Научная статья на тему 'Из истории развития региональных рынков труда в России'

Из истории развития региональных рынков труда в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / MARKET / ТРУД / LABOR / РЕГИОН / REGION / ГУБЕРНИЯ / PROVINCE / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / ИСТОРИЯ / HISTORY / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Е.А.

В статье рассмотрены основные этапы развития региональных рынков труда в России в период царской России, СССР и постсоветский период. На основе контент-анализа нормативно-правовой базы и исторических документов определены особенности формирования региональных рынков труда России на каждом из этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From History of Development of Regional Labour Markets in Russia

The author considers the basic stages of development of regional labor markets in Russia in imperial Russia, the USSR and the Post-Soviet period. On the basis of the content-analysis of legal base and historical documents features of regional labor markets formation of Russia on each of stages are defined.

Текст научной работы на тему «Из истории развития региональных рынков труда в России»

ЭКО. - 2011. - №8

В статье рассмотрены основные этапы развития региональных рынков труда в России в период царской России, СССР и постсоветский период. На основе контент-анализа нормативно-правовой базы и исторических документов определены особенности формирования региональных рынков труда России на каждом из этапов.

Ключевые слова: рынок, труд, регион, губерния, занятость, история, регулирование

Из истории развития региональных рынков труда в России

Е.А. ЕФИМОВА, кандидат экономических наук, Государственное научно-исследовательское учреждение «Совет по изучению производительных сил» Минэкономразвития и РАН, Москва. E-mail: RitaMargo@rambler.ru

Формирование региональных рынков труда в период царской России

С отменой крепостного права в России в 1861 г. владельцам-помещикам пришлось прибегать к найму теперь уже свободных крестьян, что повлекло за собой зарождение рынка труда в российских губерниях.

Население делилось на группы по возрастам: все лица, находящиеся в трудоспособном возрасте, априори считались рабочими. На фоне высокой рождаемости ожидаемая продолжительность жизни составляла в среднем 30,5 лет (для мужчин - 29,3 года, для женщин - 31,7 лет)1, и категорию нерабочих лиц составляли в основном дети (табл. 1).

Уже в 1889 г. в Российской Империи наблюдалась значительная дифференциация губерний по показателю занятости населения, и были заложены предпосылки для дальнейшего территориального разделения труда. Так, в 50 губерниях в промышленности было занято более 1,2 млн рабочих, причем половина из них сосредоточена в шести губерниях -

1 Российский статистический ежегодник. 2009: стат.сб. / Росстат. - М., 2009.- С. 112.

Таблица 1. Состав населения России по отношению к рабочей силе в 1889 г., %

Категория Мужчины Женщины

Рабочие (мужчины 18-60 лет и женщины 16-55 лет) 50,21 49,80

Полурабочие (мужчины 14-18 и 60-65 лет; женщины 12-16 и 55-60 лет) 10,60 12,40

Нерабочие (лица остальных возрастов) 39,19 37,80

Источник. Составлено автором по данным: Короленко С. А. Вольнонаемный труд в хозяйствах владельческих и передвижение рабочих в связи со статистико-экономическим обзором Европейской России в сельскохозяйственном и промышленном отношениях. - С.-Петербург: Тип. В. Киршба-ума, 1892. - С. 10.

Московской, Пермской, Владимирской, Санкт-Петербургской, Вятской и Оренбургской2. Большая часть российских губерний оставалась сельскохозяйственными районами.

Дифференциация в области оплаты труда в губернском разрезе была значительной, особенно по половому признаку. Так, в большинстве регионов заработная плата женщин в среднем составляла 50-60% от мужской. Во многих губерниях, расположенных в разных частях империи, заработки рабочих были одинаковыми (например, в Донской области и Курляндской губернии - 90 руб.), а в соседних могли существенно различаться (например, в Московской и Смоленской губерниях - 75 руб. и 46 руб. соответственно)3.

Это объяснялось неравномерностью распределения рабочей силы по территории губерний и различиями в плодородии почвы. Поскольку обработка почвы и сбор урожая всегда требовали огромного количества рабочих рук, то хозяева земель черноземной полосы были вынуждены привлекать рабочих за более высокую оплату. Так, самая высокая заработная плата рабочих складывалась в южных и юго-восточных губерниях, а наименьшая - в центральной части России и на северо-востоке.

