References and Sources
1. Berg L.N. Issledovanie pravovogo vozdejstviya: metodologiya, teoriya, praktika. Dis. ... dokt. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2018. 429 s.
2. Gruzdev V.V. Voprosy sootnosheniya pravovogo vozdejstviya i pravovogo regulirovaniya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. №2. S.297-310.
3. Latynov V.V. Kommunikativnoe vozdejstvie: principy, zakonomernosti, effekty // Psihologicheskij zhurnal. 2012. №5. S.16-27.
4. Semitko A.P. Recenziya na dissertaciyu L.N. Berg «Issledovanie pravovogo vozdejstviya: metodologiya, teoriya, praktika» // Vestnik gumanitarnogo universiteta. 2019. №2. S.77-87.
5. Shcherbakova E.K. Problemy pravovogo vozdejstviya v sovremennyh usloviyah // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2017. №5. S.71-77.
ГОЛУБИХИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России ([email protected]). GOLUBIKHINA, NATALIA V. - Ph.D. in Law, Deputy Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, ([email protected]).
УДК 343.101 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-4-40-45
ЕПИФАНОВ А.Е.
ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦАРИЦЫНСКОГО ГУБЕРНСКОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО КОМИТЕТА (1919-1920
ГГ.)
Ключевые слова: Конституция РСФСР, Царицын, Губернский революционный комитет, Красная Армия, Гражданская война, исполнительный комитет, милиция, городской совет, уезд, волость, съезд.
В статье с историко-правовых позиций рассматриваются проблемы, связанные с образованием Царицынской губернии, организацией и деятельностью Царицынского губернского революционного комитета. С использованием впервые вводимых в научный оборот архивных материалов, автор анализирует роль чрезвычайных органов советской власти в региональном управлении и ведении военных действий. Показано, что эффективно могли действовать только чрезвычайные органы, а именно революционные комитеты (ревкомы). Лишь они оказались в состоянии проводить в жизнь экстраординарные меры военной поры, сосредоточив в своем лице всю полноту государственной власти и управления. По сути, они полностью подменили предусмотренные Конституцией РСФСР 1918 г. советы депутатов и их исполнительные комитеты, установив в пределах своих полномочий большевистскую военную диктатуру.
EPIFANOV, A.E.
FROM THE HISTORY OF THE ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE TSARITSYN PROVINCIAL
REVOLUTIONARY COMMITTEE (1919-1920)
Key words: Constitution of the RSFSR, Tsaritsyn, Provincial Revolutionary Committee, Red Army, Civil War, Executive Committee, Militia, City Council, Uyezd, Volost, Congress.
The article from the historical and legal positions deals with the problems associated with the formation of the Tsaritsyn province, the organization and activities of the Tsaritsyn Provincial Revolutionary Committee. Using archival materials introduced into scientific circulation for the first time, the author analyzes the role of emergency bodies of Soviet power in regional administration and warfare. It is shown that only emergency bodies, namely revolutionary committees (revolutionary committees), could act effectively. Only they were able to carry out the extraordinary measures of the wartime, concentrating in their person the fullness of state power and control. In fact, they completely replaced the councils of deputies and their executive committees provided for by the Constitution of the RSFSR of 1918, establishing a Bolshevik military dictatorship within their powers.
История становления и развития советской государственности неизменно является одной из приоритетных тем российской науки. Пристальное внимание к ней вызвано разработкой новых форм и методов управления, вызываемой потребностями российского государства на том или ином этапе его развития. Проблема истории и правового регулирования управления государственным аппаратом, особенно в экстраординарных условиях, в современной обстановке приобретает особую актуальность.
Гражданская война внесла свои коррективы в порядок административно-территориального деления государства, а также управления соответствующими единицами. В значительной степени они стали осуществляться органами военного управления, а также вновь образованными чрезвычайными органами советской власти, соединившими в своем лице всю ее полноту. На образованные с этой целью революционные комитеты ЦК РКП(б) были возложены задачи обороны советской республики, организации партизанских отрядов, возведения оборонительных сооружений, подготовки командиров и политработников РККА, обеспечение ее частей и подразделений продовольствием, связью и жильем. Особенно характерно соответствующие процессы проявились в Нижнем Поволжье, в частности, в районе прифронтового Царицына, где развернулись наиболее упорные бои.
