Научная статья на тему 'Из истории каризов реки ходжа-бакиргансая'

Из истории каризов реки ходжа-бакиргансая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
418
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ИРРИГАЦИИ / ИСТОРИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ Г. ХУДЖАНДА / КАРИЗЫ / РЕКА ХОДЖА-БАКИРГАНСАЙ / ARTEFACT MONUMENTS OF ANCIENT IRRIGATION / HISTORY OF WATER SUPPLY IN KHUJAND / KARIZES / THE KHOJA-BAKINGANSAI RIVER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мирбобоев Абдуллоджон Кенджаевич, Рахимов Набиджон Турдиалиевич, Шерматов Камолиддин М.

Искусственное орошение зародилось в юго-западной части Центральной Азии ещё в конце II начале I тысячелетий до н.э. К числу центров раннего земледелия и искусственного орошения можно отнести и другие области Чач, Фергану, Истаравшан, Худжанд и др. Как показывают исследования археологов, во всех названных областях до наших дней сохранились многочисленные материальные памятники древней ирригации. В статье авторы описывают остатки оросительной системы Худжандского оазиса, основанной на водах речки Ходжа-Бакиргансай. Эта речка была основным источником орошения. На всём протяжении речки были построены гидротехнические сооружения по отбору воды для орошения больших массивов земли, пригодной для земледелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of the Khoja-Bakirgansai River Karizes

Artificial irrigation in the southern-western part of Central Asia is traced back to the end of the 2 nd the beginning of the 1 st millennia В. C. yet. Other areas, as Chach, Ferghana, Istaravshan, Khujand and others can be also referred to the number of the centres of early agriculture and artificial irrigation. As the explorations of archeologists manifest, numerous artefact monuments of ancient irrigation have been preserved in these areas up to nowadays. In their article the authors describe the remains of the irrigational system of Khujand oasis nourished by the waters of the Khoja-Bakirgansai river. The latter was the main source for irrigation. Along the whole length of the river there were built hydrotechnical erections which helped to bring up water for irrigating extended areas of land fit for agriculture.

Текст научной работы на тему «Из истории каризов реки ходжа-бакиргансая»

А.К.Мирбобоев, Н. Т.Рахимов, К.М.Шермапюв

ИЗ ИСТОРИИ КАРИЗОВ РЕКИ ХОДЖА-БАКИРГАНСАЯ

Ключевые слова: материальные памятники древней ирригации, история водоснабжения г. Худжанда, каризы, река Ходжа-Бакиргансай

Сохранившиеся до наших дней остатки оросительных сооружений свидетельствуют о том, что древние племена юга Центральной Азии приступили к искусственному орошению уже в самом начале железного века, датируемого концом II - началом 1 тыс. до н.э. (3, 179). Здесь в конце эпохи бронзы и начале железного века сложились яркие центры протогородской культуры, наблюдается расширение орошаемых земель. Таким образом, южная часть Центральной Азии - традиционная зона земледельческих культур, охватывающая предгорную полосу Копетдага, включая Серахский и Марвский оазисы, юг северного Узбекистана и Таджикистана, в результате внедрения искусственного орошения на рубеже П-1 тысячелетий до н.э. переживавшая бурный рост экономики и городской культуры. То же самое происходило в Ферганской долине - Чустская культура, в Ташкентском оазисе - Древний Чач, а также в Уструшане - древняя Нуртеппа, которая орошалась искусственным каналом, выведенным из Шахристан-сая (8,108).

На территории Северной Парфии в конце рассматриваемой эпохи уже появляются такие сложные гидротехнические сооружения, как каризы. Один из таких каризов, отмеченный у поселения Улугтепе, насчитывает более 20 вертикальных колодцев. Каризное орошение получило особенно широкий размах в античное время. Это особенно хорошо видно на примере Дашлинского оазиса. На реке Зарафшан, близ канала Даргом,

исследованы остатки древней головной части канала, состоящего из туннельного водозабора.

