РЕАКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ
УДК 623.46
С.В. Гуров (Тула, ФГУП ‘ТНПП “Сплав”)
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕАКТИВНОЙ АРТИЛЛЕРИИ В РОССИИ
В хронологическом порядке изложены ранее неизвестные и малоизвестные факты истории предпосылок и развития реактивной артиллерии в России.
Идея использования быстрого, скорострельного, сконцентрированного и залпового огней, а также идея поражать цели противника, расположенные на больших площадях, за короткий период времени имеют многовековую историю. Несмотря на несколько версий, нельзя назвать точно место и время, где было впервые разработано и применено подобное оружие. Вся практическая реализация началась с появления черного пороха, его использования в первых боеприпасах, применения “огненных стрел” и органных (многозарядных) орудий в войнах с XIV до ХУШ столетия.
Становление реактивной артиллерии в России не может быть правильно оценено без исследования истории развития боевых ракет, пусковых станков и ракетостроения в целом.
В России в конце XVI - начале XVII веков были ракеты с сигнальными, осветительными и зажигательными головными частями. В конструкции пиротехнических ракет XVIII века можно выделить боевую (головную) часть (ГЧ), ракетную часть и боковой стабилизатор (боковой ракетный хвост), который крепился сбоку к корпусу ракеты [1]. В целом, данная конструктивная схема (головна часть и ракетная часть с блоком стабилизатора) используется в большинстве современных боеприпасов реактивной артиллерии, как в России, так и за рубежом.
Первые образцы боевых ракет были разработаны в Росси после Отечественной войны 1812 г. А.И. Картмазовым на основе опыта, полу-
ченного при изучении английских ракет. Так как данные рассеивания ракет были большими, они не были приняты на вооружение русской армии.
Впервые боевые ракеты были приняты на вооружение русской армии в конце первой четверти XIX века. Их разработчиком был Александр Дмитриевич Засядко (1779-1837 гг.). В 1815 году на собственные средства он организовал лабораторию и спустя два года изготовил опытные образцы ракет калибров 50,8, 63,5, 76,2 и 101,6 мм. Дальность полета ракеты калибра 50,8 мм была 1600 м, калибра 101,6 мм - 2700 (3000) м. Их боевое крещение состоялось в 1825 год на Кавказе и во время Русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Они устанавливались и наречных судах [1].
К 20-м годам XIX века были разработаны несколько типов многозарядных пусковых станков. В 1820 году А.П. Демидов предложил конструкцию рамочного типа для одновременного запуска пяти ракет.
Неоценимые заслуги в конструировании и внедрении боевых ракет и пусковых станков принадлежат ученику А.Д. Засядко Константину Ивановичу Константинову (1817 (1819)-1871гг.). Начав свою деятельность в 40-х годах XIX века, он значительно усовершенствовал производство ракет, разработав для этого несколько современных для того времени маши и станков. Им были созданы приборы, с помощью которых аналитическим путем исследовались процессы, происходящие в ракетной каморе, и ряд вопросов внешней баллистики. В 1847-1850 годах К.И. Константинов изобрел ракетный электробаллистический маятник, благодаря чему появилась возможность обеспечивать измерение с высокой точностью и исследовать движущую сиу ракет, а также действие этой силы в различные моменты горения пороховой массы. Его изобретения значительно обогатил теорию полета ракет. В начале 50-х годов К.И. Константинов, предварительно проведя большое количество опытов с использованием своих приборов над различными русскими и иностранными ракетами, создал новые боевые ракеты калибров 50,8, 63,5 и 101,6 мм, которые были приняты на вооружение русской армии. Ему удалось найти наиболее выгодное сочетание габаритов, формы, массы ракет и порохового заряда. Так, например, ракеты калибра 101,6 мм, снаряженные гранатами массой 4 кг, можно было запускать на максимальную дальность 4150 м, а ракеты с зажиательными головными частями калибра 101,6 мм - на максимальную дальность 4260 м.
