Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА СРЕТЕНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА МАЛОШУЙКА ОНЕЖСКОГО УЕЗДА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ'

ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА СРЕТЕНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА МАЛОШУЙКА ОНЕЖСКОГО УЕЗДА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / ИСТОРИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО / ОНЕЖСКОЕ ПОМОРЬЕ / КУБОВАТЫЕ ХРАМЫ / ПОМОРСКИЕ ТРАДИЦИИ / СЕЛО МАЛОШУЙКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бодэ Андрей Борисович, Жигальцова Татьяна Валентиновна

Статья посвящена истории и архитектуре деревянного храмового комплекса, расположенного в селе Малошуйка (совр. название - д. Абрамовская) Онежского района Архангельской области. Подробно освещена строительная история Сретенской церкви 1873 г. и колокольни 1807 г. на основании материалов натурных исследований и архивных данных. Изучение архивных исторических источников позволило определить архитектурный облик предшествующего Сретенского храма XVIII в. Обнаруженные особенности его архитектуры сопоставлены с поморскими аналогами. На основании проведенного сопоставления в типологическом и историческом аспектах сделаны выводы о существовании местной храмостроительной традиции. В результате исследования выполнены графические реконструкции первоначального облика архитектурного ансамбля в Малошуйке и его внешний вид на завершающем этапе развития в конце XIX в. Проанализированы исторические данные о покрасках фасадов исследуемых объектов. Установлено, что для церквей Поморья XIX - начала ХХ вв. характерна определенная цветовая палитра. Также вводится в научный оборот информация об утраченном объекте - кладбищенской часовне. В итоге получены новые сведения по истории и архитектуре деревянных церквей Поморья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бодэ Андрей Борисович, Жигальцова Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND ARCHITECTURE OF THE SRETENSKAYA CHURCH IN MALOSHUYKA VILLAGE, ONEGA DISTRICT OF THE ARKHANGELSK PROVINCE

The paper deals with the history and architecture of the wooden architecture complex, situated in Maloshuyka (modern name - Abramovskaya village) in Onega District, Arkhangelsk Region. It describes the construction history of the Sretenskaya (Meeting of the Lord) Church (1873) and the bell tower (1807) in detail on the basis of the field research and archival data. The study of archival historical sources made it possible to reveal the architectural appearance of the preceding 18th century Sretenskaya Church. The identified features of its architecture were compared with the analogue Pomor churches. Based on the historical and typological comparison, we have come to the conclusion about the existence of a local church-building tradition. The results obtained include graphic reconstructions of the original appearance of the architectural ensemble in Maloshuyka as well as its appearance during the final stage of its development in the late 19th century. We analyzed historical data on the façade painting of the monuments under study and established that a specific color palette was characteristic of Pomor churches in the 19th - early 20th centuries. Also, the authors introduce new information into the scientific discourse about one lost object - a cemetery. The study resulted in obtaining new data on the history and architecture of Pomor wooden churches.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА СРЕТЕНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА МАЛОШУЙКА ОНЕЖСКОГО УЕЗДА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ»

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-353-367

УДК 908+726.03

ББК 85.11+85.113(2)

Научная статья / Research Article

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2022 г. А. Б. Бодэ

г. Москва, Россия

© 2022 г. Т. В. Жигальцова

г. Архангельск, Россия

ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА СРЕТЕНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА МАЛОШУЙКА ОНЕЖСКОГО УЕЗДА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 20-012-00356 «Архитектура деревянных храмов Онежского Поморья XVII-XIX в.

Типология, эволюция, региональные традиции»

Аннотация: Статья посвящена истории и архитектуре деревянного храмового комплекса, расположенного в селе Малошуйка (совр. название — д. Абрамовская) Онежского района Архангельской области. Подробно освещена строительная история Сретенской церкви 1873 г. и колокольни 1807 г. на основании материалов натурных исследований и архивных данных. Изучение архивных исторических источников позволило определить архитектурный облик предшествующего Сретенского храма XVIII в. Обнаруженные особенности его архитектуры сопоставлены с поморскими аналогами. На основании проведенного сопоставления в типологическом и историческом аспектах сделаны выводы о существовании местной храмостроительной традиции. В результате исследования выполнены графические реконструкции первоначального облика архитектурного ансамбля в Малошуйке и его внешний вид на завершающем этапе развития в конце XIX в. Проанализированы исторические данные о покрасках фасадов исследуемых объектов. Установлено, что для церквей Поморья XIX - начала ХХ вв. характерна определенная цветовая палитра. Также вводится в научный оборот информация об утраченном объекте — кладбищенской часовне. В итоге получены новые сведения по истории и архитектуре деревянных церквей Поморья. Ключевые слова: деревянное зодчество, история и строительство, Онежское Поморье, кубоватые храмы, поморские традиции, село Малошуйка. Информация об авторах:

Андрей Борисович Бодэ — кандидат архитектуры, заведующий сектором «Деревянное зодчество», Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, ул. Душинская, д. 9, 111024 г. Москва, Россия; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Ярославское ш., д. 26, 129337 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9866-845X E-mail: [email protected]

Татьяна Валентиновна Жигальцова — кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и религиоведения, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, наб. Северной Двины, д. 17, 163002 г. Архангельск, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5471-1540 E-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 01.11.2021 Дата одобрение рецензентами: 04.01.2022 Дата публикации: 28.12.2022

Для цитирования: Бодэ А. Б., Жигальцова Т. В. История и архитектура Сретенской церкви села Малошуйка Онежского уезда Архангельской губернии // Вестник славянских культур. 2022. Т. 66. С. 353-367. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-353-367

В начале XIX в. в Онежский уезд Архангельской губернии входило 630 деревень, которые были объединены в 32 прихода1. На тот период времени в уезде имелось 88 деревянных церквей2. В настоящее время большинство из них утрачены. Редким исключением является архитектурный ансамбль поморского села Малошуйка (современное название — деревня Абрамовская), состоящий из трех объектов — Никольской церкви (1638), Сретенской церкви (1873) и колокольни (1807) (рисунок 1).

