ИСКУССТВОЗНАНИЕ
УДК 7.034+7.072.2 DOI 10.36945/2658-3852-2024-3-37-64
С. С. Акимов
ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ФЛАМАНДСКОГО И ГОЛЛАНДСКОГО ИСКУССТВА XVII В. В МУЗЕЯХ УРАЛА И СИБИРИ
Аннотация: В статье на основе аналитического обзора публикаций освещается вклад музеев Урала и Сибири в изучение фламандского и голландского искусства XVII в. Произведения мастеров Фландрии и Голландии находятся буквально во всех российских музеях, имеющих в своих фондах хотя бы небольшие западноевропейские разделы, что во многом предопределило интенсивное развитие в нашей стране искусствоведческой нидерландистики. Соответствующие коллекции уральских и сибирских музеев невелики по количеству, однако включают ценные и редкие произведения, заслуживающие внимания специалистов и публики. Также судьба многих из этих работ связана с историей коллекционирования в нашей стране в XIX - начале XX в. В опубликованных к настоящему времени каталогах и альбомах в научный оборот введена значительная часть данного корпуса произведений. В статье дается краткая характеристика собраний фламандского и голландского искусства в музеях Екатеринбурга, Ирбита, Челябинска, Перми, Тюмени, Омска, Новосибирска, Иркутска, анализируются посвященные им публикации, рассматриваются наиболее интересные случаи атрибуции. Делается вывод, что проделанная музейными работниками регионов работа представляет серьезный вклад в нидерландистику, отмечается необходимость дальнейших исследований.
Ключевые слова: музейное дело, атрибуция, художественные музеи Урала и Сибири, Фландрия, Голландия, XVII в.
В настоящее время интерес исследователей к истории музейного дела на Урале и в Сибири неуклонно возрастает. Появляются публикации, как посвященные развитию отдельных музеев, так и охватывающие большой региональный
© Акимов С. С., 2024 г.
материал; проводятся тематические конференции; защищаются кандидатские и докторские диссертации [Яшина, 2006; Шелегина, 2012; Лозовая, 2013; Ваганов, 2015; Шехватова, 2022; Ландик, 2023]. Уже созданы работы обобщающего порядка. В исследовании О. Н. Шелегиной рассматриваются различные социально-культурные аспекты эволюции сибирских музеев с конца XVIII до начала XXI столетия [Шелегина, 2010]. Монография екатеринбургских авторов Е. К. Леденцовой и Б. Б. Овчинниковой, посвященная музеям Урала в ХХ в., носит несколько описательный характер, более свойственный учебному пособию, но важна как попытка представить широкую панораму музейного дела региона в общероссийском контексте [Леденцова, Овчинникова, 2019].
Чрезвычайно интересное начинание осуществили сотрудники Пермской государственной художественной галереи, издав дневниковые и мемуарные записки Натальи Владимировны Скоморовской, которая долгое время была главным хранителем фондов этого музея. Ее книга [Скоморовская, 2018], рассказывающая о встречах с художниками и искусствоведами, о пополнении коллекций галереи и ее повседневной жизни, написана живо, с четко выраженными авторскими интонациями и заслуживает того, чтобы занять достойное место в ряду музейных мемуаров, подобно известным книгам А. З. Крейна или А. И. Аксеновой.
В данной статье мы обратились к одному из важнейших направлений музейной практики - научно-исследовательской деятельности - и ставим своей целью показать вклад музейщиков Урала и Сибири в изучение и популяризацию фламандского и голландского искусства XVII столетия.
Эта тема имеет двоякое значение. С одной стороны, она дополняет представление о своеобразии западноевропейских коллекций и о характере научно-исследовательской работы уральских и сибирских музеев. С другой - обогащает наши знания о развитии отечественной искусствоведческой нидерландистики, помещая труды музейщиков этих регионов в общий контекст изучения фламандского и голландского искусства, имеющего в нашей стране давние традиции и остающегося до сих пор активно и динамично развивающейся отраслью российского искусствознания. Предпринятый нами обзор обладает также практической значимостью, поскольку далеко не всегда хранящиеся в провинции образцы западноевропейского искусства известны специалистам за пределами того или иного региона, и данные, сведенные воедино, позволяют оценить размеры и состав целого корпуса художественного наследия.
Произведения мастеров Фландрии и Голландии пользовались устойчивым спросом на антикварных рынках Западной Европы и России XVIII - начала XX в., что легко объясняется их жанрово-тематическим и стилистическим разнообразием, способным удовлетворить любые вкусы и пристрастия, а также высоким уровнем технического исполнения, присущим часто даже второстепенным художникам. В результате в нашей стране сложились обширные собрания живописи
и графики обеих нидерландских школ. По оценке выдающегося искусствоведа-нидерландиста И. В. Линник, «старые голландские картины в наших музеях составляют от одной трети до одной четверти всех произведений старой западноевропейской живописи. Та же пропорция прослеживается и в частных собраниях» [Линник, 1980, с. 6]. Эти слова были сказаны о коллекциях Советского Союза в целом, однако и сейчас ситуация вряд ли резко изменилась. Тем более надо учитывать, что в постсоветское время российские коллекционеры активно приобретают картины старых мастеров в зарубежной антикварной торговле. Всегда был высок интерес российских собирателей и к фламандской школе. Искусство Фландрии и Голландии представлено хотя бы отдельными образцами буквально во всех музеях, располагающих в своих фондах западноевропейскими разделами.
Музеи Урала и Сибири не составляют исключения. В них находится немало редких, подчас уникальных произведений фламандских и голландских мастеров. Далеко не все коллекции к настоящему времени исследованы с должной полнотой, поэтому специалистов наверняка ждет еще немало атрибуционных открытий.
Приведем несколько примеров. Два из них связаны с Ирбитским государственным музеем изобразительных искусств. Он сравнительно молод; его история началась в 1972 г. с создания в городе выставочного зала, который благодаря стараниям директора В. А. Карпова1 со временем вырос в полноценный художественный музей, обладающий своим неповторимым лицом и местом в музейной сети страны. Главным направлением его комплектования являлось собирание отечественной и зарубежной печатной графики, а также произведений уральских авторов. В силу этой специфики вроде бы было затруднительно рассчитывать на открытие здесь неизвестных полотен старых западных мастеров. Тем не менее такие открытия имеют место. Хранящаяся в ИМИИ картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» (холст, масло; 180*152), считавшаяся копией с оригинала П. П. Рубенса, не так давно была признана работой самого мастера с помощниками.
Полотно поступило в Ирбит в 1976 г. из Государственного Эрмитажа как копия с композиции Рубенса, хранящегося в Художественно-историческом музее в Вене. В 2012 г. А. А. Наседкиной (Нижний Тагил) была проведена реставрация, выявившая высокие живописные качества произведения, что заставило специалистов обратить на него пристальное внимание. В результате исследования картина была признана подлинником Рубенса, в создании которого ему помогали Я. Йорданс и А. ван Дейк. Произведение было показано на специальной выставке, сопровождавшейся каталогом [Питер Пауэл Рубенс, 2013, с. 25-35], авторы которого утверждают, что некоторые различия, имеющиеся между вариантами из Ирбита и Вены, говорят о том, что первой была написана именно ирбитская картина (правда, подробной аргументации не приводится). Произведение с тех пор не раз выставлялось и приобрело известность.
«Портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении, эрцгерцогини и правительницы Нидерландов» (около 1628, холст, масло; 131,5*103,5) Антониса ван Дейка, переданный в Ирбит из Эрмитажа в том же 1976 г., также считался копией. Произведение поступило в Эрмитаж в составе коллекции Генриха Брюля, и в XVIII в. авторство ван Дейка не вызывало сомнений. Портрет оказался среди многочисленных работ, проданных из Эрмитажа по распоряжению Николая I, попал в частные руки (очевидно, принадлежал дворянской семье Мятлевых), а после революции вновь оказался в Эрмитаже, но был определен уже как копия. А. ван Дейк выполнил целый ряд портретов инфанты Изабеллы Клары Евгении, которые использовались в дипломатических целях. В настоящее время произведение из Ирбитского ГМИИ признается одним из авторских повторений. Высказывалось даже смелое предположение, что это тот самый портрет, который художник привез с собой в Англию вместе с портретом Марии Медичи как образец своего мастерства, однако проверить эту гипотезу невозможно без разысканий в британских архивах [Питер Пауэл Рубенс, 2013, с. 39-43].
В собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств находится полотно «Мелеагр и Аталанта» (холст, масло; 156,5*123), происходящее из собрания Шереметевых в Санкт-Петербурге и переданное в ЕМИИ из Государственного Эрмитажа в 1949 г. Оно считалось повторением картины Якоба Йорданса из Королевских музеев изящных искусств в Антверпене, сделанным в мастерской художника. Однако в 2013 г. в ходе реставрации была обнаружена подпись Йорданса, и на ретроспективных выставках в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, состоявшихся в 2019 г. и собравших всю хранящуюся в нашей стране живопись и графику мастера, «Мелеагр и Аталанта» экспонировались уже как несомненное его произведение [«Русский Йорданс», 2019, с. 40-43]. Главное различие между двумя вариантами заключается в трактовке образа Аталанты: «На картине из Екатеринбурга она поистине прекрасная охотница. Героиня антверпенской версии, напротив, - мужеподобна и некрасива» [«Русский Йорданс», 2019, с. 43]. По мнению Н. И. Грицай, оба произведения создавались в одно и то же время, в 1617-1618 гг., одно за другим. Подпись автора имеет только полотно из ЕМИИ; возможно, сам художник считал этот вариант основным.
Рассмотренные случаи наглядно свидетельствуют, что атрибуционные находки возможны даже в тех музеях, где живопись старых западноевропейских мастеров не является основным разделом коллекции, и эти открытия могут быть связаны не с художниками второго и третьего планов, а с ведущими мастерами эпохи.
В 1950-1980-х гг. решающую роль в изучении западноевропейских собраний региональных музеев играли ленинградские и московские искусствоведы Юрий Иванович Кузнецов (1920-1984), Ирина Владимировна Линник (1922-
2009), представители следующего поколения исследователей - Юрий Алексеевич Тарасов (род. 1939), Вадим Анатольевич Садков (род. 1953). Ими был выявлен и атрибутирован целый ряд произведений фламандского и голландского искусства; благодаря их деятельности возрастал интерес самих сотрудников музеев к живописи старых мастеров в своих фондах, чем закладывался фундамент для ее научной каталогизации в дальнейшем.
Особо необходимо выделить работы Ирины Владимировны Линник, которая, всю жизнь проработав в Государственном Эрмитаже и будучи блестящим специалистом в сфере атрибуции, очень большое внимание уделяла также изучению собраний провинциальных музеев. География ее исследований чрезвычайно широка - от прибалтийских республик до Иркутска, с которым связано одно из ее выдающихся открытий. В Иркутском областном художественном музее Линник были обнаружены произведения Хендрика Тербрюггена и Герарда Сегерса. «Увенчание Христа терниями» Тербрюггена (холст, масло; 119*116; рис. 1) поступило в музей до 1950 г. из местного частного собрания, и автор долгое время оставался неизвестен. Линник убедительно доказала авторство голландского караваджиста, аргументами в пользу чего служат типаж персонажей, вульгарность которого смягчена тонко нюансированной живописью, сочетание спокойных лиц и экспрессии рук, колорит на основе коричневого, лиловато-синего и белого, характерный для работ Тербрюггена начала 1620-х гг. Этим временем исследовательница и датирует картину (1622-1623). Также она обратила внимание на сходство иркутской композиции с работой «Поругание Христа» Дирка ван Бабюрена, с которым Тербрюгген дружил и, видимо, имел в эти годы общую мастерскую [Линник, 1971].
Рис. 1. Хендрик Тербрюгген «Увенчание Христа терниями». Около 1622 г. Холст, масло; 119*116. Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева. Фото с сайта музея: www.museum.irk.ru
Картина «Игроки» (холст, масло; 145*202) поступила в иркутский музей из знаменитого московского собрания Ф. Е. Вишневского под именем Готфрида Схалкена, однако его подпись оказалась фальшивой. И. В. Линник опознала в этом произведении картину Герарда Сегерса, считавшуюся утраченной, но известную по гравюре Н. Лауверса, сделанной еще при жизни автора полотна. В наследии Сегерса это редчайший случай обращения к бытовому жанру.
Нидерландский караваджизм занимал в научных интересах И. В. Линник весьма важное место. В Пермской государственной художественной галерее она обнаружила полотно фламандца Теодора ван Лоона «Обручение святой Екатерины» (холст, масло; 93*115; рис. 2). Ранее его работ в советских музеях не числилось [Линник, 1975, с. 371-372]. Все названные картины были включены в альбом-каталог живописи караваджистов из музеев СССР, составленный Линник совместно со специалистом по итальянскому искусству С. Н. Всеволожской [Cara-vaggio and his Followers, 1975] и стали известны зарубежным коллегам.
v
где
Рис. 2. Теодор (Дирк) ван Лоон «Мистическое обручение св. Екатерины». Холст, масло; 93*115. Пермская государственная художественная галерея. Фото с сайта музея: www.permartmuseum.ru
В 1990-2010-х гг. активную работу по изучению картин голландской школы XVII в., хранящихся в региональных музеях, вела московский искусствовед и эксперт-технолог Татьяна Васильевна Максимова. Она разработала комплексную методику лабораторного технико-технологического исследования старой западноевропейской живописи и собрала колоссальную базу данных о материалах и способах работы художников разных европейских стран XV-XVIII вв. В первую очередь ее интересовало наследие Голландии «Золотого века» и немецкая имитационная живопись XVIII столетия, подражавшая голландским образцам. Деятельность Т. В. Максимовой открыла новую страницу в развитии российской ни-дерландистики, поскольку прежде никогда не проводилась в таких масштабах и с такой целенаправленностью технико-технологическая экспертиза произведений,
хранящихся в региональных музеях [Акимов, 2020]. Результаты исследований были изложены Т. В. Максимовой в многочисленных статьях и трех монографиях, научных каталогах западноевропейского искусства в художественных музеях Саратова и Кирова.
Собрания уральских и сибирских музеев также не остались без ее внимания. Ею были исследованы отдельные произведения в Екатеринбургском музее изобразительных искусств («Женский портрет» Хендрика Корнелиса ван дер Влита, «Пейзаж со стадом» Хендрика Моммерса, «Товия и ангел» предположительно Яна Викторса), Томском областном художественном музее («Молодая женщина, стоящая у верджинела» Герарда Донка, «Пирушка» Изака ван Остаде, «Приморский вид», приписываемый Дирку Верхарту), Новосибирском государственном художественном музее («Женский портрет» Николаса Маса, «Натюрморт с крабом» мастерской Питера Класа, в дальнейшем атрибутированный как работа Яна Янса ден Эйла). Результаты изучения этих картин существенно обогатили представления о приемах работы мастеров и были задействованы Максимовой при написании монографии, посвященной экспертным признакам деревянной и тканой основ в голландской живописи XVII в. [Максимова, 2013].
К настоящему времени изданы каталоги западноевропейских коллекций Тюменского областного музея изобразительных искусств (живопись), Челябинского государственного музея изобразительных искусств (живопись, оригинальная и печатная графика), генеральный каталог Томского областного художественного музея.
Собрание западноевропейской живописи в Тюмени очень скромно по количеству; его база была заложена в год основания музея (1956). Коллекция сформировалась в результате передач произведений из Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А. С. Пушкина, министерств культуры РСФСР и СССР, а также приобретений у частных лиц. Каталог содержит информацию о семи голландских и трех фламандских картинах [Западноевропейская живопись XVII-XIX вв., 2008]. Наиболее яркими произведениями представлена голландская школа второй половины XVII в. Качественным образцом внешне элегантного и добротного по живописи светского портрета является «Портрет вельможи» (холст, масло; 64*54) Николаса Маса, имеющий подпись автора. Представление о натюрморте, бытовом и историко-мифологическом жанрах дают подписные работы Яна Давидса де Хема («Натюрморт»), Яна ван Винне («Привал охотников», 1692) и Яна Верколье («Венера и Адонис»).
В качестве предполагаемого произведения Кареля Фабрициуса в каталоге опубликован «Портрет молодого человека» (холст, масло; 65*46,5), приобретенный музеем в 1958 г. в Тюмени у частного владельца как работа Н. Маса [Западноевропейская живопись XVII-XIX вв., 2008, с. 11]. На его обороте имеется трудночитаемая надпись ГаЬгШиэ, что, конечно же, не является достаточным аргументом в пользу авторства прославленного мастера. С его виртуозной живописью
тюменский портрет имеет очень мало общего. Составитель каталога О. Ю. Костко также сомневается в этой атрибуции. Высказывалось мнение, что произведение относится к немецкой школе XVIII в. Нам такое определение кажется правильным, а некоторые моменты близости к голландской традиции легко объясняются тем, что в Германии XVIII в. чрезвычайно широкое распространение получила имитационная живопись, подражающая голландским мастерам предшествующего столетия. Это были не отдельные случаи создания имитаций на потребу рынка, а целое художественное течение, и автора «Портрета молодого человека» следует искать среди немецких художников XVIII в.
