Вестник ПСТГУ
И: История. История Русской Православной Церкви.
2011. Вып. 6 (43). С. 50-57
Из истории пребывания епископа Кириона (Садзаглишвили) на покое в период 1908-1910 гг.
И. Е. Мельникова, В. В. Олевская
Статья посвящена епископу Кириону (Садзаглишвили), первому Католикосу-Патриарху Грузинской Церкви после восстановления ее автокефалии 12 марта 1917 г. В историографии личность епископа Кириона освещена неоднозначно и в основном касается его участия в так называемом автокефальном движении. Публикуемые документы из государственных российских архивов ГА РФ и РГИА позволят внести вклад в целостное описание разносторонней деятельности епископа Кириона.
Епископ Кирион (Садзаглишвили)1 стал первым Католикосом-Патриархом Грузинской Церкви (17.09.1917-26.06.1918) после восстановления ее автокефалии 12 марта 1917 г., объявленной в одностороннем порядке на съезде грузинского духовенства и мирян2.
Епископ Кирион родился 10 декабря 1854 г. в семье священника, окончив Тифлисскую духовную семинарию в 1876 г., проходил обучение в Киевской духовной академии, которую окончил в 1880 г. со степенью кандидата богословия. В период с 1883 до 1896 г. занимался преподавательской работой: в Одесской духовной семинарии (инспектор), в Телавском и Горийском духовных училищах (помощник смотрителя), затем в Кутаисском и Тифлисском духовных училищах (преподаватель). Пострижен в монашество 2 декабря 1896 г. архиепископом Владимиром (Богоявленским), Экзархом Грузии3; позже был возведен в сан игумена Кватахевского монастыря во имя Успения Божией Матери, затем благочинный монастырей Грузинской епархии и инспектор школ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе». В 1898 г. возведен в сан архимандри-
1 О служении и научной деятельности епископа Кириона, его вкладе в российско-грузинские научные отношения см. Мельникова И. Е. К истории восстановления автокефалии Грузинской Церкви 12 марта 1917 года // XIX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. Т. 1. М., 2009. С. 398-404; Мельникова И. Е. Некоторые малоизвестные обстоятельства из жизнеописания епископа Кириона (Садзаглишвили) // XX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. М., 2010. С. 321-324.
2 Съезд проходил в Патриаршем соборе Светицховели в г. Мцхета.
3 Священномученик митрополит Киевский Владимир ^ 25.01(07.02).1918 г.)
та, в том же году хиротонисан во епископа Алавердского, викария Грузинской епархии. С 1900 по 1902 г. епископ Горийский, викарий Грузинской епархии, с 1902 по 1903 г. епископ Балтский, викарий Подольской епархии, в 1903—1904 гг. епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии, в 1904—1906 гг. епископ Орловский и Севский, в 1906—1907 гг. — епископ Сухумский (переведен на эту кафедру по собственному желанию), с 1907 по 1908 г. епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. 15 февраля 1908 г. был уволен на покой и проживал в Куряжском монастыре (Харьковской епархии), затем — в Санаксарской пустыни (Тамбовской епархии) и далее в Херсонском Святого Владимира монастыре близ Севастополя (Таврической епархии). С 10 января 1915 г. по 1 августа 1917 г. епископ Полоцкий и Витебский. 1.08.1917 г. уволен, согласно прошению от управления епархией, вернулся в Грузию и 17 сентября 1917 г. Собором Грузинской Церкви избран Католикосом-Патриархом всея Грузии.
В историографии личность епископа Кириона освещена неоднозначно и в основном касается его участия в так называемом автокефальном движении4.
Одним из требований сторонников автокефального движения являлось введение грузинского языка в народных школах и при богослужении. Епископ Кирион претворял в жизнь эти положения во время недолгого пребывания на Сухумской кафедре, пока не был переведен на Ковенскую кафедру5.
Обнаруженные в государственных российских архивах ГА РФ и РГИА документы позволяют осветить отдельные эпизоды из жизни епископа Кириона в период от второй половины 1908 г. до начала1910 г.