Рисунок 1 - Архитектурный ансамбль с. Малошуйка (д. Абрамовская), Онежский район. Рисунок А. Б. Бодэ Figure 1 - The architectural ensemble in Maloshuyka (Abramovskaya village), Onega District. Drawing by A. B. Bode

1 АКМ (Архангельский краеведческий музей) № 3423. Молчанов С. К. Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест со многими древними историческими извест-ностями и замечаниями, к дополнению Российской истории служащими... Изд. Гл. Правление училищ в С.-Петербурге при императорской Академии Наук, 1813. С. 265.

2 Там же.

Малошуйский приход был причислен к Первому Благочинию, а образован не позже XVII в. под названием «Шуйская монастырская волость» [4, с. 17].

Село находится на берегу Белого моря, вблизи устья реки Малошуйка, на расстоянии от города Онеги 45^ верст, сел Нименга, Кушерецкая и Ворзогоры — 12, 16 и 25 верст соответственно (по зимнему тракту)3. Село состояло из деревень Вачевская и Абрамовская, расположенных в полуверсте друг от друга [4, с. 16]. Общее число жителей к 1888 г. достигло более тысячи человек (1149)4, через 20 лет, к 1909 г., на 200 человек больше (1355)5, что, в сравнении с численностью соседних приходов, являлось средним показателем6. В д. Вачевской было Волостное правление, училище Министерства Народного Просвещения, в котором обучалось 60 мальчиков и 40 девочек (ГААО (Государственный архив Архангельской области). Ф. 462. Оп. 1. Д. 23. Л. 40. Клировые ведомости о церквях I благочиния Онежского уезда, 1915). Всего на территории I Благочиния Онежского уезда имелось еще два подобных училища в с. Ворзогоры и с. Куше-рецкий (совр. Кушерека)7. Схематичное изображение планировки села середины XIX в. сохранилось во фрагменте чертежа почтового тракта (рисунок 2).

Рисунок 2 - Планировка с. Малошуйка // ГААО. Ф. 114. Оп. 4. Д. 354. Фрагмент 3. Чертеж почтового тракта от Кушерецкой до Малошуйской станции Figure 2 - The layout of Maloshuyka. State Archive of the Arkhangelsk Region, F. 114. Op. 4. D. 354. Fragment 3. Drawing of the Postal Route from Kusheretskaya to Maloshuyskaya Station

3 АКМ № 20.818. Спутник помора: справочник-ежегодник торгового флота русского Севера / под ред. П. П. Гринфельда. Архангельск, 1911. С. 210.

4 АКМ КП — 45130. Атлас Архангельской епархии, 1888 (печать 1890).

5 АКМ № 20.818. Спутник помора: справочник-ежегодник торгового флота русского Севера / под ред. П. П. Гринфельда. Архангельск, 1911. С. 209.

6 Для примера в с. Ворзогоры — 1143 человека, Нименгском приходе — 1206 человек, Куше-рецком приходе — 1491 человек, Унежмском — 511 человек, Юрьевогорском — 555 человек, Калгачин-ском — 1930 человек (Атлас Архангельской епархии, 1888 (печать 1890) // АКМ. КП — 45130).

7 АКМ КП — 45130. Атлас Архангельской епархии, 1888 (печать 1890).

Ансамбль в Малошуйке уникален: подобных комплексов, состоящих из двух деревянных церквей и колокольни, на Русском Севере осталось совсем мало. Аналогичные храмовые комплексы сохранились только на острове Кижи, в селах Ворзогоры, Ненокса.

Старейшая постройка храмового комплекса в Малошуйке — Никольская церковь (1638). Основу ее составляет относительно небольшой восьмерик на четверике, завершенный немного тяжеловесным шатром с крупной главой. Первоначально прямоугольный алтарь имел двухскатное с полицами покрытие. После поездки епископа Архангельского и Холмогорского Неофита в сентябре 1823 г. по приходам Онежского уезда, в декабре 1824 г. вышел «Указ Его Императорскаго Величества Самодержца Все-росийскаго из Архангельской Духовной Консистории в Онежское духовное правление» с требованием исправить замеченные епископом неисправности, такие как хранить в алтаре утварь в «чистоте и опрятности», разобрать архив и составить опись, устроить ограду вокруг церквей, а главное — «перебрать ризницу и починить паперть Никольской церкви» и «огородить место для ризницы в Стороне церкви» (ГААО. Ф. 478. Оп. 1. Д. 2. Л. 13 об. Указы Архангельской Духовной Консистории и Онежскаго духовнаго правления, 1824-1827). Вероятно, в 1825 г. с севера к алтарю было пристроено (или перестроено) дополнительное помещение, а к основному срубу — рубленая паперть, огибающая его с запада и севера. Двухвсходное крыльцо, покрытое полой бочкой, ныне утрачено. Более подробные архивные исторические данные о Никольской церкви представлены в другой работе [5].

Сретенская церковь построена в 1873 г. на месте двух своих одноименных предшественниц 1600 и 1698 г. Это монументальный храм с квадратным в плане основным объемом, покрытым четырехскатной крышей и завершенным пятиглавием, какие нередко строились в Поморье в XIX в. [8, с. 109-122]. Колокольня датируется 1807 г. Можно предположить, что первоначальное ее покрытие было шатровым. Она имеет характерную для нижней Онеги и прилегающей части Поморья структуру основания: восьмерик на высоком четверике.

В данной статье мы сосредоточим внимание на истории и архитектуре Сретенской церкви и колокольни, поскольку, в отличие от Никольской церкви, они практически не изучены.

