Научная статья на тему '«Из Академии в Академию»: жизненный путь профессора Ленинградской духовной академии К. А. Сборовского (1883–1965)'

«Из Академии в Академию»: жизненный путь профессора Ленинградской духовной академии К. А. Сборовского (1883–1965) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
К. А. Сборовский / Ленинградская духовная академия и семинария / преемственность / основное богословие / апологетика / митрополит Григорий (Чуков) / митрополит Никодим (Ротов) / K. A. Sborovsky / Leningrad Theological Academy and Seminary / continuity / fundamental theology / apologetics / Metropolitan Gregory (Chukov) / Metropolitan Nikodim (Rotov)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николай Александрович Тарнакин

В статье на основании архивных и опубликованных материалов реконструируется биография выпускника Санкт-Петербургской духовной академии, профессора основного богословия Ленинградской духовной академии Константина Александровича Сборовского (1883–1965). Для целей статьи описание разделено на три периода: до 1917 г., после революции и период его деятельности в Ленинградской духовной академии (ЛДА). Показано, что К. А. Сборовский прошел классический путь получения духовного образования (училище, семинария, академия), однако затем решил закончить историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и дальнейшую преподавательскую деятельность посвятить русскому языку и литературе. После революции К. А. Сборовский продолжает читать те же дисциплины, совмещая преподавание с общественной работой. В ЛДА с 1946 г. он становится преподавателем основного богословия. Педагогическая деятельность К. А. Сборовского с 1946 по 1957 гг. весьма насыщенна: помимо главного предмета он преподает русский и церковнославянский языки, Св. Писание Нового Завета, читает лекции в Боннском университете и др. Также К. А. Сборовский выполняет административные функции секретаря Педагогического Совета Академии, секретаря Ученого Совета, секретаря Совета Деканов. В заключение статьи ставится ряд вопросов, требующих углубленного изучения. Делается вывод, что реконструкция биографий первого поколения преподавателей возрожденной Академии дает богатейший материал для дальнейших исследований и публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Николай Александрович Тарнакин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“From Academy to Academy”: the Life Path of Professor of Leningrad Theological Academy K. A. Sborovsky (1883–1965)

Drawing on archival and published materials the article reconstructs the biography of a graduate of St. Petersburg Theological Academy, Professor of fundamental theology at Leningrad Theological Academy Konstantin Aleksandrovich Sborovsky (1883–1965). For the purposes of the article, the life story is divided into three periods: before 1917, after the revolution and the period of his activity in Leningrad Theological Academy (LTA). K. A. Sborovsky received theological education in a classical way (school, seminary, academy), but then decided to graduate from the Faculty of History and Philology of St. Petersburg University and devote his further teaching career to the Russian language and literature. After the revolution, K. A. Sborovsky continued teaching the same disciplines, combining teaching with social work. At LTA in 1946 he became a lecturer of fundamental theology. Pedagogical activities of K. A. Sborovsky from 1946 to 1957 were very rich: in addition to the major subject, he taught the Russian and Church Slavonic languages, the Holy Scriptures of the New Testament, delivered lectures at the University of Bonn, etc. Also, K. A. Sborovsky performed administrative functions of the secretary of the Pedagogical Council of the Academy, the secretary of the Academic Council, and the secretary of the Council of Deans. In conclusion, the article raises a number of questions that require in-depth study. It is concluded that the reconstruction of biographies of the first generation of professors of the revived Academy provides rich materials for further research and publications.

Текст научной работы на тему ««Из Академии в Академию»: жизненный путь профессора Ленинградской духовной академии К. А. Сборовского (1883–1965)»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 2 2024

Н.А. Тарнакин

«Из Академии в Академию»: жизненный путь профессора Ленинградской духовной академии К.А. Сборовского (1883-1965)

УДК 271.2(470.23-25)-756-9+929 DOI 10.47132/1814-5574_2024_2_29 EDN BCYMLH

Аннотация: В статье на основании архивных и опубликованных материалов реконструируется биография выпускника Санкт-Петербургской духовной академии, профессора основного богословия Ленинградской духовной академии Константина Александровича Сборовского (1883-1965). Для целей статьи описание разделено на три периода: до 1917 г., после революции и период его деятельности в Ленинградской духовной академии (ЛДА). Показано, что К. А. Сборовский прошел классический путь получения духовного образования (училище, семинария, академия), однако затем решил закончить историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и дальнейшую преподавательскую деятельность посвятить русскому языку и литературе. После революции К. А. Сборовский продолжает читать те же дисциплины, совмещая преподавание с общественной работой. В ЛДА с 1946 г. он становится преподавателем основного богословия. Педагогическая деятельность К. А. Сборовского с 1946 по 1957 гг. весьма насыщенна: помимо главного предмета он преподает русский и церковнославянский языки, Св. Писание Нового Завета, читает лекции в Боннском университете и др. Также К. А. Сборовский выполняет административные функции секретаря Педагогического Совета Академии, секретаря Ученого Совета, секретаря Совета Деканов. В заключение статьи ставится ряд вопросов, требующих углубленного изучения. Делается вывод, что реконструкция биографий первого поколения преподавателей возрожденной Академии дает богатейший материал для дальнейших исследований и публикаций.

Ключевые слова: К. А. Сборовский, Ленинградская духовная академия и семинария, преемственность, основное богословие, апологетика, митрополит Григорий (Чуков), митрополит Никодим (Ротов).

