Научная статья на тему 'Иванов Василий Васильевич: Наставления баптистского старца'

Иванов Василий Васильевич: Наставления баптистского старца Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Василий Иванов-Клышников / история российского баптизма / журнал «Баптист» / баптистское движение в России. / Vasily Vasilyevich Ivanov / Russian Baptist movement / history russian baptist presbyters / evangelism movement.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Константин Харченко

Данная статья посвящена жизни и творчеству одного из патриархов российского баптистского движения Василия Васильевича Иванова. Биография этого удивительного человека может послужить ярким примером жизни настоящего служителя Божьего. За свою долгую службу он был пресвитером и благовестником, страдавшим за свою веру. Кроме этого в статье проведен анализ творчества Василия Васильевича, его многочисленных публикаций. Здесь мы можем увидеть темы, которые волновали верующих в начале ХХ века: вопросы учения, церковная дисциплина, построения церковных структур, особенности служения. Многие из этих тем актуальны и в наше время. Надеемся, что данная статья будет полезна каждому христианину, занимающемуся служением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ivanov Vasily Vasilievich. The Baptist Elder’s Instructions

This article is devoted to the life and work of one of the patriarchs of the Russian Baptist movement Vasily Vasilyevich Ivanov. The biography of this amazing person can serve as a vivid example of the life of a real servant of God. During his long service, he was a presbyter and evangelist who suffered for his faith. In addition, the article analyzes the work of Vasily Vasilyevich, his numerous publications. Here we can see the topics that worried believers at the beginning of the twentieth century: issues of doctrine, church discipline, building church structures, and the specifics of ministry. Many of these topics are still relevant today. We hope that every Christian in the ministry will find this article helpful.

Текст научной работы на тему «Иванов Василий Васильевич: Наставления баптистского старца»

КОНСТАНТИН ХАРЧЕНКО

ИВАНОВ

Василий Васильевич

§ Наставления баптистского старца

ш <t

о Аннотация: Данная статья посвящена жизни и творчеству одного из

q патриархов российского баптистского движения Василия Васильевича

Иванова. Биография этого удивительного человека может послужить ® ярким примером жизни настоящего служителя Божьего. За свою

^ долгую службу он был пресвитером и благовестником, страдавшим за

g свою веру. Кроме этого в статье проведен анализ творчества Василия

^ Васильевича, его многочисленных публикаций. Здесь мы можем увидеть

Я темы, которые волновали верующих в начале ХХ века: вопросы учения,

z церковная дисциплина, построения церковных структур, особенности

служения. Многие из этих тем актуальны и в наше время. Надеемся, что данная статья будет полезна каждому христианину, занимающемуся служением.

Ключевые слова: Василий Иванов-Клышников, история российского баптизма, журнал «Баптист», баптистское движение в России.

«Ivanov Vasily Vasilievich. The Baptist Elder's Instructions» Abstract: This article is devoted to the life and work of one of the patriarchs of the Russian Baptist movement Vasily Vasilyevich Ivanov. The biography of this amazing person can serve as a vivid example of the life of a real servant of God. During his long service, he was a presbyter and evangelist who suffered for his faith. In addition, the article analyzes the work of Vasily Vasilyevich, 21o his numerous publications. Here we can see the topics that worried believers

at the beginning of the twentieth century: issues of doctrine, church discipline, building church structures, and the specifics of ministry. Many of these topics are still relevant today. We hope that every Christian in the ministry will find this article helpful.

Keywords: Vasily Vasilyevich Ivanov, Russian Baptist movement, history russian baptist presbyters, evangelism movement.

Константин Харченко, бакалавр богословия, магистр истории, христианский историк исследователь, автор многих статей в альманахе «Богомыслие», проповедник церкви ЕХБ (г. Краснодар, Россия).

Василий Васильевич Иванов-Клышников

[1] Территория современного Азербайджана.

[2] Попов, В. В. Духовной жаждою томим / Сайт «Equalibra». — URL: https:// equalibra.org/read/#1069/1/33.3. (дата обращения: 29.08.2019).

[3] Соколов Е. В. В. Иванов // Братский вестник. — 1982. — №1. — С. 47

[4] Плетт И. И. Здесь терпение и вера святых. — Издательство «Христианин» МСЦ

ЕХБ, 2010. - Т. 1. - С. 82.

т

♦ Василий Васильевич Иванов-Клышников по праву считается одним из пионеров евангельско-баптистского братства. В современной историографии он не особенно известен. Однако, в свое время его имя было широко известно в как в Союзе баптистов, так и в Союзе евангельских христиан. Одаренный служитель, миссионер, благовестник, пресвитер, он, безусловно, оставил свой значительный вклад в истории отечественного евангельско-баптистского движения.

Василий Васильевич Иванов родился 13 августа 1846 года, в селе Ново-ивановка Елизаветпольской губернии [1]. Отец его — Ефим Клышников был известным молоканским служителем. В свое время Ефим Клыш- ш

ников, скрываясь от преследований, бежал из Тамбовской губернии в ^

Закавказье, на границу с Персией. Там он сменил себе имя и фамилию о

на Василий Иванов[2]. Впоследствии его сын — Василий Васильевич в 03

отдельных документах писался как Иванов-Клышников, в память об ^

исторической фамилии. Впрочем, публикуя свои статьи в журналах, он §

подписывался как В. В. Иванов. Таким же образом писалась его фами- ш

лия и в отчетах баптистских съездов. Поэтому мы решили остановиться о

на таком варианте его фамилии. <

В семье Василий был старшим из шести детей. Когда ему было 17 лет, б

умер его отец. Василию пришлось взять всю заботу о семье на себя. Отец ^

успел привить Василию живой интерес к Писанию. Уже в то время он £

отличался тягой к благочестию и кротким характером. Все это привело к х

тому, что уже в этом возрасте Иванов пользовался большим уважением в х

молоканских общинах[3]. о

о

В 1866 году, посещая родственников в Бакинской губернии, Иванов ^

встретил одного из водных молокан, от которого услышал, что для того, чтобы полностью выполнить волю Господню, нужно принять крещение. Это заставило его задуматься о том, насколько правильны его собственные представления о духовной жизни, ведь сам Василий Васильевич крещения не принимал[4].

После этого последовали длительные размышления над Библией. В попытках понять истину Иванов стал переписываться с различными проповедниками. Известно, что он переписывался с исповедовавшим дето-крещение А. Стояловым, проживавшим в Таврии, а также с Никитиным, в Тульче (Румыния). Через Никитина Василий Васильевич связался и с заграничными методистами. Прослышав о крещении Н. И. Воронина, Иванов стал переписываться и с ним[5]. Именно Воронин в своих пись-

219

л zr

мах убедил Василия Васильевича, что заповедь о принятии крещения нужно понимать не в «духовном» смысле, как это принято у молокан, а в буквально[6].

В 1870 году Иванов отравился в Тифлис, к Воронину, с просьбой крестить его. Однако, верующие в тифлисской общине, после собеседования с ним, отказались дать ему крещение, посчитав, что он еще недостаточно готов. Василий Васильевич вернулся в Новоивановку и продолжил свой духовный поиск[7].

Дальнейшие размышления привели его к мыслям о собственной греховности и возможности спасения только через жертву Иисуса Христа. С этими мыслями через год снова отправился в Тифлис. На этот раз решение общины было положительным. 31 октября 1871 года Василий Иванов был крещен в реке Кура[8].

После крещения Василий Васильевич просто не мог сидеть на месте. о Служение его началось в родной Новоивановке, где он с жаром начал

свою проповедь. Он доказывал односельчанам-молоканам, что им также пора менять убеждения. В 1872 году, почувствовав, что начинаются перемены, он пригласил из Тифлиса В. Г. Павлова, с которым уже успел подружиться. Вместе с ним они организовали в Новоивановке баптистскую общину, вторую в России, после тифлисской[9].

2 В 1873 году, нагрузив несколько подвод экземплярами Нового Завета, из Иванов совершает путешествия по молоканским селениям Бакинской губернии. В ряде из них, в таких как Чухур-Юрт, Джебаны, Андреев-ка, Ленкорань стали образовываться баптистские общины[10]. Не везде, впрочем, его принимали хорошо. В некоторых из сел его встречала агрессивно настроенная толпа с дубьем. В таких случаях Василию Васильевичу помогала память о его знаменитом отце[11].

В 1879 году в Тифлисе состоялась баптистская конференция, на которой В. В. Иванов был назначен благовестником. В съезде 1884 года он не участвовал, но, по просьбе тифлисской общины, был назначен благо-вестником по Закавказью. Только лишь Закавказьем Иванов не ограничился. Его миссионерская деятельность распространилась далеко за пределы. Проведывал он в Поволжье, в центральной части России,

о _0

о

СП

220

[5] Коваленко Л. Облако свидетелей Христовых. — Киев: Центр христианского сотрудничества, 2006. — С. 58.