Сретенская церковь

Посвящение Сретенской церкви 1873 г. не случайно: «По Сретению определялись сроки весенних полевых работ, а у жителей Малошуйки — подготовка к началу рыбных промыслов» [7, с. 103]. Данные о датировке первого Сретенского храма, построенного на этом месте, разнятся. Путешественник С. В. Максимов сообщает: «По церковному "Памятнику" видно, что церковь Сретения освящена в 1600 году по благословению новгородского митрополита Евфимия» [6, с. 361-362]. Эта дата подтверждается архивными данными: «Антиминс на белом полотне Священнодействован благословением Преосвященнаго Ефимия Митрополита Великоновгородскаго и Великолуцкаго 1600 года» (ГААО. Ф. 29. Оп. 37. Д. 8. Л. 219. Клировая ведомость, 1799). 1600 г. также встречается и в других, более поздних, документах (см.: ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 15. Л. 256. Описи архиерейской ризницы и ведомости о церквях, церковном имуществе и церковно-служителях, 1771-1822; Ф. 29. Оп. 31. Д. 148. Л. 376. Опись церковного имущества по Онежской округе, 1808; Ф. 29. Оп. 35. Д. 5. Л. 431. Клировые ведомости

церквей г. Архангельска, Архангельского, Кемского, Мезенского, Онежского, Пинеж-ского, Холмогорского и Шенкурского уездов, 1810; Ф. 29. Оп. 35. Д. 12. Л. 167. Клировые ведомости церквей г. Архангельска, Архангельского, Кемского, Мезенского, Онежского, Пинежского, Холмогорского и Шенкурского уездов, 1820; Ф. 29. Оп. 35. Д. 19. Л. 133. Клировые ведомости церквей Онежского уезда, Пинежского, Мезенского уездов / Ведомость учинена Благочинным Малошуйского Прихода Священником Симеоном Молчановым о благосостоянии Церквей и поведения Священно и церковнослужителей, 1830; Ф. 462. Оп. 1. Д. 28. Л. 1-2. Опись имуществ и угодий церквей Малошуйского прихода, 1833). Однако священник М. Верюжский датирует освящение храма 1698 г. [4, с. 17]. Это дата Акта освящения храма, копия которого хранится в Памятной книге 1822 г. [4, с. 17]. Вполне вероятно, что в 1698 г. был капитально отремонтирован или построен заново новый храм, антиминс остался от первого, что косвенно указывает на то, что самый первый храм не сгорел вместе с антиминсом (как это произошло в 1870 г.), а просто обветшал.

Сохранились описания облика Сретенского храма, предшествовавшего нынешнему. Описания 1814 (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 176. Л. 120. Опись церковного имущества по Онежской округе, 1814), 1819 (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 193. Л. 177. Опись церковного имущества по Онежской округе, 1819), 1833 (ГААО. Ф. 462. Оп. 1. Д. 28. Л. 1-2. Опись имуществ и угодий церквей Малошуйского прихода, 1833) и 1834 гг. (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 320. Л. 1. Опись церковного имущества по Малошуйскому приходу Онежской округи, 1834) практически идентично, за исключением того, что в источнике 1819 г. упоминается не трехскатное, а двускатное крыльцо.

Описание 1814 г. (сохранена орфография и пунктуация архивного источника):

Церковь Сретения деревянная Одностяжная в вышину до кровли 6 сажень, в ширину 4 сажени, в длину по фундаменту с трапезою 10 сажень до Олтаря, на ней кумпал деревянной дощанной, Олтарь оной церкви построен в три полукружия, Кровля на церкви и Олтарь деревянная, с Западной Страны для входу в паперть крыльцо деревянное, и над оным крышка на три ската, в паперть двери Створные деревянные на крюках, и петлях железных с задвижкою железною, из паперти в трапезу двери деревяные с творные повешенные на крюках, и петлях железных с замком висячим, на железных пробоях, из трапезы в Церковь Двери деревянные Створные решетчатые с железною Задвижкою висячим Замком повешенные на крюках и петлях железных

Л. 121

в Паперти одно окно, с Южной Страны в трапезе 6 окон, в Церкви 4 окна на Южной Стороны, во Святом Олтаре два окна Одно с южной, а другое с восточной Стороны, во всех окнах окон-чины стеклянные, со Ставнями деревяными висячими на железных крюках и петлях, с наружи и в Олтаре совнутренной Стороны Ставни с Задвижками, на железных петлях (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 176. Л. 120-121. Опись церковного имущества по Онежской округе, 1814).

На основании описаний мы представляем себе здание, состоящее из основного высокого (6 сажен) четверика, с кубоватым покрытием и одной главой (упоминания об одной главе относятся к 1919, 1933 и 1834 гг.). «Кумпал» мы однозначно толкуем, как куб — широко распространенную в Поморье и на нижней Онеге форму церковного завершения, чему есть много примеров. Однако, надо заметить, что одноглавые завершения кубоватых церквей редки. Таковы церкви последней трети XVII в.: Пятницкая в Шуерецком, Алексия Человека Божьего 1721 г. в Куртяево и расположенная недалеко от Малошуйки Никольская церковь первой четверти XIX в. в Унежме. Алтари «с тремя полукружиями» встречаются на крещатых в плане церквях (Владимирская церковь 1757 г. в Подпорожье и Преображенская 1786 г. в Турчасове).

Четвериковые в основании храмы с алтарями на «три полукружия» нам неизвестны. Для понимания формы алтаря надо обратиться к архитектуре существующего Сретенского храма 1873 г. Его алтарь состоит из пятистенного сруба, к которому с двух сторон примыкают прямоугольные помещения — ризница и пономарня. Скорее всего, алтарь Сретенской церкви 1873 г. примерно повторил форму алтаря предшествующего храма.

