Научная статья на тему 'Из истории развития велосипедного спорта в России (конец XIX начало XX В. )'

Из истории развития велосипедного спорта в России (конец XIX начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1821
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Псковская губерния / правила велосипедной езды / Псковское общество велосипедистов / велосипедный спорт / спортивное общество / спортивный клуб

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белюков Дмитрий Анатольевич

В статье на основе ранее не известных архивных документов рассматривается развития велосипедного спорта в России в конце XIX начале XX вв. (на примере Псковской губернии). Особое внимание уделяется регулированию велосипедной езды псковскими губернскими властями и органами городского самоуправления, созданию и деятельности Псковского общества велосипедистов, становлению велосипедного спорта. Делается вывод о том, что общественная инициатива и создание общественной организации велосипедистов способствовали распространению велосипедного спорта, созданию спортивных клубов и популяризации спорта среди населения Псковской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории развития велосипедного спорта в России (конец XIX начало XX В. )»

СООБЩЕНИЯ

Д.А. Белюков

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВЕЛОСИПЕДНОГО СПОРТА В РОССИИ

(конец XIX - начало XX вв.)

В конце XIX - начале XX вв. велосипедный спорт активно развивался в разных регионах Российской империи. Возник он и на территории Псковской губернии. Газета «Псковский городской листок» в конце 1889 г на последней странице в разделе «Смесь» (анекдоты, комические сценки, курьезы) впервые рассказала читателям, что такое велосипед1.

Первые велосипеды в Пскове появились летом 1890 г. В следующем году в губернском городе насчитывалось уже 25 любителей велосипедной езды. В июне 1891 г. состоялся велосипедный пробег от Пскова до города Острова и обратно по плохо утрамбованному шоссе протяженностью в 106 верст. В пробеге участвовали три велосипедиста. А в августе поручик 146-го пехотного Царицынского полка, расквартированного в Пскове, Николай Михайлович Богословский проехал на велосипеде из Пскова в город Холм, оттуда в город Торжок Тверской губернии. Его появление везде привлекало массу народа, которым владело желание поглазеть на невиданное зрелище. Велосипедисты часто совершали прогулочные поездки по Каха-новскому бульвару, излюбленному месту «вечернего моциона» псковичей. Это вызывало частные жалобы гуляющей публики. И в июне 1893 г. псковский полицмейстер П.А.Зарецкий издал приказ, согласно которому полицейские должны были следить за тем, чтобы во время прогулок по аллеям шоссе там не было пьяных, нищих, публичных женщин, а также велосипедистов2.

Но запреты не могли остановить развитие велосипедного спорта. «Самокатчиков» становилось все больше. В Пскове их насчитывалось уже около сотни. Они осуществили совместный выезд в город Остров, а 12 июня 1894 г. чествовали своих московских коллег Мадраха и Банка, совершавших велопробег за границу. В январе 1896 г. был образован кружок любителей велосипедного спорта. Его возглавил Николай Иванович Новосильцев -авторитетный общественный деятель, порховский помещик, отставной полковник гвардии, губернский предводитель дворянства. Ознакомившись с петербургским опытом, он составил «Правила о порядке езды на велосипедах в городе Пскове», которые 19 июня 1896 г. приняла Псковская городская дума 3.

Спустя три месяца, приказом от 16 сентября 1896 г., начальник 24-й пехотной дивизии и Псковского гарнизона генерал-лейтенант Георгий Константинович Маклаков объявил и ввел в действие «Правил езды на велосипедах для господ офицеров и нижних чинов частей, заведений и управлений, в Пскове расположенных».

Право езды на велосипедах по городу офицеры и нижние чины получали от командиров после соответствующих испытаний. Езда по улицам допускалась на «машинах двухколесных низких» разного типа, как одноместных, так и двухместных (тандем). Каждый велосипед снабжался номерным знаком: форма - овал, вертикальная ось - 4,5 см., горизонтальная ось - 7 см., фон овала закрашивался по цвету полка, а для Псковского кадетского корпуса - коричневым. Знак прикреплялся к седлу сзади. Следуя по улице, велосипедистам необходимо было держаться правой стороны тротуара. Быстрая езда по городу наперегонки запрещалась. Нумерация машин велась отдельно по каждой войсковой части. Велосипед должен был иметь исправный звонок и фонарь, который зажигался с наступлением сумерек 4.

