Ю. Е. АРХАНГЕЛЬСКИЙ
из ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТДВИЖЕНИЯ «ШЕФСТВО ГОРОДА НАД СЕЛОМ»
в статье анализируются события, связанные с формированием движения «шефство города над селом», рассмотрены формы и методы повышения культурного и образовательного уровня крестьянства в первые годы советской власти.
Ключевые слова: культурное строительство в первые годы советской власти, шефство города над селом, культкомиссия.
«Шефство города над селом» в истории советской культуры непосредственно связано со статьей В. И. Ленина «О кооперации», в которой он говорил о прямой зависимости этого направления налаживающейся работы государственного аппарата от весьма необходимых культурных преобразований деревни. Речь шла не только о ликвидации неграмотности, но и об изменении культуры крестьянства, создании крупных хозяйств на основе новейших данных науки и техники. «Мы можем и должны употребить нашу власть на то,
- писал вождь, - чтобы действительно сделать из городского рабочего проводника коммунистических идей в среду сельского пролетариата» [1].
В. И. Ленин не только обосновал принципиальные установки шефства города над селом, но и предложил конкретные методы осуществления этой работы, ее организационные формы. Важная задача и обязанность рабочего класса, стоящего у власти, по его мнению, заключалась в том, чтобы установить новые формы товарищества между рабочими города и тружениками села. Для решения такой задачи необходим был ряд партийных, профессиональных, культурно-просветительских и иных объединений фабрично-заводского пролетариата, систематической целью которых являлась помощь деревне в ее культурном развитии [2].
При разработке резолюции VIII съезда партии
В. И. Ленин одобрил идею о том, чтобы строить культурную работу в деревне путем слияния трех основных линий: общеобразовательной, политической и сельскохозяйственной - они будут сильны, опираясь одна на другую [3]. «Надо расписать,
- говорил он, - все городские ячейки по всем деревенским для того, чтобы каждая рабочая ячейка, “приписанная” к соответствующей деревенской, систематически заботилась о всякой оказии, о всяком случае, чтобы удовлетворить ту или иную культурную потребность своей ячейки» [4].
Зародившись в 1920-е годы, такая инициатива приобрела особое значение и размах. Шефские общества все чаще стали называть «обществами культурной смычки города и деревни». Шефская помощь развивалась по многим направлениям: техническое оснащение сельского хозяйства, подготовка кадров, развитие сети культурно-просветительных учреждений и т. д.
В своей повседневной деятельности шефы руководствовались установками по идеологической
работе, основными принципами партийно-государственной политики и культурного строительства в деревне. Воспитательную задачу культшефс-тва видели в распространении всеобщей грамотности среди сельских жителей, в приобщении их к современной агрокультуре, новой сельскохозяйственной технике. Поднять культурный уровень села решено было с помощью клубов, библиотек, красных уголков, путем распространения книг, рассылки центральных газет, проведения киносеансов и концертов, создания сельской художественной самодеятельности, местной и стенной печати.
Поскольку культурное шефство рабочего класса было добровольным общественным движением, значительная доля шефских мероприятий приходилась на время летних отпусков фабрично-заводского состава его участников. Успехи культшефства определялись, с одной стороны, инициативой и активностью шефских организаций, с другой - пробуждением, развитием активности подшефных. Вся работа направлялась общественными добровольческими организациями городских предприятий под руководством профсоюзов. В головных органах шефских обществ работали культкомиссии, разбитые на секции (печати, юридической помощи, медицинского просвещения и др.).
Материальную базу мероприятий создавали сами шефы. Она складывалась из их членских взносов, отчислений за сверхурочную работу, за организуемые ими платные концерты. Особую роль в материальном обеспечении добровольной просветительской работы стали играть субботники, которые приобрели широкий размах и популярность. Один только День индустриализации, проведенный 6 августа 1929 года, дал государству 10 млн. руб. Из этих средств в стране было построено шесть машинно-тракторных станций. В 1931 году благодаря субботникам и добровольным сверхурочным заработкам фонд шефской работы пополнился на сумму 4-5 млн. руб.
Профсоюзы в своей работе по организации культшефства руководствовались поставленной XVI съездом партии задачей мобилизовать рабочих, связанных с деревней, для практической помощи в деле колхозного строительства. Широко применялись методы культпохода, соцсоревнования и ударничества. Существовали такие формы
шефской работы, как «передвижные избы-читальни», «культавтомобили», «культповозки» и др.
Ведущей формой шефства стали приезды из города в сельскую местность «рабочих культбри-гад». Только за семь месяцев театрального сезона 1929-1930 годов по направлениям созданного в 1929 году Центрального штаба культпоходов в совхозы выехало до 2000 таких бригад. Они несли в колхозную деревню новую культуру труда, дух соревнования и ударничества. Постепенно шефское движение охватило всю страну.
Итак, культшефство первой пятилетки было ярким выражением самодеятельности трудящихся. Со временем оно переросло в важнейшее общественное явление культурной жизни страны, хотя и встречало на своем пути немалые трудности. Так, недостаточно четко планировалась организация культшефства, не всегда рационально использовались материальные и технические ресурсы.
К концу первой пятилетки шефское движение приобрело устойчивую организационную структуру, зарекомендовало себя как «добровольческая массовая общественная организация рабочего класса с членством, выборными органами и своим постоянным активом» [5].
Городской рабочий нес в деревню новую культуру. У сельского жителя складывались новые потребности и привычки (чтение газет, слушание
радио, выпуск колхозной стенгазеты, посещение местной библиотеки, участие в кружках художественной самодеятельности и др.). В помощь шефской работе государственные издательства выпускали специальную популярную литературу, которая знакомила их с основными положениями партийно-государственной политики в сфере преобразования сельского хозяйства и ставила культурно-воспитательные задачи.
Шефская деятельность городских предприятий оказывала влияние на ценностные ориентации, предпочтения, формируя характер проведения свободного времени, развивающий способность воспринимать информацию и активно использовать собственный культурный потенциал в общественной деятельности.
Литература
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. М., 1982.
С. 369-377.
2. Там же. С. 367.
3. Луначарский А. В. В. И. Ленин и народное образование: сб. ст. и выступлений. М., 1960. С. 23.
4. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45 ... С. 367.
5. Чанышева Т. С. Культшефская деятельность городских рабочих в деревне в годы первой пятилетки // Советская культура: 70 лет развития. М., 1987. С. 138-147.
YU. YE. ARCHANGELSKY. FROM THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF CULTURAL EVENT «CITY'S PATRONAGE ON VILLAGE»
The article analyses the forming of the movement «city's patronage on vil-lage». Also methods and forms of increasing of peasantry's cultural and educa-tional levels used during the first years of Soviet Government are shown.
Key words: cultural formation during the first years of Soviet Government, city's patronage on village, commission for cultural and educational work.