С запада к церкви примыкала обширная трапезная. Указанный размер 10 сажен с трапезною до алтаря, судя по аналогам, включал и притвор, т. е. расстояние от западной стены притвора до алтаря было около 21,5 м. В описании церкви 1819 г. упоминается не трехскатное, а двускатное крыльцо: «...и над оным крышка на два ската...». Поскольку в остальных документах говорится о трехскатном крыльце, информация о двускатном крыльце в документе 1819 г. могла быть опиской составителя. Для сравнения описание церкви 1819 г. (сохранена орфография и пунктуация архивного источника):

Церковь Сретения деревянная Одностяжная в вышину до кровли 6 сажень в ширину 4 сажени в длину по фундаменту с трапезою 10 сажень до Олтаря. На ней кумпал деревянной дощанной, одна шея, и Глава, обита чешуею, крест осьмиконечной деревянной, Олтарь оной церкви построен в три полукружия, Кровля на церкви, и Олтарь деревянная, с Западной Страны для входу в паперть крыльцо деревянное, и над оным крышка на два ската, в паперть двери Створные деревянные на крюках, и петлях железных с задвижкою железною, из паперти в трапезу двери деревяные с творные повешенные на крюках, и петлях железных с замком висячим, на железных пробоях, из трапезы в Церковь двери деревянные Створные решетчатые с железною Задвижкою висячим Замком повешенные на крюках и петлях железных, в Паперти одно окно, с южной Стороны в трапезе 6 окон, в Церкви 4 окна, на Южной Стороны, в Святом Олтаре два окна с южной, а другое с восточной Стороны, во всех окнах окончины стеклянные со Ставнями, деревяными висячими на железных крюках и петлях, с наружи — А в Олтаре совнутренной Стороны Ставни с Задвижками, на железных петлях (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 193. Л. 177-178. Опись церковного имущества по Онежской округе, 1819).

Помимо внешней характеристики, в документах изложено подробное описание интерьера с перечислением икон на стенах и иконостаса:

Пол в Трапезе, Церкви, и Олтаре деревянной, и подволоки так же деревянные, в Трапезе печка кирпичная, на Северной Стороны в Углу, у дверей. Основание оной печки на самой земле, которая в вышину 4 аршина, 2 четверти, в длину 3 Аршина в ширину 2 Аршина; при ней две вьюшки чугунных. Посредине печки на южной Стороны в Трапезу 3 душника медные для пуще-ния теплоты, посредине Трапезы стоит два Столба деревяные, около которых деревянные лавки, направой Стороны Столба

1. Образ Сретения Господня писан краска в кивоте Столярной работы позолочен Листовым

Золотом. Пред тем образом лампада медная.

2. Над Церковными дверями Образ Спасителя писан Краски, на нем венец медный и оклад

медной, пред тем образом Лампада медная.

3. По Южную Сторону Спасителя Образ Иоанна Предтечи писан краски.

4. По Северную Страну Спасителя Образ Богоматери писан краски на нем венец медной.

5. По южную Сторону Церковных дверей в Трапезе Образ Рождества Христова писан краски на

нем 4 венца медных пред тем Образом лампада жестянная...

.Иконостас в Церкви резной, Золоченной Листовым Золотом, в Оном Царские врата резные, Золоченные листовым Золотом, и по обоим Сторонам тумбы резные Золоченные (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 193. Л. 178. Опись церковного имущества по Онежской округе, 1819).

В 1845 г. производился ремонт храма. Церковь была «поправлена», обшита тесом, к ней было «пристроено» четыре главы (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 767. Л. 1. Цер-

ковная и ризничная опись Архангельской Епархии Онежского Уезда Малошуйской Сретенской Церкви, 1856). В следующем году она была окрашена белой краской с разрешения местного Преосвященного (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 767. Л. 1. Церковная и риз-ничная опись Архангельской Епархии Онежского Уезда Малошуйской Сретенской Церкви, 1856). В описании 1856 г. видим информацию о новом пятиглавом верхе, размерах и цветовом оформлении храма (сохранена орфография и пунктуация архивного источника):

Храм построен в виде возвышенного квадрата с отливами наверху оного с четырех сторон, и кумполом, на котором утверждено пять глав с осмиконечными крестами, обшитыми белым железом. Олтарь построен выступом немного поуже храма и ниже его, с небольшою главою и крестом. С западной стороны трапеза — в половину ниже храма с крышею на два ската. Крыши все деревянные. Церковь обшита тесом и выкрашена белою краскою; Кумпал в главе медянкою, шейки последних белой краски. Церковь на каменном фундаменте, в вышину до крыши 6 сажень, в ширину 4, в длину по фундаменту с трапезою 10 сажень до олтаря (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 767. Л. 1. Церковная и ризничная опись Архангельской Епархии Онежского Уезда Малошуйской Сретенской Церкви, 1856).

После ремонта Сретенская церковь приобрела типичный для Поморья и нижней Онеги вид с кубоватым пятиглавым верхом. Факт добавления глав известен только на примере этой церкви.

Сретенский храм сгорел в 1870 г. Через три года на его месте на средства прихожан и пожертвований от сбора по всей России был построен одноименный пятиглавый храм по благословению преосвященного Ювеналия [4, с. 17]. В 1880 г. он был обшит тесом на сумму 100 руб., в следующем году окрашен белилами на сумму руб. (ГААО. Ф 29. Оп. 31. Д. 1637. Л. 14. Главная опись церковного и ризничнаго имущества Архангельской Епархии Онежского уезда Малошуйского прихода церквей, 1895).