6 июня 1902 г. Псковская городская дума приняла еще более обширный документ - «Обязательные постановления о порядке езды на велосипедах по г. Пскову». Езда по городским улицам разрешалась только на низких двухколесных велосипедах и только лицам, получившим разрешение городской управы. Получить свидетельство могли лица, предоставившие удостоверение об умении свободно управлять велосипедом от Общества велосипедистов или, для военных чинов, от командира соответствующего полка. Молодые люди, не достигшие 17-летнего возраста, и учащиеся должны были предоставить разрешение от родителей или руководства учебного заведения. Каждый, кто получал билет на право вождения велосипедом, снабжался номерными знаками, обязан был иметь на своем велосипеде звонок и фонарь. Во время езды велосипедист обязан был иметь при себе именной билет и предъявлять его по первому требованию полиции или попечителя, избранного Обществом велосипедистов. Быстрая езда по городу запрещалась, обгон пешеходов и экипажей предполагался с левой стороны. При езде нужно было придерживаться правой стороны улицы и, по возможности, стремиться быть ближе к тротуару. При совместной езде велосипедистам не разрешалось ехать рядом, они должны были следовать друг за другом на расстоянии не менее двух саженей и группами не более трех человек. Запрещалось ездить на велосипедах и даже, идя пешком, вести их за руль по тротуарам, пешеходным дорожкам, бульварам, скверам и садам. Ездить на велосипедах от города до вокзала и обратно разрешалось лишь по шоссе, но только не по аллеям Кахановского бульвара5.

Появились велосипедисты и в других городах Псковской губернии. Почетный гражданин Великих Лук, краевед А.П. Лопырев вспоминал: «До революции велосипедов в Великих Луках было не очень много. Они каждый год регистрировались в городской управе, и их владельцам выдавался

номер железный, окрашенный кружок с цифрой, который стоил 1 рубль 50 копеек. Продавались велосипеды во многих великолукских магазинах, например, в часовом магазине Давыдова, в универсальном магазине Вязь-менского, в магазине модных товаров мадам Браман... Велосипед стоил около 100 рублей, это было очень большая по тем временам сумма. Но продавали их, как правило, в кредит и покупатели выплачивали стоимость покупки в течение года, что для многих было доступно. Пользовались велосипедом люди либо зажиточные, либо среднего класса: чиновники, врачи, юристы, учителя, предприниматели. Наибольшей популярностью пользовались марки «Рэлей», «Лейтнер», «Стрела». Выглядели велосипеды совершенно так же, как современные, но были гораздо красивее, особенно дамские, у которых заднее колесо, чтобы платье не попадало в спицы, было затянуто яркой сеткой. А мужчины, чтобы штанина не попадала под цепь, защипывали ее у щиколотки специальным зажимом. Такие зажимы продавались во всех галантерейных магазинах. ..»6

Численность велосипедистов в Великих Луках росла. Они раскатывали на своих «самокатах» по улицам города, мешая обывателям и пугая лошадей, что приводило к физическим травмам у людей и материальному ущербу. 26 февраля 1902 г гласные Великолукской городской думы на своем заседании приняли «Правила езды на велосипедах в городе Великие Луки и ему принадлежащих землях». Езда позволялась только с разрешения городской управы. Подросткам, не достигшим 14-ти лет, разрешение не выдавалось. Если возникало сомнение в способности того или иного желающего умело и свободно управлять велосипедом, то для него устраивались испытания, проводившиеся лицами, назначенными городской управой. Разрешительное свидетельство действовало только до конца каждого календарного года, и должно было ежегодно возобновляться. Каждый велосипедист снабжался номерными знаками (один на руль, другой -позади седла), звонком и фонарем для поездок вечером. Велосипедист обязан был при езде иметь при себе именное разрешение с напечатанными на нем правилами. Запрещалось ездить по тротуарам, по полосам и тропинкам для пешеходов вдоль проезжих дорог, по городским садам, скверам и бульварам, по торговым площадям в базарные и ярмарочные дни, а также по тем улицам и местностям, где езда временно запрещена по распоряжению полиции или городской управы. Запрещалось ездить по городским улицам наперегонки. Велосипедисты должны были ездить по одному в ряд, держаться правой стороны, при обгоне ездить тихо и обязательно звонить. В местах большого скопления публики или при встрече с лошадьми необходимо было сойти с велосипеда и вести его в руках. Контроль за исполнением правил возлагался на местные полицейские учреждения, виновные в их нарушении подвергались штрафу, а также лишались свидетельства на право езды на велосипеде7.

