История России: ^^^^^^^^
\ с ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО 1917 ГОДА ^^^^^^^^
УДК 94(470.11-22)"15)..."
DOI: 10.25688/2076-9105.2020.38.2.01
Е. В. Хатанзейская
Из истории Онежского Поморья: храмовый комплекс старинного поморского села Пурнема в ХУ1-ХХ веках1
В статье проанализированы исторические источники о храмовом комплексе села Пурнема Онежского района Архангельской области. Автор представляет несколько вариантов датировок постройки шатровой Никольской церкви XVII века и историю перестройки храма Рождества Христова (1860-1861), сооруженного по утвержденному проекту («плану и фасаду»). Источниками исследования стали архивные документы, находящиеся в фондах Государственного архива Архангельской области, Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры (г. Архангельск), фотодокументы. Целью работы является изучение истории создания архитектурной композиции трехчастного ансамбля — храмового комплекса села Пурнема, состоявшего из двух церквей и колокольни, утраченной в начале 1930-х годов, и его места в историко-культурной среде Русского Севера.
Ключевые слова: культурное наследие; деревянное зодчество; историческое поселение; храмовый комплекс; трехчастный ансамбль; Онежское Поморье; Русский Север.
Село Пурнема расположено на левом берегу реки Пурнема в северной части Онежского берега Белого моря. Впервые это поселение упоминается в Сотной переписи Каргопольского уезда 1562 года. Село, вытянутое вдоль берега реки с востока на запад, состоит из двух деревень — Верховье и Низ, разделенных глубоким оврагом. До 1930-х годов здесь находился трехчастный ансамбль, состоявший ранее из двух деревянных церквей и колокольни. На сегодняшний день сохранился только храмовый комплекс из двух деревянных церквей: шатровой Никольской XVII века и Христорож-дественской XIX века, выстроенной «по плану и фасаду» [7]. Колокольня
1 Исследование выполнено в рамках государственного задания по научной теме «Комплексное исследование формирования и трансформации историко-культурного наследия в этно-социальной динамике Европейского Севера и Арктики», № гос. регистрации — АААА-А18-118012390220-3.
© Хатанзейская Е. В., 2020
История России: с древнейших времен до 1917 года
9
1775 года постройки утрачена, но ее облик в составе архитектурного ансамбля реконструировал в своем исследовании Ю. С. Ушаков [13: с. 61].
Пространственная организация села Пурнема строилась вокруг погоста, в состав которого входили две церкви, колокольня и роща, — место для него было точно выбрано между селом и одноименной рекой, являвшейся одновременно и источником пресной воды, и рыбной ловли, и транспортной артерией (рис. 1). «Село, еще в прошлом веке насчитывавшее около полутораста дворов, растянулось километра на два по высокому берегу Белого моря», — так описывает это поселение архитектор, реставратор и искусствовед М. И. Мильчик, посетивший Пурнему и Нижмозеро в конце 1960-х годов [4: с. 4].
Рис. 1. Шатровая Никольская и Христорождественская церкви на Пурнемском погосте, 1989 г. Фото искусствоведа П. Н. Шармина.
Архив НПЦ, г. Архангельск. Ф. 1. Оп. 5. Д. 545. Вкладыш. Фото 1
Старинное поморское село Пурнема представляет собой определенный при-морско-прибрежный тип заселения, поскольку оно находится в месте впадения одноименной реки в Онежскую губу Белого моря. Если говорить о типе расселения, то Пурнема отражает характерные особенности значительной части поселений Русского Севера, тесно связанных с природным ландшафтом, когда структурность и внутренняя организация пространства проявляются в их строгой соподчинен-ности архитектурно-композиционному центру села — погосту, расположенному несколько в удалении от жилых и хозяйственных построек. Ю. С. Ушаков, выделив Пурнему в своей классификации видов расселения из гнездового типа, отнес это село к особому приморско-промысловому подтипу, характерному для прибрежной зоны Беломорья, где поселения находятся вблизи устьев рек, а население занимается речным и морским рыбным промыслом, добычей морского зверя и солеварением. Планировка поселения сочетает в себе особенности прибрежно-
рядового типа, который М. В. Витов отнес к первоначальному периоду заселения Севера [3: с. 58], и улично-рядовой застройки [6].