7 сентября 1918 г. Военным советом Северо-Кавказского военного округа был издан приказ
№ 62 об образовании из Царицынского, Царевского и Черноярского уездов самостоятельной губернии с центром в Царицыне. Мотивировалось это целями оперативного формирования в регионе боевых единиц, а также более оптимального осуществления распоряжений органов военного управления Северо-Кавказского округа и республики в целом. Временно вновь созданная губерния была объявлена исключительно военной структурой. В последующем же предполагалось объединение названных уездов как в административном, так и хозяйственном отношении [1, л. 163].
По мере развития событий на театре военных действий и в интересах своевременного разрешения насущных задач территория Царицынской губернии увеличивалась. Приказом Военно-революционного совета Южного фронта №2 111 от 6 октября 1918 г. все местности Области Войска Донского, по мере их очищения от белогвардейских казачьих формирований, до подавления контрреволюции, в административно-военном отношении временно также были включены в ее состав [2, л. 8]. После этого первоочередным стал вопрос организации необходимых для управления ею органов советской власти. В условиях военного времени, наиболее ярко выраженных для данного региона, эффективно могли действовать только чрезвычайные органы, а именно революционные комитеты (ревкомы). Лишь они оказались в состоянии проводить в жизнь экстраординарные меры военной поры, сосредоточив в своем лице всю полноту государственной власти и управления. По сути, они полностью подменили предусмотренные Конституцией РСФСР 1918 г. советы депутатов и их исполнительные комитеты, установив в пределах своих полномочий большевистскую военную диктатуру.
Первая попытка образования военно-революционного комитета в Царицыне произошла в середине января 1919 г., по инициативе Реввоенсовета 10-й Армии Южного фронта. Согласно его приказу, в первый состав комитета были включены председатель исполкома Царицынского Совета Левин, председатель комитета ВКП(б) Литвиненко, губернский военный комиссар Федотов, комиссар железнодорожного узла Теряев и председатель ЧК Павин. Председателем ВРК Царицынской губернии был назначен особо уполномоченный названного Реввоенсовета Богатин [3, л. 2]. На Военно-революционный комитет, которому была предоставлена вся полнота власти в Царицыне и его «районе», была возложена обязанность срочно призвать на военную службу всех пригодных для этого жителей города, установить в нем «железную дисциплину революционной власти», а также предпринять самые решительные меры по борьбе с дезертирством. Для выполнения возложенных на него задач, Царицынскому ВРК были предоставлены неограниченные полномочия. Несмотря на его экстраординарный статус, комитету так и не удалось приступить к действию. Породившее его командование 10-й Армии устранилось от последующей организации и деятельности комитета, занятое своими непосредственными обязанностями по ведению военных действий. Председатель ревкома также уклонился от руководства комитетом и никакого участия в его работе практически не принимал.
15 февраля 1919 г. Коллегия НКВД, учитывая ходатайства Черноярского, Царевского (впоследствии Ленинского), Камышинского и Царицынского уездов, экономическое и политическое тяготение Усть-Медведицкого и 2-го Донского округов Донской области, а также принимая во внимание складывание в Царицыне производственного, политического и просветительского центров, утвердила предварительный проект Царицынской губернии в их составе. Он был направлен для обсуждения в Саратовский, Царицынский и Астраханский губисполкомы. Решение их совместной комиссии было рассмотрено 5 марта 1919 г. Всероссийским съездом председателей городских и губернских председателей исполкомов. Царицынский губернский съезд наметил центры уездов, после чего им были присвоены наименования.
По распоряжению НКВД от 27 февраля 1919 г., 15 марта того же года для управления Царицынской губернией был образован Царицынский губернский революционный комитет из представителей Царицына и уездов. В административном отношении уезды подчинялись только Царицынскому губернскому ревкому. Впредь до созыва Губернского съезда советов и выборов губисполкома, для проведения выборов представителей в губернский ревком уездными исполкомами было организовано тайное голосование [4, л. 5].
Таким образом, распоряжением Наркомата внутренних дел Царицын с назваными уездами и округами были выделены в самостоятельную губернию, а сам он возведен в ранг
губернского города. Губернский революционный комитет (Губревком) составили 9 членов. При этом 3-е из них (президиум), представляли Царицынский исполком. Политотдел 10-й армии, Царицынский совет профсоюзов и уезды выделили в Губревком по 1-му представителю. Его председателем стал глава губкома ВКП(б) Литвиненко, который 14 февраля 1919 г. закрепил его образование своим приказом № 1 [5, л. 17].