По сравнению с предшествующим храмом, новая Сретенская церковь, судя по описанию 1895 г., стала длиннее на 2 сажени — 12 сажень, без трехскатного крыльца (сохранена орфография и пунктуация архивного источника):

Церковь Малошуйского прихода во имя Сретения Господня деревянная, теплая обыкновенного плана — о пяти главах с осмиконечными крестами. Обшита церковь тесом и выкрашена белилами Крыша на церкви деревянная, крашенная чернетью; главы крашены медянкою, а женки и карнизы белилами. Построена церковь на каменном фундаменте, который состоит из дикаго камня. Вышина храма 5 с '/2 сажень, с главами же и крестами 10 сажень, шириною 4/ саж. И длиною 12 саж. В церковь ведут три двери: первая с крыльца в притвор распашные из двух половин, окрашены медянкою, вторая и третья из притвора в паперть, одни из них /вторыя/распош-ныя из двух половин, натянуты клеенкой, другие третьи одночастные, окрашены белилами. Окон в церкви 24, рамы двойные (ГААО. Ф 29. Оп. 31. Д. 1637. Л. 14. Главная опись церковного и риз-ничнаго имущества Архангельской Епархии Онежского уезда Малошуйского прихода церквей, 1895).

По всей вероятности, «женками» называли шейки главок, по аналогии с народной поговоркой «муж — голова, жена — шея». Данный термин встречается при описании верха Никольской церкви (1638) в этом же архивном документе.

Храм содержался за счет кружечно-кошелькового сбора, средств от продажи свечей, случайными пожертвованиями и за счет средств попечительства, открытого в 1893 г. [4, с. 18].

Краткое описание церкви 1901 г. сообщает: «Сретенская церковь деревянная, пятиглавая, теплая, на каменном фундаменте, обшита тесом и окрашена белилами — прочная» (ГААО. Ф. 462. Оп. 1. Д. 10. Л. 55. Клировые ведомости по Онежскому уезду, 1901).

По воспоминаниям местных жителей, церковь была закрыта в 1931 г., позже находилась на балансе колхоза и использовалась как зерновой склад. Несколько пожилых женщин проводили службы в Сретенской церкви вплоть до 80-х гг. XX в.: «Церкви закрыли в 31 году <...>. Закрыли, опечатали и почти до 1965 года они так и стояли законсервированные. Старушки, упоминала Ефимия Ивановна Шайтанова, верующий был человек, и вот она с председателем накануне праздника придет, у него возьмет ключи от церкви. Они там откроют пять-шесть старушек, полы намоют, и на следующий день службу проводили сами, без священников, конечно» (муж., 1952 г.р.). Ремонтно-консер-вационные работы были проведены в 1988 г.8.

Сретенская церковь достаточно хорошо сохранилась. Интерьер Сретенской церкви был восстановлен силами местных жителей уже в наше время (рисунок 3).

Рисунок 3 - Интерьер Сретенской церкви (1873), с. Малошуйка (д. Абрамовская), Онежский район. Фото Т. Жигальцовой Figure 3 - The Interior of the Sretenskaya Church (1873), Maloshuyka (Abramovskaya Village),

Onega District. Photo by T. Zhigaltsova

Таким образом, в строительной истории Сретенской церкви с. Малошуйка Онежского уезда Архангельской губернии выделяются следующие этапы:

1 1600 — строительство первого храма, которому был выдан антиминс;

2 1698 — ремонт первого храма, возможно, достаточно серьезный, что повлекло за собой его освящение; известно, что церковь была одноглавой теплой;

3 1845 — изменен верх церкви на пятиглавый, церковь «поправлена» и обшита тесом, через год окрашена белилами;

4 1870 — утрата храма в результате пожара;

5 1873 — строительство и освящение новой пятиглавой теплой церкви, сохранившейся до нашего времени;

6 1880 — храм обшит тесом, через год окрашен белилами.

8 Архив культурного наследия. Код памятника 2910065000. Погост Малошуйка, первая половина XVII - вторая половина XIX в. / сост. П. Н. Шармин, 1990. URL: http://nasledie-archive.ru/objs/2910065000. html (дата обращения: 01.11.2021).

Колокольня

Двухъярусная колокольня типа «восьмерик на четверике» была построена в 1807 г.: «При церквах находится отдельная колокольня, деревянная, шатровая, построенная в 1807 г.» [4, с. 18]. Приходской священник М. М. Верюжский не ссылается на какой-либо документ при датировании колокольни. В изученных нами архивных материалах дата 1807 г. не встречается, за исключением позднего документа 1901 г.: «При сих церквях находится отдельная колокольня, деревянная, на фундаменте простого камня, построена в 1807 году, обшита досками, окрашена белилами — прочна» (ГААО. Ф. 462. Оп. 1. Д. 10. Л. 55. Клировые ведомости по Онежскому уезду, 1901).

Самым ранним упоминанием о колокольне является документ 1808 г.: «на ней одна шея и глава обиты чушуею» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 148. Л. 396. Опись церковного имущества по Онежской округе, 1808), что косвенно подтверждает датирование строительства колокольни 1807 г.

Колокольня имела шатровый верх и размеры: высота — 6 сажень, ширина и длина по 3 сажени: «Колокольня деревянная шатровая в вышину до звонов 6 сажень в ширину 3 сажени в длину по фундаменту 3 Сажени на ней одна шея и Глава обшиты чешуею, Крест осьмиконечной, деревянной» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 148. Л. 391. Опись церковного имущества по Онежской округе, 1808; Ф. 29. Оп. 31. Д. 176. Л. 133. Опись церковного имущества по Онежской округе, 1814). А также одно окно, односкатное крыльцо: «с Западной Стороны для входа в Колокольню крыльцо деревянное на Оным крышка на один скат двери деревянные на железных крюках и петлях, с висячим замком, до звонов в колокольню три лестницы, одно Окно с Южной Стороны <...>. На Оной Колокольне четыре Колокола без показания веса» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 193. Л. 188. Опись церковного имущества по Онежской округе, 1819; Ф. 462. Оп. 1. Д. 28. Л. 2-3. Опись имуществ и угодий церквей Малошуйского прихода, 1833; Ф. 29. Оп. 31. Д. 320. Л. 2. Опись церковного имущества по Малошуйскому приходу Онежской округи, 1834). Действительно, на втором ярусе колокольни имеется одно косящатое окно, а на западной стороне, где расположены входы, остались полусгнившие консоли, на которые опиралась площадка крыльца.