В соответствии с классификацией В. П. Орфинского, по типу поселения село Пурнема можно определить как погост, так как оно объединяет несколько деревень в качестве административного и религиозного центра, пространственная архитектоника которого выстраивается вокруг храмового комплекса [5: с. 9]. Ю. С. Ушаков охарактеризовал планировочный тип села Пурнема как «приморский прибрежный с круговым восприятием» [13: с. 62].
Важнейшим композиционным, социальным и духовным центром исторических поселений Русского Севера являлся храмовый комплекс — архитектурная доминанта (вертикаль), выполнявшая важнейшую функцию организации пространства северного поселения. Храм был своеобразным маяком и для возвращавшихся с лова рыбаков: шатер его хорошо виден с моря. Второй вертикалью была срубленная в 1775 году колокольня. С ее площадки-звона можно было далеко видеть море. Церковь и колокольня являлись ориентиром и для тех, кто подплывал к селу по реке. В прошлом рядом с церковными постройками стоял монастырский двор, где жил соловецкий приказчик, следивший за работой на варницах [4: с. 5].
В исследовании А. А. Савича о соловецких монастырских вотчинах, Пурнем-ское усолье упоминается вместе с церковным погостом: «На церковном погосте вместе с дворами причта (строение монастырское вместе и мирское), находился монастырский двор, где проживал монастырский прикащик». В 1615 году в Пур-неме было две варницы, одна из них расположена была «в ручьях», другая — между Пурнемой и Лямцей [11: с. 129]. М. И. Мильчик отмечает, что в середине XVII века у пяти пурнемских варниц работало около сотни человек. Они вываривали соль из морской воды, прокаливая ее в огромных котлах-чренах [4: с. 1], затем отправляли ее на продажу в Центральную Россию и Москву.
История храмового комплекса с. Пурнема отражает основные этапы региональной истории Русского Севера. Изучение ее является по-прежнему актуальным в силу ряда дискуссионных вопросов. Дискуссионным остается, в частности, вопрос датировки шатровой Никольской церкви. В. П. Орфинский относит появление шатровых храмов типа «восьмерик на четверике» к XVII веку [5: с. 74]. Никольская церковь с. Пурнема с прямоугольной в плане апсидой и галереей-папертью была одной из первых храмовых построек данного типа на Севере.
История Никольского храма села Пурнема исследовалась эпизодически. В 1966 году в ходе экспедиции Московского архитектурного института (МАРХИ) памятник впервые был обмерен архитектором И. Б. Пуришевым; им же был сделан проект реставрации и вариант реконструкции первоначального облика храма [9]. В 2012 году петербургский историк искусства Е. В. Ходаковский с группой исследователей, применив современные измерительные средства, выявил ряд строительных этапов в истории храмового комплекса села Пурнема, в частности Никольской церкви [2]. Он же сделал предположение о более древнем ее происхождении, основываясь на самом раннем косвенном упоминании о существовании
церкви в селе Пурнема в «Данной» 1544 года, а также первом прямом упоминании храма Николая Чудотворца в Пурнемском погосте 1556 года [2: с. 57]. Тем не менее большинство исследователей датируют постройку Никольской церкви 1618 годом [4; 8; 10; 11; 13; 16]. Еще одно раннее упоминание Никольской церкви в селе Пурнема относится к «Сотной на Турчасовский стан Каргопольского уезда с книг письма Якова Сабурова и Ивана Кутузова» 1556 года, где сказано: «В той же волостке в Пурнеме погост, а в нем церков Никола Чудотворец» [12]. Однако это упоминание, как и предыдущие, вероятнее всего, относится к предшественнице нынешней церкви, аналогичным образом освященной в честь святого покровителя Севера Николая Чудотворца. Как предполагает Л. А. Харлин, в 16121613 годах польско-литовские интервенты, оказавшиеся в устье Северной Двины, вышли на Пурнему, сожгли древнюю Никольскую церковь и затем отправились на Онежскую землю [15: с. 173].