[6] Соколов Е. В. В. Иванов // Братский вестник. — 1982. — №1. — С. 48.

[7] Попов В. В. Духовной жаждою томим / Сайт «Equalibra». — URL: https:// equalibra.org/read/#1069/1/33.3. (дата обращения: 29.08.2019).

[8] Нагирняк А. Подвижники веры / Сайт «Equalibra». — URL: https://equalibra.org/ read/#1683/5/22.6. (дата обращения: 14.08.2019).

[9] Попов В. В. Духовной жаждою томим / Сайт «Equalibra». — URL: https:// equalibra.org/read/#1069/1/33.3. (дата обращения: 29.08.2019).

[10] Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). — СПб.: Библия для всех, 1999. — С. 135-136.

[11] Попов В. В. Духовной жаждою томим / Сайт «Equalibra». — URL: https:// equalibra.org/read/#1069/1/33.3. (дата обращения: 29.08.2019).

бывал в Украине. Осенью 1893 года, в Харькове, он крестил семь человек[12].

В городе Балашове Самарской губернии одним из его противников среди молокан стал И. А. Голяев. Впрочем, в результате проповеди Иванова, а также других братьев, он не только уверовал, но и стал одним из наиболее известных баптистских служителей[13]. Впоследствии он даже избирался председателем Союза Баптистов.

Об успехах Иванова в миссии отмечалось и на баптистских съездах. В 1885 году, на съезде во Владикавказе, он также не присутствовал, но братья отмечали, что за пять с половиной месяцев работы он крестил 15 человек. Судя по всему, в союзе он числился как полугодовой миссионер. На владикавказском съезде В.В. Иванов был назначен годовым миссионером с жалованием в 500 рублей[14].

В 1887 году начались гонения. В. Г. Павлов и Н. И. Воронин были сосланы в Оренбург. Василий Иванов был лишен всех гражданских прав и сослан в отдаленные районы Закавказья. Без паспорта он возвратился в Тифлис и продолжил проповедь. В 1895 году он был арестован и заключен в елизаветпольскую тюрьму. Судом его приговорили к пяти годам ссылки в город Слуцк, в Польше[15]. Во время пребывания Иванова в тюрьме, он, чтобы хоть как-то помочь семье отправлял им часть своего хлеба. Узнав об этом, другие арестанты стали отдавать ему часть своего хлеба для этого[16].

[12] Плетт И. И. Здесь терпение и вера святых. — Издательство «Христианин» МСЦ ЕХБ, 2010. - Т. 1. - С. 83.

[13] Голяев М. И. Как вел меня Господь // Братский вестник. — 1946. — №3. — С. 13-15.

[14] ГАКК. Ф.318. Оп.2. Д.2037. 1896. Первое и второе казачьи отделения Кубанского казачьего войска штаба Кавказского военного округа. О баптистских съездах. — Л. 6.

[15] Плетт И. И. Здесь терпение и вера святых. — Издательство «Христианин» МСЦ ЕХБ, 2010. — Т. 1. — С. 83.

[16] Винс Г. П. Тропою верности / Сайт «Русский баптист». — URL: http://www. rusbaptist.stunda.org/tropojvernosti.htm. (дата обращения: 29.08.2019).

[17] Попов В. В. Духовной жаждою томим / Сайт «Equalibra». — URL: https:// equalibra.org/read/#1069/1/33.3. (дата обращения: 29.08.2019).

Стоят слева направо В. Г. Павлов; В. В. Иванов-Клышников. Сидят слева направо В. Н. Тресковский; С. Г. Родионов; М. К. Кальвейт. Снимок сделан в 1874 или 1875 году

ZT

ш ш

-Q

О <

ш

221

о

ш

Через некоторое время семья Иванова перебралась вслед за ним в Слуцк. Несчастья продолжали его преследовать. Во время мытарств ссылки умер один из его сыновей. По закону хоронить его можно было только по православному обряду, на этом настаивали власти. Однако, местный священник пошел ему навстречу и заверил, что будет на похоронах только для отвода глаз[17].

Еще до окончания срока ссылки на Иванова снова было возбуждено судебное дело. Однако, суд неожиданно вынес оправдательный вердикт. В 1889 году Василий Васильевич был делегатом от Елизаветпольской губернии на баптистском съезде в селе Никольском Ставропольской губернии[18].

В 1907 году Иванов писал Дею Мазаеву, что бакинской общиной он избран на пост пресвитера. Кроме этого верующие назначили ему оплату и предоставили жилье[19]. Пресвитерское служение Василий Васильевич нес вплоть до 1917 года. Впрочем, одной лишь бакинской общиной он не ограничивался. Вот как Иванов описывает свое миссионерское путе-

§ шествие по Кавказу:

Е; В понедельник вечером я отправился в местечко Хакенды, и хотел было

^ совсем уехать из Шуши, но братья упросили меня опять вернуться к

Е^ ним в воскресенье. В Хакендах братьев из армян больше 10-ти членов.

§ Собрания посещаются армянами, русскими, в особенности солдатами

^ и казаками и даже татарами, живущими здесь. Я проповедую с пере-

о водчиком на армянский язык. Особенно приятно видеть здесь братьев

армян, которые поют по-русски песни во славу Господа Иисуса и еще более радостно видеть смиренных армянок-сестер и придержащихся в их национальных костюмах, горячо молящихся. Так как я в первый раз слышу армянских женщин, молящихся в собрании, то это приносит мне большую радость[20].

Как и прежде он совершал поездки, наставлял верующих, благовество-вал, рукополагал служителей. Так, в 1909 году в одной из своих поездок с Д. И. Мазаевым и В. П. Степановым он рукоположил Н. В. Одинцова, впоследствии ставшего руководителем Союза баптистов[21].

Служение Иванова на посту пресвитера было непростым, если это служение вообще бывает простым. Так, в 1908 году в бакинской общине был большой конфликт. По этому поводу Василий Васильевич писал в статье «Не дремлет и не спит хранящий Израиля», что причиной этого 222 конфликта «был он, как бакинский пресвитер». Улаживать этот раздор приезжали Д. И. Мазаев, В. Г. Павлов, С. А. Степанов. В результате все обвинения в адрес Иванова были признаны несостоятельными, а трое из «обвинителей» отлучены от церкви[22].

[18] ГАКК. Ф.318. Оп.2. Д.2037. 1896. Первое и второе казачьи отделения Кубанского казачьего войска штаба Кавказского военного округа. О баптистских съездах. — Л. 25.

[19] Иванов В. В. Письмо Д. И. Мазаеву // Баптист. - 1907. - №6. - С. 16.

[20] Иванов В. В. С нашего поля // Баптист. - 1912. - №12. - С. 19-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[21] Одинцов Н. В. Образец для верных // Баптист. - 1929. - №2. - С. 10-11.

Судя по статьям, написанным Ивановым, одной из весомых проблем в его служении, как это ни странно, были столкновения с молоканами. Проблема была даже не в постоянных дискуссиях с ними, которые те устраивали на публичных выступлениях баптистов. Зачастую молокане, сами еще недавно переживавшие жестокие преследования со стороны властей, начинали преследовать своих родственников «отпавших от веры в баптизм». В своей статье «Царь Антиох» Иванов приводит несколько примеров, когда мужья-молокане избивали своих жен, перешедших в баптизм. Молоканские пресвитеры на это никак не реагировали.

Иванов Василий Васильевич (1846 - 1918)

Говоря об этих печальных фактах с тяжелым сердцем, мне вовсе не хотелось бы ставить такой фанатизм в вину всему нашему молоканству, если бы почтенные старцы их заявляли свой протест против такого жестокого и недостойного действия и выносили бы виновным свое осуждение и порицание. Но они молчат, а молчание всегда принимается за знак согласия. Ведь могут проявляться такие нечеловеческие инстинкты и у членов баптистских общин. Но мы не потерпим этого, и никакая община не одобрит ничего подобного, никогда не оставит своего члена, виновного в насилии и притеснении за религиозные убеждения жены или детей, без наказания. Все гонители у нас подлежат немедленному отлучению от церкви. Как я хотел бы просить и умолять Господа нашего Иисуса Христа всех сектантов, а в отдельности наших дорогих молокан, чтобы они хранили руки свои чистыми от крови святых и никогда не открывали бы дверей в своих собраниях тем, которые не приносят мира, и не допускали бы на святые места таких проповедников, которые возбуждают в своих слушателях ненависть к другим вероисповеданиям[23].

