Научная статья на тему 'Из истории основания Сабанчеева'

Из истории основания Сабанчеева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЦОВЫЕ КНИГИ / ПЕРЕПИСНЫЕ КНИГИ / БОРТНОЙ УХОЖАЙ / БОРТИ / МЕД / ВОТЧИНА / ОБРОК / ВЫТЬ / ПАШНЯ / WRITTEN BOOKS / REWRITTEN BOOKS / CROPS / HONEY / LAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заварюхин Николай Васильевич

В статье анализируется появление селения Сабанчеева и занятия первопоселенцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of Sabancheevo foundation

The foundation of the village Sabancheevo and the occupations of the f rst inhabitants are analysed in the article.

Текст научной работы на тему «Из истории основания Сабанчеева»

элокутивньк орнаментальньк средств I И. В. Пекарская II Актуальные проблемы изучения языка и литературы : теория и практика коммуникативного воздействия : материалы V Между-нар. науч.-практ. конф., 27-29 окт. 2010 г, г. Абакан. - Абакан, 2010. - С. 156-159.

13. Плунгян В. А. Общая морфология : Введение в проблематику : учеб. пособие I В. А. Плунгян. -М. : Эдиториал УРСС, 2000. - 384 с.

14. Полевые материалы автора (собраны в 1989-2008 гг. в с. Казым Белоярского района Тюменской области) [Рукопись].

Поступила в редакцию 15.12.2010.

Сведения об авторе

Каксин Андрей Данилович - доктор филологическю наук, и. о. профессора (по должности), ведущий научный сотрудник Института гyманитарныx исследований Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Область научный интересов: литературоведение, финно-угроведение, когнитивная лингвистика, типологическое языкознание, xашыйский язык, русский язык, xакасский язык. Автор 130 научный публикаций.

Тел.: 8(3902) 22-34-89.

e-mail: adkaksin@yandex.ru

УДК94(470.345)

ББК Ш166.31

Н. В. Заварюхин

ИЗ ИСТОРИИ ОСНОВАНИЯ САБАНЧЕЕВА

Ключевые слова: писцовые книги, переписные книги, бортной ухожай, борти, мед, вотчина, оброк, выть, пашня.

N. V. Zavaruhin

FROM THE HISTORY OF SABANCHEEVO FOUNDATION

Key-words: written books, rewritten books, crops, honey, land.

Название с. Сабанчеева - антропоним от Южные районы Присурья были в то вре-

имени первого владельца земель этих мест - мя малонаселенными. С целью заселения и

Сабанчея. Селение было основано на речке освоения края и организации обороны юго-

Вежени (Чеберчинке) в конце XVI в. Впервые восточных границ царское правительство

оно упоминается в «приправочных» книгах приняло меры по укреплению сторожевой и

Гневаша Норова 1613-1614 гг. гарнизонной службы.

В начале XVII в. Алатырский уезд являлся Одной из причин возникновения мордов-

юго-восточной окраиной Российского госу- ских деревень в южном Присурье послужило

дарства и подвергался постоянным набегам стремление жителей переселяться поближе к

ногайских татар. Так, в августе 1612 г. но- своим пахотным полям и бортным ухожаям,

гайцы совершили набег на территории Тем- а отчасти и из-за давления русских помещи-

никовского, Арзамасского и Нижегородского ков в северных ареалах его проживания. Эти

уездов. Захватив много пленных и награбив обстоятельства послужили причиной воз-

добра, они стали уходить через территорию никновения Сабанчеева.

Алатырского уезда в степи. В верховьях Слово сабанчей в переводе с тюркских

р. Пьяны непрошеных гостей встретило мор- языков означает «тяжелый плуг», сыбанчи -довское войско во главе с князем Баюшем. земледелец.

В районе мордовской деревни Чукалы бой По преданиям, мордовские переселенцы

длился два дня, затем сражение перемести- выбирали место для поселения в зависимо-лось в пойму Алатыря под Ардатовом. Ногай- сти от того, пригодно ли оно для занятия пче-цы были разбиты, их предводитель убит. ловодством и какого качества вода и пашня.

16 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы j 2011 (13)

гуманитарной науки и образования _ ' '

В легенде, записанной в конце XIX в. сельским учителем М. Лукиным, рассказывается о том, что «пришел откуда-то мордвин Сабан и поселился в здешней местности. У него была жена, трое сыновей и две дочери. Жить им было хорошо, привольно, всего было много, хлеб тогда родился, а землю паши сколько хочешь. У Сабана было много пчел. Но в одно время напали на их дом башкиры, убили двух сыновей, а жену и двух дочерей увезли с собой. Сабан, поплакав о жене и детях, отправился в Сызрань-пря и украл себе жену. Прошло несколько времени, его прежняя жена убегла от башкир и пришла к Сабану. Он ее узнал, обрадовался и стал жить с двумя женами» [Цит. по: 2, с. 41].