2 Короленко С. А. Вольнонаемный труд в хозяйствах владельческих и передвижение рабочих в связи со статистико-экономическим обзором Европейской России в сельскохозяйственном и промышленном отношениях. - С.-Петербург: Тип. В. Киршбаума, 1892. - С. 67.

3 Там же.- С. 110, 115.

Вопросы миграции населения в конце XIX века также находились под пристальным вниманием исследователей, однако со стороны органов государственной власти системного подхода к решению вопросов переселения и расселения не наблюдалось.

Причины миграции дифференцировались в зависимости от типа губерний. Например, в черноземной полосе основной причиной переселения людей было малоземелье, а в нечерноземных губерниях - неравномерное распределение наделов между членами общины и их неудобное местоположение. Другими распространенными причинами были неурожаи, пожары, эпидемии, тяжесть государственных податей и повинностей, переполнение населения.

Последняя причина была связана с большим естественным приростом населения. Так как в России прирост населения был выше, чем в любой другой европейской стране, и население удваивалось каждые 55 лет4, оно вынуждено было мигрировать для поиска лучших мест для жизни. В 1880 г. наибольший естественный прирост населения отмечался в Донской области (25,14 на 1000 чел.), а наименьший -в Московской губернии (1,57 на 1000 чел.). Единственной губернией, в которой наблюдалась естественная убыль, была Санкт-Петербургская (-3,12 на 1000 чел.)5. Статистические сведения о численности переселенцев и числе лиц, занимающихся отхожими промыслами (на современном языке - маятниковых мигрантах), отсутствовали в виду слабости статистической отчетности хозяев-помещиков и губернаторов.

Развитие рынка труда в Российской Империи наглядно свидетельствует, что сам по себе рыночный механизм не способен решить и урегулировать вопросы занятости и перераспределения рабочей силы в масштабах страны. Отсутствие единого общероссийского рынка труда, неразвитость законодательства в сфере охраны труда и законодательства о переселениях, тяжелые социально-экономические условия жизни

4 Серповский Н. Г. Переселения в России в древнее и новое время и их значение в хозяйстве страны: Исследование Н. Серповского. - Ярославль: Тип. Г. В. Фальк, 1885. - С. 48.

5 Мальшинский А. П. Народное благосостояние по демографическим данным. Вып. 1. - С.-Петербург: Тип. В. Демакова, 1884. - С. 38-46.

Из истории развития региональных рынков труда в России

большинства людей в начале XX века способствовали широкому распространению идей марксизма в нашей стране, что, в конечном счете, привело к революции 1917 г.

Советский период развития трудовых отношений

После революции 1917 г. исследование рынка труда как такового было прекращено. Развитие науки в этот период было подчинено интересам плановой экономики и сильно идеологизировано. Даже вопросы миграции и расселения находились под контролем государства. Жесткое регулирование вопросов расселения и размещения производства позволило освоить даже самые отдаленные от Москвы регионы, создать экономический базис, на котором держалась вся политическая система того времени. Но искусственно поддерживаемые экономические связи между предприятиями и регулирование миграционных потоков приводили к необоснованно высоким издержкам производства и неэффективной занятости населения.

Термин «рынок труда» в советской научной литературе не использовался ввиду того, что рабочую силу в условиях командно-административной системы нельзя было считать товаром. Это подтверждают слова И. В. Сталина: «Довольно абсурдно звучат теперь, при нашем строе, слова о рабочей силе, как о товаре, и о "найме" рабочих: как будто рабочий класс, владеющий средствами производства, сам себе нанимается и сам себе продает свою рабочую силу. Столь же странно теперь говорить о "необходимом" и "прибавочном" труде: как будто труд рабочих в наших условиях, отданный обществу на расширение производства, развитие образования, здравоохранения, на организацию обороны и т. д., не является столь же необходимым для рабочего класса, стоящего ныне у власти, как и труд, затраченный на покрытие личных потребностей рабочего и его семьи»6.