Об авторе: Николай Александрович Тарнакин

Магистр теологии, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии, помощник директора

Издательства СПбДА.

E-mail: tarnakin.n.a@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9218-346X

Для цитирования: Тарнакин Н.А. «Из Академии в Академию»: жизненный путь профессора Ленинградской духовной академии К. А. Сборовского (1883-1965) // Христианское чтение. 2024. №2. С. 29-41.

Статья поступила в редакцию 14.11.2023; одобрена после рецензирования 18.12.2023; принята к публикации 16.01.2024.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 2 2024

Nikolay A. Tarnakin

"From Academy to Academy": the Life Path of Professor of Leningrad Theological Academy K.A. Sborovsky (1883-1965)

UDK 271.2(470.23-25)-756-9+929 DOI 10.47132/1814-5574_2024_2_29 EDN BCYMLH

Abstract: Drawing on archival and published materials the article reconstructs the biography of a graduate of St. Petersburg Theological Academy, Professor of fundamental theology at Leningrad Theological Academy Konstantin Aleksandrovich Sborovsky (1883-1965). For the purposes of the article, the life story is divided into three periods: before 1917, after the revolution and the period of his activity in Leningrad Theological Academy (LTA). K. A. Sborovsky received theological education in a classical way (school, seminary, academy), but then decided to graduate from the Faculty of History and Philology of St. Petersburg University and devote his further teaching career to the Russian language and literature. After the revolution, K. A. Sborovsky continued teaching the same disciplines, combining teaching with social work. At LTA in 1946 he became a lecturer of fundamental theology. Pedagogical activities of K. A. Sborovsky from 1946 to 1957 were very rich: in addition to the major subject, he taught the Russian and Church Slavonic languages, the Holy Scriptures of the New Testament, delivered lectures at the University of Bonn, etc. Also, K. A. Sborovsky performed administrative functions of the secretary of the Pedagogical Council of the Academy, the secretary of the Academic Council, and the secretary of the Council of Deans. In conclusion, the article raises a number of questions that require in-depth study. It is concluded that the reconstruction of biographies of the first generation of professors of the revived Academy provides rich materials for further research and publications.

Keywords: K. A. Sborovsky, Leningrad Theological Academy and Seminary, continuity, fundamental theology, apologetics, Metropolitan Gregory (Chukov), Metropolitan Nikodim (Rotov).

About the author: Nikolay Aleksandrovich Tarnakin

Master of Theology, Postgraduate student of St. Petersburg Theological Academy; Assistant of the director

of the Publishing House of St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: tarnakin.n.a@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9218-346X

For citation: Tarnakin N. A. "From Academy to Academy": the Life Path of Professor of Leningrad Theological Academy K. A. Sborovsky (1883-1965). Khristianskoye Chteniye, 2024, no. 2, pp. 29-41.

The article was submitted 14.11.2023; approved after reviewing 18.12.2023; accepted for publication 16.01.2024.

Введение

В настоящей статье продолжается начатое автором ранее изучение вопроса преемственности образовательной и научной моделей дореволюционных академий и семинарий в ЛДАиС, поскольку говорить о «преемственности возрожденных духовных школ можно лишь благодаря преподавателям и выпускникам дореволюционных академий и семинарий» [Тарнакин, 2021, 386]; также продолжается исследование проблематики научно-богословского наследия преподавателей основного богословия СПбДА [Лушников, 2017; Лушников, 2021; Лушников, 2022; Лушников, 2023; Карпук, 2017] и ЛДА [Костромин, 2012; Лушников и др., 2020; Тарнакин, 2019; Тарнакин, 2020].

К первому поколению преподавателей возрожденной Ленинградской духовной академии принадлежит профессор основного богословия Константин Александрович Сборовский (1883-1965). Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, продолживший обучение в Санкт-Петербургском университете, Константин Александрович в 1946 г. вернулся в свою alma mater.

Его путь «из академии в академию» оказался необыкновенно богат на события, места и лица. Для целей настоящей статьи биография К. А. Сборовского разделена на три периода: до 1917 г., после революции и период его деятельности в ЛДА.

До 1917 года

Константин Александрович Сборовский родился в многодетной семье священника 24 сентября 1883 г. в с. Еваново (впоследствии пос. Еремково) Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (АСПбДА. Л. 7). Константин был шестым ребенком. Его отец, протоиерей Александр Георгиевич Сборовский, был настоятелем старинного храма Воскресения Христова в том же селе1.

Храм Воскресения Христова с. Еремково, 2020 г. Фото — Илья Смирнов (https://sobory.ru/photo/410291)

1 Сохранившееся до наших дней в перестроенном виде здание храма было возведено в 1769 г. (см.: [Еремково, 2023]).

В 1893 г. Константин закончил земскую школу в с. Еваново, а затем в 1898 г. — духовное училище в г. Бежецке Тверской губернии. В 1904 г. К. Сборовский закончил духовную семинарию в Твери2. После выпуска, 24 июля 1904 г., Правление семинарии рекомендовало в состав нового академического курса СПбДА одного воспитанника — Константина Сборовского (ЦГИА СПб. Ф.277. Оп.1. Д.224. Л. 1). По результатам вступительных экзаменов он был принят в число казеннокоштных студентов [ЖЗС СПбДА, 1905, 4-8]. В 1908 г. К. А. Сборовский, учившийся по историческому отделению, закончил СПбДА со степенью кандидата богословия по 1 разряду, с правом на соискание степени магистра богословия без новых устных испытаний (ЦГИА СПб. Ф. 405. Оп. 1. Д. 286. Л. 43); [ЖЗС СПбДА, 1908, 244-245]. Согласно разрядному списку выпускников LXV курса СПбДА от 23 июня 1908 г., К. А. Сборовский занимал восьмое место [ЖЗС СПбДА, 1908, 244-245].