В этот период епископ Кирион находился на покое в Куряжском монастыре Харьковской епархии после увольнения 15 февраля 1908 г. В результате событий,
4 Движение, возникшее в Грузинском Экзархате в конце XIX — начале XX в., направленное на восстановление автокефалии Грузинской Церкви. В 1905—1906 гг. вопросу обсуждения восстановления автокефалии Грузинской Церкви было посвящено значительное количество публикаций грузинских и российских церковных историков: священника Калистрата Цин-цадзе «Автокефалия Грузинской Церкви» (Тифлис, 1905); Ф. Жордания «Краткие исторические сведения об автокефалии Грузинской Церкви» (Тифлис, 1905); С. Горгадзе «Автокефаль-ность Грузинской Церкви» (Ответ на статью архимандрита Никандра «Об автокефальности Грузинской Церкви») (1905); К. Цинцадзе «Историческая справка по вопросу автокефальности Грузинской Церкви» (Ответ В. Самуйлову) (Тифлис, 1906); Топоте^ «Правда об автокефалии Грузинской Церкви» (Кутаис, 1906). Эта тема обсуждалась в многочисленных газетных статьях профессоров А. Цагарели, Н. Марра, А. Хаханова, а также Н. Н. Дурново, Я. С. Гоге-башвили, А. И. Натрошвили, И. И. Перадзе, А. Ф. Кипшидзе, священников Никандра Покровского, Корнелия Кекелидзе, Ионы Брихничева и других.
5 «По донесению Помощника Начальника Кутаисского губернского жандармского управления в Сухумском округе от 17 февраля 1907 г. за № 178, епископ Кирион, в бытность свою епископом Сухумским, был одной из главных поддержек существующей в названном округе партии социалистов-федералистов, поставившей своей задачей стремление к автономии Грузии. Упомянутый епископ домогался введения грузинского языка в народных школах и при богослужении; кроме того, он принимал участие в издании разного рода тенденциозных брошюр, доказывавших, что Сухумский округ составляет нераздельную часть Грузии; в виду чего епископа Кириона решено было перевести в Ковенскую губернию» (ГА РФ. Ф. 102 Д. 4. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 17).
связанных с расследованием обстоятельств убийства экзарха Никона6 (28 мая 1908 г.) Харьковский губернатор М. К. Катеринич обратился с ходатайством в Святейший Синод о переводе епископа Кириона «на покой в какой-либо другой монастырь в одной из северных губерний России»7. В качестве аргумента высказывалось мнение, свидетельствующее «о вредном влиянии Епископа Кириона на проживающую в Харькове в большом числе учащуюся молодежь из уроженцев Кавказа, каковое влияние трудно пресечь ввиду непосредственной близости Куряжского Преображенского монастыря к Харькову»8. Предложение властей Харьковской губернии было одобрено и принято решение о переводе его в Са-наксарский монастырь Тамбовской губернии9.
Направляясь из Харьковской губернии в Тамбовскую, епископ Кирион посетил Москву, где намеревался обратиться к врачам, для поддержания здоровья, в частности Голицинскую больницу, но, по распоряжению Тамбовского губернатора, вынужден был прервать лечение и отбыть к месту своего назначения10.
Следует отметить, что судьба епископа Кириона волновала многих его друзей и в Грузии, и в России. Для облегчения его участи грузинский анархист Вар-лаам Черкезишвили11, проживающий в Англии, поставил в известность общественность Европы с подробным изложением всех обстоятельств. В Европе было создано общество по защите епископа Кириона12.
В связи с этим в марте 1909 г. член Бельгийской палаты депутатов, председатель Лиги защиты прав человека и гражданина Джордж (Георг) Лоран обратился к председателю Государственной думы Н. Н. Хомякову с письмом, в котором просил помочь облегчить участь епископа Кириона. Не располагая сведениями
6 Епископ Кирион, в это время находящийся на покое в Куряжском монастыре Харьковской епархии, был обвинен в интеллектуальной причастности к убийству преосвященного Никона экзарха Грузии (09.06.1906-28.05.1908) (РГИА. Ф. 1579. Оп.1. Д.170). Л. 1-15; Д 157. Л. 1-14. д^АфтЬббофСд ЬдА^т ХйЗйАос1д ^бббоб (дЗоЫ). Ь^бАотдд^тЬ
Ь^Эт^о^^ 1917 1952. от&о^оЬо. 2001. 112- 116 (Вардосанидзе Серго, Анания
Джапаридзе, еп. Грузинская Православная автокефальная Церковь, 1917-1952 гг. Тбилиси, 2001. С. 112-116); дбАфтЬббофСд ЬдА^т. ЬА^^о^ф Ь^бАотдд^тЬ з5ф«^оз«Ь ЗбфАо^А^о ■д^ЭобфдЬо £|бдф5АдЬо зоАотб II. от&о^оЬо.1993 ад. 23. (Вардосанидзе С. Католикос — Патриарх всея Грузии Кирион II. Тбилиси, 1993. С. 23); боз«^5с1д дд. Ь^бАотдд^тЬ дЗ^эЬооЬ оЬфтАой. ¿■дотбоЬо. 1918. ад. 191 (Николадзе Е. История Грузинской Церкви. Кутаиси, 1918. С. 191); ЗО^ОбхэАоСэ 9. Ь^бАотдд^тЬ Ь^ботб^о'Ъ« ЭЗ^ЭЬооЬ 9«з^д оЬфтАой ^отбоЬо. 1918 ад. 130. (Келенджеридзе М. Правда об автокефалии Грузинской Церкви. Кутаиси, 1918. С. 130). Подробное освещение этих вопросов не является предметом данного сообщения.
