ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ КАНЦЕЛЯРИИ
В статье рассматриваются основные этапы деятельности Тамбовской губернской канцелярии, ее структура и должностной состав, законодательно-правовая регламентация работы, особенности организации делопроизводства, состав документов и дел. Охарактеризован принцип систематизации сохранившихся документов канцелярии в фонде Государственного архива Тамбовской области.
Ключевые слова: архивная опись, губернатор, делопроизводство, документ, канцелярия, систематизация, чиновник.
В настоящее время трудно представить деятельность организации или учреждения без такого подразделения, как канцелярия. Впервые канцелярия как структурное подразделение госучреждений - коллегий - появилась в результате административных реформ в начале XVIII в., а ее функции, штат, обязанности чиновников и организация делопроизводства были закреплены законодательно. Позднее канцелярии были образованы и при других центральных и местных государственных учреждениях.
При каждом губернаторе, наделенном широким кругом административных, полицейских, финансовых, судебных и иных полномочий, также создавались канцелярии для ведения делопроизводства. Штат канцелярии составляли: секретарь, протоколист, регистратор, архивариус, канцеляристы, подканцеляристы, копиисты и переплетчик. Самостоятельного назначения канцелярия не имела, деятельность губернатора не сливалась с нею, поэтому документы того времени адресовались по-разному: «Губернатору», «В губернию», «В губернскую канцелярию», однако все они по существу предназначались губернатору1.
© Карикова Е.В., Полякова Т.А., 2014
Начало официальному созданию канцелярий губернаторов в губерниях положил царский указ «О дозволении начальникам губерний определять на положенные при них места правителей канцелярий и секретарей» (1803), однако и до этого существовали провинциальные канцелярии, а затем и канцелярии при наместниках2.
До 1779 г. территория Тамбовской губернии делилась на две провинции - Тамбовскую и Шацкую, а Тамбовская провинциальная канцелярия была создана по указу «Об устройстве губерний и определении в иные правителей» (1719)3. Документы, отложившиеся в деятельности канцелярии, сохранились в весьма незначительном количестве: это секретные предписания учреждений, переписка о поимке участников пугачевского восстания и раскольников, ревизские сказки, книги регистрации проданных, отданных в оброк и заложенных земель, дела о спорных землях, челобитные о побеге крестьян и др. Упразднена Тамбовская провинциальная канцелярия была в связи с образованием Тамбовского наместничества по указу «О составлении Тамбовского наместничества из 15 уездов» (1779)4. Первым правителем Тамбовского наместничества был генерал-майор А.И. Салтыков, при котором образовалось правление, имевшее в штате двух советников, секретаря, протоколиста, регистратора, архивариуса, трех канцеляристов, пяти подканцеляристов, семи копиистов, переплетчика и сторожей5. В 1796 г. указом Сената № 10245 Тамбовское наместничество было преобразовано в губернию, а наместник стал называться губернатором6.
Канцелярия тамбовского губернатора была создана на основании утвержденных 24 мая 1803 г. штатов Тамбовской и других губерний для ведения делопроизводства губернатора7. Тамбовский губернатор осуществлял контроль за правильным ведением дел в канцелярии, разделяя их таким образом, чтобы группа однородных дел велась в одном месте. Несколько раз в неделю губернатор лично присутствовал в канцелярии и принимал решения по наиболее важным делам. Основными видами документов, используемыми в деятельности губернской канцелярии того времени, были указ, до-ношение, отписка, мемория, промемория, рапорт. Ответственность за производство дел в канцелярии, а также за охрану денежных сумм, документов и книг возлагалась на чиновников канцелярии, во главе которых стоял правитель канцелярии.
В первые годы существования канцелярия губернатора была бесструктурным учреждением, вследствие чего делопроизводство велось не по структурным частям, а по делопроизводствам отдельных чиновников канцелярии, исполнявших различные поручения губернатора; количество писцов варьировалось в зависимости
от объема работы. По мере усложнения деятельности губернатора увеличивался штат канцелярии и изменялась ее структура, поскольку она в тот период не была законодательно определена8.
