Научная статья на тему 'Из истории повседневной жизни советского города: досуг магнитогорцев (1929-1935)'

Из истории повседневной жизни советского города: досуг магнитогорцев (1929-1935) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
502
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макарова Н. Н.

The soviet authority aspired to use all free time of the population for education of a new person the person of the socialist society that is a patriot, a worker and a fighter for justice. Magnitogorsk became a vivid example of a new way of life for all Soviet Union, including organization of leisure. So, local and central authorities paid significant attention to formation of various forms of leisure of the population. The author examines specified programms of pastime at Magnitogorsk population and analyzes the reasons of their failure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF DAILY LIFE OF SOVIET CITY: MAGNITOGORK PEOPLE' LEISURE (1929-1935)

The soviet authority aspired to use all free time of the population for education of a new person the person of the socialist society that is a patriot, a worker and a fighter for justice. Magnitogorsk became a vivid example of a new way of life for all Soviet Union, including organization of leisure. So, local and central authorities paid significant attention to formation of various forms of leisure of the population. The author examines specified programms of pastime at Magnitogorsk population and analyzes the reasons of their failure.

Текст научной работы на тему «Из истории повседневной жизни советского города: досуг магнитогорцев (1929-1935)»

LITERARY PROCESS OF 1930-s AS MEANS OF FORMATION AND PROPAGATION OF THE FIRST WORLD WAR IMAGE

O.Yu. Starodubova

The Soviet authority exerted rigid control over fiction, seeing it as effective means of influence on public consciousness. In 1930-s the fiction was a part of the huge propaganda mechanism. The Soviet writers were considered by authority as a group of ideological fighters, and the works created by them served as «true weapon» to protect the state against external enemies. The process of making those propaganda «weapons» was aimed at creating the image of the First World War completely corresponding to ideological canons.

© 2008 г.

Н.Н. Макарова ИЗ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ГОРОДА: ДОСУГ МАГНИТОГОРЦЕВ (1929-1935)

Свободное время, его объем и содержание являются показателями культурных ориентиров населения и оказывают значительное влияние на представления и поведенческие реакции людей. Свободное время человека является наиболее ценным объектом изучения повседневной жизни населения, поскольку именно в свободное от работы время люди совершают действия, важные для них сами по себе. Аргументом в пользу суждений о важности досуга в повседневной жизни населения является особое внимание советской власти, уделяемое вопросам организации и попыткам регулирования досуга. Одним из основных регуляторов досуга населения стало законодательство. Декрет о восьмичасовом рабочем дне фактически стал гарантией о наличии у горожан 16-18 часов, свободных от трудовой деятельности1.

Свободное время населения власть стремилась использовать для воспитания нового человека — человека социалистического общества, патриота, труженика, борца за справедливость. Магнитогорск стал ярким примером нового образа жизни для всего Советского Союза, в том числе и в плане организации досуга. Но специфический контингент населения города2, первостепенная задача возведения металлургического комбината и значительные материальные трудности концентрировали внимание на формировании элементарного уровня культуры у магнитогорцев. Заметим, что особое внимание власти города уделяли развитию досуга детей и подростков, которым отводилась ответственная роль строителей светлого будущего. Необходимым представлялось, чтобы каждый стремился проводить свое свободное время коллективно. Главным условием для такого коллективного времяпрепровождения виделось предоставление возможностей.

Развертывание работ по культурному строительству в Магнитогорске началось с момента организации Горсовета в сентябре 1930 г.3. До этого времени, несмотря на то, что строительство металлургического завода и города имело более чем годовую историю, а население города составляло около 30 тысяч

4 5

человек , сеть культурных учреждений практически отсутствовала .

Попытка классифицировать все виды досуга, имевшие место в Магнитогорске, предпринимается впервые и не претендует на всесторонность. Мы попытаемся выявить основные формы времяпрепровождения горожанами. В Магнитогорске преобладали следующие формы досуга: культурно-массовые (театр, кино, цирк, клубы), спортивно — массовые (физическая культура и спорт), массово-развлекательные (прогулки, танцы) мероприятия, детский отдых (пионерские лагеря, детские площадки, кружки) и культурно-индивидуальный / массовый досуг (чтение, поэзия, самодеятельность).

Клубы в Магнитогорске появились в 1930 г. Исследователи определяют клуб в советскую эпоху как сложившийся в условиях социализма специфический общественный институт, осуществляющий путем передачи информации и средствами общения воспитание, просвещение, развитие творческих способностей и отдых большой разнородной аудитории в соответствии с установками и задачами социалистического общества6. По данным магнитогорского городского архива, в городе на 1 сентября 1930 г. было два клуба временного типа, 1 января 1931 г. — три, а к началу 1932 г. планировалось открыть еще один клуб7. Клубы временного типа представляли собой здания — бараки примитивной конструкции, которые даже в большинстве случаев не отапливались. К тому же клубов было настолько мало, что горожане не могли попасть на мероприятия, организованные Горсоветом или Гороно. В книге Николая Маркевича «Рождение гиганта» достаточно объективно зарисована ситуация свободного времяпровождения рабочими после трудового дня: «В бараке грязь и вечный шум. Высоко подвешенная лампочка не дает читать... Клуб вмещает 300 человек, а на строительстве до 15 тысяч8 человек. По вечерам из грязных барачных углов выползают сплетни, похабные анекдоты и песни, они топят ростки нового»9. Фактически магнитогорские клубы не могли обслуживать население города. Стоит отметить, что сеть клубов по Уралу также не отвечала потребностям населения. По данным за 1932 г., на Урале в имеющихся 329 клубах зрительный зал в среднем рассчитан на 267 мест, а для кружковой работы отведено не более трех комнат10. По данным на 1 января 1934 г., в Магнитогорске действовала сеть клубов, включавшая 16 учреждений. Располагались клубы на территории города таким образом, чтобы охватить влиянием как можно большее число магнитогорцев11.