Работа в масштабах губернии временно была возложена на отделы Царицынского горисполкома. При формировании штатов революционных комитетов, как губернского, так и уездных, сразу же возникла острая проблема нехватки необходимых для этого кадров. Несмотря на это Губревком отказался от снятия служащих с фронта, поскольку это было чревато для него катастрофическими последствиями. Согласно приказанию председателя ВЦИК Калинина и начальника Политуправления Реввоенсовета Республики Смилги, Губревкому вверялось исключительное право организации советской власти в Царицынской губернии [6, л. 33]. Практика показала, что осуществлять единовластие ревкому оказалось явно не под силу, в связи с чем он вынужден был использовать уже сложившийся аппарат обычных органов советской власти, Горисполкома в частности. «Работа» губернии была возложена при этом на отделы последнего. Его распоряжения расценивались как распоряжения собственных отделов Губревкома [5, л. 17].
Первоочередной задачей Губревкома явилось установление советской власти на вверенной территории [5, л. 1]. Первоочередными мероприятиями Губревкома явились экстренные меры по ремонту железнодорожных путей, восстановлению советской власти во 2-м Донском и Усть-Медведицком округах, организации губернского продовольственного комитета, намеченные им на 2 апреля 1919 г. [5, л. 12] На территории губернии уполномоченные Губревкома принялись за формирование и при необходимости перевыборы местных советов, а также создание партийных ячеек. Так, в июле 1919 г. ответственным инструктором Царицынского губревкома Кабуниным были организованы перевыборы Мордовского сельсовета Камышинского уезда, который оказался сильно засорен проникшими в него представителями кулачества и торговцев [7, л.л. 77-77об].
Своей главной задачей Губревком провозгласил всемерное ослабление тягот, вызванных нашествием белогвардейцев, оказание помощи в восстановлении разрушенного хозяйства, а также установление твердого советского порядка. В своем обращении к чрезвычайным съездам уездных советов он преложил осуществить перевыборы местных органов исполнительной власти таким образом, чтобы они оказались в достаточной степени работоспособными и были в состоянии действовать «по революционному» [7, л. 6].
Однако, в критические моменты обороны Царицына Губревкому пришлось организовывать эвакуацию советских учреждений. Соответствующие мероприятия осуществляла образованная при нем специальная комиссия. После того как 30 июня 1919 г. Царицын был захвачен белогвардейцами, 5 июля 1919 г. Губревкомом и Горсоветом совместным постановлением была решена судьба его учреждений и организаций [8, л.52]. Городской совет был ликвидирован. Его дела принял Губревком, а сотрудников передал Реввоенсовету 10-й Армии. После того как был мобилизован основной состав самого ревкома, деятельность его была прекращена. 10 сентября 1919 г. постановлением Реввоенсовета 10-й армии Южного фронта № 311 организация советской власти в очищаемых от кадетских банд местностях Царицынской губернии вновь была возложена на Царицынский губернский ревком и губернский комитет РКП(б), которым предстояло действовать в эвакуации [9, л. 7].
В сентябре 1919 г. Губревком командировал в населенные пункты Царицынской губернии своих уполномоченных на предмет налаживания организационно-методической работы среди уездных ревкомов. Их работа существенно осложнялась близостью фронта, полным отсутствием какого-либо инструктивного материала и директивных указаний. Поэтому им приходилось руководствоваться в своей работе в основном своими собственными соображениями [10, л.л. 17-18].
2 октября 1919 г., Реввоенсоветом особой группы Южного фронта Царицынский губревком был восстановлен. Его составили один представитель от военного командования и два - от Царицынского горисполкома [11, л. 3]. С тем, чтобы придать работе органов советской власти большую мобильность и гибкость, а также сэкономить необходимые для этого средства,
отделы Горисполкома и Губревкома было решено объединить. Образованный при этом временный губернский исполком явился исполнительным органом последнего [12, л. 219]. С целью правильной постановки дела инструктирования волостных и уездных исполкомов, постановлением Губревкома № 14 от 2 октября 1919 г. при его отделе управления была образовано совещание по выработке проектов руководящих документов разъездным уполномоченным, которое приступило к работе 10 октября 1919 г. [13, л. 3].