Несмотря на то, что станки К.И. Константинова были распространены в русской армии, также имелись образцы военных-самоучек. Из данных архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС, г. Санкт-Петербург) известно, что Т..В ракетной команде Сунженского полка было 2 треножных станка, которые вместо трубы имели желез ню полосу ... сполукруглыми загибами на концах. Этой полосе можно придать разные углы возвышения посредством другой полосы,...проходящей через одну из ножек треноги и приделанной к полосе....
Весь этот станок около 7 фунтов. Эти станки всеми казаками признаны лучшими” [2].
Из данных архива ВИМАИВиВС также известно о разработке деревянного станка для пуска 10 боевых ракет конструкции Клейгельса 2-го. “...Станок Порудчика Клейгельса состоит из двух на ребро поставленных, между собой параллельных досок, имеющих на верхних сторонах своих вырезы для вкладывания ракет. Доски эти утверждены концами своими с двух на ребро же поставленных брусья, и так расположены, что лежащая на их вершинах 10 ракет возвышены под углом в 10 градусов. Вместе с тем вырезы так сделаны, что ракеты имеют расходящееся к стороне неприятеля положений. Вес станка составляет 1 пуд 20 фунтов и может быть переносим удобно людьми за веревочные к брускам его приделанные петли. Для установки станка на скользком грунте сквозь бруски его пропущены вертикальные деревянные щиты с железными наконечниками.
Для действия станком требуется от 2 до 7 человек. ...” [3].
В 1876 год ракета калибра 76,2 мм с осветительной ГЧ конструкции полковника Завадовского была раработана на Николаевском ракетном заводе. Ракета преднаначалась для запуска со станка конструкции В.В. Нечаева, раработанного в 1864 году. Дальность полета ракеты при углах возвышения 42-50 град сов направляющей станка составляла 900 м, время горения 12-14 с, диаметр площади освещения 500 м [4].
В апреле 1912 года И.В. Воловский представил в военное ведомство России вместе с проектом боевой ракеты проекты двух “метательных ап-паратов“: для пуска ракет с ароплана и с автомобиля.
После Великой Октябрьской социалистической революции были продолжены работы по совершенствованию ракет, особенно пороховых зарядов, и техники их пуска. В 30-х годах работы велись в направлении раработки неуправляемых авиационных ракет (НАР). Практическое применение нашли НАР РС-82 и РС-132 для запуска с самолетных установок.
Одним из первых вариантов установок является обраец для стрельбы 10-ю ракетами 521. В октябре 1938 года А.Г. Костиковым, А.П. Павленко, А.С. Поповым и другими был раработан проект самоходной пусковой установки для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами (НУРС) калибра 132 мм на основе НАР РС-132. Метательна установка, согласно современной терминологии - артиллерий ска часть, монтировалась на модифицированном шасси грузового автомобиля ЗИС-5. В состав метательной установки входила пусковая установка с 24 однопланочными направляющими желобкового типа, закрепленными на специальной раме в поперечной плоскости машины. Обраец не вы держа испытаний.
Два варианта экспериментальных установок на модифицированном шасси грузового автомобиля ЗИС-6 для пуска 24 и 16 неуправляемых реактивных снарядов калибра 132 мм были раработаны в 1939 году сотрудниками НИИ №3. Основным отличием установки II обраца от установки I
обрлца было подольше расположение направляющих. Работы проводились по следующим направлениям: первое - продолжение устранения недостатков установки II образца, второе - работы по созданию более совершенной установки, отличавшейся от установки II обрлца.