Западноевропейская коллекция Челябинского государственного музея изобразительных искусств насчитывает около 500 предметов, включая скульптуру и изделия декоративно-прикладного творчества. Небольшое количество западноевропейских работ имелось уже на момент основания в Челябинске в 1940 г. картинной галереи, основные же поступления относятся к 1960-м гг. Ни в дореволюционный, ни в советский период в городе не было крупных коллекционеров, поэтому главным путем комплектования были передачи из центральных музеев; их дополняли отдельные приобретения. В настоящее время собрание западноевропейской живописи включает 73 произведения [Западноевропейская живопись и графика XVI - начала XX века, 2019, с. 6]. Все они опубликованы в каталоге 2019 г. Если каталог Тюменского музея содержит только краткие сведения о предметах, аннотации адресованы широкой публике и поясняют сюжеты и манеру исполнения картин, то это издание обладает более солидным научным аппаратом. В каталожных статьях отмечаются изменения в атрибуциях и спорные моменты, приводится библиография. Все работы воспроизведены в цвете [Западноевропейская живопись и графика XVI - начала XX века, 2019].
Автор каталога - Н. А. Махновская - внесла значительный вклад в научную обработку коллекции. Высокая информативность издания во многом обусловлена еще и тем, что в ходе работы над ним проводились консультации с ведущими отечественными и зарубежными специалистами; в области фламандского и голландского искусства это Ф. Мейер, К. Бувело, И. Соколова, Т. Максимова. Ряд атрибуций был сделан в советские годы И. В. Линник.
Фламандская школа представлена в музее такими именами, как Питер ван Блумен (Стандарт), Томас Виллебортс Босхарт, Симон Йоханнес ван Даув (авторство всех трех мастеров было установлено Линник); по одной работе связывается с кругом Яна ван Кесселя Старшего и Яна Коссирса. Представление о голландской живописи дают архитектурный вид Ханса Юрианса ван Бадена, марина Ханса Годериса (атрибуция Ю. А. Тарасова), анималистическая композиция Абрахама Даниэльса Хондиуса, батальная сцена Яна ван Хухтенбурга.
Одним из наиболее молодых музеев в регионе является Томский областной художественный музей, открытый в апреле 1982 г. Идея его создания возникла в
1975 г., когда в городе проходили IV Зональная выставка «Сибирь социалистическая» и выездной пленум Союза художников РСФСР. Основу нового музея составили художественные коллекции, переданные из Томского краеведческого музея. К 30-летию со дня открытия ТОХМ был издан полный каталог его собрания [Каталог собрания, 2012].
Фламандские и голландские картины в музее единичны. Особый интерес представляют две работы. «Благодарение Авраама» («Жертвоприношение Авраама») (холст, масло; 62*79; рис. 3) Давида Тенирса Младшего происходит из известного московского собрания Мосоловых XIX - начала XX в.; более раннюю историю этого полотна сотрудникам музея также удалось проследить. В соответствии с идиллически спокойной тональностью своего творчества Тенирс изобразил не кульминационный момент, когда ангел останавливает Авраама, занесшего нож над сыном, а благодарение Богу за произошедшее чудо. Накал страстей остался позади, Авраам и Исаак, стоя на коленях, возносят молитву, Авраам бережно поддерживает сына, на алтаре лежит баран. В картине царит благостное настроение.
Я
. *
Рис. 3. Давид Тенирс Младший «Благодарение Авраама» («Жертвоприношение Авраама»). 1666. Холст, масло; 62*79. Томский областной художественный музей. Фото с сайта музея: www.artmuseumtomsk.ru
Высокими живописными достоинствами отличается «Портрет молодой женщины, стоящей у верджинела» (дерево, масло; 71*54, рис. 4) Герарда Донка -малоизвестного художника, работавшего в Амстердаме в 1630-х гг. и испытавшего воздействие Томаса де Кейзера. Сведения о Донке весьма скудны. Портрет отличается простотой и торжественной монументальностью композиции, вниманием к деталям обстановки. Неслучайно как пример «документального» отображения домашнего интерьера он экспонировался на состоявшейся в 2016 г. в ГМИИ им. А. С. Пушкина выставке «Искусство жить», посвященной бюргерскому быту и убранству интерьера в Голландии «Золотого века».
Рис. 4. Герард Донк «Портрет молодой женщины, стоящей у верджинела». 1630-е гг. Дерево, масло; 71*54. Томский областной художественный музей. Фото с сайта музея: www.artmuseumtomsk.ru
Западноевропейские коллекции художественных музеев Екатеринбурга, Перми, Омска, Новосибирска, Иркутска к настоящему времени частично опубликованы в альбомах, демонстрирующих собрания этих музеев в целом. Одним из первых изданий такого рода стала книга екатеринбургского искусствоведа В. С. Булавина2, написанная в популярном ключе и порой более близкая к журналистике, чем к научному тексту [Булавин, 1983]. Тем не менее разнообразные по составу коллекции Екатеринбургского музея впервые были описаны столь подробно. Основное внимание автор, конечно же, уделяет русским и советским мастерам, однако имеется и обзор наиболее значительных образцов западноевропейской живописи. Спустя 20 лет был издан альбом, остающийся наиболее полной публикацией о коллекциях ЕМИИ [Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2003].
В музее насчитывается более 200 произведений западноевропейской живописи. Сведения о работах старых мастеров постоянно уточняются, что, безусловно, ведет к повышению статуса коллекции. История композиции Я. Йорданса «Мелеагр и Аталанта» была изложена выше. Другим примером является «Женский портрет» (холст, масло; 104*82), считавшийся прежде работой неизвестного голландского художника. В результате реставрации на нем были обнаружены подпись автора и дата создания. Оказалось, что портрет написан в 1665 г. Хендриком Корнелисом ван дер Влитом - дельфтским мастером, специализировавшимся на изображении церковных интерьеров и иногда обращавшимся к портрету. Атрибуция работ голландских портретистов представляет наибольшие трудности, по сравнению с
произведениями других жанров, на что указывала еще И. В. Линник, и обнаружение подписного произведения в данном случае является особой удачей.
На картине «Буря» (дерево, масло; 62*82,5), переданной в ЕМИИ из Эрмитажа в 1949 г., имеются подпись Симона де Влигера и дата «1651», однако екатеринбургский искусствовед О. К. Пичугина обратила внимание на специфические живописные приемы, сильно отличающиеся от манеры де Влигера, особенно в изображении штормящего моря. Технико-технологическое исследование, проведенное Т. В. Максимовой, подтвердило принадлежность произведения голландской школе XVII в., но показало, что подпись и дата являются фальшивыми. О. К. Пичугина убедительно доказала, что автор картины - Питер Мюлир Старший [Пичугина, 2009].
Весьма показательна история атрибуции картины «Превращение Пиерид в сорок» (холст, масло; 114*183; рис. 5). Она была передана в ЕМИИ из областного краеведческого музея в 1936 г. и числилась работой неизвестного фламандского художника. Более ранняя судьба произведения пока остается неизвестна. На подрамнике имеется наклейка, свидетельствующая, что картина связана с деятельностью Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Видимо, полотно через Государственный музейный фонд попало на Урал. В Свердловской картинной галерее его приписали Паулю Брилю, и под его именем оно опубликовано у В. С. Булавина (как «Превращение женщин в сорок», без конкретного указания на мифологический сюжет). И. В. Линник установила авторство Яна Вильденса и предположила, что фигуры вписаны в пейзаж Яном Букхорстом, часто сотрудничавшим с Вильденсом. Эта атрибуция, основанная на стилистическом сходстве с пейзажами Вильденса, выглядит бесспорной. Недавно произведение было показано на выставке «Под знаком Рубенса» в музее «Новый Иерусалим» [Под знаком Рубенса, 2022, с. 94-97].
Рис. 5. Ян Вильденс «Превращение Пиерид в сорок». Холст, масло; 114*183. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Фото с сайта музея: www.i-z-o.art
Отличительной особенностью западноевропейского раздела в ЕМИИ является наличие коллекции рисунков старых мастеров, что встречается в региональных музеях крайне редко. Собрание невелико по количеству, но весьма разнообразно. Все произведения, за исключением нескольких листов, были приобретены в 1966 г. в Свердловске и представляют собой часть коллекции князя Павла Путятина. В первые послереволюционные годы они были куплены в Петрограде инженером К. Н. Клопотовым и потом оказались на Урале. Новый владелец не пополнял собрание, но бережно сохранил свое приобретение. В подборке преобладают листы итальянских художников, произведения фламандцев и голландцев единичны, однако связаны с такими именами, как Гаспар де Крайер (в музее есть также его крупное полотно «Страшный суд»), Антонис ван Дейк, Абрахам Блумарт, неизвестный автор школы Рембрандта. В. С. Булавин лишь мимоходом упоминает об этом собрании, поскольку на тот момент оно еще было недостаточно изучено. Научной обработкой коллекции занималась сотрудница музея Т. М. Трошина. Впервые произведения демонстрировались в 1989 г. на специальной выставке, сопровождавшейся иллюстрированным каталогом [Западноевропейский рисунок, 1989].
