Научная статья на тему 'Из интервью с Верховным муфтием Казахстана Абсаттаром-Хаджи Дербисали'

Из интервью с Верховным муфтием Казахстана Абсаттаром-Хаджи Дербисали Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из интервью с Верховным муфтием Казахстана Абсаттаром-Хаджи Дербисали»

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ВЕРХОВНЫМ МУФТИЕМ КАЗАХСТАНА АБСАТТАРОМ-ХАДЖИ ДЕРБИСАЛИ

В середине сентября 2006 г. в столице Казахстана Астане прошел Второй конгресс лидеров мировых и традиционных религий. В работе форума, посвященного вопросам международной безопасности, свободы вероисповедания и установления религиозного диалога, приняли участие 43 делегации из более чем 20 стран Европы, Ближнего Востока, Америки, представляющие все религии мира. Три года назад здесь же, в Астане, выступая на закрытии Первого конгресса, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что все участники встречи сошлись во мнении: экстремизм, сепаратизм, терроризм и другие формы насилия «во имя религии» не имеют ничего общего с истинным пониманием веры. А межрелигиозный диалог является одним из ключевых способов общественного развития и улучшения благосостояния народов.

Второй форум духовных лидеров стал логическим продолжением курса на укрепление религиозной и культурной толерантности. Примечательно, что призыв к взаимопониманию между религиями прозвучал в только что открытом Дворце мира и согласия - пожалуй, единственном сооружении на постсоветском пространстве, под крышей которого разместились молельные комнаты для мусульман, христиан и иудеев.

Кстати, глава республики предложил лидерам мировых и традиционных религий раз в год читать в стенах Дворца лекции. По мнению Назарбаева, «если мировые лидеры ислама, христианства, буддизма, индуизма, даосизма, иудаизма, конфуцианства или синтоизма ежегодно будут нести свое слово мира и согласия моим соотечественникам, это станет одним из ярких духовных явлений Евразии». На территории Казахстана никогда не было религиозных войн. Тем не менее здесь хорошо понимают, что религия может стать либо прочной основой для безопасности и стабильности, либо послужит искрой, способной разжечь планетарный конфликт. На какой вариант больше шансов сегодня? На этот и другие вопросы отвечает Верховный муфтий Казахстана Абсаттар-хаджи Дер-бисали.

Олег Квятковский, журналист

Вопрос: Вся 1250-летняя история ислама на казахстанской земле убедительно свидетельствует о том, что он явился мощным фактором сохранения мира, духовной консолидации общества. Пример нашей страны убеждает: несмотря ни на что, религия может стать основой объединения людей в любви и мире.

Ответ: Глава любой религиозной организации Казахстана может подтвердить факт возрождения и духовного подъема возглавляемой им общины. Это является красноречивым свидетельством успешных усилий нашего государства в деле сохранения мира, согласия и стабильности общества, одним из главных достижений Казахстана. Идеи мира в республике получают практическую реализацию через принятие соответствующих законодательных актов, создание необходимых государственно-общественных структур. В решение этих жизненно важных вопросов вносим свой вклад и мы, осознавая свою большую ответственность за недопущение экстремизма на национальной и религиозной почве, за установление лояльных взаимоотношений между верующими различных религий.

Вопрос: Все это так. Но религиозные лидеры уже давно умеют разговаривать друг с другом. Однако ни религиозные фанатики, ни террористы их не слышат...

Ответ: Но диалог наш слышат люди. И люди могут выбирать...

Вопрос: Как простому мусульманину понять, где «правильная» трактовка ислама, а где «неправильная»?

Ответ: Правильное понимание ислама предполагает, что люди, которые считают себя мусульманами, словом и делом не должны нарушать принципы, изложенные в Священной Книге Аллаха и хадисах его посланника. В высоких и правильных указаниях, которые они содержат, определены образ жизни и весь необходимый комплекс действий мусульманина.

Вопрос: Чем дальше, тем назойливее звучат такие термины, как «исламский джихад», «радикальный ислам», «исламисты». Вам не кажется, что при помощи таких ярлыков некие силы стараются представить почти полтора миллиарда последователей одной из основных религий мира как некую зловредную секту?