Основными задачами, которые должны были выполнять клубы, представлялись коммунистическое воспитание, поднятие культурного уровня трудящихся, помощь партийным и общественным организациям, распространение опыта передовиков и пропаганда. Несомненно, что все названные задачи пытались реализовывать в магнитогорских клубах, однако популярность последних среди населения Магнитогорска и постоянные жалобы на недостаточность клубов объяснялась отсутствием альтернативы. Именно клубы нового индустриального центра осуществляли показ кинофильмов, театральных постановок, прово-

дили танцы и т.п. В целом культурная жизнь магнитогорцев была сосредоточена вокруг клуба.

Значительная роль в деле воспитания нового человека советского типа отводилась таким традиционным формам досуга, как кино и театр. Огромное значение советская власть придавала кинематографу, который, по ее мнению, должен был укреплять советскую идеологию. Популярность кино среди населения, его способность сильно и эмоционально воздействовать на зрителей, по словам И.Б. Орлова, побудили большевиков к активному его включению в процесс воспитания населения и глорификации достижений советской власти. В целом советское киноискусство развивалось быстро, росло число киноустановок и в Магнитогорске. По данным на 1930-1931 гг., в городе было 34 киноустановки, из которых 11 являлись стационарными, 23 — передвижными. В 1932 г. планировалось открытие еще 20 кинообъектов. Однако имеющиеся кинооборудование практически не использовалось в Магнитогорске. Киноустановки работали всего на 25 % от возможной мощности12. Подобная ситуация объяснялась, с одной стороны, плохой организаций поставок кинолент в город на начальных этапах, с другой стороны, слабой информированностью населения о новинках кино. Если учесть численность населения города в 1931 г., то имеющиеся киноустановки не могли удовлетворять потребности всех горожан. При полном использовании кинооборудования каждый житель города мог посещать кино не более одного раза в месяц13. Постройка специального здания под кинотеатр с повестки дня не снималась. Исполнительный комитет Магнитогорска неоднократно обсуждал вопрос о необходимости строительства звукового кинотеатра. В результате в апреле 1932 г. был открыт кинотеатр «Магнит». Со временем показатели кинопроката улучшились в основном за счет нормализации работы киноустановок и отсутствия простоев. В 1934 г. в городе действовал кинотеатр «Магнит» с двумя кинозалами, две стационарных киноустановки в клубах «Горняк» и ГПУ и 10 передвижных киноустановок при городских клубах14.

В Магнитогорске демонстрировали фильмы двух типов — способствовавшие укреплению «классового самосознания рабочих» и укоренению советской мифологии в сознании населения, и учебно-развивающие фильмы. Последние должны были способствовать формированию у населения элементарной культуры. Учебно-развивающие фильмы «обучали» горожан водным процедурам, методам борьбы с клопами и другими вредными насекомыми, демонстрировали примеры здорового образа жизни и культурного времяпрепровождения. В частности, в Магнитогорске показывали фильмы «Борьба с насекомыми»15, «Водные процедуры»16. Заметим, что горожан на подобные киносеансы водили строго организованно под контролем партийных и комсомольских работников. Население не испытывало тяги к просмотру учебных кинофильмов, поэтому достаточно часто магнитогорцев снимали с работы для коллективного посещения кино. Однако именно эти кинофильмы должны были формировать так называемый базовый уровень культуры — привычки мыться с мылом, чистить зубы и не плевать на пол17.

Билеты на художественные фильмы горожане также не всегда стремились покупать по собственной инициативе. Возможно, бюджет магнитогорцев просто не позволял регулярно посещать кинотеатр18. В большинстве случаев биле-

