ИЗ ИСТОРИИ МЕХАНИКО-ОПТИЧЕСКОГО И ЧАСОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ РЕМЕСЛЕННОГО УЧИЛИЩА ЦЕСАРЕВИЧА
НИКОЛАЯ
Ю.Н. Ушаков
Освобождение крестьян в феврале 1861 года способствовало быстрому развитию капитализма в России. Во-первых, сформировался обширный рынок труда наемных рабочих, заменивших на предприятиях подневольных дешевых мастеровых. Во-вторых, торгово-промышленное сословие, укрепившееся за счет освобожденных крестьян, получило возможность свободно распоряжаться собственностью. Ряд отраслей промышленности были освобождены от откупов, монополий и привилегий, сохранявшихся еще с конца XVIII века. Свободная наемная рабочая сила значительно поднялась в цене, что заставило предпринимателей внедрять механические двигатели и машины. Оживлению торгово-промышленной деятельности немало содействовали усиленное железнодорожное строительство и использование пароходов, что вызвало расширение товарообмена не только внутри страны, но и между Россией и иностранными государствами.
Технические новшества в армии (внедрение нарезного оружия, переход от деревянных парусных судов к стальным паровым кораблям, строительство крейсеров и броненосцев, создание минного дела с 1874 года), строительство железных дорог способствовали развитию металлообработки и отечественного машиностроения, которому потребовалось значительное количество квалифицированных рабочих и технических специалистов.
Существовавшая в середине XIX века система образования не могла обеспечить в должной мере потребностей этих отраслей промышленности. Данную проблему решали за счет приглашения зарубежных специалистов, в первую очередь из Германии и Франции. Однако иностранные специалисты не всегда обладали достаточной квалификацией и, кроме того, оплата их труда в несколько раз превышала оплату труда российских специалистов. К тому же использование иностранцев было нецелесообразно в оборонной промышленности. Одним из способов решения кадровой проблемы являлось создание системы подготовки техников среднего уровня (мастеров) в технических и ремесленных училищах. К концу XIX века в России в городах было основано 10 средних технических училищ, 11 низших технических училищ и 21 ремесленное училище (они были основаны в 80-90 гг. XIX века при содействии общественных учреждений и частных лиц).
Проблемы технического образования высшего, среднего и низшего звеньев в декабре 1895 - январе 1896 годов рассматривал II съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, созванный в Москве департаментом промышленных училищ Министерства народного просвещения и Российским императорским техническим обществом.
В 90-е гг. XIX возросла потребность промышленности, транспорта, науки, вооруженных сил в точных механических и оптических приборах. В ряде случаев эта потребность удовлетворялась целиком за счет импорта, так как в России отсутствовали некоторые отрасли точного машиностроения (часовая промышленность, производство оптических приборов и т.д.). Хотя, например, неоднократно предпринимались попытки создания часовой промышленности.
В 1769 году правительством были организованы часовые фабрики в Петербурге и Москве. Московская фабрика была закрыта через девять лет. Петербургская фабрика выпускала элитную продукцию. Часы выпускались в небольшом количестве в золотом корпусе с бриллиантами, с репетицией (звоном), выпускались и каретные часы. В 1784 году князь Г.А. Потемкин организовал фабрику-школу у себя в имении Дубровна (Белоруссия), где часовому делу обучались 33 ученика из крепостных. Ее продукция
предназначалась главным образом для удовлетворения нужд царского двора. В 1804 году фабрика была закрыта.
Поэтому не удивительно благожелательное отношение Александра III к губернскому секретарю Александру Петровичу Белановскому, предложившему императору план создания отечественной часовой промышленности. В качестве подтверждения своих профессиональных качеств А.П.Белановский преподнес императору собственноручно изготовленные часы, удостоенные в Париже первыми премиями. Для изучения часового дела за границей Александр III назначил А.П. Белановскому на 3 года денежное пособие в 4 800 рублей ежегодно [1].
Результатом изучения А.П.Белановским часовой промышленности в Европе явилась записка «Главные основания устройства Правительственной часовой школы в России», в которой был изложен план организации государственной часовой школы как первой ступени на пути к созданию национальной часовой промышленности. В записке отмечалось, что нельзя просто скопировать систему обучения в зарубежных школах, так как она не отвечает требованиям подготовки искусных рабочих: ученики излишне перегружены изучением общеобразовательных предметов и на практическое обучение специальности не остается достаточно времени. К тому же в большинстве школ не учитывают внедрение машинных способов изготовления часовых деталей и обучают учеников изготавливать часы с «нуля» («... из целого куска металла»), что приводит к непомерным затратам времени на изготовление единичных экземпляров часов. А. П. Белановский обратил также внимание на главную трудность создания национальной часовой школы: - подбор квалифицированных преподавателей-универсалов и изъявил готовность взять лично на себя преподавание ряда предметов в учреждаемой школе.
