Научная статья на тему 'ИВАН ЯРНОВИЧ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ'

ИВАН ЯРНОВИЧ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРИПИЧНОЕ ИСКУССТВО / ВИРТУОЗ / СКРИПИЧНАЯ МУЗЫКА В РОССИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуревич Владимир Абрамович

Статья посвящена вопросам, связанным с петербургским периодом деятельности одного из ярких представителей плеяды европейских скрипачей-виртуозов XVIII века Ивана Ярновича. Рассматривается ряд проблем, решение которых может пролить свет на некоторых важные эпизоды истории отечественного музыкального искусства этого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IVAN YARNOVICH IN SAINT PETERSBURG

The article is devoted to questions associated with theSt. Petersburg period of activity of one of the brightest representatives of the European galaxy of the XVIII century violin virtuosos Ivan Yarnovich. A number of issues the solution of which can shed light on some important episodes in the history of Russian music of this period are examined.

Текст научной работы на тему «ИВАН ЯРНОВИЧ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»

Н ЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

© Гуревич В. А., 2016 УДК 78.071.2

ИВАН ЯРНОВИЧ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Среди многих иностранных музыкантов, работавших в российской столице во второй половине ХУШ века, были люди разной судьбы. Некоторые из них нашли себя в России, ставшей их второй родиной (И. Хюбнер, Ф. Арайя, Л. Мадонис, Т. Порта, Г. Раупах, А. Тиц, А. Амати, Ф. Фейхтнер). Другие приезжали и уезжали, промелькнув подобно метеору и не оставив длительного следа в русской культуре (большая часть солистов итальянской и французской трупп, «сезонные» гастролеры и т. д.). Наконец, сравнительно немногочисленная группа музыкантов, живших, уезжавших и вновь возвращавшихся в Петербург, чтобы в конце концов окончательно его покинуть или окончить здесь дни свои. К этой группе относятся работавшие в северной столице выдающиеся скрипачи-виртуозы — Антонио Лолли и его ученик и преемник Иван Ярнович (1747-1804).

Ярнович приехал в столицу, видимо, ранней весной 1783 года. Р.-А. Моозер, а, вслед за

Статья посвящена вопросам, связанным с петербургским периодом деятельности одного из ярких представителей плеяды европейских скрипачей-виртуозов XVIII века Ивана Ярновича. Рассматривается ряд проблем, решение которых может пролить свет на некоторых важные эпизоды истории отечественного музыкального искусства этого периода.

Ключевые слова: скрипичное искусство, виртуоз, скрипичная музыка в России

ним, другие исследователи, полагали, что Ярно-вич рассчитывал получить поддержку трудившегося тогда в Петербурге Лолли. Ныне эта точка зрения может быть объявлена не единственной. Из статьи польского музыковеда Алины Журав-ской-Витковской в сборнике «Загреб и Хорватия как мост между центральноевропейской и средиземноморской музыкальными культурами» (Загреб, 1998), рассказывающей о пребывании Ярновича в Варшаве, явствует, что скрипач отправился в Петербург по рекомендации российского посла в Польше графа Отто Штакельберга, в доме которого он с блеском выступил, получив невиданный гонорар в 2000 золотых. Правда, никаких документальных подтверждений тому Жу-равская не приводит. Более того, она ставит под сомнение сам факт занятий Ярновича у Лолли в Штутгарте, утверждая, что «Лолли не был учителем Ярновича», так как у Ярновича «отсутствовала регулярная школа» [1, с. 250]. Источник такой точки зрения — «Письма о музыке» М. К. Огинь-ского, изданные в Кракове в 1956 году. При всей серьезности этого источника полагаться на него все же следует с известной долей осторожности: Огиньский писал свои мемуары спустя сорок с лишним лет после описываемых событий, и элемент субъективизма в них не мог не присутствовать. Во всяком случае факт обучения у Лолли сам Ярнович нигде публично не опровергал, а приехав в Петербург, более года находился здесь одновременно с Лолли. Об их близких отношениях свидетельствует ряд фактов, на важнейший из которых доныне не обращали внимания исследователи: считалось, что Ярнович сменил Лолли на посту придворного камермузыканта. Но никто не заметил, что в течение нескольких месяцев оба скрипача фактически занимали одну и ту же должность одновременно! Ибо, хотя контракт с Ярновичем В. И. Бибиков подписал еще 14 мая 1783 года, но в должность Ярнович вступил 22 80

Актуальные проблемы высшего музыкального образования

января 1784 года. А решение об увольнении Лолли датировано 24 октября 1783 года. Выходит, что с середины мая по конец октября Лолли и Ярно-вич служили (по крайней мере формально) вместе, только с разным окладом (4000 рублей — у Лолли, 3000 — у Ярновича). И хотя, несомненно, именно волокита с увольнением Лолли и была той самой оставшейся непонятной Моозеру причиной восьмимесячной задержки с официальным началом придворной службы Ярновича, никакого конфликта между обоими скрипачами не возникло: Ярнович терпеливо ждал разрешения спора между Лолли и дирекцией Императорских театров. Зная непредсказуемый характер Ярновича, скандалившего далеко не по столь существенным поводам, можно объяснить его смирное поведение одной, но более чем важной причиной: со старым наставником он ссориться не мог и не хотел. Неизвестно, платили Ярновичу в это время официально или нет, но материально он, конечно, обижен не был: во всяком случае гонорары за разовые выступления плюс выигрыши за биллиардным столом (в этой игре Ярнович считался сильнейшим в Европе) с лихвой покрывали положенный ему оклад.