В 1624-1626 гг. в деревне проживал сын основателя селения, Болтайко Сабанчеев, а другой сын, Кстесь Сабанчеев, был записан в соседней деревне Поводимово. Сабанчеево тогда было и «за мордвою Тумаем Токмаше-вым и за Ботяем Отеняевым». Они, по всей видимости, являлись родственниками Сабан-чея [2, с. 48]. Как и жители других селений, сабанчеевцы меняли место жительства не раз. В книге бортных ухожаев деревня Са-банчеево названа Тургаковской выставкой. Сабанчеевцы вначале обосновались на речке Чеберчинке, при слиянии с ней Перги лея. Люди на этом месте проживали и в прошлом. Здесь найден древнемордовский могильник. Поселение было укреплено, на что указывает местное название возвышенностей - Биця и Корен. Другой Сабанчеевский могильник, ХУП-ХУШ вв. располагался около современного Дома культуры (песок латко) [2, с. 49].

Жители селений сообща пользовались выпасами и лесом, где разрешалось рубить всякое дерево за исключением деревьев, признанных годными для строительства кораблей и «дельных», т. е. приспособленных для поселения в их дуплах пчел. Они метились знаками (тамгой) тех, кто сделал дупла.

Сабанчеевцы занимались землепашеством и лесными промыслами. Одним из наиболее древних и весьма распространенных занятий у мордвы являлось бортничество - добыча и реализация меда диких пчел. Мед и воск удовлетворяли не только личные потребности -ими платили оброк, и они являлись одним из главных предметов торговли. Мордовский мед высоко котировался на российском рынке.

Для выемки меда из дупла выдалбливали долотом или выпиливали с противоположной стороны летки так называемую должею. Она была высотой до полуметра, шириной не менее 15 сантиметров. Отверстие в дупле заделывали доской, которую для прочности и надежности расклинивали и привязывали к дереву веревкой [2, с. 46].

Пчелы жили только в дуплах живых деревьев. Промысловик забирал не весь мед, оставляя пчелам часть на зиму. Возраст бортей иногда измерялся веками. Их чаще всего делали на дубах, растущих на южных склонах холмов. Борть устраивали обычно на высоте шести-восьми метров. Борти являлись собственностью промысловика.

Борти требовали к себе внимания и летом, и зимой. Кроме того, их требовалось уберечь от любителей лакомиться медом, сотами и пчелами: летом - от медведей, а зимой - от куниц. В старину бурых медведей в шутку называли бортниками. Дошли до нас и пословицы: «Медведю зимой борти снятся»; «Пчелы медведю дань медом платят»; «У медведя девять песен, и все про мед»; «Медведю в борти пчелы медовуху варят» [2, с. 47].

Пчеловоды пользовались разными способами защиты бортей. Под должеей они подвешивали на веревке деревянный чурбан, который мешал зверю добраться до борти. Стараясь оттолкнуть чурбан, медведь получал ответный удар. Также возле бортевых деревьев устраивали самострелы, петли, вбивали в землю заостренные колья, тор (копья).

За сабанчеевцами значились бортные ухожаи Явирки и Кургужине по Алатырю. Еще один ухожай находился на Алатыре против Тархановской мордвы. На левом берегу Суры у них было несколько лесных массивов: в урочище «Крутой бугор» по речкам Соловяди и Чеберчинке, Ведевирский - по Большой Саре, по речкам Ахматовке и Штырме, за Сурой - по Вешкомассу [2, с.48].

Владение ухожаями зависело от принадлежности к беляку. Беляк - податное объединение, базирующееся на общности владения бортными угодьями и платежа за них оброка медом. Тургаковский беляк, куда входили сабанчеевцы, занимал огромную площадь и располагался вдоль Суры от речки Большой Сары до речки Штырмы на левом берегу и по Бездне и Барышу на правом берегу, в него

вxодили леса и по Алатырю. В этом беляке много угодий имели тургаковские мурзы, а также воротники и тягловые мордвины со-седнт селений. На территории сабанчеев-скж yxожаев имелось большое количество бортныx «дельный» деревьев. Бортников из Сабанчеева было несколько человек.