Таким образом, архивные описания позволяют воссоздать внешний облик всего архитектурного ансамбля в начале XIX в. (рисунок 4).

Рисунок 4 - Храмовый комплекс в с. Малошуйка, начало XIX в.

Реконструкция. Графическая реконструкция А. Б. Бодэ Figure 4 - The Church Ensemble in Maloshuyka, Early 19th Century.

Graphic Reconstruction by A. B. Bode

Вероятно, в 1833-1834 гг. была построена деревянная ограда вокруг церквей и колокольни с воротами: «деревянная ворота для входу в Оную решетчатые столярной работы повешены на крюках и петлях железных» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 320. Л. 2. Опись церковного имущества по Малошуйскому приходу Онежской округи, 1834).

В 1851 г. колокольня была «поправлена», поднята на каменный фундамент и обшита тесом (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 767. Л. 12. Церковная и ризничная опись Архангельской Епархии Онежского Уезда Малошуйской Сретенской Церкви, 1856). В следующем году окрашена белилами (ГААО. Ф. 462. Оп. 1. Д. 3. Л. 14. Клировые ведомости о церквях первого Благочиния, 1851-1853). Можно предположить, что в период с 1854 по 1855 гг. шатровый верх был заменен на купол со шпилем и крестом, поскольку в описании колокольни 1856 г. верх колокольни изменен (сохранена орфография и пунктуация архивного источника):

Устройство колокольни от земли 3^ сажени в виде правильного квадрата; выше которого построена осмернею до звона, с отливами кругом пред зубчатою площадкаю, на которой производится звон. Площадка обнесена столбами в виде колон, между которыми утверждены перила. Выше звонов также отливы кругом пред зубчатой крышей, накоторой устроен кумпол. На кумполе маленький кубик в виде фальшивого окна и наконец шпиль, оканчивающийся осьмиконечным деревянным крестом. Колокольня на каменном фундаменте, обшита тесом в закрой и выкрашена белою краскою. Кумпол и шпиль чернедью (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 767. Л. 12. Церковная и ризничная опись Архангельской Епархии Онежского Уезда Малошуйской Сретенской Церкви, 1856).

В описании колокольни 1895 г. термины «шатер» и «купол» используются как синонимы, однако, упоминание куба с фальшивыми окнами указывает именно на купольное завершение верха (сохранена орфография и пунктуация архивного источника):

Колокольня шатровая, от земли 3 и / сажени вверх идет квадрат; на квадрате, несколько меньше его устроен восьмерик, идущий до звонов. Площадка на которой звоны обнесена столбиками в виде колонны; в столбах утверждены перила. На столбах же утверждены крыша и шатер (кумпол). На кумполе небольшой куб с фальшивыми окнами. Наконец шпиль и осьмиконечный на нем крест. Колокольня на каменном фундаменте, обшита тесом и окрашена белилами, а шатер чернетью (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1637. Л. 12. Главная опись церковного и ризничнаго имущества Архангельской Епархии Онежского уезда Малошуйского прихода церквей составлена, 1895).

Тот же источник сообщает, что под колокольней была «устроена кладовая, в которую особая дверь с внутренним замком. В колокольне три лестницы. Пять колоколов» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1637. Л. 12. Главная опись церковного и ризничнаго имущества Архангельской Епархии Онежского уезда Малошуйского прихода церквей составлена, 1895).

На основании архивных исторических материалов и данных натурного архитектурного обследования удалось реконструировать облик всего архитектурного ансамбля в с. Малошуйка конца XIX в. (рисунок 5).

Рисунок 5 - Храмовый комплекс в с. Малошуйка, конец XIX в.

Реконструкция. Графическая реконструкция А. Б. Бодэ Figure 5 - The Church Ensemble in Maloshuyka, Late 19th Century.

Reconstruction. Graphic Reconstruction by A. B. Bode

^ло^льня, так же как и Сретенская церковь, относительно хорошо сохранилась. Сруб, конструкции перекрытий и завершения сохраняют свою конструктивную прочность, уцелела почти вся обшивка. Однако сильно обветшала кровля, частично разрушен шпиль, над которым возвышался крест, утрачено крыльцо.

Имеются также исторические сведения об утраченной ныне кладбищенской часовне.

Часовня в честь Архангела Михаила и свв. Апостолов Петра и Павла

В 1884 г. на средства прихожан на приходском кладбище построена часовня в честь Архангела Михаила и свв. Апостолов Петра и Павла [4, с. 18].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения 1895 г. о ней сообщают следующее: «Часовня была построена из казенного леса на сумму 400 руб., пожертвованных прихожанами» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1637. Л. 10. Главная опись церковного и ризничнаго имущества Архангельской Епархии Онежского уезда Малошуйского прихода церквей составлена, 1895). Размеры часовни (сохранена орфография и пунктуация архивного источника):

Кладбищенская часовня — не большое четырехугольное, деревянное, одноглавое с осьмико-нечным крестом здание, вышиною до крыши 2 сажень, длиною 3 и !! сажень и шириною 3 сажени. Крест окрашен кроном, глава медянкою, а крыша чернетью; в шейке главы краскою сделаны фаль-шивыя окна; тесом не обшита. По внутренности здание походит на церковь (так как оно предназначено для церкви); разделяется оно на две части — притвор 1 саж. Длины и самая часовня 2! саж. В потолке посредине часовни сделано углубление 1! с. Ширины, 2 саж. Длины и 2 арш. Высоты. Перед иконостасом два клироса и солея. Окон шесть — четыре в часовне и два в притворе. Часовня посвящена в честь Архистратига Михаила и Первоверховных Апостолов Петра и Павла (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1637. Л. 10. Главная опись церковного и ризничнаго имущества Архангельской Епархии Онежского уезда Малошуйского прихода церквей составлена, 1895).