Стоит отметить, что сам Иванов о молоканах отзывался всегда положительно. Он хорошо помнил свое молоканское происхождение. О своих предках-молоканах Василий Васильевич отзывался как о героях веры, вышедших из «тьмы заблуждения» и претерпевших за свою веру гоне-ния[24].

т ^

со ш -О

о <

со

223

[22] Иванов В. В. Не дремлет и не спит хранящий Израиля. — 1908. — №12. — С. 19-20.

[231 Иванов В. В. Царь Антиох // Баптист. - 1910. - №27. - С. 210-211.

[24] Иванов В. В. Новогодние праздники // Баптист. — 1909. — №4. — С. 11-13.

о

0

1 zr

О -Ü

£ о ш

о

СП

224

I

Дей Иванович Мазаев, руководитель Союза баптистов России (1855 - 1922).

В 1905 году Иванов был одним из делегатов, представлявших российскую церковь, на Всемирном баптистском конгрессе. Впоследствии, вместе с Д. И. Мазаевым они выпустили сборник материалов «Всемирный конгресс баптистов в Лондоне в 1905 году», в котором этот конгресс был подробно описан[25]. Позднее Иванов был делегатом на Втором всемирном конгрессе 1911 года в США, а также на Европейском в Берлине в 1908 году[26]. Стоит отметить, что в общении с заграничными братьями Иванов всегда выступал за самостоятельный путь Русской церкви. Из его письма к Д. И. Мазаеву:

Я пришел к окончательному убеждению, что нам нужно вести наш народ не по стезям Гамбургского исповедания и не по путям, которыми идут наши иностранные собратья по вере. Мы вовсе не должны представлять буксирную баржу. Но мы самостоятельно должны иметь в самих себе жизненную силу и без всякой посторонней помощи должны идти по учению Нового Завета и по следам Господа нашего Иисуса Христа[27].

В начале 1913 года временно прекратился выпуск журнала «Баптист». Редактор журнала Д. И. Мазаев длительное время не мог оправиться от смерти своей жены и поэтому оставил этот труд. В 1914 году редактором был назначен Василий Васильевич. Для этого редакция была перемещена в Баку. Вот что писал Иванов о принятии этого служения:

Принимая на себя этот тяжелый труд, я глубоко сознаю свою неспособность и слабые свои старческие силы и убедительно прошу всех своих друзей во Христе придти ко мне на помощь во имя Господне, кто чем может: один пусть пишет для журнала назидательные статьи, повести, рассказы и стихотворения, другой приобретает подписчиков и читателей для журнала, а все пусть молятся, чтобы Бог благословил всех подвизающихся на духовно-литературном и общественном поприще... <...> Даже такой редактор, как бр. Д. И. Мазаев, получивший от Господа «десять талантов», не мог продолжать нести это бремя. Если

[25] Синичкин А. В. Выдающиеся личности в истории Российского братства ЕХБ: Василий Васильевич ИВАНОВ (Клышников) (1846-1919) / Сайт «Российский Союз Евангельских христиан-баптистов»: URL: https://baptist.org.ru/news/main/view/ article/1421222. (дата обращения: 30.08.2019).

[26] Одинцов Н. В. Образец для верных // Баптист. — 1929. — №2. — С. 10-11.

Журнал «БАПТИСТЪ», №1, июнь 1907 г.

мои любезные братья и друзья не будут поддерживать руки мои, как Аарон и Ор поддерживали руки Моисея (Исх. 17:12), то я скоро могу ослабеть и упасть под этою ношей. Но я буду верить в лучшее, что Господь мне будет в помощь и все друзья мои придут «на помощь Господу с храбрыми!» (Судьи 5:23)[28].

Публиковать свои статьи Василий Васильевич начал задолго до этого. Его статьи публиковались в подпольно выпускаемом И. С. Прохановым журнале «Беседа». В «Баптисте» его статьи печатались с 1908 года. Несколько его заметок было опубликовано в журнале «Слово истины». В статьях Иванова чувствуется глубокая убежденность и искренность.

Когда началась Первая Мировая война Иванов, вместе с другими баптистами и местными молоканами организовал лазарет для раненных солдат. Всеобщее несчастье примирило старых недоброжелателей. Однако, беда не приходит одна. Во время столкновений между татарами и армянами погиб старший сын Василия Васильевича, оставив шесть детей. Немного позднее умер от болезни второй его сын — семнадцатилетний студент[29]. 24 мая 1917 года умерла и жена Василия Васильевича — Ирина Гавриловна. С ней он прожил более 50 лет. По этому поводу Иванов писал своему другу В. Г. Павлову:

Дорогой в Господе брат Василий Гурьевич! Мир тебе! С глубокой скорбью извещаю тебя и супругу твою Александру Егоровну и всех братьев в Москве о смерти моей дорогой супруги Ирины Гавриловны. 15 мая утром она встала здоровой и радостной. Но после чаю, в 10-м часу, почувствовала боль внутри. Эта болезнь нередко повторялась в ее жизни, но скоро проходила, а на этот раз появилась сильная и резкая боль в животе. Никакие усилия врачей не помогли. 24 мая по ее желанию брат совершил над ней молитву и помазание елеем во имя Господне; после этого она пришла в большой восторг и сказала: «Мой дух ушел к Богу». 24 мая в 5 часов 20

[27] Цит. по: Попов В. В. Духовной жаждою томим / Сайт «Equalibra». — URL: https://equalibra.org/read/#1069/1/33.3. (дата обращения: 29.08.2019).

[28] Иванов В. В. Не умолкну ради Сиона. Несколько слов от редактора // Баптист. - 1914. - №1-4. - С. 2-3.

[29] Попов В. В. Духовной жаждою томим / Сайт «Equalibra». — URL: https:// equalibra.Org/read/#1069/1/33.3. (дата обращения: 29.08.2019).

т s ш ш -О

о <

ш

225

о

0

1 ц-

О _0

£ о ш

о

СП

226

минут вечера она тихо отошла к Отцу в лучший мир, оставила меня одного, и я теперь сижу, как филин на развалинах! Теперь я очень нуждаюсь в молитвах святых и в утешении и укреплении от Господа[30].

Василий Васильевич продолжил свое служение, однако все эти несчастья подорвали здоровье уже немолодого служителя. Похоронив супругу, он оставил Баку и перебрался к своему младшему сыну Павлу в Евпаторию. Из Евпатории Василий Васильевич писал сообщения о своих миссионерских поездках. В своей статье «Проповедь Евангелия на юге» он приводит пример одной из своих проповедей. Рассказывая о женщине страдавшей кровотечением, Иванов сравнил с ней Россию, уже четыре года истекавшей кровью. По его мнению, революционные ораторы оказались плохими врачами, не способными ее исцелить. Россия могла исцелиться, лишь встретившись с Христом[31]. Несколько позднее они всей семьей переехали в Нововасильевку, Мелитопольского уезда. Здесь он продолжал работать, писал статьи, проповедовал на баптистских и молоканских служениях, продолжал и поездки, впрочем, уже не так далеко, как прежде.

26 декабря 1918 года Василий Васильевич сказал свою последнюю проповедь на служении в Нововасильевке. На следующий день он слег от воспаления почек. В январе его перевезли в немецкую колонию Мунтау, в менонитскую больницу. Там выяснилось, что у Иванова также развился склероз сердца. Стало ясно, что жизнь его подходит к концу. Через некоторое время его перевезли домой. В дороге он впадал в бред, говорил, что рядом с ним сидит кто-то в белом. Дома ему стало немного лучше, он пришел в себя. По воспоминаниям его сына, Василий Васильевич попросил собрать братьев и много говорил им о Христе и вечности.

27 января он обнял своего сына, еле внятно сказав «Иду домой», после этого он уже не смог говорить. 28 января 1918 года Василий Васильевич Иванов ушел туда, куда давно стремился — к Господу[32].

Пресвитер Иванов Василий Васильевич (1846 - 1918)

[30] О кончине сестры Ирины Гавриловны Ивановой в Баку // Слово истины. — 1917. - №2-3. С. 47.

[31] Иванов В. В. Евангелие на юге России // Баптист. — 1917. — №13-14. — С. 198-199.

[32] Иванов П. В. О последних днях жизни В. В. Иванова // Слово истины. — 1921. — №5-6. — С. 50-51.

[33] Иванов В. В. Медный змей // Баптист. - 1910. - №8. - С. 59 ; Иванов В. В. Медный змей (окончание) // Баптист. - 1910. - №9. - С. 67-68.

[34] Иванов В. В. Медный змей (окончание) // Баптист. - 1910. - №9. - С. 67-68.

[35] Иванов В. В. Медный змей (окончание) // Баптист. - 1910. - №9. - С. 67-68.

[36] Иванов В. В. Пастырь и наемник // Баптист. - 1912. - №9. С. 11-16.