7 ГА РФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д .72. ч. 11. Л. 13-13 об.
8 Там же. Л. 22. Основной причиной посещения Харькова епископом Кирионом была возможность пользоваться библиотекой Харьковского университета, так как, пребывая на покое, архиерей продолжал заниматься научными трудами, которые он не прерывал, несмотря на жизненные перипетии.
9 Там же. Л. 20. По сообщению начальника Харьковского охранного отделения № 219 от 13 января 1909 г., «При выезде из Куряжского монастыря Епископ Кирион отправил 46 пудов книг на станцию Гори Западных железных дорог» (ГА РФ. Оп. ДО. 1909. Д. 9. ч. 63. Л. 2 об.
10 ГА РФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 38 об.
11 В русской транскрипции Черкезов.
12Джавахишвили М. Святейший Кирион. Тбилиси, 1917. С. 3 (Цит. по.: Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории России. Тбилиси, 2005. С. 12).
об обстоятельствах, изложенных в письме, Председатель Государственной думы связался по этому вопросу с П. А. Столыпиным, исполнявшим в этот период обязанности министра внутренних дел: «Не будучи знаком с делом епископа Кириона, позволяю себе обратиться к Вашему Превосходительству с просьбою не отказать в сообщении мне обстоятельств указанного дела»13. К письму было приложено и обращение Д. Лорана.
Изучив факты, изложенные в обращении Д. Лорана, 17 марта 1909 г. в письме за № 64113 П. А. Столыпин ответил председателю Государственной думы: «...имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что против прожившего в минувшем году на покое в Куряжском Преображенском монастыре, Харьковской губернии, и ныне переведенного по распоряжению Святейшего Синода в Санаксарский монастырь, Тамбовской губернии, бывшего Сухумского Епископа Кириона никаких мер административного воздействия принимаемо не было и никакого производства о высылке его куда-либо в административном порядке не имеется»14.
В связи с этим в июле 1909 г. в Святейшем Синоде было пересмотрено решение от 9 декабря 1908 г. об отмене пенсии епископу Кириону15.
Святейший Синод постановил: «1. Снестись с Министром юстиции по вопросу о том, закончено ли и к каким результатам пришло предварительное следствие, производившееся в Тифлисе по делу об убийстве Экзарха Грузии, Архиепископа Никона. 2. Войти с кем следует в сношение о том, остаются ли в силе препятствия к производству Преосвященному Кириону назначенной ему пенсии и буде таковых препятствий ныне не оказывается, не могут ли быть сделаны зависящие распоряжения к производству означенной пенсии»16.
После консультаций с министром юстиции и ходатайства обер-прокурора Святейшего Синода17 Совет Министров принял решение: «...ввиду прекращения судебного следствия, подозрения, упадавшие на Епископа Кириона, должны быть признаны недоказанными, и потому в настоящее время не усматривается более причин отказывать ему в пенсионном обеспечении»18.
Надзор над епископом Кирионом после вмешательства в его судьбу европейских правозащитников и официального снятия с него обвинений в причастности к убийству экзарха Никона был ослаблен, но до 1912 г. он продолжал пребывать в Санаксарском монастыре и, видимо, имел возможность время от времени покидать его19. В 1912 г. епископ Кирион был переведен в Херсон в Свято-Владимирский монастырь20.
13 ГА РФ .Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 40. Письмо № 869 от 16 марта 1909 г.
14 Там же. Л. 43. Обращает на себя внимание, что ответ был подготовлен в течение дня. № 64113 от 17 марта 1909 г.