Облик часовни дополняет описание 1901 г.: «Часовня деревянная, одноглавая с осьмиконечным крестом, основана на каменном фундаменте, Крест окрашен хроном, глава медянкою и крыша чернетью, само же здание не обшито, но прочно» (ГААО. Ф. 462. Оп. 1. Д. 10. Л. 59-60. Клировые ведомости по Онежскому уезду, 1901 / Ведомость о Церкви Онежского уезда Малошуйского прихода, 1901). Службы в часовне проводились 29 июня в день памяти свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла и 8 ноября в день памяти Михаила Архистратига (там же).

Таким образом, результаты исследования исторических источников и натурные обследования в своей совокупности дают достаточно полное представление об архитектуре храмового комплекса в селе Малошуйка. В XVIII в. комплекс состоял из шатровой Никольской церкви и кубоватой Сретенской церкви. Подобное сочетание характерно для нижней Онеги и прилегающей к устью реки части Поморья [3, с. 31-39]. Храмовые комплексы, включающие шатровую и кубоватую церкви, были в Нименьге [9, с. 157167], Пияле, Усть-Коже, Верховье, Турчасово [2, с. 145-156]. Ансамбль в Малошуйке дополняет этот ряд примеров.

Сретенская церковь 1698 г. в своих общих формах типична для Поморья и нижней Онеги. Это четвериковый в основании храм с кубоватым завершением и отапливаемой трапезной. Несколько необычно одноглавое завершение куба. Одноглавая кубова-тая Никольская церковь в Унежме первой четверти XIX в. была построена, скорее всего, по образцу Сретенской церкви конца XVII в. в Малошуйке. Большинство кубоватых храмов имели пятиглавое завершение. Именно таким стало завершение Сретенской церкви после ремонта в середине XIX в. Побелка обшивки стен и окраска крыш и глав зеленым цветом (медянкою) имело широкое распространение в XIX в. [1, с. 216-218].

Сретенская церковь 1873 г. тоже соответствовала местным поморским традициям храмостроения, но более позднего времени. Такие же массивные кубические объемы основного храмового сруба мы видим у церквей: Преображенской в Нименьге, Климентовской в Нижмозере, Введенской и Никольской в Ворзогорах и других. Характерным признаком всех этих церквей было и пятиглавие, преемственно связанное с завершениями кубоватых храмов.

Малошуйская колокольня также отвечает поморским традициям. Аналогичные колокольни были построены в Унежме, Ворзогорах, Кушереке, Нименьге, Подпоро-

жье и других селах. Характерным признаком этих колоколен является пропорциональный строй основного сруба, состоящего из высокого четверика и низкого восьмерика. На колокольнях в Унежме и Нименьге выявлены факты замены первоначальных шатровых завершений на позднейшие купольные со шпилем. Такова же и колокольня в Мало-шуйке.

Итак, рассмотренные памятники деревянного зодчества отчетливо свидетельствуют о соответствии местным архитектурно-строительным традициям. Это наблюдается не только в XVII-XVIII вв., но и в XIX — на завершающей стадии развития традиционного деревянного зодчества. Это характерный признак традиционной культуры, где преемственность обеспечивалась приоритетностью имеющегося образца или ряда образцов, а не своеволием заказчика или строителя. Таким образом, формировались очень яркие, цельные и стилистически единые направления, какими и являются региональные традиции в русском деревянном зодчестве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бодэ А. Б. Покраски фасадов деревянных церквей XIX - начала ХХ веков // Ряби-нинские чтения — 2019: Материалы VIII конф. по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2019. С. 216-218.

2 Бодэ А. Б., Зинина О. А., Носкова А. Г., Ходаковский Е. В. Деревянное храмостро-ительство Русского Севера конца XVIII - начала ХХ века // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 3. С. 145-156.

3 Бодэ А. Б., Ходаковский Е. В. Деревянное храмовое строительство нижнего Поонежья XIX - начала ХХ веков // Academia. Архитектура и строительство. 2020. № 2. С. 31-39.

4 Верюжский М. М. Малошуйский приход // Архангельские епархиальные ведомости. 1896. № 3. С. 16-19.

5 Жигальцова Т. В. Историко-культурное наследие Арктики: северный «тройник» в селе Малошуйка, Онежское Поморье // II Юдахинские чтения: Проблемы обеспечения экологической безопасности и устойчивое развитие арктических территорий: Мат. всерос. конф. с междунар.участием. Архангельск: ОМ-Медиа, 2019. С.609-612.

6 Максимов С. В. Год на Севере. СПб.: Тип. А. Траншеля, 1871. 690 с.

7 Матонин В. Н. Социокультурное пространство северной деревни: структура, семантика, генезис: дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2015.

8 Ходаковский Е. В. Деревянная храмовая архитектура Русского Севера конца XVIII - начала XX века: основные задачи изучения и историко-художественной оценки // Архитектурное наследство. 2018. Вып. 68. С. 109-122.

9 Ходаковский Е. В., Мелюх Е. А. Преображенская церковь в селе Нименьга и деревянная архитектура Беломорья XIX в. // Архитектурное наследство. 2013. Вып. 59. С. 157-167.

***

© 2022. Andrey B. Bode

Moscow, Russia

© 2022. Tatiana V. Zhigaltsova

Arkhangelsk, Russia

HISTORY AND ARCHITECTURE OF THE SRETENSKAYA CHURCH IN MALOSHUYKA VILLAGE, ONEGA DISTRICT OF THE ARKHANGELSK PROVINCE

Acknowledgements: The Study was Carried out with Financial Support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) within the Project No. 20-012-00356 "Architecture of 17th-19th Century Wooden Churches of the Onega Pomorye. Typology, Evolution, Regional Traditions".