т

со

Иванов о Христе

♦ Статей, посвященных непосредственно личности Христа у Иванова не так уж много. По крайней мере, их количество несравнимо, например, с количеством статей, посвященных церковной дисциплине. Объясняется это тем, что он писал в основном на темы, диктуемые его постоянной практикой пресвитерского служения. Однако, из тех немногих статей, в которых он говорит о Христе, мы можем видеть, что именно личность Христа стоит «во главе угла» его веры. Особенно ярко это прослеживается в статье «Медный змей». В ней описывается медный змей, сделанный Моисеем по указанию Бога для исцеления израильтян, ужаленных змеями (Числ. 21). Рассуждая об этом событии, Иванов обращает внимание на необычность данного чуда. Целому народу, состоящему ^ из многих тысяч человек, нужно было взглянуть на одну единственную ^ скульптуру, чтобы получить исцеление от смертоносного укуса. В ис- ^ толковании Иванова медный змей это прообраз Христа, взгляд на него и

только на него приносит спасение[33]! §

о

Продолжая описывать это событие, Иванов обращает внимание на змей. ш Змеи также являются прообразом. В первую очередь это прообраз гре- о

хов, от которых избавляет Христос. <

Один живой взгляд веры на Христа распятого дает полный мир кающе- 6

муся грешнику, избавляет его от погибели и дает ему жизнь вечную. Так ^ говорит нам приведенный текст из слов самого Господа. И эта истина

подтверждается опытами многих тысяч грешников, которые испытали *

эту спасительную силу веры во Христа Спасителя[34]. £

л н

Однако, змеи это не только прообраз грехов. Змеи это несчастия, нище- х

та, бедность, скорби и болезни. Враги христиан и лжебратья также приносят много несчастья христианам. Вера во Христа приносит утешение и спасение от укусов всех этих змей[35].

В несколько сумбурной статье «Пастырь и наемник» Иванов представляет Христа как истинного Пастыря Своего народа. Приход, страдания и смерть Христа были предсказаны древними пророками и их предсказания в точности исполнились. Также и обстоятельства прихода Христа и его жизни свидетельствуют о божьем плане спасения. Он пришел в тот момент, когда слава народа иудейского погасла.

Обстоятельства рождения Иисуса показывают начало чудес, отрывших 227 дверь, в которую вошел Спаситель. Когда же Христос совершил дело спасения, страдал, умер на кресте и воскрес, Он прославился в полной мере. Христос своей смертью и воскресением открыл дверь спасения для всех грешников[36]!

о

0

1 ц-

В представлении Иванова Воскресение Христа празднуется не только в праздник Пасхи. Христиане празднуют его каждое воскресенье. Здесь Василий Васильевич делает сравнение с днями, которые отмечают другие. Мусульмане отмечают пятницу, а адвентисты и евреи субботу. Однако, отмечать пятницу, по мнению Иванова, означает праздновать страдания и смерть Христа. Празднуя же субботу можно лишь отмечать день, в который Христос лежал погребенным. В этом случае и сама религия будет мертвой. Отмечая же воскресенье, человек строит свою жизнь именно на факте Воскресения Христа и жизни с Ним[37].

Возможно, кому-то эти рассуждения покажутся излишне упрощенными и даже примитивными. Но это не совсем так. В данном случае мы видим религию «простых истин», способность из всего богословия вычленить то главное, что является его основанием — веру во Христа!

Иванов о вере и делах

♦ Проблема соотношения веры и дел в жизни христианина существует с самого начала христианской церкви. Что приоритетнее, вера или до-^ брые дела? С самого начала, как среди баптистов, так и среди евангель-^ ских христиан, проповедь шла с упором именно на спасении по вере. За § это как те, так и другие подвергались критике со стороны православных о и молоканских публицистов, считавших, что это слишком «удешевляет» о и упрощает духовную жизнь. В своей статье «Новогодние праздники» -» Иванов рассказывает о том, что их община подверглась критике со стороны молоканского служителя Д.В. Зайцева, в своих лекциях обличавшего баптистов. Одним из пунктов обвинения в адрес баптистов было то, что «...признают Христа только как Искупителя, но не как Учителя, <...> учат о спасении только верою в искупление Кровью Христа и отвергают добрые дела»[38].

Само это обвинение Василий Васильевич представляет если не абсурдным, то, по крайней мере, продиктованным полным непониманием учения баптистов. В его представлении вера — это то, с чего должна начинаться жизнь христианина. Добрые дела это проявления жизни, в то время как необращенные и грешники мертвы по Писанию. Поэтому говорить им о добрых делах просто бессмысленно. Именно вера дает человеку возможность через покаяние получить прощение грехов, ожить и 228 стать способным делать добрые дела[39]. Именно поэтому приобретение веры становится наиболее важным шагом в жизни человека.

Кто из вас изучал сколько-нибудь Библию, тот знает, что во всей Библии говорится о вере: о вере говорили пророки, о вере говорил Сам Христос и все его апостолы. Вера от начала мира и доныне творила и творит великие чудеса. <...> Вера в деле нашего спасения всегда сто-

о

СП

[371 Иванов В. В. Три дня // Баптист. — 1912. — №19. — С. 8-10.

[38] Иванов В. В. Новогодние праздники // Баптист. — 1909. — №4. — С. 11-13.

[39] Иванов В. В. Новогодние праздники // Баптист. — 1909. — №4. — С. 11-13.

т

со

ит на первом плане. Нужно только иметь веру живую и действующую любовью (Гал. 5:6)[40].

Исходя из этого, Василий Васильевич указывает на недостаток веры как на один из наиболее серьезных недостатков, встречающихся у христиан. То, что верующий может молиться и не верить в саму возможность получить ответ на молитву представляется им какой-то невозможный факт. Этого не может быть, но оно есть — верующий не верит[41].

Рассуждая о делах, Иванов представляет их не просто как соблюдение заповедей и правил. Добрые дела — это то, для чего христианин создан. Уверовав и став новым творением, христианин получает возможность делать добрые дела. Более того, отныне это его сущность. Далее он делает довольно неожиданный ход. Доброе дело — это действие, имеющее ^ непосредственное указание в Слове Божием. Саул, сделавший жертво- ^ приношения вопреки указанию от пророка, был осужден, хотя, казалось ^ бы, сделал доброе дело[42].

Утверждение, что большинство призывов к добрым делам черпаются из §

Ветхого Завета, христиане же живут не по Закону, а по благодати, Ива- ш

новым решительно отвергается. «.требования Благодати Божией к нам о могут быть менее строгими, нежели требования закона Моисеева». Бо- <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лее того, христианская жизнь в его представлении это не просто отказ от плохих поступков. В большей степени это соблюдение «положительных х

заповедей», таких как помощь бедным и прощение[43]. о.

л

К братьям моим в Господе мне хотелось бы обратиться со следующим х

предложением: приготовьте ваши отчеты пред Богом за текущий год по х

следующей форме: В 1-ю графу поставьте: сколько сложили вы долгов о

со счетов бедных?; во 2-ю: сколько голодных накормили и жаждущих ¡2

напоили?; в 3-ю: скольких нагих одели?; в 4-ю: сколько больных и заключенных в темнице посетили?; в 5-ю: сколько дали на миссию для благовестия Евангелия?; сколько грешников сами привели ко Христу? И в 7-ю сколько принесли пользы и чем послужили для своей общины, в которой считаетесь членом[44]?

Самое же большое и самое доброе дело, по мнению Иванова, это проповедь Евангелия. Именно оно дает людям истинное счастье! Благовестие это то, на что Церковь должна обращать свое внимание. Ведь именно через него преображается мир. Пьяницы становятся трезвыми, блудники — целомудренными. Евангелие разгоняет смерть и мрак. Поэтому

229

христиане должны делать упор на миссию, поскольку именно так они по настоящему соблюдают заповеди Христа[45]!

[40] Иванов В. В. Новогодние праздники (Окончание) // Баптист. — 1909. — №5. — С. 5-8.

[41] Иванов В. В. Петр стоит у ворот // Баптист. — 1911. — №3. — С. 17-18.

[42] Иванов В. В. Новогодние праздники (Окончание) // Баптист. — 1909. — №5. — С. 5-8.

143] Иванов В. В. Ему дадим отчет // Баптист. — 1911. — №12. — С. 90-91.

[44] Иванов В. В. Ему дадим отчет // Баптист. — 1911. — №12. — С. 90-91.

[45] Иванов В. В. Новогодние праздники (Окончание) // Баптист. — 1909. — №5. — С. 5-8.