ты в кино магнитогорцы получали в качестве награды за ударную работу и перевыполнение плана. Практиковали также коллективные походы в кинотеатр «всем бараком»19. Во время организации городских праздников культуры20 билеты в кинотеатры распространялись бесплатно через профсоюзы21. Но в целом интерес горожан к художественным фильмам был выше, несмотря на то, что большинство кинофильмов были немыми. В Магнитогорске демонстрировались новинки кинопроката — «Первая и последняя»22 , «Перегон смерти», «Невероятно, но факт»23, «Разгром»24, «Мать»25, «Белый орел»26, «Карме-люк» , «Тихий Дон»28, «Город под ударом»29, «Конвейер смерти»30, «Великий утешитель»31 и др. Заметим, что разные кинофильмы демонстрировали одновременно, т.е. у горожан был выбор, на какой киносеанс пойти. Например, 6 июля 1933 г. в кинотеатре «Магнит» в большом зале демонстрировались фильмы «Перегон смерти» и «Невероятно, но факт», в малом зале — «В тайгу за метеором»; в поселке Магнитный шел художественный фильм «Гаджи Кара», в клубе ЦЭСа — «Девушка с дальней реки»32. Наибольшей популярностью пользовались звуковые художественные фильмы комедийного жанра, гремевшие в первой половине 1930-х гг. по всему Советскому Союзу. Кинокартинам был не только присущ жизнеутверждающий юмор, сатира на бюрократизм, волокиту, но они выполняли социальную и художественную роль, формируя вкусы зрителей, стереотипы поведения.

Среди фильмов, задачей которых было воспитание и укрепление самосознания рабочих, особое место занимали хроникально-документальные фильмы о Магнитогорске. В первые годы строительства завода и города на Магнитострое часто бывали киноэкспедиции. В частности, в начале 1930-х гг. в Магнитогорске работали съемочные группы Уралсовкинохроники и Союзкинохроники. Только что отснятые фильмы демонстрировались строителям, пропагандируя опыт передовиков и достижения ударников. Наиболее известным стал документальный фильм об ускоренных темпах строительства «Сталь в срок», который демонстрировали рабочим в бараке33. В прокатном фонде Магнитогорска в основном были кинокартины советского производства. Незначительную часть кинокартин составляли фильмы иностранного производства (не более 5 %).

Сеть зрелищных организаций в Магнитогорске включала в себя драматический театр на 640 мест, цирк на 2200 мест, театр малых форм на 250 мест. Учитывая численность населения города, на каждого магнитогорца приходилось не более 1 посещения одного из указанных культурных заведений в два месяца, что, по мнению Горсвета, было «явно недостаточно»34. Кроме того, все здания были либо временного типа, либо недостроены. Так, временное здание театра предполагалось снести в начале 1932 г. Цирк, несмотря на то, что здание недострое-но, — «имеющийся цирк до сих пор не закончен стройкой полностью, нет ото-

35

пления, штукатурки»35, — принял за период с 1 июня по 1 декабря 1931 г. 183000 зрителей. Со временем здание цирка было достроено, был возведен второй этаж, на котором предполагалось разместить ресторан, комнату матери и ребенка, детскую комнату, шахматно-шашечную, библиотеку-читальню, комнату выставок, киоски ОГИЗа36. К цирку, как и ко всем зрелищным организациям, предъявлялось требование нести в массы политические идеи, дисциплинировать моло-

дежь, воспитывать ее, осмеивать халтуру и рвачество на производстве и в быту. В «Магнитогорском рабочем» печатались статьи, приветствовавшие инициативу в деле «политической сатиры». Так, об артисте В. Лазаренко говорилось: «Это не только первоклассный цирковой артист, прекрасный прыгун, талантливый клоун, но и политический сатирик на арене цирка, который заставляет зрителей смеяться и вооружаться для дальнейшей борьбы с лжеударниками, лодырями и

37

летунами»37. Цирк представлял не только традиционные программы, но и создавал при помощи трамовцев постановки, наибольшей популярностью среди которых пользовалась постановка «Штурм Перекопа»: «...Оружейных выстрелов и пушечных залпов было настолько много, что к концу постановки получилось нечто вроде дымовой завесы. Мы можем вполне поручиться, что каждый гражданин, побывавший на постановке... ‘’понюхал пороху’’...»38. Несмотря настоль значительную идеологическую нагрузку, цирк оставался любимым местом развлечения магнитогорских детей и подростков. Коллективные походы в цирк в первой половине 1930-х гг. имели широкое распространение.

Рождение театрального искусства в городе относится к 1930 г., когда в Магнитогорск по путевке ВЛКСМ прибыли молодые режиссеры М. Арш и З. Леби-динская. В городе предпринимались попытки создания самодеятельных коллективов театра «Синей блузы» и ТРАМа. В протоколе № 4 заседания горкома ВКП(б) от 26 августа 1931 г. отражены решения о необходимости создания в городе театра рабочей молодежи и о его качественном снабжении. ГорОНО заключал специальные договоры о принятии на работу в качестве организаторов самодеятельной театральной работы специалистов из Москвы и Ленинграда39. В 1931 г. на базе агитбригады был создан ТРАМ. Его руководителями были назначены М. Арш и З. Лебидинская40. Первым большим спектаклем молодого театра была пьеса «Армия мира» Ю. Никулина. У театра не было своего помещения, поэтому он работал на разных сценических площадках городских клубов. Осенью 1937 г. на базе ТРАМа был создан драматический театр имени А.С. Пушкина41.

Театр также являлся пропагандистом идеологии советского государства. ТРАМ занимался постановкой не крупных спектаклей, а представлял так называемые малые формы: куплеты, водевили и миниатюры. Наибольший резонанс получили постановки «Военизированный комсомол», «На генеральный путь», «За культбарак», «Паразиты»42, названия которых говорят сами за себя. Театр, однако, не пользовался популярностью среди населения. Незначительный период в Магнитогорске работал ТЮЗ43.