Каризное орошение применялось, главным образом, в горных районах со сложным рельефом, а также в пустынных районах с глубоким залеганием подземных вод. Например, в предгорьях Копетдага, расположенного в 70 км к западу от Ашхабада, подземная вода находится на глубине 50 м от дневной поверхности. В таких случаях воду выводили на поверхность при помощи водосборного тоннеля с вертикальными колодцами. Существовало несколько примет или способов обнаружения подземной воды. Одним из надежных способов был следующий: рыли яму глубиной 1,5 - 2м. После захода солнца в неё ставили медный или свинцовый таз, смазанный изнутри маслом, а затем засыпали его землёй. На следующий день проверяли - есть ли в сосуде капли влаги. Наличие последних означало, что здесь есть вода. После этих разведочных работ на предварительно выбранном месте рыли головной колодец, который доводили до водоносного слоя, затем, через 40-60 м рыли второй колодец, далее - третий и далее, до тех пор, пока их глубина не доходила до 2м. Затем, все колодцы от первого до последнего соединялись между собой галереей со слабым наклоном водоносного слоя. Стены галереи крепились арчой. Наиболее ранний кариз для вывода грунтовых вод обнаружен в Северном Хорасане и относится он к середине I тыс. до н.э.

Рытьё и эксплуатация каризов получили большой размах в эпоху раннего и развитого средневековья. Каризное орошение находит и в настоящее время широкое применение в странах Ближнего Востока, в Малой Азии, а также в историческом Согде, в Чаче, в восточной и западной Фергане. Например, в Сирии эти подземные водоводы называют «канаетами» (11,101), в иракском Мавераннахре - «карезами», а в Иране - «кансасами» или «канатами». Рытьё и очистка кариза была тяжёлой и изнурительной работой. Например, в согдийском городке Турфан, из кариза длиной 3 км, при глубине колодца 4,5 - 9,0 м, приходилось вынимать в среднем 155 тыс. куб.м. земли и гальки.

В древности каризное орошение было широко развито и в Худжандском оазисе. Впервые на это обратил внимание в конце 40-х

годов XX века, молодой ученый, будущий академик, недавно ушедший от нас Н.Н.Негматов. Он описал каризы селений Дахкат, Ростраут, а также горных речек Аксу и Басмандасая. Эти ирригационные сооружения позже были более тщательно исследованы АИ.Билаловым (2, 92-95).

Древнейшие очаги земледельческой культуры юго-западной части Ферганской долины сложились, главным образом, на базе мелких горных речек Соха, Исфарасая, Такоба (с XII в. - Ходжа Бакиргансай), Исфанасу, Аксу и других, берущих своё начало в ледниках Туркестанского хребта и несущих свои воды с юга на север до впадения в Сыр-Дарью, ввиду глубины её русла вода до конца XIX века не использовалась для орошения. Именно перечисленные горные речки и их многочисленные протоки и дали основу древнеземле-дельческим культурам Эйлатана, Чуста, Дилварзина, Нуртеппы, а также первым поселениям городской культуры, таким как Курушкада, Архаический Худжанд и другим, возникшим в первых веках 1 тыс.до н.э. на поймах горных речек Ширинсая и Такоба.

Археологические материалы и наши многолетние визуальные наблюдения показывают, что процесс антропогенного ландшафта в долине Сыр-Дарьи на первом этапе захватил преимущественно долины её первой и второй надпойменных террас. Наличие богатых водных ресурсов, очевидно, явилось определяющим моментом для возникновения первой протогородской культуры Худжанда, возникшей на конусе выноса двух рукавов речки Такоба (5,5). Как уже теперь установлено, в выборе первого поселения на месте нынешней крепости Худжанда не последнюю роль сыграла речка Такоб. В знойное лето 329 г. до. н. э., в период продвижения греческих войск в долину Ферганы и захвата ими поселения Худжанда, речка Такоб была настолько полноводной, что греки, не зная географию местности, приняли её за исток реки Яксарт. В то же время, на карте Птоломея исток реки Яксарт помещён на юге, а не на востоке. Греческие географы могли в то время описать лишь три притока Яксарта. Самой западной горной рекой считалась речка Басманда - ныне Ширин, несущая свои воды близи восточной стены Кирэсхаты и ещё малоисследованного городища Пажмандитеппа (Чимбандтеппа), находящегося в 9 км южнее

городища Ширин - 1. Городище имеет прямоугольную планировку. Юго-западный вал городища примыкает к правому берегу Ширинсая. Цитадель расположена в юго-восточной части городища. Нам представляется, что на этом месте можно локализовать один из античных городов Уструшаны.