Иванов о Духе Святом

♦ В представлении Иванова, христианин может руководствоваться тремя законами: совестью, Писанием и Духом Святым. Совесть это закон, заложенный в каждого человека еще от рождения. Именно по этому закону будут судиться все народы и племена (Рим. 2:14-15). Однако же, он не может быть признан совершенным, поскольку лишь чистая совесть может быть верным проводником. Человек же испорчен грехом, поэтому и совесть его искажена.

По мнению Василия Васильевича, второй закон изложен в книгах Священного Писания. По сути своей он является тем же самым, что и первый. «В нем закон чистой совести облекся в письменную форму, получил внешнее закрепление». Однако же, письменный закон изложен несовершенным человеческим языком. Также его понимание и применение ^ ограничено слабостью человеческой совести и недостаточным разумом о людей. Поэтому он часто подвергается неправильной трактовке. Поэтому этот закон может сводиться к пустому формализму и обрядности.

^ Лишь один закон, по мнению Иванова, может быть совершенным - ру-

ш ководство Духа Святого. Он не может ошибаться, поскольку Дух Святой

^ это сам Бог. Он преобразует душу человека, исправляет его совесть. Все

^ доброе, что делает человек, делается по вдохновению от Духа Святого[46].

О Духе Святом Василий Васильевич пишет много. В его представлении это наиболее важная для христианина тема. Здесь он указывает на тот факт, что Павел, посетив Ефес, спросил как о самом главном, «...Приняли ли вы Духа Святого» (Деян. 19:2)[47]. В понимании Иванова Дух Святой это великая жизненная, животворящая сила, исходящая от Господа. Это одна из двух струй, вытекающих из Храма Божия (Иез. 47:9). Первая из этих струй - Священное Писание, вторая - благодать Духа Святого. И одна из этих струй немыслима без другой.

Другая струя есть благодать Святого Духа, и эта струя, жизненная, и все оживотворяющая, идет непосредственно из святилища, прямо от Бога Отца, ею сопровождается благовествуемое Слово Писания, Слово Божие. Дух Святой оплодотворяет Слово, и оно становится живым и действенным, «и острее меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Куда входят эти две струи, там все исцеляется и делается живым и здоровым; а куда входит только одна первая струя, там исполняются знанием Священного Писания, много являются красноречивых проповедников, но без силы духа. Там в общинах могут быть хорошие порядки, стройное пение, но там не может быть святой жизни, не будет любви и мира между членами. Такие общины и отдельные члены носят имя, будто живы, но они мертвы[48].

о ш

о

СП

230

146] Иванов В. В. Триединый закон // Баптист. - 1911. - №22. - С. 170-171.

147] Иванов В. В. Триединый закон // Баптист. - 1911. - №22. - С. 170-171.

148] Иванов В. В. Две струи // Баптист. - 1914. - №21-24. - С. 3-5.

со

Отчасти учение Иванова о Духе Святом напоминает пятидесятническое. Стоит отметить, что пятидесятниках Иванов отзывается несколько настороженно, но в целом весьма доброжелательно. Их проповедь о Духе Святом ему определенно импонировала. В статье «Приготовься к сретению Бога твоего, Израиль» он описывает проповедь пятидесятнических проповедников в Тифлисе. Несмотря на негативные отзывы о них, поступившие от некоторых братьев из Союза баптистов, а также от И. С. Проханова, он пишет о том, что в проповеди не нашел ничего плохого и она была благословлена Богом.

Настоящий, имевший место в тифлисской общине, случай должен заставить всех братьев серьезно подумать об этом и приготовиться к ^

встрече с такими проявлениями духа, которые происходят от усилен- ш

ных желаний, и молитвы, о крещении Святым Духом и о новой Пяти- §

десянице. Если нужно молиться об этом, то нужно и приготовиться к ^

сретению Бога Своего, чтобы тех, которые получат это чрезвычайное крещение, Духом не заклеймит их хлыстами или пятидесятниками, и не изгнать их из Церкви Христовой. И напротив, чтобы быть осторожными и не увлечься заблуждения[49].

Из статей Иванова не совсем понятно, признавал ли он Дух Святой личностью. Прямых указаний на это мы не находим, впрочем, обратных утверждений тоже нет. Однако, исходя из той роли, которая Ему приписывается, мы вполне можем предположить, что для Василия Васильевича это безусловно личность, поскольку в его статьях все действия Духа Святого представленны как осмысленные и мудрые. Дух Святой, по мнению Иванова, не только открывает Писание, Его роль гораздо более важная; с него начинается общение человека с Богом, поскольку именно Святой Дух приводит человека к покаянию. Это Василий Васильевич подробно объясняет в статье «О покаянии». Покаяние без участия Духа Святого может быть ложным, поскольку продиктовано лишь элементарным страхом и желанием «получить страховку на будущее»[50]. Далее Дух Святой приводит человека в церковь. Выбор церкви также зависит от Него[51]. Вслед за этим Иванов переходит к утверждению о том, что деятельность Духа Святого сопровождает верующего всю жизнь. Именно Его сила преображает человека, очищая его от греха, давая силу для жизни праведной. Утверждение, что верующий не может избавиться от греха, по мнению Василия Васильевича, является в первую очередь неверием в действия Духа Святого[52]. 231

И все же самое важное утверждение в проповеди Иванова о Духе Святом состоит в другом - он твердо верил, что Дух Святой действует непрестанно и в наше время. Все успехи, которые были в жизни Василия

[49] Иванов В. В. Приготовься к сретенью Бога твоего, Израиль // Баптист. - 1914. - №9-10. - С. 17-18.

[50] Иванов В. В. О покаянии (Окончание) // Баптист. - 1911. - №45. - С. 356-357.

[51] Иванов В. В. Новогодние праздники // Баптист. - 1909. - №4. - С. 11-13.

[52] Иванов В. В. Еще не открылось, что будем // Баптист. - 1908. - №8. - С. 3-5.

Васильевича, он объясняет именно Его действием. Это не какая-то абстрактная, никому не ведомая сила, но Личность, действующая в реальности.

о

0

1 ц-

Иванов о Церкви

♦ Среди всех статей В.В. Иванова львиную долю занимают статьи о Церкви. По всей видимости, эта тема его наиболее волновала и пожалуй, в здесь наиболее проявляется характер Василия Васильевича как практикующего служителя с огромным опытом. Более того, в этих статьях чувствуется его любовь к Церкви. Он восхищается Церковью, как венцом творения Божия.

Как человек есть самая приятная и красивая фигура, — он сотворен по образу и по подобию Божию, — так и Церковь Христова есть самое прекрасное творение Божие, а так как она носит имя женского рода, то в Писании она называется Девою — женою Агнца: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2), которая в мире является еще более прекрасною[53].

Описывая Церковь, Иванов представляет ее в виде образа Жены обле-ш ченной в Солнце из Откровения Иоанна Богослова. Ребенок, рожден-^ ный этой Женой — это миссионерский дух в Церкви, которая постоянно ^ проповедует Евангелие и утверждает Царствие Божие. Дракон, пресле-£ дующий Жену — это мирская власть, преследующая всех истинно веру-2 ющих. Она отделена от мира и презирает его ценности и авторитеты, в ^ противовес ложному христианству, которое представлено в образе Вави-о лонской блудницы[54].

Я Что интересно, Иванов очень мало говорит о христианских деноминациях. Он крайне критичен по отношению к адвентистам. В своей статье «Заблуждение адвентистов» он называет адвентизм «болезнью народа Божия». Учение о субботе, присутствующее в их проповеди, для Иванова является возвращением к Закону и непониманием учения Христова[55].

В 1907 году вышла книга архиепископа Алексия[56], посвященная «южно-русским неоштундистам», как он называл русских баптистов. Книга имела свои достоинства, поскольку в некоторой степени была основана на документах, изъятых в Тифлисской общине. В тоже время в ней было немало критики в адрес баптистов. Иванов, в своей статье «Книга епископа Алексия» отвечает на некоторые критические высказывания из этой книги. В частности на утверждение, что все вероучение русских баптистов взято от немецких баптистов — последователей И. Г. Онкена, что «обидно для русского самолюбия». В ответ Василий Васильевич пишет:

153] Иванов В. В. Тело Христово // Баптист. — 1912. — №20. — С. 5-9.

154] Иванов В. В. Тело Христово // Баптист. — 1912. — №20. — С. 5-9.

[55] Иванов В. В. Заблуждение адвентистов // Баптист. — 1912. — №21. — С. 8-12.

[56] Архиепископ Алексий (в миру Анемподист Яковлевич Дородницын; 1859-1919) — епископ Православной российской церкви, архиепископ Владимирский и Шуйский. Известен своими научными работами о русском сектантстве.

232

Иванов В. В. Книга епископа Алексия // Баптист. - 1908. - №9. - С. 23-27.

Иванов В. В. Книга епископа Алексия // Баптист. - 1908. - №9. - С. 23-27.

