Научная статья на тему 'Из истории организации работы Тамбовской губернской канцелярии'

Из истории организации работы Тамбовской губернской канцелярии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
171
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИВНАЯ ОПИСЬ / ARCHIVE INVENTORY / ГУБЕРНАТОР / GOVERNOR / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / ДОКУМЕНТ / DOCUMENT / КАНЦЕЛЯРИЯ / OFFICE WORK / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / SYSTEMATIZATION / ЧИНОВНИК / OFFICIAL / CHANCELLORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карикова Екатерина Васильевна, Полякова Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются основные этапы деятельности Тамбовской губернской канцелярии, ее структура и должностной состав, законодательно-правовая регламентация работы, особенности организации делопроизводства, состав документов и дел. Охарактеризован принцип систематизации сохранившихся документов канцелярии в фонде Государственного архива Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Карикова Екатерина Васильевна, Полякова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some facts from the history of work setup of Tambov province chancellory

The article deals with the main phases of function of Tambov province chancellory, its structure, staff, legal aspects of its work, specific features of office practice, list of documents and files. The authors also describe the principle of systematization of extant documents of the chancellory in the State archive of Tambovskaya oblast.

Текст научной работы на тему «Из истории организации работы Тамбовской губернской канцелярии»

ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ КАНЦЕЛЯРИИ

В статье рассматриваются основные этапы деятельности Тамбовской губернской канцелярии, ее структура и должностной состав, законодательно-правовая регламентация работы, особенности организации делопроизводства, состав документов и дел. Охарактеризован принцип систематизации сохранившихся документов канцелярии в фонде Государственного архива Тамбовской области.

Ключевые слова: архивная опись, губернатор, делопроизводство, документ, канцелярия, систематизация, чиновник.

В настоящее время трудно представить деятельность организации или учреждения без такого подразделения, как канцелярия. Впервые канцелярия как структурное подразделение госучреждений - коллегий - появилась в результате административных реформ в начале XVIII в., а ее функции, штат, обязанности чиновников и организация делопроизводства были закреплены законодательно. Позднее канцелярии были образованы и при других центральных и местных государственных учреждениях.

При каждом губернаторе, наделенном широким кругом административных, полицейских, финансовых, судебных и иных полномочий, также создавались канцелярии для ведения делопроизводства. Штат канцелярии составляли: секретарь, протоколист, регистратор, архивариус, канцеляристы, подканцеляристы, копиисты и переплетчик. Самостоятельного назначения канцелярия не имела, деятельность губернатора не сливалась с нею, поэтому документы того времени адресовались по-разному: «Губернатору», «В губернию», «В губернскую канцелярию», однако все они по существу предназначались губернатору1.

© Карикова Е.В., Полякова Т.А., 2014

Начало официальному созданию канцелярий губернаторов в губерниях положил царский указ «О дозволении начальникам губерний определять на положенные при них места правителей канцелярий и секретарей» (1803), однако и до этого существовали провинциальные канцелярии, а затем и канцелярии при наместниках2.

До 1779 г. территория Тамбовской губернии делилась на две провинции - Тамбовскую и Шацкую, а Тамбовская провинциальная канцелярия была создана по указу «Об устройстве губерний и определении в иные правителей» (1719)3. Документы, отложившиеся в деятельности канцелярии, сохранились в весьма незначительном количестве: это секретные предписания учреждений, переписка о поимке участников пугачевского восстания и раскольников, ревизские сказки, книги регистрации проданных, отданных в оброк и заложенных земель, дела о спорных землях, челобитные о побеге крестьян и др. Упразднена Тамбовская провинциальная канцелярия была в связи с образованием Тамбовского наместничества по указу «О составлении Тамбовского наместничества из 15 уездов» (1779)4. Первым правителем Тамбовского наместничества был генерал-майор А.И. Салтыков, при котором образовалось правление, имевшее в штате двух советников, секретаря, протоколиста, регистратора, архивариуса, трех канцеляристов, пяти подканцеляристов, семи копиистов, переплетчика и сторожей5. В 1796 г. указом Сената № 10245 Тамбовское наместничество было преобразовано в губернию, а наместник стал называться губернатором6.

