Научная статья на тему 'Из истории поисков нефти в Алтайском округе'

Из истории поисков нефти в Алтайском округе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории поисков нефти в Алтайском округе»

ИЗ ИСТОРИИ ПОИСКОВ НЕФТИ В АЛТАЙСКОМ ОКРУГЕ

А.М. Малолетко Алтайский государственный университет, Барнаул Томский государственный университет, Томск

Формальные признаки нефтеносности территории Алтайского Округа были обнаружены давно. Краткий обзор их был сделан М.Ф. Розеном [1]. Однако первое упоминание о нафтидах (нефтепроизводных) в его пределах принадлежит Петру Ивановичу Шангину (1748-1816), который в 1786 г. обнаружил на правом берегу Чарыша (система Катуни) около р. Талица горное масло (petroleum induratum) и горную смолу (petroleum) рядом с прожилками кварца в «квасцовых сланцах» [2]. В 1806 г. гр-н Спасский посетил эти места и в своём отчёте также отметил, что гористый берег у р. Талица сложен сланцами, из которых местами выступает горное масло [3]. В минералогическом словаре В.М. Севергина [4] упоминается липкая горная смола (барбадосский дёготь) и землистая горная смола (асфальт) по р. Коргон (приток Чарыша). Эту информацию повторил П.П. Пилипенко [5]. Имеются сведения [6] о том, что в 1904 г. битуминозные пески встречены Г.Г. фон Петцем у р. Чарыш между с. Озерки и с. Белоглазово.

Н. Абрамов в статье, опубликованной в 1857 г., описал выходы каменного масла по Верхнему Иртышу: «...из красной и белой глины вытекает и застывает каменное масло с купоросной кислотой, с многими землянистыми и смолистыми частями, на вкус оно отвратительное». Находится этот выход каменного масла в 20 верстах ниже устья р. Калджир у камня Кюсташ [7]. Как правильно заметил М.Ф. Розен [1], каменное масло -это было алтайское мумиё, настойки которого используются в народной медицине как лечебное средство. Признаки нефте-, газо- и битумопроявлений были отмечены в Кузнецкой котловине и Минусинской впадине [8].

Некоторые материалы, ранее не публиковавшиеся обнаружены нами среди документов Государственного архива Алтайского края (ГААК). В самом конце XIX в. был сделан первый шаг в организации поисковых на нефть работ в Алтайском Округе. В Горное управление Алтайского Округа 18 августа 1898 г. пришло письмо нарымского мещанина Фёдора Федосеевича Пичугина, проживавшего в Томске по ул. Спаской, (ныне Гагарина, д. 23). Согласно архивным данным [9] это был богатый купец (держал кирпичный завод, владел паровым котлом при кожевенном заводе), который по каким-то обстоятельствам являлся доверенным лицом потомственного почётного гражданина Иннокентия Александровича Данилова, проживавшего в то время в Прибалтике [10].

Прошение

Земельно-заводский отдел Кабинета Его Императорское Величество отношением от 21 мая с.г. за № 4891 уведомил моего доверителя Данилова, что ему разрешено произвести в течение 1898 г. поиски и разведки нефти в системе Томи на местностях, принадлежащих кабинету Его Величества, незанятых разведками или работами от Горного управления Округа.

В виду сего покорнейше прошу Главное управление уведомить меня, свободна ли местность для частных заявок вниз по течению р. Томи и её притокам, от г. Кузнецка приблизительно вёрст на 100 и по рч. Кондоме от устья вверх на 70 и не предполагает ли Управление само производить какие либо разведки на этих местностях. При сём прилагается копия доверенности и одна гербовая марка.

Доверенный Данилова Нарымский мещанин Феодор Федосеевич Пичугин

Дальнейшая судьба проекта неизвестна.

Несколько позже Ф.Ф. Пичугина (14 марта 1899 г.) в Кабинет с аналогичной просьбой «...добывать минеральные масла в районе Алтайского округа» обратился иркутский

мещанин Александр Иванович Шмотин. Земельно-заводской отдел Кабинета 26 апреля 1899 г. переслал в Округ указанное прошение для заключения.

Округ 18 июня ответил:

«...что за отсутствием в прошении хотя бы приблизительных указаний, в каких местах Шмотин предполагает проводить добычу, а также - нашёл ли он уже месторождения или предполагает только искать таковые, я затрудняюсь формулировать условия, на которых могло бы быть предоставлено ему право разработки. Но, признавая, вообще, поиски в этом направлении крайне желательными, я полагал бы возможным разрешить Шмотину производить поиски и разведки на нефть...»

