Научная статья на тему 'Из чего же сделаны наши юристы?'

Из чего же сделаны наши юристы? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из чего же сделаны наши юристы?»

ИСКУССТВО И ПРАВОСУДИ

ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАНЫ НАШИ ЮРИСТЫ?

Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593) - итальянский живописец, родился в семье миланского художника. С юных лет он помогал отцу создавать церковные росписи, а также специализировался на выполнении эскизов гобеленов и витражей. Добившись известности и авторитета, был приглашен ко двору императора Священной Римской империи Максимилиана II в Вену, а далее служил его преемнику Рудольфу II в Праге. Сохранилось около двух десятков работ художника того периода - экстравагантных портретов и специфических картин, выполненных в виде необычного сочетания предметов, растений и животных.

«Юрист» был написан в 1566 г. Кто изображен на полотне - достоверно не известно. Некоторые исследователи считают эту картину портретом Кальвина, который до церковной реформации активно занимался юриспруденцией. Но большинство говорит, что это - профессор правоведения, «оракул» права Ренессанса, выдающийся юрист Ульрих Цазий, которому, возможно, император Рудольф II подарил его портрет.

Современное восприятие облика «Юриста» не всегда доброжелательное — нередки попытки найти скрытые намерения Арчимбольдо через живописную сатиру показать пороки юридического сословия: «Это портрет убежденного ученого, все лицо которого съедено французской болезнью настолько, что фактически лишь несколько волосков остались на его подбородке. Живописец скомпоновал его лицо только из мяса и жареной рыбы, и получилась такая удачная картина, что каждый, кто на нее смотрит, тотчас же узнает настоящее лицо юриста!». Встречаются и такие рассужде-

ния: «Это человеческое лицо действительно выглядит отвратительно, особенно глаз общипанного, но все еще живого цыпленка, который стал глазом и мужчины на портрете. Несмотря на то что одет он в дорогой плащ, тело юриста состоит лишь из толстых книг и папок».

Искать скрытые смыслы в уникальном творчестве художника XVI в. - занятие увлекательное, но не плодотворное. Мы смотрим современным взглядом, уже впитавшем абстрактное искусство и сюрреализм, на события четырехсотлетней давности так, будто всюду должна быть интрига, подвох, тайная аллегория. Возможно, и так, если бы Джузеппе Арчимбольдо не был бы придворным художником, работы которого служили не императорскими дарами, а комическими карикатурами, высмеивающими нравы европейской жизни. Сложность оценки его деятельности и в том, что после смерти художника был утерян интерес к его творчеству. Вероятно, оно было просто непонятно тому поколению, которое следовало за ним, ибо в нем нередко видели всего лишь «клоуна от искусства», писавшего странные, курьезные, фантастические картины, из которых лишь немногие дошли до нашего времени.

Тем не менее сегодня Арчимбольдо признается гением не столько благодаря тонкости и реалистичности имитации изображаемых предметов, сколько в силу блестящей и остроумной фантазии художника - через связь отдельных предметов показать суть явления. В свое время ему это удалось! Остается интересным только одно - как художник изобразил бы современного юриста?

Д. Зотов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.