Исследователи, датировавшие церковь Николая Чудотворца 1618 годом, опирались на несколько источников. Прежде всего, это опись церковного имущества по Пурнемским церквам 1834 года, где сказано: «В сем приходе две церкви деревянные. Первая во имя Николая Чудотворца, построена от сотворения мира 7126 года, от Рождества же Христова 1618 года, выстроена тщанием прихожан, на деревянном фундаменте в вышину 15 сажень. Шатровая одноглавая» (Государственный архив Архангельской области (далее — ГААО). Ф. 463. Оп. 1. Д. 42. Л. 1). Данная датировка, в свою очередь, повторяется в переписке бывшего священника Пурнемской церкви, а в 1907 году — благочинного второго округа Онежского уезда Николая Зуева с Архангельским епархиальным церковно-археологическим комитетом и соотнесена с надписью на подпрестольном кресте Никольского храма. Однако в следующем письме эта дата ставится под сомнение: «при подробном осмотре креста выяснилось, что подпрестольный крест не 1618 г., а более позднего времени — 1646 или 1656 г. (не разберу)» (ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 48. Л. 26). Далее Николай Зуев сообщает, что Никольская церковь была основана «при царе Алексее Михайловиче и патриархе московском и всея Руси Иосифе (1642-1652), и при митрополите Афонии Великого Новгорода (1635-1649) и Великия Луки, при игумене Соловецком Илии (1645-1651)» (ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 48. Л. 27). Таким образом, данные сведения относят строительство церкви к 1645-1648 годам. Наиболее вероятно, что освящение престола Никольского храма произошло в 1648 году (7156 г.), а составитель описи 1834 года мог неправильно его расшифровать из-за похожего начертания дат славянскими буквами [2: с. 61].
Что касается второй церкви храмового комплекса, освященной в честь Рождества Христова, она также имеет весьма непростую историю, которая, в отличие от истории Никольской церкви, значительно менее изучена. В описи церковного имущества по Пурнемским церквам от 1834 года упоминается: «церковь во имя Рождества Христова построена по благословению преосвященного Иоасафа, епископа Архангельского и Холмогорского, от сотворения мира 7273 года, от Рождества же Христова 1762 года, выстроена тщанием
прихожан на деревянном фундаменте, в вышину восьми сажень, одноглавая...» (ГААО. Ф. 463. Оп. 1. Д. 42. Л. 1-2). Здесь же сообщается, что эта церковь «вторая на оном месте», а «первая была во имя священномученика Власия, которая от Божия милости сгорела» (ГААО. Ф. 463. Оп. 1. Д. 42. Л. 3).
Священнослужители и прихожане Пурнемского прихода 11 марта 1853 года обратились в Архангельскую духовную консисторию с просьбой о разрешении им «построить вместо пришедшей в ветхость теплой церкви на том же месте» новую теплую деревянную церковь во имя Рождества Христова с приделом священно-мученика Власия, собрав 100 рублей серебром на постройку (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 350. Л. 6-7). В итоге длительной переписки в 1855 году местные жители и священнослужители Пурнемского прихода постановили, что устройством новой церкви будет заниматься плотницких дел мастер — Михаил Федорович Пирогов, который, согласно контракту и проекту, должен был выстроить ее за 790 рублей серебром. Однако пурнемские крестьяне не получили разрешения на беспошлинную вырубку леса, «а с пошлиною заготавливать лес не желали» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 350. Л. 43). Наконец, Палата государственных имуществ обратилась к лесничеству № 10 с просьбой на постройку церкви «безденежно отпустить» 120 «сносовых деревьев». Всего на строительство новой церкви выделено было 680 деревьев «длиною 3,5 сажени, толщиною 6 вершков, и 520 деревьев длиною 4 сажени и толщиною 6 вершков» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 350. Л. 45).
