ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2006. № 1. С. 58 —62.
З.М. Акмурзаева
ИЗ ИСТОРИИ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРСКИХ ЕВРЕЕВ В ДАГЕСТАНЕ (20-е гг. XX в.)
В первых десятилетиях XX века, помимо общероссийской молодежной организации - Российского Коммунистического Союза Молодежи, образованного 29 октября 1918 года (Товарищ комсомол, 1969. С. 6-7), возникли националистические молодежные организации в Закавказье, Белоруссии, на Украине, в Крыму, районах Поволжья и Южного Урала, которые выступали против единого молодежного центра и проповедовали дезорганизаторские, сепаратистские идеи национальных федераций (История ВЛКСМ..., 1983. С. 110).
Самыми массовыми националистическими молодежными формированиями страны являлись различные еврейские юношеские организации, которые играли заметную роль в молодежном движении России вплоть до середины 20-х годов. Легальные и нелегальные прокоммунистические и сионистские организации еврейской молодежи были распространены практически по всей территории страны.
Одной из крупных легальных организаций, сотрудничавших с комсомолом, являлся большевистский Еврейский коммунистический союз молодежи (ЕКСМ, Евко-мол), который возник на Украине в конце 1918 - первой половине 1919 г. (Соколов В.И., 2002. С. 194). Евкомол разделял основные идеи Коммунистического Интернационала Молодежи как международного объединения рабочей молодежи всего мира на коммунистической основе, созданного в ноябре 1919 года в Германии (Привалов В.В., 1968. С. 119-120). Вместе с тем Евкомол отрицал положение Коммунистического Интернационала Молодежи о единстве юношеских организаций в каждой стране. Вместо этого он выдвинул националистический и сепаратистский принцип национальных федераций и отстаивал принцип абсолютной независимости и самостоятельности юношеских организаций.
Объявляя себя одним из отрядов Мирового Интернационала Молодежи, Еврейский коммунистический союз рабочей молодежи разработал проект создания Всемирного Евкомсомола. Составными частями всемирного движения еврейской коммунистической молодежи должны были стать еврейские комсомольские организации России, Польши, Галиции, Палестины и других стран (СоколовВ.И., 2002. С. 195, 196).
Российская Коммунистическая партия (большевиков) и Российский Коммунистический Союз Молодежи не считали Евкомол враждебным для себя. РКСМ поддерживал организации Евкомола, контактировал с ними в проведении различного рода политических кампаний и культурно-просветительных мероприятий. На местах возникали как самостоятельные организации Евкомола, так и специальные еврейские секции (евсекции) при комсомольских организациях.
Деятельность Евкомола на юге страны осуществлялась под руководством Кавказского организационного бюро Еврейского Коммунистического Союза Молодежи Российской Федерации, которое выступило с Обращением к еврейской трудовой молодежи Кавказа. Этот уникальный документ выявлен нами в фондах Центрального государственного архива Республики Дагестан и вводится в научный оборот впервые.
В нем первоначально говорилось о причинах возникновения еврейского коммунистического молодежного движения: «Тяжелое наследие оставил капиталистический строй широким еврейским народным массам: полное почти отсутствие крестьянства, малочисленность крупнопромышленного пролетариата, оттесненного в мелкое ремесло труженика и значительное число бедноты, занятой мелкой торговлей и посредничеством... Еврейские трудящиеся массы оказываются выбитыми из их эко-
номических позиций, диктатура пролетариата на еврейской улице не проводится...».
Исходя из этого, определялись цели и задачи этого движения: «Борясь за всемирное коммунистическое общество и участвуя в его строительстве, еврейская пролетарская молодежь не может игнорировать вышеупомянутой ненормальности еврейской жизни, она должна уничтожить ее и построить новое еврейское коммунистическое общество...
С этой целью еврейская рабочая молодежь конструируется в свой Союз, являющейся одним из отрядов Мирового Интернационала Молодежи...
Ввиду тождества конечной цели всех коммунистических организаций всего мира, Еврейский коммунистический союз рабочей молодежи, сохраняя свою независимость, идет с ними рука об руку на пути к победе всемирного коммунизма».
