Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ САМАНИДСКИХ МОНЕТ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ'

ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ САМАНИДСКИХ МОНЕТ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / МОНЕТА / МОНЕТНЫЙ ДВОР / ИСЛАМСКАЯ НУМИЗМАТИКА / КУФИЧЕСКИЕ МОНЕТЫ / ДИНАР / ДИРХАМ / ФЕЛЬС / САМАНИДСКИЕ ДИРХАМЫ / МОНЕТНЫЙ КЛАД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джалолзода Кадриддин Яздони

В данной статье анализируется ряд работ, посвященные частично или в целом изучению саманидских монет в России в XIX - первом десятилетии XX века. В процессе изучения выявлены основные идеи исследователей об обращении саманидских или вообще куфических дирхамов в Восточной Европе, проведен сопоставительный анализ, определена роль изучения саманидских дирхамов в формировании исламской нумизматики, и уточнено, на что была направлена изучение куфических монет в исследуемом периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE STUD Y OF SAMANIDS COINS IN PRE- RE VOL UTIONARY RUSSIA

This paper analyzes a series of works devoted in part or in whole to studying Samanids coins in Russia in the XIX and the first decade of the XX century. In the process of studying identified the main ideas of researchers about circulation of Samanidic or in general Kufic dirhams in Eastern Europe, carried out a comparative analysis, is defined the role of studying Samanid dirhams in the formation of Islamic numismatics and is clarified what was directed to studing of Kufic coins in the research period.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ САМАНИДСКИХ МОНЕТ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ»

ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ДЖАЛОЛЗОДА Кадриддин Яздони,

САМАНИДСКИХ МОНЕТ В аспирант 1-ого курса Института истории, археологии и

ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ этнографии имени А.Дониша АН РТ, (Таджикистан, Душанбе) РОССИИ

АЗ ТАЪРИХИ ЦАЛОЛЗОДА ЦадриддинЯздони,

ОМУЗИШИ СИККАХ,ОИ аспиранти бахши аввали Институти таърих, бостоншиноси

СОМОНЙДАР ва мардумшиносии ба номи А.Дониши АИ Цумуурии

РОССИЯИ ТОИНЦИЛОБЙ Тоцикистон, (Тоцикистон, Душанбе)

FROM THE HISTORY OF JAL OLZODA Qadriddin Yazdoni,

THE STUDY OF SAMANIDS the first course postgraduate of the Ahmad Donish Institute of COINS INPRE- history, archaeology and ethnography, Academy of Sciences of

REVOLUTIONARY RUSSIA the Republic of Tajikistan, (Tajikistan, Dushanbe),

E MAIL: [email protected]

Ключевые слова: денежное обращение, монета, монетный двор, исламская нумизматика, куфические монеты, динар, дирхам, фельс, саманидские дирхамы, монетный клад.

В данной статье анализируется ряд работ, посвященные частично или в целом изучению саманидских монет в России в XIX - первом десятилетии XX века. В процессе изучения выявлены основные идеи исследователей об обращении саманидских или вообще куфических дирхамов в Восточной Европе, проведен сопоставительный анализ, определена роль изучения саманидских дирхамов в формировании исламской нумизматики, и уточнено, на что была направлена изучение куфических монет в исследуемом периоде.

Калидвожацо: муомилоти пули, сикка, зарробхона, сиккашиносии исломи, сикка^ои куфй, динор, дирхам, фалс, дирцамцои сомони, дафинаи сикка^о.

Дар мацолаи мазкур асар^ое мавриди та^лил царор гирифтаанд, ки пурра ё цисман ба омузиши сикка^ои сомони бахшида шуда, дар асри XIX ва дах,аи аввали асри XX дар Россия эцод гардидаанд. Дар рафти омузиш андешацои асосии му^аццицон дар бораи гардиши дирцамцои сомони ё умуман дирцамцои куфи дар Аврупои Шарци ошкор ва та^лили муцоисави гузаронида шуда, нацши омузиши сикка^ои сомони дар пайдоиши сиккашиносии исломи муайян гардид. Инчунин маълум карда шуд, ки омузиши дирцамцои куфи дар давраи мазкур ба кадом цанба нигаронида шуда буд.