Проповедь В. В. Иванова // Братский листок. - 1907. - №2. - С. 26-30.

Иванов В. В. Церковь Христова // Баптист. - 1909. - №17. - С. 1-4.

Иванов В. В. Царствие Божие // Баптист. - 1910. - №34. - С. 265-267.

со

«Русское самолюбие» Епископа должно быть удовлетворено, если только он искренно скорбит о нем: Баптизм в России, во всяком случае, гораздо более самобытен и национален, чем византийское православие, и даже более: он совершенно самобытен, т.е. возник без малейшего влияния немецких баптистов...[57].

Корни русского баптизма, по мнению Иванова, стоит искать не среди немецких протестантов, а среди водных молокан, еще в 1840-х годах пришедших к убеждению о необходимости крещения и Вечери Господней. Именно они начали практиковать крещение. Н.С. Воронин, принявший крещение от баптиста Кальвейта, сделал это потому, что увлекся именно их учением. Основную же причину появления русского баптиз- ^

ма Иванов видит в «ненормальном укладе религиозной жизни русского 53

народа». Из-за этой религиозной неудовлетворенности и появились ^

люди, желающие истинно познавать Бога и открывшего Его для себя как ^ только Новый Завет попал к ним в руки. Церковь, по мнению Иванова, является ответом на этот религиозный поиск[58].

Основную цель Церкви Иванов представляет, в первую очередь, в созидании Царства Божия. Представление о том, что Царство Божие ожидает нас только лишь после смерти, он считал в корне неправильным. Верующие не только должны ожидать его на земле, но приложить все силы для того, чтобы его приход ускорить[59].

Задачи Церкви можно кратко определить словами: Устроение Царства Божия на земле. Мы знаем, что нам предстоит упорная борьба с царством мрака и лжи, которое имеет большие крепости и сильное войско с адскими орудиями. <...> Церковь Христова должна опрокинуть все крепости сатаны и завоевать для Христа весь мир. И тогда только она может, как невеста Его, встретить своего Жениха[60]!

Эти слова из статьи «Церковь Христова» могут показаться излишне па-фосными религиозными лозунгами, за которыми ничего особенного не стоит. Но, в случае с Ивановым это далеко не так. В данном случае это слова не мечтателя, а строгого практика. Для него Царство Божие строится на земле и задача всех верующих быть соработниками в этом деле.

Задачи Церкви Василий Васильевич представляет в приближении Царства, прежде всего, в укреплении и расширении евангельской миссии, создании школ с христианскими преподавателями, постройке «домов трудолюбия», которые были бы одновременно приютами для сирот и 233 престарелых и мастерскими. «Осуществление этих целей внесет небывалый подъем в жизнь нашего братства и намного приблизит пришествие Царства Божия на землю», - писал он о служении Церкви[61].

Мы должны завоевать весь мир для Христа, потому что не напрасно дали нам обетования Божии: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами нашими вскоре» (Рим. 16:20); семя жены должно поразить в голову змеиное семя: («оно будет поражать тебя в голову» Быт. 3:5)[62].

Немаловажную роль в представлении Иванова о Церкви имеет вопрос, о том, кто может стать членом церкви. В церковь может войти далеко не каждый человек. Лишь тот, кто искренне покаялся в грехах, признав себя погибшим, кто уверен в том, что спасен через жертву Христову и получает возрождение к новой жизни через действие Духа Святого, признает Библию как единственный верный источник познаний о Боге, может войти в церковь[63]. Стоит отметить, что для Василия Васильевича истинно верующий проявляется в первую очередь в служении. В статье «Плевелы на нашем поле» он представляет толкование на притчу Христа о плевелах. В его истолковании плевелы — это члены церкви, которые не ^ желают трудиться, либо постоянно конфликтуют с другими верующими. о Судя по всему, он считал эти грехи наиболее вредными. Наличие этих х грехов свидетельствуют об отсутствии истинного покаяния в человеке.

о

о

о

СП

Иванов о Союзе баптистов

♦ Судя по некоторым высказываниям Иванова, в баптистском братстве к 1907 году появилось некоторое недовольство руководством Со-о юза. Некоторые общины хотели отказаться от участия в Союзе, другие ^ выражали желание его преобразовать[64]. Все это очень беспокоило Василия Васильевича, который, судя по всему, был сторонником Союза.

Для Иванова Союз это не просто религиозная структура. Собственно, идея объединения верующих в единую структуру естественно вытекает из его представлений о Церкви. Если задача Церкви — созидание Царства Божия, труд, который проводится верующими для миссии и помощи нуждающимся, то сделать это можно только в Союзе. Община, отказавшаяся от вступления в Союз способна лишь «удовлетворять обычные религиозные потребности», такие как совместное проведение богослужений, бракосочетания и похороны. Проявлять деятельное участие в чем-то более великом такие общины не могут, да и не хотят[65]. По меткому высказыванию Василия Васильевича, такие люди хотят умереть во Христе, но не жить для Него. Далее Иванов делает вывод, что отказ от всту-234 пления в Союз, или выход из него диктуется единственно лишь эгоизмом.

Есть другого рода люди с узкими понятиями и с эгоистичною натурою, подобно животным. Они не имеют никакого другого интереса, как только есть и пить и искать личного своего счастья. Они чужды всякого сострадания к своим ближним. Если в них и есть любовь к людям, то

[62] Иванов В. В. Церковь Христова (Окончание) // Баптист. — 1909. — №18. — С. 2-4.

[63] Иванов В. В. Церковь Христова // Баптист. — 1909. — №17. — С. 1-4.

[«] Иванов В. В. О союзе // Баптист. — 1910. — №49. — С. 389.

[65] Иванов В. В. О союзе // Баптист. — 1910. — №49. — С. 389.

Василий Васильевич Иванов (справа) и Д. И. Мазаев во время поездки на Всемирный конгресс баптистов в 1905 г. Их спутницы — две дочери и две племянницы Д. И. Мазаева.

она не простирается за пределы их семьи. Такие люди часто строят свое счастье на несчастии других. Конечно, такие люди не чувствуют никакой потребности в созидании союза, потому что всякий союз преследует общественные цели, а они чужды забот об улучшении судьбы своих ближних и в общении с ними не имеют нужды[66].

По мнению Иванова, именно принимая форму Союза, а не разрозненных общин, Церковь может выполнять основные поставленные перед ней задачи — просвещение всех народов России, воспитание юношества в духе своей веры, борьба с «нищенством и нуждою». Кроме этого общины нуждаются в защите их от ереси в решении спорных вопросов. Для этого нужна авторитетная сила, которую может представлять лишь конференция служителей — представителей всего Союза. Решение этой конференции должны иметь наибольшее значение. Именно она является своеобразным гарантом того, что руководство Союза не станет аналогом православного Святейшего Синода и не лишит свободы членов Союза[67].

В своих статьях Иванов делает большой упор на то, что единство в Союзе это не только единство в Духе, но единство и материальных средств. Союз должен аккумулировать в себе как личные пожертвования, так и средства, поступающие по духовным завещаниям и дарственным. В этом

т ^

со ш -О

о <

со

235

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[66] Иванов В. В. О союзе // Баптист. - 1911. - №40. - С. 40-41.

[67] Иванов В. В. О союзе (Окончание). - 1910. - №50. - С. 398-399.

случае он сможет помогать бедным общинам, например, выделяя ссуды на постройку молитвенных домов[68].

Особенность предполагаемой структуры Союза, по мнению Иванова, состоит в том, что ее единство держится не на силе и принуждении, как в земных государствах, но на «торжестве правды Христовой»[69].

Иванов об управлении церковью

♦ В статьях, написанных Ивановым, больше всего внимания уделяется вопросам внутреннего устройства церкви. Скорее всего, это объясняется тем, что он сам долгое время нес пресвитерское служение и поэтому писал о том, что ему было наиболее близко. Отчасти также в них прослеживается недовольство состоянием общин в его время и попыткой как-то исправить недостатки.

_а Так, в статье «Общины и пресвитеры» Василий Васильевич подводит о итоги почти полувековой истории баптизма в России и находит их не ^ такими успешными, как хотелось бы. По его мнению общины прекратись ли развиваться духовно, остановившись на «начатках учения Христова». ш Этим объясняется слабость церковной проповеди, в которой «повторяем ются одни и те же давно известные истины». Такая проповедь просто не !о может иметь успеха, поскольку не приносит ничего нового. Духовная £ литература и периодика также не развивается. В ней печатаются преиму-2 щественно переводные статьи и легкие детские рассказы. В результате серьезные, животрепещущие вопросы в ней не обсуждаются. Церковь £ почти беззащитна от ересей, поскольку истинное учение мало изучается ся[70]. Отсутствие хорошо прописанного устава сказывается в том, что Ц пресвитеры, вместо того, чтобы управлять общиной, зачастую оказываются исполнителями воли почти каждого верующего в ней[71]. По мнению Иванова, без четкой организации, структуры, церковь не может нормально функционировать и исполнять свою роль — созидание Царства Божия. Церковь должна быть образом благоустроенности, причем, как в духовной, так и в «гражданской» административной части[72].