Омский музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля начал свою историю как картинная галерея, открытая в составе Западно-Сибирского краевого музея в декабре 1924 г., и в 1940 г. стал самостоятельным учреждением. В его фондах насчитывается около 300 западноевропейских картин. Формирование этого собрания не связано с местными культурными традициями, большинство работ попало в Омск в 1920-х гг. из Государственного музейного фонда и происходит из крупных дореволюционных коллекций аристократических семейств: Юсуповых, Строгановых, Воронцовых-Дашковых, Шуваловых и др. К настоящему времени опубликованы хранящиеся в ОМИИ произведения Яна ван Гойена, Питера Франса де Греббера (исполненный им «Женский портрет» ранее приписывался неизвестному художнику круга Рембрандта, авторство было определено В. А. Садковым [Садков, 1984], рис. 6), Изака ван Остаде, Мельхиора де Хондекутера, Яна Веникса, Яна Вейнантса, Давида Тенирса Младшего [Сокровища Омского музея..., 1994].
Несомненный интерес представляют парные картины «В мастерской живописца» и «В мастерской скульптора», поступившие в музей в плохой сохранности в 1983 г. от частного лица в Омске. Реставрация обнаружила плохо читаемые подпись и дату (1710), что позволило сотруднице музея А. Е. Чернявской приписать работы Бальтазару ван ден Босхе - представителю позднего этапа в развитии фламандской школы. Проведенные в лаборатории Государственного Русского музея исследования подтвердили правильность атрибуции. Добавим, что две картины ван ден Босхе на те же сюжеты, также составляющие пару, находятся в Эрмитаже. «Мастерская скульптора» помечена монограммой и датирована 1712 г.; «Мастерская живописца» имеет полную подпись и дату «1709» [Бабина, Грицай,
с. 74-75]. Обе очень близки омским произведениям по общему решению композиции и конкретным мотивам.
Рис. 6. Питер Франс де Греббер «Женский портрет». Дерево, масло; 29 * 23.
Омский музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.
Фото с сайта музея: www.vrubel.ru
В Новосибирском государственном художественном музее постоянная экспозиция западноевропейского искусства была открыта в 1998 г., когда отмечалось 40-летие музея. Хранящиеся здесь произведения фламандских и голландских мастеров опубликованы не только в альбоме, но и в путеводителе, написанном известным специалистом А. Д. Клушиным и дающем довольно подробную характеристику западноевропейской коллекции [Новосибирский государственный художественный музей, 2010; Клушин, 2012]. Это работы Себастьяна Вранкса, Лукаса ван Юдена и Давида Тенирса Младшего (в соавторстве, рис. 7), Дирка Верхарта, Яна Янса ден Эйла, Николаса Маса, Алларта ван Эвердингена, Леонарда Брамера. Автор путеводителя раскрывает сюжеты и живописные особенности произведений, отмечает место той или иной картины в творчестве художника и в стилистической эволюции школы, затрагивает моменты, касающиеся происхождения экспонатов и их связи с историей отечественного коллекционирования в XIX - начале XX в.
С точки зрения методики атрибуции наиболее интересный случай представляет, пожалуй, установление авторства «Натюрморта с крабом» (дерево, масло; 48*61; рис. 8), поступившего в Новосибирск из ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1960 г. Произведение приписывалось Питеру Класу и под этим именем экспонировалось на выставке «Нидерландская живопись из музеев Сибири», проходившей в 2002 г. в Томске, Новосибирске и Омске [Нидерландская живопись, 2002, с. 60]. Однако в изданной спустя два года монографии о голландском натюрморте крупный искусствовед-нидерландист Ю. А. Тарасов доказал, что автором картины является Ян Янс ден Эйл [Тарасов, 2004, с. 45-47]. Этот мастер, живший и работавший в Амстердаме в первой половине XVII столетия, был продолжателем
традиции Виллема Класа Хеды, которому ранее приписывались некоторые работы ден Эйла, поэтому неудивительно, что новосибирский натюрморт долгое время связывался с П. Класом. Наследие ден Эйла было открыто и изучено только в ХХ в. На картине из Новосибирска Ю. А. Тарасов обнаружил подпись автора в виде криптограммы - изображения совы (фамилия мастера переводится как «сова»). Она расположена на самом видном месте в композиции: на донышке опрокинутого бокала видны глаз и клюв птицы, но на первой взгляд они выглядят, как обычные блики на стекле, и потому не были замечены прежде. Известны и другие работы художника, подписанные таким способом. По стилистическим особенностям Тарасов относит произведение из Новосибирского музея к ранним образцам творчества ден Эйла.
Рис. 7. Лукас ван Юден, Давид Тенирс Младший «Лес на берегу пруда». Дерево, масло; 58*42. Новосибирский государственный художественный музей.
Фото с сайта музея: www.nsartmuseum.ru
Особенностью формирования коллекции Иркутского областного художественного музея является то, что в ее основе лежит собрание местного мецената, городского головы В. П. Сукачева, чье имя музей носит с 1990 г. Его собрание было национализировано в феврале 1920 г., и в мае того же года в городе на правах отдела Научного музея открылась картинная галерея. Однако западноевропейский раздел сложился уже в советский период, поскольку В. П. Сукачева интересовали в первую очередь произведения русских мастеров середины - второй
половины XIX в. Исключительно важную роль в комплектовании музейных фондов сыграли тесные связи ИОХМ с коллекционерами, чему первостепенное внимание уделял директор музея А. Д. Фатьянов. Благодаря ему в музей поступили произведения из собраний Ф. Е. Вишневского, Ю. В. Невзорова, Н. К. Величко. Упоминавшиеся выше картины Х. Тербрюггена и Г. Сегерса, составляющие гордость собрания, также поступили от коллекционеров. В изданиях музея опубликованы пока лишь избранные произведения западноевропейских художников [Иркутский художественный музей, 1993]. В настоящее время изучение коллекции продолжается.
Рис. 8. Ян Янс ден Эйл «Натюрморт с крабом». Дерево, масло; 48*61.
Новосибирский государственный художественный музей.
Фото с сайта музея: www.nsartmuseum.ru
Также ждет своей научной публикации западноевропейская коллекция Пермской государственной художественной галереи. На протяжении всей своей истории этот музей, чьи фонды сейчас насчитывают более 51 тысячи единиц хранения, первоочередное значение придавал собиранию и изучению регионального наследия: пермской деревянной скульптуры, древнерусского искусства строгановских вотчин, творчества художников Прикамья XIX - XX вв. Произведения старых зарубежных мастеров поступали в ПГХГ из вполне традиционных источников: Государственного музейного фонда, Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина, от частных лиц. Подлинными раритетами являются, например, картины Якоба Йорданса («Павел и Варнава в Листре», около 1645 г.; холст, масло; 153*231; рис. 9) и его мастерской («Пир короля», начало 1660-х гг.; холст, масло; 230*310). Некоторые образцы западноевропейской живописи были опубликованы более 40 лет назад [Пермская государственная художественная галерея, 1976]; информация о ряде произведений размещена на сайте галереи, в настоящее время активно внедряющей в свою практику цифровые технологии [Мартынов, Субботина, 2021]. Пример комплексного исследования, объединяющего
вопросы стилистики, иконографии и семантической интерпретации, представляет статья К. А. Мальцева об одной из жемчужин собрания - «Пейзаже с руинами» Яна ван Гойена [Мальцев, 2022].
Рис. 9. Якоб Йорданс «Павел и Варнава в Листре». Около 1645 г. Холст, масло;
153*231. Пермская государственная художественная галерея.
Фото с сайта музея: www.permartmuseum.ru
Особое место в исследованиях фламандского и голландского искусства занимают публикации Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, специализирующегося, как говорилось выше, на западноевропейской и русской гравюре и литографии. Основатель музея В. А. Карпов поставил перед коллективом амбициозную задачу буквально с нуля создать коллекцию, систематически отражающую эволюцию печатной графики от истоков до современности. Этот замысел в высокой степени удалось осуществить. По оценкам специалистов, западноевропейские мастера представлены в собрании даже более полно, чем отечественные [Герчук, 2004, с. 7]. В Ирбитском ГМИИ имеются как образцы нидерландской гравюры XVI столетия, так и произведения ведущих фламандских и голландских граверов «Золотого века». Во Фландрии ведущую роль играла доведенная до виртуозного совершенства резцовая репродукционная гравюра, особенно ярко представленная мастерами, сотрудничавшими с Рубенсом; в Голландии главное место принадлежало офорту, который превращается «в самый выразительный, глубокий и самостоятельный вид графического искусства» [Гамлиц-кий, 2004, с. 41].
