Научная статья на тему 'Из истории благотворительности'

Из истории благотворительности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1479
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ФИЛАНТРОПИЯ / "ТРЕТИЙ СЕКТОР" / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД / ИСТОРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Брызгалова Виктория Андреевна

В своей работе автор рассматривает историю развития благотворительности в разных странах с древних времен до сегодняшних дней. Отмечены изменения в отношении такого явления как благотворительность в зависимости от политической, социальной и экономической ситуации в стране. В последние годы все более заметную роль в экономике начинают играть благотворительные фонды, через которые проходит постоянно возрастающий объем денежных средств, направляемых на благотворительность. Во многих странах благотворительные фонды становятся основным проводником социальной политики в обществе, так как с помощью средств фирм, банков, а также отдельных граждан финансируют различные благотворительные программы, оказывают поддержку наименее защищенным слоям общества. Несмотря на то, что на сегодняшний день в истории не сохранилось никаких упоминаний о первых благотворителях и благотворительных фондах, тем не менее, можно сделать вывод, что история благотворительности имеет глубокие исторические корни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории благотворительности»

Из истории благотворительности

ы

а

Брызгалова Виктория Андреевна

аспирант, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, vbryzgalova@gmail.com

В своей работе автор рассматривает историю развития благотворительности в разных странах с древних времен до сегодняшних дней. Отмечены изменения в отношении такого явления как благотворительность в зависимости от политической, социальной и экономической ситуации в стране. В последние годы все более заметную роль в экономике начинают играть благотворительные фонды, через которые проходит постоянно возрастающий объем денежных средств, направляемых на благотворительность. Во многих странах благотворительные фонды становятся основным проводником социальной политики в обществе, так как с помощью средств фирм, банков, а также отдельных граждан финансируют различные благотворительные программы, оказывают поддержку наименее защищенным слоям общества. Несмотря на то, что на сегодняшний день в истории не сохранилось никаких упоминаний о первых благотворителях и благотворительных фондах, тем не менее, можно сделать вывод, что история благотворительности имеет глубокие Кгаорвшекиюаторнблаготворительность, филантропия, «третий сектор», некоммерческая организация, благотворительный фонд, история благотворительности.

В Древнем Египте, Китае, Индии благотворительность воспринималась как одно из добродетельных качеств человека, таких как бескорыстие и вспомоществование нуждающимся. Благотворительность была известна древним евреям. В Талмуде благотворительность обозначается словом «цдака» (праведность или справедливость). У последователей иудаизма благотворительность проявлялась в таких формах, как прощение долгов, расторжение долговых обязательств, благотворительные кассы, служившие для выкупа пленных и обеспечения приданного бедным невестам. Древние греки создали систему благотворительности для помощи бедным, занятым в производстве, так как эта часть населения имела важное значение для экономической жизнеспособности сообщества.

Одно из первых упоминаний о благотворительности можно также связать с именем одного из жителей Древнего Рима, которое впоследствии стало нарицательным - Гай Цильний Меценат. Именно он в эпоху междоусобиц для возрождения Рима во главе с сыном Цезаря Августом взял на себя заботы о выстраивании общественной поддержки императора. «Гениальность римского патриция состояла в том, что он угадал возможности искусства, которое в те времена было дистанцировано от общественных проблем. Он взялся организовывать и направлять общественное мнение с его помощью» [1, С.37], используя финансовую поддержку, протекции и подарки, хотя, в первую очередь, он радел за «идеологию и национальную идею» [1, С.37].

Тем не менее Гай Меценат - это лишь частный пример, в более глобальном масштабе «одно из появлений института благотворительности можно найти в заповеди Иисуса Христа - «возлюби ближнего твоего как самого себя» [1, С.38]. Самые ранние экономические основы благотворительности также имеют религиозные корни. «Механизмом финансовой поддержки религиозных институтов в иудаизме, и в мусульманстве была десятина1» [1, С.40]. Затем это вошло и в христианские традиции.