Находясь в эвакуации, Царицынский губревком продолжил активную деятельность по налаживанию работы органов советской власти, местных ревкомов прифронтовой полосы в частности. Так, 5 октября 1919 г. для доклада был вызван председатель Дубовского уездного ревкома. Он сообщил, что работа по организации и закреплению советской власти в Дубовке после ее освобождения от белогвардейцев налаживается. Вместе с тем, были приняты меры по развитию отделов и подотделов уездного ревкома, снабжению фронта и местного населения всем необходимым, материальному обеспечению сотрудников милиции и пр. [14, л. 12].
24 октября 1919 г. Положением ВЦИК о революционных комитетах, организация и деятельность Царицынского губревкома была легализована и упорядочена [12, л. 219]. Согласно названному Положению, он явился временным чрезвычайным органом власти. С наступлением необходимых для этого условий ревком был призван обеспечить передачу власти советским органам, предусмотренным Конституцией РСФСР 1918 г. Согласно установленной Положением классификации, Царицынский губревком относился к категории прифронтовых [12, л. 219]. При этом устанавливалось его двойное подчинение - органам военного управления и центральным органам советской власти одновременно.
Как того требовало Положение 24 октября 1919 г., деятельность Губревкома была направлена исключительно на обеспечение насущных потребностей Красной Армии. В этой связи активное участие он принимал в формировании частей и соединений Красной армии, их командования прежде всего. Так, Постановлением Губревкома № 16 от 12 октября 1919 г. для участия в губернской аттестационной комиссии по пересмотру и назначению комсостава РККА был назначен его представитель Данченко [13, л. 3 об].
В числе важнейших на повестке дня ревкома находились вопросы снабжения воинских частей и подразделений всем необходимым. Причем для их решения он не останавливался даже перед такими чрезвычайными мерами, как реквизиции и конфискации. Так, 24 октября 1919 г. Губревком во исполнение постановления Совета рабоче-крестьянской обороны об изъятии шинелей у гражданского населения от 10 сентября 1919 г. образовал при уездных и волостных исполкомах соответствующие комиссии [15, л. 27]. При эвакуации, ввиду наступления неприятеля, постановлением №2 83 от 1 ноября 1919 г. Царицынский губревком обязал советские учреждения сдать все запасы продовольствия войскам для их текущего обеспечения [15, л. 29].
В районах боевых действий, как это, например, имело место в ноябре 1919 г. в Ленинском уезде, уполномоченным Губревкома нередко приходилось заниматься непосредственной организацией ревкомов прифронтовой полосы, а также заградительных вооруженных отрядов при них для противодействия прорвавшимся белогвардейским частям [7, л.л. 38-38 об].
Вместе с тем, Губревком всемерно занимался укреплением органов советской власти, совершенствованием их работы, избавлением от недостатков и правонарушения. 27 октября 1919 г., например, своим постановлением № 40, Губревком обязал все органы советской власти незамедлительно произвести тщательное расследование «преступных упущений и иных ненормальностей» в своей работе, сведения о которых были опубликованы в печати. Их результаты надлежало обнародовать в тех же изданиях в 7-дневный срок. Губернской и уездным чрезвычайным комиссиям предписывалось производить внеочередные расследования по названным происшествиям [13, л.5].
Учитывая потребности военно-политической обстановки, Губревком мог становиться органом внесудебной расправы. Так, 8 ноября 1919 г. своим постановлением № 59 он объявил порчу телеграфных и телефонных линий, а также железнодорожных сооружений изменой трудовому народу и советской власти. Виновных в подобных деяниях лиц предписывалось карать беспощадно, вплоть до смертной казни - расстрела. Оконченным преступлением считалось даже покушение на их совершение. При этом конкретные меры наказания
устанавливались уездными исполкомами или ревкомами, после чего предоставлялись на утверждение Губревкому [15, л. 39].
Состав Царицынского губревкома постоянно находился в развитии. Первоначально в его структуре были образованы отделы управления, финансовый, соцобеспечения, труда, юстиции, здравоохранения, народного образования, топливный и земельный [16, л. 37]. Постановлением Губревкома № 17 от 14 октября 1919 г., например, был назначен заведующий отделом юстиции и определена его структура. Она включала подотделы: административно-хозяйственный, карательный и судебно-следственный.