С 15 по 17 июня 1941 года на Софринском полигоне под Москвой состоялся покл новых образцов вооружения руководителям Koммyниcти-ческой партии и правительства, в их числе находились и опытно-экспериментальные обрлцы установки для пека до 16-ти неуправляемых реактив ных снарядов каибра 132 мм. По результатам смотра, 21 июня 1941 года было принято решение организовать производство установок и НУРС к ним. Приняие такого решения объясняют угрозой предстоящей войны, и ни в коем случае это не означао приняия на вооружение образца, так как он не был готов ни для серийного производства, ни для эксплуатации в войсках. Этим решением был закончен первый этап - довоенный и наступил второй - воєнній этап. Его начло определяется подключением к завершению создания установки для пуска неуправляемых реактивных снарядов калибра 132 мм с осколочно-фугасными головными частями спе-цилистов Московского завода “Koмпpeccop” и его спецрльного конструкторского бюро (СЕБ), которое с того момента и до конца войны стло головным предприятием по совершенствованию и рлработке новых установок для пуска реактивных снарядов, а завод “Koмпpeccop” - по их внедрению в производство и изготовлению. До конца войны они были главной экспериментальной блой Главного управления вооружения Гвардейских минометных частей фасной армии, обрлованного в сентябре 1941 года.
Замена экспериментальных установок разработки специалистов НИИ № 3 на промышленные состоялась после 28 августа 1941 года. Установки нлывлись гвардейскими минометами, а войсковые части - Гвардейскими минометными частями.
В это же время поводились работы по созданию установки для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами клибра 82 мм на основе РС-82. В результате проведенных работ 13 октября 1941 года была закончена рлработка установки М-8-24 для пуска 24 НУРС М-8 клибра 82 мм с метательной установкой, смонтированной на месте башни танка Т-40 (Т-60). Максим ль на таблична дльность полета снаряда составляла 5515 м. Система была принял на вооружение ^леной армии и передана для серийного производства на ряд заводов.
Немного позднее советские специлисты проводили работы по монтажу метательных установок, включающих пусковые установки для стрельбы реактивными снарядами клибра 132 мм на модифицированные шасси грузовых автомобилей, полученных по ленд-лизу. Среди них были шасси грузовых автомобилей «Dodge», «Chevrolet», «Studebaker», «Ford-Canadian», «Ford-Marmon», «International» и ряда других, а также советского грузового автомобиля ГАЗ-АА. Наиболее используемым типом шасси
было шасси американского грузового автомобиля «БШёеЬакег». Также проводились работы по созданию мотоциклетной установки, установки на аэросанях, автоприцепе, вездеходе, установок на бронепоездах, горных установок, а также морских установок для стрельбы снарядами калибров 132 и 82 мм [1,4].
В мае 1942 года группа офицеров Главного управления вооружений разработала неуправляемый реактивный снаряд М-30 калибра 300 мм с максимальной табличной дальностью полета 2800 м. К ракетному двигателю от неуправляемого реактивного снаряда М-13 калибра 132 мм была присоединена мощна надкалиберна головная часть, выполненна в виде эллипсоида с максимальным диаметром 300 мм. Существенным недостатком снаряда М-30 была его мала дальность полета. Этот недостаток был частично устранен в конце 1942 года, когда был создан новый НУРС М-31 с фугасной головной частью и с максимальной дальностью полета 4325 м.
В мае 1942 года в СКБ при заводе “Компрессор” начались работы по созданию станк для пуск неуправляемых реактивных снарядов М-30 (индекс М30, назывался “ящик 30”). Первоначально разрабатывались стационарные станки, а затем мобильные пусковые установки. Изготовленный на заводе снаряд танепортировалея на пусковую позицию в укупорке, из нее же и запускался. Порой снаряды стартовали с укупоркми [11-
Проект НУРС калибра 132 мм с увеличенной дальностью полета был разработан в 1942 году. Это был неуправляемый реактивный снаряд с двухкамерным ракетным двигателем. Обе камеры представляли собой штатные кмеры снаряда М-13 и были соединены промежуточным соплом, включающим восемь косопоставленных сопел. Заряды горели одновременно. Для снаряда использовали головную часть от неуправляемого реактивного снаряда М-13 калибра 132 мм. Снаряд, обозначенный М-13ДД, подвергся полигонным испытаниям на Урале, после чего был доработан. 15-16 марта 1943 года на подмосковном полигоне проводились повторные полигонные испытания. После войсковых испытаний снаряд М-13ДД в октябре 1944 года был принт на вооружение под обозначенем М-13ДД-1.