Музей ведет активную выставочную и издательскую деятельность; опубликованы альбомы, посвященные как его собранию в целом, так и отдельным разделам, например, листам из знаменитой серии Антониса ван Дейка «Иконография» [Антонис ван Дейк, 1997]. В музее хранится лишь часть этой серии - 30 листов,
происходящих как из издания, выпущенного при жизни художника, так и из последующих переизданий. Эти экземпляры интересны не только как художественные произведения, но и в связи с историей коллекционирования. Все они были приобретены в Ленинграде в 1977 г. у частного лица; большинство гравюр помечено владельческой маркой Винсента де Лесюера - придворного последнего польского короля Станислава Августа, коллекционера и художника. Он сопровождал короля в изгнании; В. А. Карпов высказал предположение, что листы «Иконографии» могли происходить из коллекции самого Станислава Августа и были куплены Лесюером на ее распродаже после смерти бывшего короля [Анто-нис ван Дейк, 1997, с. 8].
Об интенсивном и широком интересе к наследию Рубенса в последующие эпохи свидетельствует, в частности, изданный в 1710 г. в Париже альбом гравюр, воспроизводящих его живописную серию «Жизнь Марии Медичи». Хранящийся в Ирбите экземпляр этого издания также опубликован с научными комментариями [Жизнь Марии Медичи, 2013]. Неоспоримую пользу музею принесло сотрудничество с московским искусствоведом А. В. Гамлицким, крупным специалистом по западноевропейской гравюре XVI-XVII вв. и ее влиянию на русское церковное искусство позднего Средневековья и начала Нового времени.
Необходимо хотя бы кратко упомянуть о таком важном аспекте, как межмузейное сотрудничество. Блестящим примером такого взаимодействия явился выставочный проект «Нидерландская живопись из музеев Сибири», реализованный в 2002 г. Выставка была показана в Томске, Новосибирске, Омске; экспонаты для нее предоставил также Иркутский художественный музей. Выставка не была масштабной - демонстрировалось 47 произведений, включая работы художников XIX в., - однако это был первый опыт такого рода, а сопровождавший экспозицию каталог сделал эти картины известными за пределами региона [Нидерландская живопись, 2002]. Ряд произведений фламандских и голландских мастеров XVII столетия был включен также в состав выставки «От караваджистов до импрессионистов» (2006), участниками которой стали художественные музеи Кирова, Перми, Екатеринбурга, Тюмени [От караваджистов до импрессионистов, 2006].
В 2010-х гг. в Омском музее изобразительных искусств по инициативе главного хранителя А. Е. Чернявской состоялись совместные с голландскими коллегами и специалистами ГосНИИ реставрации (Москва) семинары и мастер-классы, в ходе которых обсуждались голландское влияние на русскую живопись, вопросы технико-технологических исследований и реставрации, музейного менеджмента, результаты изучения отдельных произведений. Один из семинаров был посвящен графике, но фламандская и голландская тематика на нем почти не затрагивалась. Материалы семинаров были опубликованы на русском и английском языках [III Международный научно-практический семинар, 2016; IV Международный научно-практический семинар, 2018].
Сделанный нами обзор приводит к следующим выводам. Музеи Урала и Сибири обладают относительно скромными по количеству собраниями живописи старых европейских мастеров, однако в этих коллекциях находится ряд ценных, подчас чрезвычайно редких произведений фламандских и голландских художников XVII столетия, заслуживающих включения в контекст наследия создавших их мастеров в частности и исторического развития обеих нидерландских школ в целом. Пути поступления западноевропейских картин были схожими для многих музеев, большинство из которых было создано в советское время, и в их основе не лежали какие-либо крупные частные коллекции, поэтому комплектование фондов начиналось с нуля и велось любыми доступными средствами. Главными источниками поступлений были передачи из центральных музеев (в первую очередь Эрмитажа и ГМИИ им. А. С. Пушкина), поступления по линии министерств культуры РСФСР и СССР, отдельные приобретения у частных лиц. Вместе с тем в каждом музее имелась и своя специфика. Так, базу фондов Иркутского художественного музея составило собрание В. П. Сукачева, сформировавшееся во второй половине XIX - начале ХХ в., и в дальнейшем для музея всегда исключительно важным было сотрудничество с коллекционерами. Для западноевропейского раздела в Омском музее изобразительных искусств решающее значение имели передачи из Государственного музейного фонда в 1920-х гг. Некоторые фламандские и голландские произведения, разными путями попавшие на Урал и в Сибирь, имеют богатый провенанс, связаны с историей коллекционирования в дореволюционный период, национализацией и перераспределением художественных ценностей в 1920-1930-х гг.
База для изучения западноевропейских коллекций была заложена в 19501980-х гг. не только местными музейщиками, но и специалистами из Москвы и Ленинграда, среди которых были такие выдающиеся искусствоведы-нидерлан-дисты, как И. В. Линник, Ю. И. Кузнецов, Ю. А. Тарасов, В. А. Садков. Однако в данный период говорить о целенаправленной научной обработке собраний фламандской и голландской живописи в музеях Урала и Сибири еще рано, поскольку внимание исследователей привлекали отдельные, как правило, выдающиеся по художественному значению произведения. Но и недооценивать этот этап в развитии музеев также не следует. Именно тогда формировался устойчивый интерес к хранящимся в регионе произведениям западных мастеров, многие из них были опубликованы и стали известны в профессиональном сообществе, благодаря контактам с коллегами из ведущих музеев возрастал профессионализм сотрудников региональных музеев. В 1990-2000-х гг. ряд работ фламандских и голландских художников из собраний Урала и Сибири был исследован в технико-технологическом отношении экспертом Т. В. Максимовой, задействовавшей затем полученный материал в своих капитальных трудах о технологии живописи старых европейских мастеров.
Результаты изучения фламандских и голландских произведений в музеях Урала и Сибири нашли отражение в публикациях 1990-2010-х гг. Это каталоги художественных музеев Тюмени, Челябинска, Томска, альбомы музеев Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Иркутска, отдельные статьи. В данных публикациях в научный обиход введен целый ряд живописных работ обеих нидерландских школ. Особое место занимают издания Ирбитского музея изобразительного искусств, специализирующегося на собирании, изучении и показе печатной графики.
В изучении западноевропейского искусства перед музеями Урала и Сибири стоят те же проблемы, что и перед музеями других регионов. Главная из них заключается в невозможности узкой специализации музейщиков. В большинстве региональных музеев сотрудники не могут всецело посвятить себя изучению какой-либо одной эпохи или школы и должны заниматься произведениями разных традиций, периодов, нередко почти забытых авторов. Такой «универсализм», бесспорно, ведет к широте профессиональной эрудиции, но имеет и оборотную сторону в виде «мозаичности» знаний, когда один человек должен быть немного итальянистом, немного германистом и т. д. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что деятельность искусствоведов интересующих нас регионов по изучению коллекций фламандского и голландского искусства выходит по своему значению за сугубо местные рамки и представляет собой весомый вклад в развитие нидер-ландистики. Сейчас остается место и для дальнейших исследований, равно как не исчерпаны возможности и в сфере межмузейного сотрудничества.
Примечания
1. Карпов Валерий Андреевич (1949-2021) - основатель и директор Ирбит-ского государственного музея изобразительных искусств, возглавлял музей до 2020 г. Под его руководством велась интенсивная работа по комплектованию фондов и реставрации экспонатов, было налажено сотрудничество с музеями Москвы и Санкт-Петербурга и ведущими искусствоведами, проводились многочисленные выставки в Ирбите и за его пределами. Отмечен рядом наград и почетных званий: заслуженный работник культуры РФ (2001), почетный гражданин города Ирбита (2006), почетный член Российской академии художеств (2017), лауреат премии им. О. Е. Клера (1994, 2009).
2. Владимир Серафимович Булавин родился в 1940 г. в Свердловске, окончил Уральский ордена Трудового Красного знамени государственный университет в 1970 г. Член Союза художников с 1984 г. Много занимался популяризацией творчества уральских художников, выступая в печати и на радио, один из авторов книги «Художники и Уралмаш» (1983). Писал также о творчестве уральских ювелиров. Коллекцией материалов о В. С. Булавине располагает Екатеринбургский областной краеведческий музей, где весной 2018 г. состоялась выставка,
посвященная искусствоведу. См.: http://uole-museum.ru/events/zhizn-i-tvorche-stvo-vladimira-bulavina/ (дата обращения : июнь 2024).
Библиография
Акимов, С. С. Голландская живопись XVII века в исследованиях Т. В. Максимовой. Проблематика, атрибуционная практика, результаты // Историческая память и семья и творчество : сб. докладов междунар. науч. конф. «^ИУ Добролю-бовские чтения» и всеросс. науч. конф. «Семейное сотворчество - любимому городу». - Нижний Новгород, 2020. - С. 89-97.
