М. Ростроповичу // Музыкальная жизнь. - 2012. -№ 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.