С 1828 г. в канцелярии были введены номерные столы, количество которых ежегодно менялось. Функции столов законодательно
Рис. 1. Опись канцелярии тамбовского гражданского губернатора по 2-му столу на 1864 год9
не устанавливались, распределение дел по столам осуществлялось губернатором или правителем канцелярии, поэтому в 1828-1861 гг. оно не имело четко выраженного характера, вследствие чего функции столов часто дублировались.
В середине XIX в. объем документооборота канцелярии существенно вырос. Губернатор подписывал до 100 тыс. документов в год. Каждый документ, направленный губернатору и губернскому правлению, независимо от важности, проходил через несколько рук и неоднократно переписывался, при этом разграничения дел между канцелярией и губернским правлением практически не было, и дела между ними, как и ранее, распределялись по усмотрению губернатора10.
В 1865 г. были утверждены «Временные правила о преобразовании губернских учреждений», которые вводились для улучшения структуры и делопроизводства в канцеляриях губернаторов и губернских правлениях11. Правилами был определен штат канцелярий губернаторов и круг вопросов, по которым должна вестись переписка в канцелярии. В частности, это были вопросы по обозрению губернии, составлению годовых отчетов, по предметам, требующим особой тайны и личного распоряжения губернатора, по делам земства и дворянских выборов, о выдаче подорожных, выдаче заграничных паспортов и других срочных документов, переписка с военным начальством о движении и использовании войск, по делам печати и т. п.
После реформ 1860-1870-х годов для производства дел по государственным земским повинностям в Канцелярии тамбовского губернатора начал функционировать земский стол. По образцу земских учреждений было перестроено и городское самоуправление, а делопроизводство губернского по городским делам присутствия было возложено на городской стол канцелярии губернатора. В 1876 г. министру внутренних дел было предоставлено право сокращать состав канцелярий губернаторов и губернских правлений12. Однако этот закон не внес существенных изменений в структуру Канцелярии тамбовского губернатора: делопроизводство по-прежнему продолжало вестись по столам без четкого функционального разграничения. Губернские правления к этому времени фактически превратились в канцелярии губернатора: на практике не было никакого разграничения между делами, которые велись в губернском правлении и канцелярии губернатора, а все зависело от губернатора. Такое положение приводило к ведению между этими учреждениями обширной и бесполезной переписки. Переписка между губернскими присутствиями, губернатором и губернским правлением со-
стояла в значительной мере из документов, посылаемых от губернатора как председателя одного учреждения к тому же самому губернатору как председателю другого учреждения, с указанием на необходимость принятия скорых и решительных мер, которые тем не менее после этого никто не принимал13.
Рис. 2. Дело по второму столу Канцелярии тамбовского губернатора1
В 1901-1917 гг. делопроизводство в канцелярии губернатора стало более четким, и хотя оно по-прежнему велось по столам, но их функции были разграничены. Так, в указанный период в ведении первого стола канцелярии находились дела о военнопленных, недоимках, строительстве и состоянии дорог, мостов, зданий, о землевладении, учебных заведениях, доходах и расходах земств. К ведению второго стола относились дела со сметами доходов и расходов по городам и уездам, о контроле за выездом за границу, выдаче паспортов, происшествиях в губернии, сборе податей по уездам. В ведении третьего стола находились дела о состоянии продовольствия, ценах на хлеб и продукты и разного рода прошения. Дела о различного рода пожертвованиях за 1913-1914 гг. отложились в бухгалтерском столе канцелярии, а дела по секретному делопроизводству (о политическом надзоре, розыске политических преступников, выселении за пределы губернии, политической благонадежности и т. д.) стали вестись и откладываться в специальном секретном столе канцелярии15.
Должностной и количественный состав чиновников и служащих канцелярии в этот период практически не изменялся. Так, согласно Требовательной ведомости содержания (чиновникам) канцелярским служителям, вольнонаемным писцам и сторожам Канцелярии тамбовского губернатора за 1912 г., в штате состояли: 4 канцелярских служителя (чиновника), 7 вольнонаемных писцов (среди них 3 женщины), 2 сторожа16.