Антонис ван Дейк. Иконография. Каталог собрания / автор вст. ст. В. Карпов; сост. В. Карпов, А. Гамлицкий. - Ирбит : Ирбитский гос. музей изобразительных искусств, 1997. - 72 с.
Бабина, Н. П., Грицай, Н. И. Фламандская живопись XVII-XVIII веков. Каталог коллекции. Государственный Эрмитаж. - Санкт-Петербург : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005. - 583 с., ил.
Булавин, В. С. Свердловская картинная галерея. - Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1983. - 208 с., ил.
Ваганов, А. А. Становление и развитие музеев на Урале во второй половине XIX - начале XX века : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Челябинск, 2015. - 29 с.
Гамлицкий, А. В. Гравюры старых мастеров. Германия, Италия, Нидерланды. XV - XVIII вв. // Графика из Ирбита : сб. ст. - Ирбит : Ирбитский гос. музей изобразительных искусств, 2004. - С. 11-55.
Герчук, Ю. Я. Ирбитское чудо // Графика из Ирбита : сб. ст. - Ирбит: Ирбитский гос. музей изобразительных искусств, 2004. - С. 5-8.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств / сост. О. К. Пичугина, Г. С. Холодова. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2003. - 240 с., ил.
Жизнь Марии Медичи. Серия гравюр по рисункам Жана Баттиста и Жана Марка Наттье «Галерея Люксембургского дворца» с оригиналов Питера Пауэла Рубенса. Каталог / автор вст. ст. М. Пашкова; сост. В. Карпов, О. Коптеева. - Ирбит : Ирбитский гос. музей изобразительных искусств, 2013. - 68 с., ил.
Западноевропейская живопись XVII-XIX вв. Каталог. - 2-е изд., доп. и пе-рераб. / автор вст. ст. и аннотаций О. Ю. Костко; Тюменский обл. музей изобразительных искусств. - Тюмень, 2008. - 64 с., ил.
Западноевропейская живопись и графика XVI - начала XX века в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Каталог / автор вст. ст. и сост. Н. А. Махновская. - Челябинск, 2019. - 128 с., ил.
Западноевропейский рисунок XVI-XIX веков. Каталог выставки. Свердловский музей изобразительных искусств / автор вст. ст. и сост. Т. М. Трошина. -Свердловск, 1989. - 53 с., ил.
Иркутский художественный музей имени В. П. Сукачева. Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство / общ. ред. Э. З. Герловиной. - Санкт-Петербург : Изд-во «АРС», 1993. - 264 с., ил.
Искусство жить. Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета. Каталог выставки. ГМИИ им. А.С. Пушкина. 10 октября 2016 - 10 января 2017 / авторы вст. ст. П. Могилина, И. Скопцова; науч. рук. проекта В. Садков. - Москва, 2016. - 207 с., ил.
Каталог собрания Томского областного художественного музея. Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство / отв. ред. Т. Н. Микуцкая. - Томск : Красное знамя, 2012. - 344 с., 44 л. ил.
Клушин, А. Д. Западноевропейское искусство XVI-XIX веков в Новосибирском государственном художественном музее. Путеводитель. - Новосибирск : Новосибирский изд. дом, 2012. - 38 с., ил.
Ландик, О. А. История музейного дела Омской области в 1930-х - начале 1990-х гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 2023. - 24 с.
Леденцова, Е. К., Овчинникова, Б. Б. Музеи Урала в истории России ХХ века. -3-е изд. - Москва; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2019. - 140 с., ил.
Линник, И. Вновь опознанные картины нидерландских караваджистов // Искусство. - 1971. - № 6. - С. 54-59.
Линник, И. В. Вновь опознанные произведения нидерландских караваджи-стов в музеях СССР // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1974. -Москва : Наука, 1975. - С. 369-376.
Линник, И. В. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. - Ленинград : Искусство, 1980. - 248 с., ил.
Лозовая, Л. А. История изучения музейного дела Западной Сибири первого послереволюционного десятилетия (1920-е - начало 1990-х гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 2013. - 24 с.
Максимова, Т. В. Технология голландской живописи XVII века: деревянная и тканая основы. - Москва : Институт наследия, 2013. - 384 с., ил.
Мальцев, К. А. «Пейзаж с руинами» Яна ван Гойена из собрания Пермской художественной галереи // Культурный код. - 2022. - № 2. - С. 47-72.
Мартынов, И. Н., Субботина, А. О. Деталь в пейзаже. Цифровые составляющие диалога со зрителем // Историко-культурное наследие в цифровом измерении : материалы междунар. науч. конф., Пермь, 20-22 октября 2021 г. - Пермь : Пермский гос. нац. исслед. ун-т, 2021. - С. 43-46.
Нидерландская живопись из музеев Сибири. XVI-XIX вв. Каталог выставки / отв. ред. Л. И. Овчинникова. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 2002. - 128 с., ил.
Новосибирский государственный художественный музей / сост. и автор вст. ст. А. Д. Клушин. - Новосибирск : ОАО «Советская Сибирь», 2010. - 264 с., ил.
От Дюрера до Гойи. Три века европейской гравюры. Выставка из собрания музея / сост. и науч. ред. В. Карпов. - Ирбит : Ирбитский гос. музей изобразительных искусств, 2004. - 292 с., ил.
От караваджистов до импрессионистов. Западноевропейское искусство XVII - XIX веков из музеев Поволжья, Урала и Сибири. Каталог выставки / автор вст. ст. О. Пичугина. - [Б. м.], 2006.
Пермская государственная художественная галерея / сост. В. Кулаков. -Москва : Изобразительное иск-во, 1976. - 184 с., ил.
Питер Пауэл Рубенс и его время. Живопись и гравюра европейского барокко. Выставка из собрания музея. Каталог / автор вст. ст. А. Гамлицкий; сост. В. Карпов, О. Коптеева, А. Гамлицкий. - Ирбит : Гос. музей изобразительных искусств, 2013. - 68 с., ил.
Пичугина, О. К. Возвращенное имя. Атрибуция пейзажа Питера Мулира Старшего из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств // Экспертиза объектов культурного наследия. Вып. 1. Темперная и масляная живопись. - Москва : Институт наследия, 2009. - С. 198-208.
Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России. Каталог выставки. Государственный историко-художест-венный музей «Новый Иерусалим» / автор вст. ст. и науч. ред. В. А. Садков. -Москва : Арт Волхонка, 2022. - 256 с., ил.
«Русский Йорданс». Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России. Каталог выставки. ГМИИ им. А. С. Пушкина, 17 сентября - 30 ноября 2019 г. / авторы вст. ст. Н. И. Грицай, А. О. Ларионов. - Москва, 2019. - 156 с., ил.
Садков, В. Новые атрибуции // Художник. - 1984. - № 11. - С. 57-59.
Скоморовская, Н. В. Из записок главного хранителя. - Пермь : Литер-А, 2018. - 240 с., ил.
Сокровища Омского музея изобразительных искусств. Русское и западноевропейское искусство. Живопись. Графика. Альбом / сост. И. Девятьярова, О. Крюкова, А. Чернявская. - Омск, 1994. - 168 с., ил.
Тарасов, Ю. А. Голландский натюрморт XVII века. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. - 160 с., ил.
Шелегина, О. Н. История и современные тенденции в развитии музейного мира Сибири (адаптационный подход) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - Томск, 2012. - 54 с.
Шелегина, О. Н. Музеи Сибири. Очерки создания, развития, адаптации. -Новосибирск : НГУ, 2010. - 244 с.
Шехватова, Е. В. Становление и развитие частных музеев Западной Сибири : автореф. дис. ... канд. культурологии. - Кемерово, 2022. - 28 с.
Яшина, Л. В. Развитие музейного дела в Восточной Сибири в 1945-1985 гг. (на материалах Красноярского края и Иркутской области) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Иркутск, 2006. - 28 с.
III Международный научно-практический семинар. Сохранение культурного наследия. Научное исследование и реставрация произведений голландской и фламандской живописи XVII - XIX вв. 8-12 июля 2015. - Омск, 2016. - 240 с., ил.
IV Международный научно-практический семинар. Сохранение культурного наследия. Научное исследование и реставрация произведений голландской и фламандской графики. 6 - 10 июня 2016. - Омск, 2018. - 152 с., ил.
Caravaggio and his Followers. Paintings in Soviet Museums. Introductory articles and notes by S. Vsevolozhskaya and I. Linnik. - Leningrad : Aurora Art Publishers, 1975.
Сведения об авторе
Акимов Сергей Сергеевич, кандидат искусствоведения, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Школа искусств и ремесел им. А. С. Пушкина "Изограф"» (г. Нижний Новгород).