Заканчивалось Обращение следующим призывом: «Еврейская трудовая молодежь Кавказа! ... Организуйся в Еврейский Коммунистический Союз Рабочей Молодежи!» (Обращение... Л. 1).
Документ заверен печатью Дагестанского областного комитета Еврейского коммунистического союза молодежи, что свидетельствует о том, что часть дагестанской молодежи горско-еврейского происхождения откликнулась на Обращение Кавказского организационного бюро Евкомола и встала на путь создания самостоятельных организаций. Из скудных архивных источников нам удалось установить, что организации Евкомола возникли прежде всего в крупных дагестанских городах - Порт-Петровске, Дербенте и Темир-Хан-Шуре.
В Порт-Петровске в 1919 году уже функционировала городская организация Еврейского коммунистического союза молодежи, члены которой принимали активное участие в работе Первого объединенного съезда горско-еврейской бедноты Дагестанской и Терской областей, состаявшегося 29 декабря 1920 года - 6 января 1921 года в г. Дербенте (Материалы.... Л. 2, 15). Один из делегатов - Анисимов Рафаэль Александрович, красноармеец, сотрудник политпросвета военнослужащих, в Евко-моле состоял с 13 ноября 1919 года, исполняя обязанности секретаря, а затем председателя комсомола бухгалтеров-евреев. Другой делегат - Щербатов Иосиф Анухо-вич, член Порт-Петровского Евкомола с 15 декабря 1920 года, работник жилищного отдела городского коммунхоза (Материалы... б. Л. 3, 7).
На съезде выступил представитель Кавказского оргбюро Еврейского коммунистического союза молодежи Хазанов. Он еще раз уточнил, что задачей этой организации является вовлечение в Евкомол еврейской трудовой молодежи Востока: «Теперь еврейская молодежь пробудилась и приступила к строительству своих коммунистических союзов еврейской трудовой молодежи» (Материалы... в л. 23, 24).
Организации Евкомола в центре и на местах функционировали первоначально параллельно с интернациональными коммунистическими юношескими союзами. Образование Дагестанского коммунистического союза молодежи произошло весной 1920 года, когда в Порт-Петровске, Петровске-Кавказском, Темир-Хан-Шуре, Дербенте возникли первые комсомольские ячейки, а летом 1920 года состоялась первая областная комсомольская конференция (Кичев М.И., 1970. С. 8, 9, 12).
По мере роста комсомольского движения в республике деятельность организаций Евкомола становилась все более нежелательной. Дагестанский комитет комсомола, обсудив на бюро 7 марта 1921 года вопрос «О Евкомолах», высказал свое отрицательное отношение к существующим организациям еврейского комсомола и принял решение обратить самое серьезное внимание на работу среди еврейской молодежи (Протоколы... а. л. 29).
После X съезда РКП (б), на котором была принята резолюция «О единстве партии» (КПСС в резолюциях..., 1983. С. 334-337), началась борьба с некоммунистическими партийными организациями и отдельными фракциями, которая перекинулась и на молодежные организации страны. 14 марта 1921 года Кавказское бюро ЦК РКСМ препровождает в Дагестанский комитет циркуляр ЦК РКСМ о самой энер-
гичной и беспощадной идейной борьбе с Евкомолами (Циркуляр... Л. 17-19).
Центральное комсомольское руководство страны разъясняло, что Евкомол является шовинистической организацией еврейского мещанства, отрицает принципы Коммунистического Интернационализма Молодежи о единстве юношеских организаций в каждой стране, не признает политическое руководство юношескими организациями со стороны коммунистической партии данной страны и т.д.
В инструкции был предложен ряд практических мер по идейной борьбе с организациями Еврейского коммунистического союза молодежи.
Под руководством партийных и комсомольских организаций республики началась усиленная агитационно-пропагандистская и политико-просветительная работа среди горско-еврейской молодежи. Были проведены многочисленные собрания, митинги, посвященные разоблачению шовинистической сущности Евкомола, организованы молодежные дискуссии. В городах Порт-Петровске, Дербенте и Темир-Хан-Шуре состоялись беспартийные конференции горско-еврейской рабочей молодежи, которые превратились в своеобразные политические суды над Евкомолом. Представительства Евкомола в Дагестане повсеместно были ликвидированы, секции при комитетах РКСМ распущены.