Среди массовых мероприятий как форм досуга населения значительное внимание уделялось физкультуре и спорту. Первые физкультурно-спортивные общества в Магнитогорске были организованы в 1932-1934 гг. Наиболее известным спортивным объединением было объединение физкультуры и здоровья «Магнит», существующее в городе и в настоящее время. В Магнитогорске регулярно организовывали лыжные кроссы, как среди рабочих различных предприятий города, так и среди школьников44. Стоит отметить, что подобные мероприятия в Магнитогорске проводились регулярно. Спорту и физкультурному движению в городе придавали большое значение. Горожанам пытались прививать идеи здорового образа жизни, пытались проводить регулярные утренние

зарядки. К тому же спорт и физкультура рассматривались как наиболее целесообразная форма отдыха и досуга населения: «...формы отдыха... могут быть налажены таким образом, чтобы давать максимум полезного отдыха утомленным за время работы частям организма и в то же время представлять собой значительную воспитательную ценность... организованная физкультура — воспитательна и выгодна с точки зрения общественной гигиены»45. Однако поставленные цели не всегда достигались. Условия жизни и труда зачастую не позволяли проводить гимнастику. Исключение в этом случаи составляли образцовые бараки, в которых проживали комсомольцы и коммунисты. Они своим примером показывали пример здорового образа жизни46.

Среди наиболее любимых и распространенных видов досуга у магнитогор-цев были прогулки на озере Банное в летнее время и танцы на танцплощадках и в клубах города. Обычно танцы начинались после проведения киносеансов или собраний. Местные газеты сообщали о прогулках рабочих на озере, о конкурсах, проходивших на территории базы отдыха, о танцплощадках и оркестрах. Для магнитогорцев организовывали базы отдыха, санатории и дачные поселки, начиная с 1932 г. Именно на территории загородных дач и санаториев горожане и предпочитали совершать прогулки, вдали от городского шума. Основными базами отдыха являлись дачи на озере Банное, станции Джабык и Карагайский бор. Стоит отметить, что не все магнитогорцы могли получить путевку в санаторий. Право отдыхать в подобных санаториях имели исключительно инженерно-технические кадры, квалифицированные специалисты и рабочие ударники47. Вечерние прогулки по городским паркам или же просто по улицам города были достаточно распространенным видом досуга в Советском Союзе в 1920—1930-е гг. Однако магнитогорцы были лишены возможности совершать пешие прогулки: сказывалось отсутствие дорог и освещения улиц в городе в первой половине 1930-х гг.

Примечательно, что на начальном этапе детское население Магнитогорска практически не учитывалось при организации культурно-массовых мероприятий. «Для детей нет ни единого специально построенного культучреждения»48. Говорилось о необходимости создания при каждом клубе в городе специальных комнат для детей. В «Магнитогорском рабочем» также публиковались статьи о недостатках внешкольной работы с детьми49. Структура детского времяпрепровождения в Магнитогорске была строго регламентирована. Объяснялось это не только необходимостью для детей соблюдать режим дня, но и желанием властей города оградить детей и подростков от вредного влияния. Заведующий горОНО предлагал увеличить время пребывания детей в школе, «чем отправлять их в неблагоустроенный барак»50. В результате принятых мер дети города все свободное от учебы время проводило на внешкольных мероприятиях: конкурсы, олимпиады, сдача культурных нормативов, отдых в летних пионерских лагерях51. Последние были традиционной формой досуга детей и подростков в летнее время. Обеспечением лагерей продуктами питания и ремонтом помещений занимался Челябинский областной отдел народного образования52, а финансирование детского отдыха формировалось из нескольких источников: средства профсоюзов, горсовета и родителей53. Однако проверка детских учреждений в июне 1934 г. выявила множественные нарушения санитарных норм и

оценила условия проживания детей как неудовлетворительные54. Тем не менее стремление поехать летом в лагерь у магнитогорских школьников было огромным. Одновременно и родители пытались достать путевки в лагерь для своих чад. Объяснялось это тем, что летом в условиях масштабного строительства в городе было слишком пыльно, школы прекращали деятельность и дети фактически оставались без присмотра, а пионерские лагеря располагались в более экологически чистых районах (Анненск, Великопетровка, Верхнеуральск). Кроме того, с детьми проводились оздоровительные мероприятия. Получить путевку в пионерский лагерь было не просто. Из 10000 детей в 1934 г. в лагере отдохнули только 3000 школьников, для остальных в Магнитогорске создали специальные детские площадки. Распределение путевок осуществлялось в соответствии с заслугами родителей — в первую очередь путевки получали ударники55. Во всех формах детского досуга и самодеятельности сказывалось идеологическое воспитание.