Подчеркнем, что о пребывании Ярновича в Петербурге вообще сохранилось очень мало документальных свидетельств, пожалуй, меньше, чем о ком бы то ни было из заезжих виртуозов. Если и есть упоминания, то предельно краткие. Ничего подобного, например, «историям» Лолли. Естественно, возникает вопрос: почему так произошло? Ответ таится в сфере, далекой от внешней стороны дела: Ярнович исполнял свои обязанности не совсем так (или совсем не так), как предписывали тогдашние контракты придворных музыкантов. Во-первых, он не играл в придворном оркестре, хотя формально сие как бы само собой разумелось. Во-вторых, он почти не давал сольных концертов: нет ни одного анонса в печати, ни одного упоминания в ней о его публичных выступлениях, хотя известно, что он все-таки играл и в Петербурге, и в Москве. Более того, Ярнович крайне редко давал так называемые «большие» концерты в придворном кругу: о них не упоминает ни один из мемуаристов той эпохи. Мы доподлинно знаем лишь то, что дебют Ярновича состоялся 10 мая 1783 года в придворном концерте. Далее — никакой конкретики.

Чем же занимался Ярнович? Очевидно, тем, чем занимались музыканты, облеченные особым доверием Екатерины: играл «за зеркалом», перед императрицей и ее приближенными, в домашней обстановке. В состав ансамбля, по мнению Р.- А. Моозера, входили кларнетист Йозеф Бер,

скрипач Август Тиц, певица Луиза Тоди и сопра-нист Комаскино (Кристофоро Арнабольди). Как мы знаем на примере В. Пашкевича, о музыкантах, вхожих в покои императрицы, не сохранилось почти никаких документов: они существовали, исполняли свои обязанности, но место и время исполнения этих обязанностей не фиксировалось и не могло фиксироваться официально. Отсюда и молчание по поводу конкретных выступлений Ярновича — и весьма благожелательное отношение к нему придворных кругов. Обращает на себя внимание лексика, избранная вице-канцлером А. Кушелевым-Безбородько в письме В. Бибикову, написанному по горячим следам премьерного концерта Ивана Ярновича: «Ее Величество императрица желает (курсив мой. — В. Г.), чтобы музыкант Ярнович был приглашен на службу, учитывая его замечательные таланты, и желает (курсив мой. — В. Г.), чтобы Ваше Превосходительство заключило с ним контракт» [2, с. 14].

Неясно, когда Ярнович стал членом престижного Музыкального клуба. Есть предположение, что ещё при жизни Я. Штелина — основателя и фактического главы клуба, привлекавшего туда всех приехавших виртуозов (то есть до июня 1785 года). Моозер относит членство Ярновича в Музыкальном клубе к 1789 году, но это утверждение может быть оспорено. Что касается характера написанных в эти годы сочинений, то здесь больше ясности, ибо эту музыку Ярнович играл и в Петербурге, и в других городах и странах (и издавал ее там). В его концертах и (или) сонатах, не говоря уже о вариациях, сочетается прекрасное владение стилистикой венской школы с «игрой» виртуозными эффектами и, разумеется, введением русского фольклорного элемента. Тут он следует за Лолли и Хандошкиным. Трудно сказать, посещал ли Ярнович концерты Хандошкина (тот отбыл в Екатеринослав с Потемкиным в феврале 1785 года), но в том, что он был знаком с ним уже в это время, вряд ли следует сомневаться.

Почти ничего не известно о «блицвизите» Ярновича в Санкт-Петербург в 1789 году, осуществленном, видимо, поздней весной, после оглушительного успеха его апрельского московского концерта. Вероятно, одной из причин приезда стали семейные проблемы, ибо супруга Яр-новича оказалась в тот момент временно без постоянной работы (она, как известно, была актрисой петербургской французской труппы). Дату отъезда Ярновича из России Моозер относит к следующему, то есть к 1790 году. Документального подтверждения ученый не приводит.

Немузыкальными причинами, по мнению специалистов, было вызвано возвращение маэ-

№ 2 [40] 2016

стро в столицу во второй половине 1802 года: он приехал, дабы зарабатывать на жизнь игрой на бильярде. Так-то оно так, но тогда непонятно, почему его все-таки зачислили в Первый придворный оркестр? Чтобы просто платить немалые деньги? Поблажки, конечно, были возможны — Ярнович при жизни стал легендой. Но не до такой же степени, чтобы скрипач практически не брал в руки инструмент? Кажется, все-таки нужно признать, что, несмотря на отсутствие письменных свидетельств, и в эти последние годы своей жизни Ярнович продолжал периодически появляться на публике, а вполне вероятно, и играть в ансамблях с другими исполнителями: профессионалами и любителями. Слава его не померкла, иначе вряд ли власти пошли на беспрецедентную по масштабам для российского придворного артиста церемонию его похорон.

Вопросы, вопросы, вопросы... Их много вокруг Ярновича. И надо пытаться решить их, в том числе путем зарубежных поисков, консультируясь с загребскими профессорами Верой Ка-

талинич и Станиславом Туксаром — главными знатоками его жизни и творчества1. Не забывая, разумеется, об архивах нашей страны, где, бесспорно, таится еще множество ценнейших материалов, ждущих своего открытия.

Примечания 1 Перу В. Каталинич принадлежит наиболее обстоятельная работа о жизни и творчестве Ивана Ярновича — «Скрипичные концерты Ивана Ярновича» (Загреб, 2006. 264 с., на хорватском языке).

Литература

1. Журавская-Витковская А. Ярнович в Варшаве // Загреб и Хорватия как мост между центрально-европейской и средиземноморской музыкальными культурами (на хорватском языке). Загреб, 1998. С. 249-253.

2. Моозер Р.-А. Итальянские скрипачи-композиторы в России в XVIII веке // Rivista musicale italiano. 1949. № 2. C. 14-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.