Научная статья на тему 'Из истории развития культдвижения «Шефство города над селом»'

Из истории развития культдвижения «Шефство города над селом» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ / ШЕФСТВО ГОРОДА НАД СЕЛОМ / КУЛЬТКОМИССИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Архангельский Юрий Евгеньевич

В статье анализируются события, связанные с формированием движения «шефство города над селом», рассмотрены формы и методы повышения культурного и образовательного уровня крестьянства в первые годы советской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории развития культдвижения «Шефство города над селом»»

Ю. Е. АРХАНГЕЛЬСКИЙ

из ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТДВИЖЕНИЯ «ШЕФСТВО ГОРОДА НАД СЕЛОМ»

в статье анализируются события, связанные с формированием движения «шефство города над селом», рассмотрены формы и методы повышения культурного и образовательного уровня крестьянства в первые годы советской власти.

Ключевые слова: культурное строительство в первые годы советской власти, шефство города над селом, культкомиссия.

«Шефство города над селом» в истории советской культуры непосредственно связано со статьей В. И. Ленина «О кооперации», в которой он говорил о прямой зависимости этого направления налаживающейся работы государственного аппарата от весьма необходимых культурных преобразований деревни. Речь шла не только о ликвидации неграмотности, но и об изменении культуры крестьянства, создании крупных хозяйств на основе новейших данных науки и техники. «Мы можем и должны употребить нашу власть на то,

- писал вождь, - чтобы действительно сделать из городского рабочего проводника коммунистических идей в среду сельского пролетариата» [1].

В. И. Ленин не только обосновал принципиальные установки шефства города над селом, но и предложил конкретные методы осуществления этой работы, ее организационные формы. Важная задача и обязанность рабочего класса, стоящего у власти, по его мнению, заключалась в том, чтобы установить новые формы товарищества между рабочими города и тружениками села. Для решения такой задачи необходим был ряд партийных, профессиональных, культурно-просветительских и иных объединений фабрично-заводского пролетариата, систематической целью которых являлась помощь деревне в ее культурном развитии [2].

При разработке резолюции VIII съезда партии

В. И. Ленин одобрил идею о том, чтобы строить культурную работу в деревне путем слияния трех основных линий: общеобразовательной, политической и сельскохозяйственной - они будут сильны, опираясь одна на другую [3]. «Надо расписать,

- говорил он, - все городские ячейки по всем деревенским для того, чтобы каждая рабочая ячейка, “приписанная” к соответствующей деревенской, систематически заботилась о всякой оказии, о всяком случае, чтобы удовлетворить ту или иную культурную потребность своей ячейки» [4].

Зародившись в 1920-е годы, такая инициатива приобрела особое значение и размах. Шефские общества все чаще стали называть «обществами культурной смычки города и деревни». Шефская помощь развивалась по многим направлениям: техническое оснащение сельского хозяйства, подготовка кадров, развитие сети культурно-просветительных учреждений и т. д.

В своей повседневной деятельности шефы руководствовались установками по идеологической

работе, основными принципами партийно-государственной политики и культурного строительства в деревне. Воспитательную задачу культшефс-тва видели в распространении всеобщей грамотности среди сельских жителей, в приобщении их к современной агрокультуре, новой сельскохозяйственной технике. Поднять культурный уровень села решено было с помощью клубов, библиотек, красных уголков, путем распространения книг, рассылки центральных газет, проведения киносеансов и концертов, создания сельской художественной самодеятельности, местной и стенной печати.

Поскольку культурное шефство рабочего класса было добровольным общественным движением, значительная доля шефских мероприятий приходилась на время летних отпусков фабрично-заводского состава его участников. Успехи культшефства определялись, с одной стороны, инициативой и активностью шефских организаций, с другой - пробуждением, развитием активности подшефных. Вся работа направлялась общественными добровольческими организациями городских предприятий под руководством профсоюзов. В головных органах шефских обществ работали культкомиссии, разбитые на секции (печати, юридической помощи, медицинского просвещения и др.).

Материальную базу мероприятий создавали сами шефы. Она складывалась из их членских взносов, отчислений за сверхурочную работу, за организуемые ими платные концерты. Особую роль в материальном обеспечении добровольной просветительской работы стали играть субботники, которые приобрели широкий размах и популярность. Один только День индустриализации, проведенный 6 августа 1929 года, дал государству 10 млн. руб. Из этих средств в стране было построено шесть машинно-тракторных станций. В 1931 году благодаря субботникам и добровольным сверхурочным заработкам фонд шефской работы пополнился на сумму 4-5 млн. руб.

Профсоюзы в своей работе по организации культшефства руководствовались поставленной XVI съездом партии задачей мобилизовать рабочих, связанных с деревней, для практической помощи в деле колхозного строительства. Широко применялись методы культпохода, соцсоревнования и ударничества. Существовали такие формы

шефской работы, как «передвижные избы-читальни», «культавтомобили», «культповозки» и др.

Ведущей формой шефства стали приезды из города в сельскую местность «рабочих культбри-гад». Только за семь месяцев театрального сезона 1929-1930 годов по направлениям созданного в 1929 году Центрального штаба культпоходов в совхозы выехало до 2000 таких бригад. Они несли в колхозную деревню новую культуру труда, дух соревнования и ударничества. Постепенно шефское движение охватило всю страну.

Итак, культшефство первой пятилетки было ярким выражением самодеятельности трудящихся. Со временем оно переросло в важнейшее общественное явление культурной жизни страны, хотя и встречало на своем пути немалые трудности. Так, недостаточно четко планировалась организация культшефства, не всегда рационально использовались материальные и технические ресурсы.

К концу первой пятилетки шефское движение приобрело устойчивую организационную структуру, зарекомендовало себя как «добровольческая массовая общественная организация рабочего класса с членством, выборными органами и своим постоянным активом» [5].

Городской рабочий нес в деревню новую культуру. У сельского жителя складывались новые потребности и привычки (чтение газет, слушание

радио, выпуск колхозной стенгазеты, посещение местной библиотеки, участие в кружках художественной самодеятельности и др.). В помощь шефской работе государственные издательства выпускали специальную популярную литературу, которая знакомила их с основными положениями партийно-государственной политики в сфере преобразования сельского хозяйства и ставила культурно-воспитательные задачи.

Шефская деятельность городских предприятий оказывала влияние на ценностные ориентации, предпочтения, формируя характер проведения свободного времени, развивающий способность воспринимать информацию и активно использовать собственный культурный потенциал в общественной деятельности.

Литература

1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. М., 1982.

С. 369-377.

2. Там же. С. 367.

3. Луначарский А. В. В. И. Ленин и народное образование: сб. ст. и выступлений. М., 1960. С. 23.

4. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45 ... С. 367.

5. Чанышева Т. С. Культшефская деятельность городских рабочих в деревне в годы первой пятилетки // Советская культура: 70 лет развития. М., 1987. С. 138-147.

YU. YE. ARCHANGELSKY. FROM THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF CULTURAL EVENT «CITY'S PATRONAGE ON VILLAGE»

The article analyses the forming of the movement «city's patronage on vil-lage». Also methods and forms of increasing of peasantry's cultural and educa-tional levels used during the first years of Soviet Government are shown.

Key words: cultural formation during the first years of Soviet Government, city's patronage on village, commission for cultural and educational work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.