Акт от 16 января 1861 года «об освидетельствовании новопостроенной церкви в Пурнемском селе» отражает факт, что «церковь построена из соснового леса на каменном булыжном фундаменте, залитом известью, прочно и чисто. Печи в церкви не было. Церковь длинною, шириною и высотою оказалась во всем согласной с планом и фасадом» (рис. 2), утвержденными Архангельской губернской строительной комиссией 22 ноября 1855 года. Внутри самой церкви, алтаря и паперти было «все устроено как следует по контракту» (рис. 3). Иконостас из ветхой уничтоженной церкви поставлен был во вновь устроенную церковь. Клирос, печи, трапы, двойные рамы со стеклами, двери, полы, потолки и самая колокольня со сторожевскою комнатою «устроены хорошо и прочно» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 350. Л. 54, 54 об). Мастер М. Ф. Пирогов за выполненный контракт получил 715 рублей серебром. 11 марта 1861 года церковь освятил священник Евлампий Сампсонов (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 350. Л. 57).
Однако уже в конце XIX столетия пурнемской церкви Рождества Христова потребовался ремонт. Обращение в Архангельскую духовную консисторию крестьян Пурнемского прихода и рассмотрение дела о разрешении им отремонтировать стены и потолок в трапезной Христорождественской церкви и установить печь в этом храме датированы 3 сентября 1895 года. Эти документы свидетельствуют об ответственном отношении крестьян к своему храму. Подписавшие обращение крестьяне Пурнемского прихода просили разрешить им провести ремонт Христорождественской церкви и паломнического дома на свои средства (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1387. Л. 2-3). В план
Рис. 2. Акт от 16 января 1861 г. об освидетельствовании новопостроенной церкви Рождества Христова в Пурнемском селе Онежского уезда Архангельской губернии. Архив ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 350. Л. 54
Рис. 3. Проект для постройки церкви Рождества Христова в Пурнемском приходе Архангельской губернии Онежского уезда 1855 г. Архив ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 350. Л. 11
работ входила установка нового креста из дерева: планировалось его «поставить на главу вместо ветхого упавшего и разложившегося от бывшего вихря 24 августа 1895 г.» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1387. Л. 3). Решено было оштукатурить потолок и стены трапезной, на что были «уже заготовлены необходимые материалы: алебастр, известь, дрань и гвозди», устроить печь в главном Христорождественском храме ввиду того, что «трапеза сего храма с приделом Св. Священномученика Власия становится тесной для богослужений в зимнее время, и во вторых иконостас, стены и утварь главного Христорождественского храма в зимнее время от проникновений тепла из теплой трапезы в зимний Христорождественский храм покрываются плесенью». Для помещения приходского псаломщика решили ремонтировать общественный дом, а именно «из двух разностоящих изб с полуразвалившимися сараями устроить одно теплое помещение для псаломщика» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1387. Л. 4-5).
Акт об освидетельствовании работ, составленный причтом и прихожанами Пурнемского прихода «об исправлениях в Пурнемской церкви, произведенных на средства местных прихожан и состоявших в устройстве нового креста на Хри-сторождественском храме, новой печи в средней части и штукатурки стен и потолка в трапезной» был подписан 9 февраля 1897 года благочинным Второго округа Онежского уезда, священником Андреем Ивановым (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1387. Л. 12). Работы по ремонту храма 5 декабря 1896 года были доведены до конца, «за исключением креста» — он был поставлен на Христорождествен-скую церковь 9 мая 1896 года «в день храмового праздника при многочисленном стечении народа» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1387. Л. 13). Освидетельствование работ произведено 9 февраля 1897 года, когда «печь и штукатурка на стенах и потолке в трапезной Христорождественской церкви просохли». Общее мнение относительно работ всех прихожан и священнослужителей «получилось отрадное и прекрасное», поскольку «работы произведены мастерами с совестью честных тружеников, почему и решено выдать мастерам сверх платы за труд в благодарность 10 рублей из сельских сумм» — постановили священник Пурнемского прихода Онежского уезда Николай Зуев и псаломщик Петр Спасский (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1387. Л. 13).