Считалось, что плановое развитие экономики способно обеспечить полную занятость населения, гарантировать защиту от безработицы для всего трудоспособного населения. На

6 Сталин И. В. Экономические проблемы социализма в СССР. - М.: Госполитиздат, 1952. - С. 18.

практике же занятость в экономике была избыточной, что при переходе к рыночным отношениям привело к массовому высвобождению работников.

В советский период развитие трудовых отношений прошло несколько этапов, которые условно можно выделить на основе контент-анализа нормативно-правовой базы (табл. 2). Ввиду высокой централизации управления социально-трудовой сферой выделенные этапы были присущи всем субъектам РСФСР.

Таблица 2. Этапы развития трудовых отношений в 1918—1991 гг.

Период

Характеристика

Принятие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившей власть трудящихся над «эксплуататорами» и всеобщую трудовую повинность;

- создание первых советских бирж труда (Декрет СНК РСФСР от 31.01.1918 г. «О биржах труда») в целях: а) точного учета и планомерного распределения рабочих во всех отраслях народного хозяйства; б) упорядочения спроса и предложения труда; в) контроля безработных, получающих пособия согласно закону страхования от безработицы*;

- принятие первого КЗоТа (1918 г.), регулирующего отношения между рабочими и работодателями, устанавливающего восьмичасовой рабочий день, право на ежегодный оплачиваемый отпуск;

- введение понятия прожиточного минимума, который трактовался как установленное для данной местности минимальное вознаграждение за труд;

- введение государственного социального обеспечения трудящихся в случае: а) оказания всех видов врачебной, лекарственной и т. п. помощи и родовспоможения нуждающимся в них лицам; б) временной утраты средств к существованию, вследствие нетрудоспособности; в) постоянной утраты (всех или части) средств к существованию, вследствие нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т. п.; г) утраты средств к существованию, вследствие безработицы, происшедшей не по вине безработного;

- установление правил работы иностранных граждан («ввозных рабочих») в РСФСР;

- введение новой системы оплаты труда, в которую включались все виды снабжения рабочего, и выдача которой проводилась по результатам работы предприятия в соответствии с нормами, установленными профсоюзами (Декрет СНК от 10 ноября 1921 г.).

Из истории развития региональных рынков труда в России

1921-1933 гг. Ликвидация всеобщей трудовой повинности (Декрет ВЦИК

и СНК от 24 марта 1921 г.);

- принятие второго КЗоТа (1922 г.), который вводил понятия трудового и коллективного договора, предусматривал выходное пособие, переход на пятидневную рабочую неделю;

- отмена обязательного найма через биржи труда. В отдельных случаях Народному комиссариату труда Союза ССР предоставлялось право издавать постановления об обязательном найме теми или иными предприятиями или учреждениями отдельных категорий рабочих и служащих из определенных групп безработных (Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 02.01.1925 г. «О порядке найма рабочей силы»);

- принятие Постановления ЦИК СССР и СНК от 30.06.1931 г. «Об отходничестве», разрешающего колхозникам уходить из колхозов, если они контрактуются на работу в государственной промышленности (в том числе на лесозаготовках, на сплаве, на торфоразработках, на рыбной путине и т. п.), на транспорте, в совхозах, а также на государственных строительствах и строительствах потребительской и жилищно-строительной кооперации;

- введение на всех предприятиях должности общественного инспектора труда, отвечающего за технику безопасности;

- введение обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, обеспечения по инвалидности и старости, а также профилактической и медицинской помощи (Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 23.06.1931 г. «О социальном страховании»).

1933 - первая Упразднение всех бирж труда;

половина 1960-х гг. - принятие Постановления ЦИК СССР и СНК от 17.03.1933 г.

«О порядке отходничества из колхозов», запрещающего крестьянам самостоятельно уходить из колхозов;

- введение механизма самозакрепления работников на фабриках и заводах на срок до пяти лет;

- распределение выпускников высших и средних учебных заведений;

- распространение практики самостоятельного приема предприятиями работников;

- внедрение практики организованного набора рабочих и общественного призыва молодежи как средства территориально-отраслевого перераспределения рабочей силы и комплектования рабочими кадрами важнейших народнохозяйственных объектов, расположенных в районах страны с недостатком трудовых ресурсов;

- создание Контор организованного набора рабочих (1947 г.).