Рассуждая о счастье в своем диалоге «О счастливой жизни», Сенека говорит, что мудрец «не отрекается от имеющегося у него богатства, но удерживает его, желая предоставить большие средства в распоряжение добродетели...Он будет дарить с величайшей осмотрительностью, выбирая наиболее достойных, так как он помнит о необходимости отдавать себе отчет как в расходах, так и в доходах. Он будет дарить по вполне уважительным соображениям, потому что неудачный дар принадлежит к числу постыдных потерь.» [7]. Сенекой, по сути дела, первым

5

«

а

6

Десятина (лат. decima), 1) десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов. В древности существовала у ряда семитических народов, в частности у евреев, от которых перешла в западную христианскую церковь. Впервые христианская церковь, ссылаясь на Библию, потребовала десятину в 585 году. В исламе разновидностью десятины является закят.

была поставлена проблема критериев «отбора кандидатов» для помощи.

По мнению многих историков, началом российской благотворительности считается 988 год - дата Крещения Руси. С приходом христианства на Руси впервые заговорили о необходимости помощи бедным, впоследствии выразившейся в раздаче милостыней. Еще одной формой благотворительности выступали пожертвования церквям. Своим Уставом от 996 года Князь Владимир официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. Таким образом, «рассматриваемый период можно назвать периодом княжеского попечительства» [11].

Тем не менее, такие тенденции были прерваны нашествием татаро-монгольского ига, что стало тяжелым испытанием для русского общества. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план вышла церковь, которая взяла на себя благотворительные функции. Развитие и укрепление получила церковно-монастырская система благотворительности.

В XVI-XVIII вв. появляются законодательные подходы к регулированию бедности и нищенства в европейских государствах. Так Мартин Лютер, выступая против бесконтрольной раздачи милостыни, пришел к мысли, что помощь беднейшим слоям населения должна исходить со стороны общественного самоуправления. Зарождаются государственные формы призрения, предпринимаются попытки создания специализированных социальных учреждений (богадельни, приюты).

В истории благотворительности примечателен монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утвержденный Павлом III в 1540 году, официальное название которого «Общество Иисуса». Иезуиты активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Но с точки зрения изучения истории благотворительности интересны следующие факты: в своей книге Т.Гризингер пишет, что в наставлениях иезуитов содержится ряд очень важных рекомендаций, а именно, определение сегментов рынка потенциальных доноров, технология получения пожертвований и дарений для каждого сегмента. Как пишет Гризингер: «...не было тех проделок, к которым иезуиты не прибегали бы, чтобы поживиться от богатых ханжей» [2, C.269]. Но несмотря на критику, представленную в книге «Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени», их деятельность приносила огромные успехи по части привлечения средств на дела своего Ордена.

Согласно взглядам У. Петти, родоначальника классической политической экономии, «разрешение кому-либо нищенствовать - это более дорогостоящий способ содержания тех людей, которым закон природы не разрешает умереть с голоду» [5].

В своей книге «Теория нравственных чувств» Адам Смит пишет о благотворительности: «Любовь и благорасположение не менее, стало быть, необходимы для существования общества, как и справедливость. Без этих первоначальных побуждений оно не может процветать, хотя и может существовать, между

тем как воцарение несправедливости неизбежно должно разрушить его.

Хотя природа и побуждает нас к добрым и великодушным поступкам приятным ожиданием награды, но она вовсе не нашла необходимым вынуждать нас их совершать под страхом наказания в случае, если бы мы не поступали благотворительно и великодушно. Благотворительные добродетели украшают общественное здание, но не служат его основанием: можно советовать им следовать, но не вынуждать» [8].

В начале XVI века в Англии начали осуществляться, говоря современным языком, социальные программы помощи неимущим, что стало началом общественной благотворительности, а впоследствии способствовало появлению государственных благотворительных фондов. Тем не менее, частная благотворительность запрещалась, так как это могло привести к росту числа профессиональных нищих.