О кандидатском сочинении К. А. Сборовского «Отношение христианства к культуре»3 мы можем судить лишь по отзыву ординарного профессора А. А. Бронзова (1858-1936/37), в котором недостатком работы указывается то, что «автор не пользовался иностранными пособиями... Не видно у него особенного пользования и литературой русскою.» [ЖЗС СПбДА, 1908, 291]. В то же время в отзыве отмечается и ряд положительных качеств работы: «автор хорошо воспользовался библейскими данными, постарался проникнуть в их смысл и значение. внимательно вдумывался в изучавшийся им вопрос» [ЖЗС СПбДА, 1908, 291]. Также проф. А.А. Бронзов характеризует некоторые умозаключения как вызывающие недоумения и возражения, но главные и существенные «в общем удобоприемлемы» [ЖЗС СПбДА, 1908, 291].

После окончания Академии К. А. Сборовский, обязанный по общему правилу отслужить шесть лет по духовно-учебной части, поступает в Санкт-Петербургский университет и одновременно подает в Св. Синод прошение об отсрочке обязательной службы. В студенты университета К. А. Сборовский зачислен 23 августа 1908 г., а синодальным определением от 13-21 августа 1908 г. ему предоставлена отсрочка (ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 52541. Л. 2, 3).

В 1910 г. К. А. Сборовский заканчивает славяно-русское отделение историко-филологического факультета4 с дипломом первой степени. Определением Св. Синода от 27-31 января 1912 г. он освобожден от обязательной службы по духовному ведомству при условии уплаты долга за содержание в Академии в размере 900 руб. посредством 10%-х вычетов из полученного дохода (ЦГИА СПб. Ф. 405. Оп. 1. Д. 286.

2 Любопытную косвенную оценку полученного им начального образования дал спустя несколько лет ордин. проф. А. А. Бронзов в своем отзыве на кандидатское сочинение К. А. Сборовского: «солидная подготовка, полученная автором во время его школьной жизни, расширившая его богословско-философский кругозор, помогла ему весьма существенно. <...> Автор много трудился, вдумчив и толков» [ЖЗС СПбДА, 1908, 291-292].

3 Сам текст диссертации не удалось обнаружить ни в Отделе рукописей РНБ (Ф. 573), ни в ЦГИА СПб (ф. 277).

4 Впоследствии К. А. Сборовский только его и указывал в сведениях о себе (ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 1).

1 •

• «Д!

/й' •

/ 1 л

/ V ©

# I / щ с

1т * е

К. А. Сборовский, 1908 г. (ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 52541. Л. 26)

Л. 20). Отметим, что в 1912 г. годовой доход К. А. Сборовского составлял 780 руб., т.о., без учета индексации выплачивать долг пришлось бы более 11,5 лет.

В апреле 1917 г. К.А. Сборовский вступает в брак с Татьяной Владимировной Бритневой (род. 21 ноября 1897 г.).

Преподавательская деятельность Константина Александровича связана с разнообразными учебными заведениями (в том числе высшими) Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Отметим, что К. А. Сборовский, во-первых, начинает преподавательскую деятельность еще будучи студентом университета, во-вторых, он, впоследствии преподававший в основном русский язык, в семинарском аттестате имел за «Русскую словесность» и «Историю русской литературы» лишь четверки.

Полный перечень учебных заведений, в которых К. А. Сборовский состоял преподавателем литературы, истории, русского и латинского языков, см. в Приложении № 1. До революции он в основном преподавал в школах, например в женских гимназиях, после 1917 г. — в основном в военных и технических институтах.

После революции

Трудовая деятельность К.А. Сборовского с 1918 по 1936 гг. заслуживает особого внимания, поскольку, помимо преподавательской деятельности, в его жизни появляются несколько неожиданные занятия.

Так, Сборовский был:

• Заведующим школой взрослых «Красный Ленинград» (01.10.1918-30.12.1930) (ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 3, 5 об.);

• Инструктором красноармейских чинов культурно-просветительского отделения Губвоенкомитета (15.09.1919-15.09.1920) (ЦГА СПб. Ф. Р-6690. Оп. 1-1. Д. 647; ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 2, 5 об.);

• Инструктором школьного отдела политотдела Управления военно-морских учебных заведений (1.09.1920-01.10.2021) (ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 2, 3, 5 об.);

• Членом тарифно-нормировочной комиссии (15.08.1921-01.09.1930) (ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 3);

• Членом тарифно-расценочной комиссии отдела образования 2-го городского района (01.09.1921-15.12.1936) (ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 6).

В 1923 г. на конференции преподавателей школ для взрослых К. А. Сборовский сделал доклад на тему «Стенгазета как один из методов политпросвет работы» (ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 3). Особо отметим, что в 1929 г., будучи заведующим курсами для взрослых «Красный Ленинград», Сборовский прошел чистку госаппарата и был оставлен в должности (ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 6 об.). При этом он не был членом ВКП(б) (ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 2.).

Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации (февраль 1942 г. — август 1944 г.), К.А. Сборовский работал учителем средней школы в своем родном поселке Еремково Калининской области (АСПбДА. Л. 3).