Одновременно с такой жесткой регламентацией пользования велосипедами поднимались вопросы организации любителей велосипедной

езды, а также развитии велосипедного спорта. 12 июня 1896 г. велосипедисты Пскова обсудили проект устава Псковского общества велосипедистов и передали его губернатору, действительному статскому советнику К.И. Пащенко. Ходатайство о создании общества подписали 25 человек. Проект устава был направлен на утверждение в Министерство внутренних дел. После двухмесячного изучения, внесения изменений, уточнений и дополнений проект был одобрен. 3 сентября 1896 г товарищ министра внутренних дел Н.Н. Долгово-Сабуров утвердил устав Псковского общества велосипедистов.

Цель общества состояла «в сближении любителей велосипедной езды, усовершенствовании в ней и распространении велосипедного спорта». Для ее достижения предполагалось устраивать собрания, экскурсии, праздники и состязания. Общество получило право устраивать публичные собрания и состязания, взимая со зрителей плату, но «с особого в каждом случае разрешения полицейского начальства». Ставились и более отдаленные задачи: по мере увеличения средств общества «устроить зал для гимнастики, фехтования, бега на коньках, а также завести игры: бильярд, крокет и шахматы»8.

Состав Псковского общества велосипедистов формировался из почетных и действительных членов, а также гостей. Учредители, внесшие членский взнос, автоматически считались действительными членами. Почетными членами становились избранные общим собранием члены, которым общество выразило свое уважение и признательность за оказанные обществу услуги или покровительство. Почетные члены освобождались от всех членских взносов (они могли вносить добровольные пожертвования) и пользовались правом голоса на общих собраниях. Ограничения на вступление в общество накладывались на лиц, не достигших совершеннолетия (до 24-х лет), учащихся учебных заведений, нижних военных чинов и юнкеров военных училищ, лиц, повергшихся ограничению прав по приговору суда, исключенных из каких бы то ни было обществ или клубов, а также профессиональных ездоков. Последними считались все, кто «публично ездил на велосипедах за деньги»9. Скорее всего, имелись в виду велосипедисты, выступающие в цирках.

Средства общества состояли из взносов, пожертвований, сборов с посетителей публичных лекций по вопросам, относящихся к задачам общества, а также от музыкальных и танцевальных вечеров, спектаклей, праздников, гонок, устраиваемых обществом. При этом, согласно замечанию, внесенному в устав общества Министерством внутренних дел, каждое такое мероприятие могло проходить только с разрешения полицмейстера. Заведовал делами общества комитет, избираемый общим собранием, состоящий из председателя, вице-председателя, казначея, секретаря, распорядителя и врача. Обязанности комитета включали наблюдение за исполнением устава, отчетность, составление правил и инструкций для членов общества, хранение и заведывание имуществом общества, совершение всякого рода договоров и актов общества с другими учреждениями, веде-

ние списков членов общества, распределение дежурства в помещении общества. Все члены комитета исполняли свои обязанности безвозмездно.

Общие собрания общества могли созываться как очередные (два раза в год), так и экстренные, созываемые комитетом. Закрытие общества могло последовать по распоряжению правительства или по постановлению общего собрания членов из-за невозможности существования из-за недостатком средств. Кроме того, в соответствии с дополнением, внесенным в устав общества чиновниками Министерства внутренних дел, право закрыть общество предоставлялось и губернатору, когда он признает это необходимым по дошедшим до него сведениям о «беспорядках» в обществе или о нарушении устава.

Все члены общества обязаны были в точности исполнять все относящиеся к велосипедной езде правила и распоряжения местных полицейских властей и общественных учреждений. Езда на велосипедах по тротуарам и другим путям, предназначенных исключительно для пешеходов, запрещалась. Разрешение езды по улицам зависело от местных властей, утвержденных губернатором. При общественных выездах обязательно нужно было надевать присвоенный членам общества значок, форма которого устанавливалась общим собранием и утверждалась губернатором. Значок этот носился в виде жетона или на часовой цепочке, или на рукаве верхнего платья, или на головном уборе10.

В марте 1903 г. губернатор удовлетворил прошение общества об утверждении значка (его изображение среди сохранившихся документов общества обнаружить не удалось)11.

Первое организационное собрание состоялось 5 ноября 1896 г. На нем был избран комитет для заведывания делами общества. Председателем был избран губернский предводитель дворянства Н.И. Новосильцев, вице-председателем - инженер Роберт Антонович Прейс, начальник службы тяги на станции Псков Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги, организатор народного театра на станции Псков. В комитет входили также казначей, секретарь, распорядитель и врач. Свои обязанности они выполняли безвозмездно.