Самодеятельность пытались развивать и среди взрослого населения города. В начале 1930-х гг. в силу разнообразных причин массовая самодеятельность не получила широкого распространения. Влияние оказывали сложности бытового характера, значительная текучесть рабочей силы, отсутствие специалистов-ор-ганизаторов. Однако с 1934-1935 гг. самодеятельность в Магнитогорске начала активно развиваться. Основным способом развития художественной самодеятельности в Магнитогорске стала организация кружковой работы в клубах и школах. Кружки были самые разнообразные: музыкальные (струнный, духовой), ритмический, драматический / театральный, кройки и шитья, литературный, метателей гранат и др. Из литературного кружка фактически сформировалась в 1930 г. литературная группа «Буксир». Кружковцы занимались не только творческой деятельностью. В силу незначительного числа культучреждений в Магнитогорске в целях идеологического воздействия на массы решено было задействовать организованную сеть кружков. Предполагалось охватить политико-воспитательной работой в кружках не менее 25 % рабочих города56. Столь амбициозные планы реализовать не удалось. В кружки преимущественно ходили дети и подростки, а рабочие отдавали предпочтение иным формам досуга. Причин тому было несколько: во-первых, несоответствие содержания кружковой работы запросам взрослого населения, во-вторых, нежелание большинства взрослого населения посещать непривычные для них кружки. Женщины предпочитали тратить свободное время на домашние дела и семью, значительная часть мужчин отдавала предпочтение традиционному времяпровождению — посещению питейных заведений. На собраниях рабочих довольно часто звучали фразы: «Я эти два дня пьянствовать буду...», «Я лучше... пьянствовать буду57.

В связи с введением всеобщего обучения и стремлением ликвидировать неграмотность большое внимание было обращено на библиотечное дело в стране и в Магнитогорске в частности. Становление библиотечного дела в СССР сопровождалось значительными трудностями. Еще сложнее ситуация оказалась в городе-новостройке. Отсутствие помещений, квалифицированных кадров и, непосредственно, библиотечных фондов — серьезно затрудняли как доступ населения к литературе, так и использование библиотек в качестве орудия формирования коммунистического мировоззрения. Уровень доступа горожан к

книгам в 1930—1931 гг. был низким. Общий книжный фонд библиотек города на 1 августа 1931 г. составлял 100.000 экземпляров, в том числе книги технической библиотеки заводоуправления (ее литература была недоступна для массового читателя: «пользоваться библиотекой могут только сотрудники... Сотрудникам других учреждений книги выдаются с разрешения главного инженера или его заместителя»58). В городе в 1931 г. действовал один книжный магазин ОГИЗа с сетью киосков. За период с 1 января по 1 августа 1931 г. в городе было продано книг на сумму 150.000 рублей, т.е. каждый горожанин тратил на книги в месяц не более 13 копеек59. После изъятия из фондов библиотек всех изданий до 1926 г., принадлежащих перу оппозиционеров, эмигрантов, а также ряда произведений русской классической и зарубежной литературы в соответствии с инструкцией по отбору книг научно-исследовательского института детской литературы НКП РСФСР от 1932 г., фонд магнитогорских библиотек значительно истощился. Признавая неудовлетворительное состояние библиотечной сети, городскому отделу народного образования предлагалось обратить особое внимание на развертывание «массовой передвижной систематической работы в бараках и среди детей...»60. В рамках постановления горОНО от 23 марта 1932 г. в Магнитогорске предполагалось организовать детский коллектор, который должен был стать центром распространения литературы среди детей61. Уральская партийная организация требовала ликвидировать «книжный голод» на Урале и добиться по крайней мере наличия двух книг на жителя города62. К 1 января 1934 г. в Магнитогорске была развернута сеть библиотек, включавшая центральную городскую библиотеку и центральную детскую библиотеку на 5 участке, 7 библиотек при клубах и филиалы названных библиотек в каждом районе Магнитогорска63. Чтение как вид досуга магнитогорцев в начале 1930-х гг.

было характерно прежде всего для детей и молодежи, включенных в обществен-64

ную жизнь .

Кроме перечисленных форм досуга значительную роль в повседневной жизни горожан, а также в вопросах становления культурного строительства в Магнитогорске играли средства массовой коммуникации, среди которых первостепенная роль принадлежала прессе и радио. С помощью последних происходила широкомасштабная идеологическая пропаганда государственной политики, формировалось общественное мнение, создавались стереотипы. В Магнитогорске радиофикация и радиовещание, как и по всему Советскому Союзу, имели ряд преимуществ перед другими средствами массового воздействия65. Радио позволяло донести необходимую информацию широким слоям населения, включая безграмотных и малограмотных магнитогорцев. Трудности возникали в связи с нехваткой станций и приемных устройств. В Магнитогорске радио устанавливали в местах общественного пользования: в клубах, красных уголках, организованных непосредственно в бараках. «Газета без бумаги и расстоя-ния»66 становилась доступна широким массам населения. Техническая база радиовещания со временем возрастала. Так, на 1 января 1930 г. на Урале был 71 радиоузел и 16700 радиоточек. В Магнитогорске предполагалось к 1 января

1931 г. ввести в действие 5000 радиоточек67. Однако на 1 января 1932 г. на Урале работало 390 радиоузлов и 120 тысяч радиоустановок, из них в Магнитогорске — 192168. Как видно, намеченные планы реализовать не удалось.