Деятельность в Ленинградской духовной академии

В начале сентября 1946 г. К.А. Сборовский приступает к работе в возрожденной ЛДА5. 8 сентября 1946 г. он назначается доцентом кафедры истории религиозной философии и русской религиозной мысли (кафедры истории религиозно-философской мысли). Также К. А. Сборовский преподает Основное богословие в семинарии и академии. Одновременно он становится секретарем Ученого Совета (АСПбДА. Л. 3, 8)6.

5 Об обстоятельствах приглашения К. А. Сборовского в Академию см. ниже.

6 О развитии богословской науки в ЛДА в первые годы ее существования см.: [Карпук, 2016].

В течение 1946-48 уч. гг. К. А. Сборовский читает лекции и составляет лекции-стенограммы по истории религиозно-философской мысли для студентов I и II курсов Духовной академии. В своем отчете Сборовский отмечает, что стремится «привлечь внимание у тому, как постепенно медленно и с трудом вырабатывалась та философская терминология, которая была использована в христианской догматике» (АСПбДА. Л. 13 об.). В 1950-51 уч. г., в связи с тем, что с февраля 1949 г. история философии была исключена из учебного плана Академии, К. А. Сборовский переработал лекции сначала в «Очерки по истории христианской апологетики» (Сборовский, 1951) для студентов I курса Академии, позже в «Курс Основного богословия (апологетики)» для МП курсов Академии (Сборовский, 1954а; Сборовский, 1954б; Сборовский, 1955а).

Обратим внимание, что несмотря на изъятие из учебного плана истории религиозно-философской мысли, работа в этом направлении продолжалась, например, на кафедре Византо-логии. Так, в 1955 г. К. А. Сборовский рецензи-

Проф. К. А. Сборовский в ЛДА ровал кандидатские сочинения «М. П. Погодин

и его значение в деле возрождения славянства» и «Иван Васильевич Киреевский как славянофил и богослов» (АСПбДА. Л. 78).

Обращает на себя внимание, что педагогическая деятельность К. А. Сборовского в ЛДА с 1946 по 1957 гг. отличалась чрезвычайной насыщенностью. При этом следует отметить, что нагрузка в течение каждого учебного года менялась, предметы переходили от одного преподавателя к другому, поэтому установить точные временные рамки преподавания дисциплин не представляется возможным. Таким образом, помимо преподавания Основного богословия, К. А. Сборовский:

1946-47 уч. г. — начал преподавать русский и церковнославянский языки;

1948-49 уч. г. — составил учебные руководства по Основному богословию (для заочников) и по Св. Писанию Нового Завета (Четвероевангелие, Соборные послания, Послания св. ап. Павла);

1949-51 гг. — был деканом кафедры филологии (К. А. Сборовский указывал в своей анкете преподавателя, что знает латинский и греческий языки (АСПбДА. Л. 5));

1950-51 уч. г. — начал преподавать Св. Писание (во 2-м классе).

Особо следует отметить, что в 1956 г. К.А. Сборовский был командирован в Западную Германию, где читал лекции в Боннском университете и в высших богословских школах в Вуппертале и Зосте [Парийский, 1965, 12-13], а годом ранее принимал участие во II международной конференции патрологов в Оксфорде (АСПбДА. Л. 3; Сборовский, 1955б; Парийский, 1965), представив доклад о св. Иустине Философе (Сбо-ровский, 1957).

Вскоре после начала работы в возрожденной ЛДА К. А. Сборовскому было поручено заниматься решением одной из насущных в то время проблем. 2 декабря 1947 г. Объединенный Педагогический Совет ЛДАиС постановил: «Организовать сводную группу из учеников 1, 2 и 3 классов Духовной Семинарии, не успевающих по русскому языку, вести с ними дополнительные занятия по два часа в неделю. поручить эти занятия доценту Сборовскому К.А.» (АСПбДА. Л. 12).

Однако спустя пять лет было признано, что проблема так и не решена. 30 августа 1952 г. Совет ЛДАиС постановил: «По примеру прошлых лет вести дополнительные занятия по Русскому языку с отстающими, вследствие слабой их подготовки, каковыми обыкновенно являются украинцы и белорусы, поручить указанные занятия Сбо-ровскому К. А. в количестве 4-х недельных часов».

В первые годы своего существования Академия предпринимала все возможное, чтобы активизировать научную деятельность профессорско-преподавательской корпорации. Немалая заслуга в этом деле принадлежит митр. Григорию (Чукову; 1870— 1955), который, в частности, способствовал защите преподавателями магистерских диссертаций. В отношении К. А. Сборовского это выглядело следующим образом.

27 мая 1951г. митр. Григорий направляет резолюцию в Совет ЛДАиС о том, что он ознакомился во всем объеме с трудами доцента К. А. Сборовского и предлагает выбрать следующие работы для представления к ученой степени магистра богословия (по совокупности педагогических трудов): 1) учебное руководство по Основному богословию (для заочников семинарии); 2) учебное руководство по Св. Писанию Нового Завета (Четвероевангелие, Соборные послания, Послания св. ап. Павла) (для семинаристов и заочников); 3) методическую записку к программе по русскому языку в духовных семинариях (1950); 4) докладную записку «О значении курса Истории философии в системе богословского образования» (1949); 5) ценный в историческом смысле большой труд по истории философии (стенограммы), прочитанный в 1946/47 уч. г. (757 стр.) и в 1947/48 уч. г. (1008 стр.). Также в резолюции отмечалось, что «попутно можно иметь в виду и прочие труды К. А. Сборовского по описанию деятельности некоторых лиц и его труды по истории литературы» (АСПбДА. Л. 36).