Горная речка Такоб, дававшая в основном жизнь городу Худжанду, образуется в результате слияния двух небольших речек - Хоросон и Кыркбулак. Эта речка образует своё начало из двух ледников, расположенных на северном склоне Туркестанского хребта, ныне в районе селения Узун Лайлакского района Баткенской области Кыргызской Республики. На своём пути речка прорезает горный хребет и ущелье Тешикташ, а затем, немного ниже Лайлака, вступает в пределы Бободжангафуровского района Согдийской области. Здесь она вновь прорезает Майдонский горный хребет, протекает на расстоянии примерно 5 км по узким горным ущельями почти до селения Андархан. Примерно в 24 км ниже указанного пункта, недалеко от селения Калача, в районе мазара Ходжа-Бакирган, возникшего в 1195 г., речка прорезает ещё одну горную возвышенность, проходя примерно 1 км по узкому каньону, настолько узкому, что можно местами перепрыгнуть с одного его берега на другой. Этот узкий каньон с древнейших времён был избран скотоводами и земледельцами округа Худжанда местом жертвоприношения в честь богов воды. От селения Шайхон, где живут смотрители мазара, ниже на расстоянии около 10 км, речка течёт по широкому оврагу с высокими и вертикальными осыпающимися галечными террасами остатками многочисленных каризов по обе стороны высокой галечной террасы реки.

Затем, река минуя железнодорожное полотно и прорезав Дигмайскую горную возвышенность на её восточном склоне, вновь вступает в ущелье длиной 2 км, а по выходу из последнего в районе селения Гозиён, вступает в широкую долину пригорода Худжанда и до впадения в Сыр-Дарью у пригородного селения Ява, на расстоянии 5-6 км река течёт по совершенно пологому галечному руслу с совершенно плоскими в прошлом и невысокими берегами, весьма удобному для самотёчного полива и отвода воды, которое, например, отразилось в топониме «Сойча», сохранившемся до наших дней.

В древности отдельные рукава правобережной части реки

прорезали сам город Худжанд и несли свою воду по крутому скату с юга на север. Следы этих рукавов зафиксированы во многих шурфах археологов и геодезистов. Особенно отметим, что в выборе Худжанда в качестве первоначального поселения в начале 1 тыс. до н.э., а затем и города, важную роль сыграла именно горная речка Такоб. Гидрография Такоба была самым главным аргументом выбора района города Худжанда для обустройства одного из первых поселений в дельте реки Такоб, на месте её впадения в Сыр-Дарью. Река Сыр-Дарья, ввиду глубины её русла, а также большого угла ската рельефа с юга на север, была совершенно непригодна для орошения. К тому же, в четвертичном периоде река Сыр-Дарья и её главные притоки часто блуждали, обходя возвышенность Исфисара то с севера, то с юга, что делало её недоступной для орошения. Мощнейший тектонический процесс, подобный происшедшему в октябре 1985 года в районе Исфисарской возвышенности и города Кайраккума, привел к тому, что блуждавшие до того времени притоки реки прорвались в сторону Голодной степи. Это произошло, как утверждает геологи, более миллиона лет тому назад, после чего река Сыр-Дарья, в древности Яксарт, уже не меняла своего русла (9, 87).

Согласно археологическим комплексам, например, Кайраккумской культуре и другим, сакские племена Сыр-Дарьи начали обживать берега Сыр-Дарьи и её главных притоков, как Такоб, Испанасай, Аксу, Ширинсай и Шахрисгансай, ещё с эпохи бронзы (например, Нуртеппа), в период эпохи переселения арийских племён, которое продолжалось, как теперь установлено, до раннего средневековья. А.П. Окладников ещё в 1954 г. в долине реки Такоб обнаружил стоянку, датированную им 100-150 тыс. лет до н.э. Несколько позже В.А. Ранов датировал чопер, найденный в среднем течении Такоба, эпохой мустье. Аналогичные изделия найдены на Дигмайском адыре. По исходному сырью и по технике обработки они близки с находками Шахристанского палеолита. Аналогичные находки обнаружены в верховьях реки Такоб, близ кариза Кызтешар. Эти находки указывают на освоение долины реки Такоб ещё с мустьерской эпохи.

В конце 1 тыс. до н.э. бассейны рек Такоб, Исфанасой и Аксу являлись зонами интенсивной земледельческой культуры, на что указывают многочисленные памятники Карабулака.