Key words: money circulation, coin, mint, Islam numismatic, Kufic coins, dinar, dirham, fels (copper coins), Samaniddirhams, coins' hoard.

This paper analyzes a series of works devoted in part or in whole to studying Samanids coins in Russia in the XIX and the first decade of the XX century. In the process of studying identified the main ideas of researchers about circulation of Samanidic or in general Kufic dirhams in Eastern Europe, carried out a comparative analysis, is defined the role of studying Samanid dirhams in the formation of Islamic numismatics and is clarified what was directed to studing of Kufic coins in the research period.

Важным показателем взаимоотношений между странами Востока и Запада в IX-X вв. были торговые связи, в результате которого исламские дирхамы распространились до самых отдаленных точек юго-восточной, юго-западной и частично центральной Европы, находимых до сих пор по отдельности и в виде кладов. Каталоги и топографии куфических монет свидетельствуют, что большая часть куфических кладов, найденных в вышеперечисленных странах отностятся к аббасидским и саманидским династиям.

Саманидские монеты, как археологические, нумизматические, источниковедческие и исторические объекты изучаются уже в течение более двух столетий. В зависимости от временных и территориальных критериев изучение саманидских монет условно можно разделить на несколько этапов.

Первый этап изучения саманидских монет начинается с конца XVIII века, когда в Германии О.Г. Тихсеном, Дж. И. Торнбергом, во Франции А.И. Силвестром де Саси, в Швеции Дж. Галленбергом и другими учеными были написаны работы, посвященные куфическим монетам. Впервые куфические монеты были научно классифицированы востоковедом, членом Академии

наук России, профессором Х.М. Френом (1782-1851). Ряд его трудов, таких как «Несколько переводов от арабского на латынь из саманидских и буидских монет», «Мухаммединские монеты», «Мухаммединский монетный кабинет Азиатского музея Кайзера» и более тридцати других работ с дополнениями способствовали развитию восточной нумизматики в России. Х.М. Френ, осознав важность анализа куфических монет, не прекращал их изучение в течение сорокалетней научной деятельности. Огромное количество куфических монетных находок на территории России повышали его интерес к изучению, т.к. ни в Азии, и ни в Европы не существовало такого многочисленного материала по исламской нумизматике [7]. Он до конца своей жизни изучал восточные монеты, извлекая новые важные данные для науки. Благодаря своим глубоким знаниям, редкому критическому таланту и неутомимой научной деятельности он способствовал становлению исламской нумизматики. Одна из его бесценных заслуг заключается в анализе просветающих торговых отношений юго-восточной и Средней Европы с населением Средней Азии, и большей части Ирана с конца VII до начала X века на основе изученных куфических монет. Принимая во внимание заслуги ученного в изучении и анализе куфических монет, его считают основателем исламской нумизматики в России.

Первый труд Х.М. Френа, изданный в 1807 году в России назывался «Описание несколько саманидских и бувейхидских монет» [10, 47-48]. В этом исследовании автор анализирует надписи на монетах, выявляет их отличительные признаки друг от друга, определяет принадлежность к династиям и на основе проведенного анализа описывает степень развития торговых связей между Россией и Востоком.