Елизаветинский Закон о Бедных от 1601 формализовал ранние практики помощи бедным, содержащиеся в Акте о Помощи Бедным 1597 года. Закон создал систему, управляемую на окружном уровне и финансируемую из коммунальных сборов.

В 1782 году Томас Гильберт проводит акт, в рамках которого дома бедных предоставлялись только престарелым и немощным, а также создавалась система помощи вне домов тем, кто мог работать. Это была основа для развития Спинхамландской системы, которая оказывала денежную помощь малооплачиваемым работникам.

Систему законов о бедных критиковали за то, что она вносит перекосы в свободный рынок, среди которых были Мальтус и Д.Рикардо. Так по мнению этих экономистов, данные законы поощряли неблагоразумных и лишали части доходов трудолюбивых и благоразумных.

С середины XVI в. до 1862 года в России наблюдается становление организационной благотворительности.

Иван Грозный во время Стоглавого собора в 1551 году предпринял ряд мер, направленных на узакони-вание благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств находилось практически полностью в ведении правителя, а так как отсутствовала какая-либо социальная политика, то любые траты, направленные на помощь беднейшим слоям населения, можно было назвать благотворительностью. За времена правления Ивана Грозного был создан ряд благотворительных учреждений, источником финансирования которых выступала как царская казна, так и частные пожертвования.

Во времена царствования Петра I в 1712 году был издан указ «Об учреждении во всех губерниях гошпи-талей», в рамках которого основным источником финансирования выступали частные пожертвования: «царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования» [3]. В 1764 году во времена правления Екатерины II в России было создано первое благотворительное общество - Воспитательное общество благородных девиц.

Важно отметить, что для развития государственной системы призрения царица издала указ о создании в каждой губернии Приказов общественного призрения. «Эти учреждения должны были организовывать и содержать школы, сиротские дома, аптеки,

0 55 I» £

55 П

п

н

о ы

а

а

«

а б

богадельни, дома для неизлечимо больных, «работные дома» и многое другое» [3]. В 1775 году был издан царский указ об образовании частных и общественных организаций.

Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она возглавила Воспитательное общество благородных девиц - так в стране появилась одна из крупнейших благотворительных организаций дореволюционной России, известная под названием «Учреждения Императрицы Марии». Таким образом, наряду с общественным призрением свое развитие получила и частная благотворительность. Радикальные общественные реформы Александра II создали благоприятную почву для развития меценатства и благотворительности. Активно создавались новые благотворительные общества и фонды.

К XIX веку в Европе и России сложились условия, когда благотворительность представляла единый процесс государственной и частной помощи.

Одной из первых удачных моделей, которая сочетала в себе общественную и частную благотворительность, можно назвать эльберфельдскую систему, введенную в немецком городе Эльберфельде в 1852 году. Она была построена на убеждении, что каждому нуждающемуся необходимы индивидуальный подход и индивидуальная помощь. «Управление общественным призрением было сосредоточено в руках специального комитета, в состав которого входили представители городской администрации и горожане. Город был разбит на округа, где действовали попечители, которые непосредственно общались с нуждающимися семьями и изучали их ситуацию. Нетрудоспособным гражданам назначалось постоянное пособие, а тем, кто мог трудиться, городская администрация подыскивала работу по их силам» [12]. Система попечительства, основанная на индивидуальном подходе, легла в основу большинства ныне действующих западных благотворительных обществ и организаций.

Интересны взгляды Т. Веблена, с чьим именем связывают становление институционализма, относительно движущих мотивов человеческого поведения: не максимизация прибыли, а среди прочего родительское чувство (забота о ближнем) формирует облик экономики в целом.

М. Вебер, которого с равным основанием можно причислить к представителям как исторической школы, так и институционализма, считает, что: капитализм обязан своим существованием протестантской этике, для которой одной из высших качеств является благотворительность.

В благотворительности, с одной стороны, несомненно, усматривали большое благо и возможность спасения для людей, потерявших надежду.

Так представитель кембриджской школы А. Пигу: основываясь на законе убывающей предельной полезности, выдвигает тезис о том, что передача части дохода от богатых к бедным увеличивает сумму общего благосостояния.