Занятия в обществе начались 12 января 1897 г.

Тренировки в зимнее время проходили в манеже 93-го пехотного Иркутского полка четыре раза в неделю (среда, пятница, суббота и воскресенье). Члены общества занимались бесплатно, остальные - за плату в размере 25 коп. Цена была очень дорогой для «простого народа», для малоимущих. Это стало своего рода «имущественным цензом», который обеспечивал «благородство», состоятельность и благонадежность общества.

Летом проводились совместные тренировки и большие развлекательные прогулки на велосипедах. В первой прогулке, состоявшейся 25 мая 1897 г., участвовали 17 велосипедистов. Их маршрут пролегал из Пскова по Рижскому проспекту в имение Станки. За пять часов «самокатчики» преодолели 35 верст туда и обратно.

Первая официальная велогонка в Псковской губернии, организованная обществом, состоялась 2 июля 1900 г. В ней участвовало пять велогонщиков. Они соревновались на дистанции длиною в 20 верст по Рижскому шоссе в оба направления. Первое место занял Полянский, показавший время 48 мин. 30 сек., второе - Сультсон, далее - Швейгер, Дрейер, Зазулин. 20 августа состоялась вторая велогонка на 9 верст (ее участники и результаты не известны)12.

В 1904 г. Псковское общество велосипедистов получило в аренду давно пустовавшую бывшую почтовую станцию Кресты в четырех верстах от Пскова, на стыке Крестовского и Петербургского шоссе. Почтовая станция представляло собой два одноэтажных домика, конюшню и сарай. Там были заведены крокет, серсо (ловля небольших колец палочками), шашки и шахматы, спортивные журналы, футбол, позднее - тир для стрельбы. Было приобретено снаряжение для гимнастики и фехтования. В будущем планировалось соорудить велотрек.

9 июня 1905 г. состоялось открытие спортивного клуба. Старое название - Псковское общество велосипедистов - уже не соответствовало масштабам его деятельности. И 8 ноября 1906 г. на его основе было создано Псковское общество любителей спорта13.

Г азета «Псковитянин» 28 января 1907 г. сообщила населению о намерениях новой спортивной организации. Псковское общество любителей спорта предполагало ввести в городе «атлетический, гимнастический, стрелковый, фехтовальный и гребной спорт и подвижные игры: лаун-теннис, футбол, кегельбан и др., а также устраивать различные поездки на велосипедах, лодках и т.п.». Первым председателем Совета общества был избран Михаил Александрович Князев, правитель канцелярии губернатора.

24 февраля 1907 г. состоялся торжественный вечер в честь 10-летия бывшего Псковского общества велосипедистов. На нем обсуждались вопросы физической культуры населения. Автор газетной статьи, подводя итоги вечера, писал: «Наше русское общество не хочет понять, что физическое воспитание для подрастающего поколения так же необходимо, как и умственное, т.е. образование». Поэтому «дети не только неимущих, но даже и состоятельных классов отличаются вялым, тщедушным видом, восприимчивостью к болезням, малокровием и т.п.»14.

Члены Псковского общества любителей спорта прекрасно понимали необходимость физического развития населения, стремились максимально расширить масштабы своей деятельности. Но недостаток средств не позволял осуществить все намеченные планы. Общество устраивало в основном соревнования по катанию на коньках (скоростной бег и фигурное катание) и на велосипеде.

14 августа 1911 г. был проведен чемпионат Пскова по велосипедным гонкам. На дистанции в 6 верст по маршруту Череха - Кресты - Череха победил Карпачёв (вероятно, монтер электростанции, так как в качестве приза он получил почетный нарукавник).

11 сентября 1911 г. состоялось первенство губернии по велосипедным гонкам на дистанции 52 версты по маршруту Псков - Изборск -

Псков. Участвовали 12 спортсменов. Победил Василий Егорович Антонов с результатом 1 час 57 мин. 30 сек.

Устраивались и курьезные соревнования. Так, 28 июня 1909 г в Чере-хе состоялось состязание по тихой езде, в котором приз вручался велосипедисту, приехавшему на финиш дистанции в 50 саженей (около 107 м) последним (имя победителя неизвестно)15.

С 1911 г. деятельность Псковского общества любителей спорта стала ослабевать. Причинами явились нехватка средств для оплаты аренды за площадку у Поганкиных палат, отток членов общества в другие появившиеся спортивные организации, а также инертность оставшихся. Однако в списках существовавших в Псковской губернии обществах в 1912-1914 гг. общество по-прежнему продолжало фигурировать. В летнее время для членов общества устраивалось гуляние на плацу со стрельбой в цель, а также велосипедные гонки. А в зимнее время заливался и оборудовался каток.