В отличие от предыдущей работы, посвященной куфическим монетам, ученым-нумизматом в последующих работах в основном изучаются надписи на монетах и выявляются их отличительные особенности. Весьма привлекательным является каталог Х.М. Френа "Куфические монеты различных музеев" [8], где в сжатом виде раскрываются политические и территориальные вопросы стран Исламского мира в средние века. Эта работа состоит из двух частей. В первой части опысиваются куфические монеты Императорского музея Петербурга, а во второй части монеты других музеев. О саманидских монетах речь идет в обеих частях. Однако во второй части, где описиваются саманидские монеты, автор исправляет ошибки не только своих коллег Т.С. Тихсена, А. Адлера, О.Г. Тихсена [8, 67-71], считавшие город Эндароб провинцией Гелана, находившийся на брегу Каспийского моря, и читавших Хутталяна как Гелан или Хилон, но и картографов XVI века, предложивших неправильные карты провинций Восточных стран. При решении данного вопроса автор на основе изучения средневековых писменных источников Востока тщательно анализирует место нахождения города Эндараб и Хутталяна, а также проводит языковое исследование, т.е. сравнивает как пишутся на арабском и персидском языках Хутталян и Гелан.

Другой работой Х.М. Френа, в котором анализируются саманидские монеты является "Обзор мухаммединской нумизматики Академии наук императорского Петербурга" [9]. В своем труде автор описал на тот момент существующие и новейшие приобретения куфических монет Академией. В первой части этой работы автор описывет оммейядские и аббасидские монеты, разделяя их на ранний и средний периоды правления этих династий. Во второй части работы описаны монеты мухаммединских династий, подчиняющихся оммейядам в Испании и аббасидам. В нем описаны 361 саманидских монет, самая ранняя из которых выпущена от имени Наср б. Ахмада в городе Самарканд в 256/869 году, а последняя выпущена от имени Исмоил II б. Нуха II. Монеты классифицированы по порядку правления эмиров, но монеты одного и того же эмира не классифицированы в хронологическом порядке. В дополнении к этой работе описивается еще более 70 саманидских монет, включая редкие экземпляры.

Анализ работ основателя исламской нумизматики в России показывает, что саманидские монеты, пополняя нумизматические фонды различных музеев, наряду с монетами других мухаммединских династий заложили основы исламской нумизматики и сыграли важную роль при анализе товаро-денежных отношений восточной Европы.

Известный русский историк, востоковед, арабист П.С. Савельев подробно рассматривал топографии куфических монет с VII до XI веков, найденных в России и в прибалтийских землях. Основную массу восточных монет составили куфические монеты, в единичных случаях сасанидские. Поэтому ученый утверждал, что в древнейших монетах Востока, сасанидских, не говоря уже о бактрийских, в России необходимости не было, а ввоз восточных денег в отмеченные регионы начинается с первыми годами установления мусульманских монет [4, 14]. Особенная роль при определении начала северо-восточной торговли со странами Востока принадлежит сохранившимся остаткам ее капиталов, т.е. монетам, поэтому П.С. Савельев ошибочно считал, что денежные отношения между мусульманским Востоком, Россией и Прибалтикой начались в конце VII века. Эта идея позже другими ученными была опровергнута.

На основе анализа вырытых куфических монет VII, VIII и первой половины IX веков в России, П.С. Савельев выводить научное положение, заслуживающее внимания, о том, что «обращение куфических монет положено в основание здания Государства Российского» [5, 78]. Он писал, что "Х.М. Френ как для России открыл источники в текстах, так и в восточных монетах" [4, 5]. Автор подчеркивает в основном вклад Х.М. Френа в развитие изучения истории России и источниковедения, а также определяет и роль куфических монет, как источника изучения истории не только выпускавших (эмиссионных) исламских стран в Средние века, но и в изучении истории России и Европы, что является совершенно бесспорным.

П.С. Савельев в своих трудах, посвященных исламской нумизматике, изложил свои воззрения о товарно-денежных отношениях средневековых исламских стран с Восточной Европой. Ученый заключил результаты своих исследований на основе анализа куфических монет, не классифицируя их по династиям, управлявщих независимыми средневековыми странами Востока. Основным критерием его анализа были надписи на монетах, не содержание надписи, а только форма -куфическая писменность. Несмотря на это его труды, посвященные исламской нумизматике, играют незаменимую роль при определении торговых связей средневековой России с исламскими странами Востока. Также в этих трудах автор высказывает идею о роли обращения куфических монет в процессе зарождения государства Древней Руси.