После того как в январе 1920 г. Царицын был освобожден от белых и туда возвратился Губревком, к названным подразделениям присоединились отделы почты и телеграфа, а также по делам мусульман [16, л.л. 6-7]. 4 февраля 1920 г. распоряжением Губревкома отделы труда и социального обеспечения были соединены в единый губернский отдел соцобеспечения, при котором действовал комитет помощи больным и раненым красноармейцам [16, л.л. 15, 27]. В последующем состав Царицынского губревкома пополнило отделение Российского телеграфного агентства (РОСТА) [16, л. 34]. При Губревкоме действовали различные комиссии и комитеты: всеобщей трудовой повинности, по борьбе с дезертирством, противочумный, по подготовке амнистии, помощи жертвам контрреволюции и др.
Согласно Постановлению Совета рабочей и крестьянской обороны «Об упразднении губернских и уездных революционных комитетов» от 2 января 1920 г., во избежание дублирования органов власти, все губернские ревкомы подлежали упразднению. В виде исключения они были сохранены лишь там, где еще не были учреждены «нормальные правительственные органы» [17, с. 6-7]. Царицынский губревком продолжал свою деятельность вплоть до созыва 1-го губернского съезда Советов, который проходил 16 - 20 мая 1920 г. В целом он признал его работу удовлетворительной. Однако отсутствие у Губревкома единого плана работы в масштабах всей губернии, слабая связь с уездами и волостями были названы в качестве недостатков [12, л. 221]. Как отмечалось на съезде, несогласованность работы Губревкома с местными исполнительными органами отрицательно сказывалась на благополучии населения. В конечном счете названным Съездом было принято решение об объединении городского и губернского исполкомов в единый губернский, который после своего избрания Съездом пришел на смену Губревкому [18, с. 91].
История становления местного советского государственного аппарата, местных государственных учреждений, особенно чрезвычайного характера показывает, что его руководству в своей деятельности во многом приходилось руководствоваться своими собственными соображениями, в отсутствие необходимого законодательства и директивных указаний от центральных органов советской власти. Местным руководителям и функционерам не оставалось ничего другого как самим разрабатывать детали организации и деятельности вверенных органов советской власти, революционных комитетов в том числе.
Литература и источники
1. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф.105. Оп. 1. Д.29.
2. ГАВО. Ф.71. Оп. 1. Д. 44.
3. ГАВО. Ф. 71. Оп. 13. Д. 159.
4. ГАВО. Ф. 55. Оп. 5. Д. 26.
5. ГАВО. Ф. 55. Оп. 5. Д. 70.
6. ГАВО. Ф. 342. Оп. 1. Д. 37.
7. ГАВО. Ф. 342. Оп. 1. Д. 58.
8. ГАВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 169.
9. ГАВО. Ф. 342. Оп. 1. Д.11.
10. ГАВО. Ф. 342. Оп. 1. Д. 56.
11. ГАВО. Ф. 37. Оп. 1. Д. 1.
12. ГАВО. Ф. 37. Оп. 1. Д. 74.
13. ГАВО. Ф. 342. Оп. 1. Д.22.
14. ГАВО. Ф. 342. Оп. 1. Д. 49.
15. ГАВО. Ф. 342. Оп. 1. Д.25.
16. ГАВО. Ф. 342. Оп. 2. Д. 1.
17. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР М.: Издательство Управления делами Совнаркома СССР, 1943. 1033 с.
18. Фастов А.Г., Епифанов А.Е., Ломов В.С., Мулукаев Р.С., Кантемиров А.В. Органы внутренних дел России: история становления и развития. Волгоград: Волгоградская академия МВД РФ, 2005. 228 с.
References and Sources
1. Gosudarstvennyj arhiv Volgogradskoj oblasti (GAVO). F.105. Op. 1. D.29.
2. GAVO. F.71. Op. 1. D. 44.
3. GAVO. F. 71. Op. 13. D. 159.
4. GAVO. F. 55. Op. 5. D. 26.
5. GAVO. F. 55. Op. 5. D. 70.
6. GAVO. F. 342. Op. 1. D. 37.
7. GAVO. F. 342. Op. 1. D. 58.
8. GAVO. F. 71. Op. 1. D. 169.
9. GAVO. F. 342. Op. 1. D.11.
10. GAVO. F. 342. Op. 1. D. 56.
11. GAVO. F. 37. Op. 1. D. 1.
12. GAVO. F. 37. Op. 1. D. 74.
13. GAVO. F. 342. Op. 1. D.22.
14. GAVO. F. 342. Op. 1. D. 49.
15. GAVO. F. 342. Op. 1. D.25.
16. GAVO. F. 342. Op. 2. D. 1.
17. Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij pravitel'stva za 1920 g. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR M.: Izdatel'stvo Upravleniya delami Sovnarkoma SSSR, 1943. 1033 s.