Для создания часовой промышленности в России, по мнению А.П. Белановского, сложились благоприятные условия, такие как финансовая поддержка правительством создаваемой часовой школы; импорт некачественных часов из Швейцарии и Савойи, что исключало серьезную конкуренцию со стороны зарубежных производителей; наличие дешевых и доброкачественных материалов для изготовления часов, а также низкооплачиваемой квалифицированной рабочей силы. А.П. Белановским был также составлен примерный бюджет часовой школы. Летом 1898 года А.П. Белановскому было выделено пособие в размере 1000 рублей в вознаграждение за труды по составлению проекта часовой школы.
Поддержка влиятельных петербургских чиновников [2] позволила А.П. Белановскому добиться обсуждения весной 1898 г. проекта устройства часовой школы в Министерстве финансов. На обсуждение был поставлен вопрос об учреждении при уже существующем и хорошо себя зарекомендовавшем ремесленном училище Цесаревича Николая школы часового дела. В ходе совещания выяснилось, что существуют различные взгляды на тип открываемого учебного заведения. Председатель совещания Н. П. Ланговой высказал пожелание, чтобы обучение часовому делу было связано «с обучением вообще точным работам, дабы из школы выходили не только часовщики, но и одновременно с ними механико-оптики» [3]. Данное предложение было принято почти всеми участниками собрания, так как в России в это время «вообще ощущается большой недостаток в лицах, опытных в ремонте и изготовлении вновь математических, физических, медицинских, оптических и других точных инструментов и приборов.» [4]. Подчеркивалась необходимость отдельного практического обучения в учреждаемой школе от остальных питомцев училища, «так как с самого начала обучения мальчики должны приучаться к особой точности и тщательности в работе.» [5]. При этом отмечалась необходимость увеличения числа учащихся в ремесленном училище Цесаревича Николая.
В ходе обсуждения высказывалось мнение, что «проектируемую школу точных работ и часового дела можно организовать, как особое отделение Ремесленного училища Цесаревича Николая, под руководством той же администрации.» [6]. Школа создавалась как самостоятельное отделение. Данное постановление вызвало отрицательную оценку
участвовавшего в совещании А.П. Белановского, так как «...при установлении вмешательства администрации ремесленного училища Цесаревича Николая в его, Белановского, школу, он отказывается от всякого участия в организации помянутой школы, так как при таких условиях он не в состоянии выполнить ту ответственность за насаждение часового производства в нашем Отечестве, которую он имел счастье принять на себя пред Государем Императором Александром III» [7].
Рассматривая учебный план механико-оптического и часового отделения, участники совещания отметили, что:
• целью школы является подготовка специалистов в области точных механических работ, в частности в часовом деле;
• школа обучает основам ремесла в той мере, чтобы ученик после завершения обучения смог самостоятельно, в зависимости от способностей, приобрести необходимый навык и сноровку;
• целью обучения не является выпуск «ремесленника-артиста», так как «для сего, по всей вероятности, пришлось бы держать учеников столь долгое время в школе, что никто из них не пожелал бы дойти до последнего класса» [8]; необходимо выпускать опытных ремесленников по ремонту точных механических приборов;
• никакая школа никогда не насаждала промышленность, а лишь содействовала ее преуспеянию;
• учитывая, что чрезмерное переутомление занятиями принесет вред ученикам, количество часов на практические занятия в мастерских следует сократить до 145 часов (план А.П. Белановского предусматривал 181 час), в случае необходимости можно было увеличить занятия за счет использования летних каникул;
• от ремесленника по производству точных механических работ требуется не меньшее общее и специальное развитие, чем от слесарей, и следует придерживаться выработанного продолжительного опыта преподавания теоретических предметов в ремесленном училище Цесаревича Николая.
Данные положения А.П. Белановский признал неверными, так как считал ближайшей целью школы насаждение часовой промышленности, и для этого ученики должны большую часть учебного времени заниматься практическими работами в мастерских, а общеобразовательные и теоретические предметы должны быть сокращены до минимума. Однако члены совещания не приняли программу, предложенную А.П. Белановским. Они считали необходимым дать ученикам солидную подготовку в точной механике, а не только в изготовлении и сборке часов.