Тем не менее, сведений о расширенном составе общества в канцелярию псковского губернатора в мае 1913 г. его председатель так и не подал. Отсутствуют они и в списке обществ, действовавших в Пскове, составленном псковским полицмейстером Н.С. Власковым 31 марта 1913 г.16

Мировая война, революционные потрясения 1917 г. и начавшаяся Гражданская война приостановили развитие спортивного движения в России, в том числе и велосипедного спорта.

Примечания

1 Псковский городской листок (Псков). 1889. 1 нояб.

Pskovskiy gorodskoy listok (Pskov). 1889. Nov. 1.

2 Левин Н.Ф. Псковское общество велосипедистов // Спортивный вестник (Псков). 1992. 19 февр.

Levin N.F. Pskovskoe obshchestvo velosipedistov // Sportivny vestnik (Pskov). 1992. Febr. 19.

3 Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. 20. Оп. 1. Д. 2554. Л. 1; Левин Н.Ф. Псковское общество велосипедистов // Спортивный вестник. 1992. 19 февр.

State Archive of Pskov oblast (GAPO). F. 20. Op. 1. D. 2554. L. 1; Levin N.F. Pskovskoe obshchestvo velosipedistov // Sportivny vestnik. 1992. Febr. 19.

4 ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 2554. Л. 17-19.

GAPO. F. 20. Op. 1. D. 2554. L. 17-19.

3 Губернский Псков в архивных документах: Сборник документов Государственного архива Псковской области. Псков, 2010. С. 257-258.

Gubernskiy Pskov v arkhivnykh dokumentakh: Sbornik dokumentov

Gosudarstvennogo arkhiva Pskovskoy oblasti. Pskov, 2010. P. 257-258.

6 Орлов В.В. Путешествие в прошлое: Великие Луки. Великие Луки, 2005. С. 134-136.

Orlov VV Puteshestvie v proshloe: Velikie Luki. Velikie Luki, 2005. Р. 134-136.

4 ГАПО. Ф. 79. Оп. 2. Д. 405. Л. 26-28.

GAPO. F. 79. Op. 2. D. 405. L. 26-28.

5 ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 2554. Л. 3.

GAPO. F. 20. Op. 1. D. 2554. L. 3.

6 Там же. Л. 4.

Ibidem. L. 4.

7 Там же. Л. 3-12.

Ibidem. L. 3-12.

11 Там же. Л. 20-21.

Ibidem. L. 20-21.

8 Левин Н.Ф. Псковское общество велосипедистов // Спортивный вестник. 1992. 5, 18 марта.

Levin N.F. Pskovskoe obshchestvo velosipedistov // Sportivny vestnik. 1992. March

5, 18.

13 ГАПО. Ф. 81. On. 1. Д. 15. Л. 4-5, 54; Ф. 20. On. 1. Д. 2953. Л. 14-16, 59(a); Д. 2951. Л. 26-27; Д. 3058. Л. 11.

GAPO. F. 81. Op. 1. D. 15. L. 4-5, 54; F. 20. Op. 1. D. 2953. L. 14-16, 59(a); D. 2951. L. 26-27; D. 3058. L. 11.

9 Псковитянин (Псков). 1907. 28 янв.; Левин Н.Ф. Псковское общество любителей спорта // Спортивный вестник. 1992. 2 апр.

Pskovityanin (Pskov). 1907. Jan. 28; Levin N.F. Pskovskoe obshchestvo lyubiteley sporta // Sportivny vestnik. Apr. 2.

10 Левин Н.Ф. Псковское общество любителей спорта // Спортивный вестник. 1992. 2 апр.

Levin N.F. Pskovskoe obshchestvo lyubiteley sporta // Sportivny vestnik. Apr. 2. 16 ГАПО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 15. Л. 4-5, 54; Ф. 20. Оп. 1. Д. 2953. Л. 14-16, 59(а); Д. 2951. Л. 26-27; Д. 3058. Л. 11; Губернский Псков в архивных документах. С. 66.

GAPO. F. 81. Op. 1. D. 15. L. 4-5, 54; F. 20. Op. 1. D. 2953. L. 14-16, 59(a); D. 2951. L. 26-27; D. 3058. L. 11; Gubernskiy Pskov v arkhivnykh dokumentakh. P. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.