В. Ойкен, являясь ярким представителем немецкой экономической мысли, провозгласил венцом социальной справедливости рыночное распределение доходов в условиях совершенной конкуренции и лишь в отдельных случаях, «если самопомощь и страхование окажут-

ся недостаточными, становятся необходимым государственные благотворительные учреждения» [4].

Однако некоторые в благотворительности видели «самообман нечистой совести». Появляются радикальные точки зрения, согласно которым благотворительность бессмысленна и безнравственна (марксизм, философский утилитаризм). К.Маркс, Ф. Энгельс, П. Лафарг, они считали, что смена экономического строя приведет к тому, что нищих не будет вообще и, следовательно, благотворительная деятельность станет ненужной.

Частная благотворительность особенно широко развивается во второй половине XIX века, что может свидетельствовать о расцвете российской благотворительности. «К 1860 году частных общественных организаций было около 100, а за тридцать лет число таких организаций превысило 2000» [1, С.51]. В 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности, пик благотворительности пришелся на 1900 год.

По данным на 1900 [3] год 83% благотворительных организаций приходилось на патронат частных лиц, 8% - сословные заведения, 7% - городские, 2% - земские.

Всего в Российской империи в 1902 году число благотворительных организаций составило уже 11040 (в 1897 году - 3,5 тысячи), причем лишь 25% бюджета этой системы финансировались из средств государственной казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75% - из средств частной благотворительности и добровольных пожертвований.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были национализированы, а сами организации упразднены специальными декретами. В целях соблюдения «революционного порядка» любая благотворительная деятельность пресекались. Как пишут А.Векслер и Г.Тульчинский: «Большая советская энциклопедия» отводит благотворительности роль пережитка . А в одноименном универсальном энциклопедическом словаре 1979 года этого понятия нет. Также в советский период практически полностью отсутствовала нормативно-правовая база, за исключением ряда запретительных норм 1920-х годов и нескольких упоминаний об «иных общественных организациях» в Гражданском кодексе РСФСР» [1, С.59]. В СССР функции благотворительности целиком взяло на себя государство.

История развития экономических отношений внесла ряд изменений в практику благотворительности: сегодня благотворительные проекты не должны нарушать равновесие обмена и снижать ценность распределяемых благ; должны быть определены критерии принятия филантропических решений, с одной стороны, и оценка эффективности действий - с другой, что впервые сформулировал Дж. С. Милль. Как отмечает Ткачев В.Н., современная мировая эконо-

Благотворительность трактовалась как «помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов эксплуататорского общества некоторой части неимущего населения, с целью обмана трудящихся и отвлечения от классовой борьбы». БСЭ. 2-е издание. Т. 5. М., 1950, с. 278

мика переживает важнеишии этап оценки и переосмысления роли денег [10], что несомненно оказывает влияние на тенденции развития направлений деятельности и подходы к управлению финансовыми ресурсами благотворительных фондов.

Литература

1. Векслер А. Ф. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность / А. Векслер, Г. Тульчинский. -М.: Вершина, 2006. С.37

2. Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. Т. I.: пер. со 2-го нем. изд. Гризен-гер Теодор; Издание Маврикия Осиповича Вольфа. -СПб.: В тип. М. О. Вольфа, 1868. С.269.

3. Единый информационный ресурс московской благотворительности. Важнейшие даты российской благотворительности. [Электронный ресурс]. URL: www.mosblago.ru (дата обращения: 20 мая 2011 года)

4. Ольсевич Ю.Я. Всемирная история экономической мысли. Том 5. - М.: Мысль, 1994. [Электронный ресурс]. URL: www.booksite.ru (дата обращения: 13 марта 2015 года)

5. Петти У. Трактат о налогах и сборах. [Электронный ресурс]. URL: www.ek-lit.org (дата обращения: 13 марта 2015 года)

6. Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности. Благотворительность в цифрах и фактах. [Электронный ресурс]. URL: www.blagort.ru (дата обращения: 20 мая 2011 года)