У Кстеся Сабанчеева и Ботая Отеняе-ва имелась вотчина на речке Чеберчинке: «Межа Соловядь, вверx Соловяди правая сторона, от тое от Соловяди до лесу правая сторона... через Акашемские вершины до речки Ученея да на низ Ученея правая сторона до Буртаские дороги, до Чеберчина да Каменнова броду вверx Чеберчины правая сторона. Да с ними ж в ту вотчину xодят Моргинская да Лобаскинская мордва. А знамена у нт в той вотчине: знамя Кстесево четыре глаза да пояс (знамя), знамя Отяево пояс (знамя) да заечьи уши. А теми знамены владеют з братьею и с товарыщи».

За ними же был yxожай на реке Алатыре: «Явы Понкш через луг левая сторона до Ала-таря, Алатарь с обе стороны на низ с лугами и с озеры и с ыстоки...» В той вотчине с ними промышляли тургаковские мурзы и кечюшев-ская мордва. В этт местаx имели долю лесов мордвины деревни Тургаково Ондрюшко Сюлдюков и Момыш Мучкомасов «з братьею и с товарищи», т. е. в прошлом односельчане Сабанчея [2, с. 50]. Постепенно происxодило отпочкование угодий селения Сабанчея от общего прежнего владения.

Еще один массив лесов на Алатыре принадлежал им же, Кстесю Сабанчееву и Ботаю Отяняеву, «на реке против Тарxанова», где сегодня наxодится Бараxманское лесничество. Межа вотчины от Велке Ирки до Чевар-лейки «вверx Чеварлейки до Ашны речки на низ, а с Ашны речки до Алаторя, на низ Ала-таря левая стороны и с лугами и с бором, и с озером и с истоки до Вершка Ники». Ходили с ними в эту вотчину «мордва Торxановския Веденцы, да Порадевцы, да Кергуцкие, да Тетингеевцы, да Отяшинцы» [2, с. 51].

Другие жители деревни Сабанчеевой, Тумай Токташев и Шадра Лиясев «с братьями и с товарищами», имели бортной yxожай Явирки. Судя по описаниям, она занимала большую площадь. В ней упоминается много речек, болот, лесов по обе стороны Алатыря. С ними промышляли в теx местаx «Кечю-

шевская мордва и Тургаковские мурзы» [2, с. 51].

У тургаковцев и сабанчеевцев был Суровир-ский yxожай. Этот массив лесов располагался от речки Сары вверx по левому берегу Суры до речки Чеберчинки. С теx вотчин жители Тур-дак и Сабанчеева платили «дватцать шесть пуд меду» да еще шесть пудов меду «за выморочен-ные знамена», Тонкаево, Одашево, Епаево, Алино, Кичемирево, Отясево. «И всево платить деревни Собанчее, выставки деревни Тургаковы, Тумайку Тyxташовy с товарыщии, да деревни Тургаковы Андрею Сюндюкову с товарыщии по четырем ободом тритцат два пуда меду, да пять куниц, да князь Куломзина ясаку рубль три алтына четыре денги» [2, с. 51-52].

Тургаковская и сабанчеевская мордва своими владениями была связана с мордвой деревни Баево. Кстесю Сабанчею и деревне Поводимо-во, основанной баевцами, Бингедеем Атинее-вым «з братьею», принадлежал Ведивирской yxожай. Межа этого леса начиналась от речки Сары, дальше шла через Евлейскую вершину «до Чеберчина речки, на низ Чеберчина правая сторона до устья Азланя, Азланем вверx идучи правая сторона до вершины». Далее граница yxожая проxодила по водоразделу через речки Ломат и Штырму до Мачказеровской дороги, а оттуда поворачивала к речке Сарке «да Сарою на низ правая сторона до устья Ракшлея». В yxожае были Кстесево знамя - вилы и четыре глаза - и знамя Бегиндеево - четыре глаза [2, с. 52]. Даже знамена говорят об nx родстве. Межа между селениями Сабанчеево и Пово-димово, упомянутая в писцовыи книгаx начала XVII в., соxранилась и ныне.

В этом лесном массиве занимались бортничеством жители соседнт селений: Пово-димово - Лопай Иневатов, Тарасово - Ветяш Атемасов, Кулясово - Сырен Малышев, Тургаково - мурза Кунчюра Аржадеев, Кечюше-ва - Бозай Черяев, Нагаево - посопный татарин Урос Кудяев. Все они промышляли «с товарыщии, з братьею» [1, с. 52].

Вотчинные леса сабанчеевцев, как уже отмечалось, наxодились и на территории современного Дубенского района от Сурско-Алатырского водораздела по левому берегу Суры. Ими владели Согай Атеняев «з братьею и с товарыщи». В yxожае упоминаются речки: Аxматов, Сулчерма, Анпарузей, Ломат, Кштырма, Ракшлей, Чеберчинка. Из

1S

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 1 2011 (13) гуманитарной науки и образования

других названий встречаются: Большое болото, Березовый врага, Евилей вершина.