Причт, церковный староста, члены попечительства и почетные прихожане 10 августа 1906 года произвели по окончании работ освидетельствование нового иконостаса во Власиевском приделе Христорождественской церкви в селе Пурнема Онежского уезда (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1844. Л. 16). Освящен был вновь сооруженный в северной части паперти придел в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» 9 февраля 1908 года с благословения архиепископа Архангельского и Холмогорского Иоаникия священником Нижмозерского прихода Николаем Зуевым при участии священников Кяндского Леонида Ивановского и Пурнемского Василия Харитонова [1: с. 111]. В акте об освидетельствовании работ, произведенных с разрешения Архангельского Епархиального начальства иконостасным мастером Павлом Александровичем Шишовым во вновь
устроенном приделе, от 23 декабря 1907 года говорится: «Иконостас, престол и жертвенник сделаны из доброкачественного и просушенного соснового леса; престол утвержден на каменном фундаменте; новые иконы написаны красками на дереве в духе православной церкви. Столярное, резное и малярное дело, и золочение выполнено добросовестно» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1844. Л. 20-21). Иконостас был устроен по рассмотренному и одобренному архангельским епархиальным начальством чертежу от 4 мая 1907 года (рис. 4). За все означенные работы церковным приходским попечительством уплачено 600 рублей. Акт был подписан священником Василием Харитоновым и псаломщиком Клавдием Красильнико-вым. Прошение об освящении храма датировано 7 января 1908 года (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1844. Л. 22).
Как было отмечено в Архангельских епархиальных ведомостях, «новый иконостас, блестя позолотою и нежным цветом красок, придавал храму высокое благолепие». В день освящения в главном храме с пяти утра местным священником была совершена ранняя литургия, а с восьми утра при участии вышеупомянутых иереев совершено было малое водоосвящение, а затем и само освящение храма. Довольно обширный храм не вмещал всех молящихся, поэтому многие находились вне храма, несмотря на сильно бушевавшую вьюгу. Автор статьи отметил, что «Пурнемцы всегда рачительно посещают храм и несут свои посильные лепты на "благоукрашение своих приходских храмов"» [1: с. 112].
В описи церковного имущества по Пурнемским церквам упоминается и колокольня: «Колокольня построена от сотворения мира 7283 года, от Рождества же Христова 1775 года, выстроена тщанием крестьян, в вышину 10 сажень, шатровая одноглавая чешуйчатая, в три яруса. В первом ярусе четверик, во втором ярусе восьмерик, в третьем ярусе — шатер. Деревянная на каменном фундаменте. На ней пять колоколов. Первый колокол весом 18 пудов и 19 фунтов. Второй — весом 18 пудов. Третий четыре пуда. Четвертый — один пуд. Пятый — 30 фунтов» (ГААО. Ф. 463. Оп. 1. Д. 42. Л. 1). Колокольня уникального трехчастного ансамбля была разобрана на дрова в 1932 году [10].
Недалеко от храмового комплекса находились также два дома для священнослужителей. Они упоминаются в описи церковного имущества по Пурнемским церквам: «Первый дом у священника с пономарем свой собственный двухэтажный, выстроен на собственное иждивение. При нем находится горенка, две клети и скотный двор. В расстоянии от церкви в 176 сажень. Второй у дьячка свой собственный одноэтажный, выстроен на собственное иждивение. При нем находятся клеть и скотный двор, расстояние от церкви 211 сажень» (ГААО. Ф. 463. Оп. 1. Д. 42. Л. 2). Согласно данным А. В. Родионова, эти жилые постройки сохранились до наших дней [10].
В июле 1912 года на древнем кладбище села Пурнема, у северо-восточной его стороны, в двух саженях от входных ворот, была выстроена часовня «Во имя всех святых» согласно плану, одобренному Строительным отделением Архангельского губернского правления от 11 мая 1910 года за № 30 (см. рис. 5).
