Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ТРУДА НА УРАЛЕ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ'

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ТРУДА НА УРАЛЕ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ТРУДА НА УРАЛЕ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

ветская медицина в особенности немыслима. Мало того, оно будет главным направлением ее развития и не только у нас, но и во всем мире, ибо метод профилактики был и останется основным" в борьбе с недугами масс.

Поступила 25/ IV 1972 г.

УДК 613.6(470.5)(09|)

Канд. мед. наук В. А. Гаврилова, М. Д. Гликштейн

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ТРУДА НА УРАЛЕ

ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Свердловский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

На 4-й день после Великой Октябрьской социалистической революции Советская власть законодательным актом декретировала 8-часовой рабочий день. С тех пор одной из основных задач нашего государства стала охрана труда рабочих, забота о создании здоровых условий его.

Пролетариат Урала не смог в тот период воспользоваться преимуществами, которые получил рабочий класс других частей России в результате победы Советской власти, так как мятеж белочехов привел к захвату уральских областей белогвардейцами. Освобождение от них произошло только к концу 1919 г. Вскоре после этого на Екатеринбургском губернском съезде профсоюзов1 был заслушан доклад об охране труда (докладчик т.Маркус). Губернскому съезду профсоюзов предшествовал съезд заведующих отделами труда2, который значительное внимание уделил охране труда, подчеркнув необходимость особенно осторожного подхода при использовании труда женщин и малолетних.

В ноябре 1919 г. на ряде предприятий были избраны инспектора по охране труда. Для них были организованы курсы, в программу которых входили и вопросы санитарной охраны труда. По специально разработанной основной «ревизионной карте» курсантами-инспекторами труда обследован ряд предприятий Екатеринбурга (ныне Свердловск). Подготовка первых инспекторов труда затруднялась тем, что большинство их было недостаточно грамотно3. Так как потребность в специализированных видах надзора ощущалась все сильнее, в 1918 г. Народный комиссариат труда принял решение о создании технической инспекции и в 1919 г.— санитарной инспекции. Вследствие гражданской войны и из-за отсутствия специалистов, часть которых находилась в Красной Армии, а другая часть ушла с белогвардейцами, организация специальных инспекций на Урале задержалась. В конце 1919 г. техническим инспектором был утвержден Н. П. Барышников, работавший до революции фабричным инспектором. Первым санитарным инспектором (1920) Екатеринбургского отдела труда был Н. И. Иванов, известный на Урале санитарный деятель, который работал одновременно инспектором общесанитарного надзора. Его сменил в октябре 1920 г. И. К. Курдов, проводивший широкую санитарно-просветительную работу на предприятиях4. К концу 1920 г. на Урале было 5 санитарных инспекторов труда. В 1923 г. в аппарате Уралоблтруда в 6 из 15 округов Уральской области работали 11 санитарных инспекторов труда. Следует отметить, что деятельность санитарных инспекторов была связана с трудностями из-за больших размеров округов и недостатка средств, не говоря уже о малом опыте санитарных инспекторов и о большем разнообразии отраслей промышленности (черная и цветная металлургия, металлообрабатывающая, горная, химическая, текстильная, деревообрабатывающая, стекольная

1 Уральский ' рабочий, 9/Х1 1919 г.

- Уральский рабочий, 1/Х1 1919 г.

3 Свердловский областной архив, ф. 1892, оп. 1, ед. хр. 2.

4 Свердловский областной архив, ф. 1892, оп. 1, ед. хр. 32, л. 104.

промышленность и др.). Вместе с тем были выявлены наиболее вредные производства и организовано массовое медицинское освидетельствование рабочих химической и металлургической промышленности (охвачено свыше 3000 человек)5. Этим положено начало проведению планомерных исследований по гигиене труда и профессиональной патологии на Урале.

В 1922—1924 гг. санитарные инспектора подготовили серию работ по санитарно-гигиеническому описанию ряда производств. Результаты работ докладывались на совещаниях и публиковались в местной печати (В. В. Рожановский «Достижения в области охраны труда в Челябкопях», 1923; М. Л. Шапиро-Арнштам «По поводу условий труда на приисках Урал-платины», 1923; М. М. Израель «Вредности работ по аффинажу, электро-аф-финажу золота и серебра и выделению спутников платины», 1923, и др.в). В 1924 г. на коллегии Уралоблтруда заслушивался ряд докладов санитарных инспекторов об изучении условий работы на Саткинском магнезитовом заводе, фабрике искусственной точки, в Златоусте, на Катав-Ивановском и Белорецком металлургических заводах и др.7.