Периодическая печать — еще один источник массового воздействия. В Магнитогорске существовали значительные трудности в деле издания газет, однако, уже в 1929 г. активисты и комсомольцы издавали рукописную газету «Постройка гиганта»69, а с 1 января 1930 г. регулярно выходила газета «Магнитогорский рабочий»70. По инициативе «молодежи Магнитки»71, с 1 сентября 1930 г. в городе начала издаваться газета «Комсомольская правда на Магнито-строе». По свидетельствам старожилов города, магнитогорцы не слишком охотно выписывали газеты, а использовали их преимущественно на самокрутки72. Многих горожан возмущало то, что цены на газеты, в частности на «Магнитогорский рабочий», не были фиксированными и постоянно возрастали73.

Однако, несмотря на разнообразие форм и методов работы, магнитогорцы не всегда активно принимали участие в мероприятиях, организуемых городскими властями74. Как справедливо отмечает исследователь Н.Ю. Костюрина, творческая активность горожан зависела во многом от психологической направленности человека на творчество, в свою очередь, зависящей от удовлетворенности человека трудовой деятельностью, наличия семьи, детей, обеспеченности их яслями, жилищных и материальных условий75. Говоря о проведении досуга горожанами нельзя не упомянуть еще одну специфическую форму времяпрепровождения, которая всегда независимо от сложностей бытового характера присутствовала в жизни магнитогорцев — праздники в кругу родственников и друзей. Этот вид проведения досуга трудно включить в какую-либо схему, он не поддавался контролю со стороны властей, однако именно он в значительной мере показывает колорит жизни магнитогорцев в начале 1930-х гг. Все опрошенные нами старожилы Магнитогорска в первую очередь вспоминают именно такие дружеские и семейные посиделки, а не массовые праздники и демонстрации. Вместе собирались родственники, друзья, а чаще всего соседи и организовывали застолье. Поводом для торжества, как правило, становились праздники. При этом было неважно, что это был за праздник: старый религиозный или новый государственный, день рождения или перевыполнение плана. Как отмечают респонденты, главное, что был выходной день и желание собраться всем вместе.

В целом состояние культурного строительства в Магнитогорске оставляло желать лучшего. Не реализовывались намеченные планы, а художественнозрелищная сеть не соответствовала постоянно возраставшему населению города. Основное внимание руководителей города было сосредоточено на решении вопросов строительства завода и основных бытовых объектов. Однако именно в период 1930-1935 гг. были заложены основные направления развития культурного строительства в Магнитогорске: развитие библиотечного дела и театра, совершенствование радиоустановок и увеличение киноустановок, а также возведение кинотеатра и массовое строительство клубов для рабочих Магнитостроя. Огромные массы рабочих были вовлечены в художественное творчество и другие формы массовой работы. Горожане, несмотря на значительные бытовые трудности, продолжали отдыхать и развлекаться, часто выходя из-под контроля официальной пропаганды. Результаты культурного строительства в Магнитогорске оказались далекими от планируемых, во-первых, в силу низкой востребованности отдельных форм организованного досуга, которые предполагали

уже воспитанный эстетический вкус и потребность в специфических формах деятельности, а главное — непреодолимым препятствием оказались материальные трудности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города. Нормы и аномалии. 1920—1930-е гг. СПб., 1999. С. 236.

2. Население Магнитогорска было пестрым и, как впрочем население всего Советского Союза, было разделено на категории, каждая из которых имела или была лишена привилегий и льгот, характеризовалась особенностями восприятия происходивших событий.

3. МГА. Ф. 10. Оп. 1.Д. 9. Л. 110.

4. Барышев А. А. Здравоохранение Магнитогорска. Магнитогорск, 1977. С. 57.

5. Первая попытка создать базу для развертывания культурно-массовых мероприятий была предпринята 15 марта 1930 г., когда начальник «Востокосталь» И.В. Косиор издал соответствующий приказ. Однако качественных изменений не произошло. В конце 1930 г. в соответствии с постановлением поселкового совета от 26 июля 1930 г., а затем городского совета от 5 сентября 1930 г., начальник комбината Шмидт распорядился организовать необходимую сеть культурных учреждений (МГА. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1. Л. 18). Весной 1931 г. на Магнитострое побывал нарком просвещения Бубнов и 10 апреля 1931 г. издал специальный приказ «О культработе на Магнитострое» (Перель И.А. Приказ УралОНО о культработе на Магнитострое от 14/^-1931 // Просвещение на Урале. 1931. №3—4. С. 7.’

6. Шеметило Р.К. Рабочий клуб и развитие социальной активности трудящихся // Культура молодого социалистического города. Свердловск, 1972. С. 80 -91.

7. МГА. Ф. 10. Оп. 1.Д. 9. Л. 113.

8. Данные Н. Маркевича не соответствуют статистическим данным архивов. Официальная статистика зафиксировала 22 000 человек на строительстве в 1930 г.

9. Маркевич Н. Рождение гиганта. М., 1930. С. 22.

10. Культфронт Урала на подъеме / Под ред И.А. Переля. М.; Свердловск. 1981. С. 35.