Верхний узел реки Такоб напичкан многочисленными каризами, расположенными по обоим берегам реки. Это наводит на мысль о том, что в конце 1 тыс. до н.э. в Худжандском оазисе сложилась корпорация каризокопателей, которыми были также вырублены многочисленные сложные куркатские склепы. На правобережье реки Такоб по настоящее время уцелели два кариза. Первый вырублен на главном участке канала, располагавшегося на правобережье реки, в 5-6 км выше крепости Муг, исследованной еще в конце XIX в М.С. Андреевым.

Канал Костакоз относится к верхнему узлу водозабора реки Такоб. Общая его длина - 20 км, количество водоотводов - 25. Головная водозаборная дамба, откуда вода поступала к первому каризу, расположена в селении Эски Овчи, примерно в Зкм выше современной плотины Гулякандоз, построенной в 1959 г. От дамбы или водозабора до первого кариза - 4 км. Первый кариз называется Сари джуи Кистакуз, т.е. Изголовье арыка Костакоз. Его длина 44м. Кариз вырублен на скале юго-западного склона горы Чилкух. Он действует по настоящее время и может вместить 5-6 куб. м воды. Канал проложен по сложному косогору. Второй кариз проложен недалеко от первого, в районе местности «Банди найча». Длина кариза-47м, ширина- 1,9м, высота- 1,8 м. Данный кариз овеян многочисленными легендами. Кариз известен среди коренного населения под названием Кызтешар, т.е. «Кариз, прорубленный девушкой». Согласно легендам, кариз вырубил житель Костакоза, некий муг - огнепоклонник по имени Хирси Аваз. Рубка кариза якобы длилась много лет, и все эти годы дочь Хирси Аваза приносила в полдень ему еду. Однажды, когда Хирси Аваз был занят трапезой, дочь, желая помочь отцу в его нелегкой работе, взяло в руки кайло и стало рубить кариз. Произошло чудо: кариз пробился и залился светом, по нему пошла желанная вода. Увидев это, Хирси Аваз пришёл в ярость и тем же кайлом убил дочь. Ему очень хотелось, чтобы кариз и арык были названы его именем (1, 1-2). Но, согласно версии первого начальника Худжандского уезда, записанной более ста лет тому назад, кариз и арык Костакоз были вырублены и выкопаны группой девушек во главе с дочерью Хиставаза.

Вода канала, пройдя два кариза, идёт вдоль реки Такоб, в

основном, по крутым косогорам примерно на протяжении 5 км. Затем, восточнее крепости Калъаи Муг удаляется от берега реки и сворачивает в сторону селения Костакоз, один из отводов этого канала идёт в сторону кишлака Катаган. До недавнего времени водою канала, помимо упомянутых селений, пользовалось также население Калачи и Исписора (ныне город Гафуров), где располагались вместе более 850 домовладений (6, 48).

Весьма проблематичным остаётся датировка кариза и всего канала Костакоз. Селение было одним из крупных населённых пунктов на караванном пути из Худжанда в Фергану. В конце XIX в. жителями Костакоза при земляных работах в восточной части селения было обнаружено 14 хумных захоронений. В 1951 г. группа археологов во главе с Б.А. Литвинским обнаружила медные монеты периода правления Караханидов. Здесь же обнаружено много монет чекана Бухары, Самарканда, городов Ферганы. Нам представляется, что кариз Кызтешар можно датировать I - II вв.н.э.

Кариз канала Шухак. Канал Шухак выведен с правого берега Такоб в 3,2 км ниже селения Калача. Длина канала - 13 км, имел 17 отводов. Помимо селения Исфисар водами канала орошались небольшие селения местности Даштак (ныне город Чкаловск) и некоторые земельные участки юго-восточной части бывшего колхоза им. Урунходжаева. В 1939 г., в связи с прокладкой Ферганского канала, отпала необходимость в содержании канала Шухак и его каризы пришли в негодность.

Местность у водоприёмника каменистая. Головная часть канала состояла из дамбы, сделанной из сепоя (триноги), а также хвороста. Они были скреплены кольями и булыжниками. Длина дамбы 27 м, на всю ширину сая. Канал на протяжении более 200 м течёт по арыку, а затем вступает в кариз. Общая длина кариза 400м. Кариз прорублен в галечной отвесной террасе правобережья реки. Кариз имеет очистительные отверстия, через которые сбрасывался отложившийся или другой мусор. Ширина кариза -1,6 м, высота - 1,8м, глубина дна до уровня окошка - 0,8 - 1м. На крутых поворотах кариза сделаны опалубки из досок. Сечение -арочное. Вода, миновав кариз, течёт косогором на протяжении более 3 км и выходит на ровную местность Исписарской равнины,

ныне занятой сооружениями Аэропорта.