Многие увлекаются громкой фразой: «духовные христиане»! — храмом без окон и дверей, полным людей! Есть и другого рода неправильные взгляды на устройство церкви Христовой. Эти понятия происходят даже от очень любезных и духовных братьев, которые сами ни до чего 236 не хотят дотронуться, а все предоставляют Духу Святому[73].

В ответ на упреки в «бездуховности» своего подхода Иванов приводит в пример апостола Павла. Павел не стеснялся устанавливать порядок слу-

168] Иванов В. В. О союзе (Окончание). — 1910. — №50. — С. 398-399.

[69] Иванов В. В. О союзе // Баптист. — 1910. — №49. — С. 389.

[70] Иванов В. В. Общины и пресвитеры // Баптист. — 1914. — №21-24. — С. 8-11.

[71] Иванов В. В. Забота о всех церквах // Баптист. — 1912. — №1. — С. 7-10.

[72] Иванов В. В. Церковь Христова (Окончание) // Баптист. — 1909. — №18. — С. 2-4.

[73] Иванов В. В. Церковь Христова // Баптист. — 1909. — №17. — С. 1-4.

со

жения (1 Кор. 14:30), указывал о сборе пожертвований (1 Кор. 16:1-2), и даже не стеснялся объяснять правила молитвы в собрании (1 Кор. 14:15). Стоит отметить, что Василий Васильевич достаточно четко разделяет формализм и духовность в служении. «Рассуждая так, я не в формах ищу пользы, а в строгом порядке и благочинии. Благодарение Господу, я глубоко верую в силу Божию и в действие Духа Святого, все оживотворяющего и все освящающего», — пишет он в одной из своих статей[74].

Основу организации церковной общины Иванов видит в первую очередь в пресвитерах. Общины, в которых нет достойного служителя, как правило, очень слабые. Церковь в такой общине превращается в «овец без пастыря». Послушание пресвитерам в его понимании представляется ^ не только как важная заповедь, взятая из Писания, но и правило, необ- ш

ходимое для выживания общины. Положение, согласно которому пре- §

свитер ограничен в правах, по его мнению, для церкви губительно. <

Стоит заметить, что Иванов выставляет весьма жесткие требования к пресвитерам. Пресвитер должен быть чист и непорочен, как того требует Писание. Кроме этого Василий Васильевич ставит как непременное условие признание пресвитера общиной.

Не признанные же Богом пастыри и проповедники не пользуются никаким расположением верующих. Никто не желает их слушать, им не открыта дверь Господом. Но такие пастыри и проповедники часто ломятся в закрытую дверь и стараются сами отворять ее своими честолюбивыми плотскими ключами, и перелазят «инде». Они являются тогда не пастырями, а ворами и разбойниками, которые не приносят никакой пользы для церкви Божией, а только вредят делу Господню...[75].

Пресвитер, по мнению Иванова, не должен оставлять общину на длительное время. В тех случаях, когда пресвитера приглашает другая община для решения каких-либо проблем, она должна удостовериться в том, что он хорошо справлялся с руководством своей общиной. Особую важность Василий Васильевич придает тому, что церковь должна взять на себя содержание пресвитера, поскольку иначе он не сможет полностью посвящать себя служению. Община, не способная оплачивать труд пресвитера, не может называться церковью[76].

Рассуждая об избрании пресвитера, Иванов пишет, что оно должно производиться всей церковью, при участии старших пресвитеров (1 Тим. 5:17; Деян. 15:22). Точно такие же правила и при снятии пресвитера с 237 должности. Отдельно Василий Васильевич говорит о равноправии в общине, к которому он относится отрицательно, поскольку «равноправие в решении церковно-общественных дел является весьма непрактичным». Объясняет это он тем, что не все члены церкви имеют достаточно способностей и знаний для этого, а также не все имеют достаточный

[74] Иванов В. В. Церковь Христова // Баптист. — 1909. — №17. — С. 1-4.

[75] Иванов В. В. Пастырь и наемник // Баптист. — 1912. — №9. С. 11-16.

[76] Иванов В. В. Общины и пресвитеры // Баптист. — 1914. — №21-24. — С. 8-11.

духовный опыт. В частности, он предлагает запретить высказываться на членских собраниях молодым верующим до 25 лет, а также тех, кто является членом церкви менее одного года, разрешив им только участвовать в голосовании[77].

Высказывается Иванов и о церковной дисциплине. Ранее мы уже упоминали о книге епископа Алексия, в которой тот критиковал баптистские общины. Не обошел Алексий вниманием и баптистские церковные суды, критикуя их за излишнюю строгость и мелочность. В ответ на обвинение в строгости Иванов пишет, что епископ просто не знает действительных порядков в общине. Виновного до суда долго и заботливо наставляют в общине, пытаясь вразумить. Лишь в крайних случаях дело доходит до суда. Что же до «мелочности» судов, то здесь Василий Васильевич приводит неожиданный аргумент. «Если мы мелочны, то тогда и Сам Господь мелочен, ведь Он требует не только не убивать, но и не ду-_о мать об убийстве (Мф. 5:21-22)»[78]. Отлучение же, по мнению Иванова, ^ может применяться лишь к людям «крайне испорченным и развращен-^ ным» (1 Кор. 5:13)[79].

^ Описывая юношеские кружки, Иванов настроен довольно критично. По ш его представлению в них зачастую входят люди самого разного возраста, § не обязательно юношеского. Часто они собирают людей недовольных ^ руководством в церкви и стремящихся к независимости от него. Про-2 поведи на собраниях этих кружков отличаются слабостью, но в членах 2 кружков они развивают гордость и самомнение. В итоге от таких собраний в церкви нет реальной пользы, а только «раздор и огорчение»[80]. Несмотря на свою критичность по отношению к юношеским кружкам, свою статью «К юношам» Иванов подписал: «Друг юношей - старец В. В. Иванов». Он убежден, что ошибки в этом служении происходят лишь от юношеской горячности и отсутствия опыта. Молодежное служение, по его мнению, нужно развивать, дав ему правильное направление. Цель таких кружков должна быть не в самостоятельной проповеди, а в обучении и познании. Василий Васильевич предлагает проводить на них литературные вечера и концерты, призванные для приобретения познания. В этом случае церковь получит не слабых служителей, лишь мешающих в служении, но служителей подготовленных[81]. Гораздо более строгий подход у Иванова к женским служениям. По его мнению, они крайне непрактичны и не удовлетворяют даже самих женщин, посещающих их. В первую очередь это происходит из-за того, что они строятся по образцу обычных собраний, однако проповеди, читаемые самими сестрами очень слабы[82]. Как и с юношескими круж-

[77] Иванов В. В. Забота о всех церквах // Баптист. - 1912. - №1. - С. 7-10.

[78] Иванов В. В. Книга епископа Алексия // Баптист. - 1908. - №9. - С. 23-27.

[79] Иванов В. В. Забота о всех церквах // Баптист. - 1912. - №1. - С. 7-10.

[80] Иванов В. В. Новогодние праздники (Окончание) // Баптист. - 1909. - №5. - С. 5-8.

[81] Иванов В. В. К юношам // Баптист. - 1912. - №10. - С. 6-9.

[82] Иванов В. В. О женских собраниях // Баптист. - 1912. - №16. - С. 5-7.

о

СП

238

ками, Иванов предлагает эти собрания не закрывать, а перенаправить. Женские собрания должны быть наполнены не «трескучими проповедями о покаянии», а совместным изучением Писания, а также обсуждением практических вопросов о хозяйстве и семье[83].

Как видим, рассуждения Иванова об управлении церковью, церковной дисциплине и видах служений основаны в первую очередь на его личных наблюдениях и опыте. Внешне он производит впечатление этакого «законника», служителя, держащегося в первую очередь традиционных форм служения. Однако это только на первый взгляд. Все гораздо сложнее. Форма для Василия Васильевича важна лишь в том случае, когда она реально работает и служит развитию Царства Божия. Если форма помогает развивать служение, то ее необходимо придерживаться. Большинство «новых веяний» в его понимании не работают, следовательно, их нужно менять. Не прекращать, а не спеша, вдумчиво подстраивать под работу, направляя к истинной цели. Иванов строг, но это не бездумная строгость, а скорее осторожность старого служителя. В тоже время, на наш взгляд, его строгость продиктована в первую очередь ответственностью за свое служение и свою церковь.