18. Fastov A.G., Epifanov A.E., Lomov V.S., Mulukaev R.S., Kantemirov A.V. Organy vnutrennih del Rossii: istoriya stanovleniya i razvitiya. Volgograd: Volgogradskaya akademiya MVD RF, 2005. 228 s.
ЕПИФАНОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Отдела но изучению проблем истории МВД России Научно-исследовательского центра Академии управления МВД России. EPIFANOV, ALEKSANDR E. - Doctor of Law, Professor; Chief Scientist, Department for the Study of Historical Problems of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the Research Center of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Moscow, Russia) ([email protected])
УДК 340.158:342.5 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-4-45-51
БАХМАДОВ Б.Д. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ключевые слова: Терская республика, Горская республика, автономия, округ, Чечня, РСФСР, ЧИАССР, ЧИР.
В статье, прежде всего на примере Чечни, рассматривается проблема политических и правовых (юридических) оснований возникновения и становления такой формы государственности как автономия в составе РСФСР. В хронологическом порядке анализируются политические, конституционные и иные нормативно-правовые акты, которые служили регулятором возникновения, становления, совершенствования и изменения форм национальной государственности в России в XX веке. Показано, что становление государственности Чечни началось с 16 февраля (1 марта) 1918 г., когда она вошла в состав Терской области (республики), по государственному устройству являвшейся союзом народов, пользующихся национально-территориальной автономией. Однако и тогда, и в составе Горской АССР (1921-1922) она представляла собой лишь административно-территориальную единицу, основанную по национальному признаку, которая не может быть отнесена к государственным образованиям в форме автономии. Лишь 30 ноября 1922 г. появилась Чеченская автономная область, в 1936 г. трансформированная в Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (ЧИАССР) (с перерывом в 1944-1957 гг.). 27 ноября 1990 г. ЧИАССР была преобразована в ЧИР, а с ноября 1991 г. ЧИР стала именоваться Чеченской республикой.
BAKHMADOV, B.D. STATEHOOD OF THE CHECHEN REPUBLIC
Key words: Terek Republic, Mountainous Republic, autonomy, district, Chechnya, RSFSR, CHIASSR, CHIR.
In the article, primarily on the example of Chechnya, the problem of political and legal (legal) grounds for the emergence and formation of such a form of statehood as autonomy within the RSFSR is considered. Political, constitutional and other legal acts that served as a regulator of the emergence, formation, improvement and change of forms of national statehood in Russia in the 20th century are analyzed in chronological order. It is shown that the formation of the statehood of Chechnya began on February 16 (March 1), 1918, when it became part of the Terek region (republic), which, according to the state system, was a union of peoples enjoying national-territorial autonomy. However, even then, and as part of the Mountain ASSR (1921-1922), it was only an administrative-territorial unit based on a national basis, which cannot be attributed to state formations in the form of autonomy. Only on November 30, 1922, the Chechen Autonomous Region appeared, in 1936 it was transformed into the Chechen-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic (ChIASSR) (with a break in 1944-1957). On November 27, 1990, the CHIASSR was transformed into the CHIR, and from November 1991, the CHIR became known as the Chechen Republic.
30 ноября 2022 года исполнилось 100 лет государственности Чеченской республики. Исходя из знаменательности этого события, мы решили еще раз подвергнуть исследованию эволюцию форм административно-территориального и государственного устройства Чечни в советский период 1918-1991 гг. При этом мы исходим из того, что, исследуя вопрос о Чечне, его невозможно рассматривать вне связи с развитием других национально-территориальных единиц Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (далее РСФСР, Россия).
Сама по себе тема эволюции форм государственности терских (горских) народов России, в т.ч. и Чечни, в отечественной исторической, политической и юридической науке не нова. Ей посвящено немало научных трудов ученых - историков, политологов, юристов. В частности,