В ответ на резолюцию уже сам К. А. Сборовский 12 июня 1951 г. подает митр. Григорию прошение. Отмечая, что ранее он подавал на рассмотрение для соискания степени магистра богословия работу «Очерки по истории христианской апологетики», которую рассмотрели и на которую дали свои отзывы проф. прот. А. Осипов и проф. С. А. Купрессов, Константин Александрович просит разрешить переработать свой труд в соответствии с замечаниями, а не дорабатывать и подавать на защиту педагогические труды (АСПбДА. Л. 37). На данное прошение митрополитом была наложена положительная резолюция.

Спустя год, 4 июня 1952 г., К. А. Сборовский успешно защитил магистерскую диссертацию «Очерки по истории христианской апологетики», и 14 июля 1952 г. был утвержден Святейшим Патриархом Алексием I в степени магистра богословия (АСПбДА. Л. 68). Соответственно, с нового учебного года он был назначен на должность профессора.

Помимо педагогической нагрузки, К. А. Сборовский выполнял также ряд административных функций: секретарь Педагогического Совета Академии, секретарь Ученого Совета, секретарь Совета Деканов. Также 4 апреля 1951г. решением Совета ЛДАиС К. А. Сборовский был включен в Комиссию по унификации учебных планов для Духовных академий (АСПбДА. Л. 32) и в Комиссию по осуществлению штатно-окладной системы педагогического труда (АСПбДА. Л. 33), а 19 ноября 1952 г. избран в Комиссию по разработке применительно к условиям ЛДАиС проекта МДАиС «Положения о премиях за лучшие сочинения учащихся» (АСПбДА. Л. 42).

При этом, ввиду преклонного возраста (в сентябре 1953 г. ему исполнилось 70 лет), Константин Александрович постепенно оставляет некоторые должности: в сентябре 1951 г. — секретаря Педагогического Совета Академии и Совета Деканов (АСПбДА. Л. 38), в сентябре 1953 г. — секретаря Ученого Совета (АСПбДА. Л. 71, 72).

Корпорация ЛДАиС, 1949 г.

Также К. А. Сборовский старается освободиться от некоторых достаточно экзотических, на сегодняшний взгляд, обязанностей. В январе 1954 г. он обращается в Совет Академии со следующим заявлением: «По должности Секретаря Совета Академии я являлся ответственным за имеющийся в Духовной Академии авторотатор. С сентября 1953 г., по моему заявлению, Совет освободил меня от указанной должности, между тем до сих пор ответственность за авторотарор с меня не снята. Прошу Совет Академии поручить наблюдение за работой авторотатора другому лицу» (АСПбДА. Л. 73).

В 1957 г. состояние здоровья К. А. Сборовского ухудшается, и 27 декабря он подает заявление о переводе на пенсию в Совет ЛДАиС (АСПбДА. Л. 88), который, в свою очередь, обращается в Учебный комитет с просьбой ходатайствовать перед Патриархом о назначении Сборовскому пенсии (АСПбДА. Л. 94-94 об.). В итоге с 15 марта 1958 г. К.А. Сборовский освобожден от преподавания, ему назначено пособие (т.к. вопрос о церковных пенсиях еще не был разрешен) 2000 руб. в месяц (АСПбДА. Л. 96), при том что до увольнения профессор зарабатывал 4500 руб. в месяц (АСПбДА. Л. 100-101).

В марте 1958 г. Совет Академии постановил избрать проф. К.А. Сборовского почетным членом ЛДАиС (АСПбДА. Л. 97).

Говоря о личных качествах К. А. Сборовского и о нем как о преподавателе, приведем несколько различающихся отзывов. По словам проф. Л. Н. Парийского, «в отношении к людям, в частности к студентам, Константин Александрович был всегда приветлив, мягок, деликатен. К поручаемому делу относился усердно, был точен и исполнителен» [Парийский, 1965, 13].

Патриарх Алексий I (1877-1970), в декабре 1950 г. посетивший академические лекции, высказал замечания по поводу урока по апологетическому богословию доцента К. А. Сборовского. После лекции, «слишком подробно и скучно излагавшей студентам биографию Максима Грека, Святейший Патриарх заметил педагогу о недопустимости параллелизма в преподавании апологетического богословия и церковной истории, к которой и следовало отнести материал прочитанной лекции» [Церковное торжество, 1950, 18].

По воспоминаниям выпускника Академии, «Сборовский был интересный преподаватель, читал у нас апологетику. Одно время также философию — очень интересно преподавал. Он был большой знаток русской художественной литературы. Вел этот предмет у нас в семинарии, но раньше преподавал в университете. Пушкина

он почти всего знал на память, помнил хорошо содержание всего Толстого. В нашей Семинарии устраивались интересные литературные вечера. Он сам на них выступал с декламацией» [Сборовский, 2023]. Например, в 1947 г. в дни Пушкинских торжеств К. А. Сборовский сделал два доклада о творчестве великого русского поэта (ЦГА СПб. Ф. Р-9324. Оп. 2. Д. 12. Л. 48), а 20 ноября 1949 г. выступил на тему «Нравственные черты Евгения Онегина» (ЦГА СПб. Ф. Р-9324. Оп. 2. Д. 28. Л. 96).