Ответ: Сами по себе термины, которые вы привели, в семантическом плане идеологически нейтральны, они не несут никакого ценностного смысла. Например, понятие «джихад» вовсе не означает священную войну против неверных, а выражает прежде всего борьбу с низменными личными страстями, и лишь затем - справедливую борьбу за веру, за родину. Но недоброжелатели ислама стараются придать этим понятиям негативный смысл в контексте процессов глобализации. Перемены, происходящие во многих регионах планеты, вызывают не столько конфронтацию традиционных религий и раскол цивилизаций, сколько кризис стандартов и ценностей, образа и стиля жизни.

Перед обществом остро встают вопросы выбора между авторитаризмом и демократией, восточными и западными ценностями. Дают о себе знать и своекорыстная политика стран так называемого «золотого миллиарда», их желание навязать свою систему экономических, политических, правовых отношений. В ходе подобной конфронтации и возникают движения фундаменталистского толка. Подавляющее же большинство мусульман остается на позиции традиционного ислама, который дает оправдание сложившемуся в мире статус-кво и не предполагает резких трансформаций. Попытки навязать абстрактные концепции без учета культурных, социальных, экономических и политических особенностей конкретной страны вызваны тем, что для многих на Западе окончание «холодной войны» является не просто поражением коммунистических режимов, а триумфом и доказательством «правильности» западных систем и ценностей. Рассматривая через эту призму события в других регионах мира, в том числе исламских, они начинают создавать собственные мифы, проявляют миссионерское рвение, стремятся переделать весь мир в своих геополитических интересах. Я хочу напомнить: радикалы существуют как в исламском, так и западном мире.

Вопрос: Можно оспаривать искаженную терминологию, в том числе миф об агрессивном характере ислама. Но от этого само стремление «столкнуть» религиозные течения не исчезнет!

Ответ: Миф об агрессивном характере ислама может быть убедительно оспорен. Достаточно вспомнить его основные нравственные нормы, запрещающие любые проявления расизма и диктующие уважение к иным вероисповеданиям.

Вопрос: Сейчас вам могут напомнить и о «Братьях-мусульманах», и о других подобных организациях...

Ответ: Ну что же, пусть напомнят. «Братья-мусульмане» появились в Египте в конце 20-х годов прошлого века. Основателем этой организации был Хасан аль-Банна, избравший эмблемой Священный Коран между двумя скрещенными мечами. Вообще это кощунственно уже само по себе. Он политизировал ислам, избрав главным средством реализации своей цели терроризм. Деятельность этой организации запрещена во многих мусульманских странах. Меня искренне удивляют все публикации в СМИ, повествующие об «исламской угрозе». Ведь почему-то никогда и нигде не говорят о «буддийской угрозе», хотя у многих в памяти злодеяния секты «АУМ Синрике». Возглавлявший ее Секо Асахара постоянно подчеркивал свою духовную связь с буддизмом. Нельзя террористическую деятельность конкретных религиозных организаций отождествлять с духом ислама или буддизма. Легко заметить, что среди террористов есть представители всех религий.

Вопрос: Лидеры террористов и экстремистов спекулируют на религиозных идеях. Что этому может противопоставить традиционный ислам?

Ответ: Терроризм как явление сложен и разнообразен. Он имеет под собой в первую очередь определенные политические, социальные основания, религиозный фактор здесь играет второстепенную роль. Тем не менее наша общая задача - понять самим и объяснить нашей пастве, что религиозные различия между людьми еще не повод для совершения ими террористических актов. Объяснять это надо словом и делом, устранять религиозные факторы терроризма. Ислам ведь вообще не проводит различий между людьми по их национальной принадлежности, цвету кожи, знанию того или иного языка, он не делит народы на «лучшие» и «худшие». Вера - вот тот надежный фундамент, на котором должна строиться вся конструкция общечеловеческой цивилизации. Экстремизм, фанатизм, искаженные религиозные идеологии не отвечают сути истинного Божьего Слова, гуманистическому предназначению всех религий. Такое понимание не приходит в одночасье, но оно все равно даст свои результаты.

«НГ-религии», М., 4 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.