Рис. 4. Чертеж иконостаса в приделе св. священномученика Власия в трапезной
церкви Рождества Христова в Пурнемском приходе Архангельской губернии Онежского уезда, рассмотренный и одобренный Архангельским епархиальным начальством 4 мая 1907 г. Архив ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1844. Л. 20-21
Рис. 5. План постройки кладбищенской часовни «Во имя всех святых», одобренный Строительным отделением Архангельского губернского правления от 11 мая 1910 г. за № 30. Архив ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 2586. Л. 15
Часовня построена была на «каменном фундаменте, с наружной стороны глава покрыта белым железом, крыша и крыльцо часовни покрыты тесом» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 2586. Л. 29). Кладбище находилось в 100 саженях от села Пурнема на северо-запад и в 200 саженях от р. Пурнема с юго-западной стороны (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 2586. Л. 17-18).
В советское время судьбу храмового комплекса, к сожалению, можно считать типичной, но не столь грустной, как теперешнее его состояние. Здание Никольской церкви в советское время использовалось как склад зерна. В Христорож-дественской церкви долгое время был сельский клуб. Кладбищенская часовня сохранилась: она была перевезена на новое место и использовалась как столярная мастерская школы, затем как продуктовый магазин (лавка). Дома причта, священника и дьяка (позже пономаря) сохранились на прежнем месте [10].
Современное состояние памятников требует противоаварийных и реставрационных работ. Никольская церковь имеет статус памятника федерального значения, Христорождественская церковь вовсе не имеет статуса памятника и, соответственно, не входит ни в один реестр охраняемых объектов культурного наследия. Необходимо поставить ее на государственный учет и установить границы Пурнемского погоста. На сегодняшний день нет проекта зон охраны
на территории исторического поселения Пурнема. Автор настоящей статьи считает необходимым территорию исторического поселения Пурнема определить зоной охраны объектов культурного наследия ввиду уникальности сочетания культурно-исторического и природного ландшафтов, значимости исторически сложившихся планировки, застройки села, а также культового ансамбля поселения — сочетания ранней и поздней храмовой деревянной архитектуры XVII и XIX веков.
Таким образом, органам местного самоуправления на основании ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» [14] необходимо инициировать создание проекта зон охраны села Пурнема Онежского района в составе комплексной региональной целевой программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; предусмотреть меры по включению имеющихся на данной территории объектов культурного наследия в повседневную жизнь местного населения и формированию благоприятной предметно-пространственной среды их существования в контексте общей историко-культурной среды Европейского Севера России и Арктики.
Литература
1. Архангельские епархиальные ведомости. 1908. № 4. 29 февраля. С. 111-112.
2. Бокарев А. В., Мелюх Е. А., Ходаковский Е. В., Бокарева Д. Ш. Строительная история храмового комплекса поморского села Пурнема в XVI-XVIII вв. // Архитектурное наследство. Вып. 61. М.; СПб.: КОЛО, 2014. С. 57-68.
3. Витов М. В. Формы поселений Европейского Севера и время их возникновения // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. Вып. XXIX. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 30-37.
4. Мильчик М. И. Памятники архитектуры Архангельской области. Пурнема и Нижмозеро. Буклет. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1971. 16 с.
5. Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л.: Стройиздат, 1972. 119 с.
6. Памятники архитектуры Северного Поонежья // Многоцелевой программный комплекс «АРСИ-2014». [Электронный ресурс]. URL: http://arni.petrsu.ru/2014/ (дата обращения: 13.03.2020).
7. Паспорт Погоста с. Пурнема начала XVII - второй половины XVIII вв. Онежского района Архангельской области // Архив Государственного автономного учреждения культуры Архангельской области «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры». Ф. 1. Оп. 1. Д. 544. Л. 1.
8. Пуришев И. Б. Малоизвестные памятники Беломорья // Памятники культуры Русского Севера. Тезисы докладов и сообщений к научной конференции в Архангельске. М.: Наука, 1966. С. 43-44.