Скончался К. А. Сборовский 28 августа 1965 г. на 83-м году жизни, «как истинный христианин, спокойно, в полном сознании, простившись с своей женой.» [Парийский, 1965, 13]. 1 сентября в академическом храме ап. и ев. Иоанна Богослова митр. Никодим (Ротов; 1929-1978) возглавил заупокойную Литургию и отпевание. По шестой песни канона слово произнес ученик почившего доцент-протоиерей Василий Стойков (1929-2020). Похоронен К. А. Сборовский на Красненьком кладбище Ленинграда.

Отпевание проф. К. А. Сборовского

При изучении биографии К. А. Сборовского неизбежно возникает ряд вопросов.

Во-первых, кем и как он был приглашен в Академию? Как следует из некролога Л. Н. Парийского, Сборовский «в 1946 году по приглашению митрополита Ленинградского Григория. пришел в восстановленную духовную академию, где ему было поручено преподавание Основного богословия» [Парийский, 1965, 12]. 9 сентября состоялось первое заседание Объединенного педагогического совета, на котором было заслушано сообщение о назначении доцентом Академии К. А. Сборовского ((АСПбДА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1: ЖЗС ЛДА. Л. 236), цит. по: [Шкаровский, 2015, 391]), при том что остальные преподаватели были утверждены в должностях с 1 сентября и собраны на организационное собрание 4 сентября ((АСПбДА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1: ЖЗС ЛДА. Л. 1735), цит. по: [Шкаровский, 2015, 390-391; Сорокин, 2006, 13-14]). Был ли митрополит лично знаком с ним или позвал его по чьей-то рекомендации? Как человек, о котором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не упоминается в перечне приглашаемых в Академию преподавателей, оказывается вдруг не только доцентом, но секретарем Ученого Совета?

Во-вторых, каковы мотивы приглашения именно К. А. Сборовского? Дело в том, что после окончания Академии в 1908 г. Константин Александрович ни одного дня не преподавал богословские дисциплины (воскресная школа до 1913 г. не в счет). В течение почти 36 лет он преподавал только литературу, историю, русский и латинский языки (т. е. согласно своему университетскому образованию7). Почему же в ЛДА он начинает прежде всего преподавать Основное богословие и философию?

В-третьих, К. А. Сборовский два года, до 1948 г., совмещает работу в ЛДА с преподаванием в Педагогическом институте им. А. И. Герцена, причем преподает там литературу и языки. Почему же он сразу, в 1946 г., не ушел — или не был уволен — из института, когда стал преподавателем Духовной академии?

В-четвертых, в анкетах К.А. Сборовский указывал, что имел медаль «За победу над Германией» (АСПбДА. Л. 4). Однако, согласно статуту этой медали [Сборник законодательных актов, 1987, 143-145], учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 г., ею награждались военнослужащие и лица штатного состава, принимавшие непосредственное участие в рядах Красной армии, выбывшие по ранению и болезни и т.д. Данных о том, что Сборовский воевал, нет8. Сам он в анкете указывал, что находился в эвакуации (февраль 1942 — август 1944 гг.) в Калининской области (АСПбДА. Л. 3). В то же время, согласно дополнению к Положению о медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», ею также награждался личный состав органов Народного комиссариата внутренних дел СССР и Народного комиссариата государственной безопасности СССР [Сборник законодательных актов, 1987, 143]. Таким образом, ситуация с награждением Сборов-ского указанной медалью представляется неясной.

Далее возникает несколько частных вопросов, следующих из контекста полностью собранной биографии К. А. Сборовского. Прежде всего это вопрос, почему выпускник Духовной академии, работавший в 1920-1930-е гг. в столь серьезных организациях, как Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе, Промышленная академия им. И. В. Сталина, Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского, Высшая военно-морская офицерская школа, Юридический институт им. М. И. Калинина, не был репрессирован? Как он вообще умудрился работать в этих организациях, будучи беспартийным? Почему в 1946 г., перед приходом в ЛДА, Сборовский оставил все прежние места работы, за исключением Института им. Герцена?..

Заключение

В настоящей работе реконструирована значительная часть биографии профессора основного богословия ЛДА К. А. Сборовского (1883-1965). При этом выявлены проблемные поля для дальнейших углубленных исследований. Одни из них относятся к сфере преподавания основного богословия (вопросы о том, почему учитель русского языка преподавал основное богословие и религиозную философию), другие — к изучению истории СССР (вопросы о получении медали, о беспартийности и репрессиях).

Как представляется, полученные результаты по изучению биографий первого поколения преподавателей возрожденной ЛДА дают богатейший материал для дальнейшего исследования и публикаций. В то же время они ставят ряд вопросов как по истории Русской Православной Церкви в целом, так и по истории Санкт-Петербургских Духовных школ в частности.

7 В апреле 1952 г. в своей анкете Сборовский указал, что получает пенсию «за выслугу лет», «за 25 лет службы учителем (в 1933 г.)» в размере 150 руб. в месяц.

8 Автором статьи был сделан запрос в Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина). Ответ от 4 июня 2021 г. гласил, что «в находящемся на хранении в архиве деле. (фонд 3, опись 1, дело 1635) сведений о награждении Сборовского К. А. не содержится».