В печати появлялись материалы обобщенных гигиенических наблюдений санитарных инспекторов по отдельным отраслям промышленности, выполненных на высоком для того времени методическом уровне. К ним относятся прежде всего работы В. А. Рожановского, М. Л. Израеля, Г. М. Щербины, М. М. Виленского. Одновременно с расширением фронта научно-практических работ по гигиене труда возникла необходимость организации специальных квалифицированных учреждений, которые могли бы углубить исследования по гигиене труда и профессиональной патологии. Президиум медицинского факультета Уральского государственного университета (УГУ) принял решение об организации Института труда в составе кафедр профгигиены, техники безопасности, психофизиологии труда, клиники профзаболеваний. Об этом доложила 10/1 1924 г. на коллегии Уралоблтруда санинспектор М. Л. Шапиро-Арнштам. Коллегия постановила инициативу УГУ поддержать, и заведующему Уралоблтруда Оршанскому поставить в Наркоме труда вопрос об организации института профгигиены и отпуске средств8.

В связи с ликвидацией медицинского факультета в Свердловске проект этот осуществлен не был, и в марте 1925 г. Уралпрофсоветом и Уралоблтру-дом принято решение организовать при областном отделе труда лабораторию охраны труда, а в 5 промышленных округах (Свердловск, Нижний Тагил, Пермь, Златоуст, Челябинск) рабочие кабинеты®.

В октябре 1925 г. была организована лаборатория охраны труда. Ее первый руководитель инженер А. Я- Граусман принимал непосредственное участие в исследованиях на производстве и предложил оригинальную конструкцию актинометра10. В структуре лаборатории было хорошо оборудованное по тому времени химическое отделение, организованное инженером-химиком Н. Б. Барановым, и отделение профессионального отбора и профессиональной консультации под руководством врача Г. В. Мельце-ра. Позднее, в 1929 г., было открыто отделение физиологии труда, которым руководила Л. Н. Щеглова, работавшая до того на кафедре гигиены труда 1 Московского медицинского института и в Центральном институте охраны труда. Л. Н. Щеглова одна из первых на Урале начала работу по рационализации труда физиологическими методами. В феврале 1926 г. при поликлинике Верх-Исетского металлургического завода под руководством врача В. А. Ляпустина открылся Свердловский окружной кабинет по нзу-

4 Свердовский областной архив, ф. 277, оп. 1, ед. хр. 124, л. 30.

4 Свердловский областной архив, ф. 277, оп. 1, ед. хр. 363.

' Свердловский областной архив, ф. 272, оп. 1, ед. хр. 54, л. 4.

8 Свердловский областной архив, ф. 272, оп. 1, ед. хр. 54, л. 6—7.

•Свердловский областной архив, ф. 277, оп. 1, ед. хр. 20.

10 Годовой отчет Уралоблтруда, ф. 272, оп. 1, д. 722, л. 203.

чению профзаболеваний11. В 1927 г. кабинеты профзаболеваний были организованы в Нижнем Тагиле, Перми, Златоусте, Челябинске и Усолье.

В 1926 г. в Свердловске был открыт музей охраны труда, с экспозициями по физиологии труда, профвредностям, охране женского труда, охране труда подростков, технике безопасности, социальному страхованию12. Организация специальных учреждений, занимавшихся вопросами гигиены труда и профпатологии, стимулировала углубленное изучение условий труда и профессиональных заболеваний работающих, что нашло свое отражение в издании комплексных тематических сборников; в их составлении принимали участие санитарные инспектора, работники лаборатории и клиницисты — врачи кабинета профзаболеваний В. А. Ляпустнн; В. Д. Силич, и др.).

В изучении гигиенических условий работы на производстве с 1922 по 1930 г. активное участие принимали санитарные инспектора К- В. Кузнецова (Свердловск), Б. Б. Быховский, М. М. Миславская (Пермь), Н. П. Ломов и А. И. Зыкин (Нижний Тагил), М. А. Свидерская, 3. А. Степанов (Челябинск) и др. Работы многих из них помещены в специальных изданиях.

Близкое участие в изучении условий труда и связанных с ними профзаболеваний принимали ученые медицинских факультетов К. Н. Шапшев (гигиена), П. И. Чистяков (офтальмология), К. Л. Голшмид (дерматология), Н. Н. Дьяков и др. В конце 1930—1931 гг. на Надеждинском заводе и в Магнитогорске были организованы станции — филиалы Центрального института охраны труда.

Реконструкция ряда предприятий и грандиозное промышленное строительство, осуществленная в первой пятилетке, вызвало потребность в создании комплексного научного учреждения, которое разрабатывало и вопросы гигиены и охраны труда на Урале. Старый большевик, талантливый организатор здравоохранения, заведующий Уральским облздравотделом Бе-лостоцкий, инициатор создания ряда медицинских и научно-исследовательских учреждений в Свердловске, принял меры к строительству такого института. Оно началось в 1929 г. Во главе комиссии по наблюдению за строительством института был утвержден в октябре 1929 г. заведующий кабинетом профзаболеваний В. А. Ляпустин. В конце 1929 г. и начале 1930 г. на базе лаборатории охраны труда кабинета профзаболеваний и лаборатории организации труда, принадлежавших трем разным организациям, был создан объединенный Уральский государственный институт патологии, гигиены и научной организации труда по аналогии с Центральным институтом охраны труда Наркомтруда, Наркомздрава и ВСНХ.