11. Однако сохранялись районы, в которых отсутствовали не только клубы, но и радиоточки. Клубы организовывались при предприятиях или в определенном районе. Так, в 1934 г. в Магнитогорске работали «Клуб строй города», «Клуб кокса», «Клуб водостроя», «Клуб мартена», «Клуб проката», «Клуб доменного городка», «Клуб сантехстрой», «Клуб соцгорода», «Клуб Тукового», «Клуб ЦЭСа», «Клуб шамотно-динасового цеха», «Клуб 13 участка», «Клуб 1 участка», «Клуб КБО», «Клуб горняков», «Клуб ГПУ» (МГА. Ф. 16. Оп. 1. Д .13. Л. 77).

12. МГА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 9. Л. 114.

13. Там же.

14. Там же. Ф. 16. Оп. 1. Д. 13. Л .77.

15. Там же. Ф. 12. Оп. 1а. Д. 3. Л. 20.

16. Там же.

17. Воспитание основ культуры у населения Магнитогорска проводилось также по средствам использования в учебных заведениях города тетрадей с соответствующими правилами поведения в обществе, правилами гигиены и т.п. На уроках физкультуры детей учили мыть руки, ноги и уши (МГА. Ф. 12. Оп. 1а. Д.1. Л.98 об.).

18. Воспоминания старожила города А.И. Чесноковой свидетельствуют об этом:

«В кино мы с родителями ходили один раз все вместе... Больше в кино не ходили, потому что было дорого» (Воспоминания Чесноковой А.И, 1924 г.р., записано в Магнитогорске Макаровой Н.Н. в 2008 г. Л. 10).

19. ГАСО. Ф. Р-233. Оп. 1. Д. 113. Л. 43.

20. Подобные мероприятия проходили в Магнитогорске ежегодно в течение нескольких дней. Главной целью данных празднеств стало привлечение населения в культурные учреждения.

21. МГА. Ф. 12. Оп. 1а. Д. 8. Л. 13.

22. Магнитогорский рабочий. 1933. 4 июля.

23. Там же. 6 июля.

24. Там же. 10 июля.

25. МГА. Ф. 12. Оп. 1а. Д. 3. Л. 20.

26. Магнитогорский рабочий. 1934. 6 января.

27. Там же. 8 января.

28. Там же. 9 января.

29. Там же. 20 января.

30. Там же. 23 января.

31. Там же. 26 января.

32. Магнитогорский рабочий. 1933. 6 июля.

33. Там же. С. 156.

34. МГА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 9. Л. 115.

35. Там же. Д. 25. Л. 67.

36. Магнитогорский рабочий. 1934. 12 февраля.

37. Там же. 5 апреля.

38. Магнитогорский рабочий. 1933. 1 марта.

39. МГА. Ф. 12. Оп. 1а. Д. 5. Л. 21.

40. Постановление «О состоянии магнитогорского ТРАМА» (МУ МГА. Ф.110. Оп. 1. Д. 14. Л. 45).

41. Магнитогорск. Краткая энциклопедия. Магнитогорск, 2002. С. 174.

42. Баканов. Испытание Магниткой. М., 2002. С. 147.

43. О создании театра юного зрителя в городе заговорили весной 1932 г. Первона-

чально произвели набор будущих артистов в труппу и провели двухмесячные курсы обучения театральному искусству. Единственными свидетельствами о деятельности в Магнитогорске ТЮЗа является Постановление горсовета от 19 октября 1933 «О ТЮЗе» и протокол собрания горкома ВКП(б) от 30 ноября 1933 г. «О Магнитогорском театре юного зрителя», в котором утверждался репертуар театра и вопросы организации строительства отдельного здания под театр. Летом

1932 г. в городе начал работу ТЮЗ. Этот театр начал создаваться с объявления в

«Магнитогорском рабочем» о приеме детей в «исполнительный состав эстрадно-концертной группы». Театр расположился в клубе «Горняк» на 5 участке и продолжал работу до 1935 г. Однако проблемы с финансированием театра привели к ликвидации последнего в июне 1935 г.

44. Воспоминания Чесноковой А.И, 1924 г.р., записано в Магнитогорске Макаровой Н.Н. в 2008 г. Л. 11.

45. Эпштейн А. Культурно-бытовая организация социалистического города / Города социализма и социалистическая реконструкция быта. М., 1930. С. 85-86.

46. ГАСО. Ф. Р-1150. Оп. 1. Д. 113. Л. 43.

47. ГАСО. Ф. Р-296. Оп. 2. Д. 10. Л. 64-65.

48. МГА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 25. Л. 67.

49. Магнитогорский рабочий. 193. 12 октября.

50. МГА. Ф. 12. Оп. 1а. Д. 2. Л. 7 об.

51. Указанные формы детского досуга преследовали цель формирования базового уровня культуры детей и подростков и воспитание всесторонне развитой личности. Предполагалась организация музыкального (пение, танцы) и художественного (театр, кино) воспитания детей и подростков. Кроме того в 1932 г. было решено организовать детскую техническую станцию, дом пионера и школьника, начать издавать детскую газету «Магнитогорский пионер». Но в 1933 г. из намеченных целей удалось реализовать только одну — открыть дом пионеров и школьников. Инструкции горОНО отражают минимум знаний детей и подростков по названным сферам духовной жизни общества. Школьники обязаны были владеть следующими знаниями: «знать песни 4 советских композиторов; уметь петь и играть 2 из них; знать имена трех композиторов прошлых лет; уметь записать ритм легкой песни; пересказывать концерт, оперу; знать не менее 5 советских художественных фильмов, место их действия, сюжет, главных героев; знать 2 пляски...». (МГА. Ф. 12. Оп. 1а. Д. 9. Л. 9-12).