Ухожаи Сабанчеева и Тургакова находились рядом, или владели ими и те и другие. Так, Согай Атеняев «з братьею и с товарыщи» имели бортной ухожай в долине речек Ахматов, Сулчерма, Ломат, Кштырма и Чеберчин-ка [2, с. 53]. Так, сообща они пользовались лесами и по Алатырю. В вотчине в пойме Алатыря отмечено много болот: Каргинское, Дракинское, Кирмарки и др. Можно предположить, что в этих местах была окончательно разгромлена в августе 1612 г. Ногайская орда и убит руководитель набега мурза Курмаметь. Поэтому, видимо, одно из болот стало называться Дракинское. Известно, что руководил разгромом непрошеных гостей мордовский князь Баюш. Его деревня Княжой находилась в Низсурском стане. Ему, а он в период проведения писцовой переписи в 1624-1626 гг. был еще жив, и его родственникам по Алатырю и Суре принадлежало большое количество бортных лесов. Этот княжеский клан играл заметную роль и во второй половине XVII в. В документах часто встречаются их имена: Иван Кунаевич, Иван Воинович, Живай, Андрей, Богдан, Ибрян и др. [2, с. 26]. Баюшу принадлежали леса и за Сурой. Имя Баюш было популярно среди мордвы Присурья. Человек с таким именем был в каждом мордовском селении.

Многое из описания границ ухожаев можно почерпнуть для топонимики, а также можно уточнить место прежних поселений. В XVI - начале XVII в. вновь появились селения Верхосурского стана: Сабанчеево, Пово-димово, Дубенки, Ардатово, Сайнино, Кабае-во, Турдаково, Алово, Мордовские Дубровки, Дюрки, Тарасово, Батушево, Атяшево и др.

Жители этт деревень имели тесные отношения, они сообща пользовались лесом, паxотными и сенокосными угодьями.

Одни больше занимались бортничеством и всем, что связано с промыслами, а другие -землепашеством и скотоводством.

В деревне Сабанчеево в переписнык книгж 1624-1626 гг. обрабатывали землю дворы Ботай-ко Тинеева, Вечкаско Кудаева, Токайко Кечасова, Лобаско Костяева, Болтайко Сабанчеева, Ко-байко Ерминзина по чети выти. Двор «бобылка Хацыпа Барышевская жена» показан без пашни. В деревне Сабанчеево в шести тяглыx двораx проживало шесть взрослый мужчин. У nHx имелось 45 десятин пашни в треx полях Кроме того, за ними было записано перелогу 150 десятин и «диково поля», т. е земли, которая ни разу не была под пашней, - 225 десятин. Сенные покосы им отвели на площади 10 десятин, на 200 копен.

С обрабатываемой пашни по новой переписи сабанчеевцы обязаны были платить «с выти с полу вытью три чети ржи, овса тож» [2, с. 55]. Деревня платила оброк медом, xле-бом и деньгами.

Документ дает нам возможность предположить, что дворы промысловиков и дворы занимавшиxся земледелием учитывались отдельно. Имена двороxозяев с пашней: Ботай-ко Тинеев, Вечкаско Кудаев, Токайко Кеча-сов, Лобаско Костяев, Болтайко Сабанчеев, Кобайко Ерминзин.

Владельцами бортный лесов из сабанчеевцев записаны: Согай Атеняев, Кстесь Собанчеев, Бин-гедей Атинеев, Ботай Отяняев, Тумай Токташев и Шадра Лиясев «з братьею и с товарыщии). К одной деревне были записаны как бы жители дEyx селений - промысловики и землепашцы. Соответственно они и налоги платили отдельно: промысловики - за леса, земледельцы - за пашню.

Библиографический список

1. Заварюхин Н. В. Очерки по истории Мордовского края периода феодализма : монография /

Н. В. Заварюхин. - Изд. 3-е, перераб. - Саранск. - 2009. - 275 с.

2. Заварюхин Н. В. Сабанчеево и Мордовские Дубровки. История и современность / Н. В. Заварю-

хин, О. И. Марискин, В. Ю. Заварюхин. - Саранск : Изд. центр Историко-социол. ин-та МГУ им. Н. П. Огарева, 2010. - 798 с.

Поступила в редакцию 15.12.2010.

Сведения об авторе

Заварюхин Николай Васильевич - доктор исторических наук, профессор кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии МГУ им. Н. П. Огарева. Область научных интересов: дореволюционная история, краеведение. Автор более 100 научных работ.

Тел.: 8 937 510-48-99; 8 (8342) 55-09-11 (дом.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.