15 «По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному, в 26 день августа 1908 г., положению Совета Министров уволенному на покой Преосвященному Ковенскому, епископу Кириону, назначена была пенсия из казны в размере 1000 рублей в год» (ГА РФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 45).
16 Там же. Л. 46.
17 Обязанности обер-прокурора Святейшего Синода в означенные хронологические рамки исполняли П. П. Извольский (27.07.1906-05.02.1909) и С. М. Лукьянов (05.02.1909-02.05.1911).
18 ГА РФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Л. 45.
19 Там же. Оп. 1910. Д. 20. Ч. 79. Л. 22. В статье газеты «Закавказье» № 39 от 18 февраля 1910 г. было сообщено, что епископ Кирион приезжал на лечение в Санкт-Петербург.
20 В 1914 г. епископ Кирион обратился к императору Николаю II с прошением освободить
Выше приведенные обстоятельства из жизни и служения епископа Кирио-на, документально подтвержденные материалами, обнаруженными в ГА РФ и РГИА, свидетельствуют о непростой судьбе архиерея, служение которого проходило в сложный для Грузинской и Русской Православных Церквей период.
Судьба этого грузинского иерарха, духовного писателя, историка и богослова, болевшего душой за свою родину, непроста, и многие обстоятельства его и жизни и трагической кончины требуют более детального рассмотрения с привлечением возможно более широкого спектра материалов и усилий и российских и грузинских историков.
В приложении к статье публикуется обращение в правительственные структуры бельгийского правозащитника Д. Лорана по поводу сложных отношений в Грузинском Экзархате.
Этот документ приводится по копии, хранящейся в ГА РФ. Подлинники рассматриваемого комплекса документов, поступившие в Кабинет Министров и Государственную думу, зарегистрированы в фондах РГИА. Письмо Председателя Бельгийской лиги защиты прав человека и гражданина, члена Бельгийской палаты депутатов Джорджа (Георга) Лорана поступило в Государственную думу и по журналу входящих документов оно зафиксировано 16 марта 1909 г. (Ф. 1278. Оп. 3. Д. 253. Л. 123, 123 об.); 20 марта 1909 г. пришел ответ от Министра внутренних дел П. А. Столыпина по запросу Председателя Государственной думы Н. Хомякова (Вх. № 1688, 20 марта (1909 г.) (Ф. 64114. Министерство внутренних дел), где сообщалось, что против «бывшего Сухумского епископа Кириона никаких мер административного воздействия принимаемо не было». В РГИА подлинников документов, зарегистрированных в журналах входящих и исходящих бумаг (документов), отмеченных в описи, обнаружить не удалось. Документ публикуется с учетом правил современной орфографии и пунктуации.
его от строгого надзора. Прошение было удовлетворено, и епископ Кирион был назначен на управление Полоцкой и Витебской епархией, где он продолжал свою деятельность до середины 1917 г. (Архив Грузинской Патриархии. Фонд епископа Кириона. Л. 17. Цит. по.: Кирион, еп. Культурная роль Иверии в истории России. Тбилиси, 2005. С. 13).
Приложение
Письмо Д. Лорана Председателю Государственной думы Н. Н. Хомякову
Брюссель, 20 марта 1909 г.
Господин Председатель!
Грузинские студенты Брюссельского Университета пришли ко мне с просьбой ходатайствовать перед Вами об их соотечественнике, архиепископе Кирио-не21 и просить Вас как председателя естественного органа защиты прав русских граждан, обладающего соответствующими правами, выяснить положение этого почтенного старца, который без суда, без объяснений был далеко выслан из своей страны и о котором на сегодняшний день нет никаких сведений22.
Его назначили на низшую священническую должность (Un poste ecclesiastique inférieur) в Ковно23. Это перемещение для человека такого возраста уже само по себе было очень мучительным. Он предпочел сложить с себя полномочия архиепископа и попросил Святейший Синод позволить ему провести остаток дней простым монахом в одном из монастырей на Юге. В этой милости ему было отказано. Ему определили для проживания Куряжский монастырь Харьковской епархии24. Он пребывал там с 25 апреля до 28 декабря прошлого года25, дня, когда он был отправлен в Москву26. Он прибыл туда тяжело больным и не смог добиться отправки на Юг для лечения27.
21 Так указан сан епископа Кириона в тексте письма Д. Лорана.