9. Пуришев И. Б. Проект реставрации Никольской церкви в с. Пурнема Архангельской области, 1967 г. // Архив Государственного автономного учреждения культуры Архангельской области «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры». Ф. 1. Оп. 1. Д. 554. Л. 3.
10. Родионов А. В. Материалы по истории Пурнемского прихода Онежского района Архангельской губернии // Сайт «Православные приходы и монастыри Севера».
[Электронный ресурс]. URL: http://parishes.mrezha.m/Hbraryphp?id=15 (дата обращения: 02.03.2020).
11. Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XVII веков. Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на крайнем Русском Севере в древней Руси. Пермь: Издание Общества Исторических, Философских и Социальных наук при Пермском Государственном Университете, 1927. 280 с.
12. Сотная на Турчасовский стан Каргопольского уезда с книг письма Я. И. Сабурова и И. А. Кутузова // Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период) / под ред. П. А. Колесникова. Вологда: Вологодский ГПИ, 1981. С. 129-131.
13. УшаковЮ. С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л.: Стройиз-дат, 1982. 168 с.
14. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 (ред. от 18.07.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/12bab00129e1f67054f2ff8c4a9222f9590 8593d/ (дата обращения: 19.03.2020).
15. Харлин Л. А. Поморье — промыслы (Лямца, Малошуйка, Унежма, Тамица) 1991-1992 гг. // «Не век жить — век вспоминать». Народная культура Поонежья и Онежского Поморья (по материалам Онежских экспедиций). 2-е изд., испр., доп. Онега; Архангельск; М.: Товарищество Северного Мореходства, 2011. С. 173-174.
16. Шармин П. Н. Паспорт Погоста с. Пурнема Онежского района Архангельской области. Церковь Николая Чудотворца 1618 г. // Архив Государственного автономного учреждения культуры Архангельской области «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры». Ф. 1. Оп. 1. Д. 546. Л. 1-3.
Literatura
1. Arxangel'skie eparxial'ny'e vedomosti. 1908. № 4. 29 fevralya. S. 111-112.
2. Bokarev A. V., Melyux E. A., Xodakovskij E. V., Bokareva D. Sh. Stroitel'naya istoriya xramovogo kompleksa pomorskogo sela Purnema v XVI-XVIII vv. // Arxitekturnoe nasledstvo. Vy'p. 61. M.; SPb.: KOLO, 2014. S. 57-68.
3. Vitov M. V. Formy' poselenij Evropejskogo Severa i vremya ix vozniknoveniya // Kratkie soobshheniya Instituta e'tnografii AN SSSR. Vy'p. XXIX. M.: Izd-vo AN SSSR, 1958. S. 30-37.
4. MiVchikM. I. Pamyatniki arxitektury' Arxangel'skoj oblasti. Purnema i Nizhmozero. Buklet. Arxangel'sk: Sev.-Zap. kn. izd-vo, 1971. 16 s.
5. Orfinskij V. P. Derevyannoe zodchestvo Karelii. L.: Strojizdat, 1972. 119 s.
6. Pamyatniki arxitektury' Severnogo Poonezh'ya // Mnogocelevoj programmny'j kompleks «ARSI-2014». [E'lektronny'j resurs]. URL: http://arni.petrsu.ru/2014/ (data obrashheniya: 13.03.2020).
7. Pasport Pogosta s. Purnema nachala XVII - vtoroj poloviny' XVIII vv. Onezhskogo rajona Arxangel'skoj oblasti // Arxiv Gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhdeniya kul'tury' Arxangel'skoj oblasti «Nauchno-proizvodstvenny'j centr po oxrane pamyatnikov istorii i kul'tury'». F. 1. Op. 1. D. 544. L. 1.
8. Purishev I. B. Maloizvestny'e pamyatniki Belomor'ya // Pamyatniki kul'tury' Russkogo Severa. Tezisy' dokladov i soobshhenij k nauchnoj konferencii v Arxangel'ske. M.: Nauka, 1966. S. 43-44.