Канцелярия тамбовского губернатора была создана на основании утвержденных 24 мая 1803 г. штатов Тамбовской и других губерний для ведения делопроизводства губернатора7. Тамбовский губернатор осуществлял контроль за правильным ведением дел в канцелярии, разделяя их таким образом, чтобы группа однородных дел велась в одном месте. Несколько раз в неделю губернатор лично присутствовал в канцелярии и принимал решения по наиболее важным делам. Основными видами документов, используемыми в деятельности губернской канцелярии того времени, были указ, до-ношение, отписка, мемория, промемория, рапорт. Ответственность за производство дел в канцелярии, а также за охрану денежных сумм, документов и книг возлагалась на чиновников канцелярии, во главе которых стоял правитель канцелярии.

В первые годы существования канцелярия губернатора была бесструктурным учреждением, вследствие чего делопроизводство велось не по структурным частям, а по делопроизводствам отдельных чиновников канцелярии, исполнявших различные поручения губернатора; количество писцов варьировалось в зависимости

от объема работы. По мере усложнения деятельности губернатора увеличивался штат канцелярии и изменялась ее структура, поскольку она в тот период не была законодательно определена8.

С 1828 г. в канцелярии были введены номерные столы, количество которых ежегодно менялось. Функции столов законодательно

Рис. 1. Опись канцелярии тамбовского гражданского губернатора по 2-му столу на 1864 год9

не устанавливались, распределение дел по столам осуществлялось губернатором или правителем канцелярии, поэтому в 1828-1861 гг. оно не имело четко выраженного характера, вследствие чего функции столов часто дублировались.

В середине XIX в. объем документооборота канцелярии существенно вырос. Губернатор подписывал до 100 тыс. документов в год. Каждый документ, направленный губернатору и губернскому правлению, независимо от важности, проходил через несколько рук и неоднократно переписывался, при этом разграничения дел между канцелярией и губернским правлением практически не было, и дела между ними, как и ранее, распределялись по усмотрению губернатора10.

В 1865 г. были утверждены «Временные правила о преобразовании губернских учреждений», которые вводились для улучшения структуры и делопроизводства в канцеляриях губернаторов и губернских правлениях11. Правилами был определен штат канцелярий губернаторов и круг вопросов, по которым должна вестись переписка в канцелярии. В частности, это были вопросы по обозрению губернии, составлению годовых отчетов, по предметам, требующим особой тайны и личного распоряжения губернатора, по делам земства и дворянских выборов, о выдаче подорожных, выдаче заграничных паспортов и других срочных документов, переписка с военным начальством о движении и использовании войск, по делам печати и т. п.

После реформ 1860-1870-х годов для производства дел по государственным земским повинностям в Канцелярии тамбовского губернатора начал функционировать земский стол. По образцу земских учреждений было перестроено и городское самоуправление, а делопроизводство губернского по городским делам присутствия было возложено на городской стол канцелярии губернатора. В 1876 г. министру внутренних дел было предоставлено право сокращать состав канцелярий губернаторов и губернских правлений12. Однако этот закон не внес существенных изменений в структуру Канцелярии тамбовского губернатора: делопроизводство по-прежнему продолжало вестись по столам без четкого функционального разграничения. Губернские правления к этому времени фактически превратились в канцелярии губернатора: на практике не было никакого разграничения между делами, которые велись в губернском правлении и канцелярии губернатора, а все зависело от губернатора. Такое положение приводило к ведению между этими учреждениями обширной и бесполезной переписки. Переписка между губернскими присутствиями, губернатором и губернским правлением со-

стояла в значительной мере из документов, посылаемых от губернатора как председателя одного учреждения к тому же самому губернатору как председателю другого учреждения, с указанием на необходимость принятия скорых и решительных мер, которые тем не менее после этого никто не принимал13.

Рис. 2. Дело по второму столу Канцелярии тамбовского губернатора1

В 1901-1917 гг. делопроизводство в канцелярии губернатора стало более четким, и хотя оно по-прежнему велось по столам, но их функции были разграничены. Так, в указанный период в ведении первого стола канцелярии находились дела о военнопленных, недоимках, строительстве и состоянии дорог, мостов, зданий, о землевладении, учебных заведениях, доходах и расходах земств. К ведению второго стола относились дела со сметами доходов и расходов по городам и уездам, о контроле за выездом за границу, выдаче паспортов, происшествиях в губернии, сборе податей по уездам. В ведении третьего стола находились дела о состоянии продовольствия, ценах на хлеб и продукты и разного рода прошения. Дела о различного рода пожертвованиях за 1913-1914 гг. отложились в бухгалтерском столе канцелярии, а дела по секретному делопроизводству (о политическом надзоре, розыске политических преступников, выселении за пределы губернии, политической благонадежности и т. д.) стали вестись и откладываться в специальном секретном столе канцелярии15.