Институт разрабатывал большую комплексную тему «Условия труда в угольных шахтах Кизелевского бассейна, оздоровительные мероприятия и рекомендации по научной организации труда». В конце 1931 г. он был реорганизован в 3 учреждения — Институт организации и оздоровления труда (в дальнейшем Институт охраны труда ВЦСПС), Институт гигиены труда и профзаболеваний и Уральский филиал Всесоюзного института по безопасности горных работ. В 1932 г. под руководством Б. Б. Быховского в Пермском медицинском институте была организована первая на Урале кафедра гигиены труда. Первые 2 института и кафедра существуют и поныне, они внесли большой вклад в развитие гигиены труда на Урале.

За первые 10 лет работы гигиенисты труда Урала получили большой фактический материал, чем способствовали созданию здоровых условий труда в ряде отраслей производства крупного промышленного района России.

11 Свердловский областной архив, ф. 277, оп. 1, ед. хр. 31, Донесение Свердловского окрздрава Уралоблтруду.

12 Свердловский областной архив, ф. 272, оп. 1, д. 722. Годовой отчет Уралоблтруда.

ЛИТЕРАТУРА. Быховский Б. Б. Гиг. безопасность и патология труда, 1930, № 6, с. 43,— Израель М. М. Гиг. труда, 1923, № 12, с. 81.— И з р а -ель М. М. Там же, 1924, № 9, с. 116.— Кузнецова В. П. Там же, 1928, № 10, с. 91.— Л я пуст и на В. А. (под ред.) Труд и здоровье рабочих прокатных цехов. Свердловск, 1930, в. 2.— Ломов Н. П., Зыкин П. И. Гиг. безопасность и патология труда, 1931, № 10—11, с. 126.—М и с л а в с к а я М. М. Там же, 1929, № 12, с. 108.— М и с л а в с к а я М. М., Быховский Б. Б. Там же, 1929, № 2, с. 21.— Миславская М. М. Труды 2-го Всероссийск. съезда по профессиональной гигиене и технике безопасности. М., 1930, с. 87.— Миславская М. М., П а л ш е в КН. Там же, 1930, с. 64.— Р о ж а н о в с к и й В. А. Гиг. труда, 1923, № 10—11, с. 87,— Р о ж а н о в с к и н В. А. Работа и здоровье работников связи г. Екатеринбурга. Екатеринбург, 1924.— Силич Г. Д. Гиг. безопасность и патология труда, 1930, № 2, с. 100.— Силич Г. Д. Там же, № 12, с. 49.— С в и д е р с к а я Ai. А. Там же, 1931, № 1, с. 78.— Она же. Там же, № 4—5, с. 134.— Степанов 3. А. Там же, 1930, № 3, с. 99.— Щербина Г. М. Гиг. труда, 1924, № 6, с. 83.

Поступила 3/IV 1972 г.

УДК 613/614(092) РЯЗАНОВ

Проф. К- А. Буштуева

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ РЯЗАНОВ

Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

27/VII 1973 г. исполняется 70 лет со дня рождения Владимира Александровича Рязанова — одного из ведущих советских гигиенистов, крупного ученого и педагога, видного организатора санитарного дела.

Интересен и многогранен трудовой путь Владимира Александровича. Окончив в 1926 г. медицинский факультет Воронежского университета, он долгие годы работал санитарным врачом в Пермской области, с 1943 по 1945 г. заведовал кафедрой коммунальной гигиены Пермского медицинского института, в 1945—1952 гг. был заместителем министра здравоохранения и главным государственным санитарным инспектором РСФСР. С 1951 г. он возглавлял кафедру коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей, а с 1962 г. до последних дней жизни являлся директором Института общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР.

Уже с первых лет работы практическим врачом проявились способности В. А. Рязанова к глубокому анализу и обобщениям: в 1934 г. появилась его первая монография «Методика изучения пылевого фактора в производстве», в которой дана классификация и критическая оценка методов исследования аэрозолей. Эта монография сыграла большую роль в отборе методов исследования пылевого фактора и не потеряла своего значения до наших дней.

Основные научные исследования Владимира Александровича посвящены проблеме гигиены атмосферного воздуха. Многолетние наблюдения за уровнями диффузного загрязнения воздуха вокруг промышленных предприятий помогли В. А. Рязанову установить основные закономерности распространения загрязнений в приземном слое атмосферы. Это было первое исследование, позволившее научно обосновать создание санитарного законодательства по охране атмосферного воздуха неселенных мест. Эта работа, обобщенная в виде докторской диссертации «Вопросы планировки городов в связи с проблемой дыма», осталась основным фундаментальным исследованием в этой области, и авторы всех последующих исследований лишь подтверждали и дополняли выводы, сделанные В. А. Рязановым еще в период становления санитарной охраны атмосферного воздуха как раздела коммунальной гигиены.

В указанной работе впервые были сформулированы принципы гигиенического нормирования атмосферных загрязнений, которые в дальнейшем были развиты Владимиром Александровичем и использованы в практике обоснования предельно допустимых концентраций вредных веществ. Кри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.