В марте 1944 года была создана боева машина с метательной установкой, смонированной на модифицированном шасси грузового автомобиля <^^еЬакег», предназначена для пуска до 12 НУРС М-31 калибра 300 мм на дальности до 4325 м. Она получила обозначение БМ-31-12. Ее отличительной особенностью был пуск снарядов из специально разработан ого сварного пакета - сотовых направляющих. В конструкции пусковой установки были заложены новые технические решения для осуществления пуска: блокировка и стопорене неуправляемого реактивного снаряда в направляющей, принципиально новое электрооборудование и ряд других. Благодаря этому были повышены боевые и эксплуатационные кчества установки. До конца Великой Отечественной войны она оставалась основным гвардейским минометом Красной армии.
После окончания Великой Отечественной войны советски конструкторы продолжили разработку образцов реактивной артиллерии. Одним из направлений развития данного класса вооружения было использование ранее разработанных метательных установок для монтажа на новых типах шасси грузовых автомобилей и реактивных снарядов, другим - разработка новых боевых машин для стрельбы турбореактивными снарядами и снарядов с увеличенной дальностью полета. Примеры первого - образцы боевых машин реактивной артиллерии БМ-13Н, БМ-13НМ, БМ-13НММ, БМ-31-12 с метательными установками, смонтированными на модифицированных шасси грузовых автомобилей ЗИС-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-151, ЗИС-151 соответственно. Он были разработаны для стрельбы НУРС М-13, М-13УК, М-13УК-1 калибра 132 мм и М-31 и М-31УК калибра 300 мм. Максимальные дальности полета снарядов калибра 132 составляли от 4000 до 7900 м, а калибра 300 мм - от 4000 до 4325 м. Примеры второго направления -боевые машины БМ-14, БМ-14М, БМ-14ММ, БМ-14-17, БМ-14-17М и буксируемая реактивная пусковая установка РПУ-14 для стрельбы турбореактивными снарядами (ТРС) М-14-ОФ и М-14Д клибра 140 мм с максимальной дальностью полета 9810 м, боевые машины БМ-24 и БМ-24Т для стрельбы ТРС М-24Ф и М-24ФУД калибра 240,6 мм с максимальной дальностью полета 6575 ми 10 600 м соответственно. Пример другого направления - боевая машина БМД-20 для стрельбы НУРС МД-20-Ф калибра 200 мм на дальности до 18750 м [1,4].
В конце 50-х годов был объявлен конкурс на создание системы с боевой машиной для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами на дальность до 20 000 м. По результатам конкурса Научно-исследовательский институт №147 (г. Тула) был назначен головнім предприяием для выполнения предстоящих работ. Главным конструктором был Александр Никитович Ганичев. Разработчиком боевой машины было Государственное конструкторское бюро компрессорною машиностроения (г. Свердловск, ныне Екатеринбург). Главный конструктор А. И. Яскин. В результате проведенных работ со специалистами смежных предприятий, новая система, названная “Град”, была принята на вооружение Советской Армии в 1963 году. В ее состав входили боевая машина БМ-21 и неуправляемый реактивный снаряд М-21ОФ калибра 122 мм с максимальной дальностью полета 20 380 м. Первоначально артиллерийская часть боевой машины монтировалась на модифицированном шасси грузового автомобиля повышенной проходимости Урал-375 с брезентовой крышей кабины, а чуть позже на шасси Урал-375Д с бензиновым двигателем и металлической крышей кбины. Значительно позже артчасть монтировалась на модифицированном шасси грузвого автомобиля Урал-375Е и серии Урал-4320 со штатным пакетом направляющих (без теплозащитного экрана). НУРС перевозяся в ящиках в кузове грузового автомобиля народнохозяйственного назначения или без ящиков в комплекте стеллажей 9Ф37,
смонтированных в кузове транспортной машины. В консттукции боевой машины и реактивного снаряда были реализованы некоторые идеи в современных исполнениях, предложенные и реализованные в разные времена. Боевое крещение система получила во время одного из пограничных боестолкновений на остове Даманский в 1969 году. В 70-90-е годы для РСЗО “Град” были разработаны НУРС с ГЧ различного назначения. Технические решения, реализованные при создании системы, были использованы иностранными специалистами для создания собственных вариантов боевых машин, переносных реактивных пусковых установок и реактивных снарядов, включая управляемый снаряд (немецко-словацкий проект).