Должностной и количественный состав чиновников и служащих канцелярии в этот период практически не изменялся. Так, согласно Требовательной ведомости содержания (чиновникам) канцелярским служителям, вольнонаемным писцам и сторожам Канцелярии тамбовского губернатора за 1912 г., в штате состояли: 4 канцелярских служителя (чиновника), 7 вольнонаемных писцов (среди них 3 женщины), 2 сторожа16.

Губернаторы, как и вверенные им канцелярии, в Тамбовской губернии просуществовали 121 год, вплоть до 1917 г.

После упразднения в 1917 г. канцелярии тамбовского губернатора фонд хранился вначале в архиве Тамбовского губернского правления, а 1920 г. в числе немногих особо важных фондов он был принят в губернский Государственный архив (ныне - Государственный архив Тамбовской области).

В 1941 г. фонд был разобран и систематизирован, проведена экспертиза его ценности, в результате чего было уничтожено 1803 дела как утративших научную и практическую ценность (переписка о взыскании мелких штрафов, перевозе мертвых тел, присылке сведений о семейном положении разных лиц, определении душевнобольных в лечебницы и другие за 1893-1915 гг.). Одновременно были составлены новые - самостоятельные описи - на материалы каждого года.

В 1955 г. часть фонда за 1860-1917 гг., находившаяся на спецхранении, была передана на общее хранение. Позднее были подготовлены дополнительные описи на документы фонда Канцелярии

Рис. 3. Раскладка жалования канцелярским чиновникам и служащим Канцелярии тамбовского губернатора за август 1912 г.

тамбовского губернатора, все они были рукописными, плохо читаемыми. В 1980-1981 гг. описи были отредактированы, пересистематизированы и перепечатаны, в результате чего все дела фонда вошли в единую опись № 1, включавшую все сохранившиеся документы тамбовского наместника за 1734-1796 гг., тамбовского губернатора за 1797-1917 гг. и его канцелярии.

В описи документы систематизированы по хронологическому (1784-1827 гг.) и хронологически-структурному принципу (1828-1917 гг.), что отражает существовавшую в то время систему, когда распределение делопроизводства по столам зависело только от усмотрения губернатора. Внутри годовых разделов до 1828 г. и внутри подразделов (столов) после 1828 г. дела систематизированы по тематическим группам, а в пределах последних - по степени значимости. Как правило, дела однотипны за каждый год: это указы Сената, предписания Министерства внутренних дел и его департаментов, отчеты губернаторов, ведомости и отчеты, сведения, отношения и рапорты губернатора и других учреждений и должностных лиц, представления, переписка, журналы и постановления уездных земских собраний, прошения, рапорты и жалобы разных лиц17.

Все документы фонда содержат ценные многоплановые сведения, но особенно полно в них представлены отчеты тамбовских губернаторов и обзоры губернии, а также отражены вопросы о состоянии экономики и культуры губернии, общественных и революционных событиях. Сохранившиеся документы являются ценнейшими информационными источниками по истории Тамбовского края.

Примечания

1 Краткий исторический очерк администраций Тамбовской губернии: сб.-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Тамбов, 1903. Разд. VII. С. 1.

2 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 1-е. СПб., 1830. Т. XXVII. Ст. 20719.

3 Там же. СПб., 1830. Т. XX. Ст. 14917.

4 Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. 4. Оп. 1. Т. 1. 1784-1917. С. 6.

5 Краткий исторический очерк администраций Тамбовской губернии. Разд. VII. С. 1.

6 ПСЗРИ. Т. ХХ. С. 867.

7 Там же. СПб., 1830. Т. XXVII. Ст. 20774.

8 ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Т. 1. С. 33-35.

9 Там же. Д. 1643. Л. 1.

10 Там же. Т. 1. С. 35-36.

11 ПСЗРИ. Собр. 2-е. СПб., 1867. Т. XL. Ст. 42180.

12 Там же. СПб., 1878. Т. LI. Ст. 55681.

13 Блинов И.А. Губернаторы: ист.-юрид. очерк. СПб., 1905. С. 280.

14 ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 5891. Л. 1 оц.

15 Там же. Т. 1. С. 39.

16 Там же. Д. 8254. Л. 74.

17 Там же. Т. 1. С. 41-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.