22 После пребывания на Сухумской кафедре (03.02.1906-25.01.1907) епископ Кирион в результате перемещения стал епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. В переписке, вызванной письмом Д. Лорана, он именуется «бывшим Сухумским». См.: письмо Н. Н. Хомякова П. А. Столыпину № 869 от 16 марта 1909 г. (ГА РФ. Ф.102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 40), письмо П. А. Столыпина Н. Н. Хомякову № 64113 от 17 марта 1909 г. (Там же. Л. 43). Далее в цитировании официального документа от 26 августа 1908 г. при увольнении на покой и назначении пенсии епископ Кирион именуется «Преосвященным Ковенским» (Там же. Л. 46). Предположительно это можно объяснить обвинением в причастности епископа Кириона к убийству экзарха Никона.
23 В действительности же епископ Кирион был уволен на покой 15 февраля 1908 г.
24 О выборе места пребывания на покое Куряжского монастыря Харьковской губернии материалов не обнаружено.
25 После обращения Харьковского губернатора М. К. Катеринича с просьбой перевести «бывшего Сухумского епископа Кириона» из Куряжского Преображенского монастыря определением Святейшего Синода от 20 декабря 1908 г. № 9168 он был переведен в Санаксарский монастырь Тамбовской губернии (ГА РФ. Ф. 102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 20). Решение Святейшего Синода было доведено до сведения Тамбовского губернатора Н. П. Муратова. Письмо № 63175 от 12 января 1909 г. (ГА РФ. Ф.102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 21-22).
26 После принятия решения Святейшим Синодом о переводе в Санаксарский монастырь Тамбовской губернии 13 января 1909 г. епископ Кирион прибыл в Москву в сопровождении студента Харьковского университета Евгения Ивановича Шоламберидзе (Там же. Л. 38).
27 Сведений о ходатайстве в Москве епископа Кириона по данному вопросу не обнаружено.
10 января в Голицинской больнице в Москве, ночью он был поднят полицией и административным предписанием был депортирован в место, о котором ничего неизвестно28.
Грузинские студенты надеются на Ваше авторитетное вмешательство с целью доброжелательного рассмотрения положения несчастного клирика, почтенный возраст и сан которого заслуживают этого, и в любом случае он не может быть осужден без суда и защиты.
Это мне кажется естественным, и я без колебаний обращаюсь к Вам как Председателю Палаты депутатов России, возглавляющему орган столь высокого уровня, не сомневаясь, что Вы, в свою очередь, проявите добрую волю и сможете это донести до сведения Императорского Правительства и добиться для грузинского архиерея элементарных гарантий правосудия, которых он требует.
Именно с этой надеждой и чаяниями прошу Вас, Господин Председатель, принять мои уверения в глубоком почтении.
Председатель Бельгийской Лиги защиты прав человека и
Гражданина Джордж Лоран Член Бельгийской палаты депутатов
Господину Председателю Государственной Думы Санкт-Петербург
ГА РФ. Ф.102. Оп. 1908. Д. 72. Ч. 11. Л. 41-42. Копия. Машинопись. Пер. с фр. яз.
Ключевые слова: епископ Кирион (Садзаглишвили), убийство экзарха Грузии архиепископа Никона (Софийского), Грузинская Автокефальная Церковь, экзарх Грузии Владимир Богоявленский, Председатель Бельгийской Лиги защиты прав человека и гражданина Джордж Лоран.
28 На излечение в Голицинскую больницу епископ Кирион поступил 16 января 1909 г. В этот же день был получен телеграфный отзыв Тамбовского губернатора о том, что Кирион, по распоряжению епископа Иннокентия, должен немедленно оставить Москву и выехать по Казанской железной дороге в Санаксарский монастырь Темниковского уезда, названному епископу Кириону было предложено утром 17 января немедленно оставить Москву, что он и сделал (Там же. Л. 38 об.).
Some Pages of the Biography and Service of Bishop Kirion (Sadzaglishvili) in 1908-1910
I. I. Melnikova, V. V. Olevskaia
The publication covers the life period of the first Catholicos-Patriarch of all Georgia after the autocephaly's restoration of the Georgian Church on March, 12th 1917. In historiography the identity of bishop Kirion was interpreted in different ways. It concerns his participation in «an autocephalous movement». These documents from the Russia state archive, GA RF and RGIA, make it possible to bring the valuable contribution to the description of the many-sided activities of bishop Kiriona.
Keywords: Bishop Kiprian (Sadzaglishvili), murder of Georgia Exarch archbishop Nikon (Sofiyskiy), the Georgian Autocephalous Church.