Один из русских нумизматов, проводивших многочисленные исследования по исламской нумизматике, был В.Г. Тизенгаузен. Он стал первым ученным, проанализировавшим саманидские монеты в отделности от других видов куфических монет. Исследователь, на основе изучения саманидских дирхамов в 1853 году впервые издал каталог "О саманидских монетах" [6], повторно переизданный автором с изменениями и дополнениями в 1855-ом году.

В каталоге В.Г. Тизенгаузен сначала дает определение восточной нумизматики. Затем автор подробно рассматривает экономическую ситуацию - условия торговли, пути и места остановки, которыми пользовались торговцы, их товары, причины распространения саманидских дирхамов на территории восточной Европы, а также сравнивает восточные писменные источники с археологическими находками кладов и воззрениями своих современников, анализирует и политическую ситуацию государства Саманидов. В топогорафической части приводятся найденные в России и в других странах Европы клады саманидских монет. Самый ранный клад с саманидскими монетами, который впервые был опуликован П.С. Савельевым [4, 75], был найден в 1712 году вблизи Шлезвига в Дании [6, 72; 60; 54], а в 1715 году в Швеции был найден клад с разными изделиями, в котором находились 4 саманидские дирхемы, отчеканенные в 283/896 году. В России первый зарегистрированный клад с саманидскими монетами был найден в Курляндии в 1796 году.

Клады, найденные в 1712 году в Дании и 1715 году в Швеции, подверждают идею о том, что изучение саманидских монет на ряду с другими куфическими монетами стали предпосылкой зарождения исламской нумизматики. Отмеченные клады относятся к числу кладов, дата находки которых известна и которые изучались ученными. Возможно существовали и клады найденные раньше, но дата и место их находки остались неизвестными. Х.М. Френ отмечал, что в 1817 году из мюнцкабинета Академии досталась ему несколько тысяч саманидских монет вместе с несколькими древными арабскими монетами. Он искал каталог архива Академии и не смог уточнить при каких обстоятельствах они были найдены [7]. В.Г. Тизенгаузен по поводу отсутствия даты и места находок саманидских монет писал: "К сожалению, места находок большей части кладов с саманидскими монетами, именно в России, точно неизвестны" [7], что подтверждает слова Х.М. Френа об отсутствии записи о времени и месте находок куфических монетных кладов.

В.Г. Тизенгаузен после определения времени и места находок, количества монет в кладе, имени правителя, места и времени чеканки, также указывает особые признаки саманидских монет, отличающих их от аббасидских. Анализируя разные виды саманидских монет и их металл, автор определяет их надписи, размер и ареал их распространения. Затем В.Г. Тизенгаузен умело классифицирует саманидские монеты по правителям и датам чекана.

Древнейшей саманидской монетой, упоминавшейся В.Г. Тизенгаузеном, является фельс Нуха б. Асада. Х.М. Френ лично изучавший данный фельс считает, что год чеканки является 206/821. В.Г. Тизенгаузен, рассматривая ту же монету пишет, что это монета была выпущена в 203/818-819 или в 206/821 г.х. Монетный двор на этом фельсе не поддался чтению. Аналогичная монета была найдена в Хорезме, которая была выпущена в Самарканде в 203/818-819 гг. [1, 61], что опровергает выводы Х.М. Френа и подтверждает предположение В.Г. Тизенгаузена. В конце ХХ века в Хорезме было найдено аналогичная монета год чеканки которого был 203/818-819, оправергающая чтении Х.М. Френа, а подверждающая предположение В.Г. Тизенгаузена. Далее следуют монеты Ахмада б. Асада, выпущенные в 244/858 и 245/859 года в Самарканде. Этот Ахмад является одним из