На наш взгляд, идейная борьба с Евкомолом в условиях многонационального и многоконфессионального Дагестана была закономерна, необходима и вполне оправданна. Создание молодежных организаций по национальному признаку привело бы прежде всего к обособлению горско-еврейской молодежи от остальной дагестанской молодежи, представленной коренными дагестанцами, русскими и представителями других народов страны. Следование религиозному признаку при организации Евко-мола могло привести к противопоставлению иудейской молодежи молодежи мусульманского и православного вероисповедания. В конечном итоге это обернулось бы разобщенностью молодежного движения и привело бы к его расколу. Тем самым был бы нанесен непоправимый ущерб делу интернационального единства дагестанской молодежи, что в конечном итоге было сопоставимо с сохранением целостности всего Дагестана.
Окончательное и повсеместное прекращение деятельности Евкомола на территории всей страны произошло в январе 1923 года на последней конференции ЕКСМ, которая единогласно высказалась за вступление в РКСМ (Соколов В.И., 2002. С. 197).
Однако с прекращением деятельности Евкомола движение дагестанской молодежи горско-еврейского происхождения за свою политическую и организационную самостоятельность не остановилось. Оно вылилось в другую форму, получившую название культпросветы горско-еврейской молодежи (сокращенно КПГЕМ).
Эти культпросветы стали возникать по инициативе горско-еврейской молодежи в городах Махачкале, Буйнакске и Дербенте. Особенностью этих молодежных организаций было то, что создавались они по принципу общественных молодежных объединений. Они разработали и приняли устав, имели свои штампы и круглые печати. Первоначально культпросветы горских евреев создавались при политпросветах организаций народного образования (ОНО).
Культпросвет среди горцев-евреев имени тов. Луначарского был образован при Махачкалинском ОНО в середине января 1924 года. Согласно его уставу, «культпросвет среди евреев ставит своей целью пробуждение темной, отсталой горско-еврейской массы, поднятие культурного уровня, театрального развития, ликвидацию политической и вообще неграмотности и вовлечение в общественную жизнь горянок-евреек» (Устав культсовета... Л. 19, 20, 20об).
Членом кульпросвета могли быть горцы-евреи в возрасте от 14 до 30 лет, признающие устав, платящие членские взносы в размере 25 копеек, а также подчиняющиеся всем постановлениям президиума и общих собраний. Культпросветом руководил президиум в составе 7 человек, избираемый общим собранием.
Культпросвет среди горских евреев имел четыре секции: школьную, по ликви-
дации политической неграмотности, научно-естественную и драматическую, каждой из которых руководил член президиума.
Исходя из социального принципа, членами культпросвета среди горских евреев могли быть преимущественно выходцы из рабочей и бедняцкой среды.
Средствами К111 ЕМ являлись: а) членские взносы, б) сборы со спектаклей, в) субсидии, выдаваемые комитетами горско-еврейской общины и политпросвета ОНО.
Культпросвет имел свой штамп и круглую печать «Культпросвет среди горцев-евреев имени тов. Луначарского при политпросвете ОНО г. Махачкалы».
К середине 1924 г. Кульпросветы горско-еврейской молодежи получили широкое распространение в Махачкале, Буйнакске (Ходатайство культпросвета... Л. 17, 17 об). Эти организации вовлекали в свои ряды горско-еврейскую молодежь приблизительно того же возраста, что и комсомол. Их задачи и цели, а также социальный состав до некоторой степени были сходны с комсомольскими.
Наличие в республике обособленных, крайне политизированных культпросвети-тельных организаций горско-еврейской молодежи могло стать фактором нестабильности. Определенная часть городской молодежи Дагестана оказывалась вне влияния комсомола как интернационального молодежного объединения, что приводило к разладу и неразберихе в воспитательной работе среди юношества.
Вопрос «О культпросветах горско-еврейской молодежи» стал предметом обсуждения на бюро Дагестанского комитета РЛКСМ 15 июля 1924 года (Протоколы... б. Л. 10).