9. Purishev I. B. Proekt restavracii Nikol'skoj cerkvi v s. Purnema Arxangel'skoj oblasti, 1967 g. // Arxiv Gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhdeniya kul'tury' Arxangel'skoj oblasti «Nauchno-proizvodstvenny'j centr po oxrane pamyatnikov istorii i kul'tury'». F. 1. Op. 1. D. 554. L. 3.
10. Rodionov A. V. Materialy' po istorii Purnemskogo prixoda Onezhskogo rajona Arxangel'skoj gubernii // Sajt «Pravoslavny'e prixody' i monasty'ri Severa». [E'lektronny'j resurs]. URL: http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=15 (data obrashheniya: 02.03.2020).
11. Savich A. A. Soloveczkaya votchina XV-XVII vekov. Opy't izucheniya xozyajstva i social'ny'x otnoshenij na krajnem Russkom Severe v drevnej Rusi. Perm': Izdanie Obshhestva istoricheskix, filosofskix i social'ny'x nauk pri Permskom Gosudarstvennom Universitete, 1927. 280 s.
12. Sotnaya na Turchasovskij stan Kargopol'skogo uezda s knig pis'ma Ya. I. Saburova i I. A. Kutuzova // Social'no-pravovoe polozhenie severnogo krest'yanstva (dosovetskij period) / pod red. P. A. Kolesnikova. Vologda: Vologodskij GPI, 1981. S. 129-131.
13. Ushakov Yu. S. Ansambl' v narodnom zodchestve Russkogo Severa. L.: Strojizdat, 1982. 168 s.
14. Federal'ny'j zakon ot 25.06.2002 № 73-FZ (red. ot 18.07.2019) «Ob ob''ektax kul'turnogo naslediya (pamyatnikax istorii i kul'tury) narodov RF» // Oficial'ny'j sajt kompanii «Konsul'tantPlyus». [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37318/12bab00129e1f67054f2ff8c4a9222f95908593d/ (data obrashheniya: 19.03.2020).
15. Xarlin L. A. Pomor'e — promy'sly' (Lyamcza, Maloshujka, Unezhma, Tamicza) 1991-1992 gg. // «Ne vek zhit' — vek vspominat'». Narodnaya kul'tura Poonezh'ya i Onezhskogo Pomor'ya (po materialam Onezhskix e'kspedicij). 2-e izd., ispr., dop. Onega; Arxangel'sk; M.: Tovarishhestvo Severnogo Morexodstva, 2011. S. 173-174.
16. Sharmin P. N. Pasport Pogosta s. Purnema Onezhskogo rajona Arxangel'skoj oblasti. Cerkov' Nikolaya Chudotvorcza 1618 g. // Arxiv Gosudarstvennogo avtonomnogo uchrezhdeniya kul'tury' Arxangel'skoj oblasti «Nauchno-proizvodstvenny'j centr po oxrane pamyatnikov istorii i kul'tury'». F. 1. Op. 1. D. 546. L. 1-3.
E. V. Khatanzeiskaya
From the History of Onega Pomorie: the Temple Complex in the Old Pomor Settlement of Purnema in XVI-XX Century
The article analyzes historical and bibliographic sources about the history of the temple complex in Purnema, Onega district of the Arkhangelsk region. The author presents several dating options for the tented St. Nicholas Church of the XVII century and the history of rebuilding of the Church of the Nativity of Christ (1860-1861), built according to the approved "plan and facade". The sources of the study were archival documents in the funds of the State Archive of the Arkhangelsk Region, the Scientific and Production Center for the Protection of Monuments of History and Culture (Arkhangelsk) and photo documents. The aim of this work is the study of history of development of a three part-ensemble — a temple complex in Purnema that consisted of two churches and a bell tower lost in early 1930s, and its place in the historical and cultural environment of the Russian North.
Keywords: cultural heritage; wooden architecture; historical settlement; temple complex; three-part ensemble; Onega Pomorie; Russian North.