52. МГА. Ф. 12. Оп. 1а. Д. 5. Л. 33.

53. Магнитогорский рабочий. 1934. 22 мая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. МГА. Ф. 12. Оп. 1а. Д. 5. Л. 63.

55. Магнитогорский рабочий. 1934. 24 апреля.

56. ГАСО. Ф. Р-296. Оп. 2. Д .8. Л. 100 об.

57. ОГАЧО. Ф. П-783.Оп. 1. Д .12. Л .85.

58. МГА. Ф. 99. Оп. 1. Д. 1.Л. 103.

59. Там же. Ф. 10. Оп. 1. Д. 9. Л. 113.

60. Там же. Ф. 12. Оп. 1а. Д. 1. Л. 24.

61. Там же. Ф. 12. Оп. 1а. Д. 1. Л. 24.

62. Культфронт Урала на подъеме... С. 39.

63. МГА. Ф .16. Оп. 1. Д. 45. Л.5 об. - 6.

64. Перечень книг, рекомендованных к чтению, был разослан по всем библиотекам страны. В основном, рекомендованная литература должна была распространять идеи классовой борьбы и социальной нетерпимости. Среди русской классической литературы переизданию подлежали книги, «отражавшие детство разных классовых групп». Так квалифицировались «Детство» Л. Толстого, М. Горького, «Детство Тёмы» Н. Гарина — Михайловского. Читательские интересы рабочей молодежи явно политизировались. Наибольшей популярностью в Магнитогорске пользовались книги «Мать» Горького, «Чапаев» Фурманова, «Поднятая целина» Шолохова. Именно эти книги рекомендовали читать периодическая печать, библиотекари и ликвидаторы малограмотности. Другую литературу в городе получить было трудно.

65. Загребин С.С. Средства массовой коммуникации в системе культурного строительства 1930-х гг. // Иван Иванович Неплюев и Южно-Уральский край. Материалы научной конференции. Челябинск., 1993. С. 60.

66. Именно так называл радиовещание В.И Ленин.

67. ОГАЧО. Ф. П-783. Оп. 1. Д.11. Л.17.

68. Культфронт Урала на подъеме... С. 44.

69. Магнитогорск. Краткая энциклопедия. С. 294.

70. Дегтярев А.Г. Летопись горы Магнитной и города Магнитогорска. Магнитогорск, 1993. С. 22.

71. Загребин. Ук. соч. С. 61.

72. Воспоминания Лобачевой В.Т., 1937 г.р., записано в Магнитогорске Макаровой Н.Н. в 2008 г. Л. 4; Воспоминания Чернопятовой Л.Г., 1937 г.р., записано в

Магнитогорске Макаровой Н.Н. в 2008 г. Л.7; Воспоминания Трубиной Л.Т., 1934 г.р., записано в Магнитогорске Макаровой Н.Н. в 2008 г. Л.4.

73. ОГАЧО. Ф. П-234. Оп.1. Д.109. Л.14.

74. Как правило, наиболее активное участие в творческой деятельности принимали магнитогорцы в возрасте до 30 лет, не обремененные семейными обязанностями и заботой о детях. Наименее активными оказывались семейные горожане.

75. Костюрина Н.Ю. Новый город как модель советской культуры (на материалах г. Комсомольск-на-Амуре 1930-1950-х гг.). Владивосток, 2005.С.138.

FROM THE HISTORY OF DAILY LIFE OF SOVIET CITY: MAGNITOGORK PEOPLE'

LEISURE (1929-1935)

N.N. Makarova

The soviet authority aspired to use all free time of the population for education of a new person — the person of the socialist society that is a patriot, a worker and a fighter for justice. Magnitogorsk became a vivid example of a new way of life for all Soviet Union, including organization of leisure. So, local and central authorities paid significant attention to formation of various forms of leisure of the population. The author examines specified programms of pastime at Magnitogorsk population and analyzes the reasons of their failure.

© 2008 г.

Э.Н. Анашкин

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД

С 1928 ПО 1934 гг. (По материалам Уральской области)

Кардинальная модернизация всей системы общественного устройства требует, в конечном счете, и обновления системы образования. Это отражено в нормативных документах, определяющих современное российское образование: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», «Стратегия модернизации содержания общего образования». В своем Послании Федеральному собранию от 2007 года президент Российской Федерации В.В. Путин заметил, что целый ряд национальных программ, особенно в образовании, стали, по сути, совместными программами федерального правительства, региональной и местной власти, а нередко и отечественного бизнеса. Осуществляется поддержка вузов, использующих современные методы обучения1. Методы управления системой образования, интеллектуальными ресурсами и содержание системы образования неизбежно оказывают свое влияние на формирование нового типа исторического развития, развития системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.