Водами канала Шухак пользовались жители Исписара и селений юго-восточной части города Худжанд. Канал Шухак орошал более 1153 га поливной земли и садов. В настоящее время канал Шухак интенсивно разрушается в результате забора из его подножия гравия и углубления русла сая. Близ каризов действует гравийно-сортировочный завод (4). По словам старожилов Исписара, кариз шухак был выкопан в середине XIX в. большими усилиями жителей Исписара и Худжанда. Использовался также и наёмный труд. Например, за каждый метр выкопанного кариза выплачивалось натурой 2-3 мана пшеницы. Нам представляется, что канал Шухак и его каризы были выкопаны в более ранее время. Очевидно, в V - VII вв., в период расцвета Исписора и Костакоза, когда эти городки, расположенные на дороге из Худжанда в Хуканд, служили важными придорожными пунктами.

Слово «Исписор» происходит от парфяно-согдийского термина «испанче» (гостиница), а позже персидско-таджикского слова «сипанч», заменённого далее арабским словом «рибат» или «работ» (10, 138).

Небольшая группа каризов наблюдается и на левом берегу Такоба. Наиболее четко они уцелели в старом русле канала Шерби. Длина канала более 14м, отводов - 15. Канал выведен в 2,5 км выше селения Овчи с левого берега Такоба. Дамба в начале арыка сооружена из хвороста и камней. Длина дамбы - 70м. Примерно в 1 км ниже дамбы вода течёт по каризу, вырубленному в гравийном конгломерате. Длина кариза около 14 м.

Другой кариз был вырублен в головной части канала Гулякандоз. Канал Гулякандоз в прошлом принадлежал к верхнему узлу оросительной системы реки Такоб. Канал был выведен с левого берега реки в районе современного гидроузла Гулякандоз. В 2 км от дамбы вода протекала через кариз длиною всего 7 м. В 1951-1953 гг. при расширении канала кариз был разрушен. Канал Гулякандоз считается магистральным, его водой пользовались жители селений Овчи, Хитойреза, Говхона, Янги-кишлок и самого селения Гулякандоз.

Вода каналов Джуи Окарик, Джуи Котма, а также Чорсу в прошлом в начале своего пути протекала через небольшие каризы.

Например, кариз канала Чорсу имел всего 8м длины. Его остатки сохранились до наших дней. Уцелели также несколько подквадратных отверстий кариза Котма, вырубленные в галечном останце левобережья речки.

До настоящего времени в системе орошения речки Такоб сохранились названия более 12 оросительных каналов: Костакоз -длина 20 км, Гулякандоз - 22 км, Шерби - 5 км, Катаган -15 км, Шухак - 13 км, Исписари нав -12 км, Котма - 6км, Анхор - 1 км, Кызыл кахрамон - 1,7 км, Окарык или Даштак - 1,8 км, Гозиён -0,77 км, Чорсу - 1,43 км. В бассейне всех этих оросительных каналов до 1940 года находилось 51395 гектаров земельной площади, из которых 24291 га был поливным и орошался водами речки Такоб.

Река Такоб дала жизнь не только городу Худжанд. В её бассейне в эпоху раннего и развитого средневековья крупные поселения, такие как Такоб, Андархам, Кайрагач, Калаи Муг (позже Калача), Хистеварз или Костакоз, Исписор, ныне город Гафуров, Катаган, Гулякандоз, Хитойреза, Унджи, Румон, Пули Чукур, Кулангир, Шайх Бурхон, а также более двух десятков мелких дачных селений вокруг Худжанда.

Водозабор по всем этим каналам с каризами в течение длительного времени осуществлялся местным способом, именуемым «кубур», а в Бухаре и Самарканде он назывался «гулоба». Это были своего рода водопропускные шлюзы, сделанные из брёвен и досок с определёнными отметками. Позже они получили название «Тарко». По описанию знатока истории Средней Азии Н.П. Петровского, кубуры существовали здесь с незапамятных времён, письменно же они упоминаются с X века.