четырех внуков Саманхудата, который в 204/819 году стал повелителем Ферганы. После смерти старшего брата Нуха, Ахмад и его другой брат Яхя вместе управляли Самаркандом. Но результаты изучения саманидских монет В.Г. Тизенгаузеном показывают, что на монетах данного периода, выпущенных в Самарканде не упоминается имя Яхьи, а отчеканено имя сын Ахмада Насра, ставшего правителем Самарканда по повелению тахиридского эмира Талха. Из числа монет Насра, В.Г. Тизенгаузеном описаны монеты отчеканные на монетном дворе Самарканда в 271/884 и 272/886 гг.. Так как до сих пор не найдена ни одна серебренная монета с именем Ахмада б. Асада, то это подтверждает свидительство писменных источников о том, что до получения грамоты на управлением Мовараннахра Насром в 261/874 году от центрального управления Халифата, Саманиды подчинялись наместникам Хорасана Тахиридам и не имели право на выпуск динаров и дирхамов. Получения грамоты Наср б. Ахмадом дал Саманидам право на выпуск золотых и серебренных монет, но до сих пор динары Насра неизвестны.

Таким образом, в вышеотмеченной работе В.Г. Тизенгаузен опубликовал 138 кладов саманидских дирхамов, найденных в России и странах северо-восточной Европы, большая часть которых найдена в Швеции на острове Готланд - 41 и других регионах этой страны - 27, в России -33, и в меньшем количестве в других странах Европы. Наряду с монетами других монетных дворов также встречаются и монеты отчеканенные на монетных дворах Хутталя и Рашта, находящиеся на территории современного Таджикистана.

Данный каталог является одним из первых каталогов саманидских монет. Автор также собрал важные сведения из средневековых источников о торговых связах Саманидов с Древней Русью. Здесь необходимо отметить, что это единственный каталог Восточной Европы и Азии, посвященный только саманидским монетам. Поэтому она до сих пор не потеряла свою ценность при анализе тоговых отношений Восточной Европы и России со Средней Азии и большей частю Ирана в средневековом периоде.

Значительный вклад в изучение куфических, в том числе саманидских монет, внес известный русский нумизмат А.К. Марков (1858-1920). В 1896 году он закончил свой труд "Инвентарный каталог мусульманских монет Императорского Эрмитажа" [2, 113-170]. В данной работе 1272 саманидские монеты классифицированы по последовательности правления эмиров, в числе которых включены монеты булгарского правителя Микаил б. Джафара и варварские подражания саманидским монетам. Из числа саманидских монет 3 экз. отчеканены на монетном дворе Хутталя и 2 экз. - на монетном дворе Рашта, расположенных на территории современного Таджикистана.

А.К. Марковым также составлена топография находок куфических монетных кладов [3], которая по структуре, особенности классификции и указанию источников служит примером для последующих ученых. Характерная черта даннной работы заключается в том, что наряду с куфическими дирхамами автором приведены и сасанидские монеты, на основе анализа которых автор определяет, что начало торговли мусульманского Востока с Европой и Древней Русью не относятся к концу VI или начале VII века, о чем говорил П.С. Савельев, а намного раньше, почти с начала нашей эры, что подтверждают сасанидские монеты. Этим А.К. Марков утверждал, что восточные монеты еще в начале правления Сасанидов стали попадать на территорию России по тем путям, которые использовали торговцы в средние века, т.е. торговцы исламского мира не открыли новые пути, а всего лишь развивали ранее существовавшие торговые отношения между мусулманским Востоком и странами Европы. Эти торговые отношения прекратились в начале XI века. Многие исследователи этой проблемы считали, что политические проблемы, охватившие в конце Х века эмиссионные страны мусулманского Востока, стали причиной прекращения торговли. Согласно А.К. Маркову, проблема была скорее всего экономическая нежели политическая, потому что эмиссионые страны Востока испытывают нехватку серебра.