Наверное в каждой церкви есть свой старый служитель. Он вспоминает былые дни, критикует новое время, мягко журит слишком ретивую молодежь. С ним иногда трудно из-за его старческой строгости, порой он излишне резок. Но все это прощаешь, когда видишь его в служении или когда он делится своим опытом. С ним всегда можно посоветоваться. Он выслушает и даст совет, или просто предложит помолиться вместе. И ты понимаешь, что это не «дежурная отмазка» — этот человек действительно верит в силу молитвы. Именно таким вот стариком-служителем представляется нам Василий Васильевич Иванов. В его статьях не увидишь заумных богословских доктрин. Мы не видим у него и цитирования каких-либо богословских работ. Чувствуется, что серьезного богословского образования он не получил. В тоже время некоторые из его наблюдений

Пресвитер Иванов Василий Васильевич (1846 - 1918)

т ^

со ш -О

о <

со

239

[83] Иванов В. В. Привет, с Новым годом! // Баптист. - 1914. - №21-24. - С. 20-22.

о церкви поражают тем, что они весьма напоминают наше время. Он просто описывал, что видел, давал оценку и предлагал решение. Некоторые из его выводов могут показаться спорными, но прислушаться к ним все-таки стоит, поскольку за ними стоит многолетний опыт успешного служения.

Исследуя богословие Иванова можно прийти к выводу, что оно не особенно развито. Все его статьи написаны бесхитростным и простым языком. В них не чувствуется глубокого образования. Однако в них видна вера этого человека. Возможно, он не разбирался в богословских тонкостях. Вряд ли он и старался в них разобраться. Да и само время, в которое он жил не подразумевало возможности получать образование и иметь систематические знания. Во многих его утверждениях чувствуется больше интуитивное понимание христианских доктрин, чем систематическое изучение. Стоит отметить, что он нигде не бравирует своей ^ «простотой». Отсутствие образования для него это недостаток, который

0 может быть исправлен в последующих поколениях. В тоже время в на-□г писанных им статьях, в его проповедях, виден человек, который глубоко ^ верит. Именно эта вера и «подкупает» читателя.

s Как мы уже отмечали в нашей работе, большинство статей Иванова

1 б™ посвяЩено внутреннему устройству церКВи, церковной дисципли-

2 не. Вряд ли это продиктовано желанием перекроить всех верующих по своему образцу. В этих статьях больше чувствуется искреннее желание

^ помочь своей церкви, переживание о том, что она еще не совершенна. Причем, это не ворчание старика, что «раньше было хорошо, а молодежь все испортила». В большинстве его работ видна наблюдательность § за происходящим, хороший анализ и искреннее желание помочь, подсказать. Это действительно советы, к которым стоит прислушаться.

Больше всего в размышлениях Иванова импонирует его нацеленность. Он четко видел, куда нужно идти и прилагал все усилия для этого. И цель эта — усиление и развитие Царства Божия на земле — возвышенна и благородна, ради нее стоит жить, трудиться, жертвовать!

Использованные источники

Винс, Г. П. Тропою верности / Сайт «Русский баптист». — URL: http://www.rusbaptist. stunda.org/tropojvernosti.htm. (дата обращения: 29.08.2019). 24Q ГАКК. Ф.318. Оп.2. Д.2037. 1896. Первое и второе казачьи отделения Кубанского казачьего войска штаба Кавказского военного округа. О баптистских съездах. Голяев, М. И. Как вел меня Господь // Братский вестник. — 1946. — №3. — С. 13-15. Иванов, В. В. Две струи // Баптист. - 1914. - №21-24. - С. 3-5. Иванов, В. В. Евангелие на юге России // Баптист. — 1917. — №13-14. — С. 198-199. Иванов, В. В. Ему дадим отчет // Баптист. — 1911. — №12. — С. 90-91. Иванов, В. В. Еще не открылось, что будем // Баптист. — 1908. — №8. — С. 3-5. Иванов, В. В. Заблуждение адвентистов // Баптист. — 1912. — №21. — С. 8-12. Иванов, В. В. Забота о всех церквах // Баптист. — 1912. — №1. — С. 7-10. Иванов, В. В. К юношам // Баптист. — 1912. — №10. — С. 6-9. Иванов, В. В. Книга епископа Алексия // Баптист. — 1908. — №9. — С. 23-27.

о

ZT

о

Иванов, В. В. Медный змей // Баптист. — 1910. — №8. — С. 59.

Иванов, В. В. Медный змей (окончание) // Баптист. — 1910. — №9. — С. 67-68.

Иванов, В. В. Не дремлет и не спит хранящий Израиля. — 1908. — №12. — С. 19-20.

Иванов, В. В. Не умолкну ради Сиона. Несколько слов от редактора // Баптист. — 1914. — №1-4. — С. 2-3.

Иванов, В. В. Новогодние праздники (Окончание) // Баптист. — 1909. — №5. — С. 5-8.

Иванов, В. В. Новогодние праздники // Баптист. — 1909. — №4. — С. 11-13.

Иванов, В. В. О женских собраниях // Баптист. — 1912. — №16. — С. 5-7.

Иванов, В. В. О покаянии (Окончание) // Баптист. — 1911. — №45. — С. 356-357.

Иванов, В. В. О союзе (Окончание). — 1910. — №50. — С. 398-399.

Иванов, В. В. О союзе // Баптист. — 1910. — №49. — С. 389.

Иванов, В. В. О союзе // Баптист. — 1911. — №40. — С. 40-41.

Иванов, В. В. Общины и пресвитеры // Баптист. — 1914. — №21-24. — С. 8-11.

Иванов, В. В. Пастырь и наемник // Баптист. — 1912. — №9. С. 11-16. m

Иванов, В. В. Петр стоит у ворот // Баптист. — 1911. — №3. — С. 17-18.

Иванов, В. В. Письмо Д. И. Мазаеву // Баптист. — 1907. — №6. — С. 16.

Иванов, В. В. Плевелы на нашем поле // Баптист. — 1909. — №22. — С. 20-21. <

28. Иванов, В. В. Привет, с Новым годом! // Баптист. — 1914. — №21-24. — С. 20-22.

Иванов, В. В. Приготовься к сретенью Бога твоего, Израиль // Баптист. — 1914. — №9-10. — С. 17-18.

Иванов, В. В. С нашего поля // Баптист. — 1912. — №12. — С. 19-20.

Иванов, В. В. Тело Христово // Баптист. — 1912. — №20. — С. 5-9.

Иванов, В. В. Три дня // Баптист. — 1912. — №19. — С. 8-10.

Иванов, В. В. Триединый закон // Баптист. — 1911. — №22. — С. 170-171.

Иванов, В. В. Царствие Божие // Баптист. — 1910. — №34. — С. 265-267.

Иванов, В. В. Царь Антиох // Баптист. — 1910. — №27. — С. 210-211.

Иванов, В. В. Церковь Христова (Окончание) // Баптист. — 1909. — №18. — С. 2-4.

Иванов, В. В. Церковь Христова // Баптист. — 1909. — №17. — С. 1-4.

Иванов, П. В. О последних днях жизни В. В. Иванова // Слово истины. — 1921. — №5-6. — С. 50-51.

Коваленко, Л. Облако свидетелей Христовых. — Киев: Центр христианского сотрудничества, 2006. — 376 с.

Нагирняк, А. Подвижники веры / Сайт «Equalibra». — URL: https://equalibra.org/ read/#1683/5/22.6. (дата обращения: 14.08.2019).

О кончине сестры Ирины Гавриловны Ивановой в Баку // Слово истины. — 1917. — №2-3. С. 47.

Одинцов, Н. В. Образец для верных // Баптист. — 1929. — №2. — С. 10-11.

Плетт, И. И. Здесь терпение и вера святых. — Издательство «Христианин» МСЦ ЕХБ, 2010. — Т. 1. — 275 с.

Попов, В. В. Духовной жаждою томим / Сайт «Equalibra». — URL: https://equalibra. org/read/#1069/1/33.3. (дата обращения: 29.08.2019).

Проповедь В. В. Иванова // Братский листок. — 1907. — №2. — С. 26-30.

Савинский, С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России,

Белоруссии (1867-1917). — СПб.: Библия для всех, 1999. — 424 с. 241

Синичкин, А. В. Выдающиеся личности в истории Российского братства ЕХБ: Василий Васильевич ИВАНОВ (Клышников) (1846-1919) / Сайт «Российский Союз Евангельских христиан-баптистов»: URL: https://baptist.org.ru/news/main/ view/article/1421222. (дата обращения: 30.08.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соколов, Е. В. В. Иванов // Братский вестник. — 1982. — №1. — С. 47-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.