При маловодье или сильных паводках население организовывало жертвоприношения на особо опасных участках рек или каналов. Например, на канале Костакоз такими опасными участками были Банди Кози и Банди Найча у входа перед каризом Кызтешар.

Как нам сообщили старожилы Худжанда, при рубке каризов мастера-каризокопатели применяли множество металлических инструментов, в том числе, кирки небольшого размера, лопатки типа сапёрных, скорее напоминающие мотыгу, удобную для

выгреба грунта. Эти и другие металлические инструменты изготавливали мастера-кузнецы. Мастер-каризокопатель надевал также специальный головной убор, изготавливаемый из меди или ствола толстого тутовника. При работе у мастера всегда были светильник и зеркало. Кариз Кызтешар, как уже было указано, вырублен в исключительно каменном конгломерате. При рытье в таких породах применяли другие способы, например, разжиганием костра нагревали породы и потом поливали горячую поверхность холодной водой, в результате чего породы раскалывались.

Материалы археологии, а также сохранившиеся топонимы верхнего участка водозабора горной речки Такоб свидетельствуют о том, что наиболее интенсивный этап орошения и включения в него земель южной пригородной части города Худжанда приходится на V - VII вв. нашей эры (7, 91).

ЛИТЕРАТУРА

1. Асадуллосв С. Кистакоз или Хистеварз // Илм ва хаёт. - 1989. - №8

2. Билалов А.И. Из истории ирригации Уструшаны .- Душанбе, 1980

3. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии,- М., 1985

4. Мирбабаев А.К. Холи силсилакорезхо хароб аст// Садои мардум,-1991.-1февр.

5. Мирбабаев А.К. История водоснабжения Худжанда и его округи. -Худжанд, 2005

6. Мирбабаев А. К. Памятники древнего водохозяйственного обеспечения Худжанда и его округи. //APT, вып. XXVI. - Худжанд, 2007

7. Негматов H.H. Исследования в Северном Таджикистане в 1970г. / /Археологические работы в Таджикистане. - Вып. X,- М., 1973

8. Негматов H.H., Беляева Т.В., Мирбабаев А.К. К открытию города эпохи поздней бронзы и раннего железа - Нуртеппа // Культура первобытной эпохи Таджикистана. - Душанбе, 1982

9. Сколько лет Сыр-Дарье? // Природа. - 1967. - №9.

10. Смирнова О.И. Очерки из истории Согда.- М., 1970

11. Супруненко. В. Молчаливая вода. - М., 1987

Из истории каризов реки Ходжа-Бакиргансай А.К.Мирбобоев, Н.Т. Рахимов, K.M. Шерматов

— 132-С НОМАИ донишгох )

Ключевые слова: материальные памятники древней ирригации, история водоснабжения г. Худжанда, каризы, река Ходжа-Бакиргансай

Искусственное орошение зародилось в юго-западной части Центрального Азии ещё в конце II - начале I тысячелетий до н.э. К числу центров раннего земледелия и искусственного орошения можно отнести и другие области - Чач, Фергану, Истаравшан, Худжанд и др. Как показывают исследования археологов, во всех названных областях до наших дней сохранились многочисленные материальные памятники dpeeneft ирригации. В статье авторы описывают остатки оросительного системы Худжандского оазиса, основанного на водах речки Ходжа-Бакиргансай. Эта речка была основным источником орошения. На всём протяженгт речш были построены гидротехнические сооружения по отбору воды для орошения больших массивов земли, пригодной для земледелия.

From the History of the Khoja-Bakirgansai River Karizes

A.K. Mirboboyev, N. G. Rakhimov, K.M.Shermatov

Key words: artefact monuments of ancient irrigation, history of water supply in IGnijand, karizes, the Khoja-Bakingansai river

Artificial irrigation in the southern-western part of Central Asia is traced back to the end of the 2nd - the beginning of the 1st millennia В. C. yet. Other areas, as Chcich, Ferghana, Istaravshcm, Khujand and others can be also referred to the number of the centres of early agriculture and artificial irrigation. As the explorations of ctrcheologists manifest, numerous artefact monuments of ancient irrigation have been preserved in these areas up to nowadays. In their article the authors describe the remains of the irrigational system of Khujand oasis nourished by the waters of the Khoja-Bakirgansai river The latter was the main source for irrigation. Along the whole length of the river there were built hydrotechnical erections which helped to bring up water for irrigating extended areas of land fit for agriculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.