Республиканские комсомольские организации нашли необходимым движение горско-еврейской молодежи поддержать, поскольку оно возникло и имело под собой определенные основания. Вместе с тем было решено ни в коем случае не допускать самостоятельных отдельных организаций горско-еврейской молодежи. «... Поскольку существует единая организация пролетарской молодежи - РЛКСМ, не должно быть и речи о создании параллельной организации молодежи - К.П.Г.Е.М.», - указывалось в секретной инструкции Дагестанского комитета комсомола райкомам и горкомам РЛКСМ (Инструкция ДК РЛКСМ... Л. 42). Был намечен ряд мер, направленных на реализацию этого решения. Однако вместо длительной разъяснительной работы среди масс горско-еврейской молодежи органы на местах встали на путь использования административных методов. Признавая на словах полное право культпросветов горско-еврейской молодежи на существование, комсомольские органы на деле избрали метод запрещения горско-еврейских молодежных организаций. Под давлением партийных и комсомольских органов Кульпросветы горско-еврейской молодежи были вынуждены летом 1924 года объявить о самороспуске (Отчет ДК РЛКСМ... Л. 21).
Таким образом, движение дагестанской молодежи горско-еврейского происхождения, направленное на создание самостоятельных общественных и культурно-просветительных организаций, не отвечало требованиям единого интернационального молодежного движения в многонациональном и поликонфессиональном регионе страны.
Дагестанский комсомол с учетом всех негативных сторон в своей деятельности был в условиях того исторического времени единственной общественной организацией дагестанской советской молодежи, которая сумела объединить под своими интернациональными знаменами все молодое поколение Страны гор, вызвать энтузиазм и направить энергию юношей и девушек на хозяйственный прогресс и культурное возрождение горного края.
БИБЛИОГРАФИЯ
Инструкция Дагестанского комитета РЛКСМ райкомам РЛКСМ. 1924 г. // ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп. 1. Д. 103.
История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. 1983. М.
Кичиев М.И., 1970. Очерки истории комсомола Дагестана. Махачкала.
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 1983. Т. 2. 1917-1922 гг. М.
Материалы объединенного съезда горско-еврейской бедноты Дагестанкой и Терской
областей. Дербент. 1920-1921 гг. (Мандаты делегатов) а // ЦГА РД. Ф. 520-р. Оп. 1. Д. 6.
Материалы объединенного съезда горско-еврейской бедноты Дагестанской и Терской областей. Дербент. 1920-1921 гг. (Анкеты делегатов) б // ЦГА РД. Ф. 520-р. Оп. 1. Д. 7.
Материалы объединенного съезда горско-еврейской бедноты Дагестанской и Терской областей. Дербент. 1920-1921 гг. (Выступления делегатов) в // ЦГА РД. Ф. 520-р. Оп. 1. Д. 1.
Обращение Кавказского организационного бюро ЕКСМ к еврейской трудовой молодежи Кавказа. 1921 // ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп. 1. Д. 22.
Отчет Дагестанского обкома РЛКСМ за июль-август 1924 г. в ЦК РЛКСМ // ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп. 1. Д. 97.
Привалов В.В., 1968. Обращение Коммунистического Интернационала Молодежи. Л.
Протокол заседания бюро Дагестанского обкома ВЛКСМ. а. 7. марта 1921 г. // ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп. 1. Д. 95.
Протокол заседания бюро Дагестанского обкома ВЛКСМ. б. 15 июля 1924 г. // ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп. 1. Д. 95.
Соколов В.И., 2002. История молодежного движения России (СССР) со второй половины XIX до XXI века. Рязань.
Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций ЦК ВЛКСМ. 1918-1968, 1969. В 2-х тт. Т. 1. М.
Устав культпросвета среди горцев-евреев имени тов. Луначарского при Махачкалинском отделе народного образования, 1924. // ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 512.
Ходатайство культпросвета среди горцев-евреев в Дагестанский комитет РКП (б), 1924 // ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1 Д. 512.
Циркуляр ЦК РКСМ от 14 марта 1921 г. // ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп. 1. Д. 6.