Вторая половина 1960-х гг. Создание Бюро по трудоустройству населения (1967 г.), в функции которого входил сбор информации о потребностях предприятий в рабочей силе, публикация в СМИ информации о вакансиях и направление на предприятия для трудоустройства.

1970-е гг. Принятие третьего КЗоТа (1971 г.), который устанавливал новые выходные и праздничные дни, увеличивал для женщин отпуск по уходу за ребенком до одного года; - введение запрета на самостоятельный найм работников предприятиями; - создание Государственного бюро по трудоустройству и информации населения (1971 г.), которое выдавало направления на трудоустройство.

1988-1991 гг. Создание Центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения (1988 г.); - создание банков данных о потребностях в рабочей силе; - информирование населения об имеющихся вакансиях; - трудоустройство незанятого населения (подбор вакансии); - профориентационная работа среди населения; - направление на повышение квалификации и переобучение работников.

* Пособие по безработице было учреждено еще «Положением о страховании на случай безработицы», утвержденным ВЦИК, СНК РСФСР от 11.12.1917.

Нежелание партийного руководства признавать объективный факт существования безработицы в советской экономике затрудняло проведение последовательной политики занятости населения, не давало возможности создать эффективную структуру занятости, выработать адекватные методы регулирования трудовых отношений.

Например, статистический сборник 1987 г. содержал следующие сведения о безработных в СССР, стоящих на учете на биржах труда: на 1 апреля 1928 г. - 1576 тыс. чел., на 1 октября - 13б5; на 1 апреля 1929 г. - 1741, на 1 октября - 1242; на 1 апреля 1930 г.- 1081, на 1 октября - 240 тыс. чел. Эти данные комментировались так: «Ликвидация безработицы -

7 Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник / Госкомстат СССР. - М.: Финансы и статистика, 1987. - С. 11.

Из истории развития региональных рынков труда в России

одно из величайших достижений советского народа после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В исторически короткий срок в нашей стране решена труднейшая проблема, которая остается неразрешимой в условиях капиталистической экономики...»7. Несмотря на существование центров по трудоустройству населения, сведения о числе лиц, состоявших в них на учете, статистикой того времени не отражались.

При всей непоследовательности политики занятости в период СССР нельзя не признать ряд достижений советского руководства. Во-первых, Россия из аграрной страны превратилась в индустриальную. Если в 1939 г. в сельском хозяйстве страны был занят 51% населения, а в промышленности - 19%8, то в конце 1986 г. занятость в сельском хозяйстве сократилась до 10,2%, а в промышленности - возросла до 38%9. За этот же период в три раза возросла численность занятых в здравоохранении, образовании, науке, культуре и искусстве и почти вдвое - в сфере транспорта и связи.

Во-вторых, за 1940-1986 гг. доходы лиц, занятых в промышленности, выросли в 6,3 раза; в сельском хозяйстве -в 8,2; в транспортной сфере - в 6,5; в здравоохранении -в 5,3; в сфере образования - в 4,7 раза.

В-третьих, существенно возросла ожидаемая продолжительность жизни (с 44,4 лет в 1926 г. до 69,6 в 1986 г.), что на фоне сохранения естественного прироста населения привело к увеличению численности рабочей силы в масштабах страны.

В-четвертых, развитие сети образовательных учреждений всех уровней (от школьного до высшего) существенно изменило качественный состав занятого населения. Если в 1939 г. на 1000 занятого населения приходилось всего 123 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием, то в 1987 г. - 889 чел.10

В-пятых, рост образовательного уровня и механизация производства значительно повысили производительность труда: в 1987 г. к уровню 1940 г. она составляла 1032%11.

8 Всесоюзная перепись населения 1939 г.: основные итоги. - С.-Петербург.: Наука, 1939. - С. 96.

9 Народное хозяйство СССР за 70 лет. - С. 412.

10 Там же. - С. 409.

11 Там же.- С. 141.