E-mail: [email protected]
S. S. Akimov
NOTES TO THE HISTORY OF SCIENTIFIC STUDIES OF THE 17th CENTURY FLEMISH AND DUTCH ART IN MUSEUMS OF THE URALS AND SIBERIA
Abstract: The author, basing on an analytical review of many publications, describes the contribution of museums of the Urals and Siberia to the studies in the fields of the 17th century Flemish and Dutch art. There are works of masters of Flanders and Holland in all Russian museums that have at least small Western European collections in their funds. This fact largely determinate the intensive development of Netherlandish studies in art-historical science in our country. Flemish and Dutch collections of Ural and Siberian museums are not large in number, but include rare and valuable works that deserve the attention of specialists and public. The fate of these works is connected with the history of private collecting in Russia in the 19th and early 20th centuries. The significant part of this corpus of works has been introduced into scientific circulation by publications in albums and catalogues edited to now time. This article gives brief description of collections of Flemish and Dutch art
in the museums of Yekaterinburg, Irbit, Chelyabinsk, Perm, Tyumen, Omsk, Novosibirsk, Tomsk, Irkutsk, analyzes publications devoted to them and examines the most interesting cases of attribution practice. It is concluded that the work carried out by the museum specialists of these regions represents a serious contribution to the studies in the 17th century Flemish and Dutch art and the need for further researches is noted.
Key words: scientific work in museum, attribution, art museums of the Urals and Siberia, Flanders, Dutch republic, the 17th century painting, graphics.
References
Akimov, S. S. Gollandskaya zhivopis' XVII veka v issledovaniyakh T.V. Maxi-movoy. Problematika, atributsionnaya praktika, rezultaty [The 17th Century Dutch Painting in Studies of T.V. Maximova]. IN: Istoricheskaya pamiat' i semjia i tvor-chestvo [Historical Memory and The Family and Creative Activity. In Russ.]. Nizhny Novgorod, 2020, pp. 89-97.
Antonis van Deyk. Ikonografia. Katalog sobrania. Sost. V. Karpov, A. Gam-litskiy. [Antonis van Dyck. Iconography. Catalogue of the collection. Ed. by V. Karpov, A. Gamlitskiy. In Russ.]. Irbit, Irbitskiy gosudarstvennyj muzey izobrazitelnykh iskusstv, 1997, 72 p.
Babina, N. P., Gritsay, N. I. Flamandskaja zhivopis' XVII-XVIII vekov. Katalog kollektsii. Gosudarstvennyj Ermitazh. [Flemish Painting of the XVII-XVIII Centuries. Catalogue of the collection. In Russ.]. Saint-Petersburg, Izdatelstvo Gosudarstven-nogo Ermitazha, 2005, 583 p., il.
Bulavin, V. S. Sverdlovskaya kartinnaya galereya [The Sverdlovsk Picture Gallery. In Russ.]. Sverdlovsk, Srende-Uralskoye knizhnoye izdatelstvo, 1983, 208 p., il.
Vaganov, A. A. Stanovlenie i razvitie muzeev na Urale vo vtoroy polovine XIX -nachale XX veka. [The Beginning and Evolution of Museums at Urals in the Second Half of the 19th and Early the 20th Centuries]. Abstract of PhD dissertation. Cheliabinsk, 2015, 29 p.
Gamlitskiy, A. V. Graviury starykh masterov. Germania, Italia, Niderlandy. XV -XVIII vv. [Prints oft he Old Masters. Germany, Italy, the Netherlands. The 15th - 18th Centuries]. IN: Grafika iz Irbita. [Graphics from Irbit. In Russ.]. Irbit, Irbitskiy gosudarstvennyj muzey izobrazitelnikh iskusstv, 2004, pp. 11-55.
Gerchuk, Yu. Ya. Irbitskoe chudo [The Irbit Wonder]. Grafika iz Irbita. [Graphics from Irbit. In Russ.]. Irbit, Irbitskiy gosudarstvennyj muzey izobrazitelnikh iskusstv, 2004, pp. 5-8.
Ekaterinburgskiy muzey izobrazitelnikh iskusstv. Sost. 0. K. Pichugina, G. S. Kholodova. [The Yekaterinburg Museum of Fine Arts. Ed. by 0. K. Pichugina, G. S. Kholodova. In Russ.]. Yekaterinburg, Izdatelstvo Uralskogo universiteta, 2003, 240 p., il.
Zhisn' Marii Medici. Katalog. Avtor vst. st. M. Pashkova. Sost. V. Karpov. [The Life of Maria Medici. Catalogue. Article by M. Pashkova. Ed. By V. Karpov. In Russ.]. Irbit, Irbitskiy gosudarstvennyj muzey izobrazitelnikh iskusstv, 2013, 68 p., il.
Zapadnoevropeyskaya zhivopis' XVII-XIX vv. Katalog. Avtor vst. st. i annotaciy O. Yu. Kostko. Tiumenskiy muzey izobrazitelnikh iskusstv. [Western European Painting of the 17th - 19th Centuries. Catalogue. Article and edition by O. Yu. Kostko. The Tyumen Museum of Fine Arts. In Russ.]. Tyumen, 2008, 64 p., il.
Zapadnoevropeyskaya zhivopis' i grafika XVI - nachala XX veka v sobranii Chel-yabinskogo gosudarstvennogo muzeya izobrazitelnikh iskusstv. Katalog. Avtor vst. st. i sost. N.A. Makhnovskaya. [Western European Painting and Graphics of the 16th -early 20th Centuries in collection of The Chelyabinsk Museum of Fine Arts. Catalogue. Texts by N.A. Makhnovskaya. In Russ.]. Chelyabinsk, 2019, 128 p., il.
Zapadnoevropeyskiy risunok XVI-XIX vekov. Katalog vystavki. Avtor vst. st. i sost. T.M. Troshina. [Western European Drawings of the 16th - 19th Centuries. Exh. Catalogue. Texts by T.M. Troshina. In Russ.]. Sverdlovsk, 1989, 53 p., il.
Irkutskiy khudozhestvennyj muzey imeni V. P. Sukachiova. Zhivopis'. Grafika. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo. Pod red. E. Z. Gerlovinoy. [The V.P. Sukachiov Irkutsk Regional Art Museum. Painting. Graphics. Decorative Art. Ed. by E. Z. Gerlov-ina. In Russ.]. Saint-Peterburg, Izdatel'stvo "ARS", 1993, 264 p., il.
Iskusstvo zhit. Interier biurgerskogo doma v Gollandii epochi rastsveta. Katalog vystavki. Avtory vst. statey P. Mogilina, I. Skoptsova. [The Art of Life. Interior of City House in Holland of the Epoch of Flourishing. Exh. Catalogue. Texts by P. Mogilina, I. Skoptsova. In Russ.]. Moscow, 2016, 207 p., il.
Katalog sobrania Tomskogo oblastnogo khudozhestvennogo muzeja. Zhivopis'. Grafika. Skulptura. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo. Otv. red. T. N. Mikutskaya. [General Catalogue of the Tomsk Regional Art Museum. Painting. Graphics. Sculpture. Decorative Art. Ed. by T. N. Mikutskaya. In Russ.]. Tomsk : Krasnoe znamia, 2012, 344 p., 44 il.
Klushin, A. D. Zapadnoevropeyskoye iskusstvo XVI - XIX vekov v Novosibirskom gosudarstvennom khudozhestvennom muzee. Putevoditel'. [Western European Art of the 16th - 19th Centuries in the Novosibirsk State Art Museum. The Guide. In Russ.]. Novosibirsk, Novosibirskiy izdatelskiy dom, 2012, 38 p., il.
Landik, O. A. Istoria muzeynogo dela Omskoy oblasti v 1930-kh - nachale 1990-kh gg. [History of Museums of The Omsk Region in 1930-1990. In Russ.]. Abstract of PhD dissertation. Tomsk, 2023, 24 p.
Ledentsova, E. K., Ovchinnikova, B. B. Muzei Urala v istorii Rossii XX veka. [Museum of Urals in Russian History of the 20th century. In Russ.]. Moscow - Yekaterinburg, Kabinetnyj uchenyj, 2019, 140 p., il.
Linnik, I. Vnov' opoznannyje kartiny niderlandskikh karavadzhistov [The New Attributed Pictures by Netherlandish Caravaggists]. IN: Iskusstvo, 1971, № 6, pp. 54-59.
Linnik, I. V. VnoV opoznannyje proizvedenia niderlandskikh karavadzhistov v muzeiakh SSSR [The New Attributed Works by Netherlandish Caravaggists in Museums of the USSR]. IN: Pamiatniki kultury. Novye otkrytia. Ezhegodnik. 1974. [The Monuments of Culture. New Discoveries. 1974. In Russ.]. Moscow, Nauka, 1975, pp.369-376.
Linnik, I. V. Gollandskaya zhivopis' XVII veka i problemy atributsii kartin. [The 17th Century Dutch Painting and Problems of Attribution of Pictures. In Russ.]. Leningrad, Iskusstvo, 1980, 248 p., il.