В заключительном предложении впервые прозвучало, отношение руководителей Округа к нефтяному прожектёрству. На этом бесславно заканчивается попытка очередного нефтеискателя из числа иносторонних лиц. В новом столетии к этой важной проблеме подключились местные силы.

Более полные сведения, сохранившиеся в Архиве Алтайского края, связаны с именем поручика И.П. Астраханцева [12]. В самом начале прошлого века он проживал в Барнауле и неоднократно извещал геологические организации об открытии им нефти в горах Алтая. В частности, будто бы месторождение нефти имеется по р. Сема (у с. Маюта) и по р. Честа (у горы Сагой). Поручик обратился в Петербург с прошением о разрешения ему поисковых и разведочных работ на нефть в Алтайском округе.

Его превосходительству Господину управляющему Кабинетом Его Императорского Величества

Поручика запаса армии Иннокентия Петровича Астраханцева Прошение

Имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство разрешить мне поиски и разведки нефти в пределах Алтайского Округа сроком на три года.

Июля 30 дня 1901 года. Барнаул.

Поручик армии Иннокентий Петрович Астраханцев.

Своё положительное решение Кабинет в лице Земельно-заводского отдела довёл до сведения начальство Алтайского Округа и заявителя.

И.д. Начальника Алтайского округа.

Земельно-заводский отдел, согласно резолюции и. д. управляющего Кабинетом его Величества, препровождает при сём на усмотрение Вашего Высокородия, прошение Поручика запаса Астраханцева [жительствующего в Барнауле] - о разрешении поисков и разведок нефти в Алтайском Округе, о чём вместе с сим, отделом уведомляется и помянутый Астраханцев.

Заведующий отделом Генерал-майор Болдырев

Астраханцев, не дожидаясь реакции Кабинета и Канцелярии Округа, 19 августа 1901 г., посылает письмо в Барнаул.

Его превосходительству господину начальнику Алтайского округа Поручика запаса армии Иннокентия Петровича Астраханцева Заявление

Считаю необходимым заявить Вашему Превосходительству, что мною после упорных и долгих поисков открыты месторождения нефти по р.р. Семе в полуверсте от села Маюты вверх по течению на правом берегу; по Честе около горы Сагон, вблизи заброшенного прииска. О разрешении мне поиском и разведок нефти мною возбуждено ходатайство перед КАБИНЕТОМ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА. Объявляя об этом, прошу Ваше Превосходительство считать меня первым открывателем нефти и в случае поступления от кого-либо заявлений на эти месторождения, считать их не действительными.

Поручик запаса армии Иннокентий Петрович

1901 г. Августа 19го дня.

Получив столь обнадёживающее сообщение, горное начальство Округа обязало инженера И. Биля проверить заявку. И. Биль по свежим следам в 1901 г. обследовал «месторождение» по р. Сема у с. Маюта, но нашёл только болото без признаков нефти. Не обнаружена нефть и в других местах, указанных Астраханцевым. Неугомонный поручик на следующий год представил образцы нефти из трёх мест: река Честа у горы Сагой, по реке Саганам (приток р. Уймень) и по реке Миндамо, впадающей в Сарыкокшу вблизи горы Каракол.

Попытка другого инженера - А.А. Бобятинского - посетить «месторождение» закончилась неудачей: Астраханцев отказался его сопровождать и сообщил, что за указания местных жителей не отвечает. Можно думать, что получил информацию о нефти от местных жителей, которые приняли плёнку, обычно покрывающую поверхность болотной воды, за нефть. Как писал Б.Ф. Сперанский [12], «Чаще всего за признаки нефти принимались иризирующие плёнки гуматов железа, очень обычные на поверхности болотных вод».

По исследованиям Барнаульской лаборатории, жидкость имела сильный запах керосина. После перегонки при 105-110°С получена жидкость с запахом бензина [13]. По-видимому, кто-то пошутил над поручиком, добавив в воду керосин.

В 1918 г. о «нефтепоисках» поручика Астраханцева сообщил К. Калицкий [4], который использовал документы Алтайского архива и сделал заключение: «Никаких месторождений нефти на Алтае в указанных местах нет».