Губернаторы, как и вверенные им канцелярии, в Тамбовской губернии просуществовали 121 год, вплоть до 1917 г.
После упразднения в 1917 г. канцелярии тамбовского губернатора фонд хранился вначале в архиве Тамбовского губернского правления, а 1920 г. в числе немногих особо важных фондов он был принят в губернский Государственный архив (ныне - Государственный архив Тамбовской области).
В 1941 г. фонд был разобран и систематизирован, проведена экспертиза его ценности, в результате чего было уничтожено 1803 дела как утративших научную и практическую ценность (переписка о взыскании мелких штрафов, перевозе мертвых тел, присылке сведений о семейном положении разных лиц, определении душевнобольных в лечебницы и другие за 1893-1915 гг.). Одновременно были составлены новые - самостоятельные описи - на материалы каждого года.
В 1955 г. часть фонда за 1860-1917 гг., находившаяся на спецхранении, была передана на общее хранение. Позднее были подготовлены дополнительные описи на документы фонда Канцелярии
Рис. 3. Раскладка жалования канцелярским чиновникам и служащим Канцелярии тамбовского губернатора за август 1912 г.
тамбовского губернатора, все они были рукописными, плохо читаемыми. В 1980-1981 гг. описи были отредактированы, пересистематизированы и перепечатаны, в результате чего все дела фонда вошли в единую опись № 1, включавшую все сохранившиеся документы тамбовского наместника за 1734-1796 гг., тамбовского губернатора за 1797-1917 гг. и его канцелярии.
В описи документы систематизированы по хронологическому (1784-1827 гг.) и хронологически-структурному принципу (1828-1917 гг.), что отражает существовавшую в то время систему, когда распределение делопроизводства по столам зависело только от усмотрения губернатора. Внутри годовых разделов до 1828 г. и внутри подразделов (столов) после 1828 г. дела систематизированы по тематическим группам, а в пределах последних - по степени значимости. Как правило, дела однотипны за каждый год: это указы Сената, предписания Министерства внутренних дел и его департаментов, отчеты губернаторов, ведомости и отчеты, сведения, отношения и рапорты губернатора и других учреждений и должностных лиц, представления, переписка, журналы и постановления уездных земских собраний, прошения, рапорты и жалобы разных лиц17.
Все документы фонда содержат ценные многоплановые сведения, но особенно полно в них представлены отчеты тамбовских губернаторов и обзоры губернии, а также отражены вопросы о состоянии экономики и культуры губернии, общественных и революционных событиях. Сохранившиеся документы являются ценнейшими информационными источниками по истории Тамбовского края.
Примечания
1 Краткий исторический очерк администраций Тамбовской губернии: сб.-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Тамбов, 1903. Разд. VII. С. 1.
2 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 1-е. СПб., 1830. Т. XXVII. Ст. 20719.
3 Там же. СПб., 1830. Т. XX. Ст. 14917.
4 Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. 4. Оп. 1. Т. 1. 1784-1917. С. 6.
5 Краткий исторический очерк администраций Тамбовской губернии. Разд. VII. С. 1.
6 ПСЗРИ. Т. ХХ. С. 867.
7 Там же. СПб., 1830. Т. XXVII. Ст. 20774.
8 ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Т. 1. С. 33-35.
9 Там же. Д. 1643. Л. 1.
10 Там же. Т. 1. С. 35-36.
11 ПСЗРИ. Собр. 2-е. СПб., 1867. Т. XL. Ст. 42180.
12 Там же. СПб., 1878. Т. LI. Ст. 55681.
13 Блинов И.А. Губернаторы: ист.-юрид. очерк. СПб., 1905. С. 280.
14 ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 5891. Л. 1 оц.
15 Там же. Т. 1. С. 39.
16 Там же. Д. 8254. Л. 74.
17 Там же. Т. 1. С. 41-42.