В 1965 году для Вьетнама была создана переносная реактивная система “Град-П” (“Партизан”) с пусковой установкой 9П132 для стрельбы неуправляемым реактивным снарядом 9М22М (“Малыш”) калибра 122 мм. К ее прообразам относятся однозарядные станки, разработанные ранее иностранными и отечественными специллистами.
Со второй половины 60-х годов полный комплекс (система), в состав которого могут входить - боевая машина, реактивные снаряды, транспортная или транспортно-заряжающая машина, средства управления, наблюдения и разведки, а также другие составляющие, стали называться реактивными системами залпового огня (РСЗО).
В 1967 году по заказу командования ВДВ специалисты ТУЛГОСНИИТОЧМАШ (так с марта 1966 года стал именоваться НИИ-147) и смежных предприяий разработали легковесную систему, которая транспортируется самолетом и может быть парашютирована с войсками. Результатом работ стало создание полевой реактивной системы М-21В, более известной как “Град-В”. Артиллерийская часть боевой машины монтируется на модифицированном шасси грузового автомобиля ГАЗ-66 и ГАЗ-66Б 4x4. Она предназначена для стрельбы НУРС М-21ОФ [4].
В 1975 году на вооружение Советской Армии была принята система армейского звена 9К57 “Ураган” В состав системы входят: боевая машина 9П140, транспортно-заряжающая машина 9Т432, неуправляемые реактивные снаряды калибра 220 мм, комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381, учебно-тренировочные средства. Максимальная дальность полета снарядов составляет 35 000 м.
В 1976 году на вооружение Советской армии была сдана система полкового звена “Град-1” в составе боевой машины 9П138, штатного неуправляемого реактивного снаряда 9М28Ф калибра 122 мм, транспортной машины 9Т450, комплекта специального арсенального оборудования 9Ф380, учебно-тренировочных средств. Артиллерийскя часть БМ монтируется на шасси грузового автомобиля ЗИЛ-131 6x6 [4].
В этот же год на основании постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 16 декбря 1976 года №2 1043 -361 была начата разработка специального комплекса залпового огня “Буратино”. Впоследствии комплекс получил
наименование ТОС-1 (тяжелая огнеметная система). Боевая машина предназначена для запуска до 30 НУРС калибра 220 мм. Позже было разработано несколько типов снарядов и 24-ствольная БМ. Диапазон дальностей полета снарядов систем составляет от 400 до 6000 м [5,6].
В 1986 году была завершена опытно-конструкторская работа “Создание боевой машины БМ-21-1 122-мм РСЗО 9К51 “Град””. Артиллерийская часть БМ монтируется на модифицированном шасси грузового автомобиля Урал-4320 (модификации Урал-4320-02, Урал-4320-10). На пакет направляющих был установлен теплозащитный экран, предохраняющий тубы от прямого воздействия солнечных лучей [4].
Очередным качественным скачком в развитии РСЗО жилось создание советскими специалистами РСЗО 9К58 “Смерч”. В состав современной системы входя: боевая машина 9А52-2, транспортно-заряжающая машина 9Т234-2, корректируемые реактивные снаряды с различными типами головных частей, средства командования, разведки и управления огнем, арсенальное оборудование. Впервые в мире снаряды реактивной артиллерии стали корректируемыми с системой угловой стабилизации и коррекции дальности. Максимальная дальность полета снарядов 70 км. Система была принята на вооружение Советской Армии в 1987 году. Ее элементы были скопированы и использованы специалистами Китая при создании ими боевых машин А100 и РНЬ03 (экспортное обозначение AR2) [4].