В целом автором топографии отмечено 962 монетных клада, из которых 143 клада состоят только из саманидских монет, в составе 234 кладов помимо сасанидских, англосаксонских и византийских монет встречаются и саманидские дирхамы. Эти данные показывают, что из общего числа кладов саманидские клады составляют 15% и клады, включающие в себя саманидские дирхамы, составляют 24%. В результате анализа работы А.К. Маркова выяснилось, что количество саманидских монет в смешанных кладах значительно больше, чем монет других восточных и западных династий. Например, в кладе, описанном под номер 28, который нашли 18 апреля 1868 г. в городе Муроме в двух кувшинах наполненных серебреными монетами, оказалось 11077 целых и 6 кг 350 гр. ломаных дирхамов [3, 5]. Общий весь клада составлял 43 кг 190 гр. Клад состоял из 140 халифатских дирхамов, 4 тахиридских, 14 саффаридских, 2 сельджукидских, 16 бувейхидских, 4 халефидских, 10079 саманидских и 818 варварских подражаний им. Здесь А.К. Марковым наряду с известными монетными дворами Саманидов, также упоминается о городе Сабурь. Города или монетного двора Саманидов с таким названием не существует в средневековых источников или

нумизматических и археологических материалах. Можно предполагать, что может быть Сабур, происходит от сокращенной формы Нишапура - Шапур, но автором город Нишапур отмечено в отдельности, поэтому это свидетельствует о технической ошибке автора. В этой работе отмечено, что в составе десяти кладов находятся саманидские дирхамы, выбитые в Хуттале и Раште. Работы А.К. Маркова завершают первый этап изучения куфических, в том числе саманидских монет.

Таким образом, объединение Мавераннахра и Хорасана под единой властью саманидских эмиров способствовали развитию экономичекой жизни этих регионов в IX и X вв., в результате которого торговля с восточной Европой получил новый импульс. Серебренные дирхемы Саманидов торговыми караванами вывозились в страны восточной Европы. Обнаруженные клады с большим количеством дирхамов на этой территории способствовали их изучению в XVIII веке европейскими историками, археологами и нумизматами. Изучение саманидских дирхамов наряду с другими куфическами монетами заложили основу исламской нумизматики и способствовали ее становлению как отдельной отрасли нумизматики. Изучение большого числа саманидских дирхамов способствовало бурному развитию исламской нумизматики, издавались многочисленные работы. Отличительная особенность этого периода заключается в том, что в основном при изучении исламских монет акцент делался на описание кладов и расшифровки надписи монет и составление топографий монетных находок и каталогов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Атаходжаев А.Х. К ранней политической истории саманидов // В кн: 50-лет раскопок древнего Пенджикента. Тезисы докладов научной конференции 15-20 августа 1997 г. - Пенджикент, 1997. - С. 61.

2. Марков А.К. Инвентарный каталог мусульманских монет Императорского Эрмитажа. -С.Петербург, 1896. - 340 с.

3. Марков А.К. Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических). - С.Петербург, 1910. -147 с.

4. Савельев П.С., Мухаммеданская нумизматика в отношении к русской истории. СПб, 1847. - 168 с.

5. Савельев П.С., О куфических монетах, вырытых в России // Известия Имр. Арх. Общ. -С.Петербург, 1856. - С. 68-74.

6. Тизенгаузен В.Г. О саманидских монетах // Записки императорского археологического общеста Т.6, Санкт - Петербург, 1853. - C. 3-237.

7. Тизенгаузен В.Г. Монеты восточного халифата // www.Studydoc.ru /doc/2113686/ monety-vostochnogo-halifata?mode=scroll [21.01.2018]

8. Fraehn, Ch.M. Numi kufici anecdoti ex variis museis selecti et illustrate. Mémoires de l'Académie Impériale des Sciences de St. Petersburg: 1823. P. 67-71.

9. Fraehn, Ch.M. Recensio numorum Muhammedanorum Acad. Imp. Scient. Petropolitanae. St. Petersburg: 1826, 915 p. [Электронный ресурс] https://archive.org/details/numimuhammedaniq00akad [28.12.2017]

10. Fraehn, Christian Martin: Beschreibung einiger von den Samaniden und Bujiden geprägten Münzen. Kasan, 1807. P. 47-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.