Участники совещания пришли к следующим выводам:
• возможно и желательно присоединение часовой школы к ремесленному училищу Цесаревича Николая в том случае, если в ней точная механика и часовое дело будут изучаться как одна специальность;
• объем теоретических предметов будет соответствовать принятой в училище программе;
• в первых двух классах должны быть введены обязательные занятия точными работами в общих мастерских;
• лишь с третьего класса будет производиться разделение по специальностям механико-оптика и часовщика;
• практические занятия в мастерских должны давать ученикам солидные познания в производстве точных механических работ.
12 ноября 1898 года состоялось заседание Учебного комитета ремесленного училища Цесаревича Николая, на котором положения совещания в министерстве финансов в основном были приняты.
К 1900 году Государственным Советом Российской Империи были решены вопросы финансирования создаваемой школы. 13 марта 1900 года император Николай II утвердил мнение Государственного Совета об учреждении механико-оптического и часового
отделения в ремесленном училище Цесаревича Николая. Торжественное открытие нового механо-оптического и часового отделения ремесленного училища Цесаревича Николая состоялось 6 мая 1901 года, в день рождения императора Николая II [9].
Для руководства обучением по собственной программе от начала до конца А.П. Белановский предложил назначить себя заведующим мастерскими или мастером часового дела механико-оптического и часового отделения. Также на должность мастера механико-оптической мастерской подал заявление Н.Б. Завадский. Оба ходатайства были удовлетворены [10]. А.П. Белановский был принят мастером-заведующим часовой мастерской механико-оптического и часового отделения с 1 июля 1900 года.
H.Б. Завадский же был принят мастером-заведующим механико-оптической мастерской механико-оптического и часового отделения с 1 августа 1900 года [11]. Одновременно для ознакомления с зарубежными часовыми и оптико-механическими школами был направлен инспектор Г.Ю. Гессе.
В 1900 г. за границу был командирован А.П. Белановский с целью приобретения оборудования для часовой мастерской. Он сумел во Франции закупить и доставить часовых станков и оборудования весом 800 кг на сумму 500 рублей.
Занятия на созданном отделении ремесленного училища начались осенью 1900 года. В первый класс часового отделения было набрано 18 учеников (12-13 лет) из различных сословий, в том числе и из обедневшего дворянства. А.П. Белановский особо отмечал успехи в учебе двух учеников из первого набора на часовое отделение - Александра Медведева и Франца Высоцкого - и предлагал в ноябре 1902 года назначить им стипендии. А. П. Белановский, заботясь о качестве поступающих на механико-оптическое и часовое отделение ребят, предложил в докладной записке на имя министра финансов С.Ю. Витте (была подана 31 января 1903 года) отбирать для учебы в часовой школе наиболее способных учеников из детей рабочих, а не из мелких служащих, «чуждых упорного труда ремесленного класса.». Он также отметил желательность перевода школы в Москву, где существовало обширное рабочее сословие, из которого следовало набирать учеников.
В 1905 году механико-оптическое и часовое отделение возглавил Н.Б. Завадский. Он согласно выработанному им и одобренному Учебным Комитетом плану реорганизовал часовое отделение, которое после годичного перерыва возобновило свою работу. К началу Первой мировой войны механико-оптическое и часовое отделение ремесленного училища Цесаревича Николая пользовалось заслуженным авторитетом, о чем свидетельствовал большой конкурс среди поступающих в ремесленное училище.
Источники и литература
I. ЦГИА СПб ф.365 оп.1 д.2 л.29
2. В первую очередь тайному советнику И.А. Анопову, занимавшему в это время должность товарища председательствующего в Совете Дома призрения и ремесленного образования бедных детей, заведующего ремесленным училищем Цесаревича Николая.
3. РГАЭ. ф.250 оп.26 д.172 с.2
4. Там же.
5. Там же.
6. РГАЭ. ф.250 оп.26 д.172 с.3
7. РГАЭ. ф.250 оп.26 д.172 с.3
8. РГАЭ. ф.250 оп.26 д.172 с.6
9. Правительственный вестник, - 1901 - 12 (25) мая года, С.2
10. ЦГИА СПб ф.365 оп.1 д.2 л.2
11. ЦГИА СПб ф.365 оп.1 д.2 л.2