7. Сенека Л. А. О счастливой жизни. [Электронный ресурс]. URL: www.ancientrome.ru (дата обращения: 26 февраля 2015 года)

8. Смит А. Теория нравственных чувств. - М.: Республика. 1997. С. 24. [Электронный ресурс]. URL: www.litmir.co (дата обращения: 3 июля 2015 года)

9. Соколова Н. Спешите делать добро. Профиль. 14 марта 2011 года. [Офиц. сайт]. URL: www.profile.ru (дата обращения: 15 апреля 2011 года)

10.Ткачев В.Н. Анализ сущности денег через призму кризисных явлений. Финансовый бизнес. 2011. №6 (155). С. 40-48.

11.Фирсов М.В. История социальной работы в России. [Электронный ресурс]. URL: www.kuchaknig.ru (дата обращения: 3 мая 2011 года)

12.Энциклопедия благотворительности. Санкт-Петербург. Фонд им. Д.С. Лихачева. [Электронный ресурс]. URL: www.encblago.lfond.spb.ru (дата обращения: 15 апреля 2011 года)

A glimpse into the history of charity Bryzgalova V.A.

Moscow State Institute of International Relations (university) of the

Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation In his paper, the author reviews the history of philanthropy in different countries from ancient times until today. Marked change in the attitude of the phenomenon of charity depending on the political, social and economic situation in the country. In recent years, foundations through which large amounts of money are passing begin to play a prominent role in the economy. In many countries charities have become a major conduit of social policy as by means of companies, banks and individuals they are funding various charitable programs and supporting the most vulnerable social groups. Despite the fact that today there is no mention of the first philanthropists and charitable funds in the history, however, inference can be made that the history of philanthropy has deep historical roots. Key words: charity, philanthropy, «third sector», nonprofit organisation,

charity foundation, history of charity. References

1. Wexler A. F. Zachem to business sponsorship and charity / A. Wexler,

G. Tulchinsky. - M.: Top, 2006. Page 37

2. Grizinger T. Jesuits. Full history of their obvious and secret acts from

the award basis so far. T. I.: the lane from the 2nd is mute. prod. Grisenger Theodor; Edition of Mauritius of Osipovich of Wolf. - SPb.: In type. M. O. Wolf, 1868. Page 269.

3. Uniform information resource of the Moscow charity. The most

important dates of the Russian charity. [Electronic resource]. URL: www.mosblago.ru (date of the address: On May 20, 2011)

4. Olsevich Yu.Ya. World history of economic thought. Volume 5. - M.:

Thought, 1994. [Electronic resource]. URL: www.booksite.ru (date of the address: On March 13, 2015)

5. Petty U. The treatise about taxes and fees. [Electronic resource]. URL:

www.ek-lit.org (date of the address: On March 13, 2015)

6. Republican council for questions of charity. Charity in figures and the

facts. [Electronic resource]. URL: www.blagort.ru (date of the address: On May 20, 2011)

7. Seneca L. A. About happy life. [Electronic resource]. URL: www.ancientrome.ru (date of the address: On February 26, 2015)

8. Smith A. Theory of moral senses. - M.: Republic. 1997. Page 24.

[Electronic resource]. URL: www.litmir.co (date of the address: On July 3, 2015)

9. Sokolova of N. Speshite to do good. Profile. March 14, 2011. [Ofits.

site]. URL: www.profile.ru (date of the address: On April 15, 2011)

10. Tkachyov V. N. The analysis of essence of money through a prism of the crisis phenomena. Financial business. 2011. No. 6 (155). Page 40-48.

11. Firsov of M. V. Istoriya of social work in Russia. [Electronic resource]. URL: www.kuchaknig.ru (date of the address: On May 3, 2011)

12. Encyclopedia of charity. St. Petersburg. Fund of D. S. Likhachev. [Electronic resource]. URL: www.encblago.lfond.spb.ru (date of the address: On April 15, 2011)

0 R U

£

R

n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.