И среди жителей Прителецкого края нашлись фальсификаторы. Барнаульская лаборатория исследовала две пробы воды из района Телецкого озера, представленные тем же поручиком Астраханцевым. По записям в лаборатории от 13 февраля 1902 г., жидкость в лагуне (в бочонке), имела светло-желтый цвет и слабый запах керосина при удельном весе 0,999. При перегоне (100°С) в первой порции получилась вода со слабым запахом керосина. В остатке было немного жидкости без всякого запаха. Нефть в бутыли представляла собой маслянистую жидкость желтовато-бурого цвета. На дне бутыли был темно-синий осадок. Удельный вес жидкости 0,866 при температуре 16°С. При перегонке было получено три порции: при 100°С - вода без запаха; при 105-110°С - прозрачная жидкость с запахом бензина и удельным весом 0,801 (при 4°С); остаток в колбе при нагревании делается темнее и гуще (удельный вес 0,873 при 4°С). Порция жидкости с запахом бензина горит ярким жёлтым сильно коптящим пламенем. Было высказано сомнение в естественном происхождении «нефти»: «Таким образом, вопрос о нахождении на Алтае нефти этого важного ископаемого горючего в настоящее время надо считать открытым» [13].

По-видимому, кто-то из местных жителей добавил к воде керосин и выдал эту смесь за нефть. Возможно, этим он хотел привлечь внимание общественности к своему краю или же получить мзду за первооткрывательство. Доверчивый поручик Астраханцев попался на эту мистификацию.

Последний раз нефтеносность Прителецкого района (системы рек Пыжа и Саракокши) проверялась в 1930 г. сотрудником Нефтяного геологоразведочного института Л.К. Жуковым [15], который категорически и не без основания заявил, что здесь «никаких признаков нефтеносности нет». К такому же мнению о перспективах на алтайскую нефть несколько позже пришёл и В.П. Нехорошев [7]. Архивные данные о нефти на Алтае постепенно были преданы забвению.

Список литературы

1. Розен М.Ф. Есть ли нефть на Алтае? // Исследователь Алтая. - Томск, 1992. - С. 75-77.

2. Дневные записки Обер-гиттенфервалтера Петра Шангина, деланные им при описании рек Ини, Чарыша, Кокусуна, Катуни, Бол. Хаира, Кумина и Бухтармы со всеми впадающими в них речками // Новые ежемесячные сочинения. Часть СХХ. Месяц июнь. 1796. - С. 68-84.

3. Спасский гр-н. Путешествие к алтайским калмыкам // Сибирский вестник. - 1823. Ч. 4. -С. 15-22.

4. Севергин В.М. Подробный словарь минералогический, содержащий в себе подробное изъяснение слов и названий всех, также все в науке сей учинённые новейшие открытия. Том первый от А до Л. - СПб., 1807. - 606 стлб.

5. Пилипенко П.П. Минералогия Западного Алтая // Известия Томского университета. -1915. - Кн. 62. - 763 с.

6. Озеров Н.А, Борисенко С.А., Виноградов В.И. и др. Источник серы ртутных месторождений Алтае-Саянской складчатой области // Эндогенные рудные формации Сибири и проблемы рудообразования. - М., 1986. - С. 156-171.

7. Абрамов Н. Озеро Ной-Зайсан с его окрестностями // Известия Русского географического общества. - 1856. - Ч. 18, отд. 2. - С. 225-256.

8. Нехорошев В.П. Газы Алтая // Природные газы. - 1932. - Сб. 3. - С. 132-144.

9. ГАТО. - Ф. 3. Д. 12, 289; Ф. 233. Оп. 4. Д. 809; Ф. 196. Оп. 3. Д. 1048.

10. ГААК. - Ф. 4. - № 1. - Д. 1469.

11. ГААК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 1573.

12. Сперанский Б.Ф. Минерально-сырьевые возможности Ойротского Алтая в свете современных представлений о геологии области // Вестник Зап.-Сиб. геол. треста. - 1936. - № 1. -С. 5-15.

13. Мамонтов В.Н. Анализы полезных ископаемых Алтайского округа, произведённые Барнаульской лабораторией с 1884 по 1905 год // Матер. для изучения полезных ископаемых Алтая. -Барнаул, 1907. - 52 с.

14. Калицкий К. Об алтайской нефти // Геологический вестник. -1917. - Т. 3. - № 1-6. -Петроград, 1918. - С. 87.

15. Жуков Л.К. Результаты геологических исследований на нефть в Телецком и Крутинском районах //Отчёт нефтяного института за 1930 г. - М., 1931. - С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.