В-шестых, было сформировано трудовое законодательство и были созданы советские биржи труда (прототипы современных служб занятости). Хотя КЗоТ 1971 г. во главу угла ставил не трудовые права и свободы граждан, а рост производительности труда и повышение эффективности общественного производства, но именно он послужил основой регулирования вопросов занятости в начале перехода к рыночным отношениям и вплоть до конца 2001 г., когда был принят Трудовой кодекс РФ. Все это позволило избежать полной анархии на формирующемся рынке труда России в начале 1990-х годов.

Развитие региональных рынков труда

в постсоветский период

После распада СССР региональные рынки труда создавались в рамках формирования новой экономической системы хозяйствования и развития нормативно-правовой базы.

Для реализации прав граждан на труд и проведения единой государственной политики занятости 9 января 1991 г. была организована Государственная служба занятости, преобразованная в 1993 г. в Федеральную службу занятости России; в 1996 г. она вошла в структуру Министерства труда и социального развития РФ. В 2004 г. Министерство труда и социального развития РФ было упразднено; образованы Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральная служба по труду и занятости.

Одновременно формировались региональные рынки труда (табл. 3).

Таблица 3. Этапы формирования региональных рынков труда в современной России

Период Характеристика

1991-2000 гг. Принятие закона РФ «О занятости населения» (19 апреля 1991 г., № 1032-1); - создание Фонда занятости (1991 г.); - создание региональных служб занятости населения; - поиск регионами «ниши» в территориальном разделении труда; - всплеск официально зарегистрированной безработицы и напряженности на рынках труда; - длительный поиск безработными подходящей вакансии;

- рост безработицы среди лиц с высшим образованием; - появление скрытой безработицы (лиц, работающих неполное рабочее время и находящихся в вынужденных отпусках); - формирование нестандартных форм оплаты труда (продукцией предприятий); - рост задолженности по заработной плате; - резкое падение реальной заработной платы работников; - активизация забастовочного движения; - низкие темпы создания рабочих мест (преимущественно только в частном секторе и экспортно-ориентированных отраслях); - развитие новых форм самозанятости населения (работа на дому, челноки, сетевой маркетинг, услуги по ремонту бытовой техники, таксисты и пр.).

2000-2004 гг. Принятие Трудового кодекса РФ (30.12.2001 № 197-ФЗ); - упразднение Фонда занятости населения (2001 г.) и введение практики финансирования мероприятий по поддержке занятости населения из федерального бюджета; - стабилизация показателей занятости и безработицы на рынках труда субъектов РФ; - медленный рост реальной заработной платы; - создание новых рабочих мест на фоне реструктуризации экономики регионов.

2004-2008 гг. Рост уровня занятости; - высокие темпы создания рабочих мест; - рост реальной заработной платы и усиление дифференциации в области оплаты труда по сферам деятельности; - развитие инновационного сектора экономики и рост численности занятых интеллектуальным трудом; - развитие нестандартных форм занятости (лизинг персонала, аутсорсинг, фрилансинг); - нехватка высококвалифицированной рабочей силы на фоне роста числа выпускников с высшим образованием (структурная безработица).

2008-2009 гг. Ухудшение экономической ситуации в регионах из-за влияния мирового финансового кризиса; - принятие субъектами РФ специальных программ поддержки занятости населения в условиях мирового кризиса; - рост уровня безработицы и напряженности на рынке труда; - снижение темпов создания новых рабочих мест; - рост скрытой безработицы; - рост задолжености по заработной плате; - распространение вторичной занятости населения.

6 ЭКО №8, 2011

Основываясь на данных мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, можно сказать, что на рынке труда большинства регионов в 2010 г. начались позитивные изменения, однако говорить о полном преодолении последствий мирового кризиса пока преждевременно. Уровень безработицы в мае сократился к уровню января в 64 субъектах Федерации, однако в 19 регионах он, наоборот, повысился (наиболее существенно - в Смоленской, Свердловской, Кемеровской областях, Республике Северная Осетия - Алания, Санкт-Петербурге).

Следует также учитывать отличие российской модели рынка труда: уровень официально зарегистрированной безработицы может оставаться весьма низким на фоне роста скрытой безработицы. Работодатели часто вместо увольнений персонала прибегают к системе вынужденных отпусков. Наибольший рост скрытой безработицы в январе-мае 2010 г. зафиксирован в Брянской, Владимирской, Костромской, Смоленской, Ивановской, Псковской, Кировской областях, республиках Коми, Дагестан, Северная Осетия - Алания, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, Ямало-Ненецком АО, Хабаровском крае.