Abstract: The paper deals with the history and architecture of the wooden architecture complex, situated in Maloshuyka (modern name — Abramovskaya village) in Onega District, Arkhangelsk Region. It describes the construction history of the Sretenskaya (Meeting of the Lord) Church (1873) and the bell tower (1807) in detail on the basis of the field research and archival data. The study of archival historical sources made it possible to reveal the architectural appearance of the preceding 18th century Sretenskaya Church. The identified features of its architecture were compared with the analogue Pomor churches. Based on the historical and typological comparison, we have come to the conclusion about the existence of a local church-building tradition. The results obtained include graphic reconstructions of the original appearance of the architectural ensemble in Maloshuyka as well as its appearance during the final stage of its development in the late 19th century. We analyzed historical data on the façade painting of the monuments under study and established that a specific color palette was characteristic of Pomor churches in the 19th - early 20th centuries. Also, the authors introduce new information into the scientific discourse about one lost object — a cemetery. The study resulted in obtaining new data on the history and architecture of Pomor wooden churches. Keywords: wooden architecture, history and construction, Onega Pomorye, cube-shaped church, Pomor traditions, Maloshuyka village. Information about the authors:

Andrey B. Bode — PhD in Architecture, Head of the Wooden Architecture Sector, Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, Dushinskaya St., 9, 111024 Moscow, Russia; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), Yaroslavskoe sh., 26, 129337 Moscow, Russia.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9866-845X E-mail: [email protected]

Tatiana V. Zhigaltsova — PhD in Philosophy, Associate Professor, Lomonosov Northern

(Arctic) Federal University, Department of Cultural and Religious Studies, Severnaya

Dvina Emb., 17, 163002 Arkhangelsk, Russia.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5471-1540

E-mail: [email protected]

Received: November 01, 2021

Approved after reviewing: January 04, 2022

Date of publication: December 28, 2022

For citation: Bode A. B., Zhigaltsova T. V. History and Architecture of the Sretenskaya Church in Maloshuyka Village, Onega District of the Arkhangelsk Province. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2022, vol. 66, pp. 353-367. (In Russian) https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-353-367

REFERENSES

1 Bode A. B. Pokraski fasadov dereviannykh tserkvei XIX - nachala XX vekov [Façade Painting of Wooden Churches of the 19th - Early 20th Centuries]. In: Riabininskie chteniia — 2019: Materialy VIIIkonferentsiipo izucheniiu i aktualizatsii traditsionnoi kul'tury Russkogo Severa [Ryabinin readings - 2019: Proceedings of the VIII conference on the studies and actualization of the traditional culture of the Russian North]. Petrozavodsk, Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences Publ., 2019, pp. 216-218. (In Russian)

2 Bode A. B., Zinina O. A., Noskova A. G., Khodakovskii E. V. Dereviannoe khramostroitel'stvo Russkogo Severa kontsa XVIII - nachala XX veka [Wooden Temple Construction in the Russian North of the Late 18th - Early 20th Century]. Vestnik Rossiiskogo fonda fundamental'nykh issledovanii, 2019, no 3, pp. 145-156. (In Russian)

3 Bode A. B., Khodakovskii E. V. Dereviannoe khramovoe stroitel'stvo nizhnego Poonezh'ia XIX - nachala XX vekov [Wooden Temple Construction of the Lower Poonezhye of the 19th - Early 20th]. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo, 2020, no 2, pp. 31-39. (In Russian)

4 Veriuzhskii M. M. Maloshuiskii prikhod [Maloshuysky Parish]. In: Arkhangel'skie eparkhial'nye vedomosti, 1896, no 3, pp. 16-19. (In Russian)

5 Zhigal'tsova T. V. Istoriko-kul'turnoe nasledie Arktiki: severnyi "troinik" v sele Maloshuika, Onezhskoe Pomor'e [Historical and Cultural Heritage of the Arctic: The Northern Church Triplet in Maloshuyka Village]. In: II Iudakhinskie chteniia: Problemy obespecheniia ekologicheskoi bezopasnosti i ustoichivoe razvitie arkticheskikh territorii: Materialy vserossiiskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [II Yudashkin readings: Issues of ensuring of ecological security and sustainable development of the Arctic territories: Proceedings of the all-Russian conference with international participants]. Arkhangel'sk, OM-Media Publ., 2019, pp. 609-612. (In Russian)

6 Maksimov S. V. God na Severe [A Year in the North]. St. Petersburg, Tipografiia A. Transhelia Publ., 1871. 690 p. (In Russian)

7 Matonin V. N. Sotsiokul'turnoe prostranstvo severnoi derevni: struktura, semantika, genesis [Social and cultural space of the Northern village: structure, semantics and genesis: DSc Dissertation]. St. Petersburg, 2015. (In Russian)

8 Khodakovskii E. V. Dereviannaia khramovaia arkhitektura Russkogo Severa kontsa XVIII - nachala XX veka: osnovnye zadachi izucheniia i istoriko-khudozhestvennoi otsenki [Wooden Church Architecture of the Russian North of the Late 18th - Early 20th Century: The Main Objectives of the Study and Historical and Artistic Evaluation]. Arkhitekturnoe nasledstvo, 2018, vol. 68, pp. 109-122. (In Russian)

9 Khodakovskii E. V., Meliukh E. A. Preobrazhenskaia tserkov' v sele Nimen'ga i dereviannaia arkhitektura Belomor'ia XIX v. [Transfiguration Church in Nimenga and 19th Century Wooden Church Architecture of the white Sea Region]. Arkhitekturnoe nasledstvo, 2013, vol. 59, pp. 157-167. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.