Lozovaya, L. A. Istoria izuchenia muzeynogo dela Zapadnoy Sibiri pervogo poslerevolutsionnogo desiatiletia (1920-e - nachalo 1990-x gg.) [History of Studies of Museums in Western Siberia in the First Decade after The October Revolution. In Russ.]. Abstract of PhD dissertation. Tomsk, 2013, 24 p.
Maximova, T. V. Technologia gollandskoy zhivopisi XVII veka: dereviannaya i tkanaya osnovy. [Technology of the 17th Century Dutch Painting. Wood and Woven Basis. In Russ.]. Moscow: Institut nasledia, 2013, 384 p., il.
Maltsev, K.A. "Pejzazh s ruinami" Jana van Gojena iz sobrania Permskoy khudozhestvennoy galerei ["Landscape with Ruins" by Jan van Goyen in the Collection of the Perm Art Gallery. In Russ.]. IN: Kulturnyj kod, 2022, № 2, pp. 47-72.
Martynov, I. N., Subbotina, A.O. Detal v pejzazhe. Cifrovye sostavliajuschie dialoga so zritelem [Detail in Landscape. Digital Components of the Dialogue with Spectator]. IN: Istoriko-kulturnoe nasledie v cifrovom izmerenii. Materialy Mezhdu-narodnoy nauchnoy konferentsii [Historical and Cultural Heritage in Digital Dimension. Materials of the International Scientific Conference. In Russ.]. Perm, The Perm state University, 2021, pp. 43-46.
Niderlandskaya zhivopis' iz museev Sibiri. XVI - XIX vv. Katalog vystavki. Otv. red. L.I. Ovchinnikova. [Netherlandish Painting from Museums of Siberia. Exh. Catalogue. Ed. by L.I. Ovchinnikova. In. Russ.]. Tomsk, Izdatelstvo Tomskogo universi-teta, 2002, 128 p., il.
Novosibirskiy gosudarstvennyj khudozhestvennyj muzey. Sost. i avtor vst. st. A. D. Klushin. [The Novosibirsk State Art Museum. Texts by A. D. Klushin. In Russ.]. Novosibirsk, OAO "Sovetskaya Sibir'", 2010, 264 p., il.
Ot Durera do Goyi. Tri veka evropeyskoy graviury. Vystavka iz sobrania muzeia. Sost. V. Karpov. [From Dbrer to Goya. Three Centuries of European Print. Ed. by V. Karpov. In Russ.]. Irbit, Irbitskiy gosudarstvennyj muzey izobrazitelnikh iskusstv, 2004, 292 p., il.
Ot karavadzhistov do impressionistov. Zapadnoevropeyskoye iskusstvo XVII -XIX vekov iz muzeev Povolzhia, Urala i Sibiri. Katalog vystavki. Avtor vst. st. O. Pich-ugina. [From Caravaggists to Impressionists. Western European Art of the 17th - 19th Centuries from Museums of Volga region, Urals and Siberia. Ed. by O. Pichugina. In Russ.], 2006.
Permskaya gosudarstvennaya khudozhestvennaya galaereia. Sost. V. Kulakov. [The Perm State Art Gallery. Compiled by V. Kulakov. In Russ.]. Moscow, Izo-brazitelnoye iskusstvo Publ., 1976, 184 p., il.
Piter Pauel Rubens. Zhivopis' i graviura evropeyskogo barokko. Vystavka iz so-brania muzeia. Katalog. Sost. V. Karpov, O. Kopteeva, A. Gamlitskiy. [Peter Paul Rubens. Painting and Prints of European Baroque. Exh. Catalogue. In Russ.]. Irbit, Ir-bitskiy gosudarstvennyj muzey izobrazitelnikh iskusstv, 2013, 68 p., il.
Pichugina O. K. Vozvrastchionoe imia. Atributsia peizazha Pitera Mulira Starshego is sobrania Ekaterinburgskogo muzea izobrazitelnikh iskusstv [The Returned Name. Attribution of the landscape by Pieter Mulier the Elder in collection of The Yekaterinburg Museum of Fine Arts.]. IN: Expertiza obiektov kulturnogo nasle-dia. Vyp. 1. Tempernaya i maslianaya zhivopis'. [Expertise of Objects of Cultural Heritage. V. 1. Tempera and Oil Painting. In Russ.]. Moscow, Institut nasledia, 2009. pp.198-208.
Pod znakom Rubensa. Flamandskaya zhivopis' XVII veka iz muzeev i chastnykh sobraniy Rossii. Katalog vystavki. Avtor vst. st. i nauchn. red. V. A. Sadkov. [Under Rubens's Sign. The 17th Century Flemish Painting from Museums and Private Collections of Russia. Exh. Catalogue. Ed. by V. A. Sadkov. In Russ.]. Moscow, Art Volkhon-ka, 2022, 256 p., il.
"Russkiy Yordans". Kartiny i risunki Yakoba Yordansa iz sobraniy Rossii. Katalog vystavki. Avtory vst. st. N.I. Gritsay, A.O. Larionov. ["Russian Jordaens". Pictures and Drawings by Jacob Jordaens in Russian Collections. Ehx. Catalogue. Texts by N. I. Gritsay, A. O. Larionov. In Russ.]. Moscow, 2019, 156 p., il.
Sadkov, V. Novye atributsii [New Attributions]. IN: Khudozhnik, 1984, no. 11, pp. 57-59.
Skomorovskaya, N. V. Iz zapisok glavnogo khranitelia. [From Notes of the Chief Curator of Funds. In Russ.]. Perm, Liter-A, 2018. - 240 p., il.
Socrovistcha Omskogo muzeia izobrazitelnukh iskusstv. Russkoe i zapadno-evropeyskoye iskusstvo. Zhivopis'. Grafika. Sost. I. Deviat'yarova, O. Kriukova, A. Cher-niavskaya. [Treasures of The Omsk Museum of Fine Arts. Painting. Graphics. Ed. by I. Deviat'yarova, O. Kriukova, A. Cherniavskaya. In Russ.]. Omsk, 1994, 168 p., il.
Tarasov, Yu. A. Gollandskiy naturmort XVII veka. [The Dutch Still Life Painting of the 17th Century. In Russ.]. Saint-Petersburg, Izdatelstvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2004, 160 p., il.
Shelegina, O. N. Istoria i sovremennye tendentsii v razvitii muzeynogo mira sibiri (adaptatsionnyj podkhod) [History and Modern Tendencies in Development of Museum World of Siberia. In Russ.]. Abstract of Doctor dissertation. Tomsk, 2012, 54 p.
Shelegina, O. N. Muzei Sibiri. Ocherki sozdania, razvitia, adaptatsii. [Museumsof Siberia. Essays on Foundation, Development, Adaptaion. In Russ.]. Novosibirsk, NGU, 2010, 244 p.
Shekhvatova, E. V. Stanovlenie i razvitie chastnykh muzeev Zapadnoy Sibiri. [The Beginning and Evolution of Private Museums in Western Siberia]. Abstract of PhD dissertation. Kemerovo, 2022, 28 p.
Yashina, L. V. Razvitie muzeynogo dela v Vostochnoy Sibiri v 1945-1985 gg. (na materialakh Krasnoyarskogo kraya i Irkutskoy oblasti). [The Evolution of Museums in Eastern Siberia, 1945-1985 (on example of Krasnoyarsk and Irkutsk regions]. Abstract of PhD dissertation. Irkutsk, 2006, 28 p.
III Mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskiy seminar. Sokhranenie Kulturnogo nasledia. Nauchnoe issledovanie i restavratsia proizvedeniy gollandskoy i flamand-skoy zhivopisi XVII-XIX vv. 8-12 iyulia 2015. [III International Scientific and Practical Seminar. Preservation of Cultural Heritage. Investigation and Restoration of Dutch Painting of the 17th - 19th Centuries. In Russ.]. Omsk, 2016, 240 p., il.
IV Mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskiy seminar. Sokhranenie Kulturnogo nasledia. Nauchnoe issledovanie i restavratsia proizvedeniy gollandskoy i flamand-skoy grafiki. 6-10 iyunia 2016. [IV International Scientific and Practical Seminar. Preservation of Cultural Heritage. Investigation and Restoration of Dutch and Flemish Graphics. In Russ.]. Omsk, 2018, 152 p., il.
Caravaggio and his Followers. Paintings in Soviet Museums. Introductory articles and notes by S. Vsevolozhskaya and I. Linnik. Leningrad, Aurora Art Publishers, 1975.
About the author
Akimov Sergey Sergeyevich, Candidate of Science in Art History, Teacher of the A. S. Pushkin School of Arts and Crafts "Izograph" (Nizhny Novgorod).
E-mail: [email protected]