За первые пять месяцев 2010 г. число лиц, выбывших из организаций по причине сокращений численности персонала, увеличилось в три раза в Ивановской и Смоленской областях, и более чем вдвое - в г. Санкт-Петербург, Тверской, Нижегородской, Мурманской областях и Хабаровском крае. Что свидетельствует о переходе части скрытой безработицы в открытую форму.

Несмотря на то, что за январь-июнь 2010 г. в целом по Российской Федерации задолженность по оплате труда сократилась, в некоторых субъектах она выросла более чем в 10 раз (в Астраханской области, Республике Коми, Республике Северная Осетия - Алания, Тюменской области). Более чем вдвое отмечен рост задолженности в Московской, Воронежской, Смоленской, Волгоградской, Ростовской, Саратовской, Сахалинской областях и Республике Татарстан.

Таким образом, острая фаза кризиса в большинстве субъектов Федерации пройдена, однако оживление экономики всех регионов и снижение напряженности на рынке труда до докризисного уровня в 2010 г. вряд ли возможно.

Из истории развития региональных рынков труда в России -

Изменения, происшедшие за век

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если на основе современных статистических данных о половозрастном составе населения рассчитать долю лиц по отношению к рабочей силе по критериям конца XIX века, то окажется, что ее структура претерпела существенные изменения (табл. 4).

Таблица 4. Состав населения России на 1 января 2009 г.

Категория Мужчины Женщины

Рабочие (мужчины 18-60 лет и женщины 16-55 лет) 63,62 57,99

Полурабочие (мужчины 14-18 и 60-65 лет; женщины 12-16 и 55-60 лет) 10,82 11,45

Нерабочие (лица остальных возрастов) 25,56 30,56

Источник. Рассчитано на основе: Российский статистический ежегодник. 2009: стат.сб. / Росстат. - М., 2009. - С. 82.

В современной России значительно возросла доля лиц, относящихся к категории рабочих (как среди мужчин, так и среди женщин), при этом существенно уменьшилась категория нерабочих лиц (особенно мужского пола). Данные структурные сдвиги в составе населения объясняются процессом старения нации на фоне снижения рождаемости и низкой продолжительностью жизни у мужчин, которая на начало 2009 г. составила 61,83 года, в то время как у женщин - 74,16 года.

Дифференциация регионов по показателям занятости не потеряла своей актуальности и по сей день. Так, на начало 2010 г. общая численность занятых в экономике России составляла 69107,7 тыс. чел., и половина из них приходилась всего на два федеральных округа - Центральный и Приволжский (32 субъекта Федерации из 83). Из 3056,5 тыс. безработных в России 6037,1 тыс. была сосредоточена в трех федеральных округах - Северо-Кавказском, Приволжском и Сибирском, или в 33 субъектах Федерации12.

Как и на первых этапах формирования рынка труда в России, субъекты Российской Федерации также сильно дифференцированы по показателям оплаты труда мужчин и женщин. В 2009 г. средняя заработная плата женщин составляла

12 Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в январе-мае 2010 г.: стат. бюлл. / Росстат. - М., 2010. - С. 290-296.

менее 60% заработной платы мужчин в таких регионах, как Костромская, Липецкая, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская области, Республика Коми, Красноярский и Хабаровский края, Республика Саха (Якутия). В большей части регионов соотношение заработной платы женщин и мужчин составляло 60-80%. А в четырех субъектах РФ (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, республики Алтай и Тыва) она превышала 80% от заработной платы мужчин, но нигде не достигала 100%.

По сравнению с периодом царской России существенно изменилась территориальная дифференциация в области оплаты труда. Самая высокая заработная плата отмечается в регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов, а самая низкая - на Северном Кавказе.