Приложение № 1

Полный перечень учебных заведений, в которых состоял преподавателем К. А. Сборовский

• Воскресная школа Общества распространения религиозно-нравственных знаний в духе Православной Церкви при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала (01.09.1908-01.10.1911) (АСПбДА. Л.3; ЦГИА СПб. Ф. 15. Оп.2. Д. 1042А; ЦГИА СПб. Ф. 405. Оп. 1. Д. 286. Л. 29);

• Торговая школа А. И. Янсона (15.09.1908-1.09.1909) (ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 5 об.);

• Реальное училище на Невском, 147 (Санкт-Петербург) (1.09.1909-1.09.1912) (АСПбДА. Л. 2, 7, 9; ЦГИА СПб. Ф. 405. Оп. 1. Д. 286; ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 5 об.);

• Мариинская и Коломенская женские гимназии (01.09.1910-01.11.1918) (АСПбДА. Л. 2, 7, 9; ЦГИА СПб. Ф. 405. Оп. 1. Д. 286; ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 5 об.);

• 12-я мужская гимназия Министерства народного просвещения (16.08.19111913; Санкт-Петербург, Невский пр-т) (АСПбДА. Л. 2; ЦГИА СПб. Ф. 15. Оп. 2. Д. 1042А);

• Павловский женский институт (01.10.1912-1917; Санкт-Петербург) (АСПбДА. Л. 2, 7, 9; ЦГИА СПб. Ф. 15. Оп. 2. Д. 1042А);

• Екатерининская женская гимназия (с 09.1913; Санкт-Петербург) (АСПбДА. Л. 2; ЦГИА СПб. Ф. 15. Оп. 2. Д. 1042А);

• Александровский (Смольный) институт (1912-1917; Санкт-Петербург) (АСПбДА. Л. 2, 7, 9; ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп. 1. Д. 18541);

• Коммунистический университет (1920-1923; Ленинград) (АСПбДА. Л. 9; ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 3);

• Рабфак Технологического и Электротехнического институтов (08.12.191915.03.1922; Ленинград) (АСПбДА. Л. 2, 7, 9; ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 5 об.);

• Рабфак Химико-технологического института (20.01.1920 — не ранее 30.09.1935; Ленинград) (ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 5 об., 6 об.);

• Рабфак института инженеров путей сообщения (1921) (АСПбДА. Л. 9; ЦГА СПб. Ф. Р-2928. Оп. 1. Д. 1015);

• Военно-морское политическое училище им. Рошаля (01.10.1921-15.04.1927; Ленинград) (АСПбДА. Л. 2, 7, 9; ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 2, 3, 5 об.);

• Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (15.10.1924-01.10.1926) (АСПбДА. Л. 2; ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 5 об.);

• Курсы красных хозяйственников (1927) (ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 3);

• Рабфак Электротехнического института (01.09.1927-01.09.1933; Ленинград) (ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 5 об.);

• Промышленная академия им. И. В. Сталина Академии тяжелой промышленности (01.07.1929-1935; Ленинград) (АСПбДА. Л. 3, 8, 9; ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 5 об.);

• Промышленная академия им. С. М. Кирова Академии легкой промышленности (01.09.1930-20.03.1938; Ленинград) (АСПбДА. Л. 3, 8, 9; ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 5 об., 11);

• Заочная промышленная академия (15.09.1930-30.10.1933) (ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. Л. 5 об.);

• Высшее Военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского (1934-1940; Ленинград) (АСПбДА. Л. 2, 7, 9);

• Высшая Военно-морская офицерская школа (в/ч 95206) (01.08.1944-15.12.1946; Ленинград) (АСПбДА. Л. 3, 7, 9)

• Юридический институт им. М. И. Калинина (1936-1942; Ленинград) (АСПбДА. Л. 3, 8, 9);

• Институт иностранных языков им. Покровского (1938-1942; Ленинград) (АСПбДА. Л. 3, 8);

• Педагогический институт им. А. И. Герцена (по возвращении из эвакуации, 1944-1948; Ленинград) (АСПбДА. Л. 3, 8, 9).

Источники и литература

Источники

1. АСПбДА — Архив Санкт-Петербургской духовной академии. Личное дело Константина Александровича Сборовского.

2. ЦГА СПб — Центральный государственный архив Санкт-Петербурга.

ЦГА СПб. Ф. Р-2889. Оп. 3. Д. 195. 14 л.: Сборовский Константин Александрович. ЦГА СПб. Ф. Р-2928. Оп. 1. Д. 1015. 5 л.: Сборовский Константин Александрович. ЦГА СПб. Ф. Р-6690. Оп. 1-1. Д. 647. 13 л.: Личное дело сотрудника Губвоенкомата. Сборовский Константин Александрович.

ЦГА СПб. Ф. Р-9324. Оп. 2. Д. 12. 238 л.: Переписка с канцелярией митрополита. ЦГА СПб. Ф. Р-9324. Оп. 2. Д. 28. 100 л.: Переписка с Ленинградской духовной семинарией и академией.

3. ЦГИА СПб — Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. ЦГИА СПб. Ф. 15. Оп. 2. Д. 1042А. 2 л.: Сборовского Константина Александровича. ЦГИА СПб. Ф. 2. Оп. 1. Д. 18541. 2 л.: Личное дело Сборовского Константина Александровича, преподавателя русского языка.

ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 224. 3 л.: Сборовский Константин Александрович. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 52541. 39 л.: Сборовский Константин Александрович. ЦГИА СПб. Ф. 405. Оп. 1. Д. 286. 44 л.: Дело о службе с приложением формулярного и послужного списков. Сборовский Константин Александрович, преподаватель русского языка Коломенской гимназии.

4. Сборовский (1951) — Сборовский К.А. Очерки по истории христианской апологетики. Л., 1951. [Машинопись; Библиотека СПбДА].

5. Сборовский (1954а) — Сборовский К.А Курс Основного богословия (апологетики).

I курс Духовной Академии. Л., 1954. [Машинопись; Библиотека СПбДА].

6. Сборовский (1954б) — Сборовский К.А Курс Основного богословия (апологетики).

II курс Духовной Академии. Л., 1954. [Машинопись; Библиотека СПбДА].

7. Сборовский (1955а) — Сборовский К.А Курс Основного богословия (апологетики).

III курс Духовной Академии. Л., 1955. [Машинопись; Библиотека СПбДА].

8. Сборовский (1955б) — Сборовский К.А Вторая международная конференция патрологов в Оксфорде // ЖМП. 1955. № 11. С. 64-66.

9. Сборовский (1957) — Сборовский К.А. Святой Иустин Философ и Мученик как Апологет // Studia Patrística. Berlin, 1957. Vol. II. P. 366-367.

Литература

10. Еремково (2023) — Еремково (Еваново, Николаевский-Поддубский погост) — Воскресенская церковь // Православные храмы Тверской земли. URL: http://hram-tver.ru/index. php/khramy-tverskoj-oblasti/udomelskij-rajon/1858-eremkovo-evanovo-nikolaevskij-poddubskij-pogost-voskresenskaya-tserkov (дата обращения: 25.03.2024).

11. ЖЗС СПбДА (1905) — Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1904-1905 учебный год (в извлечении). СПб.: Типография М. Меркушева, 1905.

12. ЖЗС СПбДА (1908) — Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1907-1908 учебный год. СПб.: Типография М. Меркушева, 1908.

13. Карпук (2016) — «В современных учебных заведениях им зажжена лампада знания перед алтарем Вечной Истины». Документы по истории развития богословской науки в Ленинградской Духовной Академии в первые годы ее существования (вступ. статья, публ. и примеч. Д.А Карпука) // Христианское чтение. 2016. №4. С. 110-156.

14. Карпук (2017) — Карпук Д.А Научно-исследовательская и педагогическая деятельность Н.М. Малахова. Период 1911-1918 гг. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2017. № 1. С. 8-17.

15. Костромин (2012) — Костромин К., прот. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) как студент, ректор и профессор Санкт-Петербургских (Ленинградских) духовных школ // Христианское чтение. 2012. № 2. С. 6-42.

16. Лушников (2017) — Лушников Д.Ю., свящ. Критический разбор курса основного богословия преподавателя Петроградской духовной академии Нила Михайловича Малахова (1884-1934) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2017. № 1. С. 18-24.

17. Лушников (2021) — Лушников Д. Ю, свящ. Учение о принципах богословского познания в основном богословии архиепископа Никанора (Бровковича; 1826-1890) // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 192-206.

18. Лушников (2022) — Лушников Д. Ю, свящ. Святитель Иннокентий (Борисов) как родоначальник отечественного академического основного богословия // Христианское чтение. 2022. №4. С. 98-115.

19. Лушников (2023) — Лушников Д.Ю., свящ. Естественная теология в богословском наследии святителя Иннокентия (Борисова) // Вопросы теологии. 2023. Т. 5. № 2. С. 263-286.

20. Лушников и др. (2020) — Лушников Д., свящ., Костромин К., прот., Палюлин Е, прот., Фирсов С.Л., Тарнакин Н.А. Материалы круглого стола, посвященного 20-летию со дня кончины архиепископа Михаила (Мудьюгина) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (5). С. 86-108.

21. Парийский (1965) — Парийский Л.Н. Памяти К.А. Сборовского // ЖПМ. 1965. №10. С. 12-13.

22. Сборник законодательных актов (1987) — Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР: по состоянию на 1 янв. 1987 г. М.: Известия, 1987. 334 с.

23. Сборовский (2023) — Сборовский Константин Александрович // Санкт-Петербургская Духовная Академия. URL: https://spbda.ru/professors/honorary-members/sborovskij-konstantin-aleksandrovich (дата обращения: 25.03.2024).

24. Сорокин (2006) — Сорокин В., прот. 60-летие возрождения духовных школ в Санкт-Петербурге // Христианское чтение. 2006. № 26. С. 13-14.

25. Тарнакин (2019) — Тарнакин Н.А. Отдельные аспекты богословского наследия архиепископа Михаила (Мудьюгина) (1912-2000) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 2 (4). С. 216-236.

26. Тарнакин (2020) — Тарнакин Н.А. К вопросу об отношении архиепископа Михаила (Мудьюгина) к евхаристическому богословию. По материалам межхристианских богословских собеседований // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 2 (6). С. 62-72.

27. Тарнакин (2021) — Тарнакин Н.А. К вопросу о преемственности образовательной и научной моделей дореволюционных духовных школ в Ленинградской духовной академии и семинарии (вторая половина 1940-х годов) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2021. № 3 (8). С. 386.

28. Церковное торжество (1950) — Церковное торжество в Ленинграде // ЖПМ. 1950. № 1. С. 18.

29. Шкаровский (2015) — Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские Духовные школы в XX-XXI вв. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2015. Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.