В 1989 году была завершена разработка реактивной системы залпового огня “Прима”. К конструктивным особенностям относятся: трубчатая направляющая с расширяющимся к переднему срезу направляющим пазом (запатентованная разработка), НУРС с отделяемой головной частью и дистанционным контактным взрывателем, с помощью которого подаетсс команда на отделение и детонацию головной части. Из данных архива ВИМАИВиВС известно, что идея отделяемой ГЧ имела реализацию в России в середине XIX века, когда были разработаны ракеты калибра 2 и 2,5 дюйма (50,8 и 63,5 мм), каждая со светящимся ядром с парашютом [7].
В 90-х годах прошлого века проводились работы по модернизации РСЗО и продвижению их на международном рынке вооружений в новых политико-экономических условиях. Во многом результаты наработок были использованы при работе с иностранными заказчиками.
В настоящее время российские специалисты проводят работы по совершенствованию образцов реактивной артиллерии, которые станут системами нового поколения для российской и иностранных армий.
Библиографический список
1. Гуров С. В. Реактивные системы залпового огня / С.В. Гуров. -Изд. 1. - Тула: Издательский дом “Пересвет”, 2006. - С. 5-111.
2. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф.4, Оп. 40, Д.131, л.178.
3. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф.ВУК, арт. отд. Г. 1847-1849. 0.40. Д.105. Л.3.
4. Гуров С. В. Реактивные системы залпового огня / С.В. Гуров. -Изд. 2, электронное.- Тула: ФГУП “ПНШ “Сплав”, 2008. - С. 5-128.
5. “СИГНАЛ” начиналсс с приводов. 1954-2006 гг. / Коллектив авторов. - Ковров: “Знамя труда”, 2006. - С. 109.
6. Foss C. F. Russia reveals enhanced rocket system / Foss C.F. // Jane’s Defence Weekly. 2003. - Vol. 39. - №5. - P. 10.
7. Архив ВИМАИВ и ВС. Ф.27, Оп. 14, Д.9, л.2.
Получено 24.10.08
УДК 530.16
А.А. Журавлев (Тула, ТулГУ)
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБОБЩЕННЫХ ДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ МНОГОСТВОЛЬНОЙ ПУСКОВОЙ УСТАНОВКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ ДАЛЬНОБОЙНЫХ РСЗО
Рассматривается методический подход к контролю динамических параметров многоствольных пусковых установок дальнобойных РСЗО по критерию допустимости технического рассеивания реактивных снарядов.
РСЗО являются одним из наиболее эффективных видов ракетноартиллерийского вооружения Сухопутных войск (СВ), способных в кратчайшее время нанести массированный удар большой мощности.
Раработка новых и модернизация существую щи средств огневого поражения СВ ставит перед раработчиками РСЗО новые задачи, из которых наиболее проблематичными являются те, которые связаны с даьней-тттим снижением технического рассеивания РС и обеспечением стабильности этого важнейшего покаателя качества РСЗО в процессе эксплуатации на всех этапах ее жизненного цикла.
В известных работах, посвященных исследованию процессов технического рассеивания РС, было установлено, что влияние МПУ на величину технического рассеивания определяется уровнем формируемых при старте РС начальных возмущений, сообщаемых РС колебаниями МПУ. При этом доминирующа роль отводится начаьной угловой скорости пакета направляющих МПУ, сообщаемой снаряд при сходе. МПУ при этом проектировалась как средство для запуска и транспортирования возможно большого количества боекомплекта и, как правило, ее динамические характеристики с позиции влияния на кучность стрельбы не являлись определяющими.