Что касается тенденций воспроизводства населения, то современная ситуация в России характеризуется как кризисная. Прирост населения в субъектах РФ не связан с уровнем благосостояния, как в период царской России. В наиболее бедных регионах (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия) отмечается самый высокий прирост населения, а в экономически развитых районах зафиксирована естественная убыль, самая большая - в Московской, Владимирской, Воронежской, Тульской, Ленинградской, Нижегородской областях и г. Санкт-Петербург. Абсолютным лидером по естественной убыли за 2009 г. является Московская область (32942 чел.), а в пределах Северо-Западного федерального округа- г. Санкт-Петербург (12822 чел.)13.

Преломить данную негативную тенденцию, по всей видимости, уже не удастся. Согласно прогнозу численности населения Российской Федерации, самая большая убыль населения в 2030 г. будет характерна для Москвы (81896 чел.), Московской области (53581 чел.) и Санкт-Петербурге (33333 чел.)14. Даже в тех регионах, в которых сейчас

13 Численность и миграция населения Российской Федерации в 2009 г.: стат. бюлл. / Росстат. - М., 2010. - С. 9-18.

14 Автором приведены данные среднего варианта прогноза Росстата из источника: Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 г.: стат. бюлл. / Росстат. - М., 2009. - С. 158-167.

Из истории развития региональных рынков труда в России

наблюдается значительный естественный прирост населения, к 2030 г. он сохранится, но его значения существенно снизятся.

Таким образом, уже в обозримом будущем труд в нашей стране станет одним из самых дефицитных и дорогих ресурсов. От того, насколько активно Россия сможет привлекать иностранную рабочую силу, будут зависеть территориальная целостность страны, уровень жизни ее граждан, возможности пенсионного обеспечения.

* * *

В настоящее время в России и ее субъектах уже сложился рынок труда, но однозначно назвать его развитым, по нашему мнению, нельзя. В научной литературе не выработано единого критерия, по которому можно было бы различать формирующийся и развитый рынки труда. Если сравнить рынки труда в России и западных странах, то становится очевидным ряд отличий.

Во-первых, спрос на труд в большинстве российских регионов соответствует так называемому индустриальному обществу (предъявляется спрос на специалистов в области продаж, работников производственных и технических специальностей), а в Западной Европе и США растет спрос на специалистов в области информационных технологий, что характерно для постиндустриального общества.

Во-вторых, мобильность рабочей силы на Западе значительно выше, чем в России и ее субъектах. В западных странах формируется рынок временного персонала, который не постоянно занят на одном рабочем месте, а работает от проекта к проекту и переезжает из региона в регион в целях поиска работы. В России рабочая сила отличается весьма низкой мобильностью, что связано с привязанностью населения к местам своего проживания и отсутствием опыта так называемой проектной миграции, когда граждане самостоятельно планируют переезд в целях карьерного роста.

В-третьих, заработная плата работника зависит не столько от уровня квалификации, сколько от того, в каком регионе он занят.

Например, заработная плата работника сферы обслуживания и ЖКХ в г. Москве в три раза превышает зарплату аналогичного специалиста в Республике Дагестан и почти в четыре раза - в Республике Калмыкия; квалифицированный работник промышленного предприятия в г. Санкт-Петербург зарабатывает в два раза больше, чем такой же специалист в Тамбовской или Ивановской области, и в три раза больше, чем специалист в Республике Ингушетия. Неквалифицированный рабочий в Москве за свою работу получает в 3,5 раза больше, чем рабочий в Смоленской области и почти в пять раз больше, чем в Республике Северная Осетия - Алания15.

Следует отметить, что оплата труда в городах федерального значения даже выше, чем во многих регионах, где применяются так называемые «северные» коэффициенты при расчете заработной платы. На развитом рынке труда заработная плата специалиста должна отражать территориальные аспекты занятости (например, тяжелые природно-климатические условия северных регионов), но подобные диспропорции неприемлемы.

В условиях значительной социально-экономической дифференциации субъектов Российской Федерации в ближайшие годы невозможно достичь единого для всех уровня развития региональных рынков труда. Реально выполнимой, по нашему мнению, является задача снижения уровня безработицы и повышения темпов создания рабочих мест до среднероссийских значений в наиболее кризисных субъектах Федерации - регионах Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

15 См.: Труд и занятость в России. 2009.: стат. сб. /Росстат. - М., 2009. -С. 437-439.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.